Угроза из облаков, или Не смотри наверх/Эксплуатируй вдумчиво
У О. Джея Хейвуда после смерти отца хватало хлопот. Уныние, накрывающее юношу подобно кучевым облакам над калифорнийскими просторами. Попытки свести концы с концами на семейном ранчо, где Хейвуды уже несколько поколений тренировали лошадей для Голливуда. Взбалмошная сестрица Эмеральд.
А тут еще исчезновение лошадей прямиком из конюшен. В котором виновны, похоже, абсолютно невозможные на первый взгляд сущности.
Джордан Пил («Прочь», «Мы») темным болидом ворвался в снулое болото хоррора, в 2018 получив Оскар за лучший оригинальный сценарий.
С той поры каждая его работа ожидается с интересом, вызывая целую бурю споров.
В Nope (переводом служит не классическое Нет! А скорее издевательское Не-а!) режиссер решил поговорить со зрителями о человеке. Точнее о некоторых его характеристиках.
Стремлении гомо сапиенсов приручить все, что под руку подвернется. Доказать, кто на Земле (и не только) самая большая жаба. Желании, вроде как естественном, поддерживаемом с детства тезисами типа «человек – царь зверей». В варианте «рачительного хозяина», заботящегося о братьях меньших, даже оправданном. Вот только чаще перед нами другие варианты. Эксплуатация подопечных в хвост и в гриву, высасывание всех соков, несоблюдение техники безопасности. Жестокость, пренебрежение или равнодушие.
Вот и случается «день рождения Горди». Самый, пожалуй, берущий за душу момент всего фильма.
Или призывание на свою голову того, с чем справиться будет крайне сложно. Скромнее надо быть, товарищи.
Жажде славы и признания, причем не только в денежном эквиваленте, но и в ключе «остаться в памяти потомков» спасателями жизней. Жажде, толкающей на самоубийственные поступки, заставляющей позабыть о разуме и логике. Лелеющей в вас эгоизм, стремление опередить других, вышвырнуть их на обочину, отобрать лавры себе любимому.
Ну и о непременном расизме, куда ж без него. Но здесь этой темы на удивление негусто, видно, что о тяжелой судьбе чернокожих, непризнании их заслуг, Пил говорит на автомате, без искорки. Не о том речь, не о том.
Разговор важный, не спорю. Но вот с формой, в которой этот самый разговор подается, в этот раз все не слава богу.
Сюжет чересчур долго раскручивается. Первая половина двухчасовой картины – плавная экспозиция. Затем всплеск — и еще без малого полчаса подготовки. С бесценным киношным временем, где каждая секунда должна содержать массу информации, нынешние постановщики обращаются слишком уж вольготно.
Перипетии мало цепляют. За героев переживаешь слабо. Сравните ощущения от «Тихого места» и от Nope. В сон, пожалуй, не тянет, но и до высот саспенса новому фильму Пила как до Киева рачки.
Антагонист, когда мы его наконец видим во всей красе (стетстон?!), выглядит довольно нелепо, что изрядно снижает градус напряжения (ты же проблемка была во вторых Самоубийцах). Разве что ближе к финалу у него нашлась интересная форма.
Впрочем, приятные моменты в картине имеются. Постепенное нагнетание обстановки. Кусочки непонятной угрозы. Ухваченные краем взгляда. Показанные намеком, при этом лишающие нас самого важного и привычного инструмента – электричества. Не дающие однозначного ответа о том, что мы видим. Людские фигурки, выглядящие трогательно маленькими на фоне противника. Четкое ощущение того, что на самом деле мы поразительно хрупки и ничтожны перед лицом того, чего не понимаем. Чего-то, претендующего на «высшего хищника», в корне несогласного с тезисом о «царях природы», И лишь максимальное напряжение серых клеточек, соединенное с использованием всех талантов, опыта и умений могут дать небольшой шанс уцелеть в сложившихся обстоятельствах.
Тени и темнота, хотя ее, пожалуй, можно было и поменьше.
Красивые пейзажи. Огромное открытое и безлюдное пространство, с холмами на горизонте и потрясающими закатами.
Быт профессиональных киношников, охотников за сенсациями, и тех, кто стремиться прославиться благодаря любительским съемкам.
Элементы вестерна с его молчаливым героем-всадником, противостоящим злу. Готовым пожертвовать собой ради близких.
Актерский состав ленты состоит буквально из четырех-пяти лицедеев.
О. Джей ( Калуя) становящийся, похоже, любимым актером Пила. Тот самый герой на коне. Угрюмый, нелюдимый парень, не особо жалующий компании и не терпящий быть под прицелом взглядов. Искренне любящий лошадей, живущий среди них с младых ногтей. Отлично знающий природу животных, как хищников, так и жертв.
Эмеральд (Палмер). Полная противоположность брату. Компанейская, бойкая, живая, брызжущая энергией, трещащая без умолку. Перебравшая все роли на Фабрике грез от актрисы до продюсера. Не слишком успешно. То бесящая своей непосредственностью. То привлекающая неуемной харизмой.
Торрес (Переа). Технарь, помогавший в установке камер на ранчо и чересчур плотно ввязавшийся в дела семьи Хейвуд. Нажористое любопытство и здоровая нотка самосохранения.
Джуп (Юн/Йен). Владелец шоу о Диком Западе по соседству с ранчо Хейвудов. В детстве при съемке в ситкоме пережил жуткую психотравму, связанную с животными. В попытках справится с последствиями, стал зарабатывать на давней трагедии, и даже счел себя в некоторой степени избранным. Что навлекло кучу неприятных последствий на многих людей.
С его аркой связаны флеш-беки, переносящие нас на площадку злополучного ситкома.
Оператор Холст (Уинкотт). Мрачный дядька, наслаждающийся картинами жестокости (а точнее естественности) царящей в дикой природе. Легендарный оператор, фанат старой техники, ради хорошего кадра готовый на все.
Эрго. Неплохой идейно, но не самый лучший по форме подачи идеи социальный хоррор.
С самых младых ногтей постреленок Дик Бенц мечтал о небе. А точнее о капитанском шнуре — признаке самых уважаемых небоходов. И пускай в академию принимают лишь дворян, а Дик никак не мог похвастаться родовитостью. И денег, чтобы купить летучий корабль у него не было, и не предвиделось. Плевать! Бенц обязательно станет капитаном.
А потом невообразимым образом раздобудет судно. И ввяжется в события, способные изменить судьбы целых королевств.
Летающие корабли в фентези сложно назвать супеоригинальной идеей (с ходу вспоминается Крис Вудинг и «Звездная пыль» Геймана, особенно в киношном варианте, но и совсем уж повседневным приемом они не являются. Ольга Голотвина, известная циклом «Великий Грайан», построила свою серию вокруг парящих в небе судов, не забыв при этом очертить контуры нового мира, где происходит действие. Мира, способного порадовать читателя парочкой любопытных фишек.
Во вселенной «Крыльев» на дворе примерный аналог нашего Нового времени (причем с акцентом скорее в Италию/Испанию, чем во Францию/Англию), со шпагами, дворянами, парусным флотом, однозарядными пистолетами и аркебузами, корабельными копьеметами. А также магами, демонами и нечеловеческой разумной расой. И, конечно же, летающими кораблями. Механика этих судов стала одной из самых интересных сторон романа.
Летают здешние шхуны и фрегаты при помощи неких лескатов. Живых существ, одинаково хорошо чувствующих себя в водной и воздушной стихиях, способных как плескаться в море, так и подолгу парить в воздухе, пережидая опасность снизу (а что делать с опасностью сверху?). Как? Разложение воды на водород и кислород. А вообще все вопросы к алхимикам, они в курсе дела. Кажется.
Из этих самых небольших лескатов вульгарис вывели огромных зверюг, предназначенных для несения кораблей фактически на своих спинах, плюс магическим образом увеличили их подъемную силу.
Ву а ля! И перед нами воздушные суда. Построенные по принципу морских, но с существенными отличиями. На порядок меньше парусов, плоское дно, маленький киль, зато большой руль. Легкие породы дерева плюс влагоотталкивающая мастика. И главное – никакого огня! Под страхом смертной казни. Весь рейс на сухомятке и без курева? Да-да. Тяжела ты участь небохода.
Но и кроме кораблей-самолетов в новой локации есть на что посмотреть. К примеру, на звероподобных илвов, ту самую нелюдскую разумную расу со своими забавными особенностями. С одной стороны это продвинутые существа, способные сделать лес живым и разумным. Сливающиеся с природой, чувствующие малейшее искажение живого (и даже мертвого) дерева.
Живущие стаями, не способные существовать без привычного окружения. С другой — дикари, казнящие соплеменников за отличный от принятого цвет шерсти и отправляющие неостановимые тени-убийцы на охоту за отступниками-беглецами.
Без оригинального пантеона автор также не обошлась. В большинстве стран любопытная смесь язычества с монотеизмом, подразумевающая длинную и сложную иерархическую божественную лестницу. А также обычай выбирать себе покровителя из Младших богов. Причем покровителя помогающего своим подопечным вполне реально. Плюс в наличии отдельное государство мусульм…, пардон правоверных халфатцев (халфатенян?): поклоняющихся Единому и его пророку Халфе. А еще у них там грифоны водятся, вот.
Автор даже потрудилась разработать свежую систему игральных карт с непривычными нашему уху названиями. Мелочь, а приятно.
А как вам орден магов-исследователей? Но не в современном благородно-возвышенно-научном значении этого слова, а в самом что ни на есть прикладном и древнем. Нет ничего превыше науки. Кроме магии конечно. А людские жизни, а уж тем более психическое и физическое здоровье подопытных не имеют ни малейшего значения. Жертвы, опыты, кучи трупов, хирургические операции. Доктор Моро обзавидуется. Будни этих колдунов-потрошителей составляют вторую, более глобальную, чем приключения бравого Дика с командой, влияющую на судьбы мира линию романа.
Ну и демоны, со своими ограничениями, плюшками и тарашками имеются. Причем периодически они нехило воздействуют на судьбы главных героев.
В первую очередь, понятно на судьбу нашего 15-летнего (или сколько ему там?) капитана. Образ Дика Бенца оставил весьма противоречивое впечатление. Он молод, красив, горяч, уверен в себе до самоуверенности, харизматичен, опасен, жутко везуч, неглуп. Ловок как дюжина чертей, фехтует как бог, играет в карты как весь пантеон, рожает гениальные планы, как не знаю кто. В общем, периодически наваливаются воспоминания о некоем печально известном джентльмене по имени Марти Сью. При всем этом Дик действительно неплохой, добрый парень, увлеченный небом и капитанской фуражкой (т. е. шнуром). Совсем недавно переживавший непростые времена (жаль они остались за кадром, может, если бы мы увидели героя в неприглядном виде, мартисьюшности у него поубавилось бы). Заботящийся о своих людях и не забывающий о справедливости. Но как-то подозрительно легко ему все дается. Избранностью попахивает.
Да и одновременное увлечение героем целыми тремя барышнями (две из которых откровенные хищницы), каждая из которых преследует параллельно свой интерес, работает все на ту же тему со стариком Марти. Ну такой уж наш Дик уникальный, спасу нет.
Остальные герои запоминаются комплексно. Команда «Миранды», состоящая из могучего боцмана, опытного погонщика лескатов, пары девиц, илва и пацана-юнги.
И маги Ожерелья.
Команда большую часть времени теряется на фоне своего героического капитан, но при этом периодически выходит на первый план, демонстрирует неплохое развитие отношений, а некоторые из ее членов даже имеют какой-никакой шлейф роли (как тот же боцман или Лита). Но принимают они капитана как-то слишком уж навсегда и безоговорочно (и это после всего одной драки). Соглашаясь на все его безумные эскапады, даже если им лично они не больно-то выгодны, а то и вовсе смертельно опасны. Я понимаю: жанровые допущения, но даже в приключенческой фентези люди должны оставаться людьми. Иначе это уже не фентези, а сказка.
Маги Ожерелья вышли не хуже, а в некоторых моментах даже поинтереснее соратников Бенца. Увлеченный хирург-мясник Алмаз, пафосная погодница Сапфир, коварный оборотень-политик Двуцвет. И Ихтиандр-Аквамарин, явно не сказавший еще своего последнего слова.
По жанру перед нами откровенное приключенческо-авантюрное фентези, бросающее пару-тройку намеков на дальнейшее расширение чуть ли не до эпического. Начинается все скромно: с одного капитана, его команды и небольшой летающей шхуны. Но уже тогда, автор подбрасывает нам информацию о том, что это самый капитан не так прост, ему суждены крупные судьбоносные свершения, а события скоро приобретут больший, судьбоносный для многих размах. После экватора романа этих намеков все больше и больше, но в первом томе почти все они намеками и останутся. Большинство глобальных перипетий Голотвина придержала на последующие тома, один из них уже вроде как даже дописан, а второй находится в работе.
Многие аспекты этого мира не раскрыты, а многие едва намечены. Так парой слов. Хотя общие географические и политические контуры автор очерчивает буквально в первых строках. И судя по этим строкам, места «где приключаться», у героев в достатке.
Политика всплывает лишь в разрезе судьбы принцессы Эннии и борьбы за трон Альбина. Остальные государства за кадром, как за кадром отношения между ними, использование летающих кораблей в державных интересах и во время конфликтов. Мало информации об остальных магах, кроме Ожерелья и пары слов о погодниках. В общем, развивать эту локацию есть куда.
Сюжет живенький. Аферы в исполнении нашего главного героя. Обретение верных спутников.
Борьба за выживание с использованием всех умений и способностей команды. Контрабанда и прочие будни небоходов. Пираты. Маги. Убийцы. Бретеры. Поединки и спасения. Периодические флеш-беки в прошлое Дина и его товарищей. Экспедиция в дебри. Бандиты. Мерзкие дворяне. Скучно не будет.
Язык не идеален, но от вращения не вызывает. А вот идея эпиграфов из стихов, настраивающих на содержимое каждой главы, наоборот, понравилась.
Эрго. Удачное приключенческо-авантюрное фентези с летающими кораблями, любопытными особенностями мира и намеками на глобальные события. А вот тумблер мартисьюшности у главного героями имело бы смысл прикрутить как минимум наполовину. Но как жанровое чтение неплохо. Продолжение скорее всего буду отслеживать.
Красивости против отсебятины, или День рождения Мордора
Вторая Эпоха Средиземья.
Великий враг Моргот повержен. Однако зло не покинуло мир. Его олицетворением стал преданный слуга Бауглира, коварный колдун Саурон. А одним из главных противников Тьмы – эльфийская воительница Галадриэль. Убежденная, что Саурон — казалось бы, сгинувший навеки — лишь затаился на время, и ждет своего часа.
И, похоже, ее уверенность начинает получать все больше оснований.
После полнометражных Джексоновских экранизаций ВК и Хоббита, в которых кроме приятных мест хватало спорных моментов, ожидания от амазонского сериала были противоречивыми. К сожалению, не зря.
Единственным аспектом «Колец», к которому нет ни малейших претензий – это картинка.
Свет дерев Валинора. Занесенные снегом, покрытые льдом суровые горы. Таинственные пещеры.
Просторные степи, изрезанные оврагами, полные жизни, во всех ее проявлениях. Мохноного-первобытные кочевники-собиратели. Помпезный Золотой Линдон с поросшими лесом прибрежными утесами, изящными араками, водопадами, фигурами мертвых, вырезанными на поминальных деревьях («подобие падших, заключенное в живом существе»). Изысканные фейерверки над гладью воды, бросающие мягкие отсветы на лица и стволы, изысканно гармонирующие с мерцающими светильниками. Обстоятельные крестьянские поселения в Южных землях, на фоне близких мрачных скал, с домами из камня и дерева. Дальние эльфийские заставы. Патетичное плавание на Запад. Эрегион, увенчанный башнями как дикобраз иглами. Окутанный водограями Кхазад-дум – великие лабиринты и галереи Мории, полные водных потоков, мостов и мостиков, подъемников, колонн, механизмов, линз, прочих красот и… солнечного света. Заставленный гигантскими статуями Нуменор с его застроенной по самые вершины скал столицей и залом знаний, созданным Эльросом. Миграция хоббитов, не скрываясь демонстрирующая разнообразные природные прелести: от болот до лесов.
Природа великолепна (Новая Зеландия восхитительна!) – как реальная, так и нарисованная. Красоты по сериям распределены неравномерно, но практически в каждом эпизоде постановщики стараются подкинуть зрителю хотя бы одну приятную глазу местность.
Красиво сделан переход с карты мира на реальные пейзажи, показывающий объем Средиземья и разнообразие задействованных локаций.
Повторюсь, визуал у сериала выше всяких похвал.
А вот наполнение – нет.
Эру с ней, с поломанной хронологией. Когда одновременно в мире живут Келебримбор и Элендил (которых разделяло множество столетий). Когда Исильдур уже почти зрелый муж, а Саурона никто в глаза не видел (когда Исильдур коптил небо – с Сау воевали уже давным-давно). Чтобы было понятнее, как обстояли дела в настоящей хронологии Второй эпохи: в 880 годах предчувствия по поводу некоего злого духа, которым оказался Сау, начали гнести душу Гил-Галада, в сериале столь благостно объявившего мирную эпоху; первая война с Сауроном началась в 1693; низвержение Нуменора и спасение Элендиля с сыновьями произошло в 3310).
С напрочь похороненной, кастрированной, лишенной острых углов и смягченной до детсадовского уровня предысторией. «Моргот уничтожил свет и легион эльфов отправился на войну». Да ладно! Вот как оказывается все было!
Или с расовым многообразием сериального Средиземья. Неужто вы ожидали чего-то иного от проекта, снятого в Штатах в 2022? Не уподобляйтесь наивным эльфийским воинам.
Но почему вы так коряво и странно подаете народы Средиземья?
Эльфы-нолдор – возвышенно-высокопарная аристократия («скопипащенная» с людской знати), сочащаяся пафосом, помешанная на политике, социальных игрищах и побрякушках высшего света. Поведенная на придворных церемониях, обрядах и ритуалах, жаждущая внимания короля, страшащаяся его немилости, боящаяся ослушания.
Да, и по какой причине на роли эльфов подбирают столь неказистых внешне лицедеев? Особенно мужиков касается. У Джексона тоже не все эльдар неземной красы, того же агента Смита вспомним, но в Кольцах я и вовсе не припомню ни одного лица, которое можно обозначить термином «эльфийское».
Но хитом сезона стал отплытие Галадриэль за море. «Этим героям дарована честь, равной которой в нашей истории не бывало»?? «Им позволят пересечь море, чтобы жить вечно»??? «Примите дар своего короля»???? Эльфы и так живут вечно, даже после физической смерти от ран не пропадая в никуда, а лишь переносясь в чертоги Мандоса в Валиноре. Возвращение в Валинор — не дар никакого короля, а право каждого эльфа Средиземья. Блин, об этом же в Приложениях к ВК прямым текстом сказано, на них-то у вас права есть!
Стоит, правда, отметить, что касательно Галадриэль имеется небольшой нюанс. В некоторых текстах Профессора, в тех же Неоконченных преданиях, сказано, что во вторую эпоху Артанис, как стоявшей у истоков мятежа Феанора, было запрещено возвращаться в Валинор. И лишь после событий ВК этот запрет был снят.
О «увядании» эльдар, с которым может справиться лишь определенный материал, впитавший свет изничтоженного Сильмарилла (!) даже говорить неохота – бред, причем нерифмованный.
Военизированные синдар, служащие колониальными войсками среди диких племен аборигенов, косо глядящих на поработителей, лелеющих идею восстания. Демонстрирующие неловко смотрящуюся эльфийскую акробатику «с цепями и без», явно вдохновленную подвигами Леголаса у Джексона.
Нарочито брутальные гномы, невзирая ни на какие обещания постановщиков и наличие большого количества хоббитов, похоже, обреченные нести крест юмористических персонажей.
Как у вас вообще с математикой? Гномы конечно не вечноживущие эльфы, для которых 20 лет действительно равны мигу, но живут около двух с половиной сотен лет. Так что заявлять, что за два десятилетия гном прожил целую жизнь, несколько опрометчиво. К счастью, ситуацию с тангарами создатели сериала со временем несколько исправили. Наугримы постепенно проявляют себя не только как бесшабашные расисты-алкаши, но и как отменные трудяги, неглупые стратеги, заботливые семьянины. Над зрительским впечатлением немало поработали Дурин (Артур) и Диси (Номвет), создавшие любопытную пару, совмещающую любовь друг к другу и мысли о будущем всего народа. Дурин постепенно становится одним из лучших персонажей сериала, гармонично сочетающим брутальность, иронию и внутреннюю силу.
Формализированно-патетичный Нуменор, с капитанами, изрекающими высокопарные фразы («море всегда право» «Нет учителя суровее, чем море»), банальными испытаниями «подручных» и рассеянными королевами-наместницами, не узнающими собственную высшую элиту (Элендиль не «неизвестный капитан, наследник знатного рода», а владыка крупного порта Андуниэ, один из самых именитых нуменорцев, потомок Эльроса). Нуменор, совместивший кондовую монархию с демократическими подходами, типа вызывания на войну исключительно добровольцев, или активного ублажения толпы. Нуменор, отправляющий на войну 3 (прописью три!!) корабля и три сотни воинов. Нуменорцы, конечно, крутые пацаны (особенно гремели их лучники), но аж никак не супергрои, способные в одиночку изничтожать сотни орков, что наглядно показала битва в Ирисной низине, где хлопцев Исильдура было как раз несколько сотен, что им ни капли не помогло. Да, формально на тот момент это были уже не нуменорцы, а арнорцы, но сути это не меняет.
Разве что к первобытным кочевым мохноногам, активно ныкающимся от «громадин», и старающимся исчезнуть для остального мира, претензий минимум. Маленький народец с большим сердцем.
Да и у Джексона хватало косяков. К примеру, он жутко невзлюбил Гондор и Эсгарот, показывая, их мягко говоря, не сильно адекватными парнями. Но создатели The Rings of Power в «чудачествах» с миром Толкина обставили Питера как салагу.
На что тратите экранное время?
На банальную и шаблонную отсебятину, мелкие жизненные моменты, которые слабо двигают сюжет и заслоняют общую картину, должные, по мнению американских сценаристов, увеличить градус сопереживания персонажам? Причем, чем дальше в лес, тем отсебятина становится громаднее и бредовее.
До сих пор помню отличного «Берена Белгариона», показавшего как можно расширить и дополнить Профессора, приблизив к читателю местами суховатые легенды Сильмариллиона, показав бурление и масштаб событий Первой эпохи, сделав ее столь же родной, как и описанная в ВК третья. Брилеву бы почитали, оболтусы.
На политика Элронда? На «потерпевших кораблекрушение», с рекордными заплывами без помощи плавсредств, бодрым кролем через море-окиян? На однообразные проказы хоббитши и скучноватые обычаи ее народа? На любовные шашни бравого синдар с травницей? На панибратского Хальбранда – эдакого затемненного недоарагорна?
Да, о второй эпохе материалов немного, и большая их часть находится в Неоконченных и Утраченных сказаниях, прав на экранизацию которых у Амазона нет. Но даже взяв за скелет Приложения к ВК, можно было создать на порядки более адекватную историю создания Колец и войны в Эриадоре. Неймется вам без пафоса – дайте больше эпика! Да, перед нами, безусловно не Первая эпоха, где эпоса хоть половником черпай, но и во Второй его хватало. Увольте сценаристов, пишущих картонно-коряво-пафосных диалоги деревянным персонажам, достойным провинциального театра («мы перевыполнили план!», а «Командующая северных армий» сразу вызывает в памяти бессмертное захаровское: «где командующий? Командует»). Взвинтите темп, не размазывая события по экрану и посвящая кучу времени малозначимым деталям. Не прячьте Саурона, как нашкодившего под лавкой кота.
О гениальных эльфийских доспехах с горловиной «ловушка для мышки»: «десь тут була моя шкварка». Идее Тьмы создать царство, где зло будет не просто выживать, но и процветать и размножаться – да нет, никакого отдельного царства, Сау просто желал подмять под себя все Средиземье. «Метеоритном» появлении неопределенного истари. Эльфийских рабочих, отнимающих ремесла бедных нуменорских тружеников. Орках, ставших натуральными вомперами, практически неспособными выйти на свет (у Толкиена они тоже были не в восторге от солнца, но вполне были способны при нужде передвигаться и воевать днем). Да и «зомбиподобный» грим у них, мягко говоря, не блещет. Глобальности народонаселения Южных земель (вокруг которых крутится изрядная часть перипетий сериала), все обитатели которых вольготно разместились в одной-единственной деревне. Аллюзиях на ВК с походом четверки невысокликов и пухлой верной спутницей главной хоббитши. И вопросах, типа как ирчи поймали недремлющую синдарскую стражу, и упоминать неловко. А мифрилл, крепчайший и дорогущий материал для доспехов, который на самом деле довольно давно добывали не только в Мории, но и в Нуменоре, из которого сотворили натуральный макгаффин? Что вы курите, и зачем такую гадость?
Есть, к счастью, в сериале и любопытные моменты.
Как-то тема людей, служивших Морготу. Слабенько поднимавшаяся у Джексона, да и у самого Профессора она далеко не на первом месте. В сериале все отлично помнят, на чьей стороне – победителей или проигравших — были предки людей, живущих на этой земле. Им не собираются ничего прощать, и потомки служивших Морготу это отлично видят. Со своей стороны – копя злобу к высокомерным победителям. Показывая, как возникает и крепится порочный круг ненависти и злобы, ведущий к новой войне. И так без конца, пока кто-то не найдет в себе силы, разорвать паутину ненависти.
Орков — не как безропотных отродий Тьмы, а существ, достойных жизни, имеющих свою идеологию, стремления и чаяния. И это не просто желание убить всех вокруг.
Перед нами с полдесятка линий, каждую из которых ведут свои персонажи.
Галадриэль (Кларк). Главный протагонист сезона. Ее образ по сравнению с книжным изменен серьезно. Артанис из книг Толкиена была одной из умнейших женщин всей истории Средиземья, наделенной массой талантов на уровне Феанора. Одними из системообразующих черт ее характера были амбициозность и стремление к власти, не в последнюю очередь толкнувшие ее присоединиться к походу в Средиземье. Галадриэль из сериала ведет одна, но пламенная страсть – месть за брата. Перед нами натуральный ветеран войны, подверженная посттравматическому синдрому даже после окончания горячей фазы. Пропитанная ненавистью, отравленная Тьмой, не видящая себя в мирной жизни, все усилия прикладывающая к тому, чтобы отыскать ненавистного ей субъекта. «Охота за Сауроном» – звучит предельно глупо, но именно этим и занимается наша эльфийская дева. Перед нами натуральный терминатор, способная в пару ударов нашинковать тролля, днями пробираться через метель, карабкаться по обледеневшим скалам на головокружительную высоту. При этом девушка не особо умна, вспыльчива, порывиста, прет по жизни как бульдозер. Дипломатия? Не слыхала. Прожитые столетия не ощущаются ни на грош. Впрочем, это вечная проблема долгоживущих персонажей, очень сложно правильно прописать такой образ как сценарно, так и с актерской стороны.
Хальбранд (Викерс). Загадочный мужчина с таинственным прошлым, любящий держаться запанибрата со всеми, включая тысячелетних эльфийек. Явная аллюзия на Арагорна, правда, не факт, что его жизненный путь закончится столь же приятно.
Эльронд (Арамайо). Киновоплощениям сына Эарендиля упорно не везет на внешность. Мордашка у нашего полуэльфа не ахти. А вот с наполнением образа все более-менее неплохо. Эдакий прожженный политик, серый кардинал Линдона, пишущий речи Гил-Галаду, мягко подталкивающий своего короля к нужным вещам. Вроде как неровно дышащий к Галадриэли (или все же просто дружба?), но способный пойти на утрату друга, лишь бы вырвать ее из круговорота войны и смертей. Трогательно дружащий с гномом, готовый ради него пойти на конфликт со своими, но забывающий о разнице восприятия жизни этих двух рас. Узнающий, что на каждого хитреца найдутся другие, и не только он умеет использовать сородичей «в темную».
Нори (Кавена). Хоббитша, постоянно ищущая приключений на свою пятую точку, рвущаяся изменить увязшую в рутине жизнь.
Арондир (Кордова). Сурово-безэмоциональный эльф-воитель, в далекой мирной жизни трудившийся садоводом. Втюрившийся в людскую женщину (как без этого! Ну не могут постановщики Толкиена не ввести межрасовую любофф, ситуацию за всю историю Средиземья случившуюся ровно три раза) и уже почти готовый признаться в своих чувствах. Если б еще орки не отвлекали!
Бронвин (Бониади ). Решительная дама-целительница с сыном пубертатного периода, хватающимся за подозрительные предметы.
Мириэль (Аддай-Роббинсон) – королева-наместница (??) Нуменора, заменившая заточенного в башне «эльфолюба»-папаню. Невзирая на внешнюю строгость и неприветливость, искренне переживает о судьбе своего народа.
Адар (Моул). Главный антагонист проекта, напоминающий персонажей Черных Хроник Арды. «Отец» орочьего племени. Рассекатель (возможный спойлер к судьбе нашего кота). Эльф, извращенный лично Мелькором.
Таинственный гость из метеорита (Уэйман ). То ли кто-то из истари, то ли… Однозначно сразу сказать не получится, а его умения дают отсылки сразу к нескольким персонажам.
Действие развивается жутко медленно, постоянно буксуя и ломая к Морготу весь едва возникающий темпоритм, долгое время показывая нам все никак не заканчивающуюся экспозицию. Лишь к шестому эпизоду постановщики сведут несколько арок, порадовав сражением, а заодно некоторым развитием сюжета. Примечательна в этом отношении нуменорская линия, в рамках которой две серии подряд заканчиваются одним и тем же: возней вокруг отплытия в Средиземье. Понятно, что сериал по определению растекаются мыслею (или мысью?) по древу, но и сериальный темп не обязан быть настолько плавно-снотворным.
Эрго. Насчет «дополнения мира Средиземья», некоторые румяные критики откровенно погорячились. Постановщики, к сожалению, пошли обычным путем создателей экранизаций – напихав кучу нелогичной и глупой отсебятины, изрядно извратив народы, наплодив макгаффинов, проигнорировав предысторию, налив пафоса и соорудив корявые диалоги. К счастью, имеются любопытные моменты, неплохие актерские находки и восхитительная картинка: как реальная, так и компьютерная. В целом – крайне спорно.
Режиссер: Уэйн Йип, Хуан Антонио Байона, Шарлотта Брандстром
В ролях: Морвидд Кларк, Роберт Арамайо, Назанин Бониади, Том Бадж, Исмаэль Круз-Кордова, Эма Хорват, Маркелла Кавенаг, Джозеф Моул, Дилан Смит, Тайро Мухафидин, Дэниел Уэйман, София Номвет, Меган Ричардс, Чарли Виккерс, Синтия Аддай-Роббинсон
«И опять на губах запеклись поцелуи валькирий», или «Спеши навстречу смерти, пока другой не занял твое место»
Ахмад ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид аль-Багдади не собирался покидать родной Багдад. Однако человек предполагает, Аллах располагает.
И вот он уже посол в дальние варварские края. А следом участник экспедиции конунга Бульвайфа, отправившегося на помощь королю Хротгару, чьи земли осаждают неведомые создания, которых нельзя называть.
Одна из самых атмосферных лент, посвященных древним скандинавам. История, показанная глазами человека бесконечно далекого от этой культуры. Слабо проявившая себя в прокате (с неимоверно раздутым бюджетом постановщики явно погорячились), но запоминающаяся с первого раза и растасканная на цитаты.
Картина взяла за основу три источника: роман Майкла Крайтона (автора в частности «Парк Юрского периода») «Пожиратели мёртвых», «Записка» реального путешественника X века ибн Фадлана о поездке в Волжскую Булгарию, эпос «Беовульф».
Мы почти с первого кадра оказываемся погружены в быт и отношения великих и ужасных викингов. Людей одним своим появлением отпугивающих безбашенных разбойников – «татар». Пьющих как не в себя, отвечающих на оскорбление ударом меча прямо на пиру, постоянно ржущих как кони – и ты не знаешь чем завершится этот смех – топором по черепу, протянутым рогом с медом, кровной местью или дружеским объятьем. Десятком бойцов способных справиться с любой угрозой. Бесстрашных и веселых философов-фаталистов, знающих, что их ждут в Вальгалле, в любой момент готовых как убивать, так и умирать. Радующих утонченного араба обычаями совместного умывания и прочим презрением к гигиене. Принимающих незнакомца не по его расе или цвету кожи, а по деяниям.
Шкуры, растрепанные гривы волос, одежды, рога для питья, огромные мечи норманнов. Бескрайние просторы северных земель, почти не знающие ноги человека. Щемящие душу пейзажи, заливы, горы, леса, окутанные смертоносным туманом. Поселения подданных Хротгара – утопающие в грязи деревянные избы, грязные, перепуганные пейзане, закопченный тронный зал.
Злодеи с их медвежьими и людскими черепами, раскрашенными телами и не рассуждающей жестокостью.
До одури атмосферное, мрачноватое путешествие в былое с его суровыми, жестокими, бесхитростными нравами, незагаженной природой и реликтами совсем уж древних эпох.
Молодой Бандерас в роли ибн Фадлан хорош. Изысканный, образованный араб, попавший в жутко непривычные обстоятельства межкультурного общения. Поэт, не профессиональный воин, просто достаточно храбрый, сообразительный и способный человек. Ах какую зависть вызывает его восприятие языков! (Изначально Ахмад ни слова не понимает из речи викингов, все их слова для араба (и зрителя) звучат откровенной тарабарщиной, но достаточно быстро герой находит решение проблемы). Вынужденный привыкать к чужим обрядам, привычкам, отношениям. Показывающий себя настоящим мужчиной, отличным бойцом, верным другом. Учитывая, что именно его глазами мы знакомимся с неведомым миром норманнов, его образ становится зрителю еще ближе.
Практически каждый из тринадцати северян имеет некую отличительную черточку, будь то татуировки, особенности снаряжения или поведения (хотя, как на меня, эти самые черточки имело бы смысл усилить).
Особенно запоминается монументальный Бульвайф (Владимир Кулич). Глыбища, истинный вождь, невозмутимый боец и предводитель, за которым можно пойти в огонь и в воду.
Да балагур Хергер (Стурхёй/ Сторхой). Если Бульвайф напоминает Одина, то Хергер, явно вдохновляется образом Локки, разве что без его коварства к друзьям. Веселый, неунывающий, смертельно опасный.
Ну и, конечно же, шикарные, чеканные, полные иронии изречения викингов: «Спеши навстречу смерти, пока другой не занял твое место», «есть у нас план? Есть, найти их всех и убить», «только араб мог отправиться на войну на собаке». Блеск! Создателям диалогов — пятерка.
Да, имеются в фильме спорные моменты. К примеру, несколько удивляют злодейсткие лошадиные табуны, количеством заставляющие покраснеть от зависти самого Бату-хана. Брошенная на произвол судьбы линия принца. Крайне легко переделанный меч (где-то за кадром бьются в истерике пара десятков кузнецов). Да и сражения в большинстве своем сняты сумбурно, вдобавок в ночной тьме, что изрядно затрудняет их восприятие. Хотя, обстановка бессмысленной, кровавой рубки в ночи, когда зачастую не знаешь, куда бить, и откуда прилетит удар, передана «на ура»
Эрго. Атмосферное, захватывающее и опасное путешествие в 10 век. Невзирая на некоторые недоработки, остается одной из лучших приключенческо-исторических картин (с элементами фентези) о викингах.
Режиссер: Джон МакТирнан, Майкл Крайтон
В ролях: Антонио Бандерас, Владимир Кулич, Деннис Стурхёй, Джон Десантис, Клайв Расселл, Тони Каррэн, Омар Шариф, Свен Воллтер, Дайан Венора, Андерс Т. Андерсен, Мина И. Мина, Сюзан Уиллис, Наталия Мохаммед МакЛеод, Свен-Оле Торсен, Брайан Йенсен, Джон Беар Кэртис, Грег Майклс, Мария Бонневи, Лайла Ализаде
Истребители чудовищ, исполняющие работу Геральта, или Старые кони, пашущие историю/Старики-разбойники
Двадцать лет назад — лучший и знаменитый на весь мир отряд наемников с гордым именем «Сага». Бойцы, для которых не было безнадежных ситуаций, гроза чудовищ и Короли Жути.
Теперь — несколько усталых пожилых мужчин, с болячками, ожирением, детьми и женками. Растерявших напор и подзабывших прежние умения.
Но когда одному из них понадобилась помощь для спасения дочери, отправившейся на войну, постаревшие Короли вновь собираются в банду.
Вовремя. Ведь над миром нависает жуткая угроза. Один из последних представителей расы могущественных колдунов ведет Жуткую орду чудовищ, уже сокрушивших западный рубеж человечества – Кастийскую республику. Уцелела лишь горстка защитников, запертых в осажденной крепости.
Крепости, где, как раз находится цель возрожденного отряда.
Встречая время от времени представителей канадского фентези (Эриксон, Кастелл), выяснил, что еще одним ярким представителем этого национального направления называют Николаса Имса. Парня, которому помог с первой публикацией уже упоминавшийся Себастьян де Кастелл.
Не зря. Kings of the Wyld оказался достаточно любопытным иронично-приключенческим фентези. Никак не эпик, да и к героике его отнести можно со скрипом, но приятно. Битв и сражений маловато, история мира очерчена пунктирно (чаще всего короткие экскурсы в прошлое сеттинга по абзацу, не больше), зато продолжительное путешествие-квест в наличии.
Итак, перед нами группа старперов, решивших вновь вспомнить молодость. Идея престарелых героев не нова, возьмем того же Аберкромби с его Логеном или Пратчетта с Коэном, но благодатна.
Перед нами люди пожившие, битые и мятые, покрытые шрамами и воспоминаниями. Гениев чистого разума среди них не отыщешь. Обычные наемники, каждый с персональным кладбищем. Трое из пяти 20 лет назад встретили женщин, изменивших их жизнь. Отдельно хочется отметить, что отнюдь не все эти встречи стали браками и любовью на всю жизнь. Одна из трех (нормальный процент, к слову). Остальные отношения ко времени написания романа или закончились, или все равно, что закончились. Кстати, именно прекрасных дам, автор считает фактором, способным разрушить самое крепкое мужское братство и радикально изменить жизнь воителей (не всегда к лучшему). Неправильный выбор спутницы жизни ведет к депрессиям, ссорам, ностальгии о прошлом. А правильный – придает силы, позволяет смириться с ненавидимыми грибами (до некоторой степени) и жить обычной, нормальной жизнью.
Если не заявятся экс-боевые побратимы. Шоб они были здоровы.
Клэй «Пузочес» — крупный мужик, ненавидящий шлемы, воин известный тем, что не сразу включался в боевые ситуации («тормозил, одним словом»). Именно от его имени ведется рассказ, и познакомимся с ним мы лучше всего. Тот самый единственный пример полностью удачного брака. Человек, который не собирался срываться в поход, его и дома, в принципе все устраивало. В молодости совершивший немало дурного, но изменившийся после встречи с будущей супругой. Таящий внутри немало детских психотравм, да и с папаней нехорошо получилось. Эдакий стержень, вокруг которого собираются бывшие Короли.
Гэбриель, в молодости известный как Золотой Гэб. Хвастливый, тщеславный, язвительный, но обаятельный. Сейчас уставший сломленный мужчина, теряющий дочь, которую как оказалось он чертовски сильно любит. Да и чувство вины никуда не денешь. Ведь из-за того, что Роза пошла по его стопам, она оказалась там, где оказалась.
Волшебник, а точнее ученый-алхимик Муг. Увлеченный двумя вещами. Поисками мифического совомедведа и лекарства от неизлечимой черногнили, унесшей жизнь его мужа (да-да, без нетрадиционно ориентированных героев роман не обошелся, как и без феминистических напевов – что вы хотите – мода!) и теперь принявшейся за самого мага.
Матрик Черепобой – пьяница, обжора, ловелас, сражающийся двумя кинжалами. Сейчас растолстевший король одной из держав Грандуаля. Отец пятерых детей, ни один из которых не является плодом его чресел.
Ганелон – самый опасный боец Саги, не познавший ужасов старения. Человек убивший 7 человек в 11 лет, а ушедший в наемники в 14-летнем возрасте. Прирожденный убийца, получающий искреннее удовольствие от сражений и смертей.
И никаких бардов! Они все равно долго не живут.
В общем, приятно, но ничего выдающегося. Да и «прет» им совершенно не по-детски.
А вот ироничная часть романа на высоте. Шутят, иронизируют и стебутся в романе часто и помногу. Есть юмор более удачный, есть менее, кое-что даже запоминается, как то судьба новоиспеченного императора и его проблемы с тестикулярной асфиксией, размышления о браке («Говорили ты сдох? Почти, я женился»), бассейн, в котором отдыхают, или забавная ситуация с разными подходами к объяснениям («Это долго объяснять… ну или так»). Что порадовало больше всего: ирония в книге почти всегда преподносится с абсолютно серьезным лицом. Забавные ситуации возникают от недопонимания, случайностей, разных взглядов на происходящее, своеобразного мировоззрения героев, частенько используется философское отношение к жизни. Почти нет нарочитого стремления насмешить (по большей части), в результате юмор воспринимается более органично. Распотешили, окаянные, ничего не скажешь.
Сеттинг вышел у Имса колоритным но достаточно стандартным. Державы, условно списанные с кочевников, северян-варваров, знойных южан и моряков (у этих, кстати, матриархат). Основное действие, впрочем, происходит в аналоге классической средневековой Европы. Летающие корабли. Религия, с которой как потом выясняется, все не просто. Вкусно описанные города. Контов Стан – Вольный Город, где нет законов, налогов, торговых пошлин. А заодно – порядка, замощенных дорог, почищенных сточных канав.
Или Пятипрестолье — сердце цивилизованного мира. Эдакая чаша, на верхней кромке которой живут богачи, на донышке беднота. Город, разделенный на несколько округов-районов по количеству местных государств (построенных в соответствующей стилистике) и управляемый советом с представителями от этих самых держав. С Денежным холмом, переполненным притонами, игорными домами, курильнями, тавернами, борделями, ломбардами, менялами, бойцовыми ямами, храмами – местами, где легко и приятно можно оставить деньги. И, конечно – аренами, где сражаются с чудищами. Один Макитон – расположенный на огромном корабле, закрепленном посреди реки, чего стоит.
Вот мы добрались до еще одного сюжетообразовывающего фактора цикла.
Местных чудищ. Монстров, нелюди, чудовищ, дикой нечисти здесь просто невообразимое количество, всех не запомнить и не перечислить. Появились они не просто так. Давным-давно печально известные друины – бессмертные, могучие волшебники с заостренные зубами и ушами похожими на кроличьи (местами напоминают навов, еще и могут предсказывать ближайшее будущее – что-то слишком мало их выжило для таких крутых парней, понятно междоусобицы, мало рожали, но все равно…) разводили монстриков для своих армий. Орки, гоблины, тролли, великаны, циклопы, кентавры, гноллы, гарпии, химеры, птицы рух, етики, раски (что бы это ни было), огры, виверны, мантикоры, драконы, люди-змеи, големы, волколаки, селки-русалы, кобольды, древеи (разумные деревья). Фух, это я еще и половины не упомнил. Чудовищ просто немеряно. Никакой Геральт не справится.
Но здешние гомо сапиенсы рук опускать не стали. Появилось такой феномен как отряды наемников – «банды», исполняющие работу отсутствующих в этом мире ведьмаков-ведунов. Наемники брались за уничтожение монстров в более-менее цивилизованных местах. И, конечно же, совершали походы в рассадник чудовищ – Кошмарную Жуть. Где смельчаков ждали зубы монстров, сокровища, магическое оружие и артефакты. А также – Проклятие Отступника — смертельная черногниль, от которой не существует лекарства. В результате самыми популярными, обожаемыми, известными, вызывающими восхищение и пиетет людьми в Грандуале становятся не короли, волшебники или барды. А наемники, а точнее их объединения.
Забавно наблюдать за реакцией протагонистов на изменения, произошедшие в наемничьем бизнесе. А изменений за 20 годочков случилось немало. Их молодые последователи не особо стремятся лезть в тысячемильные леса Жути, взамен вступая в бой со специально выращенными (!) чудищами в показательных боях на гигантских городских аренах. Собирая восхищение, аплодисменты не постфактум, а что называется: «не отходя от кассы». Современные наемники стали натуральными «медиа-персонами», рок-звездами с раскрашенными лицами и поцелуйчиками. Показушники! – сокрушаются герои, эх вот в наше время!
Монстры также дают возможность автору поговорить с читателем о ксеноциде и убийствах разумных. Рупором этой идеи выступает один из последних друинов – герцог Листопад,
откровенно мстящий гомо сапиенсам за убийства чудовищ, их повальное истребление. Одно мол дело, когда вы жизни свои спасали. А другое – когда детишек гоблинов или кобольдов уничтожаете. Или при аренах специально на убой живых существ с мозгами выводите.
Знакомит нас автор со своим миром последовательно и неторопливо через долгое путешествие. Выводя героев и читателя из провинции, проводя по границе лесов прямиком к сердцу цивилизации. Отправляя затем, понятное дело в Кошмарную Жуть. Ведь как Короли могут не посетить свои владения.
Имеются жесткие моменты, напоминающие, что, несмотря на иронию, перед нами дело серьезное, но их немного.
При этом экшена в книге достаточно скромное количество (не считая финальной битвы), хотя имеющиеся драки описаны живо и опять же с юмором. А вот с роялями из кустов автор порой перебирает. Не самый оптимальный прием, будем честными.
Эрго. Ироничное приключенческое фентези с кучей юмора разной степени удачности, немерянным количеством чудищ и длинным квестом-путешествием. Прилагаются любопытные, хотя и не идеальные престарелые герои, колоритно описанные города, скромное количество экшена и боги из машины.
P. S. Имс писал свою книгу, держа в уме аллюзии на рок-музыку, посему, как потом выяснилось, название «банды» наемников ведут свое происхождение от «rock band». Не считаю себя знатоком западного рока, посему в процессе чтения эти аллюзии прошли мимо меня.