Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 19 октября 2022 г. 11:02

Угроза из облаков, или Не смотри наверх/Эксплуатируй вдумчиво

Net

У О. Джея Хейвуда после смерти отца хватало хлопот. Уныние, накрывающее юношу подобно кучевым облакам над калифорнийскими просторами. Попытки свести концы с концами на семейном ранчо, где Хейвуды уже несколько поколений тренировали лошадей для Голливуда. Взбалмошная сестрица Эмеральд.

А тут еще исчезновение лошадей прямиком из конюшен. В котором виновны, похоже, абсолютно невозможные на первый взгляд сущности.


Джордан Пил («Прочь», «Мы») темным болидом ворвался в снулое болото хоррора, в 2018 получив Оскар за лучший оригинальный сценарий.

С той поры каждая его работа ожидается с интересом, вызывая целую бурю споров.

В Nope (переводом служит не классическое Нет! А скорее издевательское Не-а!) режиссер решил поговорить со зрителями о человеке. Точнее о некоторых его характеристиках.

Стремлении гомо сапиенсов приручить все, что под руку подвернется. Доказать, кто на Земле (и не только) самая большая жаба. Желании, вроде как естественном, поддерживаемом с детства тезисами типа «человек – царь зверей». В варианте «рачительного хозяина», заботящегося о братьях меньших, даже оправданном. Вот только чаще перед нами другие варианты. Эксплуатация подопечных в хвост и в гриву, высасывание всех соков, несоблюдение техники безопасности. Жестокость, пренебрежение или равнодушие.

Вот и случается «день рождения Горди». Самый, пожалуй, берущий за душу момент всего фильма.

Или призывание на свою голову того, с чем справиться будет крайне сложно. Скромнее надо быть, товарищи.

Жажде славы и признания, причем не только в денежном эквиваленте, но и в ключе «остаться в памяти потомков» спасателями жизней. Жажде, толкающей на самоубийственные поступки, заставляющей позабыть о разуме и логике. Лелеющей в вас эгоизм, стремление опередить других, вышвырнуть их на обочину, отобрать лавры себе любимому.

Ну и о непременном расизме, куда ж без него. Но здесь этой темы на удивление негусто, видно, что о тяжелой судьбе чернокожих, непризнании их заслуг, Пил говорит на автомате, без искорки. Не о том речь, не о том.

Разговор важный, не спорю. Но вот с формой, в которой этот самый разговор подается, в этот раз все не слава богу.




Статья написана 12 октября 2022 г. 11:47

Парусники в полет! или Приключение в небесах

krylja_raspaxnut

С самых младых ногтей постреленок Дик Бенц мечтал о небе. А точнее о капитанском шнуре — признаке самых уважаемых небоходов. И пускай в академию принимают лишь дворян, а Дик никак не мог похвастаться родовитостью. И денег, чтобы купить летучий корабль у него не было, и не предвиделось. Плевать! Бенц обязательно станет капитаном.

А потом невообразимым образом раздобудет судно. И ввяжется в события, способные изменить судьбы целых королевств.


Летающие корабли в фентези сложно назвать супеоригинальной идеей (с ходу вспоминается Крис Вудинг и «Звездная пыль» Геймана, особенно в киношном варианте, но и совсем уж повседневным приемом они не являются. Ольга Голотвина, известная циклом «Великий Грайан», построила свою серию вокруг парящих в небе судов, не забыв при этом очертить контуры нового мира, где происходит действие. Мира, способного порадовать читателя парочкой любопытных фишек.

Во вселенной «Крыльев» на дворе примерный аналог нашего Нового времени (причем с акцентом скорее в Италию/Испанию, чем во Францию/Англию), со шпагами, дворянами, парусным флотом, однозарядными пистолетами и аркебузами, корабельными копьеметами. А также магами, демонами и нечеловеческой разумной расой. И, конечно же, летающими кораблями. Механика этих судов стала одной из самых интересных сторон романа.

Летают здешние шхуны и фрегаты при помощи неких лескатов. Живых существ, одинаково хорошо чувствующих себя в водной и воздушной стихиях, способных как плескаться в море, так и подолгу парить в воздухе, пережидая опасность снизу (а что делать с опасностью сверху?). Как? Разложение воды на водород и кислород. А вообще все вопросы к алхимикам, они в курсе дела. Кажется.

Из этих самых небольших лескатов вульгарис вывели огромных зверюг, предназначенных для несения кораблей фактически на своих спинах, плюс магическим образом увеличили их подъемную силу.

Ву а ля! И перед нами воздушные суда. Построенные по принципу морских, но с существенными отличиями. На порядок меньше парусов, плоское дно, маленький киль, зато большой руль. Легкие породы дерева плюс влагоотталкивающая мастика. И главное – никакого огня! Под страхом смертной казни. Весь рейс на сухомятке и без курева? Да-да. Тяжела ты участь небохода.

Но и кроме кораблей-самолетов в новой локации есть на что посмотреть. К примеру, на звероподобных илвов, ту самую нелюдскую разумную расу со своими забавными особенностями. С одной стороны это продвинутые существа, способные сделать лес живым и разумным. Сливающиеся с природой, чувствующие малейшее искажение живого (и даже мертвого) дерева.

Живущие стаями, не способные существовать без привычного окружения. С другой — дикари, казнящие соплеменников за отличный от принятого цвет шерсти и отправляющие неостановимые тени-убийцы на охоту за отступниками-беглецами.




Статья написана 10 октября 2022 г. 18:29

Красивости против отсебятины, или День рождения Мордора

kolca_vlasti

Вторая Эпоха Средиземья.

Великий враг Моргот повержен. Однако зло не покинуло мир. Его олицетворением стал преданный слуга Бауглира, коварный колдун Саурон. А одним из главных противников Тьмы – эльфийская воительница Галадриэль. Убежденная, что Саурон — казалось бы, сгинувший навеки — лишь затаился на время, и ждет своего часа.

И, похоже, ее уверенность начинает получать все больше оснований.


После полнометражных Джексоновских экранизаций ВК и Хоббита, в которых кроме приятных мест хватало спорных моментов, ожидания от амазонского сериала были противоречивыми. К сожалению, не зря.

Единственным аспектом «Колец», к которому нет ни малейших претензий – это картинка.

Свет дерев Валинора. Занесенные снегом, покрытые льдом суровые горы. Таинственные пещеры.

Просторные степи, изрезанные оврагами, полные жизни, во всех ее проявлениях. Мохноного-первобытные кочевники-собиратели. Помпезный Золотой Линдон с поросшими лесом прибрежными утесами, изящными араками, водопадами, фигурами мертвых, вырезанными на поминальных деревьях («подобие падших, заключенное в живом существе»). Изысканные фейерверки над гладью воды, бросающие мягкие отсветы на лица и стволы, изысканно гармонирующие с мерцающими светильниками. Обстоятельные крестьянские поселения в Южных землях, на фоне близких мрачных скал, с домами из камня и дерева. Дальние эльфийские заставы. Патетичное плавание на Запад. Эрегион, увенчанный башнями как дикобраз иглами. Окутанный водограями Кхазад-дум – великие лабиринты и галереи Мории, полные водных потоков, мостов и мостиков, подъемников, колонн, механизмов, линз, прочих красот и… солнечного света. Заставленный гигантскими статуями Нуменор с его застроенной по самые вершины скал столицей и залом знаний, созданным Эльросом. Миграция хоббитов, не скрываясь демонстрирующая разнообразные природные прелести: от болот до лесов.

Природа великолепна (Новая Зеландия восхитительна!) – как реальная, так и нарисованная. Красоты по сериям распределены неравномерно, но практически в каждом эпизоде постановщики стараются подкинуть зрителю хотя бы одну приятную глазу местность.

Красиво сделан переход с карты мира на реальные пейзажи, показывающий объем Средиземья и разнообразие задействованных локаций.

Повторюсь, визуал у сериала выше всяких похвал.

А вот наполнение – нет.




Статья написана 5 октября 2022 г. 19:14

«И опять на губах запеклись поцелуи валькирий», или «Спеши навстречу смерти, пока другой не занял твое место»

13_voin

Ахмад ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид аль-Багдади не собирался покидать родной Багдад. Однако человек предполагает, Аллах располагает.

И вот он уже посол в дальние варварские края. А следом участник экспедиции конунга Бульвайфа, отправившегося на помощь королю Хротгару, чьи земли осаждают неведомые создания, которых нельзя называть.


Одна из самых атмосферных лент, посвященных древним скандинавам. История, показанная глазами человека бесконечно далекого от этой культуры. Слабо проявившая себя в прокате (с неимоверно раздутым бюджетом постановщики явно погорячились), но запоминающаяся с первого раза и растасканная на цитаты.

Картина взяла за основу три источника: роман Майкла Крайтона (автора в частности «Парк Юрского периода») «Пожиратели мёртвых», «Записка» реального путешественника X века ибн Фадлана о поездке в Волжскую Булгарию, эпос «Беовульф».

Мы почти с первого кадра оказываемся погружены в быт и отношения великих и ужасных викингов. Людей одним своим появлением отпугивающих безбашенных разбойников – «татар». Пьющих как не в себя, отвечающих на оскорбление ударом меча прямо на пиру, постоянно ржущих как кони – и ты не знаешь чем завершится этот смех – топором по черепу, протянутым рогом с медом, кровной местью или дружеским объятьем. Десятком бойцов способных справиться с любой угрозой. Бесстрашных и веселых философов-фаталистов, знающих, что их ждут в Вальгалле, в любой момент готовых как убивать, так и умирать. Радующих утонченного араба обычаями совместного умывания и прочим презрением к гигиене. Принимающих незнакомца не по его расе или цвету кожи, а по деяниям.

Шкуры, растрепанные гривы волос, одежды, рога для питья, огромные мечи норманнов. Бескрайние просторы северных земель, почти не знающие ноги человека. Щемящие душу пейзажи, заливы, горы, леса, окутанные смертоносным туманом. Поселения подданных Хротгара – утопающие в грязи деревянные избы, грязные, перепуганные пейзане, закопченный тронный зал.

Злодеи с их медвежьими и людскими черепами, раскрашенными телами и не рассуждающей жестокостью.

До одури атмосферное, мрачноватое путешествие в былое с его суровыми, жестокими, бесхитростными нравами, незагаженной природой и реликтами совсем уж древних эпох.




Статья написана 3 октября 2022 г. 13:20

Истребители чудовищ, исполняющие работу Геральта, или Старые кони, пашущие историю/Старики-разбойники

koroli_zhuti

Двадцать лет назад — лучший и знаменитый на весь мир отряд наемников с гордым именем «Сага». Бойцы, для которых не было безнадежных ситуаций, гроза чудовищ и Короли Жути.

Теперь — несколько усталых пожилых мужчин, с болячками, ожирением, детьми и женками. Растерявших напор и подзабывших прежние умения.

Но когда одному из них понадобилась помощь для спасения дочери, отправившейся на войну, постаревшие Короли вновь собираются в банду.

Вовремя. Ведь над миром нависает жуткая угроза. Один из последних представителей расы могущественных колдунов ведет Жуткую орду чудовищ, уже сокрушивших западный рубеж человечества – Кастийскую республику. Уцелела лишь горстка защитников, запертых в осажденной крепости.

Крепости, где, как раз находится цель возрожденного отряда.


Встречая время от времени представителей канадского фентези (Эриксон, Кастелл), выяснил, что еще одним ярким представителем этого национального направления называют Николаса Имса. Парня, которому помог с первой публикацией уже упоминавшийся Себастьян де Кастелл.

Не зря. Kings of the Wyld оказался достаточно любопытным иронично-приключенческим фентези. Никак не эпик, да и к героике его отнести можно со скрипом, но приятно. Битв и сражений маловато, история мира очерчена пунктирно (чаще всего короткие экскурсы в прошлое сеттинга по абзацу, не больше), зато продолжительное путешествие-квест в наличии.

Итак, перед нами группа старперов, решивших вновь вспомнить молодость. Идея престарелых героев не нова, возьмем того же Аберкромби с его Логеном или Пратчетта с Коэном, но благодатна.

Перед нами люди пожившие, битые и мятые, покрытые шрамами и воспоминаниями. Гениев чистого разума среди них не отыщешь. Обычные наемники, каждый с персональным кладбищем. Трое из пяти 20 лет назад встретили женщин, изменивших их жизнь. Отдельно хочется отметить, что отнюдь не все эти встречи стали браками и любовью на всю жизнь. Одна из трех (нормальный процент, к слову). Остальные отношения ко времени написания романа или закончились, или все равно, что закончились. Кстати, именно прекрасных дам, автор считает фактором, способным разрушить самое крепкое мужское братство и радикально изменить жизнь воителей (не всегда к лучшему). Неправильный выбор спутницы жизни ведет к депрессиям, ссорам, ностальгии о прошлом. А правильный – придает силы, позволяет смириться с ненавидимыми грибами (до некоторой степени) и жить обычной, нормальной жизнью.

Если не заявятся экс-боевые побратимы. Шоб они были здоровы.

Клэй «Пузочес» — крупный мужик, ненавидящий шлемы, воин известный тем, что не сразу включался в боевые ситуации («тормозил, одним словом»). Именно от его имени ведется рассказ, и познакомимся с ним мы лучше всего. Тот самый единственный пример полностью удачного брака. Человек, который не собирался срываться в поход, его и дома, в принципе все устраивало. В молодости совершивший немало дурного, но изменившийся после встречи с будущей супругой. Таящий внутри немало детских психотравм, да и с папаней нехорошо получилось. Эдакий стержень, вокруг которого собираются бывшие Короли.

Гэбриель, в молодости известный как Золотой Гэб. Хвастливый, тщеславный, язвительный, но обаятельный. Сейчас уставший сломленный мужчина, теряющий дочь, которую как оказалось он чертовски сильно любит. Да и чувство вины никуда не денешь. Ведь из-за того, что Роза пошла по его стопам, она оказалась там, где оказалась.

Волшебник, а точнее ученый-алхимик Муг. Увлеченный двумя вещами. Поисками мифического совомедведа и лекарства от неизлечимой черногнили, унесшей жизнь его мужа (да-да, без нетрадиционно ориентированных героев роман не обошелся, как и без феминистических напевов – что вы хотите – мода!) и теперь принявшейся за самого мага.







  Подписка

Количество подписчиков: 132

⇑ Наверх