Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 29 ноября 2022 г. 12:09

Проснись!, или Memento под сенью путеводного жучка/Корабельная петля в духе классики

1899

Огромный лайнер «Цербер», стремящийся в Нью-Йорк. Сотни пассажиров разных наций со своими скелетами в шкафах.

Встреча с исчезнувшим четыре месяца назад пассажирским судном такого же класса. С таинственно пропавшим, и столь же загадочно обнаруженным кораблем-призраком. Кораблем, с которым определенно что-то не так.

Что эта встреча принесет тем, кто рискнул подняться на борт летучего голландца. И тем, кто не покидал борт Цербера?

Это ведомо лишь богу. Но прежним после этой встречи не останется никто.


Новую работу создателей отличной Тьмы ждали, пожалуй, даже с большим интересом, чем свеженький хоррор от Флэнегана.

1899 оставил более неоднозначное впечатление, чем Dark, но в целом репутацию Янтье Фризе и Барана бо Одара поддержал на уровне.

Постановщики шикарно напускают туману, умело поддерживая интригу.

Начинается сериал как первая часть незабвенного Титаника. Шикарный 4-трубный лайнер. Огромная столовая, где чинно заседают элитные пассажиры первого класса. Просторные каюты (у капитана и вовсе двухуровневые хоромы). Ютящиеся в глубине судна пассажиры третьего класса (второй, кажись, не завезли) — в подвесных койках, тесно висящих в трогательном единении. Им, бедолагам, даже выход на палубу закрыт, что не путались под ногами у богатеев. А поскольку заводного ДиКаприо где-то потеряли, быт у третьеклассных скучноват. Ни танцев тебе, ни застолий. Плюс контингент не располагает – сверхрелигиозные датчане.

Любовных шашней с элитой, кстати, это не отменяет. Шашни, правда, скорее напоминающие не о 19-м а, о толерантном 21 веке. Поскольку Кейт потерялась там же, где Лео, приходится суровым мужчинам обходиться без дам. Справляются.

И вот в такой благостной обстановке начинается сущая чертовщина. Пропавшее судно-близнец. Визит туда бравого капитана. И понеслось.

Шутки шутками, а дальнейшая атмосфера удалась ребятам на славу. Гнетущая, полная ожидания неприятностей. Тревожная, гнетущая, рваная музыка, навевающая воспоминания о саунде Тьмы (или прямо использующая тамошние мотивы?). Свинцовое, тяжелое море Атлантики. Дни пути до суши, километры воды под тобой. Антураж проклятого корабля. Странноватые галлюцинации/ воспоминания героев.

Сперва кажется, что нам покажут кондовую мистику в духе Оверлука и Корабля-призрака. Затем сериал делает оммаж Броненосцу Потемкин, и менее или более известным классическим порождениям 1999 года, раскланяется с Атласом, Доводом и Началом. В результате сводясь, как и большинство хороших фантастических проектов — к психологии, разуму и внутреннему миру человека. Да, узнаваемых моментов хватает, но с этим можно смириться.

В процессе постановщики зацепят и используют максимум фантдопущений и приемов Страны Фантазии: паранойя и теория заговора, зловещие эксперименты и девайсы, телепортация, перемещение и остановка времени, хронопутешествия, управление мозгом, корабли-призраки, пропавшие пассажиры, игры разума. Кажись, ничего не пропустил?

Причем это не просто хвастовство графикой или демонстрация знаний в фантастике. А приемы дающие возможность поразмышлять о весьма важных вещах.




Статья написана 23 ноября 2022 г. 12:17

Крестовый поход Тысячи Храмов, или Священная война в личных целях

tma_prezhnix_vremen

Армагеддон уже был. Не вчера, правда, а две тысячи лет назад. Но самое отвратительное, что он грозит повториться вновь. Ведь Консульт – слуги зловещего Не-бога, те, возрождения которых так опасались колдуны Завета – действительно существуют.

Когда новый шрайя Тысячи Храмов объявил Священную войну против язычников, мало кто мог подумать, что это начало событий, меняющих судьбы жителей всего мира.

Но именно так оно и было.


Канадца Бэккера порой сравнивают с такими монстрами эпического фентези, как Эриксон и Мартин.

Если автор «Игры Престолов» опирался при создании своего цикла на Войну Алой и Белой Розы, то Скотт явно вдохновлялся Крестовыми походами.

«Тьма» оказалось вещью небезынтересной, но преграждающей путь новым читателям высоким порогом вхождения в мир. Чтобы вникнуть в то, что вообще происходит, разобраться в зубодробительных именах, названиях и сложить общую картину, понадобится около полутора-двух сотен страниц. Зато потом вы сможете сполна насладиться достоинствами романа.

Перед нами классическое темное эпическое фентези с таинственной угрозой, исходящей от противников почти божественного уровня. Изрядным количеством знати, служителей культа и колдунов: интригующих, соперничающих, преследующих свои цели. Столкновением двух религий. Империей, воинственными кочевниками, магией и нелюдьми.

Как эпик роман в норме. Цивилизованные земли верующих в Последнего пророка, разделенные на уйму наделов, государств и фракций. Империя, напоминающая Византию эпохи упадка. Степи, наполненные безжалостными кочевниками. Дальний Север с нелюдью. Языковые нюансы. Хороший шлейф роли мира, подаваемый в основном через сны Адептов Завета. Прошлое, напрямую влияющее на настоящее. Огромные армии, собирающиеся в поход на язычников. Жуткое зло, незаметно подбирающееся к героям.

Жаль лишь, что сам мир цикла в дебютном романе очерчен бледновато, лично мне не хватило географических описаний (может потом ситуация выправится). В первой книге автор делает акцент на персонажах, подготовке Крестового похода, интригах и навевающей жуть угрозе второго Армагеддона.

Важных протагонистов в романе меньше десятка, зато практически в каждого автор вложил массу труда и заботы. Герои неплохо проработаны, снабжены внутренними терзаниями, стремлениями и мечтами. Они строят планы, совершают ошибки, сомневаются, страдают гордыней и эгоизмом, любят и предают. Частенько пользуются внутренними монологами, рефлексируют, что добавляет им сопереживания.




Статья написана 17 ноября 2022 г. 21:35

Сквозь тернии к звездам, или Харон под ударом/Из жизни мертвецов

pepel_pyl

Человек, способный попадать туда, где не был почти никто из живых. В край Полусна – Междумирье. Опасное место под красным небом, полное демонов, мыслеформ и душ, застрявших между жизнью и смертью.

Человек, ставший Хароном для мертвецов, потерявший единственного друга и женщину, способную стать его настоящей Любовью. Ввязавшийся в игру с непонятными и могущественными сущностями. В игру, где у него нет, казалось, не единого шанса на победу.

Вот только чего не собирается делать тот, кто годами отправлял потерянные души туда, где им место – это сдаваться.

Гжендович, автор приятной приключенческой тетралогии про Вуко Драккайнена стал для меня третьим автором, открытым в длинной плеяде качественных польских фантастов (Дукай, Вегнер, Гжендович, Пискорский, Збешховский, Майка, Гузек, Пшехшта, Комуда, Саульский).

Его новый/cтарый роман (написан через год после первого тома Ночного странника) оказался натуральным хоррором, напоминающим одновременно Пикник, работы Эко, Брауна и Олди. Антуражным, хотя не без некоторых нюансов.

Основная прелесть книги основана на Междумирье. Атмосферка в краю Полусна еще та. Красные небеса, тени домов и предметов, темнота, пепел и пыль. Лимб – не лимб, чистилище – не чистилище, зазеркалье – не зазеркалье. Некая локация, куда в плотном теле из гомо сапиенсов попадал, кажется, только наш герой. По крайней мере, долгое время никого из живых, за одним спорным исключением, он там не встречал.

Место, где проявляются «ка» (эфирные отпечатки, полуживые души) окружающих нас предметов. Способных стать как подмогой, так и препятствием. К примеру, обрез или мотоцикл – неоднократно выручавшие своих хозяев, но давно проржавевшие в нашем мире, тут находятся в отличном состоянии и готовы к делу.

Место, полное демонов, неведомых сущностей, дурных мыслей. И призраков — душ людей, чаще всего погибших не своей смертью. Жизни мертвецов после смерти в краю Полусна посвящен изрядный кусок ближе к финалу книги. Так себе житие, будем честными. «Ну его, такую житуху», как говорил один хороший персонаж. Идея такого существования души в промежуточном мире не особо оригинальна, но цепляет. О посмертье автор говорит много и со вкусом. Смерть – не конец – это позитивная часть того посыла, который читатель вынесет из «Пепла». Но вот ждать вас после кончины могут не самые приятные встречи. Благо, хоть кошки остаются кошками.




Статья написана 15 ноября 2022 г. 14:23

Юность владыки, или Ласковые будни имперского двора/Производственный роман из жизни властителя

imperator-goblin

18-летний Майя Драджар и в мыслях не держал хоть когда-нибудь очутиться на престоле.

Да, с одной стороны – законный сын императора. С другой – полукровка-гоблин, всего лишь четвертый и нелюбимый отпрыск, мальчишкой сосланный в глухую провинцию.

Однако роковая авария воздушного судна — и Майя под именем Эдревхасивар 7 становится владыкой Эльфийских Земель.

Живи и радуйся? Если бы! Не зря императорский двор сравнивают с болотом, каждый шаг по которому должен быть продуманным и осторожным. Интриги, сплетни, аристократические дома, императорский совет, лорд-канцлер, не собирающийся выпускать из рук управление государством. А ведь есть еще соседние державы, в частности те самые гоблины!

И чтобы не сойти с ума в этом бедламе, сохранить корону, а может и сделать что-то полезное для страны, Майе придется очень сильно постараться.


Романов, рассказывающих о неурядицах различных принцев с принцессами, и непременной возне вокруг трона — хватает. Вспомним хотя бы Тень, Клинки или Бурю. Чаще всего они балансируют между Young adult и взрослым фентези/фантастикой.

The Goblin Emperor гораздо ближе к первому поджанру, подавая сюжет мягко и ласково (на наших глазах за весь роман случится всего две смерти ), жестких моментов от него ожидать не стоит. Как и активного действия.

Взамен автор подгонит нам подробное описание жизни юного императора, его становление на фоне болота придворной жизни. Все действие крутится вокруг персоны Эдревхасивара 7, показывая нам картину его развития. Которому практически никто не мешает, напротив, вокруг парня соберется неплохая поддержка, а также идеальный секретарь без амбиций.

Майя на удивление хороший человек, пардон, эльф (тенденция демонстрировать, что властители тоже люди — цветет и пахнет). Полукровка, до 8 лет живший с матерью в изгнание, после отданный в руки жестокого опекуна. Не сломавшийся и не испортившийся в непростых условиях. Слабо образованный во всем, что не касается придворного этикета. Средних умственных способностей. Часто рефлексирующий, сомневающийся в своих способностях трудиться на ответственном посту амператора. Жалеющий о невозможности остаться в одиночестве (императорские телохранители-ноэчарис не покидают своего повелителя даже в спальне, что не слишком, как позднее выяснится, помогает). Напрочь лишенный друзей. Время от времени извиняющийся перед придворными, чем вводит тех в ступор. Тонущий в огромном количестве аудиенций, разрешения мелких споров. Наивно пытающийся заботится не только о титулованных особах, но и о слугах. Не делающий различия между аристократом и безродным полукровкой.




Статья написана 9 ноября 2022 г. 13:30

Образцово-показательная антиутопия, или «Теперь ты дракон» (поклон Катерине за напоминание)

ekvilibrium

Будущее. После третьей мировой войны человечество взялось за ум. Найдена основная причина всех бед цивилизации – эмоции. И препарат, позволяющий отринуть их, будто драную ветошь.

Правда, оказалось, что за гомо сапиенсами, чтобы они вели себя как должно, нужен жесткий пригляд. Возник мощный тоталитарный режим, и орден клериков – супербойцов, охотящихся за эмоциональными преступниками. Без организации Сопротивления тоже не обошлось.

Клерик Джон Престон был верным псом режима, ни на минуту не задумывающимся о том, что может делать что-то неправильно.

Однако вследствие случайности Джо оказывается перед нелегким выбором. Продолжить быть роботом-убийцей. Или окунуться в океан недозволенных и смертельно опасных эмоций.


Антиутопии уже не один десяток лет являются одним из самых распространенных жанров как в кино («Гаттака», ««V» значит Вендетта», «Тайна 7 сестер») так и в литературе («Младший брат», «Будущее»).

В 2002 году мир увидела одна из практически эталонных антиутопий, со всеми штампами, нелогичностями, перегибами, пищей для ума, берущими за душу всплесками, присущими этому жанру.

Перед нами кондовый тоталитаризм, общество, граждане которого находятся в идеальном для местного вождя состоянии. Бахнул дозу «прозиума» и весь день свободен – тебе наплевать на перегибы родного фюрера, тебя не зацепить ни дружбой, ни любовью. Робот-гитарист, готовый усердно пахать на благо нации. Плюс пропаганда из каждого утюга, мощная карательная машина, концепция единообразия, сводящая всех к состоянию винтиков.

Кажется, явный перебор. Ну какой человек способен на такую жизнь, без романтики в семейной жизни, дружеских посиделок за рюмкой чая, переживаний за любимую футбольную команду?







  Подписка

Количество подписчиков: 136

⇑ Наверх