Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 5 декабря 2022 г. 16:02

Искусственное дерево реальностей, или Наши против гадов из грядущего

pereferijn_ustroj

Флинн Фишер раньше была одной из лучших в игровых мирах. Позднее девушка завязала с виртуальными мирами. Но когда понадобились деньги, и ей предложили протестировать новую игру, Флинн не устояла.

Игра была выше всяких похвал. Полное погружение, настоящее ощущение тела – ничего подобного Флинн не встречала.

Но вскоре выясняется, что Фишер побывала вовсе не в игре. А жизням ее и близких отныне грозит смертельная опасность.


Один из отцов киберпанка Уильям Гибсон в последнее время отошел от классической фантастики (Муравей не даст соврать). Тем любопытнее было с помощью кинематографистов (с их непременными извратами) взглянуть на возвращение мэтра к жанру, принесшему ему известность.

Перед нами натуральный коктейль из практически всех известных науке поджанров.

Начинаясь как сага о виртуальности, игромании, типа Игрока проект быстро начинает тасовать карты детектива, приключений, хронофантастики, киберпанка, постапа, элементы боевика, выбрасывает на стол козыря конспирологии, злых корпораций, антиутопии, угнетенных роботов и андроидов, борьбы с тоталитаризмом и олигархией.

Чего-то в Peripheral больше, чего-то меньше, но без внимания не останется практически ни одна из граней фантастики.

Зрителю покажут два варианта будущего: ближайшее и более отдаленное.

2032 год не сильно отошел от нашей реальности, продвинув вперед разве что виртуальность (да тему сепаратистского Техаса). Здешние игры серьезно шагнули вперед по сравнению с привычными нам. Очки дополненной реальности позволяют полнее погрузиться в пространство игры, почувствовав себя в шкуре борца с нацистами (к сожалению, нам покажут одну единственную гейму). Сильные игроки зарабатывают реальное баблишко, помогая богатеньким буратинам повышать уровень персонажа, выполняя их заказы. Хоум-видео может быть оцифровано в полноценную симуляцию, с эффектом присутствия (симуляции/игры в сериале отличаются нарочито четкими цветами и звенящей резкостью на лицах). А в военной среде применяется технология гаптики, после вживления превращающая подразделение в единый организм. Кроме виртуальности в мире 2032 стоит упомянуть 3d печать, достигшую небывалых высот. А практически полное отмирание налички (снятие денег привлекает внимание полиции) и фантастикой уже не назовешь. Все там будем.

2099 год поинтереснее. Хотя мы увидим лишь Лондон, полный циклопических античных статуй (возможно, это упоминающиеся воздухоочистители), вознесшихся вдвое выше самых высоких небоскребов. Город, с практически пустыми улицами и роботами-полицейскими. Здешний мир пережил натуральный армагеддон, некисло развил робототехнику и передачу данных, может похвастать живыми тату и воссозданными по ДНК вымершими видами. Как кстати, преодолели последствия конца света?

Управляется это мирное постапокалиптическое будущее триединой системой, состоящей из кланов «клептархов», силовиков, держащих в узде первых и безжалостных научников, обеспечивающих неустанное развитие технологий и воссоздание утерянного. Еще одна попытка фантастов отыскать устойчивый и хорошо работающий вариант властной вертикали.




Статья написана 1 декабря 2022 г. 12:24

Гениальный карлик в космосе, или Духовный отец Тириона / «Серые клеточки» рулят и в будущем!

uchenik_vojina

Отправляясь на экзамены в Императорскую военную академию, Майлз Форкосиган, сын премьер-министра Барраяра, не имел запасного плана на случай неудачи.

Ну не считать же таковым папину идею стать юристом, в конце концов! Хотя соломку подстелить на самом деле не мешало бы. И дело не в устных и письменных экзаменах, они Майлза не беспокоили. А в испытании по физической подготовке. Немудрено с ростом в полтора метра и хрупкими костями, нуждающимися в накладках от переломов.

Как бы то ни было, запасной план своего будущего Майлзу все же пришлось обдумывать. Занялся он этим во время поездки к бабушке на Колонию Бета.

Где его ждала случайная встреча с пилотом старого корабля. И вот уже Майлз оказывается в звездной системе, где кипит война, в роли того, кем он не является. И это только начало событий, меняющих судьбы тысяч живых существ.


Лоис Макмастер Буджолд имеет на своем счету несколько циклов фентези, в частности довольно приятный «Шалион». Но большинству фэнов многократная обладательница Небьюлы и Хьюго известна отнюдь не фентези. А шикарным Барраярским циклом (регулярно обвиняемом в женском подходе к материалу), подарившим нам одного из самых обаятельных и умных героев в мировой фантастике.

С одной стороны перед нами история взросления, откровенно отдающая Young Adult. Протагонисту 17 мальчишеских лет, он практически ничего не видал в жизни, готовя себя к офицерской карьере. На воинственном Барраяре, тем более в среде аристократии, иначе нельзя. Он влюблен, и предмет его терзаний перед глазами. Он полон сомнений и желаний. Разве что мозгами он пользуется на порядок лучше, чем большинство его сверстников (да и людей постарше).

С другой – перед нами сага о преодолении. В первую очередь собственного тела, ведь Майлз несколько отличается физически от прочих 17-летних пацанов. Рост полтора метра. Кости, норовящие разлететься на куски при любом сильном сотрясении. Натуральный карлик, весьма вероятно повлиявший на появление некоего Тириона. Развитие сильных сторон, попытки нейтрализовать слабые. Затем изменить отношения окружающих, избавиться от недоверия и неприятия, сразится с паршивыми обстоятельствами.

С третьей – честная космическая фантастика с гораздо меньшим уклоном в «милитари», чем тот же Вебер. С системой быстрого передвижения меж звезд исключительно с помощью пространственно-временных туннелей с заранее известными точками выхода. Что с ходу придает определенную специфику ведению здешних войн. Боевыми кораблями различных типов, разными типами вооружений (классика противостояния щита и меча), перестрелками, абордажами. Вселенной, полной различных обитаемых миров, населенной людьми, серьезно отличающимися друг от друга в культурном, психологическом, этическом, порой даже физиологическом плане.




Статья написана 29 ноября 2022 г. 12:09

Проснись!, или Memento под сенью путеводного жучка/Корабельная петля в духе классики

1899

Огромный лайнер «Цербер», стремящийся в Нью-Йорк. Сотни пассажиров разных наций со своими скелетами в шкафах.

Встреча с исчезнувшим четыре месяца назад пассажирским судном такого же класса. С таинственно пропавшим, и столь же загадочно обнаруженным кораблем-призраком. Кораблем, с которым определенно что-то не так.

Что эта встреча принесет тем, кто рискнул подняться на борт летучего голландца. И тем, кто не покидал борт Цербера?

Это ведомо лишь богу. Но прежним после этой встречи не останется никто.


Новую работу создателей отличной Тьмы ждали, пожалуй, даже с большим интересом, чем свеженький хоррор от Флэнегана.

1899 оставил более неоднозначное впечатление, чем Dark, но в целом репутацию Янтье Фризе и Барана бо Одара поддержал на уровне.

Постановщики шикарно напускают туману, умело поддерживая интригу.

Начинается сериал как первая часть незабвенного Титаника. Шикарный 4-трубный лайнер. Огромная столовая, где чинно заседают элитные пассажиры первого класса. Просторные каюты (у капитана и вовсе двухуровневые хоромы). Ютящиеся в глубине судна пассажиры третьего класса (второй, кажись, не завезли) — в подвесных койках, тесно висящих в трогательном единении. Им, бедолагам, даже выход на палубу закрыт, что не путались под ногами у богатеев. А поскольку заводного ДиКаприо где-то потеряли, быт у третьеклассных скучноват. Ни танцев тебе, ни застолий. Плюс контингент не располагает – сверхрелигиозные датчане.

Любовных шашней с элитой, кстати, это не отменяет. Шашни, правда, скорее напоминающие не о 19-м а, о толерантном 21 веке. Поскольку Кейт потерялась там же, где Лео, приходится суровым мужчинам обходиться без дам. Справляются.

И вот в такой благостной обстановке начинается сущая чертовщина. Пропавшее судно-близнец. Визит туда бравого капитана. И понеслось.

Шутки шутками, а дальнейшая атмосфера удалась ребятам на славу. Гнетущая, полная ожидания неприятностей. Тревожная, гнетущая, рваная музыка, навевающая воспоминания о саунде Тьмы (или прямо использующая тамошние мотивы?). Свинцовое, тяжелое море Атлантики. Дни пути до суши, километры воды под тобой. Антураж проклятого корабля. Странноватые галлюцинации/ воспоминания героев.

Сперва кажется, что нам покажут кондовую мистику в духе Оверлука и Корабля-призрака. Затем сериал делает оммаж Броненосцу Потемкин, и менее или более известным классическим порождениям 1999 года, раскланяется с Атласом, Доводом и Началом. В результате сводясь, как и большинство хороших фантастических проектов — к психологии, разуму и внутреннему миру человека. Да, узнаваемых моментов хватает, но с этим можно смириться.

В процессе постановщики зацепят и используют максимум фантдопущений и приемов Страны Фантазии: паранойя и теория заговора, зловещие эксперименты и девайсы, телепортация, перемещение и остановка времени, хронопутешествия, управление мозгом, корабли-призраки, пропавшие пассажиры, игры разума. Кажись, ничего не пропустил?

Причем это не просто хвастовство графикой или демонстрация знаний в фантастике. А приемы дающие возможность поразмышлять о весьма важных вещах.




Статья написана 23 ноября 2022 г. 12:17

Крестовый поход Тысячи Храмов, или Священная война в личных целях

tma_prezhnix_vremen

Армагеддон уже был. Не вчера, правда, а две тысячи лет назад. Но самое отвратительное, что он грозит повториться вновь. Ведь Консульт – слуги зловещего Не-бога, те, возрождения которых так опасались колдуны Завета – действительно существуют.

Когда новый шрайя Тысячи Храмов объявил Священную войну против язычников, мало кто мог подумать, что это начало событий, меняющих судьбы жителей всего мира.

Но именно так оно и было.


Канадца Бэккера порой сравнивают с такими монстрами эпического фентези, как Эриксон и Мартин.

Если автор «Игры Престолов» опирался при создании своего цикла на Войну Алой и Белой Розы, то Скотт явно вдохновлялся Крестовыми походами.

«Тьма» оказалось вещью небезынтересной, но преграждающей путь новым читателям высоким порогом вхождения в мир. Чтобы вникнуть в то, что вообще происходит, разобраться в зубодробительных именах, названиях и сложить общую картину, понадобится около полутора-двух сотен страниц. Зато потом вы сможете сполна насладиться достоинствами романа.

Перед нами классическое темное эпическое фентези с таинственной угрозой, исходящей от противников почти божественного уровня. Изрядным количеством знати, служителей культа и колдунов: интригующих, соперничающих, преследующих свои цели. Столкновением двух религий. Империей, воинственными кочевниками, магией и нелюдьми.

Как эпик роман в норме. Цивилизованные земли верующих в Последнего пророка, разделенные на уйму наделов, государств и фракций. Империя, напоминающая Византию эпохи упадка. Степи, наполненные безжалостными кочевниками. Дальний Север с нелюдью. Языковые нюансы. Хороший шлейф роли мира, подаваемый в основном через сны Адептов Завета. Прошлое, напрямую влияющее на настоящее. Огромные армии, собирающиеся в поход на язычников. Жуткое зло, незаметно подбирающееся к героям.

Жаль лишь, что сам мир цикла в дебютном романе очерчен бледновато, лично мне не хватило географических описаний (может потом ситуация выправится). В первой книге автор делает акцент на персонажах, подготовке Крестового похода, интригах и навевающей жуть угрозе второго Армагеддона.

Важных протагонистов в романе меньше десятка, зато практически в каждого автор вложил массу труда и заботы. Герои неплохо проработаны, снабжены внутренними терзаниями, стремлениями и мечтами. Они строят планы, совершают ошибки, сомневаются, страдают гордыней и эгоизмом, любят и предают. Частенько пользуются внутренними монологами, рефлексируют, что добавляет им сопереживания.




Статья написана 17 ноября 2022 г. 21:35

Сквозь тернии к звездам, или Харон под ударом/Из жизни мертвецов

pepel_pyl

Человек, способный попадать туда, где не был почти никто из живых. В край Полусна – Междумирье. Опасное место под красным небом, полное демонов, мыслеформ и душ, застрявших между жизнью и смертью.

Человек, ставший Хароном для мертвецов, потерявший единственного друга и женщину, способную стать его настоящей Любовью. Ввязавшийся в игру с непонятными и могущественными сущностями. В игру, где у него нет, казалось, не единого шанса на победу.

Вот только чего не собирается делать тот, кто годами отправлял потерянные души туда, где им место – это сдаваться.

Гжендович, автор приятной приключенческой тетралогии про Вуко Драккайнена стал для меня третьим автором, открытым в длинной плеяде качественных польских фантастов (Дукай, Вегнер, Гжендович, Пискорский, Збешховский, Майка, Гузек, Пшехшта, Комуда, Саульский).

Его новый/cтарый роман (написан через год после первого тома Ночного странника) оказался натуральным хоррором, напоминающим одновременно Пикник, работы Эко, Брауна и Олди. Антуражным, хотя не без некоторых нюансов.

Основная прелесть книги основана на Междумирье. Атмосферка в краю Полусна еще та. Красные небеса, тени домов и предметов, темнота, пепел и пыль. Лимб – не лимб, чистилище – не чистилище, зазеркалье – не зазеркалье. Некая локация, куда в плотном теле из гомо сапиенсов попадал, кажется, только наш герой. По крайней мере, долгое время никого из живых, за одним спорным исключением, он там не встречал.

Место, где проявляются «ка» (эфирные отпечатки, полуживые души) окружающих нас предметов. Способных стать как подмогой, так и препятствием. К примеру, обрез или мотоцикл – неоднократно выручавшие своих хозяев, но давно проржавевшие в нашем мире, тут находятся в отличном состоянии и готовы к делу.

Место, полное демонов, неведомых сущностей, дурных мыслей. И призраков — душ людей, чаще всего погибших не своей смертью. Жизни мертвецов после смерти в краю Полусна посвящен изрядный кусок ближе к финалу книги. Так себе житие, будем честными. «Ну его, такую житуху», как говорил один хороший персонаж. Идея такого существования души в промежуточном мире не особо оригинальна, но цепляет. О посмертье автор говорит много и со вкусом. Смерть – не конец – это позитивная часть того посыла, который читатель вынесет из «Пепла». Но вот ждать вас после кончины могут не самые приятные встречи. Благо, хоть кошки остаются кошками.







  Подписка

Количество подписчиков: 136

⇑ Наверх