Космический аттракцион, или Спецагенты для тинейджеров
Будущее. Спецагенты Валериан (ДеХаан) и Лорелин (Делевинь) всегда выполняли поставленные перед ними задания. Выполнили и на этот раз. Конвертор – последний представитель своего вида доставлен на станцию Альфа. Казалась бы можно и отдохнуть? Не тут-то было. Выясняется, что станции угрожает загадочная опасность, родившаяся в самом сердце Альфы.
Но будто мало таинственных противников и радиационной опасности, вскоре оказывается, что и среди военного командования федерации не все чисто. А значит, жизни агентов и судьбы миллионов живых существ в очередной раз повисают на волоске.
Люк Бессон был фанатом французского комикса «Валериан и Лорелин» Пьера Кристин и Жан-Клода Мезьера долгие годы. Идея снять по нему фильм cозрела у режиссера во времена работы над «Пятым элементом», тем более что некоторые концепты мира «Валериана» Люк использовал как раз в этой своей картине далекого 1997 года. Однако технические возможности передать многообразие французского комикса появились относительно недавно, и за съемки Бессон принялся только в 2016 году.
К сожалению, фантастического развлекательного шедевра, типа того же «Пятого элемента» у Люка не вышло. Хотя Valerian однозначно стоит посмотреть ради визуального пиршества, устроенного на экране постановщиками. Начиная от Международной космической станции, на ваших глазах превращающейся в невообразимо огромного монстра, на котором живут тысячи видов и миллионы различных разумных существ. И пускай из этого потенциального многообразия нам вскользь показали буквально пару-тройку «чужих» рас, этого хватает, чтобы проникнуться масштабом работы, проделанной создателями «Валериана». А ведь кроме интересных инопланетян есть еще Великий рынок, находящийся в другом измерении: чтобы взаимодействовать с населяющими его существами – приходится использовать специальные «девайсы» (на этом построена одна из самых оригинальных экшен-сцен картины). И архитектурные особенности станции «Альфа», где соседствуют участки, полностью заполненные водой (для местных ихтиандров), многокилометровые стены из компьютерных плат, территории обитателей газовых систем и обычные высотные многоуровневые лабиринты, предназначенные для гомо сапиенс и их близких родственников. Есть в мире «Валериана» другие планеты с их красочными облаками и прочими прелестями. Космические просторы, которых тут, правда, на удивление маловато. Плюс забавные мелочи, типа бронебойных зверюг-охотников, огромных бромозавров с их любимыми мозговыми медузами, бабочек-приманок, или оборотней-гламаподов. В общем, за картинку создателям «Валериана» однозначный респект и уважуха.
С остальными непременными составляющими хорошего фильма у Бессона не сложилось.
Причем дело не столько в сюжете, хотя его назвать сильной стороной картины никак не получится. Некие абстрактные спецагенты без малейшего прошлого и предыстории. Фактическое отсутствие антагонистов. Мутноватая основная линия.
Ладно, спишем на комиксоидность ленты, тем более что большая часть фильмов этого жанра никак не может похвастаться вменяемостью сюжета. Как и логикой происходящего. Ах, жуткий геноцид! Конечно же, нужно было положить во время битвы еще пару миллионов людей, потерять флот, проиграть войну и долго разгребать последствия поражения. Если бы осталось, кому разгребать. А уж к мелочам типа скафандра, то представляющего из себя непробиваемую многофункциональную броню, то разваливающегося на куски после обычного падения в трубу. Мозговым способностям Валериана, которому в голову не приходит воспользоваться полезными свойствами скафандра для спасения напарницы. Или эволюциям Лориан, которая сперва выглядит натуральной бой-бабой, а потом превращается в трепетную лань, ждущую спасения. Ко всему этому даже придираться как-то неловко. Опять же комикс – чего с него взять.
Да и диалоги в фильме, мягко говоря, не блещут.
Но основной проблемой ленты стали главные герои. Основной рассчет расчет Бессона был явно сделан на молодежную аудиторию – потому и выбраны в протагонисты-спецагенты относительно юные актеры (хотя им уже далеко не по 15 годочков), чья задача была привлечь в кинотеатры подростков. Эдакие Бонды для тинейджеров. Но неужто не нашлось во всем мире чуть более профессиональных молодых лицедеев?
Дэйн ДеХаан в другом варианте Дехан с его субтильной внешностью и манерами нагловатого гопника-ботана изображает крутого спецагента с девятилетним стажем, способного заткнуть за пояс десяток Бондов разом. Вы серьезно? Кстати, откуда у него такие мешки под глазами в 31 то год? Может бухать надо поменьше?
Кара Делевинь, о безумной эволюции образа которой я уже говорил, старается ни в чем не уступить напарнику – ни в полном отсутствии актерской игры (хотя чего мы хотим от модели?). Ни в безэмоциональной физиономии. Ни в скучающем отношении к происходящему. Ни о какой химии, вроде как должной вытягивать одну из основных линий ленты и говорить не приходится. В общем, на примере этой парочки можно писать пособие для начинающих постановщиков: «Как вопиющим мискастингом испортить неплохую идею».
А ведь старина Люк должен был помнить историю своего же «Элемента», где львиную долю успеха картине принесли Уиллис с Йовович – буквально живущие в пространстве фильма, и наслаждающиеся каждой сценой.
Видать не запомнил. Странно, еще и 60 годочков дядечке не стукнуло, склероз одолевать не должен.
Эрго. Космический комикс-аттракцион, отменный с визуальной точки зрения и крайне слабый со всех остальных.
11 февраля 1985 года центр управления полетами потерял связь с орбитальной станцией «Салют-7». Чтобы разобраться с проблемой, в космос отправляют экипаж из капитана Владимира Федорова (Вдовиченков) и бортинженера Виктора Алехина (Деревянко).
Полет предстоит непростой. Мало того, что станция вращается по всем осям и состыковываться предстоит вручную. Совершив то, чего еще никто не делал. Плюс абсолютно непонятно, с чем предстоит столкнуться космонавтам на станции. Вдобавок нездоровый интерес к Салюту проявляют американцы – противники в холодной войне, готовящие к запуску шаттл с пустым грузовым отсеком как раз аккурат по размерам станции. А значит, работка предстоит еще та. И вернется ли экипаж на землю, неизвестно никому кроме господа бога и его ангелов.
«Аполлон 13». «Гравитация», «Интерстеллар», «Марсианин», «Гагарин», «Время первых» – всего лишь несколько названий из многих десятков картин, рассказывающих о Человеке и Космосе.
Вот подоспела еще одна — «Салют-7». Причем она могла появиться в прокате еще весной, но уступила дорогу как раз уже упомянутому «Времени первых». Если судить как минимум по сборам – не зря, плюс за это время постановщики «вылизали» графику и конвертировали фильм в IMAX.
Лента получилась удачной, правда слишком уж вольно обращающейся с реальными фактами. Что, впрочем, практически не портит впечатления от просмотра.
Во-первых, стоит отметить красивые картины земли из космического пространства и в целом приятную графику. Впечатлил взлет корабля Федорова и Алехина, но и кроме него есть пара-тройка отличных кадров, способных потягаться с голливудскими конкурентами. Жаль маловато внимания уделили красотам нашей планеты, я думаю никто из зрителей не отказался бы больше времени понаслаждаться разнообразными видами волшебного земного шарика.
Драматургически лента выстроена вполне профессионально, вовремя подкидывая героям и зрителям очередную перипетию: только справились с одной проблемой — нате вам следующую. Хорошо сняты сцены работы в невесомости. Хватает волнительных, переживательных моментов, когда за героев становится по-настоящему страшно. Много юмора, причем на удивление доброго, без западных шуток ниже пояса и прочих социальных игрищ. Отношения между напарниками и людьми в центре управления полетами – теплые, заботливые, действительно дружеские. Прям приятно на душе.
Актеры в целом отработали на уровне, хотя ощущение того, что можно было лучше, так и не оставило до финальных кадров.
Федоров (Вдовиченков )– романтик космоса, бесстрастный профессионал, лучший космонавт Союза, человек способный встретить, не пригнувшись, любой удар судьбы, вплоть до самого фатального.
Алехин (Деревянко) – гораздо более эмоциональный, метущийся, сомневающийся. При этом отличный инженер, надежный друг, способный справиться со своими животными инстинктами и в критическую минуту принять по-настоящему человеческое решение.
Остальные, кроме разве что руководителя полетов Валерия Шубина (Самойленко), особо не запоминаются, что конечно несколько обидно, но вполне объяснимо – в фокусе замысла на 99 процентов двое космонавтов и их сражение с 20-тонной грудой металла.
С точки зрения кинематографии претензий к ленте немного.
Основное неудовольствие у критиков (большинству зрителей все равно, что было на самом деле) вызвало неуемное фантазирование постановщиков, создавших другую картину спасения станции, во многом серьезно отличающуюся от того, что было на самом деле. Своеобразную альтернативную реальность битвы за «Салют». Понять их с одной стороны не трудно – зритель жаждет эмоции, а не сухой, упорной, пускай и весьма тяжелой работы. Производственные романы утратили свою привлекательность вместе с гибелью Союза. А если снимать фильм полностью по реальным фактам, скорее всего, получился бы именно производственный роман.
Как все было на самом деле. Джанибеков и Савиных (прототипы главных героев) прилетели к Салюту, с первого раза состыковались со станцией, несколько дней работали над системой контроля электропитания. Температура на станции действительно упала ниже нуля, но аж никак не до образования изморози. Потом напарники вышли в открытый космос, установили дополнительные элементы на солнечной батарее (в процессе «заартачилась» лебедка), позднее прибыл следующий корабль с космонавтами, и ребята впятером привели станцию в порядок. Никаких американцев, желающих похитить станцию (не забываем, если бы у них были возможности упереть с орбиты 20 тонн вращающегося металла, советские технологии, скорее всего им бы были без надобности). Никакого пожара, никаких мыслей руководства по поводу ракеты. Никаких наводнений. Никакой кувалды. Нормальная рабочая история о профессионалах, которые хорошо делают свое дело.
Даже на таком фактаже можно создать интересный и напряженный фильм, от которого будет не оторвать глаз. Но это требует огромных усилий всей съемочной группы, отличных актеров уровня Смоктуновского и Янковского, а также оточенной режиссуры. На порядок проще написать голливудскую историю, полную экшена и эмоциональных сцен. Пускай даже тебе придется сотворить новую реальность, имеющую мало общего с реальностью текущей, кроме ключевых точек. Плохо? Нет. Наказуемо? Тоже нет. Искажение истории? Опять нет. Они же не документальное кино снимали. Зритель все равно получил информацию о спасении «Салюта» и тяжелейшей работе космонавтов. Слабость и леность, заставившая пойти простым путем? Это да. Но никто еще не отменял того факта, что каждый выбирает по себе.
Вот только что имелось в виду под таинственным синим светом? Посвящение в космонавты? Или действительно внимание ангелов? Физике это неведомо.
Эрго. Вариации на тему спасения «Салюта-7», имеющие мало общего с настоящими, но в качестве кинематографической реальности вполне достойные внимания.
Режиссер Клим Шипенко
В главных ролях: Владимир Вдовиченков, Павел Деревянко, Мария Миронова, Любовь Аксёнова, Александр Самойленко
На лицо ужасный, добрый изнутри, или Йа, креведко!
Слыхали, был пару сотен назад такой безумный ученый? Витей еще звали, фамилие на «Ф»? Сказки, говорите? Ну-ну.
В общем возжелалось этому сказочному Франкенштейну славы Господней. Единого, кто живое творить способен. А так как демиургом Витя не был ни разу, а глину как материал застолбили до него, пришлось использовать то, что под рукою. Фрагменты мертвых человеческих тел.
Мужик был хотя и сумасшедший, но талантливый. У него получилось.
Вот только не зря говорят, яблонько от яблоньки. Его создание оказалось тоже вполне с придурью. Плюс проблемы отцов и детей, я думаю, вы в курсе, до сих пор с ними маемся.
С тех пор об ученом Викторе Франкенштейне никто больше не слыхал. А его творение заинтересовало сразу обе стороны, участвующих в заварушке, идущей на нашей матушке Земле с незапамятных времен.
Демонов, выпущенных Сатаной из Преисподней, и Ордена Горгулий, созданного по приказу самого архангела Михаила.
Почему то все уверены, что Сотворенному из мертвых по силам оказать очень весомое влияние на ход войны.
Созданием Frankensteinа занялась еще в 2012 контора, обладающая правами на «Другой мир». Что заметно не только по общей стилистике но и по главному плохишу. В основу ленты был положен комикс Кевина Гревье, перенесшего средневекового монстра в современный антураж, а съемки проходили на протяжении 10 недель на родине кенгуру.
В результате мы как будто и не переставили смотреть Underworld. Готичненькая стилистика, черненькие плащики, люди, на которых никто не обращает внимания, тот же Виктор, чуток обновивший гардероб, две насмерть враждующие стороны. Хотя стоп. Не насмерть. Демоны тут низвергаются, а горгульи наоборот возносятся, но конечной смерти не обламывается никому их них.
Лента и так смотрится как компьютерная игрушка, а тут еще и поголовное бессмертие (за исключением разве что 6 миллиардов гомо сапиенсов, но они как раз не волнуют никого из противников).
А так игра она и есть игра. Не ходят, а шествуют, не говорят, а изрекают, а в литрах патетики можно и вовсе захлебнуться.
К Экхарту претензий меньше всего, мужик старается, как будто не в графическом романе играет, а во взрослой драме, харизмы у него вагон и маленькая тележка, и даже вечно нахмуренная мордень восприятие не портит. Пора уже Аарону выбираться из тесных объятий комиксо-стрелялок (как бы не задушили), потенциал у парня в наличии.
Билл Найи мне гораздо больше нравится не в образах туповатых, но могущественных злецов, а в образах оторванных стариканов, тем более, что Виктора я уже видел, и не единожды (правда без таких роскошных рогов).
Джей Кортни все никак не убедит меня в том, что он вообще является актером, а не немногословным подручным злеца либо сыном отца.
Барышни в основном радуют с визуальной точки зрения. И если наша старая добрая Эовин (Миранда Отто) лишний раз напоминает, что мастерство не пропьешь (плюс платье у нее знатное). То Ивонн Страховски кроме эстетических, никаких чувств не вызывает вовсе.
Графика очень неоднозначная. Если перевоплощению горгулий, их быстрым атакам и мимике можно только поаплодировать, то медленные полеты, а особенно зависание в воздухе, вызывают лошадиное ржание. И Королева Леонор в крылатом образе какая-то очень стремная.
По поводу логики, тоже все как всегда. Как минимум, откуда демоны вообще тела берут, если они способны забираться только в бездушные, а мертвые им видите ли не подходят? Надо было у собратьев из Supernaturalа пару уроков взять. А обороноспособность собора горгулий вызвала серьезное сомнение в их умственных способностях. Как только их за эти столетия всех поголовно к Михаилу не отправили? А уж демоны, которые могут проигнорировать приказы своего типа принца, из-за инстинкта самосохранения, зато поддаются на уговоры одного из его свиты ???! Классика: уболтал, чертяка языкатый.
В завершение вопрос. Они там что в Голливуде, бабки отмывают втихаря? Опять непонятно куда подевались $65 000 000. Сборы по всему миру не дотянули до 70-ти. Нет, если так и задумывалось, типа главное не победа а участие, тогда все в порядке. Но если рассчитывать на прибыль, сюда больше 20-ки вкладывать было нельзя, даже под угрозой лишения ежедневных пончиков.
Эрго. Зубодробительно серьезная компьютерная игрушка на большом экране. За Эовин спасибо, Аарону пора во взрослое кино. Другого мира, пусть и под иным названием – достаточно.
Двойственные приключения благородных идальго, или Солнечные будни фехтовального города
Отправляясь на встречу с заказчиком, бретер и учитель фехтования Арахон И’Барратора, предполагал, что дело может закончится кровью. Однако он не рассчитывал сегодняшним утром столкнуться с неизвестной фехтовальщицей из далеких земель и узнать, что его с потрохами продал нынешний патрон. А уж тем более стать мишенью охоты таинственных патрийцев.
Печатник Эльхандро Камина, готовя в набор Мемуары о двадцатилетней войне, в глубине души понимал, что рискует. Многовато было в книге острых углов и грязных слов о власть имущих. Но предположить, что дело даже не дойдет до печати. Это уже слишком!
Ученый муж Эль Хорбранвер, собираясь объявить о своем новом изобретении – тенеграфе, тоже изрядно сомневался. Ступать на зыбкую почву теологии и исследований природы солнечной тени было опасно. Слишком уж большую роль играли тени в жизни горожан. Слишком уж под пристальным вниманием Светлого Капитула находились все, кто работал с ними. Но подумать о том, что тенеграф станет причиной опасности не только для него самого, но и для дочки Хорбранвер не мог.
А уж тем более никто из троицы и не мыслил о том, что их судьбы вскоре переплетутся в клубок, оказывающий влияние не только на них самих и знакомых им людей, но и на всех жителей Серивы.
Польская фантастика продолжает радовать нас с вами все новыми и новыми достойными именами. Яцек Пекара. Роберт Вегнер, Ярослав Гжендович. Теперь вот Кшиштоф Пискорский. Журналист, сценарист компьютерных и ролевых игр, переводчик, первый роман которого — Wygnaniec увидел свет в 2005 году. С тех пор на его счету почти 10 романов, пять фантастических премий и десяток номинаций. А также теплые слова другого известного польского автора Яцека Дукая, как раз в адрес нашего сегодняшнего героя – «Тенеграфа».
Романа действительно интересного.
Первым привлекает внимание место действия. Дело происходит в неплохо продуманном фентезийном мире, а конкретно Серива явно навеяна средневековыми испанскими мотивами. Все эти благородные идальго, реконкисты, залитые солнцем улицы, сиесты (тут, правда, они появились по другой причине), инквизиторы, бретеры, школы фехтования, поединки, наемные убийцы с рапирами в руках. Этот довольно редкий в фентези антураж, с ходу добавляет роману пару десятков вистов. Тем более что у автора получилось создать живой, наполненный мир с огромным количеством нюансов и особенностей. Мир со своей историей, культурой, обычаями и одним глобальным отличием от нашего. О котором чуть позднее.
Мы будто оказываемся вместе с героями на узких улочках Серивы, вдыхаем морской воздух и наблюдаем за разгрузкой кораблей в порту, следим за игрой в кости на ступеньках таверны, шествуем вдоль рядов местного рынка, гуляем по центру города, с восхищением заглядываем в королевский дворец и с опаской в окраинные районы, или, не дай создатель, на Монастырское взгорье.
Погружение в мир романа на высоте.
Вдобавок автор постепенно раскрывает перед нами историю своего детища. Историю такую похожую и одновременно непохожую на нашу. Двадцатилетние войны, возникающие из-за тупости, гордыни и ограниченности стоящих у власти. Героические солдатские подвиги во время сражений, и позабытые ветераны без гроша в кармане. Интриги местных грандов и зловещая тень инквизиции. Создание и падение империй и халифатов. Завоевание и реконкиста.
Шикарно дополняют картину рассуждения и рассказы Хорбранвера о местной науке (его исследования природы воздуха просто шик). И о восточных профессорах, переплетающих науку с заклинанием тени.
А теперь об обещанном отличии. У Пискорского тени это не просто «пространственное оптическое явление», в котором можно спрятаться от палящих лучей дневного светила. В мире «Тенеграфа» от соприкосновения теней при солнечном свете происходит соединение: люди получают и отдают часть себя другому человеку. Мысли, воспоминания, чувства, умения, кусочки души. При кратком контакте – фрагменты и ощущения, при длительном – соответственно. Причем это касается только теней живых существ и только при свете солнца.
Помимо этого существует целое тенепространство, отдельный мир, разделенный на множество слоев, в большинстве из которых человек может существовать ограниченное количество времени. Через него можно путешествовать, сокращая часы до минут, переходя в светлый мир в абсолютно неожиданных местах, либо используя его как портал. Тенепространство, имеющее своих обитателей — существ тени, с которыми даже возникало две полноценных войны.
-Тенемастера, люди с загадочными знаниями, без которых не может обойтись ни один властелин. Люди, при этом считающиеся в обществе париями, изгоями, вплоть до периодических погромов чернью их жилищ.
-Антигелионы – существа тени, паразитирующие на человеке.
-Ребра Юга и Севера – маяки среди тенепространства, причины Войн Теней.
-Тенестрелы – стрелковое оружие, использующее тенепространство для ведения огня. Кстати почти повсеместно вытеснившее пороховые аналоги.
В общем, польский писатель создал натуральную «тенемагию» — интересную, завораживающую и весьма оригинальную.
Достает в романе и действия, ведь Кшиштоф с огромным удовольствием вводит в повествование элементы литературы «плаща и кинжала» (точнее рапиры). Интригующая знать, борьба за власть, королевские шпионы. Главный герой так и вовсе настоящий фехтмейстер, наемный рубака и убийца с немалым личным кладбищем за плечами. Кстати, несмотря на душегубство, Арахон получает от читателя изрядную долю сопереживания. Может благодаря тому, что на тот свет отправляет почти всегда таких же прожженных головорезов (хотя бывают исключения). Может благодаря мрачному обаянию ветерана войны, прошедшему огонь, воду и медные трубы. Может благодаря истории о вражде с Винсензом, и отношениям с его семьей. Может благодаря некоторым жестким моральным устоям. Может благодаря недюжинному искусству фехтовальщика.
Схватки описаны у Пискорского красочно и нескучно. Вдобавок автор подарил своему протагонисту некий Магический круг — технику боя, соединяющую геометрию и фехтование. Любопытный ход. Имеется у И’Барраторы богатое прошлое, с которым мы знакомимся по ходу повествования. Есть свои скелеты в шкафу, обязательства, привязанности, тайны и устремления. Создан персонаж с душой, и к середине книги воспринимается буквально родным человеком.
Чуть скромнее, но все равно подробно описан и Хорбранвер. Разве что Камине досталось чуть меньше авторского внимания.
Добавляет в блюдо остроты таинственная личность рассказчика – человека общающегося с читателем с первых страниц и долгое время скрывающего свою личность. Со временем доводя наше любопытство до высшего накала. А потом тайна раскрывается, история приобретает любопытный новый оттенок, еще больше расширяя границы созданного Кшиштофом мира и на порядки поднимая уровень решаемых героями проблем.
Эрго. Стильное атмосферное фентези в испанском духе с хорошо проработанным миром, привлекательными героями и оригинальной «тенемагией».
Маг и его Ученик: вдвоем против Обетованного, или Кто тут в Небожители крайний?
Хьервард. Искорка в костре Сферы Миров. Родина эльфов и альвов, древесных и горных гномов, троллей и кобольдов, гаррид, хеддов и гоблинов. И, конечно же, людей. Смелых ярлов и танов, вольнолюбивых баронов и бондов, знающих цену деньгам торговцев.
Мир, полный ошеломляющих красот и кошмарных ужасов. Обычный мир, коих тысячи.
Мир, где родился на свет тан Хаген. Человек, без которого хитроумная задумка Хедина не имела шансов на воплощение.
Десять веков Истинный Маг Хедин, Познавший Тьму, ждал, пока закончится изгнание, наложенное на него Советом Поколения. Пока он сможет взять Зерно Судьбы Ученика, назначенного ему Предвечными, из Шара Жребия. Будущего величайшего воина, полководца и правителя. Того, с чьей помощью Хедин собрался осуществить давно лелеемый план. План, способный изменить судьбы не только смертных и Магов, но и самих Богов.
Спустя пару десятков лет после рождения Хагена, ставшего за это время отменным бойцом и предводителем воинов, время пришло.
И устремились дружинники Хагена к столице Хранимого Королевства, залога Магов перед Молодыми Богами. И двинулись рати его противников к берегам острова Хединсея, вновь ставшего оплотом мятежного Мага. И застонал эфир под напором заклинаний, используемых как врагами Хедина, так и самим Познавшим Тьму. И закачались весы Равновесия, не зная, на чью сторону они склонятся через несколько часов.
Николай Даниилович Перумов вырвался на фантастический небосклон в 1993 году с дилогией (позднее трилогией) «Кольцо тьмы». Роман был написан еще в 1989 году, и переносил читателя в Средиземье Толкиена, 300 лет спустя после Войны Кольца. Фэндом буквально порвало. Равнодушных не было. Часть толкиенистов исходила ядом, по поводу «жирования на костях Профессора», другая с удовольствием вылавливая блох, отдавала должное талантливому автору.
«Кольцо тьмы» действительно стало событием. Перумову удалось прочувствовать дух мира Толкиена и показать его более приземленную и менее романтическую сторону. Все бы хорошо, но великолепно начав роман, Перумов не удержался. После того, что автор сделал со Средиземьем в конце, он был просто обязан на нем жениться, или отправиться за решетку за надругательство над чужим миром с отягощающими обстоятельствами.
Ну да это все лирика, а фактаж в том, что получив имя после «литературной игры» на чужом поле, Перумов показал, что и сам в состоянии создавать нетривиальные миры. Более двух десятков книг общим тиражом более четырех миллионов экземпляров стали зримым подтверждением его мастерству.
«Гибель Богов» (впервые издана в 1994) стала первой полностью самостоятельной книгой Перумова. Оригинальный мир (даже Сфера миров), как потом выяснится непосредственно связанный с нашей Землей, многочисленные и качественно проработанные системы магии, удалой размах и затягивающий сюжет.
Что всегда было коньком Перумова – это фантазия. Она у него «богатая и нездоровая». Не знаю, было ли уже тогда задумано развитие и дальнейшее описание его вселенной Упорядоченного, но все предпосылки для этой нелегкой работы налицо.
Уже с первых страниц автор рисует нам весьма логичную и неплохо продуманную систему мироустройства. Причем не только и не столько Хьёрварда, показывая, что родина Хагена всего лишь маленькая точка среди тысяч миров с миллионами обитателей. Смертных и не очень, гуманоидных и абсолютно непредставимых, обычных людей и умеющих управлять силой.
А уж магическая система просто великолепна. Количество и способы волшебства разнообразны, вдумчиво описаны и кажутся неотъемлемой и исконной частью этой вселенной. Желающих подробнее почитать о магсистеме Упорядоченного, отсылаю к июньскому «Миру фантастики» за 2013 год, я же повторять хорошо сделанную авторами МФ работу не вижу смысла.
Язык наоборот никогда не был особо сильной стороной Ника. Стиль «Гибели» достаточно тяжеловат и нарочито архаично-героичен.
Оригинальность героев тоже не отнесешь к козырям первой «Летописи Хьёрварда». Хаген – бесстрашен, воинственен, харизматичен, могуч, предан учителю, безжалостен к врагам Рейха, тьфу ты, это совсем другая история.
Хедин – умен, умудрен, опытен, верит в себя, твердой рукой направляет ученика к цели.
Где-то мы такое уже встречали, не находите?
Но боги с ними, с героями. Берет книга другим. Драйвом, движухой, приключениями, магическими битвами и глобальными титаническими сражениями (ну любит Перумов энто дело, любит), коварством Магов и мощью Богов. Поражения сменяются победами, отчаяние – уверенностью, а из любой дыры все же найдется выход. «Рано или поздно, так или иначе».
И понимает читатель, «что это хорошо. И хорошо весьма».
Эрго. «Гибель Богов» — юность независимой российской фантастики. И как любому молодому существу ей свойственно многословие, велеречивость и порывистость, увлеченность и бесстрашность, безапеляционность, подверженность прорывам, шаблонам, ошибкам и заблуждениям. Уверенность, что любые проблемы решаются лишь с помощью меча. Ну, на крайняк огненного заклятья.
Как любое юное создание, она привлекает своей неиспорченной красотой и отталкивает резкостью суждений. Недаром в 18 лет я был без ума от этой книги. Уже лет через пять мне больше нравились следующие части «Летописей».
Но при всех недостатках книги, я не встретил еще ни одного любителя фантастики, жалеющего о потраченном на нее времени.