Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 22 января 2018 г. 11:16

Контрабандистка, изменившая судьбы селенитов, или Луна – жестокая хозяйка

artemida

Джаз Башара, одна из двух тысяч жителей единственного города на Луне, как, пожалуй, и все остальные, мечтала разбогатеть. А заодно она была далеко не самым законопослушным жителем Селены.

Потому, когда Тронд Ландвик, один из влиятельнейших местных бизнесменов, предложил ей мутное дельце, связанное со сменой владельца алюминиевой компанией «Санчез», она согласилась. Уж очень вкусным показался куш, предложенный за выполнение этой работы.

Однако кроме того что само дело выглядит невероятно сложным и опасным, похоже что Тронд чего-то не договаривает. А значит нужно быть готовым к любым неприятностям.

Вторую книгу Энди Вейера, прогремевшего в 2014 году вкусным «Марсианином», ждали с огромным нетерпением. Удержит ли автор свой следующий роман на высоком заданном им самим уровне, или сломается?

Энди не подвел, Artemis получилась хороша. Причем со всеми фирменными вейеровскими «фишками».

Главной из них остается трепетное отношение к науке. Автор с увлеченным интересом описывает разные ученые мелочи, типа нюансов процесса сварки или изготовления алюминия. Его герои постоянно пользуются различными научными достижениями, причем не как банальные потребители, знающие лишь как включить свет, а как полноправные участники процесса и непременно мастера какого-нибудь дела. Они фактически живут в этой самой науке. Купаются в ней. Не представляют существования без ее использования и улучшения. И, самое главное, по сравнению с «Марсианином» Вейер отказался от длительных лекций на несколько страниц, а также излишнего использования научной терминологии. Теперь информация подается более порционно и дозировано, а заумных слов на единицу текста стало поменьше. Прогресс.

Еще одной особенностью книг Энди похоже становится подробное, доскональное описание локации, где происходит действие. В данном случае лунного города. Автор с первых страниц погружает нас в быт Артемиды. Вы будто пробираетесь по лабиринтам узеньких алюминиевых коридоров жилых сфер Армстронга или Олдрина. Изучаете их конструкцию, вникаете в местные фобии и страхи. Приноравливаетесь к силе тяжести всего 1/6 от земной. Пытаетесь умоститься в тесных жилых капсулах для бедняков. С сожалением отмечаете социальное неравенство, перебравшееся на Луну с матушки Земли. Скривившись, пробуете «месиво» – здешнюю еду из сушеных водорослей, или восстановленное пиво. Сдаете экзамен на полноправного работника гильдии Безвоздушного Пространства (неудачно). Знакомитесь с поверхностью Селены. Вникаете в экономическую систему поселения.




Статья написана 19 января 2018 г. 11:15

Тварь ли я дрожащая или право имею, или Ищу человека (©Диоген)/

Конфликт поколений в киберпанковском антураже

beguschi_po_lezviju

Офицер полиции Кей (Гослинг) хорошо выполнял свою работу по поиску и устранению опасных для общества устаревших моделей репликантов. Несмотря на то, что сам был таким же андроидом.

Во время одного задания Кей находит нечто, способное изменить отношения между людьми и репликантами. Теперь от результатов его дальнейших поисков зависит ни много ни мало — судьбы всего мира. От него, и возможно от старого, давно пропавшего копа — «бегущего по лезвию» Рика Декарда (Форд).

«Бегущий по лезвию» 1982 года, несмотря на кассовый провал, со временем стал одним из известнейших и любимейших картин среди поклонников фантастики и киберпанка. Продолжение фильма, продюсером которой стал постановщик ленты 1982-го Ридли Скотт, а режиссером молодой и талантливый Дени Вильнёв, ждали с огромным нетерпением.

Со времени действия первой ленты прошло 30 лет, оказавшихся весьма насыщенными. В 2022 мир постиг блэкаут — теракт, организованный репликантами, после которого в небытие отправились практически вся информация, находящаяся в электронном виде. Корпорация «Тайрелл» обанкротилась. Их место занял слепой, но всевидящий магнат Ниандер Уоллес (Лето), запустивший в производство новых, полностью покорных андроидов.

Тема покорности стала одной из магистральных линий фильма. Причем в отличие от ленты Скотта, где в основном как опознавательный знак «человечности» использовали эмпатию, в картине Вильнева акценты несколько сместились. А ответ на вечный вопрос «что такое на самом деле Человек?» приобрел иной оттенок. Та же покорность является признаком репликантов, причем нового поколения. Да, границы покорности у каждого свои. Кто-то сносит любые капризы гомо сапиенс. Кто-то терпеливо исполняет приказы начальства, даже будучи внутренне с ними не согласен. А кто-то легко может отправить на тот свет пару-тройку человеков, но трепещет перед своим создателем.

Но как только у них появляется иллюзорный шанс оказаться живорожденным, куда и девается эта самая покорность. Начинается поиск ответов, вольнодумство, и прочие прелести свободного людского плавания.

Ага, ставим галочку – Человек, по мнению постановщиков, это тот, кто способен на поступки, и не очень-то стремиться оставаться покорной овцой в стаде.

Что нам предложат дальше?




Статья написана 12 января 2018 г. 11:01

Все связано, или Бесконечный танец будущего, настоящего и прошлого

tma

В небольшом городке Винден, затерянном посреди немецких лесов, никогда не происходило ничего дурного. Почти никогда. До того момента, пока не пропали сперва подросток Эрик Обендорф, а вскоре и еще один ребенок. Все теряются в догадках, куда подевались дети, полиция безрезультатно роет носом землю, но есть и те, кто ожидал, что такое может произойти снова. Ведь 33 года назад уже исчез ребенок, которого так и не смогли отыскать. И лишь единицы могут правильно сформулировать вопрос, связанный с этими исчезновениями: не «где» находятся пропавшие дети, а «когда»?

Европейский проект на Netflix? Да еще и с хорошим “сарафаном», вдобавок сравниваемый с приятными «Очень странные делами»? Однозначно смотреть!

Впечатления после Dark остаются хорошие. Перед нашими глазами провинция, но на этот раз не американская как в том же «Фарго», а вовсе даже европейская. Что накладывает определенный отпечаток.

Криминал в Виндене огромная редкость, но скелетов практически у каждого обитателя городка полные шкафы. Суровый полицейский Ульрих активно ходит на сторону от своей располневшей и занятой работой жены. Его любовница Ханна и ее сын Йонас параллельно переживают самоубийство отца семейства Михаеля. Муж еще одной полицейской – Шарлотты – оказывается неравнодушен к мужчинам, а сама Шарлотта вынуждена не только работать над исчезновением Эрика, но и активно заниматься семейными проблемами. И так у любого персонажа. Опять же за полностью благополучным фасадом скрывается куча комплексов и внутренних (а зачастую и внешних) проблем.

Шикарнейшая подвязка всех без исключения важных персонажей, фактов и событий в единый клубок взаимосвязей, контактов и конфликтов – одна из фишек данного телепроекта. Практически всегда в фокусе камеры и зрительского внимания находится один-два-пять главных героев. Остальные лишь фон, массовка. В Dark массовки нет вовсе. Каждый из персонажей делает что-то для понимания или лучшего раскрытия магистральной линии. Как и в жизни, почти любой из встреченных на пути может оказать на тебя прямое или опосредованное воздействие, помочь или навредить, подсказать или запутать. Все вокруг связано прочнейшими нитями взаимоотношений. В этом отношении Тьма потрясающе достоверный и жизненный сериал. Плюс, как и в жизни, тут нет полностью добрых и полностью злых людей. Любой ребенок ангельского вида способен на подлость и гадость, и самый бомжеватого вида мужик может спасти тебе жизнь. Каждый может утворить что угодно. Все хорошо проработано, связи и переходы продуманы, как и структура сериала в целом. Факты и случайности нанизываются один на другой, будто звенья единственно возможной цепочки. Что вызывает нешуточное уважение к объему работы, проделанной создателями проекта.




Статья написана 9 января 2018 г. 11:33

Нисхождение с цифрового Олимпа, или О судьбе аватар в электронной Греции

byk_iz_mashyny

В городе Кекрополь начинают гибнуть аватары богов цифрала. Причем не в результате болезни (здоровье у аватар завидное), или несчастного случая, а явно насильственной смертью. Девять убийств за два года.

Обычно хозяева цифрала беспощадно карают за такие злодеяния. Но в этом случае реакции нет никакой. Ни от полиции, ни от прессы, ни от самих повелителей цифрового Олимпа.

И лишь Питфей, аватар Слепой, богини правосудия, да его внук Тезей стараются разобраться в том, что же все-таки происходит на благословенных и проклятых улицах Кекрополя.

До старой доброй фентези. До космических эпопей. До якутского эпоса и зеркального хоррора Генри Лайон Олди уделили прилично внимания колыбели европейской цивилизации. Восхитительный «Герой должен быть один». Медитативный «Одиссей, сын Лаэрта». Неожиданный «Внук Персея». На этом Ахейский цикл харьковские авторы завершили. Однако, как говорили сами Олди, им «давно хотелось рассказать историю про Тесея и Минотавра».

И вот она перед нами.

Но, как всегда у Олдей — одного из лучших русскоязычных фантастов современности, эта история изрядно нас удивит, несмотря на то, что мы отлично знаем ее с детства.

Дело происходит отнюдь не в древней Греции, а вполне в наше время (плюс-минус лапоть). От Эллады в наследство городу и миру Кекрополя достались в основном имена да названия. Коринф. Трезены. Спарта. Антиопа. Эпаминонд. Прокруст. Полифем. Икар. Синид. До боли знакомые, только наполнение изрядно отличается. Эпаминонд – предводитель шайки байкеров. Прокруст — доктор и благотворитель. Синид – инспектор полиции. Икар – его младший подчиненный.

Этот мир изрядно похож на наш. Тут, так же как и у нас, есть конфликты, сословное деление, коррупция, террористы и запущенные кварталы, есть преступники и копы, есть граждане и есть люди низшего сорта – переселенцы и беженцы. Есть хакеры, вай-фай, бои без правил, наркота и военные.

Однако вай-фай мира «Быка из машины» покрывает всю землю. Связь бесплатна. Практически все гаджеты заменил универсальный вайфер. А главное – глобальная информационная сеть, окутавшая планету, породила цифрал, а также переходные мембранные зоны между тварным миром и цифралом. И собственно «богов цифрала». Искусственный интеллект самозародившийся из нулей и единиц. Чудовищ, возникших в пучинах электронного океана, созданного людьми. Информацию сходную по содержанию и характеру, перешедшую из количества в качество.

Теория о том, что слишком быстрое, экспоненциальное или даже гиперболическое развитие информационных технологий рано или поздно вызовет к жизни скайнет, богов из машины, развивающийся интеллект или механического черта в ступе, бытует давно. Причем эти создания будут кардинально иными, чем боги, созданные гомо сапиенс на заре своего существования. Олимпийцы, асы, обитатели египетского или славянского пантеона являлись теми же людьми, только с изрядным могуществом, трубой повыше и дымом погуще. Они руководствовались теми же побудительными мотивами и эмоциями, что и мы: любовью, дружбой, завистью, ненавистью, ревностью. Их можно было понять и просчитать.




Статья написана 5 января 2018 г. 11:34

Танцующий ужас, или Невеселая клоунада/Нам не страшен серый волк!

ono

1988 год. В небольшом городке Дерри пропадают люди. Взрослые, но чаще всего дети. Постигла та же участь и маленького Джорджи, брата Билла Денбро (Либерер) – лидера компании лузеров под названием Клуб неудачников. Компании ребят, каждый из которой, и циник Ричи (Вулфард), и хороший еврейский мальчик Стен (Олефф) и болезненный Эдди (Грейзер) вскоре столкнулись с тем, что забрало Джорджи лицом к лицу.

Столкнулись и поняли – выбор у них небольшой. Либо забиться в норы в тщетной надежде переждать смертельную угрозу. Либо попробовать сразиться со своими самыми ужасными страхами.

До того, как по полной программе и вплотную заняться любимыми психологическими изысками, а также ностальгическими объяснениями в любви к своей стране, дядька Кинг работал в жанре хоррор. Да-да, по-простому говоря — ужастика. Конечно, уже тогда была видна самозабвенная увлеченность Стивена «учением о душе», но все же обертку к этому увлечению Кинг подбирал весьма пугающую. It, написанное в далеком 1986 году, считается одним из лучших кинговских ужастиков, и уже появлялось на экранах 1990 года в формате мини-сериала.

Однако с той поры по коллекторам утекло много грязной воды, и видать пришло время повторить встречу зрителей с добряком Пеннивайзом. Причем в картину вошла только одна часть книги – где рассказывается о детских годах членов Клуба неудачников, вдобавок действие перенесли из 1958 в 1988.

Новая встреча вышла достойной. В первую очередь хочется сказать об отлично проработанных детских образах. Каждый из ребят получился оригинальным, узнаваемым, со своими психологическими особенностями, внутренними фишками и манерой поведения. То, чего так порой не хватает безликим взрослым лицедеям, частенько играющих не персонажи, а амплуа, причем на автомате, не приходя в сознание.

Билл (Джейден Либерер) — дело даже не в том, что он заикается, хотя это шикарный маяк для зрителя. Дело в его чувстве вины. Чувстве, способном выжрать человека дотла – взрослого сформировавшегося человека. Что уже говорить о молодом пацане. Это чувство формирует его действия, порой помогает, а порой толкает на безумные, смертельно опасные поступки.

Ричи (Финн Вулфард («Очень странные дела») — матерщинник и крамольник, эдакий поручик (точнее еще юный корнет) Ржевский. Хамовитый юноша, пошляк, циник и позер. При этом отнюдь не подлец и почти лишен гнили. Впрочем, это можно сказать обо всех членах Клуба.







  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх