Контрабандистка, изменившая судьбы селенитов, или Луна – жестокая хозяйка
Джаз Башара, одна из двух тысяч жителей единственного города на Луне, как, пожалуй, и все остальные, мечтала разбогатеть. А заодно она была далеко не самым законопослушным жителем Селены.
Потому, когда Тронд Ландвик, один из влиятельнейших местных бизнесменов, предложил ей мутное дельце, связанное со сменой владельца алюминиевой компанией «Санчез», она согласилась. Уж очень вкусным показался куш, предложенный за выполнение этой работы.
Однако кроме того что само дело выглядит невероятно сложным и опасным, похоже что Тронд чего-то не договаривает. А значит нужно быть готовым к любым неприятностям.
Вторую книгу Энди Вейера, прогремевшего в 2014 году вкусным «Марсианином», ждали с огромным нетерпением. Удержит ли автор свой следующий роман на высоком заданном им самим уровне, или сломается?
Энди не подвел, Artemis получилась хороша. Причем со всеми фирменными вейеровскими «фишками».
Главной из них остается трепетное отношение к науке. Автор с увлеченным интересом описывает разные ученые мелочи, типа нюансов процесса сварки или изготовления алюминия. Его герои постоянно пользуются различными научными достижениями, причем не как банальные потребители, знающие лишь как включить свет, а как полноправные участники процесса и непременно мастера какого-нибудь дела. Они фактически живут в этой самой науке. Купаются в ней. Не представляют существования без ее использования и улучшения. И, самое главное, по сравнению с «Марсианином» Вейер отказался от длительных лекций на несколько страниц, а также излишнего использования научной терминологии. Теперь информация подается более порционно и дозировано, а заумных слов на единицу текста стало поменьше. Прогресс.
Еще одной особенностью книг Энди похоже становится подробное, доскональное описание локации, где происходит действие. В данном случае лунного города. Автор с первых страниц погружает нас в быт Артемиды. Вы будто пробираетесь по лабиринтам узеньких алюминиевых коридоров жилых сфер Армстронга или Олдрина. Изучаете их конструкцию, вникаете в местные фобии и страхи. Приноравливаетесь к силе тяжести всего 1/6 от земной. Пытаетесь умоститься в тесных жилых капсулах для бедняков. С сожалением отмечаете социальное неравенство, перебравшееся на Луну с матушки Земли. Скривившись, пробуете «месиво» – здешнюю еду из сушеных водорослей, или восстановленное пиво. Сдаете экзамен на полноправного работника гильдии Безвоздушного Пространства (неудачно). Знакомитесь с поверхностью Селены. Вникаете в экономическую систему поселения.
Поселения крайне любопытного. Две тысячи постоянных жителей и масса туристов (будто до боли знакомый курортный поселок на Черном море в разгар сезона). Фобия пожаров и разгерметизации, огнеборцы-волонтеры, запрет на открытое пламя, курение, огнестрельное оружие, горючие жидкости. Непременные воздушные убежища. Полное отсутствие тюрем и штрафов, а заодно сексуальных и расовых предубеждений. Гизмо — многоцелевое устройство, заменяющее жителям Артемиды все гаджеты скопом – от телефона и браузера до банковской карточки.
Не меньше поражает основатель лунного поселения – Кенийская (!) космическая компания. Не Штаты, Китай или Россия, а Кения!
Сколько уже было романов, связанных с расселением человека по Солнечной системе. Социальная стратегическая картина колонизации в «Марсе» Робинсона. Заводные игрища бизнес-корпораций в «Новой Луне» Макдональда. Да в том же «Пробуждение Левиафана» Кори о жизни гомо сапиенс за пределами Земли немало сказано. Но Вейеру удалось показать картину селенитского города так, что она смотрится задорно, не скучно, и не вторично. Понятно, что в первую очередь благодаря тому самому научному подходу, которым пользуются его герои, а также массе деталей жизни Артемиды. Но немалое влияние оказал на картинку и еще один «конек» автора – противостояние человека и внеземного мира, некогда ставший одним из неоспоримых достоинств «Марсианина».
Повествования напряженного и увлекательного не только благодаря Луне.
Ведь в Artemis кроме неурядиц приносимых Селеной, протагонистам приходится сталкиваться и с людским противодействием. Вейер добавил в роман криминальную нотку, и сюжет о людях науки, их взаимодействии с миром, заиграл новыми красками. Ведь теперь им приходится применять свои ученые познания не только против бездушных и безжизненных небесных тел, камней и пыли, но и против злонамеренных соплеменников. Так что и прямого действия стало побольше, чем в приключениях Марк Уотни, и те, кому нужны живые антагонисты откровенно порадуются.
Благо главная героиня романа Джаз Башара не только умная, талантливая, эрудированная, но и довольно вольно обходящаяся с законом девушка. Никакого членовредительства, что вы. Исключительно финансовые аферы и нарушения. Контрабанда, порча имущества, создание фальшивой личности. Но как пригодятся все эти навыки, когда дело дойдет до жареного!
Главная героиня вышла у Энди «на ура». Бойкая, способная девица, за которой мы проследим фактически с ее раннего детства (спасибо переписке с землей), через подростковые бунты, ошибки молодости, успехи и неудачи, потери, расставания с любимыми, мечты и стремления. Рука об руку с Джаз мы будем знакомиться с Артемидой, и к середине книги она станет для читателя одним из самых близких людей во всей Солнечной системе.
Также автор не позабыл об использовании законов драматургии, регулярно подбрасывая героине новые и новые перипетии, особенно этим отличается последняя треть романа.
Перчику в блюдо добавляет юмор, используемый Вейером уместно и дозировано. Как пройдешь мимо такого перла: «для любого хорошего плана требуется чокнутый украинец».
Ну и конечно его фирменный оптимизм – Энди по-прежнему твердо уверен, что для умных, талантливых людей, знакомых с достижениями науки нет ничего невозможного. Будет тяжко, будет больно, и случайности никто не отменял, но эрудированному человеку с этим всем совладать на порядок проще. Одно это для нынешнего запутавшегося человечества, перманентно путешествующего от кризиса к кризису, дорогого стоит.
Эрго. Путешествие на Луну в приятной компании, тонко намекающее о необходимости учить матчасть и развивать умение думать. И тогда ни безжизненные Марс с Селеной, ни криминальные элементы не справятся с по настоящему Homo SAPIENS.
Офицер полиции Кей (Гослинг) хорошо выполнял свою работу по поиску и устранению опасных для общества устаревших моделей репликантов. Несмотря на то, что сам был таким же андроидом.
Во время одного задания Кей находит нечто, способное изменить отношения между людьми и репликантами. Теперь от результатов его дальнейших поисков зависит ни много ни мало — судьбы всего мира. От него, и возможно от старого, давно пропавшего копа — «бегущего по лезвию» Рика Декарда (Форд).
«Бегущий по лезвию» 1982 года, несмотря на кассовый провал, со временем стал одним из известнейших и любимейших картин среди поклонников фантастики и киберпанка. Продолжение фильма, продюсером которой стал постановщик ленты 1982-го Ридли Скотт, а режиссером молодой и талантливый Дени Вильнёв, ждали с огромным нетерпением.
Со времени действия первой ленты прошло 30 лет, оказавшихся весьма насыщенными. В 2022 мир постиг блэкаут — теракт, организованный репликантами, после которого в небытие отправились практически вся информация, находящаяся в электронном виде. Корпорация «Тайрелл» обанкротилась. Их место занял слепой, но всевидящий магнат Ниандер Уоллес (Лето), запустивший в производство новых, полностью покорных андроидов.
Тема покорности стала одной из магистральных линий фильма. Причем в отличие от ленты Скотта, где в основном как опознавательный знак «человечности» использовали эмпатию, в картине Вильнева акценты несколько сместились. А ответ на вечный вопрос «что такое на самом деле Человек?» приобрел иной оттенок. Та же покорность является признаком репликантов, причем нового поколения. Да, границы покорности у каждого свои. Кто-то сносит любые капризы гомо сапиенс. Кто-то терпеливо исполняет приказы начальства, даже будучи внутренне с ними не согласен. А кто-то легко может отправить на тот свет пару-тройку человеков, но трепещет перед своим создателем.
Но как только у них появляется иллюзорный шанс оказаться живорожденным, куда и девается эта самая покорность. Начинается поиск ответов, вольнодумство, и прочие прелести свободного людского плавания.
Ага, ставим галочку – Человек, по мнению постановщиков, это тот, кто способен на поступки, и не очень-то стремиться оставаться покорной овцой в стаде.
Что нам предложат дальше?
Концепцию человечности через способность к воспроизводству. Х-м, смотрится это, мягко говоря, спорно. Тут пару минут назад вы говорили о душе и ее отсутствии, а сейчас строите интригу вокруг родов и их последствий. Эдак вы батеньки, всю науку к х… сведете.
Дальше вступила в дело Катерина, со своим профессиональным зорким взглядом. О – сказала она, как любопытно, постановщики построили очень важную линию на конфликте поколений. Смотрим внимательно – все старики, ярчайшим представителем которых выступает Рик Декард – вольнолюбивы, независимы, способны на поступок, при этом зачастую шалопаисты и далеко не безгрешны. Молодежь – наоборот – правильна, расчетлива, покорна, послушна, безропотно идет, куда укажут, и всецело полагается на власть. Причем это касается как людей, так и репликантов. И как картина с таким внутренним посылом могла окупиться? Кому понравится, когда тебя, такого молодого, красивого и талантливого обзывают покорной овцой?
Единственным исключением из этого правила стал главный герой. Он за без малого три часа фильма побывал в шкуре как младшего, так и старшего поколения. Сперва работая покорным, бессловесным исполнителем чужих приказов. Затем вследствие некоторых событий уверившись, что он «не тварь дрожащая, а вовсе даже право имеет», Кей/Джо примыкает к тем, кто способен на поступок. В принципе Кей единственный в фильме действительно достоин гордого звания Человек с большой буквы «Ч». Он способен на самопожертвование, утраты, готов терпеть боль, и, возможно самое главное – он может по-настоящему полюбить иллюзорную барышню. А способность любит не получая ничего взамен, одно из ярчайших признаков человечности.
Райан Гослинг в этой ленте приятно удивил. Я считал его изрядно переоцененным лицедеем, но в Blade Runner Райан отработал на крепкую «четверку». Полная опустошенная безэмоциональность в первой части, затем бурный взрыв эмоций и постепенное оживление его Кея/Джо. На физиономии появляются оттенки чувств, идет игра глазами, мимикой. Это еще далеко не идеал, но видно, что потенциал у Гослинга имеется.
Харрисон Форд как всегда хорош. Его персонаж, наконец, очутился в совершенно волшебном место с бесконечным виски, рулеткой и музыкой (был бы сыр, был бы рай). Вдобавок даже за то, весьма небольшое экранное время, что отвели ему создатели ленты, и в той уже далеко не идеальной физической форме, его Декард сумел отлично передать всю суть старшего поколения – вольнолюбивую, бесшабашную и хулиганскую.
Третьей стороной треугольника стал Ниандер Уоллес в исполнении Джареда Лето. Этот сноб и маньяк выступает эдаким безумным гением, претендующим на лавры Создателя. Он способен на что угодно, считает всех не просто ниже себя, а чем-то навроде домашних животных, и олицетворяет в фильме всех власть имущих скопом. Тех самых, за которыми бодро топает молодое поколение, полагающееся на «большого дядю».
К сожалению, персонажей в фильме на удивление мало. Кроме названных вспоминаются лишь несколько девиц. Крепкая Мадам — лейтенант Джоши (Робин Райт («Девушка с татуировкой дракона», не сумевшая пойти до конца и воспротивится тому, что ей не нравится по-настоящему. «Лучший ангел» Лав (Сильвия Хукс) – смесь абсолютной безжалостности и детского ужаса перед отцом. Да пожалуй, виртуальная Джой (Ана де Армас), и мастер воспоминаний Стеллин (Карла Юри). Маловато народу для такого насыщенного мира.
А вот мир как раз у создателей Blade Runner получился «не подкопаешься». Хорошо продуманная и исполненная операторская работа. Визуал на высочайшем уровне. Любопытные цветовые решения. Апартаменты Уоллеса. Пустыня. Мусорка. Радиоактивные города. Тусклая, серая, ночная картинка с постоянным дождем и лезущей в буквальном смысле в глаза объемной рекламой. Гигантские свалки, разрушенные, укутанные радиацией полисы. Вечный то ли смог, то ли дым, угрюмые люди. Мрачно, депрессивно. Классический атмосферный киберпанк.
Плюс навороченные технологии, за которые в основном отвечает иллюзорная подруга Кея – Джой. Несколько сцен с ней – просто высший пилотаж. К примеру, совместное исследование генетических кодов в архиве, а уж тройной секс и вовсе вне конкуренции. Смотрится шикарно, бравушки!
Да, лента вышла чересчур затянутой, причем порой абсолютно зря, та же деревянная лошадка вычислялась с первого кадра появления героя в нужной локации, а они тянули волынку несколько минут.
Да, многовато из этого времени занято неторопливыми планами «красот» мира, или плавными перемещениями героев, а действия в фильме явный недобор, что для массового зрителя хуже некуда.
А о логике происходящего и вовсе лучше не задумываться. Начиная с вопроса, чем они там все дышат, если деревьев не осталось вовсе, и даже мертвая древесина на вес золота? До полного отсутствия признаков хоть каких-нибудь властей, кроме одного единственного магната Уоллеса. Чрезвычайно наглого поведения Лав в полицейском управлении. И главное, до основной магистральной интриги со способностью к деторождению. По тем крохам информации, что нам соизволили выделить постановщики, никаких проблем быть не должно в принципе. По крайней мере, физически здешние репликанты ничем не отличаются от людей, у которых с энтим чаще всего проблем нет. У них возникает желание и половая система, судя по всему, работает как надо (вспомним опять же тройной секс). В чем тогда дело? Принудительна стерилизация? Недоразвитость половых органов? Нет, потому что с такими проблемами Ниандер Уоллес разобрался бы легко и просто. Что тогда? Загадочное, многозначительное и пустое молчание в ответ.
А жаль, этот мир вполне достоин на порядки более детальной проработки.
Эрго. Приличный, но далеко не безгрешный киберпанк с качественной атмосферой, отличной визуальной стороной, любопытным идейным наполнением и вменяемыми актерскими работами. Но вот некоторые нюансы этого самого наполнения, огромный хронометраж, недостаток динамики, а также излишняя велеречивость и вальяжная неторопливость предопределили его кассовую судьбу и отпугнули изрядно зрителей. Что впрочем, аж никак не лишает ленту описанных выше достоинств.
Режиссер: Дени Вильнёв
В ролях: Райан Гослинг, Харрисон Форд, Ана де Армас, Сильвия Хукс, Робин Райт, Маккензи Дэвис, Карла Юри, Ленни Джеймс, Дэйв Батиста, Джаред Лето
Все связано, или Бесконечный танец будущего, настоящего и прошлого
В небольшом городке Винден, затерянном посреди немецких лесов, никогда не происходило ничего дурного. Почти никогда. До того момента, пока не пропали сперва подросток Эрик Обендорф, а вскоре и еще один ребенок. Все теряются в догадках, куда подевались дети, полиция безрезультатно роет носом землю, но есть и те, кто ожидал, что такое может произойти снова. Ведь 33 года назад уже исчез ребенок, которого так и не смогли отыскать. И лишь единицы могут правильно сформулировать вопрос, связанный с этими исчезновениями: не «где» находятся пропавшие дети, а «когда»?
Европейский проект на Netflix? Да еще и с хорошим “сарафаном», вдобавок сравниваемый с приятными «Очень странные делами»? Однозначно смотреть!
Впечатления после Dark остаются хорошие. Перед нашими глазами провинция, но на этот раз не американская как в том же «Фарго», а вовсе даже европейская. Что накладывает определенный отпечаток.
Криминал в Виндене огромная редкость, но скелетов практически у каждого обитателя городка полные шкафы. Суровый полицейский Ульрих активно ходит на сторону от своей располневшей и занятой работой жены. Его любовница Ханна и ее сын Йонас параллельно переживают самоубийство отца семейства Михаеля. Муж еще одной полицейской – Шарлотты – оказывается неравнодушен к мужчинам, а сама Шарлотта вынуждена не только работать над исчезновением Эрика, но и активно заниматься семейными проблемами. И так у любого персонажа. Опять же за полностью благополучным фасадом скрывается куча комплексов и внутренних (а зачастую и внешних) проблем.
Шикарнейшая подвязка всех без исключения важных персонажей, фактов и событий в единый клубок взаимосвязей, контактов и конфликтов – одна из фишек данного телепроекта. Практически всегда в фокусе камеры и зрительского внимания находится один-два-пять главных героев. Остальные лишь фон, массовка. В Dark массовки нет вовсе. Каждый из персонажей делает что-то для понимания или лучшего раскрытия магистральной линии. Как и в жизни, почти любой из встреченных на пути может оказать на тебя прямое или опосредованное воздействие, помочь или навредить, подсказать или запутать. Все вокруг связано прочнейшими нитями взаимоотношений. В этом отношении Тьма потрясающе достоверный и жизненный сериал. Плюс, как и в жизни, тут нет полностью добрых и полностью злых людей. Любой ребенок ангельского вида способен на подлость и гадость, и самый бомжеватого вида мужик может спасти тебе жизнь. Каждый может утворить что угодно. Все хорошо проработано, связи и переходы продуманы, как и структура сериала в целом. Факты и случайности нанизываются один на другой, будто звенья единственно возможной цепочки. Что вызывает нешуточное уважение к объему работы, проделанной создателями проекта.
Также в плюс постановщикам нужно поставить антуражность и загадочность событий. Детективная линия, проходящая почти через весь хронометраж, смотрится как влитая. И хотя куда деваются дети, более-менее проясняется довольно быстро, почему и что, собственно говоря, происходит, мы не узнаем до самого финала (а то и после). Информация зрителю подается дозировано, постепенно, шаг за шагом. Что приятно, нет практически ничего лишнего, почти каждый поворот сюжета аккуратно ведет нас к развязке. Казалось бы – ничего удивительного, так и должно быть. Однако посмотрите многие ли теле или кино картины могут похвастаться корректным воплощением этих азбучных истин.
Серьезных плюсов антуражу добавляет гнетущий саунд и густые леса, окутывающие злосчастный Винден (здравствуй, Твин Пикс), постоянный дождь, идущий тут чуть ли не половину экранного времени. И вечно исходящие паром трубы местной АЭС. Еще одного полноценного героя сериала. Да уж, в такой атмосфере легко поверишь в любую околонаучную и не только чертовщину.
Что касается фантастического элемента, он настолько органично вплетен в канву происходящего, что фантастикой поначалу и не кажется. И хотя уже к концу второй серии нам приходится пересмотреть первое впечатление, «Тьма» долгое время воспринимается более реалистично, чем большинство сериалов «за жизнь».
А потом фантастика уверенной рукой берет свое, и начинается самое интересное. Отменно смотрятся переключения временных пластов, прыжки из эпохи в эпоху, кадры из разных периодов, идущие подряд один за одним. Теории по поводу черных дыр. И, конечно, хронопутешествия, а также старые добрые размышления об эффекте бабочки – возможно ли изменение прошлого, или время непобедимо? Существует ли предопределение, или человек обладает свободой воли? И главное, к чему приведут попытки исправить былое, а заодно и грядущее? Казалось бы, уже сколько раз мы такое видели и читали, но не надоедает.
Как видите, постановщики замахнулись на концепцию «все связано и воздействует друг на друга» не только в людских отношениях, но чуть ли не во всем мироздании. Что абсолютно ненаказуемо, ведь концепция «цикличности, связи времен» — штука популярная. Взаимное влияние прошлого и будущего, причинно-следственные связи, все мы родом из прошлого (на которое порой может воздействовать будущее), обреченные попытки исправить положение, «я просто очень удивилась, увидев его здесь, потому что у меня с ним назначено свидание в Самарре». Этот концепт вполне заслуживает еще одного воплощения на экране. Тем более в таком качественном исполнении.
Эрго. Приятное и неторопливое детективное хроно-размышление о предопределенности и связи времен на фоне провинциального немецкого городка, полного отлично подвязанных и проработанных персонажей.
P. S. Похоже одним сезоном дело не ограничится. По крайней мере, финал дает массу возможностей развития сюжета.
Нисхождение с цифрового Олимпа, или О судьбе аватар в электронной Греции
В городе Кекрополь начинают гибнуть аватары богов цифрала. Причем не в результате болезни (здоровье у аватар завидное), или несчастного случая, а явно насильственной смертью. Девять убийств за два года.
Обычно хозяева цифрала беспощадно карают за такие злодеяния. Но в этом случае реакции нет никакой. Ни от полиции, ни от прессы, ни от самих повелителей цифрового Олимпа.
И лишь Питфей, аватар Слепой, богини правосудия, да его внук Тезей стараются разобраться в том, что же все-таки происходит на благословенных и проклятых улицах Кекрополя.
До старой доброй фентези. До космических эпопей. До якутского эпоса и зеркального хоррора Генри Лайон Олди уделили прилично внимания колыбели европейской цивилизации. Восхитительный «Герой должен быть один». Медитативный «Одиссей, сын Лаэрта». Неожиданный «Внук Персея». На этом Ахейский цикл харьковские авторы завершили. Однако, как говорили сами Олди, им «давно хотелось рассказать историю про Тесея и Минотавра».
И вот она перед нами.
Но, как всегда у Олдей — одного из лучших русскоязычных фантастов современности, эта история изрядно нас удивит, несмотря на то, что мы отлично знаем ее с детства.
Дело происходит отнюдь не в древней Греции, а вполне в наше время (плюс-минус лапоть). От Эллады в наследство городу и миру Кекрополя достались в основном имена да названия. Коринф. Трезены. Спарта. Антиопа. Эпаминонд. Прокруст. Полифем. Икар. Синид. До боли знакомые, только наполнение изрядно отличается. Эпаминонд – предводитель шайки байкеров. Прокруст — доктор и благотворитель. Синид – инспектор полиции. Икар – его младший подчиненный.
Этот мир изрядно похож на наш. Тут, так же как и у нас, есть конфликты, сословное деление, коррупция, террористы и запущенные кварталы, есть преступники и копы, есть граждане и есть люди низшего сорта – переселенцы и беженцы. Есть хакеры, вай-фай, бои без правил, наркота и военные.
Однако вай-фай мира «Быка из машины» покрывает всю землю. Связь бесплатна. Практически все гаджеты заменил универсальный вайфер. А главное – глобальная информационная сеть, окутавшая планету, породила цифрал, а также переходные мембранные зоны между тварным миром и цифралом. И собственно «богов цифрала». Искусственный интеллект самозародившийся из нулей и единиц. Чудовищ, возникших в пучинах электронного океана, созданного людьми. Информацию сходную по содержанию и характеру, перешедшую из количества в качество.
Теория о том, что слишком быстрое, экспоненциальное или даже гиперболическое развитие информационных технологий рано или поздно вызовет к жизни скайнет, богов из машины, развивающийся интеллект или механического черта в ступе, бытует давно. Причем эти создания будут кардинально иными, чем боги, созданные гомо сапиенс на заре своего существования. Олимпийцы, асы, обитатели египетского или славянского пантеона являлись теми же людьми, только с изрядным могуществом, трубой повыше и дымом погуще. Они руководствовались теми же побудительными мотивами и эмоциями, что и мы: любовью, дружбой, завистью, ненавистью, ревностью. Их можно было понять и просчитать.
С богами цифрала в новом романе Олди гораздо сложнее. Они в корне отличаются от нас. Они даже, скорее всего не считают людей разумными, ведь для этих гениев чистого разума и логики наши попытки работать мозгами (а точнее объяснять с их помощью свои инстинктивные действия) выглядят крайне неубедительно. Это не живые существа, а совокупность тех самых пресловутых нолей и единиц. Они лишены биологического начала, а заодно человеческого эмоционального разума. Они вообще не знают, что такое эмоции и чувства. Хотя эти неведомые им понятия, недоступные им ощущения по полной программе привлекают жителей цифрового Олимпа. И воспользоваться нашими телами для познания, прорыва границ возможного они завсегда готовы. Отсюда и аватары – разовые и постоянные, вокруг которых закручивается сюжет «Бога». Гостиницы или скафандры, как обзывает их многомудрый Питфей.
И хотя собственно богов в книге мы не увидим, тема искусственного интеллекта, глобальной информационной сферы и того, что может зародиться в ней, стала ключевой линией романа. Какими могут быть отношения между биологическим разумом и электронным? Что нас ждет — сотрудничество, война, использование сильным слабого? Возможно ли вообще признание холодным цифровым разумом пылкого и эмоционального человеческого? Вечные вопросы.
Но и кроме основной, в романе хватает тем «на подумать». О безудержном стремлении людей к долгой жизни, а то и бессмертию. О познании и стремлении расширить границы – являющихся непременными свойствами любого разума. О маниакальных желаниях, прочих грехах типа жажды первенства, и их тлетворном влиянии. В общем, помимо увлекательной истории для чувств и тела «Бык» не забывает и о пище для мозгов.
Также охота упомянуть мрачноватую, нуарную детективную линию, идущую через весь роман. Следить за расследованием обстоятельств гибели аватар, проводящимся Питфеем и Тезеем волнительно и интересно. Пазл складывается неторопливо, но уверенно, почти с каждой главой нагнетая напряжения и добавляя в картину новые недостающие части. И так до самого конца. Кстати, такой интерпретации финального сражения я с ходу и не припомню.
Но, конечно, история о Минотавре абсолютно невозможна без Тезея. Один из протагонистов книги мало того, что силач и боец, каких мало (полубог, ничего удивительного). Так он еще и человек хороший, притом с мозгами. Кстати и Тесея из мифов дурнем не назовешь, взять хотя бы славу устроителя демократии. Тезей Пелопид получился у Олдей существом практически без изъянов, а заодно без страха и упрека. Внимательный любовник и хороший товарищ. Чуткий, спокойный, уверенный – глыбища, а не человек (что вы хотите, полубог, ничего удивительного).
Из остальных героев больше всех запомнились юный и порывистый Икар, а также старый умудренный интриган Питфей, не зря получивший прозвище Паучок.
Язык как всегда великолепен. Будто живой разворачивается перед нами город Кекрополь, его трущобы, улицы, клубы. Благодаря внутренним монологам и действиям до донышка раскрываются образы героев, предложения буквально тают во рту как изысканное лакомство.
Плюс нас ждут масса отсылок и аллюзий на древнегреческие мифы. От первых подвигов Тезея до нити Ариадны, или Икара, идущего на взлет – своеобразные «пасхалки» для любителей творчества товарища Куна.
Да, Тезей слишком положителен. Мир несколько схематичен. И без откровенного антагониста Олди решили обойтись. Но все это лишь мелочи, нюансы, авторские акценты, абсолютно не портящие впечатление от интересного романа талантливых авторов.
Эрго. Напряженная и захватывающая история о том, к чему может привести развитие информационной сферы. От классического мифа о Тезее и Минотавре осталась лишь грустная атмосфера да древнегреческие имена с названиями. Взамен мы получили интересный сплав научной фантастики, киберпанка, нуарного детектива и фентези с аллюзиями на Грецию. И это хорошо. Классику мы и у Куна прочитаем.
Танцующий ужас, или Невеселая клоунада/Нам не страшен серый волк!
1988 год. В небольшом городке Дерри пропадают люди. Взрослые, но чаще всего дети. Постигла та же участь и маленького Джорджи, брата Билла Денбро (Либерер) – лидера компании лузеров под названием Клуб неудачников. Компании ребят, каждый из которой, и циник Ричи (Вулфард), и хороший еврейский мальчик Стен (Олефф) и болезненный Эдди (Грейзер) вскоре столкнулись с тем, что забрало Джорджи лицом к лицу.
Столкнулись и поняли – выбор у них небольшой. Либо забиться в норы в тщетной надежде переждать смертельную угрозу. Либо попробовать сразиться со своими самыми ужасными страхами.
До того, как по полной программе и вплотную заняться любимыми психологическими изысками, а также ностальгическими объяснениями в любви к своей стране, дядька Кинг работал в жанре хоррор. Да-да, по-простому говоря — ужастика. Конечно, уже тогда была видна самозабвенная увлеченность Стивена «учением о душе», но все же обертку к этому увлечению Кинг подбирал весьма пугающую. It, написанное в далеком 1986 году, считается одним из лучших кинговских ужастиков, и уже появлялось на экранах 1990 года в формате мини-сериала.
Однако с той поры по коллекторам утекло много грязной воды, и видать пришло время повторить встречу зрителей с добряком Пеннивайзом. Причем в картину вошла только одна часть книги – где рассказывается о детских годах членов Клуба неудачников, вдобавок действие перенесли из 1958 в 1988.
Новая встреча вышла достойной. В первую очередь хочется сказать об отлично проработанных детских образах. Каждый из ребят получился оригинальным, узнаваемым, со своими психологическими особенностями, внутренними фишками и манерой поведения. То, чего так порой не хватает безликим взрослым лицедеям, частенько играющих не персонажи, а амплуа, причем на автомате, не приходя в сознание.
Билл (Джейден Либерер) — дело даже не в том, что он заикается, хотя это шикарный маяк для зрителя. Дело в его чувстве вины. Чувстве, способном выжрать человека дотла – взрослого сформировавшегося человека. Что уже говорить о молодом пацане. Это чувство формирует его действия, порой помогает, а порой толкает на безумные, смертельно опасные поступки.
Ричи (Финн Вулфард («Очень странные дела») — матерщинник и крамольник, эдакий поручик (точнее еще юный корнет) Ржевский. Хамовитый юноша, пошляк, циник и позер. При этом отнюдь не подлец и почти лишен гнили. Впрочем, это можно сказать обо всех членах Клуба.
Эдди (Джек Грейзер) – цыпленок под крылышком матери-квочки. Самый худенький и болезненный, маниакально сконцентрированный на гигиене и чистоте. Кстати, теория о том, что астма чисто психосоматическое заболевание бытует уже давно.
Стен (Уайатт Олефф) – хороший еврейский мальчик, почему то без скрипочки. Сын раввина, не нашедший себя среди своих (пока?) и общающийся с гоями.
Бен (Джереми Рэй Тейлор) – толстяк и ботан, умница, любящий читать, умеющий думать и сопоставлять. Если Билли душа и сердце клуба – Бен становится его мозгом.
Майк (Чоузен Джейкобс) – он прописан меньше всех, но и о нем у нас хватает информации. Трагическая гибель семьи, слабая расположенность к семейному мясному бизнесу. И цвет кожи. Единственный черный в ленте, если я не ошибаюсь.
И, конечно же, Беверли (София Лиллис) – предмет романтических, и не очень, мечтаний всего Клуба. Заводная девчонка, без проблем совмещающая мальчишеские забавы с отличным внешним видом и использованием женских чар.
У каждого из них свой бой. И сперва совсем не с Пеннивайзом. Их изначальное сражение с провинциальным обществом и социумом. С тупыми хулиганами, преследующими тех, кто отличается от стандарта. С равнодушием и безразличием взрослых, абсолютно не обращающих внимания на то, что происходит с их собственными и чужими детьми, да впрочем и друг с другом (кстати, заметили, что в картине почти нет важных взрослых героев? Мать Эдди, отцы Беверли и Генри, и, пожалуй, все. Остальные мельком, почти на границе кадра). И уже затем со своими страхами.
А уж страхов и героям, и зрителям, создатели картины (и дядька Кинг) обеспечили с лихвой. Фильм получился крайне антуражным, буквально с первого до последнего кадра (а если точнее финальных титров), нагнетающим обстановку непрекращающегося кошмара. Причем у героев классическая ситуация – попервой абсолютно непонятно – что реально, а что лишь продукт их воспаленного сознания. А это, знаете ли очень важный момент — доказано вторым сезоном тех же «Загадочных событий».
Постановщики не обошлись, конечно, без обычных «пугательных» моментов, типа «бу! из-за угла» и прочих скримеров, но их тут на удивление вменяемое количество. В основном, обстановка накаляется по-другому. Объявления о пропавших людях. Проплывающий шарик, скрипнувшая половица, открывшаяся или закрывшаяся дверь, зажегшийся сам собой свет.
И, конечно, милый танцующий клоун. Образ у Билла Скарсгарда получился знатным. Зловещая, местами абсолютно невозможная для живого существа пластика (понятно, что компьютерную графику никто не отменял, но актер и сам по слухам активно занимался с профессиональным акробатом). Гуттаперчевая мимика, мгновенно меняющиеся выражения лица, безумный, жутковатый взгляд, всепоглощающие ненависть и голод. Да, может показаться, что Пенни никто не учил «не играть с едой», и он дает детишкам слишком много лишних шансов на спасение. С другой стороны этим он только подстегивал их страхи — его любимое блюдо – так что, похоже, логика персонажа не нарушена. Также не совсем понятны его ТТХ, насколько вообще ему критичны физические повреждения, например? Или они непременно должны быть объединены с осознанной ненавистью и отсутствием страха? Впрочем, «парни нас ждет вторая серия», возможно, эта тема будет полнее раскрыта там.
Фильм, как впрочем, и книга Стивена, не только о страхе и его губительной природе. Не только о том, что со своими кошмарами можно и нужно бороться, побеждать, и ни в коем случае не поддаваться. Это лишь первый, самый явный пласт.
Фильм о социальных отношениях в разных вариациях (о б этом аспекте я уже говорил), и о плодотворной командной работе (тот самый случай «когда гуртом и батьку легше бити»). О вреде попыток залезть под лавку и там отсидеться. О настоящей крепкой дружбе и взаимовыручке. О детских психотравмах и их воздействии на взрослую психику (это опять же нас ждет во второй части). О зарождении чувств и возможности дружбы между представителями мужской и женской половины человечества, то во что почти никто не верит в нашем сексуально озабоченном обществе. Впрочем, фильм, поставленный по книге одного из лучших мировых экстремальных психологов, и не может быть иным. Если его совсем не испортить. Андресу Мускетти удалось даже больше.
Эрго. Мощная, атмосферная экранизация одного из лучших хорроров одного из лучших хорромейстеров, поставленная с уважением и использованием богатства киноязыка. Также невозможно не отметить отлично проработанных ребят и девчат из Клуба неудачников, и от души воплощенного Биллом Скарсгардом главного злодея. Не зря ему потом кошмары снились.
Режиссер: Андрес Мускетти
В ролях: Джейден Либерер, Джереми Рэй Тейлор, София Лиллис, Финн Вулфард, Чоузен Джейкобс, Джек Грейзер, Уайатт Олефф, Билл Скарсгард, Николас Хэмилтон, Джейк Сим, Логан Томпсон, Оуэн Тиг, Джексон Роберт Скотт, Стивен Богерт, Стюарт Хьюз