Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «skravec679» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 13 января 22:27

Люди учатся и это хорошо :)

Есть достаточно известное рассуждение о влиянии советской/ царской цензуры: мол, из-за необходимости преодолевать сумму запретов, иногда совершенно дурацких, авторы серьезно улучшали свои произведения.

Но цензура есть не только в России.

Сейчас это несколько установок "повесточки" плюс штампы аниме.

Кто может создать в этих условиях нормальную историю — молодец (история будет жить и после изменения "линии партии").

А у кого в активе только влюбленные друг в друга бородачи, как в сериале "Последний их нас" — тот уйдет в забвение вместе с "перевыполнением плана 1970-х" или "политкорректностью 2010-х".

                                                                    *




Статья написана 30 декабря 2023 г. 21:41

сопроводительный текст

Очень противоречивое впечатление.

С одной стороны — эффектные образы, попытка показать необычную вариацию природы.

С другой — убираем слой "сильных героинь", убираем слой ретрофутуризма в технике, убираем слой явных несообразностей в поведении людей, и что остается? Некая претензия на понимание природы и отличный биодизайн.

Поэтому ожидания вроде как оправданы, но при этом обмануты.

Надо разбираться в чем тут фокус.

.




Статья написана 24 декабря 2023 г. 02:11

Это лучший учебный фильм, чтобы сценаристу перерасти "Тысячеликого героя".

Почему?

"Мятежная Луна" явно построена на этой схеме: герой в мирной локации пытается стать добрее, выход из равновесия из-за внешней агрессии, поиск сподвижников для борьбы, кульминационный удар злу по рогам, развязка.

Ну и, разумеется, поскольку это первая часть, то нравственного роста в персонажах не слишком заметно, и победа во многом случайна.

Во второй части героиня и злодей сойдутся для продолжении партии... По стандартной схеме должны сжечь ту самую мятежную Луну, восстание распространится на большие территории, после чего в третьей части — кульминационная битва со злом, в которой персонажи будут меряться твердостью своей морали.

Проблема в том, что декорации, лица персонажей, виды оружия — все это подобрано исходя строго из рекламно-маркетинговых соображений.

По зрительским отзывам на прошлые фильмы.

Грифоны популярны? Да. Заносим грифона.

Есть популярный актер на роль бандита. Приглашаем актера.

Требуется холодное оружие, а значит какое-то самоурайство. Ок, будут вам человек с мечами.

Лучше, чтобы с мечами была женщина.

Будет. И героя женщиной сделаем, то есть героиней. А главные злодеи и предатели — сплошь белые мужики.

Уже неплохо. Что еще можно притащить в норку?

Намек на Сибирь и байкальский лед? Будет сделано.

И аллюзии на "матрицу", пожалуйста, только вместе с аллюзиями на "Бегущего по лезвию..." Организуем.

/Там еще много/

Словом, если взять известную статью Сапковского "Пируг, или нет золота в серых горах" — то можно увидеть практически такую же "арку персонажа": почти принцессу выгоняют, она в Серых горах собирает армию и, скорее всего, вломит узурпатору (он, кстати, её отчим).

Нет, сказать, что вообще не держатся какого-то исторического прототипа, нельзя. Мне, например, показалась Византия — крах предыдущей цивилизации, сбереженные остатки старых технологий, греческий огонь, тяжелые доспехи в дефиците но есть, корабли, проблемы с политической устойчивостью центральной власти. Значительная часть военных действует, как нанятые по случаю викинги. Но другие увидели аллюзии на действие продотряда, и признаков скопидомного кулачества там тоже хватает :) А третьи увидят там свой сюжет и тоже будут правы, потому что в подобном винегрете каждый найдет интересную ему тему.

Мир произведения — это что-то среднее между муравьиной кучей и мусорной свалкой.

Ноль внутренней логики.

И все мотивы действий персонажей сводятся к их психологическому настрою и вчерашним обидам. Тиран с бензопилой плодит врагов, а те рады объединиться, потому что вместе выглядят командой.

Но разве в мире есть только тираны, их приспешники и повстанцы разной степени мотивированности? Ах да, нельзя забывать предателей и случайных жертв.

Похоже в этом мире — только такие персонажи.

Потому сюжет по уровню мотивации сваливается к разборкам в начальной школе.

И это в фильме, где собраны хорошие актеры, где со звездолетами и лошадьми явно поработали дизайнеры (и местами получилось), куда вложены серьезные деньги.

Такое впечатление, что из-за забастовки сценаристов продюсеры купили услуги нейронки, и она выдала окрошку из сюжетов и образов. Или кто-то выдал работу нейронки за свои труды :)

Что же нужно, чтобы перерасти простые схемы?

Отказаться от этой фразы Кемпбелла: "Следовательно, герой – это мужчина или женщина, которым удалось преодолеть свои личные и конкретные исторические ограничения и прийти к универсальным, присущим всему человечеству формам".

И вспомнить другую фразу "Каждый человек — сын своего времени".

Почему так выжигают варварские поселения вместо того, чтобы привезти им немного технологических товаров, каких-то имперских денежных знаков и медалей? Почему варвары пашут на лошадях, вместо того, чтобы переделать спасательную капсулу звездолета в трактор? Почему отвинтили голову предыдущему монарху, место того, чтобы под его властью коллективно практиковать половые излишества? Целая куча "почему". Написать ответы, вычеркнуть объяснения, которые не влезают в хронометраж, но переделать под них материальную культуру и поведение персонажей.

Совсем другой коленкор будет.

А так это не персонажи. Это солдатики в детских играх, когда "Мой пулеметчик против твоего динозавра погромче будет, — Зато мой динозавр с зубами!"

.

Итого: фильм порезать на картинки, тогда будет очень красиво. Сейчас первое ощущение — инфантильные штампы про галактическую войну.

И я увидел робота в венке из одуванчиков...


Статья написана 19 декабря 2023 г. 22:38

Это совсем не фантастика, потому воздержусь от рецензии, просто запись в колонке.

Фильм больше всего напоминает муки творчества советского режиссера, которому очень хотелось подражать всевозможным экспериментаторам, но цензура выкручивала руки, да и руки эти не всегда были прямыми, а в результате получалось невнятное затянутое полотно с длиннющими экспозициями.

Здесь именно тот случай.

Завязка понятная из любого трейлера: вот племя индейское, вот нефть нашлась, а на дворе 1920-е, самое начало. И разбогатевших индейцев начинает косить эпидемия убийств.

Относительно богатый фермер, который прожил рядом с этими индейцами всю жизнь, решил прикарманить часть денег, потому подвел племянника к одной из индианок, перестрелял её семью и т.п. Но индейцы нажаловались в центр, прибыла бригада следователей и в три приема раскрыла дело.

Всё.

Есть много видео, где показана быстрая ассимиляция разбогатевших индейцев, вокруг которых крутится толпа белых: от прислуги и врачей, до опекунов, но при этом белые презирают своих нанимателей с большей или меньшей степенью откровенности.

Есть даже некая социальная мысль: если вы получили деньги, но к ним не приобрели защиту (хотя бы большую крепкую семью), у вас все отнимут.

Но по сравнению с "Казино" — напряжение около нуля.

Жвачка.

Почему?

Авторы отказались даже ставить, даже заявлять ряд вопросов:

— Почему индейцы не наняли других индейцев для прислуги, а потом и для своей охраны? Индейцы постоянно повторяют, что не любят и опасаются белых. Племен в достатке, и ведь не надо мобилизовать десятки тысяч? Достаточно несколько сотен. Но нет. Почему? Даже такой вопрос не стоит, индейцы данного племени окружены толпой белых. А надо показывать или вражду между племенами, или еще что;

— Почему местный относительно богатый человек вообще пошел на такое дело? Большой ведь риск. Но чтобы ответить на этот вопрос надо не просто показать, что индейцы обскакали его в уровне потребления, но прокрутит диалог с женой/дочерью — мол, нас теперь не уважают, а раньше, когда ты молодой был, мы их стреляли свободно, ну что за дела? То есть его жадность дополняется ущемленным самолюбием. Но его мотивы не поясняются, это просто балабол с криминальными замашками;

— Почему к воплям индейцев все-таки прислушались? Показано только абстрактное посещение столицы. Ну что, нельзя было написать диалог пары чиновников, в котором будет объяснена причина? Может, индейцы сложились, серьезную денежку занесли? Может кто-то не хотел, чтобы они, индейцы, свою индейскую полицию организовывать пытались? Молчание.

Там, где в "Казино" рассказывали второй-третий уровень интриги, раскрывали сложные мотивации, тут просто показывают длинное действо и фоном идет бесконечная болтовня главного "цапка".


Статья написана 10 декабря 2023 г. 22:37

Это история, как первая ступень ракеты-носителя: за спиной рев огня, а впереди небо.

.

Итак, идет эпических масштабов добивание Дакии. Автор не стал повторять одноименный фильм, потому решающие битвы даются либо в кратком пересказе, либо в качестве флэшбеков.

Римляне захватили основные города, царь Децебал убит, шансов переломить ход войны практически нет (да и теоретических всё меньше).

Но есть несколько воинов, которые совершенно не могут признать себя побежденными. Не хотят и не будут.

Из посольства к варварам-соседям (роксоланы не пришли на помощь) возвращается лучший дакийский боец, легендарный.

Какое-то количество подростков успели вывести из столицы перед осадой.

Дядя царя пытается собрать войска за перевалом, попробовать дать последнюю битву...

Роман чрезвычайно насыщен историческими подробностями и латинскими словами. Порой приходиться продираться через ссылки. Но эффект присутствия достигается в полной мере. Часть боев показана глазами римлян, как легионеров, так и вполне знатных военачальников. Есть простецкие анекдоты, есть сложные отсылки к обычаям. Я оценил шутку императора Траяна, который приказал воспитать одну из пленниц как достойную римлянку, публично удочерил её, но дал ей имя "Лупа" — Волчица.

Так вот: есть какое-то количество оборотней, даков, которые были в войске. Да, проходили посвящение на одной горе, обретали возможности. Их было слишком мало, чтобы стать реальной военной силой, но дар получали слишком многие, чтобы посчитать это привилегией одной семьи.

Главный вопрос, который ставят авторы перед героями — что делать дальше?







  Подписка

Количество подписчиков: 18

⇑ Наверх