fantlab ru

Все отзывы посетителя necrotigr

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  3  ] +

Пол Андерсон «Великий крестовый поход»

necrotigr, 2 января 21:41

Перечитал. По-прежнему захватывающе, динамично, и прорывно — ещё один, необычный взгляд на вторжение инопланетян! Иллюстрация к тому как смелость города берёт! Многие цитаты до сих пор помню наизусть, и до сих пор мечтаю увидеть белые скалы Дувра…

Оценка: 9
– [  2  ] +

Карлос Кастанеда «Путешествие в Икстлан»

necrotigr, 12 декабря 2023 г. 21:09

Увы, несмотря на советы читать Кастанеду именно с этой книги — ничего особого не произошло. Есть хороший, мотивирующий задел: неизбежность смерти и отсутствие лишнего времени на бессмысленные действия — если, конечно, вы хотите идти путем воина. Стирание личной истории (как делает Пелевин), снова отрешенность и готовность к борьбе до конца, независимость суждений и осознанность действий — хорошие практики. Особенно популярно нынче mindfulness. Увы, это смешивается с совершенно абсурдными практиками типа натиранием листьев, поиском мест силы, созданием клеток и прочего — это хотя бы без фокуса на веществах, как в первых двух книгах, но в этоя просто не верю. А рассуждения про свечение каждого человека и линии, которые человек знания может увидеть — похожи на статьи из газет про ауру и энергетические линии, которые продавались в электричках в 90х. Плюс к этому — постоянные насмешки дона Хуана и отсутствие объяснений, которые напоминают так же и какой-нибудь дзен-буддистский монастырь. 10 лет такого обучения я бы не выдержал)

Кроме того, автор тут возвращается на 10 лет назад, и практически не проводит параллелей с тем, что уже описал, что ставит под сомнение верность дневниковых записей — или такую форму повествования.

В итоге, не знаю, как ко всему этому относится. Если как к художественной литературе — то достаточно суховато. Если как к описанию мистического опыта и попытке обосновать свою систему мира — неубедительно. Революции сознания не произошло.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Алексей Иванов «Бронепароходы»

necrotigr, 7 декабря 2023 г. 22:41

Очень хорошая, цельная книга про поворотную эпоху в истории России. В отличие от предыдущих эпох, которые Иванов описывал — 90е XX века, времена Ивана Грозного, Петра Первого, тут прям чувствуется, что герои связаны и влияют на судьбу России. Но, несмотря на то, что события этой эпохи известны досконально, автор залезает буквально в каждую маленькую щёлочку и показывает истории как маленьких людей, так и неизвестные части истории большой. Которые переплетаются с вымыслом, конечно, это же ведь художественная литература.

Интриги с противостоянием Нобелей и Шелла — по уровню не хуже Игры Престолов, описания битв как самих бронепароходов на воде, так и людей на суше — добавляют динамизма, а баржа смертников — хоррора. И на фоне этого — бесконечная ностальгия по Прекрасной России Прошлого, которая уже погружается в омут революции и гражданской войны.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Леонид Каганов «Пикалка»

necrotigr, 7 декабря 2023 г. 22:33

Неплохой рассказ с идеей «пока мы едины — мы непобедимы», ну или как в притче про отдельные прутики и веник

Оценка: 7
– [  1  ] +

Карлос Кастанеда «Отдельная реальность»

necrotigr, 7 декабря 2023 г. 22:32

Вторая книга цикла уже более содержательная и рассказыает про путь воина. Или Путь Воина, так правильнее) Упора на вещества здесь меньше, но вот на мистику — больше. Из философии тут есть про то, что смерть — это все и ничето (как у Пелевина), мир непостижим и обычное познание, которым пользуется протагонист — это всего лишь один из способов взаимодействия с миром (или мирами). А воин — должен иметь сильную волю, отрешенность, терпение и прекратить внутренний разговор, а принимая решение — отставлять все сомнения.

И бесконечно испытывать новое, ведь “тебя должно бросать в дрожь не от этой мысли, а оттого, что впереди у тебя нет ничего, кроме рутинного повторения одних и тех же действий в течение всей жизни.”

В общем, получше, чем первая книга, но посмотрим, что будет дальше

Оценка: 7
– [  1  ] +

Карлос Кастанеда «Учение дона Хуана, путь знаний индейцев Яки»

necrotigr, 3 декабря 2023 г. 22:23

Если честно, я ожидал большего, гораздо большего. Само учение, по крайней мере в первой книге, не считая рецептов приготовления курительныз смесей, мазей и зелий, по борьбе с 4мя страхами — в принципе принимо к любому обучению. В остальном же автор пытается выпытать у дона Хуана объективную сторону происходящего, а тот отвечает отмазками или грубостью, ссылаясь на то, что всё надо повторять абсолютно точно — как типичный шарлатан. Ближе к концу книги, правда, два опыта — когда группа поющих монитоту слышит гудящий шум одновременно с автором, и заключительный, когда автор видит дона Хуана, как будто им овладела некая сила — могут быть истолкованы как реальность учения, но в остальном — это всё результат употребления галлюциногенов.

Использование humito напоминает мой опыт с сальвией, недаром её называют шалфеем предсказателей, но летать она точно не научит. А учитывая, сколько автор употреблял на протяжении 3х лет обучения — неудивительно, что он начал верить в реальность происходящего, в то, что Мескалито живёт вовне. Не знаю, сколько бутонов пейотля составляют обычную дозу, но количество потребляемого автором в совокупности с set&setting, собственными ожиданиями и наставлениями дона Хуана вполне может вызвать впечатления разговора с другим существом.

И снова об ожиданиях — я, конечно, понимаю, что любое духовное учение требует долгого обучения, но применение всяких субстанций — это ок, это понятно, но вот ловля и прошивание ящерок-проходников — это уже совсем шарлатанство

В общем, пока всопринимаю Кастанеду с сильным скептицизмом.

Оценка: 6
– [  -3  ] +

Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и Тайная Комната»

necrotigr, 26 ноября 2023 г. 01:23

Продолжение несколько раскрывает персонажей и историю Хогвартса, но кажется немного повторением первой части.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Виктор Пелевин «Путешествие в Элевсин»

necrotigr, 25 ноября 2023 г. 21:58

Каждый год у меня есть определенный минимум, который надо сделать. В первую очередь — посетить 3 новых страны. Во вторую — прочитать новую книгу Пелевина.

Состав последних романов стандартен: берем свежую новостную повестку, накладываем немного прошлого и будущего, закручиваем так, чтобы сюжет шёл из ниоткуда в никуда (и ничто), смазываем отсылками к (поп)культуре — и готово! В цикле про Transhumanism ещё добавляем кучу терминов из этой (мета)вселенной — вообще тут надо бы перечитать заново книги цикла, без них тяжело, но как-то лень. Хотя интересно, задумывал ли это всё Пелевин с самого начала, или так и пишет каждый год новое?

В этом году — ChatGPT как основной герой и он же сюжет (а возможно, и автор или со-автор). В остальном — всё довольно умеренно в сравнении с предыдущими книгами, где был сплошной прон с гей-фурри-кошкодевочками (взял из недавних новостей), тут даже е-слово запикано и вообще довольно благообразно. Из отсылок к современной политике упомянута лишь зерновая сделка.

Любопытно, что сам де Пелевин предвосхитил появление Порфирия ещё в романе t. — ну или мне это так показалось, надо перечитать, но вообще отсылок к своему творчеству тут множество (вампиры показались не к месту), как и к творчеству чужому (Pink Floyd, Star Wars, etc)

Но читается легко и быстро, тут уже видимо Пелевин понял, что слишком долго вести читателя смысла нет — и переходит сразу к делу

До следующей книги — и следующего года!

Оценка: 7
– [  4  ] +

Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»

necrotigr, 20 мая 2023 г. 09:21

Спустя 25 лет я всё-таки это прочитал! Довольно динамичная история, с секретами и сюжетными поворотами, но это, конечно, больше для детей — а для взрослых это скорее для того, чтобы понимать мемы и весь культурный пласт, навороченный вокруг этой серии книг и фильмов

Оценка: 8
– [  4  ] +

Дэвид Геммел «Тёмный Принц»

necrotigr, 15 января 2021 г. 21:58

Вторая книга цикла очень необычна по структуре и очень сильно отличается от первой. А для меня это отличие усилилось тем, что русский перевод книги внезапно обрывается на одной из частей и завершение я читал на английском.

В отличие от довольно приближенной к реальности первой части здесь герои внезапно перемещаются в альтернативно-фантастический мир, а в некоторых сценах видны явные отсылки к Толкиену: встреча с лесным царем Горгоном и его вполне ожидаемое прибытию на битву (хотя уже не особо нужное). Ружья выстрелили и круг замыкается встречей Пармениона с альтернативной Дераей — тоже довольно неожиданно. В конце только последние дни царствования Филиппа довольно предсказуемы, зато финал неожиданный. Парменион — очень удачный герой, непростой, но ему сопереживал всю книгу!

Оценка: 7
– [  4  ] +

Дэвид Геммел «Македонский лев»

necrotigr, 15 января 2021 г. 21:52

Первая часть — по сути, альтернативная история, где история реальная представляется как отражение схватки Добра со Злом (которые представляют Источник и Хаос). Очень хорошо и подробно описаны как схватки, так и битвы, но при этом книга явно далека от боевого фэнтези: тут и интриги, и описания мира, а события происходят весьма динамично!

Съездив в Грецию, начал читать литературу на эту тему и книга Геммелла — отличный способ эту историю изучить, гораздо более эффективный, чем штудирование учебников или википедии — всё оживает перед глазами!

Оценка: 8
– [  7  ] +

Виктор Пелевин «Непобедимое солнце»

necrotigr, 9 сентября 2020 г. 21:21

Последние годы Пелевин конкурирует с новостными изданиями — те опережают его в злободневности и актуальности (по понятным причинам), он же берёт верх глубиной тем и раскрытием смыслов. Что их объединяет — они годами пишут про одно и то же.

Но в этом есть и некоторая прелесть — новая книга Пелевина воспринимается скорее как встреча со старым другом, всё довольно привычно и комфортно, то же чувство юмора, только шутки меняются с течением времени.

В этот раз пришлось долго ждать, когда же начнется восточная эзотерика и описания бабочки, придумывающей этот мир взмахом крыльев, когда она проснется, всё затмила тема путешествий. Приятно почитать и попутешествовать по разным городам, пусть и виртуально, но зато теперь на всё можно посмотреть как бы из-за изнанки мироздания.

Жаль только, коронавирусная тема чувствуется явной поздней вставкой. Лучше бы уж на другой год перенес — видимо, требования того самого капитализма, который автор продолжает считать неизбывным злом. Как и разделение книги на две части, впрочем

Оценка: 7
– [  6  ] +

Виктор Пелевин «Тайные виды на гору Фудзи»

necrotigr, 19 марта 2019 г. 22:04

Как написать книгу Пелевина? За основу взять буддийское учение о пустоте и нирване, добавить древнюю мать-землю, приправить острыми злободневными шутками, и не забыть обновить антураж. В новом романе нет Angry Birds и айфоны упомянуты вскользь, зато сильно достаётся Илону Маску. В литературном плане хороша завязка и структура романа, такая закольцовочка. Порадовали подробные — возможно, наиболее подробнве из всех книг — объяснения по медитации. А помимо чувства дежавю огорчила концовка — как-то слабовато, да и вообще линия феминисток-игуан играет только на злободневности движения #metoo, а по сути совершенно искусственно пристыковано.

Итог: читать стоит, но без особых надежд. На будущее. Которого нет.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Лю Цысинь «Задача трёх тел»

necrotigr, 15 февраля 2019 г. 10:09

В последнее время стараюсь читать книги в оригинале — если они на английском. Эта же книга — на китайском, поэтому взял русский перевод. И оказалось, что это перевод с английского! Тем не менее, сразу скажу, что перевод удался!

Это, наверное, первая книга китайского писателя, которую я прочитал. Понравилось и особая манера изложения, непривычные описания, отсылки к недавней коммунистической истории — всё необычно и потому интересно!

Особого интереса добавляет игра по задаче трёх тел, и отсылки к реальным интернет-ресурсам (сам 3body.net недоступен, зато ссылка на азбуку Морзе на китайском всё ещё рабочая)

Повествование идёт зигзагами — от экскурсов в историю, к современности, потом в игру, обратно, оп — кризис прошёл и надо думать о будущем, но нет — как в детективах автор раскрывает все шкафы со скелетами.

Собственно, ранняя развязка — основной минус книги, интригу не удалось удержать до конца. Но в целом — очень здорово, видно, что НФ-премии дали за дело: это хорошая научная (местами даже глубоков научная — как с объяснениями об отражающей поверхности Солнца) фантастике, на стыке с киберпанком и этническими элементами.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Нил Стивенсон «Семиевие»

necrotigr, 8 сентября 2018 г. 19:59

We are The Seven, judgement of Heaven!..

Начав читать эту книгу перед Новым Годом, закончил в августе, с перерывами на чтение других, более, ээ, динамичных. Может быть, я отвык от обстоятельного, со всеми подробностями, стиля Стивенсона, может — потому что читал в оригинале, а с художественным английским у меня пока худо. Впрочем, динамичные моменты в книге, безусловно, есть, их легко перечислить:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
собственно завязка, ядерная бомбардировка венесуэльского флота, возвращение каннибалов
. Но очевидно, что увлекательность чтения не была целью Стивенсона, а он хотел описать мир, точнее — миры: Землю перед катастрофой, жизнь на орбите и возрождение после встречи новых рас. Интересно показано взаимоотношения между расами и культурами, хотя и неполно, и вариант будущего получился с душком: вот зачем опять приплетена тень Советского Союза в виде Красных с их turnpike'ми — новым железным занавесом? Бедная Текла, выжившая и униженная, давшая жизнь новой расе, которая скопирована со стереотипных представлениях о советских людях — для писателя-футуриста это как-то мелковато. Соглашусь, что третья часть — Земля времени восстановления — получилась скомканной, а концовка с появлением Пингеров — недосказанной. Подробное объяснение манёвров Имира заняло всё место, которого так недоставало даже для описания Диггеров

Впрочем, хватит негатива. Как и всегда, из книги можно узнать множество разных фактов. Эпический размах опять же поражает: 8 из 7 миллиардов человек в итоге возрождают цивилизацию. Круто же, да? Круто! Но перечитывать не буду

Оценка: 7
– [  9  ] +

Джон Уиндем «День триффидов»

necrotigr, 8 июля 2018 г. 21:14

Если бы знал, что перевод сделан Стругацкими, то не мучился бы, читая в оригинале. Впрочем, в начале повествование идёт динамично, но в середине провисает и немного оживляется лишь в конце.

Из положительного: роман — явный предвестник жанра зомбиапокалипсиса. Только представьте: тысячи слепых людей, вытянувших руки перед собой, шатающиеся по городу в поисках моз.. еды! Доставляют и местная, английская фактура — герой в самом начале сразу заходит в ближайший паб. Ориентация действия на Англию и вскользь упомянутое противостояние СССР — тоже предвестник голливудских фмльмов-катастроф, сделанных по тому же шаблону.

Несмотря на название, «День триффидов» вовсе не про триффидов — тема их разумности не раскрыта, например — а о путях развития человеческого общества. И тут они тоже представлены с гуманистических позиций (в отличие от, к примеру, «Дороги» Кормака Маккарти, где слепые прежде всего пошли бы на еду для оставшихся зрячих). Будут ли группки зрячих выживать по отдельности, иногда возводя баррикады от остального мира? Воспользуется ли шансом и создаст утопичеые коммуны на островах? Или пойдет по спирали, заново возродив феодальную систему со зрячими баронами-землевладельцами и слепыми крестьянами, под жёстким контролем центральной власти? Можно выбрать несколько ответов, как в хорошей РПГ — ведь в этом смысле роман является и предшественником Fallout. Да и по сюжету герой перемещается между локациями, выполняя квесты, встречая даже железные вертолеты Анклава... что-то я увлекся.

Итого: значимый роман, пусть и несколько неторопливый

Оценка: 7
– [  7  ] +

Маргарет Этвуд «Рассказ Служанки»

necrotigr, 27 мая 2018 г. 20:59

Часто оказывается, что «книга лучше», но в этот раз лучше оказался сериал. Собственно, книгу я захотел прочитать и понять, что же такое эта республика Гилеад, на чем она держится, если кругом тоталитарный террор, куча вооруженных людей и почти полное отсутствие детей (и, соответственно, перспектив). Но этого в книге нет, даже в послесловии. Роман вообще не об этом, он... стоп, лучше продолжить использовать слово женского рода «книга», это лучше отражает суть. Ведь вся история — это женский взгляд на происходящее со стороны, и тема родов — тоже экслюзивно женская. Впрочем, тут нет феминизма, эта тема тут чуть слышна во взглядах второстепенных героев: Мойры и матери Джун-Оффред, на момент написания ещё не бвло такого тренда.

Зато есть пара моментов, может быть даже визионерских, которые и должны быть в каждой хорошей антиутопии. Первое: это постепенные изменения, пусть это только одна фраза в книге, про лягушку и ванну в которой если температуру повышать не торопясь, можно свариться в итоге. А второе — при размышлении об институте Тёток, и даже закавыченное в оригинале: «традиционные ценности». Ничего не напоминает? И опять-таки все эти рассуждения со стороны представителей режима, что теперь-то вы в безопасности, ведь безопасность превыше всего — как это напоминает теперешнюю Россию! Это тем более удивительно, что Маргарет Этвуд скорее держала в голове мысль о будущем именно США и Канады, даже косвенно никак не относясь к России, как её коллега Оруэлл к Советскому Союзу.

Но, в отличие от упомянутого Оруэлла, как антиутопия да и как книга вообще менее интересна, и порой скучна. Конечно, это если посмотреть с колокольни мужской аудитории. С другой стороны, ведь рассказ — это только рассказ, не претендующий на всеобъемлющее описание. Например, у Оруэлла герои пытаются бороться, пока не оказываются полностью сломленными, но у Этвуд они сломлены уже в самом начале, и не полностью ясно почему. В сериале это раскрыто более полно, там и выколотый глаз Джанин, и — один из ключевых и самых сильных моментов — внезапный расстрел безоружной демонстрации.

Итого: читайте, пока это ещё разрешено. Но посмотреть сериал будет достаточно.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Филип Дик «Три стигмата Палмера Элдрича»

necrotigr, 24 октября 2017 г. 22:06

Ещё одна книга Дика из серии «написано много, замешано круто, ничего не понятно, первое место!». Наверняка это один из тех романов, что Дик написал в лесном домике, непрерывно употребляя наркотики — я ведь прав? Замешать свою любимую тему и страсть — наркоту, конечно же! — с несколькими любовными линиями, путешествиями в прошлое и будущее, да и межпланетные, с детективом, экшном, религией и эволюцией, темой Бога, вторжением пришельцев и бесконечным повторяющимся кафкианским ужасом — это невозможно повторить, никому и никогда — по крайней мере, в здравом уме и твёрдой памяти.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Вадим Волобуев «Боги грядущего»

necrotigr, 13 октября 2017 г. 22:17

Я всегда думал: как древние люди развивали своё общество, как образовались зачатки современной цивилизации? В этом романе видно стремительная эволюция от родо-племенного строя к автократии, от веры в силы природы и различных табу — к монотеизму, и даже технический прогресс. В иронии автору тоже не откажешь — чего стоит проходящее через весь роман «во славу науки!», да и пришельцы (не те, о которых вы подумали) веьсма оригинальны. Читается интересно, на одном дыхании (я серьёзно), при этом бурное развитие сюжета не мешает описаниям различных деталей — мир получился целостный и живой. Рекомендую!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Сюзанна Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл»

necrotigr, 23 декабря 2016 г. 19:43

Долго я не брался за эту книгу, опасаясь, что она скучна; я ошибался. С другой стороны, это ожидание было не зря — несколько лет назад вряд ли она бы мне понравилась. Ведь этот роман — сказка для взрослых, но не в обычном эскапистком понимании. Это скорее касается стиля. Изложение ведется неторопливо, отовсюду слышатся обращения «сэр» и «джентльмен», делаются реверансы в сторону дождливой погоды на улице и сквозит лёгкий сарказм. Истинно по-английски! И раз уже зашла речь об языке, то тут подошло бы слово subtle — оно как нельзя лучше описывает стиль. Тут нет вызывающей яркости, стремительных сюжетных или разрывающих сердце драматических сцен — краски приглушены, движение идёт чинно и благородно. И сюжет тут не принесён в жертву стилю, в отличие от книг некоторых романистов нефантастического склада.

В общем, читать эту книгу, сидя перед камином в уютном кожаном кресле — одно удовольствие! Хотя чего уж там скрывать, в автобусе по дороге на работу тоэже приятно её читать :)

Оценка: 8
– [  3  ] +

Анджей Сапковский «Божьи воины»

necrotigr, 26 ноября 2016 г. 11:08

Во втором томе Сапковский наконец-то переходит к тому, ради чего я начал читать эту эпопею — гуситским походам. Но всё оказалось не так, как воспринималось в детстве, читая учебник истории Средних веков. Что логично: войны немыслимы без крови, огня и безумной жестокости — с любой стороны. Даже с той, которая прям-таки полностью права, ну вот вся в белом! Вспоминается «Евангелие от Иисуса», когда Бог показывает Христу, что будут творить во имя Его — так и происходит^ и гуситы, и паписты идут с именем Божьим на устах. Да что там Божьи воины — даже Чёрные Всадники! Даже главный злодей Биркарт Грелленорт, хоть и с ухмылочкой, всё делает ad majorem Dei gloriam.

Легко можно (и автор на это явно намекает) провести и параллели с XX веком — девиз «Gott mit uns!», массовые погромы евреев — та часть, которая есть свойство человеческой природы и не оставляет надежды, что вся описанная жестокость осталось только в Средних веках. А с технической точки зрения — телеги таборитов, танки и БТРы XV века, занесенные как будто из века XXго и потому непобедимые. Собственно, это как раз тот момент, который мне и запомнился из учебников истории )

Из минусов, свойственных не только этой части, но и эпопеи в целом — это постоянные рояли в кустах и боги из машины. Всё действие, по крайней мере, происходящее с Рейневаном — цепочка постоянных вляпываний в неприятные истории и чудесных спасений в самый-самый последний момент. Зато читается динамично и не скучно, а антураж заставляет погрузиться в историческую эпоху и почитать историю Силезии и сопредельных территорий.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Анджей Сапковский «Башня шутов»

necrotigr, 4 ноября 2016 г. 22:16

Книга практически всю дорогу идёт как авантюрный роман в голливудском стиле — со спасениями в самый-самый последний момент. И только в конце, появляется какая-то морально-этическая проблематика. Собственно, как и в цикле про Ведьмака, где начало напоминало лёгкие сказочки. И, как и в голливудских фильмах, автор делает задел на продолжение, останавливая действие на самом интересном месте.

В сухом остатке — достойно, но не супер. Ярко, колоритно, в стиле другого польского писателя, Генрика Сенкевича, тоже любителя исторической прозы. Даже харизматичные герои-пройдохи второго плана — Шарлей и Заглоба (у Сенкевича) — чем-то похожи. С участием героев современной эпохе героев (Гутенберг, Коперник) и аналогиями с другими эпохами, иногда по одной цитате угадываемыми — например, Галилей и даже фашисты. Правда, магия и фэнтези в виде черных рыцарей (тут уже явная отсылка к Толкину) сделана несколько топорно, но быть может, это только завязка. А вот с ведьмами и с колдовством Сапковскому не впервой управляться — эта часть получилась удачной.

Итого: по первой части судить нельзя, придётся читать всю трилогию. С интересом

Оценка: 7
– [  6  ] +

Нил Гейман «Задверье»

necrotigr, 26 октября 2016 г. 22:27

Давным-давно...

Когда я еще и не знал про этого писателя, а про Лондон знал только, что это the capital of Great Britain, по телевизору я посмотрел кусочек, самое начало фильма (или сериала), под названием «Нигде и никогда». Тогда вообще было много странных фильмов и сериалов, многие из которых стали культовыми тогда, а некоторые, как оказалось впоследствии, были культовыми уже давно. А про этот сериал я больше долгое время и не слышал. Как будто на него перенесся эффект самого запомнившегося мне момента — когда героя перестают замечать, а сцена с его безуспешной попыткой поймать такси мне особенно врезалась в память.

Так вот, и даже после того, как я увидел книгу с русским переводом названия «Никогде», и собственно оригинал названия Neverwhere — я догадался, что это оно, книга по тому самому сериалу. Но тогда не стал читать, почему — не знаю. Хотя книги Геймана уже тогда читал с удовольствием, равно как и остальные подобные похожие произведения про Лондон — как у того же Мьевиля. И вот только сейчас, увидев рекомендацию, и скачав сразу 2 перевода, наконец-то прочитал.

Зачем я написал это всё? Да потому что в книгах Геймана, как и в этой, главное не сюжет (в котором встречаются неожиданные повороты), не атмосфера (с фирменной оригинальной мрачноватостью) и не прочие художественные достоинства, а скорее, впечатления, зачастую — из детства. О чем, собственно, автор неоднократно указывал в интервью и прологах. И это ему удается — пример я уже привёл.

А так, конечно, это сказка. Сказка про ожидание чуда в обыденной жизни.

«За свою недолгую жизнь Ричард научился многому: ходить на работу, делать покупки в супермаркете, смотреть футбол и включать обогреватель, когда становится холодно».

Оценка: 8
– [  2  ] +

Андрей Лазарчук, Михаил Успенский «Посмотри в глаза чудовищ»

necrotigr, 7 ноября 2015 г. 17:24

Странно — на обложке написано, что авторы — Лазарчук и Успенский, а внутри — Пелевин с графом t. Поначалу кажется именно так — будто Виктор Олегович взял и сместил фокус с пространных метафизических рассуждений на боевые сцены и приключения. Потом привыкаешь и следишь за этим коктейлем из схваток, поисков, исторических (и не только) персонажей, аллюзий на компьютерные игры, коллег-писателей и много-много всего прочего. Очень полезно для расширения эрудиции — в процессе чтения неоднократно делал перерыв на википедию, чтоб узнать или уточнить информацию про упомянутые в книге имена или события. Например, не знал, что автор «Конана» Говард был знаком с Лавкрафтом.

Местами, правда, нить и смысл несколько терялся, но я думаю, это не так важно для этой книги, ведь и смысла в этой бесконечной битве тоже нет, как оказалось.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Роджер Желязны «Ночь в одиноком октябре»

necrotigr, 17 октября 2015 г. 18:43

Сильно удивлён столь высокими оценками этому роману. Да, множество героев из разных произведений — так постмодернизм это разве что-то новое? По стилю и по сути — это дневник, причем действительно написанный на уровне собаки, ну или на среднем уровне главгероя «Цветов для Элджернона». Цитата (перевод Жикаренцева): «Вернулся домой, поел. Поспал.», «Хозяина дома не было, я поспал в гостиной, проснулся, перекусил, снова вздремнул». Cупер.

Есть несколько динамичных сцен для интереса, а в остальном — это роман идеально подходит для чтения вечером в тоскливом (именно!) октябре.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Стивен Кинг «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка»

necrotigr, 26 сентября 2015 г. 23:09

Оценить эту повесть в двух словах очень легко — «фильм лучше!». В фильме все острые моменты обострены многократно. Да и жизнь самого рассказчика там показана не так отстранённо — постоянные флэшбеки с отказами в освобождении не дают расслабиться. А тут — просто хорошо рассказанная история, рассказанная в духе сказок про братца Кролика, где через патриархальный мир тюрьмы иногда проглядывает ад. Хотя, возможно, надо было сперва книгу прочитать, и лучше — лет так десять назад. Как и фильм — который я посмотрел не так давно, и то после фразы из какой-то статьи, что «Побег из Шоушенка» — не совсем корректный перевод. А вот «спасение» — подходяще, ведь человек после ада и чистилища попадает в рай. Но это — духовная сторона книги. А другая сторона — капля камень точит — наводит на совсем другие мысли, атеистические. Когда говорят о неверности теории эволюции, люди просто не могут представить, что можно сделать за несколько миллионов лет. А тут главный герой на своём примере всё показал.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Тед Чан «Купец и волшебные врата»

necrotigr, 26 сентября 2015 г. 22:57

Как и все произведения, использующие временнЫе парадоксы, эта повесть может легко рассыпаться, если с логическим подходом анализировать все нити сюжета. Но надо ли? Тут автор, как и Роберт Хайнлайн, с легкой руки отрицающий все научные постулаты, использует самый сложный вопрос этих парадоксов — встреча с самим собой. И не один раз, а иногда по три одновременно. Правда, у того же Хайнлайна в рассказе «Все вы зомби / Уроборос», этот парадокс оказывается закручен ещё покруче. Зато на стороне Теда Чана — отличная стилизация под арабскую сказку, современность автора выдает только описание конструкции Врат времени и слова типа «лаборатория».

Оценка: 7
– [  6  ] +

Чайна Мьевиль «Город и город»

necrotigr, 29 мая 2014 г. 20:21

Шизофрения — первое слово, которым хочется охарактеризовать роман. И состояние, в которое попадаешь, пока не привыкаешь, как бещельцы и улькомане, к терминологии разделенных городов (и к самому удачному из терминов — топольгангер). И не важно, на что похожи эти города — мне вспоминались Западный и Восточный Берлин, Стамбул, Будапешт и Пхеньян, пусть в последнем случае речь идёт о стране. С другой стороны, после прочтения осознаёшь, что идея разделения и не-видения справедлива и для Лондона, и для Москвы, и для любого большого города — а города ведь и являются главной и излюбленной темой Мьевиля, не считать же этот роман детективом. В больших городах тоже многого не-видно, тех же протубов: бомжей, сумасшедших и чиновников с мигалками.

В сухом же остатке: роман больше для фанатов, получился довольно суховатым, возможно, из-за перевода; из персонажей хорошо и ярко описан Дхатт — он мне напомнил Хэнка из Breaking Bad; нет того характерно-мьевильского сумасшедшего буйства фантазии.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Нил Стивенсон «Вирус "Reamde"»

necrotigr, 18 мая 2014 г. 14:45

Наверное, самая попсовая книга Стивенсона. После хитросплетений сюжета в «Барочном цикле», когда события одной сюжетной линии отражаются на событиях другой в последнем томе, тут всё достаточно просто. Множество объяснений достаточно простых компьютерных терминов — хотя это наверняка заставили сделать редакторы, но есть же выноски для этого. Сюжет, конечно, закручен мощно, и динамика иногда поражает. Правда, длится это не долго, а если долго — как заварушка в конце — то даже слегка надоедает. Ну и финал довольно предсказуем )

Русская мафия, конечно, доставляет ) Хотя в этой книге всё-таки русские поданы не так топорно, а Соколов так вообще показан с лучшей стороны. Хотя некоторый американский шовинизм присутствует, не только у героев, но и у автора.

Во время прочтения даже заинтересовался и поставил World of Warcraft — по сравнению с описываемой Т`эррой — полная ерунда )

Оценка: 7
– [  8  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Пандем»

necrotigr, 9 октября 2013 г. 23:33

На 2013й год книга особенно актуальная где-то в середине, где повсеместная доступность информации в виде «спроси у Пандема» заставляет вспомнить Гугл и мобильный интернет. В 2003м, на момент написания книги, такого ещё не было; в очередной раз поражаюсь способности писателей-фантастов предсказывать будущее, пусть и ближайшее. А встречи нескольких людей, во время которых все параллельно разговаривают с Пандемом — разве не напоминает это людей в кафе, уткнувшихся в мобильник? Погружение людей в свои first world problems, когда отключение Интернета может вызвать невроз — ещё один блестящий ход психологов Дяченко.

Интересна и актуальна всевозрастающая отторванность «шлюзовых» людей от реального мира, моральная толстокожесть — это уже не предсказание, это было и будет. И в то же время мрачные предсказания компенсируются человечностью, остающейся прежде всего в представителях старшего поколения: Киме, отце Георгии, пенсионере-министре.

Ещё один хороший роман Дяченок: актуальный, психологичный и душевный.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Герман Гессе «Игра в бисер»

necrotigr, 5 октября 2013 г. 23:48

Я люблю книги, в которых есть сверхидея. Будучи человеком не слишком эмоциональным не очень люблю книги чересчур разумные, в которых почти нет эмоций. Эти два тезиса и повлияли на оценку, на отношение к книге. В отличие от Steppenwolf'а Йозеф Кнехт — это не главный герой, даже не персонаж, да и вообще — человек ли? Принадлежность для игры в бисер. Впрочем, и она тоже не является главным элементом книги, несмотря на заглавие. Зато выписана подробно и автору, безусловно, удалась задумка создать универсальную штуку, объединяющую людей науки и искусства. А универализацию я люблю )

Книга хороша тем, что её идеи продвигают современные писатели — Нил Стивенсон тому пример. За это можно уважать, но вот полюбить нельзя. Как нельзя полюбить магистра музыки, который в своём просветлении отстранился от людей.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Дмитрий Глуховский «Метро 2033»

necrotigr, 12 июля 2013 г. 21:14

Не хочется обижать фанатов, но книга откровенно слабая, и это становится ясным после первых страниц. Дальше читать не стал, да и то прочитал больше главы из-за того, что на электронную книжку новые книги забыл закинуть )

Оценка: нет
– [  21  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Танец с драконами»

necrotigr, 11 июля 2013 г. 19:56

Что-то с каждым томом эпопея становится все скучнее и скучнее. Интриг становится меньше, персонажей и сюжетных линий — больше(хотя Мартин некоторые из них и успевают обрывать). Роман-эпопея вырождается в череду романов приключенческих, особенно заметно это на примере линии Тириона. С другими линиями все хуже. Дейенерис практически всю книгу сидит в Миэрине, Джон Сноу запускает партии одичалых, но хуже всего — не-пришей-кобыле-хвост линия дорнийского принца Мартелла. Такое чувство, что он все главы про него были нужны только для одного — чтобы было кому выпустить драконов. Пара моментов в концовке —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
убийство (?) Джона Сноу и Кивана Ланнистера
— немного неожиданны, но уже логичны. После Красной Свадьбы не так уж и шокирует) Часть героев вообще заброшена, или удостоена пары глав. В общем, мне кажется, Мартин не запутывается в сюжете ( он-то знает, чем все кончится), но вязнет в нем, вязнет в подробностях, вязнет во второстепенных героях, вязнет в описании мира. Если дальше все будет идти тем же чередом, я не знаю, надолго ли меня хватит.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Терри Пратчетт «Пехотная баллада»

necrotigr, 24 февраля 2013 г. 16:48

Я бы не стал говорить, что, дескать, Пратчетт поисписался, но что-то такое чувствуется. Быть может, в этом виноват перевод — это первая (если не ошибаюсь) книга, которая издана без участия в переводе Жикаренцева. Стиль поэтому получился немного суховатым, хотя все пратчеттовские шуточки есть. Кое-где не выдерживал и ржал, как в старые добрые. По содержанию претензия только

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
к чрезмерному переизбытку разоблачений переодетых женщин — с сержантом это было уж слишком, а с вампиром — натянуто. С сержантом ещё есть сомнительная сцена на берегу реки, где явно не прописано, одет ли он во что-нибудь, и откуда у него появляется медальон. Но мб я и ошибаюсь.
Ну и концовка мне показалась слабоватой. В остальном же основной посыл про войну передан хорошо, а вместо Борогравии можно подставить любую страну: хоть Россию, хоть США, хоть Иран или Грузию.

В итоге: книга получилась типично пратчеттовская, но как-то без огонька. Начинать с неё знакомиться с творчеством этого писателя точно не советовал бы, в отличие от другой внецикловой книги — «Мелких богов».

Оценка: 7
– [  4  ] +

Чайна Мьевиль «Кракен»

necrotigr, 9 декабря 2012 г. 18:44

Чайна Мьевиль ещё раз подтвердил свою репутацию неуёмного фантазёра. Поток фантазий просто захлёстывает, идя по нарастающей и грозя уничтожить Вселенную. Некоторве штуки, как мне кажется, вообще никто раньше и не мог придумать. И этому поражаешься постоянно.

Не обошлось и без социалочки, излюбленной темы Мьевиля — но в этот раз она занимает далеко не центральное место, а просто витает вокруг основного действия, как и глава профсоюза Вати.

Но в остальном книга построена довольно слабо — этого может быть не видно за пандемониумом героев и цепочкой интриг, но есть и провалы, и слабые ходы, да и вообще книга затянута. Но, тем не мнеее, неплоха. Должно понравиться всем, кому понравился «Нон Лон Дон».

Оценка: 7
– [  3  ] +

Артур Кёстлер «Слепящая тьма»

necrotigr, 24 ноября 2012 г. 12:11

Про эту книгу узнал, когда читал «Страх» Анатолия Рыбакова — а тут внезапно открылась библиография Кёстлера! Заинтересованный темой, решил и «Слепящую тьму» почитать.

Контраст между двумя произведениями чувствуется: язык Кёстлера суховат, не только из-за перевода, но и из-за концентрации на логике и рассудочности главного героя. И главный момент — у Рыбакова процессы над старыми революционерами — однозначное зло, у Кёстлера показан слом и перерождение вследствие логических рассуждений. Я в это и верю, и не верю. Признанию способствовало не только убеждение следователями, что признаться — это значит выполнить волю партии, но и психологическое давление как минимум, да и вообще заключение в тюрьму. Интересно, если бы Рубашова каждый день следователь бы приглашал на допрос из дома — к чему он тогда бы пришёл? Второй момент — я не верю, что Рубашов не мог «обличить обличителей», и в рассуждениях автора на эту тему я вижу главную слабость романа.

Вывод: книга получилась достаточно хорошо освещающей конкретную проблему Московских процессов 30х годов ХХ в., со своим оригинальным взглядом, но для более широкой картины (и понимания) желательно почитать и трилогию Анатолия Рыбакова. Ну и «Процесс» Кафки, конечно же )

Оценка: 7
– [  14  ] +

Умберто Эко «Имя розы»

necrotigr, 7 сентября 2012 г. 19:22

Сразу и честно скажу: ожидал от этой книги большего. В очередной раз не стоило читать восторженные отзывы и мнения (и смотреть на рейтинг книги на Фантлабе). С другой стороны — без этого я бы за книгу и не взялся. Ещё замечу, что довольно долго я думал, что Умберто Эко — писатель из далекого прошлого, и был сильно удивлён, когда узнал, что он до сих пор живёт и здравствует, уж простите мне мою наивность.

В книге явно видятся две линии (автор этого и не скрывает): философская и детективная. Последняя мне понравилась гораздо больше, повествование плавно переходит от пасторали монашеской жизни к настоящему трэшу и угару (а также и содомии, например). Однако должен заметить: хоть я и не особый любитель и знаток детективов, я считаю, что в хорошем детективе читатель должен иметь возможность самому прийти к разгадке интриги. Тут же этого не происходит: в развязке выдаются такие доказательства, которые требуют особых знаний (например, где делали специальную хлопковую бумагу).

Философская линия постепенно идёт от религиозного восхищения и умиротворения через грех к вопросу о существовании Бога — идеи, тоже не раз описанные, но поданные весьма неплохо, хотя местами довольно затянуто и занудно, с обилием повторений, которые являются частью стиля автора в этой книге.

Антураж монастыря и Храмины просто до боли напомнил «Горменгаст» Мервина Пика — но «Имя розы» в сто раз занимательнее, всё-таки у Эко есть ещё упомянутые философская и детективная линии, а у Пика — только собственно описательная и повествование без конца и края.

Автор даёт немало материала по истории, с собственной точкой зрения на неё, в некоторых моментах — и с логикой развития этой истории (например, как с образованием и развитием городов отпадает надобность в монастырях). И это несомненный и объективный плюс. Также к плюсам: местами весьма хлёсткие цитаты.

В итоге: книга хороша весьма, но не гениальна, к прочтению рекомендована, но не обязательна. Однозначно подойдёт любителям «Барочного цикла» Стивенсона — очень похожая любовь к шифрам и историческому развитию, только эпохи разные.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Zотов «Москау»

necrotigr, 5 августа 2012 г. 20:42

Конечно, книга вторична — это смесь из Филипа Дика и Пелевина. Но читаю её не из-за этого, а из-за узнаваемого стиля Зотова: смеси фирменных шуточек, злободневности и различных интересных фактов (или зацепок к ним). Пожалуй, в этот раз злободневность удалась гораздо больше, чем в предыдущих книгах.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Нил Стивенсон «Система мира»

necrotigr, 31 июля 2012 г. 21:46

Последняя книга цикла далась с трудом. Причиной тому в основном — громадный временной разрыв между выходом первых двух частей и переводом третьей. За это время меняется восприятие и вкус, многочисленные подробности начинают надоедать, ждешь развязки — быстрее, быстрее! — а Стивенсон не спешит, периодически подбрасывая в поток низких металлов-слов крохотные искорки золота в виде интеллектуальных шуток или философских наблюдений. И да, в послесловии автор даже несколько удивляется людям, дочитавшим аж трёхтысячестраничный (!) роман.

Если говорить откровенно — так действие местами провисает, но тут уж можно и меня за невнимательность поругать (ибо во время чтения «Системы мира» успел ещё две с половиной книги прочитать как минимум). Многие места показались мне нелогичными либо незавершенными. Эпилоги получились так себе, вот тут-то лучше бы уж Стивенсон оставил открытый финал (особенно — с Ньютоном, с Джеком и так было всё понятно).

Что ещё можно сказать? Читайте, пока хватит сил ) Не сомневаюсь, что славословий в адрес этого романа будет много (и уже есть), главное — чтобы его читали, поскольку книги подобного плана как раз страдают от недостатка чтения )

Оценка: 7
– [  9  ] +

Алексей Иванов «Комьюнити»

necrotigr, 9 мая 2012 г. 23:18

Сразу должен отметить две вещи: во-первых, я большой поклонник творчества Алексея Иванова. Во-вторых — я читал «Комьюнити» перед «Псоглавцами», заинтересовавшись злободневностью первого и начитавшись негативных отзывов про второй. Что можно сказать по сути? Книга неоднозначная. И неоднозначность эта касается качества книги. Во всем чувствуется почерк Иванова, хотя я не уверен, понял бы я это, если бы книга вышла под псевдонимом, отличил бы от какого-нибудь Сергея Минаева или Антона Некрасова. Ощущается проработка материала — и про чуму, и про мир софта, и про Москву, и ненависть к московскому гламуру тоже ощущается :) Герои — не дурилки картонные, а каждый прописан с любовью, если так можно сказать про какого-нибудь Борьку или Гермеса (да вообще-то про всех героев — положительных среди нет, кроме, может быть, Дорна). Это были достоинства, а теперь о недостатках.

Первый и главный недостаток, который я постоянно держал в голове — это «сырость» книги. Речь в романе идёт о декабрьских митингах, о выходе книги я узнал в начале-середине апреля — в мае уже купил в бумаге. И всё бы хорошо, но в финале мир буквально разваливается на части, только не как в «Матрице», возвращая в реальность, а просто в никуда. В остальном же скорость написания можно объяснить тем, что роман сделан по лекалам «Псоглавцев», описания из Википедии и переписка в комьюнити там уже были, был и мостик от одного романа к другому («А такое могло произойти в Москве?»), и чума в Москве упоминалась, и дэнжерологи, конечно. Хотя в «Комьюнити» они сбоку припёка. В общем, если сначала сюжет развивается как разгоняющийся паровоз, то в конце выясняется, что всё, рельсы дальше не разобраны, или их положить ещё не успели.

В «Комьюнити» Иванов играет на чужом для него поле — в Москве, и эта книга — это вызов, это матч в чемпионате, хоть и не в финале. На своей половине поля Иванов держится уверенно — это темы чумы, потустороннего ужаса, культурно-философских споров. Однако, переходя в атаку, кое-где мяч теряется, то в результате неудачных пасов: банальной фразе «Человек — это его айфон» и не такой уж оригинальной концепции «Дикси», то после яростных ударов по воротам: нападки на московскую гламурную жизнь, недоверие митингам, которое Иванов уже выражал в интервью. (правда, в случае с митингами всё обыграно удачно — но атака-то всё равно завершилась ничем). И в итоге матч закончился в ничью. Хотя, зная потенциал Иванова и прочитав предыдущую книгу цикла, болельщики всё-таки рассчитывали на большее.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Майкл Флинн «Эйфельхайм: город-призрак»

necrotigr, 24 сентября 2011 г. 20:04

Наряду с другими книгами серии «Сны разума», которые я читал — «Ложная слепота» и «Младший брат», эта книга составляет отличный ряд, как по временным рамкам, так и по стилю. Поясню: «Ложная слепота» — далекое будущее, «Младший брат» — альтернативное настоящее, «Эйфельхайм» — настоящее + прошлое. А по стилю — эта книга написана таким же скучным языком, языком сухим и научным. Различные шутки, типа «mikrophonae» в Средневековье сперва радуют, потом начинают надоедать, вот у Нила Стивенсона то же самое получается гораздо элегантней. Многочисленные ненужные подробности утомляют, а постоянное цитирование Библии заставляет с ужасом вспоминать впечатления от прочтения Паоло Коэльо:gigi: Семейная пара ученых, живущая в настоящем, вызывает лёгкую антипатию. Лёгкую — потому что это не люди, а скорее просто функции, чувствуется, что автор не уделял им такого внимания, как Дитриху.

В общем, эту книгу я могу порекомендовать только людям увлеченным физикой, историей Средневековья или просто собирающими всю серию:smile: Хотя, какой-то положительный эффект от прочтения всё-таки есть — захотелось снова побывать в Шварцвальде, куда мне довелось уже как-то раз забраться:smile:

Оценка: 6
– [  2  ] +

Роман Арбитман «Роман Арбитман: Биография второго президента России»

necrotigr, 19 июня 2011 г. 19:41

Хорошая сатира по современной истории России. Не особо злая, с изменёнными именами и фамилиями, но забавная, местами — очень. Концовка, правда, уж слишком благостная, на мой взгляд.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Макс Фрай «Ключ из жёлтого металла»

necrotigr, 14 июня 2011 г. 20:45

Отлично закрученный мистический детектив в стиле Фрая. Очень похоже на «Большую телегу», но истории о городах тут вплетены в сюжет.

Если вы любитель Фрая — то вам это книга понравится. К минусам могу отнести только стандартные фраевские недостатки, на которые постоянно указывают противники Фрая — инфантильность ГГ и сюжета вообще, и т. п.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Хулио Кортасар «Игра в классики»

necrotigr, 23 марта 2011 г. 21:16

Поначалу книга завораживает: описания Парижа, шизофренически-интеллектуальный стиль автора, «игра в классики» по главам... Но постепенно от этой авангардщины устаёшь, начинаешь быстро пролистывать (в особенности те места, где идут перечисления пяти цветов и рас). Запоминаются только моменты, поражающие своим абсурдом (кстати, об этом говорит и Оливейра): это концерт Берт Трепа и его последствия, словесная перепалка на деревянном мосту межуд двумя окнами в Буэнос-Айресе, разговоры на кухне рядом с мёртвым ребенком... Последняя сцена меня поразила сильнее всего: иногда сам чувствую чрезмерную рассудочность в некоторых обстоятельствах, там, где это совершенно не нужно...

В общем, как я понял, лучше у Кортасара читать малую прозу.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Святослав Логинов «Многорукий бог далайна»

necrotigr, 9 сентября 2010 г. 21:20

Вопреки многочисленным отзывам, что, дескать, мир далайна чрезвычайно логичен и легко вообразим, я так до сих пор себе и не могу представить ровных, прямоугольных оройхонов и эти замечательные бордю... поребрики :) Зато в остальном — всё кажется вполне естесственным и да, логично вытекает из начальных условий сотворения этого мира. Всё — кроме финала. Такой концовки я, признаюсь, не ожидал, хотя и думал, что будет делать Ёроол-Гуй после победы илбэча. Но это тоже логично — оставить интересный финал на сладкое, тем более, что придаёт роману цельность, завершенность. Вообще, эта цельность — одна из отличительных черт этой книги: ничего лишнего, нет никаких роялей в кустах, все висящие ружья стреляют в своё время. Вторая черта — это противоречивость, отсутствие Светлого Добра и Чёрного Зла: например, на протяжении романа отношение к илбэчу меняется — от обожествления нового Мессии до попыток найти и убить это дьявольское отродье. Мне даже невольно вспомнились девизы партии из «1984» Оруэлла: «Свобода — это рабство, война — это мир». Отношение к свободе, к Богу, к людям, к смыслу жизни — всё меняется. Неразрешимость моральных вопросов противопоставляется детерминированному и ограниченному миру далайна.

Основная же отрицательная часть книги — это монотонный процесс строительства оройхонов, из-за чего роман иногда кажется описанием трудовых будней монтажника-высотника :)

Но в целом, роман хорош хотя бы тем, что заставляет подумать о вечном...

P.S. Кстати, внешнее описание мира и концовка похожи, на мой взгляд, на аналогичные моменты из «Беспосадочного полёта» Брайана Олдисса.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ричард Матесон «Сжимающийся человек»

necrotigr, 17 июня 2010 г. 22:48

Забудьте про «Невероятные приключения Карика и Вали» и «Дорогая, я уменьшил наших детей». Эта книга совсем другая — книга об одиночестве (как и в «Я — легенда», здесь это одна из главных тем), о духовном перерождении, и только на последнем месте — о приключениях героя в микромире. Причем герою хочется сопереживать и жалеть — несмотря на его постоянные протесты, что мужчин жалеть нельзя.

Читается тяжёло — постоянное самокопание Скотта, описания унижений, которые ему пришлось пройти в прошлом, ужас и отвращение в настоящем... Но прочитать стоит, хотя бы ради мощной концовки.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я думал, что в последний день Скотт начнёт расти — но всё оказалось совсем не так.

И так же, как и в «Я — легенде», название романа двусмысленно. Человек, несмотря на непреодолимые обстоятельства, не сломлен, дух его берёт верх над греховной плотью — невероятно! Incredible!

Оценка: 9
– [  12  ] +

Терри Пратчетт «Народ, или Когда-то мы были дельфинами»

necrotigr, 31 мая 2010 г. 23:27

Почему монополия на сказки для взрослых принадлежит Сент-Экзюпери? Почему фэнтези считают сказкой? Почему определять, что такое хорошо и что такое плохо могут только убелённые сединами дедушки? Почему? Почему?.. Почему?!..

В этой книге Пратчетта ответов не так уж много. Гораздо больше — морали, но не морализаторства, поскольку мораль эта подаётся как соус к пище для размышления в домашних условиях. Особенно — для размышлений про религию, что делает «Народ» книгой злободневной, ведь в сегодняшней России влияние РПЦ с каждым днём растёт и растёт. Юмора и сатиры тоже совсем чуть-чуть (по сравнению с другими книгами), в основном — горькая ирония. Зато чего больше всего — это надежды и веры в будущее. Ведь после этой книги хочется каждый день делать мир чуточку лучше, а дней впереди не так уж мало... Точнее, их так много, что постоянно забываешь простые истины, из-за простоты которых все называют их детскими — но ведь при этом они не перестают быть истинами?

Впрочем, это лирическое отступление, хоть это и самое важное в книге. Из фирменных фишек хочется отметить потрясающую афористичность романа, одну цитату даже пометил закладкой :) Общая (анти)религиозная направленность «Народа» отдалённо похожа на «Мелких богов», а первый помощник Кокс отдалённо напоминает смесь г-на Кнопа и г-на Тюльпана из «Правды». Вообще, в «Народе» — как всегда у Пратчетта — много харизматичных, запоминающихся личностей, мне больше всего запомнился мессионер Топли, которым Пратчетт «выстреливает» в самом конце.

В общем — читайте, и детям своим почитать дайте. И чем раньше, тем лучше.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Дмитрий Скирюк «Блюз чёрной собаки»

necrotigr, 29 мая 2010 г. 23:52

«СKuPyuKKPyTOI!!!» — вам такая смска не приходила? А ведь правда!:biggrin: За этот роман Дмитрия Скирюка вполне можно поставить в один ряд с Виктором Пелевиным и Алексеем Ивановым. С обоими Скирюка роднят рассуждения о нашем расейском житье-бытье и описания шаманства. Кроме того, Скирюк — земляк Алексея Иванова, тоже из Пермского края, и даже родились они с разницей всего лишь в 13(!) дней. Может быть поэтому так сильно чувство чего-то потустороннего рядом, которое появляется и продолжается на всем протяжении книги? Как у Иванова, когда описания солнечного морозного дня сопровождаются леденящим ужасом.

Но не только схожестью с известными писателями примечателен автор в этой книге. Самое главное (и это понятно из названия) — это музыка. Не только блюз, нет, тут и готика, и рок-н-ролл, да и джаз с академической классикой не забыли. В середине книги автор выделил гениальным, но безвременно скончавшимся музыкантам целую энциклопедию от своего альтер-эго. Многие факты, про Led Zeppelin например, мне были неизвестны, а группу Mahogany Rush (духовных наследников Джиими Хендрикса) я взял на карандаш. Но не подумайте, что всё уж так сухо, энциклопедично — наоборот, чертовски увлекательно, ведь автор буквально чувствует душу блюза, хотя это и чёрт знает что такое:smile: Сама же книга по структуре гораздо сложнее, чем три аккорда: сначала готическое вступление, затем — бодрый, жёсткий рок-н-ролл, и в конце — блюз, замыкаемый сам на себя, с цитатами к месту, настоящий блюз — Блюз чёрной собаки.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Вернор Виндж «Конец радуг»

necrotigr, 25 мая 2010 г. 21:15

У меня есть заветная мечта: когда-нибудь я прочитаю эту книгу в нормальном переводе. Шутка, конечно, ведь пока права на Винджа находятся у АСТ, этой мечте сбыться не суждено. Гораздо более вероятно то, что мир победившего технического прогресса, показанный Винджем, станет реальностью. По крайней мере, даже в данный момент я не вижу никаких серьёзных технологических препятствий для создания «носимых» компьютеров и дополненной реальности, формируемой специальными очками или линзами.

Вообще, за технические описания Винджу можно поставить «отлично», уровень детализации в таких описаниях у него лишь ненамного уступает Нилу Стивенсону. Описание обмена сертификатами, и атака, связанная с их отзывом, чеклисты и всё прочее — очень реалистично. К фантастическому допущению можно отнести только Безопасную Аппаратную Среду доктора Сянь — непонятно, как эта штука работает, да и достижения медицины тоже освещены чуть менее подробно. Но, за этим технарским фасадом проступает и лицо гуманиста, технический прогресс у Винджа преображает человека — главный злодей по-настоязему жалеет пострадавших по его вине жертв. Но это не утопия, и не пасторальная картинка — в мире ещё сохраняются и угрозы ядерной атаки, и банальные межчеловеческие конфликты, семейные драмы.

Ну а чтобы не скучать во время чтения, автор добавил нам много приятных сюрпризов: тут и сюрреалистические описания Библиотеки Воинствующей, и секты поклонников Пратчетта, и напряженные схватки в подземельях биолабораторий... в общем, много всего, чтобы можно было простить АСТу ужасный перевод, из-за которого оценка книге вполне могла быть выше на 1 или 2 балла.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Р. Скотт Бэккер «Князь пустоты»

necrotigr, 23 мая 2010 г. 20:11

Начиная читать эту трилогию, я слышал про неё три отзыва: а) это похоже на Мартина; б) это не похоже на Мартина; в) это мрачно и страшно. Не подтвердился ни один :) их одной стороны, историческими аналогиями и хитросплетением интриг Р. Скотт очень напоминает ДжРРМа. С другой — наблюдаются кардинальные различия. Бэккер крайне скуп на эмоции, во главу угла он ставит Логос и Гнозис, науку и познание. У него практически нет харизматичных персонажей (кроме Келлхуса, конечно). Второстепенные герои, всякие там Готьелки, Готианы и Саубоны, даже Пройас — это фактически пешки, разменные монеты, для большинства из которых автор даёт пару строк описания только когда их упоминает — а Мартин вполне бы мог про каждого отдельную историю написать. Не повезло и с переводом: Древнее Имя, Синтез и некоторые другие названия явно переведены напрямую с английского, можно было бы подобрать аналоги и получше. Правда, избыток пафоса на плохой перевод не спишешь — чуть ли не на каждой странице встречаются обороты типа 'величайший из королей Куниюрии' и т.п. Неэмоциональность чувствуется не только в персонажах, но и в географии: хотя Бэккер мельком описывает весь мир, кажется, что мир этот существует только в той точке, где в данный момент происходит действие, а всё остальное — пустота.

Впрочем, не всё так плохо, есть исключения: очень красочное описание битвы при Менгедде, когда Священное воинство действительно превратилось в железных людей. Ну и, конечно же, изюминка и главная ось романа — Келлхус. Описание этой бездушной сволочи еще в первом томе заставили следить за ним с интересом :) И интерес этот Келлхус оправдывает, препарируя и управляя людскими душами с помощью Логоса. Наблюдать за этим — одно удовольствие! Кроме того, он не только изюминка, он — основа и двигатель сюжета. Интриги всяких там императоров и магистров меркнут на фоне того, что ещё интересного сделает (или подумает) этот персонаж,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
который постепенно перевоплощается из некой альтернативы Христа в альтернативу Антихриста в мире Бэккера: Не-бога

Итого: достаточно интересная литература для подготовленного читателя, не пасующего перед трудностями — иначе книгу легко можно бросить в середине первого тома. И, что тоже важно, хороший образчик нестандартной, не развлекательной, но заставляющей кое над чем подумать фэнтези.

Оценка: 7
⇑ Наверх