Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Nexus» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 31 октября 2019 г. 13:00

Ну что ж, вот и наступил очередной Хэллоуин, а значит самое время с моей стороны порекомендовать для просмотра какой-нибудь классный страшный фильм. В этом году я остановил свой выбор на шикарном хорроре прославленного режиссера и сценариста Уэса Крэйвена "Люди под лестницей" (The People Under the Stairs, 1991).

В центре внимания картины находится чернокожий мальчик по прозвищу Шут (есть в картах Таро такой персонаж), чья мать тяжело больна. Семья живет в ветхой многоэтажке, затерянной где-то на просторах гетто, и лишними деньгами на лечение не располагает. Да что там говорить, даже за аренду квартиры им платить нечем, что грозит неизбежным выселением на улицу.

Но тут совершенно случайно судьба сводит Шута с неким Лероем, промышляющим воровством, который предлагает ему стащить из дома богатой супружеской пары коллекцию золотых монет. Поскольку других вариантов как помочь семье у парня нет, он соглашается совершить налет на особняк. Однако очень скоро незатейливое дело оборачивается полной катастрофой и единственным желанием Шута становится как можно быстрее покинуть старинное здание, в недрах которого сокрыто множество ужасных тайн.

На мой взгляд, "Люди под лестницей" — одно из лучших творений Уэса Крэйвена. И на то есть несколько причин.

Во-первых, стоит отметить оригинальный сюжет фильма, цепляющий зрителя буквально с первых минут, а также само повествование, которое вышло крайне динамичным, но при этом и сбалансированным по части экшена и "спокойных" эпизодов.

Во-вторых, нельзя обойти вниманием и отличную игру актеров. Все лицедеи оказались на своих местах и очень точно перевоплотились в вверенных им героев. Отдельно хочется упомянуть Эверета МакГилла и Уэнди Роби (пришедших на съемочную площадку прямиком из сериала "Твин Пикс" (Twin Peaks, 1990-1991)), сыгравших ту самую сладкую парочку богачей. Пожалуй, более безумных киношных супругов вы вряд ли где-то найдете.

Ну и в третьих, картина прямо-таки пропитана совершенно особенной атмосферой, которая сформировалась благодаря смешению нескольких жанров. "Люди под лестницей" — это и ужасы, и детектив, и черная комедия в одном флаконе. Иными словами, забористая городская легенда, рассчитанная на самую широкую аудиторию (хотя в фильме полно всяких разных страшилок (чего только стоят жуткие обитатели подвала особняка), все они подаются умеренно и без перегибов, отчего просмотр картины превращается в увлекательнейшее приключение).

В общем, если вы до сих пор не видели данную работу Уэса Крэйвена, то я всячески советую ознакомиться с ней. И даже если история Шута вам уже хорошо знакома, то не поленитесь приобщиться к ней еще раз. Ведь канун Дня всех святых — прекрасное время для того, чтобы вспомнить классику хоррора, к которой "Люди под лестницей" безусловно принадлежит.


Статья написана 18 октября 2019 г. 14:20

Если вы смотрели фильм Роба Зомби "Изгнанные дьяволом" (The Devil's Rejects, 2005), то прекрасно знаете, что в его финале бравая троица психопатов (Отис, Бэйби и Капитан Сполдинг) попала в западню, устроенную полицией, и сполна отведала казенного свинца. После чего повествование обрывалось как бы намекая на то, что в столкновении со стражами порядка никто из семейки Фаерфлай не выжил.

Но оказывается, все было по-другому. Каким-то чудом преступники были спасены, осуждены и заключены под стражу до момента исполнения смертного приговора.

Совсем скоро Капитана Сполдинга отправляют на тот свет, а Отис при содействии своего сводного брата Уинслоу сбегает из тюрьмы и тут же садится придумывать план по освобождению чокнутой сестрицы Бэйби.

Такова завязка новой картины Зомби "Трое из ада" (Three from Hell) — сиквела "Изгнанных дьяволом", который его фанаты ждали долгие 14 лет. Казалось бы, у Роба было прилично времени, чтобы создать по-настоящему интригующий сюжет, живописующий новую главу кровавых похождений реднеков-убийц.

Однако что-то пошло не так и дальше неплохого вступления режиссер попросту не ушел, видимо потому что так и не решил, что его героям делать на воле (самое забавное, что Отис и Бэйби постоянно задаются этим же вопросом). Собственно, почти половина фильма уходит на воссоединение героев друг с другом, после чего... не происходит ровным счетом ничего выдающегося.

Сначала нам показывают унылое роуд-муви с участием троицы, а когда они прибывают в маленький мексиканский городок, история превращается в не менее унылую кальку с "Изгнанных дьяволом". Причем, если в картине 2005-го года тема мести была раскрыта со всей присущей ей суровостью и брутальностью, то в новом фильме она выглядит какой-то скучной и безобидной.

Да и в целом сцены насилия в "Трое из ада" вышли слишком пресными по сравнению с предшественником. Вроде и жести хватает и кровь льется рекой, а вместо того, чтобы с отвращением отвести глаза от происходящего на экране, ты постоянно посматриваешь на часы с единственной мыслью "когда же этот цирк закончится?".

Усугубляет плачевную ситуацию еще и то, что знакомые персонажи растеряли все свое мрачное обаяние и за ними стало неинтересно наблюдать. Отис из злобного выродка переродился в уставшего от жизни старика, который способен только изредка огрызаться на отвергающее его общество. Бэйби из хитрой садистки деградировала в клишированную сумасшедшую, чьи ужимки очень быстро приедаются (хотя скорее всего дело в дико переигрывающей Шери Мун Зомби). Ну а братец Уинслоу (в исполнении Ричарда Брэйка, блиставшего в "31: Праздник смерти" (31, 2016)) может похвастаться лишь кривой усмешкой на своем не обезображенном интеллектом лице. По сути от его героя в картине не было никакого толка.

В общем, как вы уже поняли, Роб Зомби в этот раз совсем не порадовал, сняв свой самый вымученный и откровенно дурацкий фильм. Не зря все-таки говорят, что нельзя войти в одну реку дважды. Хотя по-хорошему режиссер даже не пытался окунуться в любимую франшизу. Так... слегка потоптался на берегу и не более того.

Оценка: 5/10.


Статья написана 11 октября 2019 г. 16:20

Впервые о писателе Джо Р. Лансдэйле я узнал семь лет назад благодаря выходу на русском языке его книги "У края темных вод", которую я поспешил приобрести, будучи заинтригованный ее краткой аннотацией. Правда, потом я отвлекся на другие произведения, в результате так и не познакомившись с творчеством автора.

Восполнить пробел мог бы омнибус "Дорога мертвеца", но и он по ряду причин был отложен мной до лучших времен.

Однако, когда в серии "Мастера ужасов" появился сборник Лансдэйла "Бог Лезвий", я решил больше не тянуть резину и поскорее его прочесть.

Первым номером в книге (если пропустить вступление) идет роман "Пронзающие ночь", рассказывающий о молодой семейной паре и банде отморозков, охотящихся на них.

Несмотря на то, что текст, похожий по своему по духу на работы Ричарда Лаймона, выглядит довольно простецким, он все-таки обладает несколькими достоинствами, благодаря которым намертво врезается в память.

Для начала это присутствие в сюжете того самого Бога Лезвий, покровительствующего разного рода психопатам, любящим холодное оружие, да и вообще любые острые предметы. Его образ получился не только эффектным и пугающим, но и загадочным. Иными словами, Лансдэйл не стал полностью раскрывать природу своего персонажа и оставил часть ее под покровом тайны. А как давно известно, ничто так не интригует человека как очередная тайна, встретившаяся на его жизненном пути.

Далее хотелось бы отметить мастерки написанные диалоги между героями, наблюдать за которыми было одно удовольствие, и то, как лаконично Джо изобразил сцены насилия в своем романе, не скатившись в откровенную чернуху, хотя возможностей для этого у него было хотя отбавляй.

Ну и поскольку отличные финалы в хорроре — это редкость, то не могу не заметить, что кульминация в "Пронзающих ночь" удалась на славу. Быстрая, брутальная и бескомпромиссная — именно так и должен завершаться шикарный сплаттерпанк!

По поводу рассказов, следующих за романом, сказать особо нечего.

"Бог Лезвий" — небольшая зарисовка о поиске антиквариата в логове "зверя", выпавшая из основного произведения цикла. Любопытная, но и только.

"Такое с конвейеров в Детройте не сходит" и "Дом-оборотень" — всего лишь переработанные идеи из "Пронзающих". Пресные, скучные и необязательные.

"Джанет находит бритву" — неприлично краткий отчет о резне в пригороде, похожий скорее на черновик, нежели на полноценный рассказ.

Только две истории я бы безоговорочно рекомендовал к ознакомлению — это "Король теней" и "Случай на горной дороге". Там и с сюжетами полный порядок, и с атмосферой, и с экшеном. Жалко, что не вся малая проза сборника оказалась такой.

Оценки:

"Пронзающие ночь" — 9/10.

"Бог Лезвий" — 7/10.

"Такое с конвейеров в Детройте не сходит" — 5/10.

"Король теней" — 8/10.

"Дом-оборотень" — 4/10.

"Случай на горной дороге" — 8/10.

"Джанет находит бритву" — 5/10.


Статья написана 20 сентября 2019 г. 15:15

"Burning Man" (Горящий человек) — это ежегодный фестиваль, проходящий в пустыне Блэк-Рок и дающий своим участникам полную свободу самовыражения. Данное гульбище длится всего восемь дней, а его кульминацией становится сожжение огромной деревянной статуи человека.

Желая посмотреть на все это великолепие, пятеро студентов (Рейн, Стейси, Брайан, Гэри и Джоан) прибывают на фестиваль накануне его закрытия. Ребята разбивают лагерь и начинают постепенно подстраиваться под ритм местной жизни, даже не подозревая, что совсем скоро один из них будет похищен членами некой могущественной религиозной секты, что в свою очередь запустит целую цепочку странных и пугающих событий.

Такова завязка романа Бентли Литтла "Чужаки" и, пожалуй, большего перед началом чтения вам знать не нужно (крайне не советую знакомиться с краткой аннотацией, представленной на обороте книги, поскольку, во-первых, в ней полно спойлеров, а во-вторых, она отчасти вводит в заблуждение).

Теперь поговорим о плюсах и минусах произведения (многие из них будут стандартными для крупной прозы автора).

К положительным моментам можно отнести интригующий сюжет с нотками детектива, колоритных персонажей, быстрый темп повествования и непосредственно финал романа, который в кои-то веки вышел удачным, а не высосанным из пальца, как это часто бывает у Литтла.

Лично меня еще порадовала сама тема книги, потому как я люблю истории о различных сектах и, на мой взгляд, Бентли придумал по-настоящему жуткую закрытую общину, частично списанную с некогда существовавшей организации "Ветвь Давидова", уничтоженной в 1993-м году в ходе совместной операции сразу нескольких силовых структур США (если есть желание, то подробнее об этом инциденте можно узнать, посмотрев отличный мини-сериал "Трагедия в Уэйко" (Waco, 2018)).

Правда, фирменной авторской фантазии в романе могло бы быть и побольше. Она сделала бы текст ярче и острее и разбавила бы слегка однообразный ход событий. Хотя возможно Литтл хотел, чтобы его книга была максимально приближена к реальности и решил не перегружать ее откровенно неправдоподобными элементами. Если это так, то вышеизложенная претензия автоматически снимается.

В целом, "Чужаки" — довольно приятное произведение со скромной хоррор-составляющей на весьма интересную тему, которая скорее всего (и к великому сожалению) никогда не утратит своей злободневности.

Оценка: 8/10.


Статья написана 19 сентября 2019 г. 14:30

Обычно название для текста я придумываю уже после того как его написал. Но принимаясь за отзыв на третий сезон "Очень странных дел", я уже знал какой подзаголовок выберу. Ведь именно бесконечной историей об Обратной стороне мне теперь и видится данный сериал. Что немного печально, потому как все эти Свежеватели разума и Демогоргоны уже порядком приелись (но об этом чуть позже).

Принципиальное отличие новой части цикла от предыдущих — присутствие советских военных и ученых в Хоукинсе (естественно, тайное), вознамерившихся собственноручно пробить брешь между нашим миром и Изнанкой. И пожалуй, это главный момент, который может вызвать в сериале отторжение.

Американские кинематографисты всегда изображали СССР как мировую обитель зла и создатели "Очень странных дел" не стали отказываться от этого пропахшего нафталином шаблона. Хотя я думаю, что братья Даффер всего лишь хотели отдать дань уважения стареньким "клюквенным" фильмам типа "Красный рассвет" (Red Dawn, 1984) и "Вторжение в США" (Invasion U.S.A., 1985), нежели над кем-то всерьез поглумиться. Кстати, опасения, связанные с тем, что Советский Союз может попытаться открыть портал в параллельную реальность, уже высказывались в сериале (в четвертом эпизоде второго сезона). Поэтому эта идея не выглядит такой уж нелепой, как поспешили заявить некоторые зрители.







  Подписка

Количество подписчиков: 146

⇑ Наверх