За последнее время западные авторы, не боящиеся экспериментов и слова "электронная книга", опубликовали в сети сразу несколько достойных упоминания вещей.
Брендон Сандерсон, в свободное от завершения "Колеса времени" и работы над собственными многотомными кирпичами время развлекающийся написанием небольших по объему повестей и рассказов, выложил повесть "Легион", довольно сильную и оригинальную историю, немного отличающуюся от его обычных фэнтези-произведений, но в то же время явно затрагивающую темы, интересные самому Брендону как человеку.
Стивен Лидс по кличке Легион — человек, чьи ментальные способности позволяют создавать множество личностей — иллюзорных людей, наделенных особыми чертами и широким спектром умений. Роман начинается с того, что Лидс и его «отражения» оказываются вовлечены в поиски исчезнувшего ученого Балубаля Разона, чье основное изобретение — камера, способная изменить наше представление об истории человечества и в корне переделать структуру общества. Действие разворачивается не только в привычном американском окружении, но и в Иерусалиме, древнем и раздираемом конфликтами городе. В ходе повествования Сандерсон затрагивает самые разные и сложные вопросы: природа времени, тайны человеческого разума, возможности применения технологических новинок и изменчивая связь веры и политики. Злободневная, умная повесть, «Легион» — по-настоящему увлекательное и стимулирующее гибкость ума произведение, написанное рукой оригинального и безмерно одаренного автора.
Дэниел Абрахам и Тай Фрэнк написали повесть Gods of Risk, примыкающую к циклу Expanse. Действие новинки разворачивается вскоре после завершения событий второй книги серии, Caliban's War.
По мере того, как противоречия между Землей и Марсом нарастают все больше, а терроризм охватывает марсианский город Лондрес-Нова, шестнадцатилетний Дэвид Дрейпер ведет свою собственную войну. Одаренный химик, сражающийся за место в университете, Дэвид ведет секретную жизнь — он производит товар для бессердечного торговца наркотиками. Когда его подруга Лили пропадает, а Дэвид понимает, что в этом как-то замешан его работодатель, он решает взять дело спасения девушки в свои руки. Но сначала он должен избавиться от своей тетушки Бобби Дрейпер, бывшего морского пехотинца, отстраненного от службы в связи с недавней чередой загадочных событий, о которых никто не хочет говорить.
Ну и наконец Саладин Ахмед, дебютный роман которого вышел в начале этого года, собрал под одной обложкой всю свою короткую прозу. И если первый роман получился у него несколько сырым, то в рассказах Саладина отражены все грани таланта этого по-настоящему неординарного автора.
Стрелки! Суперзлодеи! Актеры-неудачники! Собранные в этой антологии рассказы номинировались на Небьюлу и премию Кэмпбелла, перепечатывались в The Year’s Best Fantasy и издавались во множестве других антологий, записывались для большого количества подкастов и переведены на несколько иностранных языков. Теперь они впервые собраны под одной обложкой.
Перебив половину скандинавских богов и покалечив остальных, Аттикус О'Салливан нажил себе такое количество врагов, что ему проще было героически покончить жизнь самоубийством. Что он и сделал. Точнее, подстроил собственную смерть при помощи Койота. Теперь дело осталось за малым — вернуть должок. Вот тут-то и начинаются неприятности, ибо бог, специализирующийся на обмане, в заключении сделки вполне способен умолчать о ряде серьезных деталей.
Аттикус О'Салливан наконец-то огреб. На протяжении всего цикла друид, даром что живет на свете более двух тысяч лет, постоянно нарывался на неприятности и в результате получил больше, чем смог унести. Более того, недальновидная деятельность неуемного ирландца привела к таким результатам, что последствия его поступков способны затронуть весь мир. Таким вот образом масштабы цикла Кевина Хирна «Хроники железного друида» растут от книги к книге, и к шестому роману цикл имеет все шансы превратиться из неординарного городского фэнтези в эпическое современное.
С ростом ставок поднимается и уровень драматизма. Да, друид все еще жив, хотя с каждым разом ему все сложнее выпутаться из передряги живым, но далеко не все его спутники и союзники обладают такой же живучестью, поэтому за четыре книги список потерь среди личного состава ощутимо вырос. Таким развитием событий цикл напоминает телевизионный сериал «Горец», хотя Аттикус воспринимает потери с большой стойкостью и невозмутимостью, чем Дункан Маклауд. С другой стороны, у О'Салливана было больше времени для выработки иммунитета к подобным делам, ведь горец раз в пять моложе друида.
С ростом драматизма никуда не делся неизменный юмор. Почти все персонажи обладают способностью метко и своевременно шутить, а сам Аттикус, такое впечатление, и вовсе будет балагурить даже на смертном одре.
Цитата: "Если ты живешь долго, то открываешь для себя новые волнующие, совсем даже не мирные способы просыпаться задолго до наступления рассвета. Горностаи в твоем спальном мешке — не хорошо. Гунны, грабящие город и насилующие женщин, — очень не хорошо. Вампиры, выламывающие входную дверь твоего номера в гостинице и вонзающие клыки в твою только-только зажившую шею прежде, чем ты успеваешь шелохнуться — даже не знаю, что может быть хуже".
Самое же интересное заключается в том, что с ростом эпичности цикла степень крутости главного героя остается неизменной. Да, Аттикус угробил достаточно богов, заработал себе определенную репутацию и нажил огромное количество врагов, но при этом он до сих пор может огрести от множества серьезных соперников и не всегда способен адекватно оценивать ситуацию, что в перспективе ведет к новым неприятностям.
Автор продолжает менять декорации и обращаться к новым культурам за вдохновением. В четвертой книге настал черед легенд и мифов народа Навахо. Впрочем, один из ключевых богов племени, Койот, появлялся на страницах цикла и раньше и зарекомендовал себя полезным, но на редкость лживым, непостоянным и ненадежным товарищем. С другой стороны, какого еще поведения стоит ждать от всем известного обманщика?
Книги серии по-прежнему отличаются большой динамичностью и ураганным сюжетом. События развиваются с поистине головокружительной скоростью, одно приключение не успевает сменить другое, а Аттикусу постоянно приходится держать в голове кучу деталей, касающихся обещаний местному элементалю, вампирского вопроса, проблем с угольной шахтой, отношений с собственной ученицей и так далее.
Цитата: "- Давно хотела тебя спросить, так что спасибо, что напомнил. Зачем ты носишь с собой меч?
— На случай зомби-апокалипсиса. У меча не могут закончиться патроны".
Тем не менее, в «Tricked» впервые стали попадаться сцены, выпадающие из общего темпа повествования (особенно это касается Лейфа и его проблем с другими кровососами), как будто бы Кевин в последний момент вырезал связующие их с остальным текстом элементы. Однако нужно отметить, что все эти эпизоды исправно работают на сквозную сюжетную линию и способствуют лучшему пониманию полной картины происходящего.
В «Tricked» продолжают появляться намеки на магистральный сюжет и разгадку некоторых тайн, мельком упоминавшихся на страницах предыдущих книг. До полного завершения цикла, конечно же, еще далеко, но очертания общего замысла начинают проступать уже сейчас.
Резюме: По уровню эмоционального напряжения «Tricked» уступает предыдущей книге серии, но до уровня «Hammered» вообще не дотягивает ни одна другая книга цикла. Четвертый же роман позволяет завершить старые незаконченные сквозные сюжетные линии и развязать новые. Кроме того, после того ураганного темпа, который приняли события в концовке «Hammered», герои чисто физически нуждались в передышке, которую автор и предоставил.
Отправив на тот свет парочку божеств ирландского пантеона и заработав себе определенную репутацию, последний оставшийся в живых друид Аттикус О’Салливан, верный данному слову, решается на отчаянную вылазку в Асгард с целью убить самого Тора. Вот только скандинавский бог грома далеко не мальчик для битья, да и все предыдущие подвиги приносили друиду больше проблем, чем пользы, но отказаться от своего обещания Аттикус не может.
Кевин Хирн явно за что-то серьезно невзлюбил обитателей Асгарда. В его произведениях многим известным божествам достается по первое число, но мало кто способен сравниться со скандинавами по количеству всплывших неприятных подробностей биографии. Взять хотя бы Тора. Северный бог грома выполняет в цикле роль одного из главных засранцев.
Учитывая, что в своих книгах Хирн опирается в основном на увековеченный в легендах образ божества, можно предположить, что Тор действительно был тем еще мерзавцем. Однако за последние годы, во многом благодаря комиксам Marvel, скандинавский громовержец в массовом сонании заработал себе репутацию исключительно положительного парня. Тем не менее, в собственном цикле для Кевина Хирна нет авторитетов, поэтому обитателей Асгарда ждут большие неприятности.
Цитата: " — Нельзя решать все проблемы с помощью мачизма и грубого насилия?
— Почему нет? Чак Норрис только так и делает" (Разговор воображаемых Спока и Кирка в голове Аттикуса)
Основная сюжетная линия книги разворачивается вокруг похода в Асгард, ради которого вампир Лейф Гуннарсон собрал целую команду, куда помимо Аттикуса вошли глава адвокатской конторы «Магнуссон и Хоук» Гуннар, славянский бог грома Перун, один из Восьми Бессмертных даосского пантеона Чжан Голао и главный герой карело-финского эпоса "Калевала"Вяйнямёйнен.
Однако Кевин Хирн не был бы собой, если бы не подбрасывал Аттикусу по десятку дополнительных проблем за книгу. Вот и сейчас друиду придется, избегая ловушек, выпутываясь из неприятностей и проявляя недюжинную смекалку, выполнять дополнительные квесты наподобие стрижки газона вдовы Макдонах, кражи золотых яблок молодости Богини Идунн или побега от крайне разгневанного римского бога виноделия Бахуса, которому О’Салливан крайне неосторожно пару раз перешел дорогу.
Цитата: "Нужно по-быстрому отыскать источник проблемы? Обвини во всем темных эльфов!"
Таким образом, автор и на секунду не дает забыть, что, хотя Аттикус и заработал себе определенную репутацию, в мире по-прежнему существует множество существ, способных расправиться с последним друидом за пару мгновений. Все это в который раз заставляет его задуматься, правильно ли он поступил, решив вместо очередного бегства дать своему преследователю бой.
Как уже говорилось в предыдущихрецензиях, одной из основных особенностей цикла «Хроники железного друида» обстоит тот факт, что серия не стоит на месте и постоянно развивается, а Кевин Хирн ищет все новые способы удивить и развлечь читателей. В «Hammered», например, около половины действия происходит не в привычном нам Мидгарде, а на территории Асгарда. Кроме того, автор впервые дает слово другим героям помимо Аттикуса, и мы из первых уст можем услышать истории Гуннара, Лейфа, Перуна, Вяйнямёйнена и Чжан Голао и узнать, что же вынудило всех этих совершенно разных личностей отправиться в Асгард убивать Тора.
В «Hammered» впервые появляются намеки на общий, магистральный сюжет. Конечно, события всех книг разворачивается практически следом друг за другом, и нередко совершенные Аттикусом ошибки аукаются ему в следующих произведениях, но именно в третьем романе возникает ощущение какой-то глобальной проблемы, решать которую друиду придется до самого конца серии.
Концовку «Hammered» можно назвать своеобразной кульминацией первой половины цикла. По мере приближения финала сюжет набирает очень высокие темпы и несется вперед с такой скоростью, что не позволяет прерваться хотя бы на минуту. Эмоциональное напряжение достигает своего пика и, схлынув, оставляет читателя полностью выхолощенным и нуждающимся в легкой разрядке, которую, к слову, призвана предоставить четвертая книга серии.
Резюме: На данный момент «Hammered» — это лучший роман цикла. Сюжет набирает самые высокие обороты, напряжение достигает своего пика, а Аттикус наживает на свою голову столько проблем и врагов, что большее их количество просто невозможно представить.
Один из администраторов сайта Dragonmount Джейсон Дензел на днях дочитал последнюю главу последней книги цикла "Колесо времени" и сделал в связи с этим своеобразный отчет о всей серии, написав его в виде письмаРоберту Джордану.
Дорогой Роберт Джордан.
Сегодня я прочитал вашу последнюю книгу. Окончание «Колеса времени» попало мне в руки спустя почти двадцать лет после того, как я впервые прочитал первый том. Это отлично рассказанная история, окончание которой соответствовало всем обещаниям, сделанным все те годы назад. Я пишу вам для того, чтобы немножко рассказать об этом.
В вашей великой истории я больше всего люблю то, что она так реальна. Те, кто обожают жанр фэнтези, поймут меня. В рамках истории о выдуманных людях, живущих в выдуманных мирах, переживающих конфликты, которых никогда не происходило, у нас есть возможность исследовать, что же делает нас настоящими. «Колесо Времени» для меня и, подозреваю, для тысяч других читателей, сделало это лучше своих собратьев по жанру. Одним из основных уроков цикла является тот, что гласит, что время подобно колесу, и что окончания чего-то являются попросту новыми началами, если у тебя хватит мужества обернуться и посмотреть назад.
После вашей смерти мне выпала честь посетить ваш дом, ваш Чарльстоун, ваше Двуречье. Я сидел в вашем кресле и смотрел на ваши любимые книги. Я дышал тем же воздухом, что и вы, и я частично вас понял. Я встречался с вашими друзьями и членами семьи, и они помогли мне понять вас еще больше. И сейчас, когда я прочитал последнюю страницу вашего магнус опус, я понял еще одну частицу вас. В эти последние, прекрасные моменты, со слезами на глазах я понял. Я осознал, почему вы все эти годы назад захотели рассказать эту историю. Я понял, чего вы хотели добиться. И я засмеялся. Концовка может быть не тем, чего ожидали читатели, но, цитируя Стивена Кинга, отмечу, что это правильный финал.
Великолепный финал.
«Колесо времени» для меня закончилось. Я не могу отрицать, что этот факт вызывает у меня горькую радость. Но сильная концовка придает больше значения путешествию, предшествовавшему финалу. Конечно, я могу отметить некоторые моменты последней книги, которые были не идеальны. Некоторые совсем крохотные эпизоды звучали не так, как должны были. Но в целом эта книга проделала большую работу.
Если бы только вы могли видеть в подробностях, чем все обернулось. Мне понравились завершения сюжетных линий всех персонажей, даже если они заставляли меня плакать. Я отмечал победы и переживал грубые, беспощадные неудачи. Ярче всех сияли Ранд и Эгвейн, так, как я мог только мечтать и надеяться. А потом была эта глава. Боже мой, Роб, пятьдесят тысяч слов? Правда? Ух ты!
Вы никогда не встречались с Брендоном Сандерсоном и, скорее всего, даже не слышали о нем. Но я могу сказать, что он проделал восхитительную работу. Он был вашим стюардом, и он гордо пронес ваши знамена в Шайол Гул чтобы убедиться, что силы хаоса не проглотят окончание серии. Вы бы так им гордились. Я точно горжусь. Множество поклонников разделяют мои чувства. Если вы когда-нибудь встретитесь с ним, неизвестно когда, где и в какой жизни, от души поблагодарите его и купите пива набор карт для Magic.
Вы должны также знать, что Мария и Алан, ваши помощники, верно прошли до самого конца пути. На протяжении пяти лет они кропотливо изучали, анализировали и правили эту последнюю книгу. Пока я читал ее, я ясно видел плоды их труда и был так благодарен им за участие. Без их участия книга не была бы настолько хорошей. Если бы вообще состоялась.
Поклонники тоже внесли свою лепту. Небольшая часть помогла с непрерывностью повествования, а большая часть каждый день отдает дань уважения вашей работе своим трудом во благо серии и сообщества. И, наконец, еще одна группа, самая обширная, затрагивающая читателей со всего земного шара, — это поклонники, которые живут и дышат вашими книгами. Они обмениваются ими с друзьями. Стараются жить в соответствии с теми позитивными идеями, о которых вы писали. Они чтят вашу память и читают ваши произведения своим детям. Они служат живым доказательством того факта, что фэнтези-литература может объединять людей любой национальности, религии или политической принадлежности в их общем порыве любви к чему-то дорогому, содержащемуся в их сердцах.
Ваши многочисленные издатели тоже чтили вашу память, продолжая издавать ваши книги и внося новые краски (например, новые обложки) в серию. Временами они подвергались критике, но в конце заставили бы вас гордиться. Том Дэрти и его команда возглавляли эту операцию. Я недавно общался с Томом, и он сказал, что сделал то, что сделал, потому что был вашим другом и поклонником цикла.
Напоследок, я хочу сказать о самом значимом факте. Харриет была просто-напросто восхитительна. Вы и так это знаете, и мне нет никакой нужды расписывать ее достоинства, но ее любовь к вам очень вдохновляет. Она неустанно трудилась с самого момента вашей смерти для того, чтобы закончить эту книгу. Она была вашим капитаном и счастливо привела корабль обратно домой. Когда я в следующий раз увижу ее, я обниму ее за вас. Думаю, не я один.
Самая потрясающая вещь, касающаяся всех этих людей, от Харриет по фанов по всему миру, заключается в том, что все вместе они подчеркивают самую суть книги. Они доказывают, что жизнь в самом деле подражает искусству и наоборот. «Колесо времени» началось с вас. На его первых страницах один человек идет по разрушенному проходу. Но в конце, серия показывает, что она больше вас, больше того человека и его преемника.
Ваша серия – это история на века. Некоторые могут критиковать ее или преуменьшать ее значение, но ее размах и значение неоспоримы. Последние страницы книги могут быть дописаны, но она останется в памяти людей, в сообществе и (давайте взглянем правде в лицо) в дополнениях к циклу. Это и не конец, и не начало, правда?
Закончить же это письмо, которое вы никогда не прочтете, я бы хотел словами благодарности. Спасибо вам за то, что разделили свое видение со мной. Со всеми нами. Со всем этим мировым успехом и вниманием читателей, серия все еще говорит со мной на личном, интимном уровне. Спасибо за то, что передали всю красоту вашей жизни на страницах ваших книг. Спасибо за то, что предоставили нам то, что попросту является самым эпическим окончанием величайшей саги нашего времени.
Спасибо за то, что взяли нас в путешествие по ветрам времени.