Спешу сообщить, что в ближайшую субботу, 8 июля, на благотворительной книжной ярмарке «Фонарь» в Бертгольдц Центре (Санкт-Петербург, Гражданская ул., 13-15, метро Садовая) будем жарко дискутировать об антиутопии с писателями Дмитрием Захаровым, Ольгой Птицевой и Тимуром Максютовым. Вход бесплатный, начинаем в 15:30, не опаздывайте. А что там еще запланировано можно посмотреть на официальном сайте «Фонаря». Я планирую послушать круглый стол с участием Рагима Джафарова, но это уж как сложится.
Определились финалисты литературной премии "Двойная звезда", выручающейся за лучшую фантастиковедческую книгу организаторами "Беляевского фестиваля" и "Петербургской фантастической ассамблеи".
На сей раз – рассказываю о литературных мистификациях. Мистификация, как гласит словарь Ожегова – «намеренное введение в обман, в заблуждение». Ну а еще это литературный прием, может быть не очень честный по отношению к доверчивым читателям, зато эффектный. Именно благодаря ему некоторые тексты остались в истории – как, например, «Поэмы Оссиана». Использовали этот прием и фантасты – но, как выясняется, не так уж часто. Книжный обозреватель Василий Владимирский рассказывает о самых громких мистификациях – и псевдомистификациях – в фантастике и вокруг нее. И пытается разобраться, почему далеко не всегда такие произведения оказываются успешными.
В этом выпуске рассказываем о:
• «Большом лунном надувательстве» Ричарда Адамса Локка (или нет);
• «Необыкновенном приключении некоего Ганса Пфааля» и других розыгрышах Эдгара По;
• Джеймсе Типтри-младшем;
• «Венере на половине раковины» Килгора Траута;
• Рустаме Святославовиче Каце и Льве Гурском;
• «Кетополисе» Грэя Ф. Грина;
• Псевдорецензиях Хорхе Луиса Борхеса;
• «Абсолютной пустоте» и «Мнимой величине» Станислава Лема;
• Проекте «Новая космогония» журнала «Если»;
• Антологиях «War of the Worlds. Global Dispatches», «Классициум» и «Мир без Стругацких».
Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах:
27-28 мая в Москве, в кампусе и Центре культур НИУ ВШЭ (Покровский бульвар, д. 11) пройдет шестой международный фестиваль Telling Stories, организованный факультетом креативных индустрий НИУ ВШЭ и посвященный инновациям, трендам и образованию в креативных индустриях.
Тема 2023 года — «Внутренняя вселенная: интерактивная среда и метазнания». На фестивале обсудят, как создается контент для метавселенных, какие риски и возможности несет построение творческого союза с искусственным интеллектом и какие этические вопросы ставит перед нами взаимодействие в виртуальной среде.
28 мая, с 17:00 до 18:20 рамках фестиваля состоится дискуссия «Будущее 2.0.23», организованная при поддержке проекта «Футурум. Пространство будущего», которая объединит ученых, футурологов и фантастов для совместного размышления — каким будет будущее человечество, полноценным участником которого станет искусственный интеллект, а средой для осуществления действий — Метавселенные. Эксперты обсудят видимые из дня сегодняшнего образы будущего с писателями и футурологами.
• Модератор дискуссии Арсений Мещеряков — руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ, создатель одного из первых в России дизайн-бюро Agey Tomesh, основатель издательства «Книги WAM», проекты которого неоднократно получали награды престижных конкурсов.
Участники сессии:
• Ольга Брейнингер — писатель, PhD, литературный антрополог, переводчик, финалист премии «НОС» за роман в «Советском Союзе не было аддерола», полуфиналист премий «Большая книга», «Национальный бестселлер», «Русский Букер». Сооснователь премии «Блог-пост» в области литературного блогинга, исследовательница интернета и практик цифрового искусства.
• Сергей Шикарев — основатель проекта «Футурум. Пространство будущего», литературный критик и исследователь фантастики. Лауреат премии "Двойная звезда", обладатель медали Беляевской премии, финалист премии имени Аркадия и Бориса Стругацких, сооснователь литературной премии «Новые Горизонты», составитель сборников фантастических рассказов «Футуриада» (2021) и «Новое Будущее» (2023).
• Вадим Панов — писатель, исследователь будущего, лауреат литературных премий «Филигрань», «Звёздный мост», «Серебряная стрела» и других, автор романов «Анклавы», «Аркада» и футурологического исследования «Симулятор безумия».
• Константин Фрумкин — журналист, литературный критик, футуролог, один из основателей и координаторов Российской ассоциации футурологов, автор книг и статей по теории и истории культуры. Лауреат литературной премии им. Александра Беляева за серию эссе «К философии будущего».
• Ислам Ханипаев — режиссер, сценарист, писатель, лауреат литературной премии «Лицей» (2021), финалист премий «НОС» (2021), «Национальный бестселлер» (2022) и «Ясная Поляна» (2022) за повесть «Типа я».
Надо сказать, подкаст удобная штука, чтобы систематизировать мысли и наблюдения по какому-нибудь поводу. Пришла идея — сел и записал. С другой стороны, учитывая, что каждый сценарий я расписываю подробно и детально, от и до, получается, что в это развлечение я каждый месяц в среднем по рынку медиа вкладываю 40-60Круб. Приятные, но редкие донаты и близко не компенсируют, до нижней планки рекламных интеграций (5000 прослушиваний на один выпуск в месяц) как пешком до Китая. Надо бы бусти хоть завести... А то некоторые более меркантильные коллеги крутят пальцем у виска. Но пока продолжаем.
Анонс: В этом выпуске «ФантКаста» мы поговорим о том, как разобраться в биографии писателя-фантаста. Казалось бы, зачем читателям что-то знать об авторе книги? Есть текст, в котором все сказано, а остальное от лукавого. Но, как гласит известный афоризм, «писатель планирует написать одну книгу, пишет другую, а читатель читает третью». Чтобы понимать, какой же текст автор планировал сочинить и не приписывать ему надуманные мотивы, нужен контекст. Понимание, где писатель жил, как жил, с кем дружил, с кем был на ножах, какие темы его волновали. Как работать с источниками, какие свидетельства современников можно принять на веру, а с какими стоит быть осторожнее, рассказывает книжный обозреватель, автор нескольких десятков биографических очерков Василий Владимирский.
Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах: