Так исторически сложилось, что в последнее время я довольно регулярно пишу для «Книжного обозрения». Увы, у этой во многих отношениях замечательной газеты есть некоторые особенности. Например, ее невозможно купить в розницу, у нее нет ни работающего сайта, ни паблика, ничего – только почтовая рассылка по издательствам, библиотекам и частным подписчикам. Хотя эксклюзивного интересного контента выше крыши: я бы за денежку небольшую взялся и паблики вести, и сайт наполнять, но предложений таких пока не поступало. Так что пока в рамках информационной поддержки издания буду выкладывать кое-какие свои статьи сюда. Чтоб совсем не потерялись, с концами.
Рискуя прослыть ревизионистом, скажу вещь в общем-то очевидную: даже самый примитивный комикс — палка-палка-огуречик, вот и вышел человечек — по сложности организации нарратива (сиречь повествования) превосходит как «просто текст», так и «просто картину». В комиксе задействованы сразу два канала восприятия: история складывается из последовательно меняющихся кадров и из текстовых фрагментов — реплик героев, ремарок, звукоподражания, малозаметных граффити на стенах, газетных заголовков. Для многих читателей (и авторов) необходимость ежесекундно «синхронизировать дорожки» сродни прогулке по минному полю — занятие выматывающее и смертельно опасное. Для других это воскресный пикник в Стране Чудес: им открываются безграничные возможности для игры со смыслами, аллюзиями и реминисценциями, расстановки перекрестных ссылок и вкладывания многозначительных подтекстов. Разумеется, Нил Гейман принадлежит ко второй категории писателей — и в «Песочном Человеке», лучшем своем графическом романе, выжимает из жанра все, что может предложить комикс автору без тормозов, наделенному буйным воображением и широкой эрудицией.
Разумеется, когда речь заходит о Мире Снов любые рассуждения о хронологии теряют смысл, и все же — когда началась эта история? В 2010 году, когда издательство «Эксмо» рискнуло сделать ставку на «графический роман» и совместно с редакцией Александра Жикаренцева выпустило в свет первый том «Песочного Человека» на русском? Или в 2014-м, когда все тот же Жикаренцев, теперь уже руководитель петербургской «Азбуки», решил реанимировать проект? В 1987-м, когда Карен Бергер, главный редактор издательства «Vertigo», представительница холдинга «DC» в Великобритании, связалась с начинающим комиксистом Нилом Гейманом и из кучи идей, которые вывалил на нее молодой талантливый автор, почти наугад выбрала сюжет о повелителе Страны Снов, плененном смертными на 70 лет? Или все-таки в 1939-м, когда Сэндмен — в неизменном зеленом костюме и противогазе, с баллончиком усыпляющего газа наперевес, — впервые появился на страницах американского комикса?..
Неважно. Как бы там ни было, Нил Гейман пересоздал своего героя заново — не забывая о каноне, но ориентируясь не столько на работы предшественников, сколько на образы, подсказанные западноевропейской мифологией, юнгианской теорией бессознательного и современной поп-культурой. Наверное, тогда автор и сам не до конца осознавал, как сказочно ему повезло: он оказался в нужном месте в нужное время, и мир с распростертыми объятиями встретил нового героя. На протяжении 1980-х череда революций сотрясала основы англо-американской комикс-индустрии, расшатывала прутья клетки, в которую были заключены сценаристы и художники былых времен, взрыхляла почву — «Хранители» и «V значит Vендетта» Алана Мура и «Темный Рыцарь» Фрэнка Миллера уже вышли, были громко освистаны традиционалистами и стали предметом культа для поколения, родившегося в «эпоху перемен». Публика с нетерпением ждала новую историю — и чем безбашанней будет автор, чем дальше он уведет читателей от жанровых клише и уютных банальностей «золотого века», тем лучше.
Нил Гейман не обманул ожиданий. В одной из глав «Песочного Человека» (если точнее, во втором томе, в «Кукольном домике») появляется точный и емкий образ: вихрь снов, воплощенный в смертном человеке. Тот, кто стал вихрем, обретает способность ломать преграды, стирать границы между частными, сугубо индивидуальными снами, напрямую соединять разумы спящих. По замыслу Геймана, каждое сновидение выдержано в уникальном, неповторимом стиле — и каждое несет послание, имеющий значение только для самого сновидца. Но вихрь рушит преграды, создает из обломков хрупких вселенных единое эклектичное полотно — а потом схлопывается, унося в небытие целый мир. Одна из обязанностей Сэндмена — хранить неприкосновенность границ, стабильность изменчивой структуры Мира Снов. Здесь уместны любые методы, вплоть до физического устранения источника угрозы... Есть в этом нечто шизофреническое, но сам Гейман выступает попеременно то в качестве вихря, то в роли Сэндмена: то сметает в кучу фрагменты самых разных историй, от Ветхого Завета до сказок Шарля Перро и от эпической поэмы Джона Мильтона до романов Джеймса Брэнча Кейбелла, то раскладывает из них новый пасьянс, склеивает обрывки в непредсказуемой, экстравагантной, но вполне объяснимой последовательности. С одной стороны — посмодернистская цитатность и интертекстуальность: в этой пьесе на равных играют Шекспир и Честертон, супергерои из Американской Лиги Справедливости и Джон Константин, триединая Белая Богиня и древнегреческие музы. С другой стороны, каждую деталь автор пропускает через себя, дает ей новую интерпретацию — и гигантский коллаж, в котором цитаты из мировой классики и современной поп-культуры успешно дополняют друг друга, складываются в новую историю, невероятную и захватывающую.
Но на этом Гейман не останавливается. Многие его интерпретации — это интерпретации интерпретаций... или, наоборот, попытка вернуть образу исходный, подлинный смысл. Маска скрывается под маской, и так до бесконечности. Каин в «Сэндмене» — не только ветхозаветный братоубийца, первый человек, рожденный за пределами Эдема, древнейший архетип, герой «самой старой истории на Земле». Это еще и сквозной персонаж серии комиксов «Дом Тайн», выходившей в США в 1950-1960-е годы. Частый гость во вселенной «DC Comics» и Люцифер-Деница, падший ангел, повелитель Преисподней, с раскатами провинциального трагика декламирующий на страницах «Поры туманов» мильтонов «Потерянный Рай». Да и сам Песочный Человек — до того, как Гейман подобрал его на окраине Свалки Историй, отмыл-почистил-причесал и вывел в свет, — пережил несколько более-менее анекдотических воплощений в качестве традиционного «костюмированного супергероя».
Коллажный подход Гейман сохраняет и в «Поре туманов» (название четвертой части «Сэндмена» позаимствовано из оды Китса «К осени», но ту же строфу, как точно подметил комментатор М.Назаренко, цитирует Дживс, герой Вудхауса, одного из любимых писателей Геймана). Уподобившись Орфею (или герою «Болотной твари» Алана Мура — сами решайте, какая параллель вам ближе) повелитель Страны Снов спускается в Ад, чтобы вызволить свою возлюбленную. Он тщательно готовится к встрече с Люцифером, которого, как помнят читатели «Песочного Человека», публично унизил во время предыдущей встречи. Прощается с немногочисленными друзьями, завершает неотложные дела... Но вместо битвы с владыкой Преисподней на его территории, схватки, которая может стать для Сэндмена последней, главного героя ждет нежданный сюрприз, обременительный подарок, от которого никак нельзя отказаться. Разве что передарить... И вот уже в очередь к вратам замка Повелителя Снов выстраиваются представители полудюжины пантеонов, Анубис и Баст толкаются локтями с Локки и Одином, представители Порядка и Хаоса демонстративно не замечают друг друга (но хором передают привет Майклу нашему Муркоку), эльфы из Файерилэнда умоляют Сэндмена сохранить статус-кво, а крылатые посланники Небесного Града бесстрастно и отстраненно взирают на это столпотворение.
Несмотря на очевидную эклектичность, «Пора туманов», пожалуй, самая линейная, последовательная и стилистически целостная часть цикла, с минимумом отступлений и непредсказуемых вывертов. Эксперты, правда, предупреждают, что на страницах этой книги Гейман вводит новых героев и раскрывает обстоятельства, которые еще сыграют свою роль в следующих томах «Сэндмена». «Пора туманов» — передышка в пути, полустанок, где завязываются новые знакомства и закладывается основа новых отношений. Хорошо бы поезд не застрял на перегоне и поскорее добрался до следующей станции, обозначенной в дорожной карте цикла «Песочный Человек» как «Game of You» — «Игра в тебя».
Литературный мастер-класс фестиваля фантастики, толкинистики и ролевых игр "Зиланткон-2015" начал прием рукописей!
Кто еще не в курсе, этот "Зилант" — юбилейный: он пройдет в Казани в 25-й раз, с 5 по 8 ноября 2015 года.
По предварительной информации, ведущими МК в этом году согласились стать писатели Людмила и Александр Белаш, Игорь Минаков и Дмитрий Скирюк. Кроме того, среди почетных гостей юбилейного "Зиланта" — Евгений Лукин, Кирилл Еськов, Леонид Каганов и другие.
Напоминаю, что произведения, отобранные в 2013 году, вошли в антологию "Письма не нашего времени" (изданы под одной обложкой с текстами Лукина, Логинова, Кудрявцева, Трускиновской, Аренева, Галиной и прочих мэтров), а отмеченные в 2014-м -- в сборник, который сейчас как раз готовится к изданию. Так что и у нынешних участников есть неплохой шанс пополнить свою библиографию.
Литературный мастер-класс казанского фестиваля фантастики и ролевых игр «Зиланткон» — один из старейших литературных семинаров на российских конвентах любителей фантастики.
Он регулярно проводится с середины 1990-х годов. В разные годы мастер-класс вели Святослав Логинов, Евгений Лукин, Леонид Кудрявцев, Владимир Аренев, Юлия Зонис и другие известные писатели-фантасты. Произведения, отобранные мастерами по итогам литературного мастер-класса «Зиланткона-2013», опубликованы в антологии «Письма не нашего времени».
В 2015 году, в год двадцатипятилетия фестиваля, мастер-класс пройдет с 5 по 8 ноября. В роли ведущих выступят Дмитрий Скирюк (лауреат «Большого Зиланта – 2004», премий «Интерпресскон», «Серебряный Кадуцей» и других литературных наград) и Игорь Минаков (выпускающий редактор издательства «Эксмо»).
Лучшие рассказы, прошедшие мастер-класс в 2015 году, будут включены в юбилейный сборник, который выйдет к «Зиланткону-2016». Внимание!
Фрагменты, отрывки, зарисовки, главы из недописанных романов – не рассматриваются.
Требования к текстам:
• объем до 80 000 знаков по статистике Microsoft Word, считая пробелы;
• текст должен быть аккуратно набран и тщательно вычитан (орфография, синтаксис);
• текст должен быть завершен;
• у текста не должно быть «бумажных» публикаций.
Требования к участникам:
• к участию в мастер-классе принимаются работы как зарегистрировавшихся участников, так и гостей конвента;
• мастера разбирают исключительно работы присутствующих на конвенте заявителей;
• участники (как приславшие работы, так и вольнослушатели) должны быть готовы прочесть все принятые на мастер-класс рассказы и участвовать в их обсуждении.
В письме нужно указать:
• ФИО автора (+ при желании никнейм или псевдоним);
• название произведения;
• контактный электронный адрес, если он не совпадает с тем, с которого пришло письмо;
После достаточно успешной книги "Триумвират" (Творческие биографии писателей Генри Лайона Олди (Дмитрия Громова, Олега Ладыженского, Андрея Валентинов, Марины и Сергея Дяченко)) http://fantlab.ru/edition101563 я написала "Богатыри Невы" (творческие биографии писателей Андрея Балабухи, Святослава Логинова, Дмитрия Вересова).
Вряд ли удастся заинтересовать проектом издательства, спонсоров тоже не наблюдается.
Тем не менее, книга написана, осталось только ее издать.
На основании вышеизложенного, предлагаю вот такой простой вариант: Все кто захочет эту книгу заказать, может сделать это послав на Сбербанк МастерКард 5469550026989241 получатель Андреева Юлия Игоревна 350 рублей, а так же адрес или телефон для связи, можно в комментариях к этому постингу. Если в результате удастся собрать хотя бы половину суммы, я найду еще половину и издам книгу. Если заявок будет мало, верну деньги тем же путем.
В общем книга 272 страницы + фотографическая вкладка собранная из архивных фотографий персонажей, обложка твердая, полноцвет. Кстати, обложку делал художник Анатолий Кудрявцев, с которым я много лет сотрудничаю.
Тем, кому книгу придется пересылать почтой, предстоит еще заплатить за почтовую пересылку. Я сама в Питере, так что здесь, смогу встретиться с заказчиками или их представителей совершенно бесплатно.
Если помните, некоторое время назад я размещал в своей колонке анонсы книжной ярмарки Петербургской фантастической ассамблеи. Рад сообщить, что книжная торговля отбила затраты на покупку книг и даже принесла Ассамблее чистую прибыль. Аж целых 2500 рублей — гуляй, рванина! Тем не менее кое-какие книги вернулись обратно на базу. Если кто-то по-прежнему заинтересован в покупке — самое время озаботиться.
По поводу заказа книг обращайтесь не ко мне, а к Лене Бойцовой, в личку. Она вам оперативно расскажет и о наличии книг, и о стоимости пересылки, и о других тонких книготорговых нюансах.
P.S. На фото для привлечения внимания — Марина, главный помощник оргкомитета Фантассамблеи по книжной торговле.
Дорогие друзья, спешу сообщить: Петербургская фантастическая ассамблея 2015 года в общих чертах закончена. Спасибо почетным гостям и участникам конвента: что бы ни твердили скептики и маловеры, в этом сезоне мы в очередной раз сумели выйти на новый рубеж – именно благодаря вам! Не все заметили, но в нынешнем году Фантассамблею предварял пятидневный рабочий литературный семинар, на котором Святослав Логинов, Евгений Лукин, Алан Кубатиев и Владимир Аренев разбирали романы и крупные повести молодых и уже вполне зрелых писателей-фантастов. Мы впервые проводили такое мероприятие вне Ассамблеи и в целом довольны результатом – хотя, разумеется, куда стремиться есть всегда.
Ну и, конечно, отдельное спасибо всем, кто работал в этом году над премией «Новые Горизонты»: номинаторам, членам жюри, журналистам и СМИ, которые опубликовали (и, надеюсь, еще опубликуют) материалы о премии, Александру Сидоровичу, который организовал пресс-конференцию в ТАСС, отчасти посвященную премии. Но самая сердечная благодарность – Сергею Шикареву, соорганизатору «Новых Горизонтов», человеку огромного организаторского таланта и железной воли. Серёга, спасибо от всей души!
В этом сезоне работа Фантассамблеи по большому счету завершена: сотни пресс- и пост-релизов разосланы, пресс-конференция проведена, материалы отосланы и переданы в газеты. Остались сущие пустяки: разобрать несколько тысяч фотографий и выбрать несколько десятков годных, расшифровать интервью, обработать видео. В ближайшее время ждите эксклюзивное интервью нашего почтенного иностранного гостя Аластера Рейнольдса, интервью с внезапным итальянским гостем, писателем и издателем Франческо Версо, интервью с Евгением Лукиным (вопросы задавала Елена Бойцова), традиционное «сборное» интервью с участниками Ассамблеи включая лауреата «Новых Горизонтов» Олега Радзинского, видео со встречи Аластера Рейнольдса с читателями и другие материалы. Часть выйдет в газете «Санкт-Петербургские Ведомости», часть – на сайте нашего постоянного информационного партнера Книжной ярмарки им. Крупской, что-то на страницах «Книжного обозрения». Мы постараемся собрать все публикации в нашем пабликах вКонтакте и в Фейсбуке. Ну и, конечно, фоточки – как же без них!
Кстати, ждем ваших отзывов и комментариев о прошедшей Петербургской фантастической ассамблее – присылайте ссылки мне в личку или просто скидывайте в нашу тему на сайте «Лаборатория фантастики»: https://fantlab.ru/forum/forum13page1/top...
И в заключение. Я тут посмотрел, любопытно стало: сколько же берут ивент-агентства за ту работу, которую выполняет оргкомитет Петербургской фантастической ассамблеи, состоящий по большому счету из четырех человек – Александра Петрова, Натальи Витько, Елены Бойцовой и вашего покорного. Сколько стоит собрать три-четыре десятка экспертов, скоординировать их работу, договориться с почетными гостями, проработать программу вплоть до анонсов и тезисов, привезти-увезти-разместить полторы сотни участников, построить график, провести пиар-подготовку в СМИ, развернуть ярмарку, и т.д., и т.п. Так вот, по самым скромным тарифам такой объем работ оценивается примерно в миллион рублей – по ставкам на начало августа. И я безумно рад, что в моем ближнем кругу есть люди, которые готовы делать все это бесплатно, не устраивая истерик, не требуя каких-то диких преференций, доплачивая из собственного кармана, когда концы с концами не сходится (а происходит это регулярно). Просто потому, что их – нас! – прёт и от процесса, и от результата. Саша, Лена, Наташа, спасибо вам за то, что вы есть!