А вот и видео с вручения "Новых горизонтов" подоспело. Смотреть всем — особенно тем, кто сомневается в существовании Андрея Ляха! Уникальный материал, да.
И, пожалуй, последняя важная новость в уходящем году.
Я категорически против того, чтобы говорить «гоп», пока не перепрыгнешь — но вот, кажется, почти перепрыгнули, ттт. Теперь об этом можно сказать вслух.
В 2019 году вместе с питерским издательством «Аураинфо & Группа МИД» запускаем новую серию – «Лезвие бритвы», авторские книги критики-публицистики о фантастике в широком смысле слова. Первые два макета («Hiperfiction»Марии Галиной и «Координаты фантастики»Сергея Шикарева) готовы, обложки готовы, на днях отправляю в типографию и держу кулачки за печатников, чтобы в январе получить тираж. Подробности – под катом. А о книжках подробнее после праздника расскажу.
Петербургская группа компаний «Аураинфо & Группа МИД» открывает новую серию нонфикшн «Лезвие бритвы», в которую войдут авторские книги ведущих русскоязычных критиков, пишущих о фантастике в самом широком понимании этого слова. Составитель серии – литературный критик, журналист и редактор Василий Владимирский.
• Зачем и для чего эта серия?
В последние годы интерес к «разговорам о книгах» медленно, но стабильно растет. Нам уже мало читать романы, повести и рассказы – мы хотим знать, как они устроены, в какой исторический и культурный контекст вписаны.
С классикой, «премиальной» и околопремиальной литературой еще куда ни шло: о ней пишут «толстые» литературные журналы, спорят обозреватели новостных лент и авторы книжных сайтов. С литературой жанровой, прежде всего фантастикой (в широком понимании), ситуация гораздо печальнее – складывается впечатление, что о ней почти не говорят.
Однако на самом деле это иллюзия. У нас хватает талантливых и остроумных литературных критиков, нестандартно мыслящих публицистов, отлично ориентирующихся в сложном и специфическом материале. Беда в том, что их статьи и рецензии равномерно размазаны тонким слоем по страницам очень разных по статусу и целевой аудитории изданий, от «Нового мира» до «Мира фантастики», от «Невы» до «Полудня», от «Горького» до «Континуума».
Наша главная цель – развеять эту пагубную иллюзию. «Лезвие бритвы» – серия авторских книг лучших критиков и эссеистов, пишущих сегодня о жанровой литературе. Мы видим свою миссию в том, чтобы собрать разрозненное, систематизировать то, что нуждается в систематизации, протянуть мостик между читателями и экспертами, расширить горизонты и наполнить разговор о фантастике новыми смыслами.
• Почему «Лезвие бритвы»?
Серия названа в честь одноименного романа Ивана Ефремова, по-своему революционного для своего времени и посвященного не столько «приключениям тела», сколько «приключениям мысли». Такие же «приключения мысли» ждут и читателей наших книг. Ну и, конечно, не обошлось без намека на остроту критического анализа и глубину проникновения в тему – обратите внимание на наш логотип, специально разработанный художником и писателем К. А. Териной.
• Кто участвует в проекте?
В серии «Лезвие бритвы» вас ждут посвященные фантастике авторские книги критики и публицистики Марии Галиной, Сергея Шикарева, Константина Фрумкина, Антона Первушина, Владимира Пузия, Николая Караева и других авторов, по большей части не нуждающихся в представлении – если вы следите за «текущим литературным процессом». Всех их объединяет умение говорить о фантастике всерьез, по-взрослому, без скидок на жанр – но в то же время человеческим языком, без академического занудства, дидактики и сюсюканья с читателем. Нас ждет разговор об истории жанра и мифах, которые его окружают, о фантастике как феномене поп-культуры XX века и о радикальных жанровых экспериментах, о классиках, без которых сложно представить литературный пейзаж, и о полузабытых именах, о самых громких романах последних лет – и о книгах, незаслуженно обойденных вниманием публики. Иными словами, тот самый разговор, которого фантастика давно заслуживает.
• Какие книги выйдут в серии?
Первыми в серии «Лезвие бритвы» выходят книги Марии Галиной «Hiperfiction», составленная из эссе, публиковавшихся на страницах журнала «Новый мир», и сборник «Координаты фантастики» Сергея Шикарева. К печати готовится книга Константина Фрумкина «Святой Грааль для инженеров».
• Какова периодичность издания?
Первые два тома увидят свет в начале 2019 года, далее планируется выпускать по книге раз в два месяца.
• Как будут выглядеть книги?
Формат 84х108/32, цветной твердый переплет, шитый блок, около 320 полос, тираж до 1000 экз. (1-й завод 200 экз.). Дизайн и оформление обложки – К. А. Терина.
18 декабря в Культурном центре Фонда «Новый мир» прошла церемония вручения литературной премии «Новые горизонты», которая шестой сезон ежегодно присуждается за художественное произведение фантастического жанра, оригинальное по тематике, образам и стилю.
Лауреатом премии стал Андрей Лях с романом «Челтенхэм» (номинировал по рукописи Сергей Шикарев).
Из отзывов жюри премии:
Константин Фрумкин: «Челтенхэму» свойственна некоторая избыточность литературных приемов над потребностями замысла, однако все это не мешает роману войти в число лучших фантастических текстов «большой формы» последних лет.
Галина Юзефович: Важное новое слово в русской современной словесности и, пожалуй, один из самых сильных текстов нынешнего списка. Остается пожелать ей начать свой жизненный путь в виде книги поскорее – и хорошо бы за пределами узких жанровых рамок.
Шамиль Идиатуллин: Лях более-менее гений – по крайней мере в лично выбранных им рамках.
Второе и третье места по итогам голосования жюри заняли Роман Шмараков с романом «Автопортрет с устрицей в кармане» и Лора Белоиван с романом «Южнорусское Овчарово».
Судьбу премии в этом году определило жюри в следующем составе:
• Андрей Василевский, главный редактор журнала «Новый мир», председатель жюри;
Завтра в Москве, в редакции журнала «Новый мир» (Малый Путинковский пер., д.1/2, станция метро «Чеховская»), пройдет вручение литературной премии «Новые горизонты». В этом сезоне за премию будут бороться (авторы перечислены в алфавитном порядке):
• Лора БЕЛОИВАН. Южнорусское Овчарово. – М.: Livebook, 2017 (номинировал литературный критик, журналист, редактор журнала «Афиша-Daily» Егор Михайлов)
• Андрей ЛЯХ. Челтенхэм (по рукописи) (номинировал литературный критик Сергей Шикарев)
• Роман ШМАРАКОВ. Автопортрет с устрицей в кармане (по рукописи) (номинировал литературный критик, журналист Николай Караев)
Небольшой роман «Дым Отечества» – несколько запоздалая, но не утратившая актуальности отходная советской фантастике (в самом широком смысле). Советский звездолет «Королёв», стартовавший в год столетия Октябрьской революции, возвращается на Землю аккурат в разгар Нового средневековья, из развитого социализма – в развитой феодализм. Метафора более чем прозрачная. Но вот в чем парадокс: в этом дивном новом мире, где на свет божий выползли все подземные лавкрафтианские монстры, советские космонавты чувствуют себя вполне комфортно, не хуже, чем на борту корабля рядом с бдительным замполитом. Щепетёв изобретательно и ловко имитирует и травестирует ранних Стругацких (прежде всего «Возвращение»), отчасти Станислава Лема (разумеется, «Возвращение со звезд») и других фантастов 1950-1980-х, активно разрабатывавших эту тему, подводит итоговую черту. Хороший аргумент в спорах об «образе будущего» в современной отечественной фантастике – хотя если бы эта книга вышла лет на двадцать раньше, она вызвала бы куда более шумный резонанс.
Валерий Иванченко:
У советского космического корабля «Королёв» при возвращении домой сломался спидометр. Вместо торможения звездолёт разогнался до скорости света и перескочил через несколько тысячелетий. В Солнечной системе тем временем сдвинулись с места планеты и физические законы, космические базы заброшены, люди на Земле одичали и живут в каком-то волшебном средневековье, к тому же разговаривая на латыни.
Небольшая повесть Василия Щепетнёва формально является новейшим прологом к старому его роману о приключениях бывших космонавтов в фэнтезийной реальности. Повесть, однако, совсем про другое. Она не очень тонко, но довольно смешно издевается над советской фантастикой. Сейчас такой тренд, вспомнить хоть «Красный космос» Михаила Савеличева, автора, с которым у Щепетнёва вообще много общего по части восприятия советской реальности. Это не глумление, а своеобразный оммаж, избавление от детского импринтинга, чего новому поколению, пожалуй, уже не понять. Впрочем, книга честно издана в серии «Ретро библиотека приключений и научной фантастики».
Милитаризованные космонавты, готовые в любой момент быть расстрелянными по подозрению в измене (за каждым членом экипажа ходит вооружённый охранник). Интриги бортового компьютера, убившего замполита при помощи механической Буратины. Свинья-ищейка, выдрессированная со скуки в подсобном хозяйстве звездолёта. Сабли конструкции Будённого из космической стали (главный герой просит себе две, для двуручного боя, он скептически относится к официальной системе Порфирия Иванова, предпочитая для физического развития классическое пособие «Физкультура на Земле и в Пространстве»). Всё это изложено от лица ворчливого циника-бортмеханика в духе посконных флотских рассказов. Такие вот новые горизонты.
«Дым отечества» Щептенева – приквел другого, более раннего и более обширного романа, и это чувствуется. Взятый как самостоятельное произведение, он кажется коротким, незаконченным и оборванным на самом интересном месте. Далеко не самое лучшее построение повествования: сначала нагнетать загадки, потом кратко проговорить объяснение некоторых из них ( не всех) и дать занавес. Впрочем, даже с этими оговорками, в «Дыме» много любопытного. Это добросовестная попытка написать текст в стилистике старой доброй советской твердой научной фантастики, но если так можно выразиться, находящейся на этапе саморазложения. Это т.ск. мир «Полдня», отягощенный памятью о ГУЛАГе. И плюс это – советская ретро-фьюче, не назвать его «соцпанк», взяв соответствующие корни у «стимпанка» и «соцарта»? Союз Советских Коммунистических Республик, в котором уже – как это виделось в средине ХХ века – уже к началу нынешнего века есть суперкомпьютеры и межзвездные полеты, но нет персональных компьютеров, записи идут на бумаге, видеосъемка – на пленке, программисты бегут на запад, а замполиты прослушивают разговоры экипажа. Развитие действие несколько замедляется техническими подробностями и промежуточными событиями, в моем личном кругозоре такая манера письма вызывает ассоциации с произведениями Сергея Павлова, автора «Лунной Радуги». Авторская речь смешивается с речью главного героя, и в этой речь смоделированы оттенки этакого «вчерашнего крестьянина», что-то от Зощенко-Шукшина-Солженицына, как будто Ивана Денисовича послали в космос. Ну а субъективно: читать Щепетнева было интересно.
Андрей Василевский:
Я уже писал в fb, что читаю для премии «Новые горизонты» настоящую «производственную прозу»:
«– Есть активировать активную броню, – донесся голос Бардзимашвили из звуководной трубы, и, спустя пять секунд:
– Активная броня активирована штатно.
Активирована-то активирована, а вот как проявит в деле, если до дела дойдет? В полете не подвела, иначе и полет был бы невозможен – любое столкновение с метеоритом, даже крохотным, на эр-скорости (эр – значит релятивистская) высвобождает массу энергии, массу, помноженную на квадрат скорости пополам. Броня эту энергию переводит на счет «Королёва», подпитывая всепожирающую гатрамонную топку. Но сейчас – как знать. Радуйся тому, что есть. Активировалась – уже хорошо».
Вот еще:
«Фомин еще только-только обдумывал эту возможность, а коммодор уже выводил на экран:
«Первый – ВЦА: запрос контроля».
Через мгновение на экране появился ответ:
«ВЦА – Первому: все системы ВЦА функционируют штатно. Предложение: начать проверку первого уровня. Да, нет».
«Да», – напечатал Командор.
«Приступаю. Предварительный расчет: проверка первого уровня займет 7 минут 16,4 секунды».
Проверкой занималась лишь часть ВЦА, остальные ресурсы агрегата по-прежнему управляли кораблем.
Спидометр показывал уже семьдесят сантисветов. Потом подскочил до девяноста девяти. И, наконец, уперся в сотню. Скорость света! Вот тебе и затормозили!
Придется Горбулёву поработать, и поработать изрядно. Обслуживание Цифруши – это прерогатива группы числовиков. Бортмеханики могут помочь только откручиванием винтиков. Блок протеев подать-принести, еще что-нибудь в том же роде. Числовики – работники умственного труда и все свои действия осуществляют преимущественно мысленно. У бортмехаников же весь ум в руки уходит…»
Мне объяснили, что это пародия, буду знать. Ведь так и всерьез пишут. Все равно жалко времени: ведь я не так увлечен пародируемым материалом, как автор романа. (Так обозначено в книге – «роман», но не роман.)
Звездолет «Королев» возвращается из первого гиперпрыжка, посвященного столетию пролетарской революции, к совсем другой Земле. Коммунистическим астронавтам придется смириться с тем, что тысячи лет не оставили следа от передовой идеологии, ССКР и привычной цивилизации, – и придумать, как жить дальше.
Странноватый выбор текста для номинации на премию. Повесть (романом ее назвать невозможно) ни сюжетно, ни идейно не отличается от предыдущих антикоммунистических антиутопий Щепетнева, а классом она заметно пониже того же «Марса, 1939 г.». «Дым Отечества» носит очевидно служебный характер: это всего лишь приквел к давнему роману «Хроники Навь-города», не слишком обязательный, совсем не увеличивающий ценность «основного» романа и имеющий спорную самостоятельную ценность. Сюжет вторичен, интрига притянута за уши, и вообще текст кажется написанным на голом мастерстве и сугубо для закрытия некоторого непонятного читателю гештальта.
Новые Стругацкие, СССР даже не 2.0, а 22.0. Чем-то этот текст напоминает мне идеальный паровоз (их в СССР производили до 1956 года). И вот в какой-то момент паровозы стали совершенно прекрасны, с улучшенным КПД, но одна беда – время их прошло. То есть текст хорош, но он намертво привязан к советским предшественникам, как ностальгия привязана к волку, ловящему яйца в старинной игрушке.