Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 4 февраля 2012 г. 10:28

Когда выходят новые книги таких известных писателей, как Перумов и Камша, кажется, что в общем потоке критики и рецензий, твое мнение попросту потеряется. И все же надеюсь, что это не так... Итак, несколько лет назад, в одном из интервью Перумов сказал, что старается писать в традициях русского классического романа. Честно говоря, я действительно замечал нечто подобное во многих его романах, но классика и фэнтези казались мне мало совместимыми понятиями. Разные средства, цели, задачи, — различия слишком велики. Поэтому "Млава Красная" показалась мне отличной возможностью проверить, насколько истинны были слова Перумова.

Многие читатели сравнивали "Млаву" со знаменитым романом Льва Николаевича Толстого "Война и мир" и не безосновательно. Увы, я не филолог, поэтому грамотное сравнение литературных качеств этих двух произведений провести не смогу. Тем не менее между ними много общего. Длинные, необычные для современной фантастики, сложно сочиненные и сложно подчиненные предложения, манеры речи, стиль и слог. Разумеется, за прошедший век многое изменилось, как в нашей жизни, так и в русском языке, но сходство двух серьезных вещей показалось мне разительным.

Любопытна еще одна особенность "Млавы", соавторы умело управляют многими, не двумя или тремя, а пятью — шестью сюжетными линиями, не замыкаясь только на войне или только на мире, что безусловно пошло книге на пользу. Особо стоит отметить пролог, который своей тяжеловесностью и громоздкостью отпугнул немало читателей, став своеобразным ситом, отделяющих тех, кому не стоит читать роман, от тех, кому он придется по вкусу. И хотя мне пару раз хотелось бросить книгу и не продираться через словоплетения пролога, я переборол себя и потом ничуть не пожалел об этом. Уже к его середине читать становится проще, а к первой главе я и вовсе с головой погрузился в мир книги.

Но кроме "Войны и мира" "Млаву красную" так и хочется сравнить с творчеством Пикуля. Как ни странно, но некоторые идеи и подходы у них совпали особенно в тех эпизодах, где описываются дипломаты и политические интриги. Возможно, прожженым либералам и западникам покажется, что авторы сгущают краски, но существуют исторические факты, подтверждающие эту точку зрения. Но лучше всего об этом свидетельствует разразившаяся в середине девятнадцатого столетия война, в которой большинство европейских государств так или иначе выступили против Российской империи. В мире "Млавы" реалии оказались схожими с той лишь разницей, что гром приближающейся войны вот-вот разорвет это хрупкое и ненадежной равновесие.

Немало нареканий у читателей вызвали герои романа, в чем только их не обвиняли, и в шаблонности, и в безжизненности, и в надуманности. Спорить с этими утверждениями я не собираюсь, поскольку это пустое занятие. Но ни про Орлова и Тауберта, ни про Шуленберга, ни тем более про княжну, сказать такого нельзя — все они живые, чувствующие люди со своими эмоциями, слабостями и желаниями. А таких личностей, как генералы-интриганы, послы-шпионы, недовольная недостаточно высоким положением императорская родня хватало во все времена, достаточно полистать учебник истории или мемуары, что в общем-то авторы и сделали причем неоднократно.

Ведь неспроста они создали альтернативную реальность, несколько отличающуюся от нашей. В противном случае каждый, мнящий себя знатоком истории, ставил бы им в вину, что тот или иной человек описан неверно, той встречи не было, не было и шпионов и тем более заговора. Но Перумов и Камша схитрили, создав другой мир, где они смогли отразить свой взгляд на давние события и их возможные изменения со всеми последствиями. Правда, сами последствия почти целиком остались на второй том, в котором должен произойти момент истины, когда станет ясно, к чему приведут действия героев, столь по разному заинтересованных в результате.

Единственное, что показалось мне не лишним и даже чужеродным, так это "блазнения" солдат и офицера в снежную ночь. Все-таки эта линия плохо сочеталась с остальными сугубо материалистичными и рациональными. Видимо, совсем удержаться от искушения ввести что-то загадочное и необъяснимое соавторы не смогли.

Итог: альтернативное переложение истории России в середине девятнадцатого века в стиле русской классики.


Статья написана 28 января 2012 г. 11:15

Конец осени и начало зимы словно зовут уставших людей залечь в глубокую, беспробудную спячку. Нет, нет, да и приходит на ум мысль бросить все и, поддавшись искушению, взяться за хорошую, интересную книгу, позабыть обо всем на свете.

Праймашина
Праймашина
Лабиринт снов
Лабиринт снов
Острова среди ветров
Острова среди ветров

В первые же дни октября я сделал, начав читать очередную книгу, сразу два открытия. Во-первых, узнал о замечательном, талантливом авторе Вадиме Панове, а во-вторых, обнаружил, что и отечественные писатели умеют создавать неплохие книги по игровым мирам. Речь идет, как наверное уже многие поняли, о нашумевшей "Праймашине". Не стану пересказывать свой отзыв о ней, но отмечу, что среди книг, имеющих в основе игру, она, на мой взгляд, одна из лучших. Грамотное построение сюжета, исподволь затягивающее в мир, яркие персонажи, любопытная атмосфера, все выполнено на хорошем уровне.

Но, говоря о новом, не стоит забывать и о старом. Порой забытые произведения дадут фору новичкам. Так, цикл "Мир снов" Леонида Кудрявцева хотя и написан много лет назад, до сих пор современен. Интересный, любопытный сюжет, хотя и не отличается остротой, зато позабавит и развлечет переходами от серьезного текста к веселому, почти что сюрреалистическому.

Но это все наше, отечественное, причем взрослая литература. Что любопытно, подростковая порой почти не уступает ей, а в чем-то даже превосходит. Правда отечественная мне давно не попадала в руки, зато кое-что зарубежное оказалось весьма неплохим. Есть такой иностранный анимационный сериал, "Skyland", малоизвестный у нас в стране. В принципе ничего особого, хотя, на мой взгляд, получше американских однообразных похождений супергероев. Теперь же мир "Skyland"'а получил еще и книжное воплощение. Да, "Острова среди ветров" ориентированы в большей степени на подростковую аудиторию, но и я провел за чтением несколько приятных часов. Проработанные персонажи, интрига, пусть и простенькая, интересный мир. Отмечу лишь один существенный минус, это лишь первая часть цикла, будет ли издано продолжение на русском, пока не известно. А без него читать начало цикла почти бессмысленно. Остается надеяться, что Росмэн не подведет читателей.

В прошлом обзоре я рассказывал о неплохой книге Каменистого про попаданца, первой части нового цикла. Увы, но вторая часть, "На руинах Мальрока" моих ожиданий абсолютно не оправдала. Пропала прежняя интрига, ощущение исследователя и первооткрывателя. Неуловимо изменился стиль, от прежнего, иронично приятного к излишне юморному и глуповатому. Следить за бессмысленными кружениями главного героя, как он вытворяет неизвестно что, было не смешно. Ну, и то, как автор подыгрывает собственным замыслам, пытаясь сделать вид, что все честно, порядком раздражало. Поэтому теперь рекомендовать кому-нибудь знакомиться с этим циклом я не стану. Все же есть вещи и получше.

Много говорили в последние месяцы о проектах, например, про "Анабиоз". Известия, что продажи первых книг идут из рук вон плохо, вызвали немалые споры. Но и не удивительно, учитывая, что первая книга цикла, тоже называющаяся "Анабиоз", получилась исключительно на любителя. На мой взгляд, весьма непритязательного. Большое количество штампов, старательно маскируемых, мутное, затянутое действие, с маловыразительными персонажами, — почти не оставляли книге шансов на успех. А учитывая небольшой, "проектный объем" и ознакомительную, вводную часть, произведение получилось излишне водянистым и пустым. Правда, остается надежда, что другие участники не подкачают.

Анабиоз
Анабиоз
Егерь. Девушка с Земли
Егерь. Девушка с Земли
Миссия доброй воли
Миссия доброй воли

Подвела меня и хваленая "научная фантастика" молодых авторов, Хорсуна и Минакова. "Егерь. Девушка с земли" претендовала на звание продолжателя традиций Стругацких и других фантастов старой школы, но получилось, мягко говоря, не понять что. Сперва легкая доля сюрреализма придавала пикантности, в целом, приятному повествованию, выдержанному в научном стиле. Детальная биология, экосистема, внимание к психологии героев. Но к концу книги остался один сюр, а научность и логичность нервно скреблись за дверью. Попытка сделать интригующий, открытый финал, оставляющий пространство для размышлений, меня разочаровала. Потому что из нескольких перебранных вариантов реальным оказался самый непритязательный и нелепый.

Но были и радостные моменты. Например, полностью оправдала хвалебные отзывы книга Журавлева "Мы — светлые эльфы". Многослойное действие, на первый взгляд, юмористическое, а при детальном рассмотрении, и психологически верное, и довольно оригинальное философское. Нашелся пример любопытной, хотя и своеобразной научной фантастики. Ахманов Михаил вернулся к циклу "Пришедшие из мрака". Новая, написанная в соавторстве книга "Миссия доброй воли", получилась легкой и забавной. Приятное сочетание!

Мы — светлые эльфы
Мы — светлые эльфы
Древний. Расплата
Древний. Расплата

А вот новая книга Тармашева из цикла "Древний""Расплата" подтвердила, что новые части, увы, не дотягивают до прежних. Не вызывают приятных чувств герои, почти никто из новичков не способен встать рядом со старыми героями. К тому же и перекос динамики — преобладание описаний в первой части и действий во второй, сказались на впечатлениях отнюдь не лучшим образом.


Статья написана 20 января 2012 г. 15:28

Ища среди новинок подходящую книгу для написания по ней рецензии, я без долгих размышлений остановил свой выбор на "Паутине удачи", причем сразу по нескольким причинам. Во-первых, из за того, что Оксана Демченко, на мой взгляд, одна из лучших писательниц, постоянно издающихся в последние годы. Но главное, это редкость жанра, в котором она работает — сказочная фэнтези. По крайней мере, я его называю именно так.

Искусная смесь фэнтези антуража, в которую от души добавлено немало уникальных авторских приемов. Добро у Демченко всегда побеждает зло, причем по возможности мирно и бескровно. Вот только сразу же морщиться и говорить, что за ерунда, не стоит. Наверное, раньше я бы и сам не поверил, что подобный сюжет может быть логичен и связен, а психология в книге — достоверной. Но у Оксаны Демченко это отлично получается, вновь и вновь придумывать новые миры и героев, позволяя нам отправиться в увлекательное путешествие.

Стиль мира новой книги оказался близок к довольно популярному сейчас 19-20 веку, но правит всем здесь смесь пара и крайне необычной магии — магии удачи. На размышлениях о ее сути и хитросплетениях событий вокруг нее и строится основная задумка и интрига сюжета. Те, кто знакомы с творчеством Демченко, наверняка, в первой трети книги заметят некоторую схожесть с дебютным романом "Мир в подарок". Несколько героев, кое-какие детали мира, словно заимствованы оттуда. Лишь спустя половину книги понимаешь, что ничего подобного и в помине нет, наоборот автор сумела создать абсолютно новый, необычный мир.

В чем-то он напоминает СССР начала двадцатого века. При этом потрясающе передана атмосфера страха, доносительства и всеобщего недоверия. Но главную роль, конечно, играют люди, остающиеся собой, негнущиеся под напором жизненных обстоятельств. Как бы ни было плохо, надо продолжать бороться и жить, утверждает автор каждой строчкой.

Нередко бывает так, что мужские персонажи у женщин получаются невыразительными, блеклыми картонками, но у в книгах Демченко таких персонажей нет. Каждый герой — яркая индивидуальность, у него свой характер и назвать слабаком и хлюпиком, пожалуй, не получится никого. Чего стоит один Потапыч, а ведь есть еще и Кар..., то есть Король, впрочем дальше продолжать не буду, чтобы не раскрывать сюжетные загадки. Можно взять любого героя и ни один не разочарует. Разумеется, это касается и женских персонажей, которые получились на любой вкус. От серьезной, честной феминистки, до скромной, тихой восточной красавицы.

Хотя автор сама отмечала, но даже без это чувствуется, что при работе над книгой она использовала и отцовские рассказы о прошлом, и собственный жизненный опыт. Так появился уникальный мирок ремонтного поезда, с детально воссозданными деталями быта, описания нелегкого журналистского житья-бытья, и, конечно, необычнейших автогонок. Но все эти идеи были переработаны под особенности мира книги, так появилась диковинная торговля на рельсах, обязательное участие в гонках магов. Безусловно, не обошлось в "Паутине удачи" и без романтической линии, но никаких многостраничных страданий и утомительного нытья нет и в помине.

Вообще, оглядываясь сейчас на написанное, понимаю, что пытаться разбить роман на составляющие не просто трудно, а наверное и бессмысленно. В отличии от многих книг, где сюжет построен рваными кусками — здесь любовь, здесь война, а здесь учеба, в "Паутине удачи" сюжет — словно тканое полотно, где каждая нить переплетается со множеством других. И выдергивать их по одной — бессмысленно, это просто нужно читать. Но даже не пытайтесь проглотить роман залпом, в этом случае его красота останется за кадром — для более вдумчивого и внимательного читателя.

Итог: красивое, редкое по глубине и сложности фэнтези произведение для вдумчивого чтения.


Статья написана 14 января 2012 г. 19:41

В первой части обзора, я попытался передать свои впечатления от первых пяти книг серии Метро. Были там и полный провалы и довольно неплохие книги, которые стоило бы прочесть всем любителям постядерного апокалипсиса. Несмотря на блины продолжили выходить новые книги. В следующей пятерке появились сразу два "региональных" произведения, то есть тех, в которых действие происходит не в Москве, или Питере, а в других местах, довольно отдаленных от столицы России. Одна из них рассказывает вообще про нашу страну — это "Война кротов" Шакилова, описывающая Киев. Другая Буторина — про север России, про его бескрайние, заснеженные просторы. Так что жизнь продолжилась, приключения зовут в путь все новых и новых героев, самых разных профессий...


6.

Кузнецов Сергей "Мраморный рай".
Довольно неоднородное произведение, в котором встречаются как вполне удачные эпизоды, так и откровенно провальные. Начало, описание быта станции вселило надежду, что книга получится очень даже неплохой. Первые претензии появляются вскоре после начала путешествия. Часть происшествий по время путешествия недостаточно реалистичны, слишком неестественны. Тем не менее в целом особого раздражения произведение не вызывает. Наверное главный недостаток слабая, легко разгадываемая интрига, а также некоторую надуманность концовки. У автора не получилось органично вписать его в общую канву, несмотря на все старания.
Итог: средненькое, непримечательное произведение, о нелегком путешествии героев.

Моя оценка: 7[/p]




7.

Цормудян Сурен "Странник".
С творчеством этого автора, а точнее циклом "Второго шанса не будет", я был давно знаком. Поэтому с интересом взялся за чтение его нового романа. Конечно, автору пришлось считаться с правилами книжной серии, поэтому столь же широко прописанного мира он создать не мог. Многое уже было определено и рассказано. Но тем не менее и здесь Цормудян не упустил возможности добавить странных, загадочных существ. Хотя завязка вырисовывается постепенно, зато динамичность сюжета не позволяет расслабиться ни на секунду. Погоня, то что по идее труднее всего, как следует и пословицы. Действительно тяжело. Особенно, если гонишься за опасным существом. Автору удалось сохранить напряжение до конца книги, что безусловно пошло ей на пользу.
Итог: хорошая, приятная книга, с добротным слогом и сюжетом.

Моя оценка: 8




8.

Буторин Андрей "Север".
Эта книга изначально выбивалась из общего ряда серии. Наверное, первая после "Путевых знаков", действие в которой происходит на большем пространстве, не затрагивая метро, какого бы то ни было города. Главному герою, выросшему после катастрофы, не знающему прежнего мира, приходится узнать много нового о нем. Любопытны описания останков умершего мира глазами стороннего человека, не имеющего ни малейшего представления о цивилизованной жизни. Собственно это и есть изюминка книги, в основном ничего примечательного в ней нет. Стандартное, развлекательное чтение для непритязательных читателей. Не радующие живостью герои, порой нудное и монотонное течение сюжета, полная чушь в отношении "особого" минерала.
Итог: скучноватое произведение, лишенное плюсов "подземных" книг, зато обогащенное описаниями измененной природы и уцелевших следов жизни человека.

Моя оценка: 5




9.

Антонов Сергей "В интересах революции".
По сравнению с первой книгой вторая получилась менее удачной. Отчасти пропала новизна приемов, стиль мышления героя начал надоедать, отчасти пропал прежний размах. Да и коммунисты, продолжающие быть главными злодеями, выглядели слишком уж картонно и шаблонно. Сам сюжет вообще неказист на удивление, абсолютно линеен. Герой практически не принимает решений, выбор уже сделан за него. Все, что ему остается — топать вперед, попадая в ловушки, выбираясь из них, вновь ошибаясь и исправляя последствия своих ошибок. Персонажи почему-то больше напоминают ходячий набор штампов, чем что-то реальное.
Итог: невыразительная, проходная книга, подходящая тем, кому понравилась первая часть.

Моя оценка: 7




10.

Шакилов Александр "Война кротов".
Ужас, самый настоящий кошмар. Так хочется охарактеризовать очередное произведение серии. К счастью, я не киевлянин и не украинец, поэтому не мне должно быть обидно за столь безобразно изображенный народ. Понятно, что еще Глуховский ввел моду на разделение людей на группировки по довольно произвольным принципам, но здесь эта идея доведена до полного абсурда. Итак, автор наполнил станции странными, явно сбежавшими из дурдома людей. Как они прожили почти два десятка лет непонятно. По логике вещей — должны были вымереть в первый же год. И амазонки, и запорожцы — одинаково нежизнеспособны. Логика и здравый смысл тут и ночевали. Весь роман — как один сплошной глюк. И это при довольно оригинальной профессии главного героя, и некоторых интересных, но нераскрытых завязок.
Итог: крайне слабое, бессмысленное произведение. Не рекомендую его читать ни кому.

Моя оценка: 4





Продолжение следует...


Статья написана 31 декабря 2011 г. 09:42

Итак, пора сбросить маски и объявить результаты!

Место: 1

Автор: kagami

Псевдоним: Хливкий Шорёк

Средний балл: 9,66

Место: 2

Автор: Морана

Псевдоним: Бармаглот

Средний балл: 9,58

Место: 3

Автор: SBA

Псевдоним: Персиваль Шуттенбах

Средний балл: 9,00

Поздравляем победителей, благодарим участников и гостей портала! Это был отличный конкурс! Всех с наступающим Новым Годом! Мы надеемся, что конкурсные рассказы добавили в вашу жизнь хотя бы капельку новогоднего настроения!

Подробности и рассказы можно найти в теме







  Подписка

Количество подписчиков: 284

⇑ Наверх