Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 2 августа 2009 г. 10:07

Эта заметка — юбилейная, сотая запись в моей колонке. К тому же не за горами двухлетие моего пребывания на сайте. По этому поводу я решил провести мини-опрос среди читателей колонки. Каждый желающий может оставить комментарий к этой записи с названием фантастической книги, отзыв на которую они хотел бы прочесть. Обязуюсь написать подробный отзыв на ту книгу, на которую будет больше всего заявок. Жду ваших комментариев:-)


Тэги: Опрос
Статья написана 1 августа 2009 г. 10:26

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Мария Галина – автор многих произведений очень достойного уровня, но в этот раз она превзошла саму себя, создав настоящий шедевр. О чем эта книга? О Жизни и Смерти, о Любви и ее отсутствии, о путешествии в поисках невозможного и об обретении себя.

Некоторое время после прочтения этого романа я находился в состоянии легкого обалдения, и только сейчас пытаюсь привести в порядок свои мысли и чувства.

Для начала о самом очевидном – о сюжете. На первый взгляд, роман распадается на две практически полностью самостоятельные части. Одна из них повествует о борьбе работников некой организации с опасным духом, пробравшимся в советский город, другая – описание поразительного путешествия в страну мертвых. Не буду останавливаться на сюжетных подробностях, скажу лишь, что для отечественной литературы обе темы являются совершенно оригинальными и дают огромный простор для фантазии автора.

Автор попроще живенько слепил бы на основе этих идей крепкий боевичок на тему: «Наша служба и опасна и трудна», но Галина не ищет легких путей. В итоге у нее получился мистический триллер, который держит читателя в постоянно нарастающем напряжении от первой страницы до последней. Не пренебрегая «приключениями тела», Галина ставит перед каждым из своих героев выбор, выбор трудный и мучительный, определяющий всю дальнейшую судьбу. И этот выбор всякий раз оказывается понятен читателю и оправдан.

Нельзя не упомянуть о героях романа. Отмечу просто поразительное мастерство, с которым автор описывает и главных действующих лиц и совершенно второстепенных персонажей. Если первая часть поражает достоверностью и узнаваемостью портретов, вплоть до каких-нибудь бегуна и собачника, то во второй части каждый эпизодический образ, вроде деда-перевозчика, хоть и сюрреалистичен, но просто-таки врезается в память. В романе есть безусловно отрицательные персонажи, например, Герега, но, по сути, нет безусловно положительных. Даже Стефан Михайлович и Василий выступают отнюдь не в качестве рыцарей без страха и упрека. Читателю придется самому разбираться, кто из действующих лиц заслуживает уважения, кто – жалости, а кто – только презрения.

Теперь о идее романа. Первое впечатление – Галина выносит безжалостный приговор всему советскому строю, показывая всю его гнилость и лживость. Все недостатки, все слабые места были вскрыты так точно и умело, что возразить автору очень сложно. Но задача Галиной снова оказалась гораздо сложнее и глубже, чем очередное «пинание дохлого льва». Где-то к середине первой части начинаешь понемногу понимать, что советские реалии – всего лишь декорации, хоть и очень удачные, а главное в романе – поиск героями самих себя. И если Розка и Петрищенко строят свою жизнь хоть и в экстремальной ситуации, но в привычных условиях, то Евгению и Инне приходится совершить совершенно немыслимый квест, чтобы все равно прийти к самим себе. И очень символично, что все материальные блага оказываются совершенно ненужными и даже лишними на этом нелегком пути. Автор напоминает нам, что за все в жизни приходится платить, и именно эта идея, эта страшная плата намертво сшивает две такие разные части романа.

Не могу не отметить прекрасный стиль автора и образность ее романа. Показывает ли Галина привычные картины жизнь портового города или описывает поразительную страну мертвых, все равно словно видишь это своими глазами. В результате автор легко вызывает у своих читателей соответствующее настроение. Я раздражался, видя мерзкие картины совковой жизни, жалел несчастную Розку и Елену, боялся, когда Роза чувствовала тяжелый страшный взгляд в спину, и переживал почти до слез в финальной сцене.

Одна из самых сильных сторон писательского таланта Галиной – умение соединять обыденные реалии с мистическими, потусторонними элементами. И именно в этом романе подобное умение проявилось в полной мере. А еще не могу не отметить психологию человека городского. Если в родном городе даже кошмары выглядят довольно обыденно, то реалии украинского села в описании автора сами по себе таинственны и фантасмагоричны.

Об этой книге можно говорить еще долго, находя в ней все новые и новые вопросы и ответы. Так что смело рекомендую "Малую Глушу" всем, кто хочет прочесть действительно сильный роман. А вот любителям стандартных фэнтезийных квестов стоит задуматься, осилят ли они нелегкое путешествие в страну мертвых.

Более полную информацию о книге Галиной и эксклюзивное интервье с писательницей можно найти в колонке Наше Дело


Статья написана 29 июля 2009 г. 20:07

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

По своей извечной привычке знакомство с творчеством Сюзанны Кларк я начал не с романао Стрендже и Норреле, а с этого сборника рассказов и, видимо, совершил ошибку. Видно, что эти истории являются некими фрагментами, примыкающими к чему-то большему, что, впрочем, не мешает им оставаться вполне самостоятельными произведениями.

Общее впечатление от сборника несколько странное. Уважаемые коллеги сравнивали эти рассказы с печеньем, испеченным из того же теста, что и торт. Мне же сборник скорее напомнил яркую коробку конфет-ассорти. Посмотрим, что же скрывается в середине.

Итак, по порядку.

Дамы из Грейс-Адье. Этот рассказ сразу задает тон всему сборнику. Первое впечатление: миленько, но пустовато. Очень многословное описание предыстории событий, волшебник Стрендж, которого зачем-то приплели к рассказу, достаточно смутно описанный ключевой эпизод и несколько неожиданная и достаточно жесткая развязка. Это как раз тот случай, когда ни один из персонажей истории не вызывает особых симпатий. И зарвавшиеся гуляки получили по заслугам, и юные хищницы в общем-то заслужили того же. В итоге послевкусие от истории такое, как будто в обертке от карамели обнаружился, скажем, соленый огурец. Вроде бы неплохо, но что-то не так. — 7 баллов.

На Гиблом холме. Сама по себе история симпатична, но в том-то и дело, что я ее уже читал раньше в каком-то сборнике английских сказок. Да, написано неплохо. Да, образы славных ученых особенно хороши. Но в целом авторская работа минимальна и сводится к простому пересказу известной истории. В обертке от карамели обнаружилась вторая обертка, в ней третья. В итоге я держу в руках несколько красивых фантиков и недоумеваю еще больше. — 6 баллов

Миссис Мабб. Снова вариации на тему достаточно известной сказки, но в данном случае — действительно самостоятельное произведение. История борьбы обычной девушки и эльфийской королевы за свою любовь получилась удачной и поучительной. Вот, наконец, что-то, похожее на конфетку, правда с чересчур карамельным вкусом... — 8 баллов

Как герцог Веллингтон потерял своего коня. История была бы достаточно симпатичной, но у нее есть два серьезнейших недостатка. Первый — слишком уж она не вяжется с остальными произведениями сборника. Совершенно не понимаю, зачем надо было использовать для этой истории геймановские реалии. Второй — история слишком уж схематична и напоминает талантливый набросок, но не полноценный рассказ. А ведь задумка очень неплоха, а концовка рассказа довольно изящна, но… На сей час в конфетной обертке обнаружилась деревяшка с надписью «Конфета». — 7 баллов

Мистер Симонелли, или Эльф-вдовец. И еще один парафраз сказочной истории, на сей раз еще более далекий от оригинала. В итоге получился один из лучших рассказов сборника. В нем есть все от хорошей «фэйри стори». Интересный сюжет, достаточно неоднозначный главный герой, немного колдовства, немного смекалки, немного реалий Англии 19 века — и получилась настоящая конфетка — крепкий орешек из эльфийских лесов в сладком шоколаде авторского стиля. — 8 баллов

Том Ветер-в-поле, или Как был построен волшебный мост в Торсби. Вот первая и единственная совершено оригинальная история из сборника, которая не выглядит ни отрывком, не попавшим в роман, ни пересказом английской сказки. И именно эта история понравилась мне больше всех. Очень необычные герои истории производят впечатление. Дружба эльфа и еврея — действительно нетривиальна. Запоминается фантастичный характер строительства. А вот семейные отношения у эльфов выглядят не очень убедительно. В рассказе много тонкой иронии, много ярких образов, и весьма необычная мораль, совершенно нетипичная для сказки. Вот и получился настоящий «Твикс» — два в одном — отличная фэнтези с глубоким подтекстом и красивая сказка. — 9 баллов

Гротески и аллегории. Еще одна история, совершенно выпадающая из общего контекста сборника. И дело не только в том, что в ней фигурируют вполне реальные персонажи английской истории. И не в том, что фантастический элемент остается только в намеках и предположениях, а не в реальности рассказа. Просто не ожидаешь встретить такую жесткую историю отчаянных и безнадежных метаний главной героини в этом сборнике. Так что в середине этой конфетки обнаружился настоящий бифштекс с кровью. — 7 баллов.

История о Джоне Аскглассе и углежоге из Камбрии. Сколько уже прочитано сказок и историй о том, как простой человек, этакий Иванушка-дурачок посрамил знатного и влиятельного вельможу. Сюзан Кларк адаптировала этот вечный сюжет к истории своего героя Короля-ворона. Несмотря на всю неоригнальность этой истории она получилась действительно живой и симпатичной, хоть и несколько наивной. Чувствуется в ней старой доброй Англии, где непокорные йомены имели привычку не склонять голову даже перед королем. Запомнились нетрадиционные трактовки образов святых. В итоге на закуску досталась конфетка с крепким английским элем. — 8 баллов

Что получилось в итоге? Сказать непросто. В творчестве Сюзанны Кларк есть немало сильных сторон: прекрасное владение словом, нестандартные подходы к известным сюжетам, герои, вызывающие симпатию. Однако, есть в нем и не менее очевидные минусы, главный из которых — вторичность большинства рассказов то ли к народным сказкам, то ли к творчеству других авторов, то ли к собственным идеям. Многие истории выглядят недостаточно проработанными. Ну а кроме того, сборник производит очень уж эклектичное впечатление. В итоге внутри пресловутой конфетной коробки обнаружилось самое настоящее ирландское рагу из романа Джерома, где содержимое каждой конфетки совершенно непредсказуемо и не слишком сочетается друг с другом. К счастью, дохлой крысы среди конфет не обнаружилось, но пара пустышек там точно есть.

Общая оценка — за счет отличного стиля ближе к 8 баллам, но автор, безусловно, заслуживает более тесного знакомства с ее творчеством.

Ну и напоследок — немного рекламы.;-) На сайте создана рекомендательная колонка Наше Дело. Обратите внимание!


Статья написана 27 июля 2009 г. 21:02

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

После того, как в сообщениях и отзывах активно замелькала фамилия Стросса, я тоже не выдержал и решил ознакомиться с творчеством этого автора, для чего и выбрал роман «Семейное дело». Прочитав же эту книгу, остался в полном недоумении. Иной раз пара рассказов дают более полное представление об авторе, чем этот томик. Начну с того, что «Семейное дело» — первый том цикла «Принцы торговли». С трудом могу назвать это романом. По сути, две трети произведения представляют собой введение в цикл, краткое знакомство с миром и действующими лицами. Более-менее активное действие начинается ближе к концу произведения и тут же обрывается буквально на полуслове. Такое впечатление, что книгу просто разделили на части для того, чтобы содрать больше денег с покупателей. В итоге целостное впечатление от творчества автора получить не удалось.

Теперь о сюжете. Впоследнее время, когда я ставлю в классификаторе галочку в графе «Наши в другом мире», я внутренне содрогаюсь. Уж очень много произведегний используют этот прием, и очень уж велик среди них процент совершенно нечитаемой ерунды. В целом, Стросс выделяется здесь в лучшую сторону, но не слишком.

Завязка романа довольно стандартна. Некая журналистка, занимающаяся расследованиями, неожиданно выясняет, что ее настоящая мать была убита 32 года назад. Среди вещей матери оказывается странный предмет, после длительного изучения которого героиня оказывается в параллельном мире. Этот параллельный мир по своему развитию пребывает на уровне средневековья. Зато люди, обладающие способностью перемещаться из одного мира в другой, образуют могущественные Кланы — полумафиозные организации, обладающие большим влиянием в обоих мирах. Главная героиня по праву рождения может претендовать на значительную часть доходов одного из Кланов. Но у многих влиятельных людей совсем другие планы.

В принципе, на основе этой завязки можно было бы написать весьма увлекательное произведение. Но, увы, по первому тому это сказать трудно.

Во-первых, герои словно сошли со страниц женского романа.

Главная героиня — типичная представительница среднего класса, достаточно непримечательная серая мышка, которая вдруг оказывается влиятельной графиней. Отчетливо видно, как героиня, выражая недовольство средневековым бытом, одновременно «ловит кайф» от шикарных нарядов, драгоценностей и прочей мишуры. Ну и конечно, она самая умная, хитрая и обаятельная.

Бойфренд главной героини — интеллектуал, обаяшка, крутой мэн, скромник и страстный любовник в одном лице — идеал домохозяйки средних лет.

Лучшая подруга главной героини — верна и надежна, но при этом совершенно теряется на ее фоне.

Прочие персонажи женского пола — делятся на милых дам, которые в восторге от главной героини и противных грымз, которые о ней противоположного мнения.

Прочие персонажи мужского пола в основном представлены козлами разной степени козлистости.

Вторая, весьма не понравившаяся мне деталь произведения — идея прогрессорства, которая так и сквозит у главных героев. Причем прогрессорство это — худшего американского толка — пойти и научить тупых аборигенов, как надо жить по лучшим американским стандартам.

Третья особенность книги — очень медленное и плавное развитие событий. Во многом, это даже оправданно. Лично мне понравилось то, что героиня, оказавшись в незнакомом мире, не лезет напролом, а пытается его аккуратно изучить, не рискуя без крайней необходимости. Но в результате действия в и без того очень небольшом романе — кот наплакал.

Ну и, кроме того, в ряде эпизодов, на мой взгляд, налицо явные нестыковки. Руководство Кланов то проявляет очень высокий профессионализм и демонстрирует незаурядные возможности, то позволяет героине обводить себя буквально вокруг пальца. Как-то вообще отдельные части слишком не вяжутся между собой.

На что это больше всего похоже по сюжету — на цикл Марка Энтони «Последняя руна», но первые романы Энтони понравились мне заметно больше.

Стоит ли это читать? До сих пор не могу дать внятного ответа. Отдельные эпизоды романа весьма неплохи, да и интрига в конце начала как-то завязываться. И все же минусов в нем, на мой взгляд, больше. Возможно, в следующих романах действие будет развиваться гораздо интересней, но, боюсь, я об этом не узнаю. Оценка — 6 баллов

Ну и напоследок — немного рекламы.;-) На сайте создана рекомендательная колонка Наше Дело. Обратите внимание!


Статья написана 27 июля 2009 г. 11:02

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Григорий Панченко малоизвестен как фантаст, но гораздо более известен как знаток старинного вооружения и популяризатор знаний о нем. Его книги и статьи, написанные о самом различном оружии, отличаются достаточно богатым и достоверным фактическим материалом, и легким и доступным даже неспециалисту языком изложения. В этой книге объединены издававшиеся в разное время статьи Панченко о мечах, доспехах, луках, метательных машинах. Кроме того, в сборник включены исследования о роли гладиаторов в Древнем Риме, о возможностях и проблемах драконоборства, о происхождении легенды про амазонок и о реальных женщинах-воительницах.

Главные достоинства книги:

1. Статьи Панченко содержат богатый фактический материал. Даже мне, как профессиональному историку, удалось узнать из них немало нового, в первую очередь об экзотических разновидностях мечей и об особенностях их использования, а также о различных метательных машинах древности.

2. Статьи Панченко очень легко читаются. Далеко не каждый автор способен так удачно расцветить скучную, на первый взгляд, информацию об особенностях клинков или ТТХ каких-нибудь баллист.

3. В своих статьях автор немало места уделил анализу описания применения различных видов холодного и метательного оружия в романах коллег-фантастов. Думаю, многим читателям было бы любопытно узнать, насколько точными оказались описания одних авторов и как грубо, увы, ошибались в своих произведениях другие. Ну а начинающим фантастам вдвойне полезно ознакомиться с этой книгой, дабы не смешить читателя описаниями того, как девочка-подросток орудует двумя двуручными мечами (привет Горькавому).

4. Автор уверенно чувствует себя на грани между реальной историей и фантастикой, периодически допуская очень смелые фантастические допущения. Мне, например, было очень интересно познакомиться с гипотезами автора относительно особенностей драконоборства.

Главные недостатки книги:

1. Все-таки «Горизонты оружия» — не цельное исследование, а набор статей. Поэтому, описывая мечи, автор не уделяет внимания саблям, описание доспехов оказывается чрезмерно кратким, о щитах в книге не сказано вообще ничего и т.д. Так что на звание всеобъемлющего исследования эта книга никак не может претендовать. Да и видно, что познания автора далеко уходят за пределы того, довольно скромного объема информации, который увидел свет в этой книге.

2. Отдельные статьи, в первую очередь о гладиаторах и амазонках, будучи достаточно любопытными сами по себе, все же сильно выпадают из общего контекста сборника. Впрочем, эта претензия скорее к редактору, нежели к автору.

А вообще, смело рекомендую этот сборник к прочтению всем, кто интересуется фэнтези, как авторам, так и читателям

Ну и напоследок — немного рекламы.;-) На сайте создана рекомендательная колонка Наше Дело. Обратите внимание!





  Подписка

Количество подписчиков: 389

⇑ Наверх