Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 26 июля 2009 г. 21:08

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Прочел «Пересмешника» с большим удовольствием. На мой взгляд он вместе с «Мантикорой» — лучшие романы автора. Если искать сходство «Пересмешника» с другими произведениями, то ближе всего, на мой взгляд, «Гаррет» Глена Кука.

В первую очередь, конечно, бросается в глаза мир, в котором происходит действие, мир красочный, на первый взгляд совершенно невозможный. Трудно представить себе возможное сосуществование такого огромного количества разнообразных видов разумных существ. Но постепенно автор показывает нам свой мир с разных сторон, описывает его обширную историю, необычные религии, особенности географии, обычаи разных разумных. К концу романа в Рапгаре я уже мог ориентироваться не хуже, чем в реальном городе, карту которого тщательно изучил. Вот такая любовь автора к созданному им миру не может не вызвать интерес читателей.

Во-вторых, действующие лица. Пересмешник Тиль выгодно отличается от типового героя стандартного фэнтезийного боевика. Не часто автор дает себе труд показать характер своего персонажа в развитии, изобразить его не безусловно положительным героем, не тупым мордоворотом, а вполне реальной личностью, со своими достоинствами и недостатками. Из второстепенных героев не все проработаны столь тщательно. И все же Талер, Катерина, Старый Лис запоминаются и производят впечатление.

В-третьих, сюжет. Что требуется от приключенческого фантастического романа? Закрученный сюжет с множеством неожиданных ходов, который держит читателя в напряжении до последних страниц. Все это есть в Пересмешнике с избытком. Роман действительно очень увлекателен. Увы, разные виды разумных существ (кроме мяурров) по сути не сыграли никакой роли в сюжете, оставшись лишь колоритными декорациями. А я, признаться был уверен, что

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Ночной Мясник — это разумная паучиха из Скваген-жольца. Ну кто еще мог так легко разделывать свои жертвы?

В итоге некоторые моменты в концовке оказались несколько банальными, а легкая победа над одним из главных злодеев — Мясником, вообще слегка надуманной.

Не могу не отметить, что роман, не блистая какими-то особыми красотами языка, тем не менее читается очень легко, буквально на одном дыхании.

В романе немало интересных задумок — начиная от Обликов и Атрибутов лучэров, заканчивая весьма оригинальной историей создания этого мира и его демонологией. Не все из них полностью реализованы, но многие выглядят весьма многообещающе. А уж сочетание магии и технологий получилось очень удачным. В итоге большинство реалий соответствуют земным концу 19 — началу 20 века, хотя есть и явные отличия.

Хорошо, что автор не стал затягивать роман и превращать его в многотомную эпопею, хотя, думаю, Пехов еще вернется к этому миру. Уж больно любопытным он получился.

В итоге смело рекомендую этот роман всем, кто хочет прочитать отличную приключенческую историю. Оценка — 8,5 баллов.

Ну и напоследок — немного рекламы.;-) На сайте создана рекомендательная колонка Наше Дело. Обратите внимание!


Статья написана 17 июля 2009 г. 11:04

Доктор Пилюлькин об Астровитянке


Статья написана 13 июля 2009 г. 18:31

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

– Фантастика не есть «литература крылатой мечты» для любознательных подростков, увлекающихся авиамоделизмом. Она шире этого определения.

– Фантастика не есть «литература о замечательных достижениях науки и техники». Она значительно глубже этого определения.

Аркадий и Борис Стругацкие

Перед нами — очередной образчик "бестселлера для подростков". Вот рецепт этого экзотического блюда: Берем волшебную школу от Гарри Поттера (куда ж без нее). Помещаем туда героиню, несколько напоминающую Алису Селезневу. Добавляем часть персонажей из любых книжек про пионеров, а часть — из сериалов вроде бандитского Петербурга. Забрасываем все это на Луну, полученную скрещиванием Хайнлайна с Носовым. Перемешиваем сам текст с пространными отступлениями на научно-популярные темы, как у Жюль Верна. Эти пространные отступления выдергиваем из "Науки и жизни" и "Юного техника". Пробуем все это на вкус. Горько! Горько! Горько! Ой, что-то я увлекся. Мы же не на свадьбе. Горько, что это малосъедобное месиво пытаются выдать за книгу, интересную и полезную для подрастающего поколения.

Что же может привлечь читателя в книге?

Во-первых, сюжет. С этим, увы, не сложилось. Основная сюжетная линия, если выбросить из книги все околонаучные изыски, крайне скупа и вся укладывается в десяток эпизодов. Причем, эти эпизоды пестрят самыми что ни на есть вопиющими натяжками, начиная от чудесного выживания героини на астероиде и заканчивая метким броском яблока девочкой, после которого ее противник попадает в больницу. Я понимаю, что в приключенческих романах нередко главный герой выходит сухим из воды из крайне затруднительных ситуаций, но хоть минимальное правдоподобие и следование своим же правилам игры автор должен демонстрировать! Возможно, подростка что-то и может заинтересовать, но взрослому читателю многочисленные штампы скорее наскучат.

Во-вторых, персонажи. Главная героиня, по мнению автора — обладатель всевозможных и всеневозможных достоинств. Правда, у меня она почему-то вызвала, скорее раздражение, а ее поведение, которое автор трактует как "свободное от социальных предрассудков", больше похоже на обычное хамство. При этом, когда ей действительно необходимо, она вполне успешно пресмыкается перед власть имущими. Да и вообще, трудно представить, что человек, выживший в изоляции от человеческого общества, будет демонстрировать столь высокий интеллектуальный потенциал и обладать крайне устойчивой психикой.

Ее друг Джерри. "Верный спутник главного героя мускулист более, а умен менее главного героя" (А. Свиридов) Больше тут добавить нечего.

Прочие персонажи. Я понимаю, что неоднозначный характер персонажей и его развитие присутствует не во всякой детской книге. Но здесь плоскость персонажей превосходит всякие границы. В старых ковбойских фильмах плохие персонажи носили черные шляпы, а хорошие — белые, чтобы зритель не очень утруждался. Горькавый же просто пишет у них огромными буквами на лбу — Плохой и Хороший с первых же строк знакомства.

В-третьих, приключения. А здесь уже скорее индийское кино. Те моменты, когда положительный герой в беспомощном виде попадает в лапы главному злодею, и тот, размахивая десятком револьверов и сабель, начинает долго рассказывать главному герою, что именно он с ним сделает, до тех пор, пока герой не сообразит, как ему одолеть злодея или не дождется подмоги.

В-четвертых, оригинальность. Конечно, Гарри Поттер — наше все. И автор этого не стесняется. Но можно хоть число факультетов изменить или избавиться от распределяющей шляпы! Нет, максимум на что хватило фантазии автора: заменить метлы на крылья, а Запретный Лес на Запретные пещеры.

В-пятых, интересный мир. Увы, он описан автором настолько скупо, что сказать о нем что-то определенное просто трудно. Понятно, что строй авторитарно-капиталистический. А деталей, видимо. автор и сам не знает.

В-шестых, научность. Я всячески поддерживаю принцип: "Развлекая — обучай". Но это же тоже надо уметь делать! Я до сих пор прекрасно помню спор Мак-Наббса с Паганелем о путешественниках в Австралии или повадки разных видов носорогов, описанных Майн Ридом. А вот Горькавый напихал отрывки из каких-то научных исследований в свой текст самым топорным образом. Мало того, что они изложены скучно и сложно для подростка, автор еще и излагает их с чрезвычайным апломбом и самоуверенностью. Такое впечатления, что критикуя одни идеи и восхваляя другие, автор продолжает научный спор с некими своими оппонентами. При этом научность подобных изысканий довольно сомнительна. В одних случаях излагаются очевидные вещи (вроде истории о мудрецах и колпаках, взятой из Перельмана). В других — спорные (теории связанные с Большим взрывом и происхождении Луны). В третьих — очень сомнительные (например, о том, что природа возникновения полос на шкуре животных и возникновения колец Сатурна одинакова). Могу добавить, что увлеченно излагая физические теории, автор обходит десятой дорогой историю, литературу и прочие гуманитарные науки. В итоге, эти "научные" вставки только рвут на части сюжет, а их полезная нагрузка минимальна.

Ну и последнее. "Все жанры хороши, кроме скучного" (Вольтер). Я готов простить книге очень многое: недостатки сюжета, отсутствие глобальных идей, наличие штампов, в том случае, если я читаю ее с интересом. "Астровитянку" я домучал с третьей попытки, исключительно потому, что надеялся найти хоть какую-то причину для восторгов. Увы! Книга слишком наивна для опытного читателя, слишком скучна для молодого, а за продолжение я и браться не буду.


Статья написана 6 июля 2009 г. 23:30

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Из современных авторов, пишущих приключенческое фэнтези, Голотвина, вместе с Ночкиным и Раткевич, входит в число моих любимцев. Да и творчество ее схоже с произведениями двух вышеупомянутых авторов. С Ночкминым Голотвину роднит умение от произведения к произведению строить по кирпичику огромный и очень живой мир, выводя на передний план то одного, то другого персонажа, совсем не геройского вида. С книгами Раткевич романы Голотвиной вообще очень похожи — и некой надзидательностью, и неспешным действием, и непоколебимой уверенностью в победе сил добра и справедливости.

Роман «Привычное проклятие» очень типичен для творчества автора. С одной стороны, он — вполне самодостаточное произведение, с другой стороны, многие ниточки связывают его с другими романами Грайанского цикла. В этот раз в центре событий оказывается постоялый двор бывшего десятника Кринаша. Именно сюда, в лесную глухомань, судьба приводит самых разных людей — беглого вельможу и бродячего певца, знаменитого актера и мастера-резчика. В окрестных лесах шляются стражники и разбойники, тролли и ящеры из другого мира, и все их действия сплетаются в тугой клубок сюжета, разбираться в котором нелегко, но увлекательно. Далеко не все персонажи оказываются теми, за кого они себя выдают, и если в одних случаях мне удалось раскрыть их загадки, то пару раз автор сумела меня полностью запутать. Главной же виновницей сумятицы вокруг постоялого двора оказалось проклятие бабки Гульды, и эта старая ведьма тоже отнюдь не проста.

В общем, приключения получились очень увлекательными с одной стороны и нравоучительными с другой. Автор не устает напоминать нам, что зло, подлость, коварство обязательно будут наказаны, а добро вознаграждено, что оступиться может каждый, но мужество признать и исправить свой проступок есть не у всех, что даже у самого непривлекательного существа может оказаться любящее и храброе сердце, а злодейство нельзя оправдать никакими высшими соображениями.

Герои романа напоминают персонажей старой доброй пьесы: добрый король и глупый вельможа, коварная ведьма и храбрый воин, бродячий певец и прекрасная принцесса. Все они играют свои роли и играют их ярко и убедительно.

Да, временами роман кажется несколько наивным. В ходе развития сюжета многовато совпадений и роялей в кустах.

И все же перед нами очень симпатичная и добрая фэнтези, способная не только ненавязчиво научить многому молодого читателя, но и доставить немало приятных минут читателю более умудренному.


Статья написана 6 июля 2009 г. 21:11

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Сперва пару слов о романе:

Место действия: богатый торговый город Сарайкет, обязанный своим величием плененному могучему духу — анданту.

Фантастическое допущение: с помощью особой поэтической магии можно подчинять духов, способных дать месту своего обитания богатство и плодородие и защитить его от врагов.

Основная интрига: государство Гальт организовывает заговор с целью погубить поэта Хешая и освободить анданта Бессемянного.

Только не подумайте, что перед вами очередной приключенческий роман. «Тень среди лета» написана в не слишком привычном для меня жанре «психологическое фэнтези». В романе мало действия, мало магии, а основное внимание автора сосредоточено на тонкостях взаимоотношений между героями. Должен признаться, поначалу роман казался мне скучноватым, но затем автору удалось увлечь меня и я с головой погрузился в сложный узел судеб, завязавшийся на жарких улицах Сарайкета.

Самая сильная сторона романа — его герои, описанные очень убедительно. Каждый из них — от юного ученика поэта Маати до старой Амат — живой человек со своими достоинствами и недостатками, страхами и надеждами. Каждый стремиться найти свое место в этом мире и каждому предстоит сделать нелегкий выбор.

Кому-то между выгодой и совестью, кому-то между местью и прощением, кому-то — между собственным преступлением и злодеянием, способным погубить целый народ. Кто-то ищет свою дорогу сам, кто-то следует за своей судьбой. Автор ставит перед своими героями и читателями нелегкие вопросы, на которые нет однозначных ответов.

Вместе с тем, роман не лишен недостатков. Порой действие слишком затянуто. Ну а хуже всего то, что ряд важных эпизодов в книге выглядят совсем неправдоподобно.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Например, превращение Амат из скромного бухгалтера в хозяйку борделя выглядит очень сомнительным. Комбинация по устранению поэта выглядит чересчур надуманной. Человека, который имеет обыкновение напиваться и искать приключений в веселых кварталах, можно убрать гораздо проще. Непонятно, почему столь практичный человек, как хай Сарайкета, не организовывает слежку за своим беспутным поэтом и его охрану. И еще — после убийства поэта все подозрения в организации заговора с вытекающими последствиями должны были пасть на Амат, но почему-то этого не происходит

Эти и другие натяжки сильно портят впечатление от романа.

В результате я готов смело рекомендовать этот роман поклонникам психологизма в фэнтези, а вот тем, кого больше интересует действие, эту книгу лучше пропустить


Тэги: Абрахам



  Подписка

Количество подписчиков: 389

⇑ Наверх