FantLab ru

Джек Вэнс «Лунная моль»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.19
Голосов:
145
Моя оценка:
-

подробнее

Лунная моль

The Moon Moth

Другие названия: Лунный мотылек

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 36
Аннотация:

Эдвер Тиссел – новый консул Объединенных Планет на Сирене. Местное общество кастовое, оно подчинено множеству негласных правил. Все свободные граждане, включая инопланетян, должны носить подобающие их статусу-«стракху» маски, общаться только в стихах и под аккомпанимент особых музыкальных инструментов. Маска Лунной Моли, которую вынужден носить новичок, означает, что ее носитель – ничто, пустое место. Тем временем, на планету прибывает убийца, прекрасно знающий местные обычаи. Он убивает одного из инопланетян, скрывается под его маской, и начинает охоту на консула. Как чужаку Эдверу с его нулевым стракхом спастись и разоблачить убийцу?

Входит в:

— условный цикл «Modern Classics»  >  антологию «Modern Classics of Science Fiction», 1991 г.

— условный цикл «La Grande anthologie de la science-fiction»  >  антологию «Histoires de la fin des temps», 1983 г.

— условный цикл «Alpha»  >  антологию «Alpha 1», 1970 г.

— условный цикл «The Great SF Stories»  >  антологию «The Great SF Stories #23 (1961)», 1991 г.

— антологию «Фата-Моргана 3», 1992 г.

— антологию «Science Fiction Hall of Fame Volume 2B», 1973 г.

— сборник «The World Between and Other Stories», 1965 г.

— сборник «The Worlds of Jack Vance», 1973 г.

— сборник «The Best of Jack Vance», 1976 г.

— сборник «Green Magic», 1979 г.

— сборник «Coup de Grace and Other Stories», 2001 г.

— сборник «Лунная Моль и другие рассказы», 2005 г.

— сборник «The Jack Vance Treasury», 2007 г.

— антологию «The Road to Science Fiction #4: From Here to Forever», 1982 г.

— антологию «The Road to Science Fiction: Volume 4: From Here to Forever», 1996 г.

— антологию «Yesterday’s Tomorrows», 1982 г.

— журнал «Galaxy Magazine, August 1961», 1961 г.


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1992 // Малая форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 


Фата-Моргана 3
1992 г.
Лунная Моль и другие рассказы
2018 г.
Лунная Моль и другие рассказы
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Зов далеких планет
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Galaxy Magazine, August 1961
1961 г.
(английский)
Alpha 1
1970 г.
(английский)
The Worlds of Jack Vance
1973 г.
(английский)
The Moon Moth And Other Stories
1975 г.
(английский)
Yesterday's Tomorrows
1982 г.
(английский)
The Road to Science Fiction #4: From Here to Forever
1982 г.
(английский)
Histoires de la fin des temps
1983 г.
(французский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 23 (1961)
1991 г.
(английский)
The Legend Book of Science Fiction
1991 г.
(английский)
Le grandi storie della fantascienza: 1961
1993 г.
(итальянский)
Modern Classics of Science Fiction
1993 г.
(английский)
The Road to Science Fiction: Volume 4: From Here to Forever
2003 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Лунная моль», в отличие от, скажем, «Цветов для Элджернона», не увенчана лаврами и не столь обласкана критикой. Тем не менее, этот рассказ можно смело поставить в один ряд с избранными шедеврами научной фантастики. Почему? Потому что в этом сравнительно коротком произведении Джек Венс создал Мир. Не спешите пожимать плечами — дескать, каждый фантаст создает свой мир, чего тут особенного? Как раз миры создают далеко не все. это удел богоравных гениев, творцов. Что же тогда создают остальные? Картонные декорации. Напридумывать планет с кучей драконов-эльфов-бластеров-супермегадестроеров может, извините, каждый дурак. Это все — количественные характеристики, в объемах которых и соревнуются писаки, берущие числом а не умением. Звездолет размером с планету? — пожалуйста. Дракон величиной с гору? — в ассортименте. А подлинные творцы умудряются скупыми средствами создавать живое, непротиворечивое, и — главное — психологически достоверное полотно. В него можно вжиться, его можно прочувствововать, оно заставляет думать и сопереживать. Эти миры не менее реальны, чем наш. Таков мир «Лунной моли». Проживая, а не прочитывая этот рассказ, ты ощущаешь на себе тяжесть кастовой маски, каиновой печатью ложащуюся тебе на лоб. Ты чувствуешь ароматы этого странного мира, свет его звезд, дыхание его людей. И тебе до чертиков интересна судьба главного героя не потому, что от него зависит судьба трех вселенных и одной красавицы с буферами пятого размера. И не потому, что у него суперсила, он умеет взглядом сверлить стены и ногтем вырезать аппендикс. Герой «Лунной моли» интересен как раз тем, что он просто человек из плоти и крови, самый обыкновенный, который волею судеб должен подняться над собой, суметь заставить этот мир считаться с ним, с маленьким человеком, таким, как мы. Задача, стоящая перед ним точно такая же, что и задача стоящая перед всеми нами: доказать миру, что мы — люди, что мы чего-то стоим. Что маска офисного планктона или нищего бюджетника — это всего лишь случайность нашего безжалостного мира, напяливающего маски на всех по принципам, не имеющим ничего общего со справедливостью. Если ты друг племянницы сестры большой кремлевской шишки — у тебя будет маска золотого мальчика, ты получишь отличную должность и приличный доход. Но кто ты под маской? Кто ты на самом деле? Зависит ли содержание от формы маски? И еще: как сорвать ненавистную маску, как отказаться играть в отвратительные игры по чужим правилам? И как при этом победить? Смотрите, сколько вопросов задает один небольшой рассказ, написанный полвека назад. А теперь спросите себя — смогут ли поставить перед вами столько же вопросов все вместе взятые произведения тех современных «мастеров», которые штампуют по три — четыре романа в год? Думаю, что ответ вам известен.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень красивое и достойное произведение. Во-первых, это тщательно до деталей, до слов и выражений сработанный новый мир. В этом мире поражает всё: от деталей масок, одежды, лодок, обычаев, музыкальных инструментов, разговоров, способа передачи эмоций с помощью музыкальных звуков и типов музыкальных инструментов. Одним словом тщательно отработанный мир. И на этом фоне разворачивается классический детектив. Автор придумал способ, как среди масок узнать убийцу, но вот концовка была скорее надуманная и спонтанная, так как не стала следствием работы ума, хотя выход из сложившейся ситуации главный герой нашел очень достойный. Одним словом очень достойное произведение, но требующее внимательного и медленного чтения, чтобы получить удовольствие от описания этого мира и хода расследования.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Недавно спрашивал в форуме «Что бы такое почитать» про книги, в которых описывается столкновение с другими цивилизациями, но без бац-бац, а на уровне различия в мировоззрении и философии. А буквально вчера совершенно случайно наткнулся на этот потрясающий рассказ, который, к сожалению, никто мне не посоветовал. Решил вот исправить эту досадную ошибку =))) В общих чертах сюжет описан и в аннотации, и в предшествующих отзывах уважаемых лаборантов, поэтому касаться я его не буду. Но рассказ завораживает ещё и описательной своей стороной. Все эти разноцветные маски и резные джонки, множество выдуманных автором причудливых музыкальных инструментов, перламутровый туман над морем... Написано очень красиво. Ещё больше порадовало устройство общества, которое пребывая в более чем благоприятных условиях, пошло по пути максимального усложнения и ритуализации жизни. Детективная составляющая тоже вполне на уровне. Ну а столкновение мировоззрений вышло и автора и вовсе потрясающим. Чего стоит один только диалог:

— Но он преступник! — закричал Ангмарк. — Закоренелый преступник!

— Какие преступления он совершил? — спел Лесной Гном.

— Убивал, предавал, умышленно уничтожал корабли, пытал, шантажировал, грабил, продавал детей в рабство. Он…

— Меня не интересуют ваши религиозные проблемы, — прервал его Лесной Гном...

И в этом — весь описанный мир, замкнутый на индивидуализме. Действительно, какое жителям Сирены дело до преступлений, совершённых в иной системе координат? Ведь для них это вовсе не преступления! А ведь есть ещё и люди, которые за много лет пребывания в чуждом обществе сами стали «уже очень сиренцами»...

Одним словом — однозначно рекомендую. Идеальный рассказ о столкновении Культур.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть у меня как у неискушенного читателя привычка угадывать по названию, что же будет в книге. По названию почудилась романтическая история о молодом художнике и его жертвах, душу которого будут сравнивать с порханием причудливого мотылька, неизвестного науке. Тем контрастнее, то, что я увидел — недалекого земного посла в чужом, даже чуждом землянам обществе. Сама история довольно захватывающая, чуть ли не с юнгианским подтекстом. Мир — достаточно причудлив, несмотря на то, что основой статуса и межклассовых коммуникаций там служит не только умение петь и играть на музыкальных инструментах, но и некий [i]strach[/i]. Не говоря уже, что все жители планеты носят маски, подобающие их [i]strachu[/i], а лишению маски многие предпочтут смерть (привет, Юнг!).

Новый посол недавно прибыл, и пока толком не успел освоиться в городе, как прибывает приказ свыше — найти опасного преступника. Чиновник еле-еле знает, на каком инструменте для кого играть, как уже нужно довольно активно взаимодействовать с населением, которое легко оскорбить, сыграв не ту музыку. Общение, впрочем, вскоре сходит на нет — хоть все носят маски, преступник понимает, что от местных он не спрячется — чужого всегда узнают. Поэтому он убивает одного из землян и надевает его маску.

Дальнейшее напоминает детектив в классическом стиле, ограниченный набор подозреваемых прилагается. И герой — справляется со своей задачей, и даже местное население признает, что он — герой!

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История поэтична, а главное — оригинальна, чем произведения Вэнса часто выделяются. Мир Сирена — мира масок, джонок и музыкальной какофонии. Вэнс так сам погрузился в декорации, так расписал музыкальные моменты общения, различия в масках и их украшениях, что читатель словно оказывается в историческом музее. Все эти описания составляют добрую половину рассказа. И все бы ничего, но эти отступления и разъяснения напрочь убивают динамику рассказа.

Начало оказалось красочным и интригующим: ГГ Эдвер Тиссел, будучи консулом Объединенных Планет на Сирене, получает записку: «На борту „Карины Крузейро“, порт назначения Фан, дата прибытия 10 января УВ, находится закоренелый убийца Хаксо Ангмарк. Будь при посадке с представителем власти, арестуй этого человека и отправь в тюрьму. Это распоряжение должно быть выполнено, провал акции недопустим».

Эдвер с ужасом понимает, что Планетолет садится через 25... нет, через уже 22 минуты. Надо спешить, дабы схватить особо опасного преступника... Казалось бы, ураганный сюжет обеспечен, но... Начинается индийский сюжет: я схвачу и убью тебя, но сначала я и мои сорок слонов станцуем. Начинаются такие отступления, что если бы у ГГ было бы 2 дня на подготовку, то он все равно бы не успел.

В итоге, в ожидании бодрого сюжета я наткнулся на красочный, размеренный, местами интересный рассказ, но с последующим скучным и малодинамичным сюжетом, поэтому любые всплески активности в дальнейшем кажутся сумбурными и играют роль скорее дифибрилятора, нежели приятной прохладцы оазиса в пустыне.

В желании понять, нравится ли мне творчество Вэнса или нет, я еще больше запутался, так как количество недостатков приблизительно такое же как и количество преимуществ. Придется читать еще.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одно из наиболее любимых моих произведений в жанре фантастики. Необычайно красивый детектив, где Джэк Вэнс сумел создать целый мир, настолько яркий и своеобразный, что после первого прочтения я был просто в огромном восторге. Первое, чем захватывает сие произведение так это, очень непохожей на нашу, культурой которая базируется на гипертрофированном индивидуализме, с примесью рабовладельческого общества (помните, у жителей были рабы). Хотя даже здесь есть такие понятия как «статус» и своеобразная бартерная система, где за услугу ты получаешь не товар (или наоборот) а повышение статуса. Также понравилась идея общения с помощью музыкальных инструментов (только рабы могли общаться без них). Для каждого случая, свой музыкальный инструмент и характер игры на нем.

Персонажи (даже побочные) прописаны довольно хорошо, и я даже сопереживал главному герою в конце настолько он казался живым лично для меня.

Как детектив, рассказ тоже довольно хорош. Я не особый любитель детективов, но даже с моим маленьким опытом в этом жанре могу сказать, что рассказ держал меня в напряжении.

И концовка как по мне довольно удачная и неожиданная.

Вообще, данный рассказ довольно необычен для Вэнса, так как имеет под собой некую «глубину». Я воспринял идею с масками как пародию на наше нынешнее общество, где мы должны иногда быть кем то, а не самими собой.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одним словом -БЛЕСК!Талантливый сюжет, подобных детективов не встречал, да и манера жизни цивилизации планеты Сирена поразила. Только в масках жить, но каждая маска произведение искусства и символизма. Но чтобы преступнику успешно жить , нужно все-таки быть аборигеном, иначе наступают проколы с перевоплощением, чем и воспользовался консул.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень понравился рассказ. Конечно, это всего лишь одна из многочисленных вариаций на тему взаимодействия масок и носящих их людей, но вариация очень отточенная и изящная — именно такая, какой и надлежит быть рассказу с таким хрупким названием.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гениально!

Очень понравился рассказ. Один из лучших рассказов НФ, который я читал в своей жизни!!!:wink:

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх