fantlab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Хребты безумия»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.21
Оценок:
2451
Моя оценка:
-

подробнее

Хребты безумия

At the Mountains of Madness

Другие названия: Хребты Безумия

Роман, год; цикл «Мифы Ктулху»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 180
Аннотация:

«Хребты безумия» написаны в документальной манере повествования, постепенно привыкая к которой, становишься свидетелем особой реальности описываемых событий. Полярная экспедиция сталкивается с запредельным ужасом древних веков. Лучшее кошмарно-прекрасно-завораживающее описание в творчестве Лавкрафта запечатлено именно в этом произведении. Это описание заброшенного ледяного города «древних», уводящего в недра земли.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «Astounding Stories, April 1936», 1936 г.

— журнал «Astounding Stories, February 1936», 1936 г.

— журнал «Astounding Stories, March 1936», 1936 г.

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— антологию «Strange Ports of Call», 1948 г.

— сборник «At the Mountains of Madness and Other Novels», 1964 г.

— антологию «Foundations of Fear», 1992 г.

— антологию «Загадка Артура Гордона Пима», 2006 г.

— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.

— антологию «Sense of Wonder - A Century of Science Fiction», 2011 г.

— сборник «The Call of Cthulhu and Other Weird Tales», 2011 г.

— сборник «The New Annotated H. P. Lovecraft», 2014 г.


Награды и премии:


лауреат
Фэнтези: 100 лучших книг / Fantasy: The 100 Best Books, 1988

Номинации на премии:


номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2020 // Зарубежная книга года 1-й том (США; с иллюстрациями [art=12447]Франсуа Баранже[/art])

Экранизации:

«Хребты безумия» / «Le Montagne Della Follia» 2009, Италия, реж: Michele Botticelli



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

География Лавкрафта
2022 г.

Издания:

Хребты безумия
1995 г.
Шепчущий во тьме
2000 г.
Тень из безвременья
2001 г.
Хребты Безумия
2001 г.
Скиталец тьмы
2004 г.
Хребты Безумия
2004 г.
По ту сторону сна
2005 г.
Тварь на пороге
2005 г.
Хребты Безумия
2005 г.
Загадка Артура Гордона Пима
2006 г.
Пробуждение Ктулху
2006 г.
Хребты безумия
2006 г.
Гипнос
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Зов Ктулху
2008 г.
Зов Ктулху
2009 г.
Хребты безумия
2010 г.
Хребты Безумия
2010 г.
Говард Филлипс Лавкрафт. Малое собрание сочинений
2010 г.
Зов Ктулху
2012 г.
Хребты безумия
2012 г.
Зов Ктулху
2014 г.
Малое собрание сочинений
2014 г.
Хребты Безумия
2014 г.
Хребты Безумия
2014 г.
Зов Ктулху
2015 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
Зов Ктулху
2016 г.
Хребты безумия
2016 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Миры Артура Гордона Пима
2017 г.
Ктулху
2017 г.
Хребты безумия
2018 г.
Хребты безумия
2018 г.
Миры Ктулху
2018 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Хребты безумия. Том 1
2020 г.
Зов Ктулху
2020 г.
Хребты безумия
2020 г.
Хребты безумия. Том 2
2021 г.
Зов Ктулху
2021 г.
Зов Ктулху
2021 г.
Хребты безумия
2021 г.
Безымянный город
2021 г.
Хребты безумия
2021 г.
Хребты безумия
2021 г.
Заброшенный дом
2022 г.

Периодика:

Astounding Stories, February 1936
1936 г.
(английский)
Astounding Stories, March 1936
1936 г.
(английский)
Astounding Stories, April 1936
1936 г.
(английский)

Аудиокниги:

Хребты безумия. Герберт Уэст — воскреситель мертвых
2006 г.
Хребты Безумия
2008 г.
Сборник рассказов 2. Хребты Безумия
2013 г.
Хребты безумия
2021 г.

Издания на иностранных языках:

The Most Horror Stories
(английский)
The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
Strange Ports of Call
1948 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1964 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1968 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1974 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1985 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1986 г.
(английский)
Omnibus 1: At the Mountains of Madness
1987 г.
(английский)
W górach szaleństwa
1990 г.
(польский)
Foundations of Fear
1992 г.
(английский)
Les montagnes hallucinées suivi de Dans l'abîme du temps
1996 г.
(французский)
The Annotated H. P. Lovecraft
1997 г.
(английский)
H. P. Lovecraft: Tales
2005 г.
(английский)
The Whisperer in Darkness
2007 г.
(английский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
Sense of Wonder: A Century of Science Fiction
2011 г.
(английский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)
The Call of Cthulhu and Other Weird Tales
2011 г.
(английский)
The New Annotated H. P. Lovecraft
2014 г.
(английский)
Зов Ктулху. Хребты безумия. Уникальная методика обучения языку В. Ратке
2018 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том ІІІ
2018 г.
(украинский)
At the Mountains of Madness
2018 г.
(английский)
At The Mountains of Madness
2019 г.
(английский)




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  76  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В данный момент я хочу написать рецензию, но я должен предупредить насколько это будет страшно. Вывод моей рецензии может пошатнуть настроение некоторых людей, ведь эти некоторые люди могут расстроиться, потому что их отношение к прочитанному совершенно иное. Трудно описать что я увидел в поле комментариев, когда писал этот комментарий, я такого не видел никогда в жизни, это что-то неземное — я смотрю на поле для текста, а там добавляются мои мысли, хотя я всего лишь нажимаю кнопки на пластиковой доске. Это было действительно страшно, увидеть такое, очень страшно.

Это не все, что препятствовало мне раскрытию сути моей рецензии, были другие страшные и необъяснимые вещи. Необъяснимое желание написать спойлер, без тэга спойлера. Хотя может это потому, что даже перепечатывая целые абзацы я все равно не раскрою сюжета, ведь он там стоит на месте. Так вот, пролетая на самолете над горами, он увидел нечто очень странное, необъяснимое. Он продрог от страха и холода, увидев это. Страшно представить что он увидел, да и описать невозможно. Ну нет, дальше писать не буду.

Мысли запутались от страха, но я все же пишу и подхожу все ближе и ближе к раскрытию сути, ведь то что я хочу написать может быть действительно страшно. Особо страшно осознавать, неотвратимость того, что я напишу. Итак, я уже вплотную подошел к сути, и сейчас... нет, что это... невероятно... а, нет показалось

Надеюсь намек понятен)

Оценка: 2
–  [  34  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чтобы восторгаться Лавкрафтом, надо быть его поклонником, и читать все его произведения. Я таковым не являюсь. До этого, я прочёл лишь несколько его рассказов, достаточно страшных и интересных.

Но «Хребты Безумия?». Мне сложно оценить эту книгу. По отзывам, это чуть ли не самая страшная книга всех времён и народов, классика хоррора. Ну что в ней такого страшного? Понять не могу! Пишут, что мастерски нагнетается атмосфера ужаса, что происходит это из-за стилистического своеобразия Лавкрафта. А по-моему, стиль писателя вообще примитивен. Читать нудно и неинтересно. Стилизовано под документалистику, но, сразу видно, что в науке автор полный дилетант. Столько технических и научных глупостей, что извиняет Лавкрафта только то, что писал он в 30 годы XX века.

Нет, сама идея романа интересная, хотя, и не оригинальная. Аналогичные сюжеты есть у Конан Дойля в «Марракотовой бездне», в «Последнем человеке из Атлантиды» Беляева, у А. Толстого в «Аэлите».

Но, вот беда, реализация романа, на мой взгляд, отвратительная. Это не книга, а схема, план к роману. Из книги, по-моему, можно было сделать великолепный роман ужасов, если взять, и нарисовать все яркими красками, добавить образы, детали. А то, в книге нет ни одного диалога, а герои, на мой взгляд, лишь контуры человека. Очень похоже на черновик, набросок к роману.

Ну, и, конечно, рассмешило меня, то, как за несколько часов, по барельефам, два героя полностью составили картину миллиона лет существования Земли, нескольких цивилизаций, их развития и краха.

Современные ученые десятками лет пытаются воссоздать древние цивилизации, научные институты не могут за много лет расшифровать забытые языки, лишь строят догадки. А тут два человека: геолог, и, ещё неизвестно кто, за пару часов раскрывают тайны внеземных, негуманоидных рас.

Мой вывод такой: идея романа интересна и достаточно оригинальна, а реализация её слабая и недоработанная.

Оценка: 4
–  [  28  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот давайте признаемся честно – не блистал Говард наш Лавкрафт писательскими талантами. У него была буйная фантазия, которую он, увы, не мог толком излить на бумаге. Его стиль беден, познания скудны, атмосфера нагнетается постоянно за счет одних и тех же приемов. Его космические монстры и невиданные ужасы теперь выглядят совсем не страшно. Они давно перестали пугать. С тех пор, как Говард творил, люди уверенно доказали, что могут угробить весь мир и свой род и безо всякой помощи чудищ со дна океана или из глубокого космоса. С развитие информационных технологий мы воочию можем убедиться, что реальность порой куда страшней фантазий боящегося всего нового и чужого писателя. А в Антарктиде просто пусто и холодно, и кроме как смерти от переохлаждения бояться там особо нечего.

Но, тем не менее, наследие Говарда живет. Все-таки созданные им образы вышли достаточно мощными. Ктулху с сотоварищами давно ушли в народ, украсив своими изображениями многочисленные настольные игры, породив множество продолжателей, подражателей и переосмыслителей, плотно обосновавшись в интернет-фольклоре. А вот сами произведения Говарда, вроде тех же «Хребтов», стали эдакими литературными реликтами, пыльным антиквариатом. Бедный, тяжеловесный и простоватый стиль автора в наше время сможет увлечь разве что истовых поклонников да любителям покопаться в истоках того или иного явления. Лично я, сдюжив внушительный томик рассказов автора в институте, сейчас безвозмездно передал его своей подруге, ибо теперь это перечитывать почти невозможно.

Оценка: 3
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Говорят, что Лавкрафт создал специфический жанр, который в будущем назвали в его честь. Но жанр этот столь второсортный и неуклюжий, что всякий раз, когда я слышу о том какой же страшный роман Хребты безумия, мне становится смешно. А некоторые называют его самой страшной книгой в худ. литературе. По мне так курам на смех.

Но всё по порядку.

1. Вот пишет автор буквально в следующем стиле: «они наткнулись на нечто, что невозможно передать словами; это было что-то внеземное, жуткое и пробирающее до костей; это нечто не поддавалось разумному описанию; оно было столь же трудным для осознания» и т. д.

Вот вам становится страшно от таких формулировок и образов? Ну или, может, хотя бы интерес вызывает? Вот и я того же мнения. Как можно что-то передать в тексте, если это что-то не имеет ни размеров, ни формы, ни цвета, ни запаха, ни названия и т. д. Как это может заинтриговать, или уж тем более напугать?

2. Персонажи отправляются на лёгком самолёте на вершину высотой в 10 000 метров. Только вдумайтесь — 10 километров.

При восхождении на Эверест альпинисты по середине пути уже начинают использовать кислородные баллоны, потому что дышать уже становится затруднительно. А здесь взлетели на самолёте на вершину 10 км и начинают прогуливаться по всяким постройкам и изучать иероглифы с рисунками, и при этом они не испытывают кислородного голодания. В 30 годы прошлого века эта особенность больших вершин уже была общеизвестным фактом. И кроме прочего, с увеличением высоты при восхождении на какую-нибудь гору прогрессируют абсолютно все заболевания, которые имеются. Короче говоря, на такой высоте человек сдохнет за несколько минут. А у Лавкрафта они не только не испытывают никакого дискомфорта, так ещё и экскурсию успевают себе устроить.

3. По поводу блужданий главных героев среди древних построек. Кто-то из рецензентов уже это отметил. Вот и я повторюсь в знак солидарности. Изучая иероглифы и манускрипты, персонажи за каких-то пару часов узнали про древнюю цивилизацию абсолютно всё. Просто шикарно! Целые научные институты расшифровывают несколько страниц древнего текста годами, а здесь прям какие-то уникумы — прогулялись разочек, и всё стало ясно.

4. За всю книгу нет ни одного диалога. Кто-то может закрыть на это глаза, но когда речь идёт о романе (а не рассказике на 2-3 странички), для меня это всё же недостаток.

В целом я вижу только один плюс — замысел. Даже не идея, а именно замысел.

Во всём остальном сплошь нелепый сюжет с огромными ляпами, которые можно доказать, прибегая к элементарной математике и логике.

Оценка: 2
–  [  40  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть старая идея – вся история мира движется циклично, повторы без конца и начала, есть идея и поновее – вся история стремится к какому-то замечательному концу: возвращению Иисуса, приходу Мошеха, ну или просто – к коммунизму. И есть еще одна идея – в конце просто вылезет Ктулху и наконец-то «зохаваит всех», прелесть этого мифа в том, что у него один создатель, который вообще во все это не верил.

Лавкрафт заложил основы собственной мифологии и основы специфического поджанра, так называемого «сверхъестественного ужаса». И Лавкрафт конечно не писал хороры, не писал «ужасы» в их современном значении. Ужас для него – это весьма специфический гносеологический феномен, только с его помощью человек способен хоть немного почувствовать всю офигенную величину, чуждость мироздания и ничтожество человека, ужас – как единственный способ принять то, что человек копошится и считает себя круче всех, а любое мельчайшее подергивание космических феноменов может его изничтожить и даже не заметить. «Лавкрафтовские ужасы» весьма специфический жанр, они не пугают, потому что пугать то и не собираются, ужас тут – это причудливый способ понять, что человек просто случайность, может просто игрушка и закуска. На мой взгляд, лучшим и самым подробным произведением из этой «мифологии ужаса» и будут «Хребты безумия».

В этих «Хребтах» Лавкрафт наконец-то добился просто поразительного стиля. Вообще-то его стиль не самого первого сорта – слишком тяжеловесный, слишком много повторов и неуклюжестей. Но он очень тонко подбирает вышедшие из употребления, просто старомодные слова, архаичные обороты (они уже были такими в его время, а сейчас смотрятся еще интересней, к сожалению, это не так заметно в переводах) и как-то ухитряется гармонично объединить это с самым актуальным научным сленгом – этим он добивается странного эффекта: «мистичность» и научная точность. Особым боком это поворачивается когда Лавкрафт изображает, например, Старцев – совершенно дурацкие, просто по самое «немогу» фантастические создания описаны серьезно, скрупулезно, с толком, языком биолога описывающего новооткрытый вид. Или когда суховатые упоминания всех этих геологических эпох и форм жизни в них сменяются непонятными, «мистическими» переживаниями участников экспедиции – как изящно Лавкрафт сталкивает уже познанное и тщательно распределенное по полочкам с тем, что вообще фиг поймешь!

Лавкрафт, конечно, мастер описывать архитектуру и в «Хребтах» он развернулся по полной: строения Старцев воссозданы подробно и с каким-то «ужасным восторгом», немного раздражает то, что он постоянно ссылается на то, что человек не в силах этого полностью описать из-за совершенно другой геометрии, но тут так – а кто из нас способен понять, в общем-то, несложную геометрию Лобачевского? Очень изящно использован прием так сказать «каскада информации» – Старцы ужасны свое инаковостью и величием, шогготы ещё непонятней и ужасней, а то, что стоит за ними вообще ужасно и непонятно, а уж та самая гора – та вообще пипец полный. Само по себе это выглядит так себе, но Лавкрафт ухитряется очень точно дозировать информацию и намеки, и это круто.

Очень хорошо, ни грамма не страшно.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Хребты безумия» являются одним из самых часто упоминаемых произведений Говарда Филипса Лавкрафта. И это неслучайно.

Атмосферный роман, описывающий захватывающее приключение группы ученых в антарктических льдах.

В моем понимании это конечно не произведение в жанре ужасов, а скорее научная фантастика с добавлением мистики.

Понравились многие составляющие: интересная завязка, в процессе сюжета происходит ожидание и нагнетание чего-то необъяснимого и таинственного, имеются отсылки к другим знаковым литературным произведениям, в т.ч. и самого Лавкрафта, в большом количестве указываются геологические факты и географические координаты.

Немного затянутым показалось описание древнего города, в этой части не хватило динамики.

В целом, роман понравился, чувствуется атмосфера чего-то внеземного.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тяжелое произведение, чтение далось с трудом. Не скажу, что это минус, скорее — это такая особенность романа, да и всего творчества Лавкрафта. Повышенная эпичность повествования, многочисленные повторы, усиленное нагнетание жути, постепенный накал градуса. Многим читателям это нравится, мне же с непривычки было тяжеловато.

Одно из главных произведений автора, центральное место созданной им мифологии. Образованные здравомыслящие люди, впадающие в нелицеприятный первобытный ужас. Загадочные существа и отвратительные твари, живущие на Земле с доисторических времён и вполне обоснованно претендующие на право первородства, истинные, изначальные хозяева этого мира. И Лавкрафт, не обличающий их, не обвиняющий, а лишь обозначающий их присутствие и могущество. Кто мы? — читается между строк. Что собой представляет человек в сравнении с загадочной и ужасающей цивилизацией древних?

Фундаментальный труд на тему теории заговора о тех, кто скрывается в толще антарктических льдов.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Два слова: первозданный ужас.

Наверно так можно охарактеризовать творчество выдающегося писателя Говарда Лавкрафта, авторский метод которого особенно ярко проявился в романе «Хребты безумия», входящем в единую мифологию под названием «Мифы Ктулху». Сам по себе это небольшой приключенческий фантастический роман, но градус безумия на страницу здесь высок как нигде в литературе хоррора.

История рассказывает о полярной экспедиции, которая обнаруживает следы своих предшественников во льдах. Стоянка разорена, кругом следы разрушения, и эти странные следы уводят к цепочке высоченных гор, к острым как бритва хребтам, за которыми словно бы заканчивается мир и начинается вечная космическая ночь… Путешественники отправляются к неизвестным рубежам.

Лавкрафт всегда был силен не сюжетами, а атмосферой происходящего. Надо быть честными – сюжеты у него получаются не такие уж захватывающие, они просто выполняют несущую функцию, как каркас в здании. Главная и ведущая роль отводится нагнетанию страха, тревоги и неизвестности, которая намертво приклеивает читателя к книжке, как муху к липучке. Именно в «Хребтах безумия» Лавкрафт презентует свою литературную формулу, которая безотказно действует в каждом его произведении большой и малой прозы и даст в будущем основание говорить о лавкрафтовских ужасах как особом сорте хоррора.

Как охарактеризовать метод Говарда Филлипса? Ну для начала, в «Хребтах» писатель использует любимую эпистолярную манеру изложения истории, вкладывая ее в речь своего персонажа, причем рассказ выглядит как дневник, изложение истории от первого лица. Личные записи не могут врать, ведь в них заключены сокровенные мысли человека, и поэтому их так интересно читать, кроме того, они отражают хронику событий, а значит, по определению реалистичны; Лавкрафт это прекрасно понимал и активно использовал.

Далее, Лавкрафт – король описания. С удивительной образностью он рисует заброшенный город Старцев, так подробно описывает историю их цивилизации, так точно передает все тонкости, что картина предстает перед глазами, как настоящая – можно видеть эти запредельной высоты хребты, готовые вспороть небо и эту безжизненную равнину, под которой погребен город, порождение иного разума, настоящее царство смерти. Картина масштабная и внушает трепет. Она ирреальная, похожа на странный наркотический сон, или бред, или галлюцинацию, прекрасную и одновременно болезненно отталкивающую, но снова и снова возникающую перед мысленным взором… и манящую.

Ну и наконец, писатель мастерски умел создавать эффект загадочности, сакральности и запретности. Как известно, все сокрытое вызывает повышенный интерес, а тайну всегда хочется разгадать, но здесь желание особенно сильно, потому что там, за гранью скрывается некое страшное первобытное древнее Зло, смертоносное и притягивающее, как мотылька на свет. Человек понимает, что может погибнуть, но все равно не в силах противостоять искушению, и идет, идет, загипнотизированный нечеловеческой красотой чужого мира.

«Хребты безумия» — это уже классика не только фантастической, но и страшной литературы, книга, которую обязан прочитать каждый поклонник хоррора. Книга действительно знаковая, а Лавкрафта заслуженно ставят на один уровень с такими мастерами темной литературы как Эдгар По или Амброз Пирс. И есть за что.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Вᴏ ʙᴄᴇй ϶ᴛᴏй иᴄᴛᴏᴩии быᴧᴏ чᴛᴏ-ᴛᴏ нᴇᴇᴄᴛᴇᴄᴛʙᴇннᴏᴇ… ᴄᴛᴩᴀннᴏᴄᴛи, ᴋᴏᴛᴏᴩыᴇ ʍы уᴨᴏᴩнᴏ ᴨыᴛᴀᴧиᴄь ᴏбъяᴄниᴛь чьиʍ-ᴛᴏ бᴇɜуʍиᴇʍ… ϶ᴛи жуᴛᴋиᴇ ʍᴏᴦиᴧы… ᴏбиᴧиᴇ и хᴀᴩᴀᴋᴛᴇᴩ ᴨᴩᴏᴨᴀж…»

Не зря я ранее вспоминала «Террор» Симмонса, за сегодняшнюю книгу можно браться сразу после него

Лавкрафт всё также продолжает рассказывать свои истории от лица ученых, его герои стараются максимально точно описать всё увиденное и услышанное, подкрепляя это научными терминами, географическими данными, техническими и геологическими подробностями. За счёт чего не возникает недоверия к прочитанному, по крайней мере, сразу.

Очень хорошо вплетена в происходящее история расы Ктулху, взаимосвязь её и Старцев, а своеобразный экскурс в прошлое значительно расширяет вселенную «Мифов Ктулху». Особенно советую читать с иллюстрациями Баранже, вы не пожалеете!

В каждой книге Лавкрафта меня поражает его изобретательность и дотошность описания пришельцев, параллельно можно листать Бестиарий

Да, возможно, сейчас уже не так и жутко читать об этом, мы всё-таки искушённые в страшилках почти с детства, но язык не повернётся назвать «Хребты Безумия» устаревшими и неинтересными, потому что таковыми они не являются!

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот это я понимаю, рассказ о пришельцах, которые действительно пришельцы, а не люди под личиной инопланетян, кои во множестве своём встречаются в научпопе.

Признаться, не ожидал от Лавкрафта, ибо настроен был скептически перед чтением данного произведения. Дело в том, что Г.Л. читал в подростковом возрасте, лет в 13-14, купил такой сборник его рассказов «Тварь у порога», и меня хватало максимум на рассказ в день, ибо воспринималось тяжело, и казалось мутью мутной. Но тут меня подкупили книги с иллюстрациями Баранже (2 тома ХБ и Зов Ктулху), посмотрел, и оказывается этих двух рассказов не было в том сборнике.

Ну что ж начал читать, смотреть крутые и большие картинки, и остался доволен.

Впечатлило следующее — автор жил по сути в начале 20 века (30-е годы), где не то что гугла с интернетом не было, но радиосвязь то начала работать лет 20 только. О том, что происходило в мире люди узнавали из газет, книг, докладов путешественников. И вот имея такую базу, автор с очень мелкими подробностями и деталями описал антарктическую экспедицию, разные там геологические эпохи развития Земли, которые не в каждом современном рассказе увидишь, хотя казалось бы — загуглил, и вот тебе счастье.

Описание расы Старцев, их история, их расцвет, упадок, письменность, искусство — ГЛ тоже справился с задачей на высоте, «шрифт Брайля», барельефы, зодчество, строение — он постарался по максимуму дистанцироваться от человека. А рассказ «Зов Ктулху» — настоящий спин-офф, как нынче говорят, Хребтов, история чьей расы получила продолжение в этом рассказе.

Да, благодаря иллюстрациям Баранже, история очень выиграла, очень красиво и живо отрисованы приключения героев (хотя конечно бегать в Антарктиде без шапок это ещё то самоубийство, но это клише нашей современности — игры, фильмы и пр.)

Автор так же озаботился сделать повествование с двойным-тройным дном — что вот вроде казалось, все карты раскрыты, а тут на тебе, ещё одна интрига, ещё один крутой поворот, в том числе и в глобальном масштабе — о чём красноречиво рассказывает концовка.

Таким образом, считаю, что данный рассказ по праву считается классикой, и не смотря на свой солидный возраст, 80 с лишним лет, читается очень хорошо, даже на фоне современного творчества, когда казалось бы наука и фантастика шагнули так далеко, создали столько инструментов для создания качественной НФ.

Доволен, что ознакомился, автор молодец =)

P.S. Почитал отзывы, есть у кого-то претензии, что быстро надписи расшифровали, что самолёт высоко летал, но считаю, что такими деталями можно пожертвовать, для динамичности, ибо кто их знает, может герой рассказа с высотой маленько напутал, может расшифровал что-то чуть не так как было на самом деле, — человеческий фактор, так сказать, ибо история от первого лица, без авторского текста. К примеру, нырнул я под воду, задержал дыхание, показалось, что 5 минут, прошло, а на деле всего одна. Но я ж об этом не знаю, — потом рассказывая о своём приключении, так и скажу, сидел под водой пусть не пять, но три минуты точно. Главное — это цивилизация Старцев — её расцвет и крах))

Оценка: 10
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, зарегистрировался только чтобы оставить отзыв об этом «шедевре».

Ну что сказать — для времени Эдгара По и Жюля Верна довольно неплохо, но для 30-х годов 20 века, извините очень смешно. Поражает безграмотность автора в казалось бы таких вещах, которые наверное были известны в то время уже школьникам: высота свыше 8000 метров -« летальная зона», там невозможно сколько-нибудь долгое время находиться без кислородной маски — отек мозга начинается, а уж в Антарктиде на такой высоте вообще находиться нельзя (на Камчатке высотная болезнь начинается на высоте 1000 м.), а герои ходят, перерисовывают «барельефы» (тут вообще обхохотался), фотографируют, кстати и летели они на такой высоте на самолете с «открытыми иллюминаторами», вы пробовали летать на высоте 10000 м. с открытыми иллюминаторами — попробуйте. Далее — они определяют возраст города по «по сколотым со зданий обломкам» — ну это все равно что определить возраст сфинкса или египетских пирамид по их осколкам — тоже наверное выйдет или Юра или Мел — т.е. когда образовалась горная порода, кстати для прикола если так подходить — то любое изделие из никеля тоже получается Архейской эры (просто никелевые залежи именно тогда образовались). Старцы обладают неклеточной структурой, но у них есть органы дыхания, нервы — интересно а они из чего??? и как в отсутствие клеточной структуры герои определили что это нервы, мозг и т.п.??? и т.д. и т.п. — просто привел наиболее ляпные места (кстати интересно — у Старцев нет мебели!!! как же так и куда они ее эвакуировали???))) — тут вообще слов нет.

Еще раз повторю — для По или Верна, даже Уэллса все это нормально — когда их читаешь принимаешь своего рода их правила, учитываешь когда это писалось, но опять же 30-е годы 20 века...

Ну а насчет атмосферы — «В черном, черном городе, на черной, черной улице, в черном, черном доме жил черный, черный человек...», с той же регулярностью повторяются слова «ужасный», «мерзкий»,« жуткий» и т.п. Такое ощущение что у героев небольшое (или большое) расстройство психики — они всего боятся...

В общем уровень — пятиклассник пытается написать фантастический роман ужасов... уж извините...

Оценка: 1
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Истории Лавкрафта – это всегда что-то неповторимое и узнаваемое.

Лавкрафт может быть логичным и нелогичным одновременно. При этом легко закрыть глаза на некоторые нестыковки в его рассказах. Главное в историях Лавкрафта – атмосфера.

«Хребты безумия», пожалуй, квинтэссенция всего того, что свойственно его произведениям.

Арктическая экспедиция в неизведанный холод Антарктиды вызывает у читателя глухой, первобытный ужас. И, как это часто бывает в историях Лавкрафта, физиологическую неприязнь. Как и в других произведениях, «Хребты безумия» изобилуют такими эпитетами как омерзительный, мерзкий, отвратительный. При этом автор использует данные прилагательные в одном абзаце с такими как «прекрасный», «совершенный». И это лишь усиливает то эмоциональное давление, которое испытывает читатель при прочтении.

«Хребты безумия» преподнесены как научная статья, автором которой является один из участников экспедиции. Повествование от первого лица позволяет лучше всего передать атмосферу пережитого экспедицией ужаса. Однако именно то, что текст преподнесен, как научный очерк, на мой взгляд, сыграло с автором злую шутку. Наука не терпит небрежности. А в рассказе достаточно неправдоподобного.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Двое исследователей, несмотря на смертельную опасность, решаются на сомнительное путешествие на вершину гор, которые превышают все исследованные ранее? После того, как ученые успешно достигли древнего города, они сумели за несколько часов расшифровать письмена, принадлежащие древней расе, которая кардинально отлична от человеческой? После того, как Денфорту и ученому, ведущему повествование, пришлось спасаться бегством, старший ученый, являющийся дилетантом в части пилотирования, сумел в одиночку совершить сложнейший перелет?

Вышеперечисленное слишком вольное допущение для литературы двадцатого века, написанной в псевдонаучном стиле. Так не бывает.

Однако в некоторых линиях повествования автор удивительно логичен.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
То, что упадок культуры древнего города был связан не с изменениями в цивилизации Старцев, а с тем, что на их место пришли двойники-шогготы, очень изящный ход. Причем Лавкрафт подводит читателя к развязке постепенно. Нужно лишь внимательно читать рассказ.

Однако читать историю всё-таки следует. «Хребты безумия» — это рассказ, который лучше всего позволяет понять атмосферу историй о Ктулху и Старцах. Горы, которые рассказчик нарекает «Хребтами безумия», словно отделяют мир разумный от мира для человека невообразимого. Рассудок повествующего и его студента Денфорта оказывается на грани такого хребта, и кто знает, сделают ли люди следующий шаг к безумию или всё-таки отступят назад и сумеют справиться с пережитым ужасом?

Впрочем, Лавкрафт, как и в прочих своих историях, оставляет этот вопрос открытым.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не был ранее знаком с творчеством Лавкрафта, хотя был очень наслышан о нём. Решил восполнить пробел, не ожидая чего-то особенного. Но не тут то было.

Первое, что понравилось, это стиль изложения. Будто читаешь новостную статью или документальную повесть. Кажется что описываемое происходит с тобой, настолько реалистично переданы даже самые нереальные вещи. И когда следишь за похождениями главного героя — кажется будто сам там находишься и всё это переживаешь и видишь.

Второе — это атмосфера. Холодок по коже, постоянное ожидание, что что-то должно случиться, чувство, что где-то рядом все время подстерегает опасность. Здесь нет каких-то явных ужасов, но есть гнетущая, мрачная атмосфера какой-то угрозы, опасности, местами безысходности.

Интересный роман, с шикарной атмосферой и с приятным щекотанием нервов.

Оценка: 8
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая половина XX века закрашивала последние белые пятна на карте Земли. Пока последние колумбы и магелланы штурмовали последнюю terra incognita — белый континент, Лавкрафт открывал собственную Антарктиду — священную страну древнейшей расы Старцев, прибывших сюда из глубин космоса. Миллиард лет назад они необратимо изменили историю Земли: как тем, что запустили процессы, приведшие к появлению и развитию жизни, так и тем, что привели на неприметную планетку космический ужас: чудовищных врагов и богов, столь древних, что Вселенная юна по сравнению с ними. В этой повести мы мельком слышим имена некоторых из них: Йог-Сотота, Ктулху, Цатоггуа. Также мы узнаём, что именно в Антарктиде за горами «выше Гималаев» лежит кошмарное плато Ленг, чьи омерзительные обитатели, однако, пуще всего боятся других гор на западе, осененных умопомрачительным ужасом, скрывающимся за наименованием Кадат. Поиски Кадата, как известно, станут основой другого рассказа Лавкрафта.

Как следует относиться к «Хребтам Безумия» в частности и лавкрафтианскому ужасу вообще? Меня умиляют частые отзывы: мол, не страшно. Наверное, это чертовски приятно для самолюбия сказать признанному классику хоррора: а мне не страшно! И «не писатель ты, а говно», если воспользоваться словами Д. Хармса. Увы, это лишь свидетельствует о совершенном непонимании сути творчества Лавкрафта, которое прискорбно не исправляется даже внимательным чтением. А суть эта в том, что ужас Лавкрафта абсолютно интеллектуален. Он призван воздействовать не эмоционально, давить не впечатлениями, подогревать не страсти. Мы привыкли, что именно чувства обычно противопоставляют разуму, однако иррациональность лавкрафтианского ужаса крайне далека от эмоциональной сферы. Её источник — крайние пределы самого разума, ее цель — разум и только разум, ее метод — порождать не впечатления, а размышления. Конечно, поскольку Лавкрафт все же пишет художественную прозу, он пользуется ее приемами, вполне умело нагнетает атмосферу, но главный эффект достигается именно сухой, документальной, безжалостной логикой размышлений.

В качестве примера приведу описанную в повести расу Старцев. Что они из себя представляют, дано совершенно рационально, просто, в телеграфном стиле. Ну, жили очень давно, ну, владели невероятной мощью, но ведь так же, как люди, строили, познавали, торговали. Ужас в другом — они существуют уже БОЛЬШЕ МИЛЛИАРДА лет! (насколько больше — неизвестно, ведь они откуда-то прилетели на Землю). По сравнению с ними люди, которым от силы 2,5 миллиона лет, а цивилизационно и того меньше — сущие младенцы. К тому же Старцы, в отличие от людей, практически вечны индивидуально. КАК должен мыслить организм возрастом миллиард лет? КАКИЕ у него могут быть приоритеты, ценности, мечтания? Очевидно одно — совершенно другие, чем мы можем себе представить. Абсолютно, тотально, непостижимо иные. Нам нельзя их оценивать ни как добро, ни как даже зло, потому что и этим категориям, скорее всего, не прожить миллиард лет, радикально не изменившись. Любое зло принадлежит нашему, человеческому миру, УЗНАВАЕМО как зло, может быть как-то преодолено, но только не запредельный ужас Лавкрафта. Таким образом, его традиционные эпитеты «чудовищный, кошмарный, ужасный» отсылают не к визуальному восприятию чего-то зловещего и ужасного на вид, а именно к рациональному страху перед тем, что превосходит любые возможности и пределы разума, что бы он сам о своей бесконечности ни думал.

Очевидно, такой ужас требует от читателя активного шевеления мозгами. Позыв: «Сделайте мне страшно!», который произносят обычно, удобно усаживаясь перед телевизором, здесь не канает. Лавкрафт, словно летописец, фиксирует лишь фактический материал; читатель-историк должен сам с помощью рацио усмотреть в нем соответствующие схемы. Увидеть — и ужаснуться. Потому что эти схемы всегда будут превосходить всякое рацио, подавлять, уничтожать его. Разве это не страшно — оказаться в мире, где дают сбой не чувства (они и так ненадежны), а разум — основа того, что является человеком? Не случайно любимейшим «ужасным» эпитетом Лавкрафта явлется слово «бесформенный» (бесформенны шогготы, Цатоггуа, Азатот и проч). Казалось бы, как может напугать что-то, что не имеет формы, а, следовательно, непредставимо визуально? Но если вспомнить, что со времен Аристотеля форма является той рациональной категорией, которая дает всему существовать так, как оно существует, то есть вносит в мир порядок, логику, понимание, то легко осознать, что бесформенное — это то же самое иррациональное, запредельное разуму, неподвластное прежде всего ему. Надеюсь, сказанного достаточно, чтобы правильно оценить как название «Хребтов Безумия», так и их трансцендентальный ужас...

P.S. Пара слов о переводах повести. У меня имеются два из трех русских переводов: Бриловой и Бернацкой. Оба примерно равноценны, на четверочку по 5-балльной шкале, оба имеют удачные и откровенно неудачные пассажи, так что читать — в первый раз — можно любой, а для сравнения лучше иметь оба.

Оценка: 10
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да простят меня поклонники Лавкрафта, мой отзыв адресован не им. Он адресован тем, кто руководствуется отзывами и оценками при выборе книги к прочтению. Сразу скажу, что из произведений Лавкрафта прочитал только «Хребты безумия». Возможно я схватил кусок из середины какого-то цикла, возможно надо было начать не с этого произведения, но, прочитав, могу сказать следующее. Такой жуткой чепухи я не читал давно. Чрезвычайно бедный язык (возможно виноват переводчик), совершенно детские попытки нагнетания атмосферы эпитетами «жуткий», «невообразимый», «гнусный», «ужасающий». Хотя, ничего жуткого и ужасающего я там не нашёл. Напротив, местами разбирал смех от словесных приёмов типа «в чёрном-чёрном городе стоит чёрный-чёрный дом». «Гнусная резьба» меня прямо доканала и я смеялся в голос:) Далее — постоянно повторяющиеся слова, обороты и даже местами почти целые предложения. Сюжет очень простенький, хоть и перегружен высосанным из пальца жизнеописанием Старцев и их домашней разумной слизи. Для рассказа или повести пойдёт, но ведь заявлен роман...

Повторюсь, возможно, отчасти виноват переводчик, поэтому укажу того, который попался мне — В. Бернацкая. Или же я сам, не вникнув в обширную мифологию, а прочитав единственную книгу автора. Но, так или иначе, к прочтению в качестве самостоятельного произведения крайне не рекомендую.

Оценка: 2


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх