Рэй Брэдбери «Были они смуглые и золотоглазые»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Только началась колонизация Марса, а на Земле вспыхнула война, и марсианская колония была надолго забыта. Тем не менее, переселенцы жили, работали, растили детей и понемногу адаптировались к местным условиям. Менялись и привезенные с Земли растения и животные ...
Когда через несколько лет прилетела ракета и принесла радостную весть о том, что война кончилась, земной поселок стоял пустым, а на холмах в мраморных виллах жили темнокожие и желтоглазые марсиане, очень приветливые и хорошо усваивающие английский ...
Опубликовано в журнале «Техника-молодежи», №5, 1965 г. сокращенный перевод З. Бобырь под названием «Золотоглазые».
Входит в:
— цикл «Канонические марсианские хроники» > сборник «Иные марсианские хроники», 2010 г.
— сборник «Лекарство от меланхолии», 1959 г.
— сборник «Нескончаемый дождь», 1959 г.
— журнал «Техника-молодежи 1965'05», 1965 г.
— сборник «К — значит космос», 1966 г.
— антологию «Gates to Tomorrow», 1973 г.
— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.
— антологию «Joyas de la ciencia ficción», 1989 г.
— антологию «Библиотека фантастики в 24 томах. Том 18/1. Американская фантастическая проза», 1989 г.
— антологию «Обмен Разумов», 1989 г.
— антологию «Театр Теней», 1991 г.
— антологию «Metamorphoses», 1994 г.
— антологию «Планета Норагаль», 1996 г.
— антологию «Голоса пространства», 1997 г.
— антологию «Звезда по имени Галь. Земляничное окошко», 1999 г.
— антологию «Masterpieces: The Best Science Fiction of the Century», 2001 г.
— антологию «Апрель в Париже», 2012 г.
— антологию «Созвездие Льва», 2015 г.
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
alex2, 12 декабря 2007 г.
Они бежали от страшной войны. Они искали мира и покоя для себя и своих детей. Они желали обрести новый дом.
Но какое иное будущее могли дать земляне новой планете, если не повторение истории, случившейся на Земле? Да, прошло бы не так много времени, и на Марсе появились бы миллиарды людей, большие города и всё на свете — как виделось одному из героев книги.
Это уже не был бы Марс.
С землянами пришли бы их страсти и страхи, беды и радости, тревоги и печали. Не все они плохи. Но все они — земные. Кто сказал, что им есть место ЗДЕСЬ?
Земляне неизменно принесли бы на Марс свою ненависть, от которой не суждено убежать, даже пролетев «шестьдесят с лишком миллионов миль».
А с ней на Марс пришла бы и война.
Марс не захотел умирать вместе с землянами.
Наверное, он мог бы сдуть горсточку (пока ещё) пришельцев, как мы сдуваем пепел с ладоней.
Но мудрый древний Марс был милосерден к людям.
Они бежали от войны? Здесь они никогда не захотят её снова начать.
Люди искали мир и покой? Он будет в них.
А новый дом станет РОДНЫМ. По-настоящему.
Люди получат то, за чем пришли. Разве это плохо? Может, так и правильно?..
amak2508, 24 сентября 2013 г.
Один из самых красивых рассказов мировой фантастики. Причем великолепны как замысел, так и его текстовая реализация, написанная, кстати, очень простым, чуть ли не бытовым языком. Описываемый процесс преображения (или перерождения, если хотите) героев рассказа настолько захватывает, что оторваться от него можно только после того, как прочитана последняя фраза (кстати, настолько правильная и нужная в финале этого произведения, что так и хочется еще раз воскликнуть «Браво, Мастер!»).
Отдельно следует сказать о Марсе Брэдбери. Он до того необычен, до того завораживающ, до того красив, что, если бы среди читателей проводился конкурс на самый любимый литературный образ Марса, многие бы без сомнения отдали свой голос за Марс из «Марсианских хроник» Брэдбери...
rumpelsteelskin, 16 января 2011 г.
Одно из самых лучших, а может быть и самое лучшее фантастическое произведение малой формы из прочитанных мной. Рей Брэдбери отличается от своих коллег тем, что подходит к тексту, не как творец, которому известны все входы и выходы, а как мечтательный талантливый подросток. Каждый шаг — открытие. Каждая страница — новая тайна. Мужая, набираясь опыта, узнавая мир с разных сторон, автор непостижимым образом сохранил своего «внутреннего млаьчика» незамутненным. Кажется и сама смерть не знает как к нему подступиться.
«Были они смуглые и золотоглазые» относится к неканоническим «Марсианским хроникам». С одной стороны — этот рассказ является гимном личной свободе, с другой — своего рода искупительным финалом всех бед принесенных на Марс людьми. Однако в основе повествования лежит идея о вечном необоримом круговороте жизни, переходящей из одной формы в другую. В этом весь Брэдбери, неизменно сохраняющий в сердце печали зерно светлой надежды.
Aryan, 19 января 2012 г.
Один из моих любимых рассказов во всем цикле — тихая, исподволь, изящная и неумолимая победа Марса над вторгшимися «чужими», над земной пошлостью, хамством, слепотой. Утонченное возмездие, настигающее людей, считавших себя покорителями новых границ.
artem-sailer, 27 апреля 2016 г.
Между прочим, так оно и будет. Сознание хоть и определяет бытие, но гораздо чаще и сильнее бытие определяет сознание — факт!
Население Южной Америки — уже давно не испанцы и имеют не так много общего с коренными индейцами, хотя является потомками и тех и других. Ассимиляция с местным ландшафтом и адаптация под условия существования — движущие факторы рождения новых рас, да и вообще — биологических видов в целом.
А Брэдбери как всегда изящен. Рассказ, несмотря на многочисленный и намеренные отличия от строго научных оценок, — жемчужина мировой фантастики. Понятно, что третий рог у коровы вряд ли вырастит, а ветер не принесёт понимания мёртвого языка марсиан, но ведь Автор сознательно идёт на эти допущения. Я бы даже сказал, что это поэтика, метафора или гипербола, если не сказать — гротеск. Рассказ художественный, и образность в нём более чем убедительна.
еремина, 9 марта 2011 г.
Идея этого рассказа потрясающая по своей глубине.
ЛЮди постоянно взаимодействуют со средой в которой оказываются, и стоит им забыть про свои корни, они поглощаються этой средой и перестают быть собой. Простая истина, трансформированная писателем в поражающую воображение историю превращения людей в марсиан, завораживает и пугает, увлекает и заставляет задуматься.
Groucho Marx, 1 августа 2023 г.
Не скажу ничего оригинального, назвав эту новеллу Бредбери «прекрасной» и «одной из самых красивых историй в научной фантастике». В самом деле, это так. «Были они смуглые и золотоглазые» относится к шедеврам Рея Бредбери.
Новелла выстроена, как разъяснение тезиса «экологии культуры»: человек вписывается в ладшафт и становится его частью. «Остаться собой» можно, только агрессивно атакуя окружающий мир, разрушая его, как выразился герой рассказа, «давая горам и долинам новые имена». Герои рассказа выбирают отказ от агрессии и становятся теми, кем, возможно, им с самого начала хотелось быть. Бегство с Земли — это ведь и есть «бегство от себя», нежелание быть с теми, кто сжигает книги и взрывает атомные бомбы. Они пришли на Марс, потому что хотели измениться, и Марс помог им в этом, открыл объятия им навстречу.
Но, конечно, эту новеллу можно прочитать и так, как прочитал её, например, Darth_Veter, который увидел в «Были они смуглые и зологлазые» апологию ксенофобии и расизма: «бойтесь «других«! Все другие — ваши враги! Они хотят изменить вас, ваш образ жизни, расшатать ваши скрепы, научить чему-то другому, чему господин Президент и папка с мамкой вас не учили...» Да, конечно, такой вариант расшифровки сюжета тоже возможен, но мне кажется, это изнасилование текста, и сам автор не видит проблемы в изменениях, происходящих со временем и пространством. Мы были детьми, потом стали юношами и девушками, потом превратились в стариков... А герои рассказа стали марсианами.
Флёр меланхолии в этом рассказе — от осознания неизбежности перемен, от чувства уходящего времени. Но протеста против перемен я лично в этом рассказе не заметил.
Разумеется, в рассказе присутствует недосказанность, потому что вполне можно предположить, что и погибшая цивилизация марсиан не была цивилизацией аборигенов, и сам по себе Марс — больше, чем планета.
vfvfhm, 26 октября 2022 г.
Хотя это рассказ о космосе, для меня это прежде всего рассказ о путешествии во времени, как время изменяет человека и обстоятельства, конечно.
Я узнал о существовании этого рассказа больше тридцати лет назад. Будучи ребенком, живя в совсем другую эпоху, другой стране, другом мире. А прослушал в новейшем переводе только вчера. Бездна прошедшего времени сделала меня «смуглым и золотоглазым», что твой марсианин. Тот ребенок превратился в Другого. От прошлого остались только покинутые руины. И названия, чуждые на слух.
Брэдбери совершенно точно ухватил. Изменения происходят стремительно под воздействием энтропии, принявшей форму внешних обстоятельств жизни. За пять лет можно превратиться в совершенно иное существо, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. Тут марсианам Брэдбери повезло, а большинству землян конца 20 века нет.
При всем при том, что рассказ несет явные признаки определенной эпохи в фантастике — о, эти ракеты, которые собираются в сараях, — тем не менее он жив благодаря полифонии смыслов и эмоциональных состояний, которые испытывает читающий его гуманоид.
nerry, 23 апреля 2008 г.
Да, насколько сильно не похоже на другие рассказы Хроник... Нет, и стиль, и безумно красивые описания, и неспешный стиль повествования, оно осталось. Но какая-то радость, надежда что ли появились. Многие рассказы цикла кончаются плохо, нет перспективы, нет развития человеку. Человек и на Марсе устраивает свой порядок и порядок пожирает человека, уничтожает его окончательно. Но вот в этом рассказе есть путь, новый путь. К новой жизни, через изменения, которые кажутся страшными, ведь меняться страшно всегда. Вообще хорошо иллюстрирует пословицу, что «со своим уставом в чужой монастырь не следует». Тут, конечно, нет и мысли, о том, что Марс живой, что он дышит и меняет пришедших людей. Но мне здесь почудилось именно это.
А еще он как бы является некоторой суммой безуспешных рассказов-попыток людей освоить марс все теми же средствами =)
Красивый рассказ, и безусловно один из лучших в Хрониках.
chert999, 6 июня 2012 г.
40 лет тому назад я впервые прочитал этот рассказ Рэя Брэдбери — кажется, в журнале «Техника-молодежи», взятом в библиотеке пионерского лагеря, где я проводил лето. И уже тогда я понял: этот рассказ — про меня, он предсказывает мне судьбу скитальца, вынужденного приживаться там, куда его занесла судьба. Так оно, в общем-то, и получилось...
Подумать только — 40 лет назад, когда я впервые прочел этот рассказ, а вскоре после него — «451 градус по Фаренгейту», «Р — значит ракета» и «Вино из одуванчиков», их автор уже 20 лет был одним из самых знаменитых фантастов планеты, живым классиком. И как бы не менялись потом моды в фантастике, какие бы ни приходили и уходили «волны», — он оставался таковым еще целых 40 лет — до самого дня своей смерти. И будет оставаться таковым, полагаю, еще сотни и сотни лет — пока будут рождаться люди, желающие и умеющие читать фантастику, пусть даже и фантастику давно прошедших эпох...
armitura, 11 ноября 2007 г.
Пожалуй, лучший рассказ этого цикла, пусть он и стал явным противоречием практически всему, что писал Брэдбери о Марсе до того. Все равно есть в нем что-то настоящее. Пожалуй, самый живой марсианский рассказ, наиболее тонкое проникновение в мир другой планеты...
2480, 4 августа 2010 г.
Произведение очень яркое. О том, что людям свойственно всё стричь под свою гребёнку, но здесь это не получилось. Наоборот, Марс их «обработал» и приспособил под себя. Грустное произведение, оставляет ощущение некоей безысходности, но тем не менее красивое и атмосферное.
Eudaimoia, 14 марта 2011 г.
Пожалуй, в этом рассказе меня поразило, если не сказать шокировало, отношение людей к происходящему. Такое тихое безразличие, покорность судьбе. Ну, разве это не отражение действительности?
И невозможность изменить что-либо в одиночку.
Дарья Сталь, 28 декабря 2009 г.
Я не знаю, почему, но этот рассказ, пожалуй, самый любимых для меня. Ощущение великой тайны, стоящей за этой планетой, постепенное «врастание» людей в нее, становление ее детьми, ее частью... И некая безысходность от того, что ничего не поменять — люди уже не будут людьми, и одновременно радость — случилось что-то необыкновенное, чудо из чудес... Невероятные эмоции испытываю при прочтении этого рассказа. Впервые, кстати, услышала его на аудиозаписи в сборнике «Золотые яблоки солнца» — тогда и влюбилась. Не знаю, кто там озвучивал, может, это был не лучший вариант, но все же, все же...
algaras, 2 февраля 2010 г.
Один из лучших рассказов серии. Много разных мыслей навевает. Бытие диктует сознание ... За короткое время показана эволюция поселенцев (что могло произойти за сотни лет, произошло за дни)...