FantLab ru

Филип Фармер «Мир Реки»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.94
Голосов:
570
Моя оценка:
-

подробнее

Мир Реки

Riverworld

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

В бесконечной речной долине неведомого мира пробудились умершие на Земле люди. Каждый человек отчетливо помнил свою земную жизнь, и очнуться в месте, чем-то напоминающем христианский рай, было для всех колоссальным потрясением. Ричарду Бартону удается пробудится в предвоскресительном коконе перед всеобщим воскрешением в Мире Реки. Повсюду вокруг него были миллиарды таких же коконов с людьми. Слух о его пробуждении пошел по всей долине и некоторые люди начали понимать, что за всем этим стоит кто-то всемогущий с неведомыми целями.

Содержание цикла:

8.17 (1011)
-
36 отз.
7.88 (669)
-
14 отз.
7.63 (486)
-
7 отз.
7.59 (404)
-
7 отз.
8.33 (9)
-
7.36 (328)
-
7 отз.
7.27 (93)
-
7.37 (103)
-
7.40 (77)
-
6.05 (73)
-
6.54 (35)
-
1 отз.
6.23 (31)
-
1 отз.
6.79 (34)
-
6.30 (20)
-
6.06 (18)
-
6.42 (19)
-
7.30 (95)
-
7.36 (109)
-
1 отз.
7.05 (19)
-
6.04 (51)
-
5.94 (47)
-
7.04 (91)
-
1 отз.
6.39 (18)
-
6.72 (18)
-
6.72 (18)
-
6.76 (29)
-
6.08 (67)
-
1 отз.
6.26 (19)
-
1 отз.
5.94 (16)
-
6.12 (17)
-
7.21 (104)
-
1 отз.
7.67 (162)
-
4 отз.
7.68 (113)
-
2 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1991 // Крупная форма (перевод) за первые две книги цикла

Экранизации:

«Боги речного мира» / «Riverworld» 2003, Канада, Новая Зеландия, Великобритания, США, реж: Кари Скогланд

«Мир реки» / «Riverworld» 2010, США, Канада, реж: Стюарт Гиллард



Похожие произведения:

 

 


Мир Реки
1991 г.
Мир реки. В своих разбросанных телах исчезнуть
1991 г.
Восстаньте из праха
1993 г.
Темный замысел
1993 г.
Магический лабиринт
1995 г.
Миры Филипа Фармера. Том 10
1996 г.
Миры Филипа Фармера. Том 6
1996 г.
Миры Филипа Фармера. Том 7
1996 г.
Миры Филипа Фармера. Том 8
1996 г.
Миры Филипа Фармера. Том 9
1996 г.
Восстаньте из праха. Сказочный корабль
2001 г.
Темные замыслы
2001 г.
Легенды Мира Реки. Тайны Мира Реки
2002 г.
Магический лабиринт
2002 г.
Мир Реки. Магический лабиринт
2007 г.
Мир Реки. Темные замыслы
2007 г.
Такие разные миры
2015 г.

Самиздат и фэнзины:

Килиманджаро
2016 г.

Аудиокниги:

Модель для сборки
2004 г.

Издания на иностранных языках:

The Fabulous Riverboat
1971 г.
(английский)
Down in the Black Gang
1971 г.
(английский)
The Dark Design
1977 г.
(английский)
The Magic Labyrinth
1980 г.
(английский)
Gods of Riverworld
1983 г.
(английский)
River of Eternity
1983 г.
(английский)
Fantastyka №6, 1989
1989 г.
(польский)
Quest to Riverworld
1993 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 сентября 2008 г.

У Фармера есть одна особенность — раз начав читать его книгу или серию, ни за что не бросишь не дочитав до конца. Мир Реки — довольно длинное и неровное произведение. Временами действие ускоряется и набирает приличный темп, временами, напротив, тормозиться и вязнет, но что-то мешает прекратить читать. Заскучаешь, отложишь, походишь... и волей-неволей снова берешь книжку в руки. Это, несомненно, талант. Серия, безусловно, стОит прочтения, по крайней мере, первых две-три книги (а дальше засосет само :gigi: ). Единственно, чего не осилил — многочисленных приложений вроде «Легенды Мира Реки». Почитал чего-то выборочно, на том и успокоился.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 июня 2018 г.

ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ ВОДЫ, ИЛИ НА БЕРЕГУ ОЧЕНЬ ТИХОЙ РЕКИ

Насколько широки философские рамки воды. Это и символ непостоянной, вечно изменяющейся, ускользающей жизни, полной стремнин, порогов и широких плёсов. Это и христианская категория крещения, и средство очищения, омовения от скверны и любой непристойной грязи. Это и формула утоления жажды, и прочий «гаситель» страстей и огней.

Ну и конечно — продукт самой жизни, основной базис «молекулярного состава» биологического существования.

С этих позиций «Мир Реки» — глубоко символичен. И замкнутость Главного Водного Потока на себя (впадение в свой исток) — символ цикличности и возможности начать всё сначала, как восточная категория сансары — это кольцо бесконечного перерождения «начального» бытия. Разорвать этот круг — задача каждого, как и найти его исток — смысл и настоящую цель своего существования. И весь цикл «водной эпопеи» как нельзя лучше несёт а себе капли философского камня в тяжёлый свинец бренного бытия. Цель пути — золото — благородный элемент совершенства и алхимия вечной жизни.

Итак, литраж Мира Реки — это пять основных романов, не считая довеска рассказов и повестей. Романов приключенческих, но с глубоким философским подтекстом. И именно философский подтекст — самая сильная его сторона. Приключенческая же часть довольно размыта и затянута, местами «кипит», местами «закисает», но по большей части «конденсируется» в суспензию и мешанину из множества персонажей, сюжетных линий, рефлексий и этического экстракта. В напиток, выпить который одним глотком не получится никак. Если продолжать аналогию, то напиток сей не очень крепкий, скорее какое-то разбавленное пойло, в лучшем случае минералка, настоянная на железном метеорите, или иная столовая водичка с «бульками», газированная водородом со сдувшихся дирижаблей и аэростатов, или вспененная монструозными пароходами, выпущенными, как джинн из бутылки, с попаданием в «молочко».

Цикл не гармоничен. Завязывая поочерёдно множество сюжетных линий, Фармер, бросив надолго одни, так же долго начинает раскручивать другие, чтобы потом отсечь окончательно, не удосуживаясь на объяснения. Типичный пример Фрайгейта. Сначала как обычный персонаж, потом как необычный (агент этиков), а потом – о актёрское мастерство! — Фрайгейт-II, чья маска суть лицо самотеатра.

Единственное исключение — Бёртон, любимчик автора и избранник среди избранных, альфа и омега всего цикла. И если Бёртону Фармер отводит роль главного ферзя в партии одновременной игры, то роль Сэма Клеменса не очень-то завидная. Он сольная скрипка в оркестре Мечты. Герой-неудачник и творец Сказочного Парохода. Один из лидеров и при этом — бесхарактерный, слабовольный и постоянно сомневающийся человек. Дитя, прячущееся за юбкой предопределённости («как только два первых атома во Вселенной врезались друг в друга, судьба была предопределена»), и отец Мечты, бросающей вызов Течению пароходным свистком истинного Бунтарства. Личность настолько противоречивая, насколько невероятен и сам Пароход. Действительно ли Марк Твен был таким, каким решил показать его Фармер? И почему великий Марк Твен за всю свою жизнь в мире Реки так и не написал ни одной строчки? По-моему, писатель не может не писать, иначе он умрёт как личность.

Большая беда цикла — это несерьёзное отношение автора к своему тексту. Фармер — заядлый любитель цифр, и в Мире Реки их более, чем достаточно. Но мало того, что эти цифры иногда поражают своей несостоятельностью, так к тому же, что поражает вдвойне, часто противоречат сами себе. То ли автор склонен к путаности и забывчивости, то ли вообще не задумывается над тем, что пишет. И если сначала подобное вызывает удивление, потом недоумение, то впоследствии переходит в неприязнь и полное неверие автору. Нельзя же так пренебрегать своим миром! Да и зачем дались Фармеру эти цифры? Чтобы компрометировать себя и терять доверие у читателя? Наиболее показателен пример с количеством воскрешённого человечества. В первой книге даётся точное число: 36006009637 человек, в последующих продолжениях оно почему-то превращается то в 35, то в 37 миллиардов. И точно так же, как предатель в стане врага, ведёт себя длина самой Реки: от 10 млн. до 20 млн. миль (книги первая и вторая), 14,5 млн. миль («Магический лабиринт», гл. 27), снова 10 млн. миль (предисловие к «Тёмному замыслу»). Таких перевёртышей в тексте более, чем в избытке. Одним словом — коварство «богов реки» в «магическом лабиринте» цифр. Только как постичь сей «тёмный замысел»?

На первый взгляд для Фармена первичное значение имеет грандиозность: грандиозность акта воскрешения, грандиозность Реки, грандиозность самого замысла и грандиозность технических средств для достижения цели. Добавим сюда типичное заблуждение любой эпопеи: чем больше страниц текста — тем грандиознее! Тем эпичнее! И тем масштабнее! Но так ли оправданна эта грандиозность? И где та тонкая грань, за которой грандиозные пароходы и дирижабле теряют свой шарм и превращаются в монструозных переростков? Если взять вместо 36 млр. человек меньшее число, например 5 млр., уменьшив соответственно диаметр планеты, что изменится? Ничего. Впоследствии Фармер, решив вернуться к своему миру, откажется от big-эффекта и сосредоточит всё своё внимание на философии. Поэтому два финальных рассказа, лишённые «мании гигантизма», по-моему, наиболее удачные, и заключённая в них начинка — лучший итоговый концентрат всего философского мировоззрения Фармера.

Мир Реки – это человек наедине с собой и со всем человечеством.

Мир Реки – это духовный символ человека, это символ его Поиска.

Но человек крепкий орешек. И даже горбатого могила не исправит. Потому как слишком велик горбыль грехов и крепка ореховая скорлупа. Расколоть её, достучаться до сердцевины и пытается автор своим циклом.

Его Церковь Второго Шанса и её пророк Ла Виро – явная калька с христианства и Мессии. Иногда автор паясничает (вспомним хотя бы обращение в веру Геринга), иногда предельно серьёзен. Но постоянно пытается призвать человечество заглянуть внутрь самих себя. Кто мы? Что из себя представляем? И достойны ли вечной жизни, на которую так уповаем? И что такое вечная жизнь: личное совершенство или совершенное соитие с богом? Или высшая цель – это сойти с пути «истинных» учений и признать в себе единственно истинным своё любимое «я»? Плыть по течению других? Или идти против течения, под парусом собственного разума, преодолевая пороги обстоятельств и стремнины горьких несчастий и поражений? Идти на дно или плыть вверх по Реке? К Башне – Священному Граалю, сокровенному символу духовных человеческих стремлений. Сложный ответ. Потому так и сложен путь к Башне и не все способны достичь её. Дать шанс всем, а не только избранным – заветная мечта Логи, ренегата и предателя, чужого среди своих и несвоего среди чужих, убийцы лучших ради спасения худших.

Судя по тому, с каким упорством Фармер преподносит свою концепцию «посмертного бремени» человека, — это не просто досужая игра в фантастику. Для него это скорее понимание реального положения вещей. Всё могло бы закончится небольшой повестью «Внутри и снаружи», где эта концепция нашла своё выражение. Но только глубокое убеждение в своей правоте могло подвигнуть Фармера на повторное доведение своей точки зрения до ума человечества, растянувшейся в сериал Мира Реки. Каждый роман цикла рассчитан не на определённую самостоятельность (ни один из них не заканчивает начатых в нём сюжетных линий), а на определённую заманиловку, на ловко кинутую приманку, дразнящую загадкой этиков, историями Икса и таинственной Башни, так старательно пересказываемыми в каждой книге, играющими роль червячка на крючке, заброшенного в Реку под названием «что есть жизнь». В чём её смысл, где искать Исток — Причину и Цель — вопросы, которые каждый задавал сам себе. Свой вариант ответа Фармер и хочет поведать миру. И трибуной оратору служит Мир Реки, с которым лично я готов считаться, но который, увы, не люблю.

ИТОГ: Ноль равняется бесконечности, бесконечность и есть бог, следовательно, бог — ни что иное, как вечный и бесконечный ноль.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 марта 2015 г.

Фух... Месяц? Наверное, да. С большими перерывами, кроме последних двух книг, вышел месяц — месяц на прочтение пяти основных романов о Мире-Реки, на берегах которого воскресло все многочисленное земное Человечество, за небольшими исключениями.

Стоил ли этот месяц и каждый отдельный день (а точнее — пару часов), отведенный, в среднем, на каждую книгу-часть цикла? Наверное, да. Конечно же, «Мир-Реки» — для ценителей даже не столь Фармера, столь вообще поклонников той НФ, которая стала золотыми столпами жанра, наравне с легендарными произведениями Азимова, Кларка, Саймака... Тем более, что, как и всякая подобная фантастическая классика, цикл Фармера до ужаса оригинален.

Ну, наверное, стоит упомянуть, что Филип Фармер, как убежденный атеист, понравится не каждому — хотя не понимаю, как такое может быть возможно, все-таки, не в религии тут дело... От себя еще могу добавить, что упоминание в комментариях и вообще о романах цикла о том, что «в конце каждой книги открывается новый взгляд и версия о причине и целях существования этого странного мира» несколько неверен. В основном, цикл проникнут той гипотезой, что возникла у героев еще в первой книге эпопеи. И, да, кроме этой первой книги — «Восстаньте из праха» — все остальные читались крайне быстро, путем пролистывания и без всякой потери информации.

Так-с, отдельно по книгам..:

Первая, как я уже говорил, самая, наверное, интересная, которую хочется и нужно читать целиком. Здесь появляются основные персонажи цикла, тенденции, происходящие с воскресшим человечеством, гипотеза(ы) о Воскрешении и существах, названными «этиками» — якобы, а может, и в правду, воскресителями людей эпох Земли.

Вторая, как говорится и говорили, чисто проходная. Да вот и третья, по сути, такая же... Только вот в «Темных замыслах» появляются два крайне занимательных момента, в конце и начале произведения.

Далее идут «Магический лабиринт» и «Боги Мира Реки» — по сути — один роман-финал, книга-концовка, где все, абсолютно все, становится ясным и расставляется на свои места... Но, разделить их, конечно, было необходимо. Почему? — узнаете.

Это — Мир Реки. Это — место, где воскрес род людской... Зачем и кем — узнать стоит. Яркие и оригинальные концепции, необычные и...

Must read для истинных любителей жанра.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 декабря 2013 г.

Вообще, идея неплохая, но воплощение...

Все когда-либо жившие на Земле люди воскресают в удивительном мире, через который протекает река. Каждый получает ежедневно свою пищу и различные предметы обихода, вставляя емкость, которая есть у каждого заново рожденного в специальное устройство. Казалось бы, вот он рай, но нет, в первый же день обнаруживается, что люди, употребив неведомую «жвачку», которую получили в дополнение к пище, буквально дуреют, начинается побоище и массовые изнасилования даже совсем маленьких девочек.

Постепенно мы узнаем, что умереть в этом мире невозможно,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
каждый умерший возрождается снова, но уже на другом участке реки.

Ну, и конечно, люди тут начинают строить свой мир сообразно своим представлениям,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сильные объединяются, чтобы держать слабых в рабстве, создаются своего рода государства, которые определяют свои границы, любой умерший и заново возродившийся на территориях этих «государств» попадает в рабство.

Героев повествования много, они меняются от книги к книге, у них возникает желание выяснить, что это за мир и чей это чудовищный эксперимент, они пытаются достичь истоков реки,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
один строит пароход, а кто-то считает, что нужно просто заканчивать жизнь самоубийством, таким образом, продвигаясь по реке во все новые места, пока не окажешься у истока реки.

Повествование очень затянутое и нудное, порой хочется уснуть посреди чтения, поэтому такая оценка.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 ноября 2008 г.

Как бы ни относиться к этому циклу, все равно он останется явлением в литературе.Имея под рукой 35 миллиардов потенциальных персонажей, автор сумел таки преодолеть соблазн рассказать нам обо всех них...Хотя жизнеописаний и похождений хватает с избытком.А какой искус просветить читателей о подробностях жизни реальных исторических персонажей? Если брать философию романа, то она сводится в конечном итоге к борьбе идей и сторонников Свободы Воли и , напротив, Предопределения.Носителей же таких мировоззрений автор буквально сталкивает лбами.Что касается самого цикла, то, пожалуй, иногда заметно некоторое торможение действа (в основном, за счет детального разбора психологии участвующих лиц), но потерпите — и оно понесется вскачь, увлекая грандиозными схватками и нетривиальными тайнами.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 марта 2007 г.

Задумка оказалась интересной. Воплощение же редкостное занудство. Автор очень долго тянет кота за хвост.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 января 2016 г.

Интересная задумка, многообещающее начало и ... неудобоваримая каша, как результат. Труд писателя, особенно написание циклов — это не просто вдохновенное рассказывание истории, но еще и довольно утомительная, кропотливая работа. Если ты хочешь создать не противоречивый, живой, логичный мир, конечно.

И вот тут Фармер просел, не хватило ему усидчивости и систематизации, не захотелось вычерчивать схемы развития персонажей, кто что сделал, что уже было рассказано, как это повлияло, кто с кем и когда сталкивался из героев и к чему это привело. Оттого цельный мир не получился, а получилась солянка из повторений, скачков во времени и пространстве, бесконечный нудный уход в малоинтересные, неважные детали и наивные псевдо-биографические реконструкции на уровне «статья из ВП одним абзацем». Уже третью книгу пролистывал, а в начале четвертой сломался окончательно. Уныло. А жаль. Тем более жаль, что язык то хорош.

Оценка: 3
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 января 2016 г.

«Мир Реки» — один из моих самых любимых циклов. Имея интересную и оригинальную идею, автор сумел достойно её реализовать, что удается не каждому. Весь цикл полон интересными событиями, касающимися жизни людей в новом для них мире и попытками разгадать тайны этого мира. Атмосфера цикла насыщенная, проработка и описание мира на высоте. Цикл полон приключений, загадок, поиска и борьбы главных героев за право знать правду об этом месте и свою роль в нем. Автор хорошо прописал чувства людей в новом мире, а именно каково им было пробудиться в совершенно незнакомом месте, помня при этом всю свою земную жизнь. Насколько велико было желание некоторых из них добраться до истоков этого мира и узнать и узреть то, о чем они и подумать никогда не могли, что казалось бы не поддается человеческому разумению. Местами появляются затяжные сюжетные линии, как например с постройкой сказочного корабля или пребыванием группы Бартона в Темной Башне этиков, но в целом цикл очень хорош.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 марта 2008 г.

Рад, что прочитал весь цикл. Не часто такое бывает.Хорошо.Именно хорошо

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 мая 2007 г.

Идея очень неплоха, но воплощение подкачало. Первый роман цикла читается с интересом, остальные уже с трудом

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 октября 2006 г.

Автор очень изобретален в описаниях. Читается легко, быстро, но какого-то значительного впечатления не произвело.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 сентября 2005 г.

Идея хороша, но подвели бестолковые продолжения.

Мой обзор сериала — http://www.livejournal.com/users/vad/215263.html

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 апреля 2014 г.

Пожалуй, книги в серии катятся по нисходящей. Пятая, на мой взгляд, вообще бред. Причем изобилует философскими,психологическими и историческими выкладками, которые совсем не к месту. Впрочем, всем кто еще не читал эту серию, предлагаются вооружится блокнотом и карандашом — тут есть что отметить, чтобы вернутся назад и хорошенько обмозговать. жаль я так не сделал. но перечитывать — яявно не буду.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 августа 2006 г.

Впервые «Мир Реки» я прочитал в самиздате. Книга удивила резким сюриализмом, каким то резко выпяченым натурализмом, но как ни странно это не оттолкнуло. Книга осталась в пямяти.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 января 2008 г.

Одна из проработаннейших вселенных у Фармера.Самма идея очень понравилась.Но благодаря задумке можно было выжать очень много различных сюжетов,но не это не было сделано.Но все равно,гениально.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх