Убил ли в действительности рядовой Куча себя и сержанта Хартмана?
Ни один из молодых морских пехотинцев в "Цельнометаллической оболочке" Стэнли Кубрика никогда не бунтовал против инструктора по строевой подготовке. Все они лишены свободы воли, превращены в оружие для войны.
Почему рядовой Куча заряжает свою винтовку и начинает убивать? Что на самом деле происходит в туалете казармы?
Загнивающая французская монархия в попытке дотянуться до мирового господства... Не, перебор с пафосом.
Надо человечнее :) Это же фэнтези.
.
Итак, провинциальное французское графство. Пара лет до начала революции, но к ней, собственно, мало что готово.
Всё ведь как последние полтысячи лет на этих землях. Нищета в массах, полуголодное существование, грязь на улицах, торговлишка так себе. Старый режим, он и есть старый режим.
Землю держит родовитое семейство. Старшее поколение представлено двумя братьями, один из которых особенно энергичен и безжалостен, а младшее — взрослым больным сыном, взрослой вольнодумной сестрой и немой девочкой, явно побочного происхождения. Да и прочее провинциальное дворянство смотрится как толпа дешевых клоунов.
Верхи скоро не смогут — и знают это лучше всех. Хотя по сезону рефреном проходят слова, что из смерти единственной девочки возгорелось пламя борьбы, именно ослабление верхов показано тут как единственная реально революционная предпосылка.
Что делать дворянам? Куды бечь?
И тут из секретных бастильских лабораторий приходит ответ — снадобье голубой крови. Вколешь его себе, и становишься прогрессивным вампиром в стиле просвещённого абсолютизма. То есть — Солнца можно не бояться. Раны даже под ультрафиолетом зарастают. Но кровушки хочется, и если голову отрубят, то всё, новая не отрастёт.
Однако если собрать волю в кулак, то страсти можно контролировать. Практически по Декарту. Или по Локку.
Словом, королю — а он тут жесток, как языческий бог и когти уже отрастил изрядные — видится новый порядок.
Но чтобы получить новый порядок — надо иметь железный орднунг в голове.
А это же Франция, где у графа найдется своя любимая кухарка, а у баронессы — кучер.
То есть сюжет сериала — это не только люди. Это борьба между Проектом и Эпидемией.
Проект — это ограниченное количество аристократических вампиров, которые благодаря своему происхождению, личной силе и умению — вполне могут подавить любой мятеж. Грядет стабильность, которой даже Белые ходоки позавидуют.
Эпидемия — это бесконечная оргия кровопийства, когда невозможно прервать цепочку заражений, в народе нарастает паника, и все летит к чертовой матери.
А история про людей — вращается вокруг доброго доктора Гильотена, чем-то похожего на провинциального адвоката де Робеспьера. Это такой местный интеллектуал: изобретает штуковины для хирургии, довольно успешно лечит больных, и не прочь заняться правозащитной деятельностью.
Тем более, что графская охранка берёт какого-то негра, чужеземца, и хочет повесить его за убийство девочки. А он девчушку не убивал, потому как так та царапалась изо всех сил, но он без царапин.
Есть у этого доктора брат — вроде как покойный любовник графской дочери. Он, оказывается, не убит, а был графом выслан, заматерел, обзавелся тем самым негром-напарником, и теперь хочет истреблять зло. Потому как "заматерел" — это значит теперь сам вампир. (кто сказал "Блэйд"?)
В лесу — "Братство" — мизерабли-партизаны. Трезво оценивают свои шансы на успех, как практически нулевые.
Наконец, еще один пласт истории — мистика.
Вампиризм здесь явно завязан на первичного носителя, на некую женщину, привезенную из Нового света (деревянные маски, куклы Вуду).
А немая внучка графа — получает от неё видения и каким-то образом вступает в игру.
.
Удача сериала — это сплетение медицинских, политических и мистическим мотивов при конструировании очередного кризиса.
Когда, стоя на провинциальной баррикаде, доктор Гильотен кричит новому графу-вампиру, что если тот сдастся, аристократов будут в изоляции содержать по их замкам пока не отыщут лекарства — он ведь думает, что говорит правду. Хотя всё уже пошло кувырком.
Когда один из баронов решает помочь вольнодумной дочери графа — и дать "Братству" оружие — он равно действует по мотивам влюбленности, идеям реформирования государства и необходимости борьбы с вампирами.
Когда молодой граф приглашает сливки общества в свой салон, убивает всех, потом обкалывает "голубой кровью" (зачем кусать, когда есть шприц?), а затем ведет в харчевню — разговеться — он восстанавливает лояльность своих братьев по классу и одновременно сбрасывает нервное напряжение, самоутверждается...
Не в каждом сериале можно увидеть такую сложность.
Увы, сюжетные неудачи сериала — это продолжение достоинств. Филигранная конструкция кризисов получается не всегда, а чтобы все шло по нарастающей — требуются регулярные вампирские глупости. Когда в замке убиваю-оживляют дворян — прислуга все выполняет. Потом пожирают харчевню, выпивают прислугу (пир-горой), но охранка продолжает выполнять приказы — это выглядит откровенным идиотизмом. Там должны уже все знать...
И вообще, революция, как деяние буржуазии — тут не просматривается. Есть фондирующие дворяне, есть врач-интеллигент, есть будущие санкюлоты, а достойных господ, которые двигают вперед экономику, создавая производства и эксплуатируя пролетариат — нет. Так что в бунт и крестьянскую войну я поверю по этому сериалу куда больше, чем в революцию...
.
Что касается актеров — то образ энергичного брата правящего графа, почти уже отчаявшегося, но все еще пытающегося удержать Ancien Rеgime — лучшая мужская роль сериала. Оба брата-Гильотена выглядят живыми. Дочка графа — хоть роль её больше походит на сюжеты уже начавшейся революции (гражданин Равенство, это почти про неё ;) ) — тоже не кажется ходульной. Но требования мистического комикса все-таки висят над многими персонажами, потому начальник охранки и молодой граф — слишком уж картинные злодеи.
.
Вообще снято достаточно богато. Большой набор декораций, разные костюмы, нормально вымуштрованная массовка, многопланово построены сцены, щедро стреляют и взрывают.
Стилистически сериал ориентируется на две традиции:
— "Братство волка". Тут вместо Жеводанского зверя куча вампиров, но идею детектива-мистики-охоты-схватки, когда местное общество буквально выворачивается наизнанку, смогли бережно перенести на немного другую почву;
— "Штамм", "Настоящая кровь" — обещают и начинают (не в первом сезоне) бактериологическую войну. В ней будущая механика борьбы Гильотена с вампирами вполне очевидна :) Но менее очевидна пропорция голубокровных бойцов в рядах противников...
При том, что фон сериала трагический, и рисуется соскальзывание в бездну — сценаристы нет-нет, да и обозначат кукиш в кармане. Или гильотину в фамилии :)
.
Итого: добротный социально-мистический комикс, который я вполне рекомендую к просмотру (16+).
Честно говоря, не собирался продолжать пост о фильмах и книгах, описывающих путь британского морского офицера Горацио Хорнблаэра, и об их влиянии на других авторов. Но тут коллега ArtTrapeza спросил по поводу капитана Кирка из «Звездного пути». Ответил кратко, тем более, что не являюсь поклонником сериала. На эту же тему откликнулась и коллега Ladynelly. И ей написал ответ, но он оказался большим. Поэтому решил его убрать, написав специальный пост.
Действительно, создатель «Звездного пути» Джин РОДДЕНБЕРРИ никогда и не скрывал, что брал за образец цикл о Горацио Хорнблауэре. Об этом, в частности, говорится на страницах его совместной со Стивеном Уитфилдом книги «Создание «Звездного пути» («The making of Star trek»). Или вот здесь можно посмотреть его первоначальный концепт сценария «Звездного пути» от 11 марта 1964 года, где на странице 5 характеризуется капитан Эйприл, который в пилотной «Клетке» стал капитаном Пайком, а в сериале преобразовался в Кирка:
— Капитан космической эры Горацио Хорнблауэр , худощавый и одаренный как умственно, так и физически.
Яркая и сложная личность, он способен к действиям и решениям, которые могут доходить до героических, и в то же время живет в непрерывной битве с неуверенностью в себе и одиночеством как капитана.
Интересно, что режиссер Николас МЕЙЕР, который взялся за полнометражный фильм «Звёздный путь 2: Гнев Хана» (1982), особо не зная о сериале «Звездный путь» и Джине Родденберри, самостоятельно пришел к пониманию Кирка как Горацио Хорнблауэра. Об этом он рассказывает в мемуарах «Вид с моста» («The View From the Bridge»). Вот перевод этого куска:
— «Звездный путь» смутно напомнил мне кое-что близкое. Мне потребовалось некоторое время, прежде чем я понял, что это. Я помню, как однажды ночью проснулся и сказал вслух:«Хорнблауэр!»
Когда я был подростком, я проглотил серию романов английского писателя К.С. Форестера об английском морском капитане Горацио Хорнблауэре и его приключениях во времена Наполеона. Также любим был фильм по этим романам — «Приключения капитана Горацио Хорнблауэра» Рауля Уолша с Грегори Пеком и Вирджинией Мэйо в главных ролях. В фильме Хорнблауэр противостоит зловредному и запоминающемуся Эль Супремо. Посмотрев фильм позже, будучи взрослым, я понял, что Эль Супремо, имеющий манию величия, был расистской карикатурой, тем более что его сыграл кавказец со «смуглым» лицом — уроженец Великобритании Алек Манго. Хан Нуониан Сингх, напротив, был настоящим (хотя и странно названным) сверхчеловеком, воплощением которого являлся превосходный актер, который оказался латиноамериканцем. Хан был хитрым, безжалостным, но остроумным противником — его истинный триумф состоял в том, что зрители обожали его подлость, не меньше, чем откликнулись на яростный героизм Кирка.
У Хорнблауэра было много потомков, кроме Кирка. Другой англичанин, Александр Кент, написал серию подобных рассказов о мореплавании, и романы Патрика О'Брайена Обри-Мэтьюрина представляют собой элитарную версию того же самого — «Джейн Остин в открытом море», одна из которых стала великолепным фильмом «Командир и штурман». Еще один англичанин, Бернард Корнуэлл, создал версию Хорнблауэра, не имеющую выхода к морю, в образе Шарпа, героя войны на полуострове.
Я спросил себя: разве « Звездный путь» не Хорнблауэр в космосе? Отважный капитан с девушками в каждом порту и приключениями, таящимися на каждой широте? Подобно Хорнблауэру, чья грубая внешность скрывает человеческое сердце, Кирк — тот капитан, под командованием которого любой экипаж желал бы служить. Как и его океанский коллега, он умен, но реален, сострадателен, но бесстрашен, привлекателен для женщин, но не навязчив. Для препубертатных (в моем отношении постпубертатных) мальчиков, таких как я, Хорнблауэр-Кирк скрывает героя Одинокого Рейнджера — Д'Артаньяна, о существовании которых мы любили фантазировать: надежного парня с лихой тайной личностью. Тайная личность Хорнблауэра-Кирка превратилась в его собственную личность, но это представление все еще остается в силе.
Как только я осознал это прозрение, многие вещи быстро встали на свои места. Я внезапно понял, каким должен быть «Звездный путь» и как я могу к нему относиться. Внешний вид фильма и характер персонажей — даже их язык — внезапно стали ясны. И выполнимы. Я бы написал сценарий Хорнблауэра, просто перемещаясь в космос. (конец цитаты)
О фильме «Капитан Горацио Хорнблауэр» 1951 года я не писал в предыдущем посте: тема была другая. Его англоязычное название «Captain Horatio Hornblower R.N.». R.N. – это "Royal Navy" или «Королевский флот». Он основан на трех базовых романах Сесила ФОРЕСТЕРА, написанных еще до Второй мировой войны. Есть мнение, что сражения, показанные в «Гневе Хана» соотносятся со сражениями в этом фильме. На Ютюб есть даже соответствующий видеоролик по этому поводу.
Кроме того, считается что три начальные ноты музыки «Звездного пути» соотносятся с началом этого фильма о морских сражениях. Можете сами послушать вот здесь: не надо только слушать целиком, а только первые три такта.
Совсем недавно, в сентябре 2020 года «The Hollywood Reporter» обнародовал видео разговора с рядом актеров об их ролях. Среди них был и Патрик СТЮАРТ, который снялся в роли капитана Жана-Люка Пикарда (в другом переводе — Пикара) в телесериале «Звёздный путь: Следующее поколение» и он вспоминает об одной из встреч с создателем сериала Джином РОДДЕНБЕРРИ (эти слова начинаются с момента от отметки 41 мин. 40 сек.):
— Я обедал с ним только один раз, нас было всего двое, и я сказал: «Итак, Джин, помоги мне: откуда взялась идея персонажа? Можете ли вы дать мне какие-нибудь связи, которые я мог бы использовать для роли? » И он сказал: «О да, у меня это здесь, со мной», вытащил потрепанный экземпляр в мягкой обложке одной из книг о Горацио Хорнблауэре и сказал: «Это все там». Итак, персонаж, как выясняется, был основан на Горацио Хорнблауэре, но, поскольку я был на космическом корабле, а не на океанском корабле, я чувствовал, что никогда не удовлетворял Джина так, как он хотел.
Для СТЮАРТА это сообщение тоже, похоже, было в новинку.
Кстати, профессор австрийского Клагенфуртского университета Стивен РАБИЧ даже защитил солидную, почти 600-страничную, диссертацию по всему этому поводу под названием «Wagon Train to the stars» and «Hornblower in space»: STAR TREK’s transatlantic double consciousness» в 2014 году, а на ее основе – в 2018-м написал книгу «Звездный путь и британский век парусного флота: влияние мореплавания через сериалы и фильмы» («Star Trek and the British Age of Sail: The Maritime Influence Throughout the Series and Films»), где утверждает, в частности, что «мир «Звездного пути» был намеренно и отчетливо создан по образцу британского военно-морского флота восемнадцатого века».
Ходячие аристократы, или Есть у революции начало/Голубая кровь — не метафора
1787 год. Франция. В графстве Монтаржи находят изувеченный и обглоданный труп молодой крестьянки. Виновным объявляют негра-бродягу, которого задерживают и собираются казнить.
Тюремный врач Жозеф Гильотен, после знакомства с обвиняемым понимает, что тот невиновен, а убийца, совершивший уже не одно такое преступление, гуляет на свободе.
Причем он не просто банальный душегуб, а носитель невозможной, загадочной и заразной болезни.
Но почти никто из свидетелей ужасного злодеяния не догадывается, что это убийство станет началом поистине судьбоносных событий, перевернувших судьбы всех жителей страны.
Великая французская революция одно из судьбоносных событий Нового времени. Неудивительно, что она привлекает внимание людей до сих пор. Французские постановщики решили взглянуть на причины возникновения революции под неожиданным углом. Совместив социальные потрясения в la Belle France конца 18 века с мистикой и вариациями на тему вампиризма и зомби-апокалипсиса (нет, не «Королевство», скорее его дальний родственник).
Проект атмосферный и мрачновато-пессимистичный. Впрочем, о том периоде весело, наверное, рассказывать не получится.
Жизнь во Франции 18 века – не сахар (неужто все было настолько плохо? до этого англичане самокритично вещали о своей истории в том же «Франкенштейне», теперь и лягушатники подтянулись), и передана она колоритно до дрожи и антуражно до отвращения.
Оборванные, голодные, замурзанные горожане в грязной одежде. Повальная нищета. Дети, отбирающие гнилые фрукты у крыс. Беспризорники, сбивающиеся в стаи и ворующие у прохожих. Юные сироты, хватающие яблоки, как изысканное лакомство. Заброшенные дома и заколоченные окна. Темнота на улицах в душах и зданиях, разгоняемая неверным светом фонарей, факелов и свечей. Узкие, кривые улочки, болото и пьянь, валяющаяся под ногами. Океан утлых, полупроваленных крыш. Морги с трупами. Зашивание ран наживо, без любого наркоза. Ужас тюремных коридоров, теснота камер, издевательство стражи. Одежда, оружие сбруя того времени. Женщины с оригинальными корзинами. Непременные шляпы-треуголки и плащи – тяжелые «пыльники» у служивых, изысканные невесомые полотнища с капюшонами у аристократов. Холодная торжественность церквей. Мрачный серый замок, нависающий над городом. Ленивые подаяния из рук знати после церковной службы.
И на контрасте — яркая и привольная жизнь аристократии. Балы до упаду, Воздушные фонарики. Парики и жутковатые белила на лицах. Шикарные столы, ломящиеся от яств. Безоглядное веселье. Ржущие, бухающие, курящие представители высшего света. Оргии в римском стиле. Шарман!
Загородная графская усадьба-поместье, парящая, изысканная, освещенная то рассветом, то массой факелов. Озеро, пруды, деревья – пастораль.
Начинается повествование в 1789 году, с первых кадров задавая атмосферу всего сериала. Холод, мрачняк, снег, выстрелы, конь залитый кровью. Тревожный, аутентичный эпохе саунд, где используются классические инструменты, такие как скрипка, клавесин, виолончель. Музыкальное сопровождение на пять — оно добавляет действию саспенса, формирует настроение, нагнетает обстановку, правда местами несколько напоминает основную тему Мира Дикого Запада.
Почти сразу нас переносят на два года назад, к истокам происходящего.
У создателей сериала получилась довольно интересная смесь. Исторических и социальных зарисовок из жизни 18 века с детективом и готично-вампирским хоррором. Детектив легонький и довольно быстро сходит на нет. А вот два остальных компонента с нами до самого конца.
За историю отвечает вся атмосфера сериала, а также яркая демонстрация противоречий сложившихся к тому времени между слоями французского общества. Знать сибаритствует, понятное дело, и вяло доит соки из народа («зачем скрываться, народ всегда кормил нас, так или иначе», «предназначение народа — смиренно повиноваться и кормить нас»). Имеются, правда, редкие исключения. Народ, мало-помалу свирепеет и все больше жаждет подержаться за глотку своих господ. В Монтаржи даже завелось некое Братство, объединяющее изгоев, разыскиваемых идейных преступников и прочих маргиналов, не желающих идти в обычные разбойники с большой дороги. Перед нами эдакий аналог Робин Гудовской шайки в Шервудском лесу – у Братства даже имеется свой лагерь в лесной пещере, немало оружия и еще больше патетичных речей: «Вы стоите прямо лишь потому, что народ на коленях».
За хоррор — фантдопущение сериала, та самая голубая кровь. Вещество, при попадании в организм человека, превращающее его в аналог вампира. С обостренными реакциями, слухом и нюхом, увеличившейся силой и ловкостью, нечувствительностью к боли. Способностью к регенерации смертельных ран – разве что метод Дункана Маклауда «решает вопрос». А заодно повышенной агрессивностью и Голодом, заставляющим жаждать плоти/крови ближнего своего. Правда, как мы увидим, этот Голод можно некоторое, довольно продолжительное время контролировать.
Неплохо поддерживается интрига – откуда взялась эпидемия, кто стал первым пациентом, что за таинственная Наис — мы долгое время не имеем ни малейшего понятия. Плюс подключается концепт «теории заговора», доходящий до таких вершин, что ух!, и переводящий ситуацию из местечковой проблемы на уровень государства.
Имеются примеры неплохо поставленного экшена, особенно в исполнении «зараженных». Да и в других случаях посмотреть на специфику использования однозарядного оружия в совмещении с «холодняком» — небезынтересно. К сожалению, боевки и активного действия в сериале немного.
Героев нам подгонят приличное число, но запоминаются далеко не все.
Не рассказчица – слишком уж юная и бессловесная Мадлен со своей оригинальной «масочной» подругой (хотя как именно персонаж станет тем, кем станет – глянуть любопытно). Не старый граф. Не бойкая Катель, преданная и полная сюрпризов служанка Офелия или разбойно-загадочная девица в полумаске.
И даже не Элиза с Альбером. Дочка графа леди Элиза (которую упорно обзываю графиней при живом папане) – конечно, мила и демонстрирует нам, чуть ли не единственную вменяемую представительницу дворянства. А суровый Альбер так и остается вещью в себе (могли бы парочкой флеш-беков очертить его американские похождения). Неплохо созданы антагонисты – дядя с Донатьеном: один долгое время кажется натуральной сволочью, неожиданно раскрываясь почти в финале во время бесед с сыном. Второй – из жертвы перекидывается в безумного хищника, при этом изрядно переигрывая. И начальник полиции Перуз – который благодаря паре сцен, в частности рассказу о детстве в кабаке, и особенно визиту в дом графа после «общения» Донатьена с отцом, превращается из обычного садиста в неоднозначную личность.
Но вне конкуренции, понятное дело — Жозеф Гильотен. Молодой доктор, создавший себя сам. Сирота, воспитанный в приюте, ставший отличный медиком и неплохим ученым. Свято придерживающийся клятвы Гиппократа, и уверенный, что: «больных не убивают их лечат». Благодаря таким людям мир не скатывается в совсем уж эпохальное зверство. Трогательный, разумный, живой персонаж, волнующийся за людей и готовый сполна исполнить свой долг врача.
Эрго. Любопытный микс одной из версий французской истории с хоррорным подходом в стиле вампиро-зомби. Достаточно антуражный, хотя далеко небезгрешный. Стоит учитывать – первый сезон, по большому счету вступление, события почти не выходят за рамки столицы графства Монтаржи. Такими темпами постановщики до 1789 года и Бастилии доберутся лишь через пару-тройку сезонов. Вот только когда мы их увидим и увидим ли вообще – неясно.
Режиссер: Жереми Розан, Эдуард Салье, Жюльен Трусселье
Эпидемия (1 сезон), Россия, 2018 (премьера в России 2019)
1. Основные особенности сериала
Российский сериал «Эпидемия» 2019 года выпуска любопытен тем, что представляет собой современный и полностью отечественный продукт культурного потребления. Первоисточником послужил дебютный роман «Вонгозеро» Яны Вагнер, сценарий написал Роман Кантор, режиссировал всё это Павел Костомаров.
Если американские «Ходячие мертвецы» первых сезонов, минуя головной мозг, дразнили дикарские страх и агрессию в поведенческой системе «свой-чужой», то «Эпидемия» работает с понятиями гендера, семьи, гуманизма и религии. Кроме того, произведение Кантора и Костомарова вышло за привычные рамки отечественных сериалов благодаря отказу от слащавого мелодраматизма, романтики и низового юмора.
Несомненная слабость «Эпидемии» в примитивности построения сюжетной схемы и нарушениях реалистичной картины художественного мира. Раздражают клиффхэнгеры, обрывающие повествование на самом интересном месте в конце каждой серии и всего сезона. «Рояли» во множестве стоят в кустах ради спасения персонажей и падают с неба, только чтобы сюжет продолжал развиваться.
Если проникновение в оцепленную Москву принять ещё можно, то на попытке прорыва из неё даже через минимально оснащённый КПП всё бы и кончилось. Вместо проникающего колото-резаного ранения с повреждением органов брюшной полости, кровопотери и гибели (как в толпе на заправке) нам демонстрируют поверхностное резаное, мгновенный обморок и сепсис. Если присмотреться, то странностей слишком много, и почти каждая служит сюжетообразующим элементом.
До сих пор заметно, что первоисточник писала женщина. Каждый женский персонаж живой, сложный и противоречивый, обладает двойным и даже тройным дном. Мужские персонажи – это олицетворение той или иной функции, которая в основном ими не выполняется. Как правило, по причине полной духовной несостоятельности или «бракованности» личности её носителя. Даже лучшие из мужчин не более чем типажи: герой, большой начальник, батя, дурак, афганец, любовник, врач, отшельник.
Видно, что экранизацией занимались весьма и весьма далёкие от жизни всей остальной России эндемики метрополии. Если что-то и видели, то из окна автомобиля или гостиницы. Образы «замкадья» будто списаны с Луркморья: развалины «совка», «деревня», нищета, пьянство, быдло и далее по списку. Показательны в этом плане разборки между детьми и вилы как основной аргумент. Кто даст название второго «аргумента»?
2. На деревню дедушке
Сериал не замахивается на глобальное освещение причин, начала и ближайших последствий пандемии. Кругозор ограничен одной группой персонажей, которая временно разделяется и на краткое время пересекается с другими. С одной стороны, отношение и степень доверия наших соотечественников к правительству, службам, министерствам и СМИ общеизвестны. С другой, хочется больше информации, локаций, массовки и большей детализации даже для роад-муви.
Причастность государственных силовых структур к «зачисткам» гражданского населения поставлена под вопрос цензурой. Вполне возможно, что и фейковой. «Китайский след» происходящего также оставлен без пояснений в первом сезоне. Прерванная рекламой телепередача выглядит по-детски наивной, как и партизанщина.
Радует, что создатели сериала отказались от живописания зомби-апокалипсиса и схваток с монстрами. Заражённые здесь только больные люди. Смерть наступает через трое-четверо суток после перехода заболевания в активную стадию, характеризующуюся высокой температурой, кровавым кашлем, слабостью и потерей зрения.
Суперспособности и тяга к поеданию себе подобных у инфицированных не появляются, разум не теряется, физические возможности крайне ограничены. Человек сгорает за считанные часы, и всё. Опасность представляют люди без симптомов, а не мёртвые или умирающие. Сохранит ли человек моральные устои и совесть, как он будет вести себя при отсутствии внешних сдерживающих факторов – государственности?
3. Бытовое православие Новейшего времени
Экранизация потеряла главного героя, каким была в книге Анна, но при этом почему-то оставила многие христианские символы и сцены. Случайно это было сделано или намеренно, непонятно. Ни один из персонажей сериала претендовать на ведущую роль не может, все они без малого отвратительны. Ведёт Святой Дух, оставшийся за кадром, но регулярно расставляющий по пути следования «рояли»? Не иначе.
«Апокалипсис от Иоанны» в форме личного дневника с разбором поведенческих и личностных схем практикующего циничного психолога. Сон-видение Анны о ком-то, напоминающем одичавшего Сергея. «Ковчег» на Вонгозере. Отменённое свыше многократно возможное принесение в жертву ребёнка. Молитва отходящему незнакомцу.
Параллелизм моления Бориса Михайловича, пьяного секса Сергея с Ириной и жертвенного подвига Павла. Разговор Сергея с отцом о религии и общем прошлом. Мучительное признание Ирины о последнем дне её матери. Нежданная помощь священника и двойное венчание.
Вопрос гуманизма решён однозначно и в лучших традициях русской классической литературы. Даже в смутные, беззаконные времена есть нечто, обеспечивающее обязательность нравственных императивов. Регулярно срабатывающая закономерность «преступление-наказание» снова и снова учит героев и зрителей оставаться людьми в любой ситуации.
Предательство друзей, обман ближних, супружеская неверность, осмеяние любви, осквернение добродетели, неверие, уныние, притеснение слабых, гордыня тут же «кармически» наказываются. Герои благодаря этому получают развитие и меняются к лучшему. К счастью, современным «балансиром» сей душеспасительной традиции создатели сериала используют сарказм. Некоторые сюжетные финты и многие высказывания Миши вполне можно использовать в фильмах при участии Брюса Уиллиса.
4. Культурно-гендерный маятник
Несомненно современным, остросоциальным и насквозь саркастическим выглядит гендерное освещение современного, теперь уже и российского общества. Феминизм победил, хоть и не дорос до матриархата. Культурные мальчики вот уже несколько поколений подряд получают однобокое женское воспитание.
Хочешь получить признание, быть успешным в этом по-женски цивилизованном обществе – соответствуй желаниям и ожиданиям женщины. Веди себя хорошо! Договаривайся, а не дерись! Спрашивай разрешения! Доноси! Главное – не гуляй ночью и не заходи на окраины. Голову оторвут, извиниться не успеешь.
Никогда не надо самому опускаться до конфликта: для борьбы с варварами и хулиганами есть особый род хулиганов при погонах. Эти специалисты примитивны и отвратительны, но необходимы и, главное, управляемы. Никто же не предполагал, что отлаженная система не вечна?
Наблюдая неспособность удобно воспитанных мужчин противостоять жизненным невзгодам при работающей системе, их полный ступор при встрече с прямой угрозой жизни и здоровью в случаях, когда система защитить не может, современные женщины начинают истерить. Они-то полагали, что стеклянная входная дверь рациональнее дубовой, потому как света больше пропускает! Ах, что-то пошло не так! Ирина неплохо иллюстрирует эту истерию.
Самки богомола отгрызают самцам голову во время совокупления, а после съедают целиком. Феминистки вытравливают мужскую сущность у собственных детей мужского пола с самого нежного возраста, а после полового созревания надевают поводок со строгим ошейником на яйца. Хочешь титьку, конфетку, пятёрку, допуск к телу? Будь хорошим мальчиком и слушайся! Замечательна в этом отношении сцена изнасилования мужчины бывшей сотрудницей ФСИН. Показательны отклонение в развитии сына Анны и её отношения с краденым мужем.
Мнение о том, что чересчур массивный для охоты лев – сатрап и бездельник, что всё делают львицы, грешит против истины. Оказалось, что он призван отгонять стайных хищников от добычи, что без него охотницы получают раны и теряют добытое. Когда приходят дикари с окраин, они не слушают окриков строгих тётенек и не спрашивают у них разрешения, на них не действуют «извините-пожалуйста» и полезные знакомства воспитанных мужчин.
Женщина в понимании современного дикаря – набор из двух сисек и трёх отверстий, а мужик должен уметь постоять за себя, своё имущество и бабу. Вспомните сцену на загородной вилле Кубасова. Да, сериал показывает, что представительницы женского пола не полностью беззащитны. Но двум героиням пришлось расплатиться за самооборону рассудком, а третья пришла за помощью к бывшему советскому офицеру.
5. Половозрастная адаптация
Показательно, что первыми на изменение ситуации реагируют ещё не закосневшие дети и подростки: Антон, Михаил и Полина. У взрослых это проходит трудно и медленно.
Антон совершенно правильно определяет мать «сукой». Сучка Ирина и есть: наглая от безнаказанности, агрессивная и недальновидная молодая самка, рыком выбивающая исполнение директив «кобель должен, кобель обязан, кобель не смеет». Всё её поведение, не способное измениться сообразно новым условиям существования, буквально кричит об этом. Замолкает только от пощёчины, после испытывает к ударившему её половое влечение. Финальные рыдания выразительны, но поняла ли она хоть что-нибудь?
Анна старше и умнее. Она действует изящнее и мягче, но ничуть не лучше по отношению к мужчинам. Достаточно вспомнить сцену «устрашения» Леонида в его собственном доме, разговоры по душам с Ириной и Сергеем, махинацию с обёрткой от презерватива. Сын и муж для неё равно управляемые и бесправные дети. Оппонентом в споре, собеседником в диалоге для неё может быть только другая женщина.
Интрига Марины банальна, но в её случае лучше обойтись без спойлера. Достаточно будет сказать, что девичья внешность и покорность мужу всего лишь маска.
Юная Полина к началу пандемии успела опробовать силы только на отце. С первой же серии она пытается взять Мишу за яйца, да вот беда – у него от рождения иммунитет к женским манипуляциям в виде синдрома Аспергера. Он попросту не воспринимает эмоции и невербальные посылы! «Тяжёлая артиллерия» в виде расчехлённых тяжёлых титек (ТТ) и повторения кинопостановок «Playboy» приводит к ожидаемой физиологической реакции. Победа, теперь «играющего мальчика» можно водить на поводке? Нет, ей просто сказали «спасибо» и похлопали по плечу. Чудеса эволюции, однако! Новый вид современного мужчины!
Все мужики извращенцы, именно они придумали порнографию? Не верю, как и в случае с первичной проституцией. Порнография в качестве паразитного видео и супружеский секс как снисхождение животным инстинктам самца – неотъемлемая часть женских невербальных манипуляций. Утверждение и даже ориентация «лучше пива по кружке и в жопу друг дружке» возникли естественным противовесом современному женскому запрету «смотри, но без платы не трогай».
6. Семейно-родственные отношения
Понятие семьи в сериале изучается пристально и в разных вариантах. Анна-Сергей-Ирина, Леонид-Марина, Полина-Миша, Ирина-Павел, Николай-Натали, Ольга-муж-бобыль.
Однозначно утверждается единственно жизнеспособной объявленная устаревшей моногамия. В случае с Николаем, Ириной и Анной (флюгер Серёжа и недопенелопа-Натали не в счёт) она отстаивается очень жёстко: будто само небо учит блудодеев уму-разуму. В случае Ольги то же небо за её верность мужу-алкоголику преподносит награду.
Двое «безвинно пострадавших» в лице Леонида и Марины, пройдя епитимью-испытание, претерпели и покаялись. Благостно, аж тошнит, и всего лишь возврат на пару веков назад. Вот молодой и со всех сторон «особенной» парочке из Полины и Миши предстоит осознанная, самостоятельная и трудная работа по взаимной притирке. Как справятся?
Предсказуемый союз Ирины и Павла в первом сезоне не состоялся. Как ни странно, по инициативе Павла и наперекор всеобщему сводничеству и одобрению заинтересованных лиц. Возможно, снова вмешалось христианство: муж и сын Ирины живы. Может быть, Ирина ещё банально не доросла ни до уровня Павла, ни до семейных отношений. Быть может, они вообще разные виды, как в анекдоте про «котю» и «заю».
Вплотную к семье идёт проблема отцов и детей, причём классически в трёх поколениях. В сериале это взаимоотношения Сергей-Борис Михайлович-Ирина, Ирина-Нина Васильевна, Антон-Ирина-Сергей, Анна-Миша, Полина-Леонид и, как это ни странно, Леонид-Марина и священник вкупе со случайно обретённой паствой.
Здесь всё гораздо сложнее. Ирина и Сергей жестоко оттолкнули своих родителей: дети важнее. При этом Борис Михайлович продолжал заботиться о сыне, жене сына и внуке до последнего, но не признал собственной вины в прошлом, а Нина Васильевна отказалась от всякой ответственности.
Полина и Антон эмоционально и незрело бунтуют. Полине в подполе избушки открылась истина об отце и его новой женщине. Ребёнок успокоился, вернув близость отца, для всего остального он ещё слишком мал. Не думаю, что он вырастет в сериале для чего-то большего.
Леонид нашёл в одной Марине и умелую любовницу, и послушную дочку. Воспитание жены при существующем социально-возрастном мезальянсе традиционно, но чревато последствиями.
Пастырь поднял морды овец от земли и подножного корма. Надолго ли? Спас ли? Обратил ли? Дальнейшее развитие сюжета покажет.
Оригинал здесь снова Миша, он словом и делом «отлечил» маму-психолога на пять с плюсом. Брюс Уиллис аплодирует ему стоя.
7. Гадание на кофейной гуще
Чего следует ожидать от персонажей во втором сезоне?
Ирина, Полина и Анна потеряли свои короны. Почему, ведь и вне цивилизованного общества феминистические ухватки действуют по-прежнему? Потому, что объекты их приложения нежизнеспособны, а выжившие перестают быть объектами. Послушные мальчики не могут быть хорошими защитниками, как успешно доказали люди в армейских ОЗК.
Ирина и Анна крепко завязли в дележе шкуры неубитого Сергея. Эту тему можно развивать вечно и в самых разнообразных вариантах. Павел и Антон с Мишей тут не помеха. Загадка в том, как поведёт себя Сергей.
Полина и Марина успешно разделили Леонида на зоны влияния. Полина потеряла причину ревновать отца к почти ровеснице, поскольку нашла мужика и себе. Марина обрела духовную опору и уверенность в том, что удержит мужа без грязных манипуляций.
Уже сейчас ясно, что в сериале даже воспитанные мужчины легче женщин переносят убийство себе подобных. Чудом выжив после первого «му-хрю», Сергей и Павел перестали быть маменькиными сынками. Сцены с людоедом и китайским военным доказывают это. Интересно, останется ли от их интеллигентности хоть что-нибудь? Какими они станут?
Борис Михайлович обходился малой кровью. Жизнь уже научила его запугивать, не убивая, и договариваться, не уступая своего. Сможет ли пойти кто-нибудь его путём?
Миша теоретически подходит на эту роль. Миша вообще способный мальчик, но скорость реакции у него совсем не та, что требуется. Но у него есть Полина, а она куда как бойкая девочка.
Бобыль – бывший профессиональный военный. Увы, он неуправляемый пережиток далёкого советского периода. Годзилла Мценского уезда! Ольга смогла пробудить его от спячки, но надолго ли его хватит? Что в действительности их объединяет?
Леонид – матёрая крыса из девяностых, желающая замолить грехи и отсидеться. Начинал с того, что им с женой «жрать нечего было», эпидемию встретил щекастым хозяином жизни. Моментально вернулся в своё естественное состояние и готов выжить любой ценой. Что дала ему встреча со святым отшельником?
Хватит ли героям одной решимости выжить на все возможные в будущем встречи с бандами, сумасшедшими и военными (?) двух государств, неизвестно. Они и с собой-то ещё не разобрались. До сих пор всё обходилось только чудом. Чудеса и моментальная карма – естественный закон бытия в сериале? Доколе?
Ещё одно чудо несёт в себе Павел, но оно легко может оборваться вместе с его жизнью. Ярлыка-то на нём нет. Узнает ли кто-нибудь о его тайне? Кто? Так ли она всем нужна, как кажется? К чему приведёт раскрытие? Пожалуй, именно в этом заключена главная интрига второго сезона.