В этой рубрике публикуются материалы о литературе, которая не относится к фантастической: исторические романы и исторически исследования, научно-популярные книги, детективы и приключения, и другое.
Сталинская премия — форма поощрения граждан СССР за выдающиеся достижения в области науки и техники, военных знаний, литературы и искусства, коренные усовершенствования методов производственной работы.
На странице представлен только литературный блок премии.
Среди августовских новинок от "Азбуки" — свежепереведенная "Девушка на качелях" Ричарда Адамса в серии "Большой роман". Тайны мадридского двора английского городка, любовь до гроба, семейный хоррор и бонусные лекции по истории керамики — вот лишь малая часть того, что ждет читателя под яркой обложкой.
Ричард Адамс покорил мир своей первой книгой «Обитатели холмов». Этот роман, поначалу отвергнутый всеми крупными издательствами, полюбился миллионам читателей во всем мире, был дважды экранизирован и занял достойное место в одном ряду с «Маленьким принцем» А. Сент-Экзюпери, «Чайкой по имени Джонатан Ливингстон» Р. Баха, «Вином из одуванчиков» Р. Брэдбери и «Цветами для Элджернона» Д. Киза.
«Действие „Девушки на качелях“ происходит в наши дни, но сравнивать эту готическую историю о любви всесильной, но обреченной было бы правильно с произведениями классического романтизма или с „Ребеккой“ Дафны Дюморье», — писал журнал London Review of Books. Итак, познакомьтесь с Аланом Деслендом. Выпускник Оксфорда, застенчивый и чуждый страстей эрудит, он работает в отцовской лавке антикварного фарфора и пытается осмыслить ряд как будто паранормальных эпизодов своего детства и юности. Однажды он отправляется в командировку в Копенгаген, где встречает красавицу-стенографистку Карин, воплощение всепоглощающей женственности, загадочную, как языческая богиня. Алан подпадает под ее чары — но вместе с новым счастьем в его жизнь приходит что-то таинственное и зловещее…
Экранизацию «Девушки на качелях» снял Гордон Хесслер, постановщик «Золотого путешествия Синдбада», а также телесериалов «Маленькие женщины» (по одноименному роману Луизы Мэй Олкотт) и «Неожиданные истории» (по рассказам Роальда Даля); главные роли исполнили Мег Тилли и Руперт Фрейзер.
Впервые на русском!
Перевод с английского Александры Питчер
Оформление обложки Сергея Шикина
Иллюстрация на обложке Ольги Закис
512 страниц
Плановая дата готовности 13 августа 2020 года
Часто получается, что одно-единственное произведение заслоняет остальные работы писателя. Так произошло и с Адамсом, имя которого вечно будут ассоциировать с кроликовым бестселлером «Обитатели холмов». Этой историей Адамс, конечно, не ограничился: настойчивые просьбы дочерей записать так полюбившиеся им сказки про кроликов прорвали творческую плотину – и скромный чиновник превратился в писателя.
9 мая 2020 года Ричарду Адамсу исполнилось бы сто лет: до знакового юбилея писатель не дожил совсем немного. С начала 70-х, когда были впервые изданы «Обитатели холмов», Адамс выпустил еще семь романов и несколько сборников малой прозы. «Девушка на качелях» — это четвертый роман писателя, издаваемый «Азбукой» (а скоро подоспеет и следующий, «Чумные псы»).
Прежде чем перейти к «Девушке на качелях», уделим немного внимания и другим книгам (без «Обитателей холмов», про которых ничего нового сказать не получится даже при большом желании). В серии "Большой роман" и The Big Book выходили «Шардик» и «Майя» — два романа, связанные одним миром. Между выпуском этих книг прошло около десяти лет (за это время Адамс как раз успел написать «Девушку на качелях» и «Чумных псов»).
«Шардик» стал второй книгой Адамса, и без животных здесь тоже не обошлось. Главный герой Кельдерек все-таки человек, но рядом с ним на протяжении всей книги присутствует фигура медведя: и настоящего лесного зверя, и некоего божества по имени Шардик. Встретивший раненого медведя Кельдерек уверен, что это долгожданный бог возвращается к его племени – и рядом со зверем сам обретает силу, которая со временем перерастает в гордыню.
Роман «Майя» — приквел «Шардика», события здесь происходят в той же местности, но примерно на десять лет раньше. Речь здесь пойдет о рабстве, которое играет важную роль и в предыдущем романе. Героиней становится девочка-подросток Майя, которая попадает в рабство – она, как и Кельдерек, находит в себе невероятную духовную силу, то ли данную богами, то ли воспитанную обстоятельствами.
Если «Шардик» и «Майя» получились эпическими, то «Девушка на качелях» — это мрачноватая современная (для 1980 года) сказка в духе британских готических романов XIX века. В центре сюжета как будто бы история любви, но невинной романтики не ждите: это история о призраках прошлого, сдобренная чувственностью. Главный герой по имени Алан с детства знает, что старинные хрупкие вещи в антикварной лавке родителей – это нечто одновременно святое и неприкасаемое. Так же, как и человеческие чувства, но к ним герой не всегда относится с таким же вниманием, как к фарфоровой девочке или концерту Моцарта.
цитата
В гончарном искусстве, как в Бахе, заключено нечто большее, чем простые чувства. Во всяком случае, я так считал. По Божественному наущению Бах творил музыку небесных сфер, рассчитанную с такой же математической точностью, как приливы и отливы или орбита кометы Галлея. Чувства, вложенные в его композиции, выдержаны в строгих пропорциях и демонстрируют, что эмоциональность является неотъемлемой частью всех живых существ. В свое время Баха считали не гением, который безудержно, как Гоген, приносил себя в жертву на алтарь искусства, а честным, умелым ремесленником, таким же как его современники — стаффордширские гончары, к примеру Ральф Вуд или Джон Астбери, который, добавив порошок прокаленных кремней к местной глине, добился белизны фарфоровой массы и сумел на практике применить технологию производства фарфора, изобретенную Джоном Дуайтом, точно так же как Бах, вырабатывая свой стиль церковной музыки, опирался на творения Кайзера.
Алан встречает идеальную девушку по имена Карин, которая, к счастью, свободна: ни мужа, ни детей. Ничто не препятствует их счастью, и Карин переезжает из Копенгагена на родину мужа. Правда, ведет она себя немножко странно: боится темноты и детских голосов. Со временем в доме начинают происходить совсем уж странные события. Говорят, что в женщине должна быть загадка – но некоторые загадки пугают до дрожи…
«Девушку на качелях» не получится отнести к одному жанру: тут вам и любовный роман, и фэнтези, и хоррор, и щепотка философии. На совсем уж легкое чтение тоже рассчитывать не стоит: книга затягивает, но быстро становится серьезнее, чем может показаться из коротенького описания. В сюжете то ли мистическая реальность, то ли разыгравшаяся фантазия, и все это отдаленно напоминает "Русалку и миссис Хэнкок"Имоджен Гермес Гауэр.
Адамс погружает читателя в атмосферу книги буквально с первых страниц: язык цветистый, но не чрезмерно – а какие пейзажи! Даже в мелочах видно, что к природе у автора все-таки особое отношение. От описаний жизни в маленьком английском городке так и веет уютом, и если вы ищете книгу для долгих вечером у камина, "Девушка на качели" придется как нельзя кстати.
Издательство: М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2020 год, 7000 экз. Формат: 64x90/16, твёрдая обложка, 352 стр. ISBN: 978-5-389-17485-6 Серия: Большой роман
Аннотация: Лауреат Букеровской премии Джулиан Барнс — один из самых ярких и оригинальных прозаиков современной Британии, автор таких международных бестселлеров, как «Одна история», «Шум времени», «Предчувствие конца», «Артур и Джордж», «Попугай Флобера» и многих других. Возможно, основной его талант — умение легко и естественно играть стилями и направлениями. Тонкая стилизация и едкая ирония, утонченный лиризм и доходящий чуть ли не до цинизма сарказм, агрессивная жесткость и веселое озорство — Барнсу подвластно все это и многое другое. «К какому жанру следует отнести “Портрет мужчины в красном” — историческому, биографическому или философскому?» — спрашивала газета Independent; и сама же отвечала: «Ко всем трем одновременно! Перед нами идеальный путеводитель по удивительной эпохе». Итак, познакомьтесь с Самюэлем Поцци — модным парижским доктором конца XIX века, отцом современной гинекологии и легендарным бабником; словом, тем самым «мужчиной в красном», изображенным на знаменитом портрете кисти Сарджента «Доктор Поцци у себя дома». Через призму путешествия доктора, снабженного рекомендательным письмом от Сарджента Генри Джеймсу, на Туманный Альбион Барнс рассматривает Belle poque (Прекрасную эпоху) во всем ее многообразии, и читатель не может не провести тревожных параллелей с днем сегодняшним. Причем едет доктор не один: компанию ему составляют рафинированные аристократы князь де Полиньяк и граф Робер де Монтескью — прототип барона де Шарлюса из эпопеи Пруста «В поисках утраченного времени».
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке Д. Сарджента.
Издательство: М.: Самокат, 2020 год, 3000 экз. Формат: 64x90/32, твёрдая обложка, 320 стр. ISBN: 978-5-91759-923-6
Аннотация: Философская сказка французского писателя Жана-Клода Мурлева — пазл-перевертыш, две стороны одной истории — инь и янь. Маленький лавочник Томек вслед за девочкой Ханной отправляется в далекое и опасное путешествие на поиски волшебной реки, вода в которой даёт бессмертие. У каждого из героев свой путь и свои испытания, и им придется принять много решений и от многого отказаться, прежде чем они приобретут настоящих друзей, найдут свою любовь и поймут, что смерть — не больше и не меньше, чем часть жизни. Во Франции книга входит в программу литературы средней школы. На русском языке уже выходила книга «Река, текущая вспять» в 2005 году. В новое издание вошла ранее не публиковавшаяся вторая часть — «Ханна».
Комментарий: Это двусторонняя книга-перевертыш. С одной стороны — история Томека, с другой — Ханны. Иллюстрация на обложке Александр Шатохин.
Издательство: М.: АСТ, CORPUS, 2020 год, 2000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 256 стр. ISBN: 978-5-17-116764-6 Серия: Corpus [roman]
Аннотация: Наташа, дочь русского олигарха, приезжает в частную английскую школу для девочек. Все воспитанницы этого интерната – дети богатых родителей, а значит, по всеобщему мнению, жизнь у них должна быть простой, шикарной и счастливой. Вот только в реальности оказывается, что, как и тысячи сверстников, они так же влюбляются и обманываются, курят свою первую сигарету и впервые напиваются до беспамятства, принимают трудные решения и делают ошибки, садятся, в погоне за идеальными фигурами, на опасные диеты и отчаянно ищут свое место в огромном мире, в котором пока не очень хорошо разбираются. И богатые родители, занимающиеся своими делами где-то в далеких странах, – это, скорее, не подспорье, а лишь дополнительная трудность, делающая тебя еще более чужим и одиноким.
Издательство: М.: Вече, 2020 год, 2000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 416 стр. ISBN: 978-5-4484-2073-3 Серия: Мастера приключений
Аннотация: 1874 год, Вайоминг, штат на Диком Западе, официально названный «Штатом равноправия». В те суровые времена здесь не всегда царили закон и порядок. У каждого было свое понимание жизни, свои права, свой кодекс чести, свой шестизарядный кольт. Сюда, в край залитых солнцем гор и бескрайних равнин прибывает главный герой, чтобы попытаться понять и рассказать историю одного из последних романтиков уходящей эпохи, эпохи ковбоев и ганфайтеров, легенд Старого Запада. В очередной том «Мастеров приключений» входит роман Оуэна Уистера «Вирджинец» — книга, по-настоящему открывшая и сформировавшая жанр вестерна. Зейн Грей, Макс Брэнд, Эрнест Хейкокс, Люк Шорт и Луис Ламур — главные творцы жанра, пришедшие следом, многому научились у «Вирджинца». То же случилось и в кинематографе. Став классикой вестерна, роман был 7 раз экранизирован. В одной из киноверсий роль Вирджинца исполнил Гэри Купер. Книга увидела свет в 1902 году, моментально стала бестселлером, и через год была переведена на русский. В настоящем издании роман публикуется в совершенно новом переводе.
Издательство: М.: Эксмо, 2020 год, 2000 экз. Формат: 76x100/32, мягкая обложка, 512 стр. ISBN: 978-5-04-113292-7 Серия: Белая птица
Аннотация: "Ночь нежна" — удивительно тонкий и глубоко психологичный роман американского классика, который многие критики ставят даже выше "Великого Гэтсби", а сам автор называл "самым любимым своим произведением". И это неслучайно: книга получилась во многом автобиографичной, Фицджеральд описал в ней оборотную сторону своей внешне роскошной жизни с женой Зельдой. Вожделенная американская мечта, обернувшаяся подлинной трагедией. В историю моральной деградации талантливого врача-психиатра он вложил те боль и страдания, которые сам пережил в борьбе с шизофренией супруги… Но это книга не о болезни или смерти – она о любви.
Аннотация: Группа друзей едет в дремучую канадскую глубинку, в хижину на озере, где раньше жили родители безымянной главной героини. Не так давно пропал ее отец, много лет живший здесь отшельником, и она должна вернуться в прошлое, чтобы разгадать тайну его таинственного исчезновения. Женщина баюкает в себе забытую травму, которая то и дело всплывает на поверхность. День за днем она все глубже погружается в воспоминания о детстве в этом месте. Она буквально сливается с природой и отгораживается от мельтешащих, бессмысленно жестоких людей, которые постепенно начинают походить в ее воображении на пластмассовых манекенов, на андроидов. За отчуждением следует подступающее безумие… Но, быть может, только через безумие и возможно пробудиться, чтобы начать настоящую жизнь. Роман «Пробуждение» был написан Маргарет Этвуд почти полвека назад. И хотя сегодня нам кажется, что мы живем совсем в другом мире, далеком от проблем и стереотипов, актуальных в 70-х, история, рассказанная безымянной главной героиней, выглядит до боли современной. «Пробуждение» поднимает сразу множество вопросов — о месте женщины в обществе, о ее теле и формах этой телесности; об отчуждении и распаде коммуникации; о разделенности тела и разума; о зле, которое живет в каждом из нас, о жажде власти, о жестокости и о невозможности любви. Путешествие в глушь канадских озер в поисках пропавшего отца оборачивается для живущей будто в состоянии анестезии девушки инициацией, после которой у нее может появиться шанс на жизнь, а не на ее имитацию.
Комментарий: Внецикловый роман. Художник не указан.
Переиздание в другой серии романа "Surfacing" (1972)
Издательство: М.: T8 RUGRAM, 2020 год, Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 264 стр. ISBN: 978-5-517-01962-2
Аннотация: Жил-был хороший человек по имени Вася Собакин. И было у него все. Или почти все — любимая жена, двое детей, верный друг Славка, хорошая работа и даже преданный пес Бобик. Но не было главного — счастья. Начальник — сволочь, секретарша — стерва, коллеги — тупые и завистливые уроды. Жена... Ладно, о ней лучше не будем. И была у Васи одна отдушина в жизни — книжку хорошую почитать. И как-то раз попался ему роман, да непростой, а про эльфа Альмира... Очень занимательный оказался, и главное — полезный. Настолько, что привел к совершенно непредсказуемым результатам. В общем, все в жизни Васи Собакина изменилось, однако к лучшему. А это самое главное. Ведь если ничего в жизни не меняется, то это уже не жизнь, а застой и болото. А оно нам надо?
Комментарий: Внецикловый роман. Художник не указан.
Издательство: М.: URSS, 2021 год, Формат: 60x90/16, мягкая обложка, 208 стр. ISBN: 978-5-9710-8030-5
Аннотация: Отталкиваясь от текста романа И.А. Ефремова «Туманность Андромеды» как от тематического указателя по миру коммунистической утопии, автор анализирует важнейшие лейтмотивы утопической литературы: от Томаса Мора и Кампанеллы до советской фантастики 1960-х годов. Главная задача книги — проанализировать, каковы были главные позитивные ценности коммунистической утопии и чем она пыталась «соблазнять» на протяжении примерно 450 лет своего непрерывного развития. В частности, автор доказывал, что утопистами двигала «физиофобия» — отвращение к естественному, к природе, понимаемой и как ландшафт, и как биосфера, и как природа человека. Отдельное внимание уделяется такой теме, как разработка утопистами проблемы нестимулируемого и неоплачиваемого труда, «труда-наслаждения», теме упрощения социальной структуры, а также теме метафор братства и семьи как символов идеала тотальной интеграции. Книга адресована всем, кто интересуется историей общественной мысли и отечественной культуры ХХ века.
Издательство: М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020 год, 2500 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 272 стр. ISBN: 978-5-17-123304-4 Серия: Читальня Михаила Елизарова часть собрания сочинений
Аннотация: Михаил Елизаров — прозаик, музыкант, автор романов "Земля", "Библиотекарь" (премия "Русский Букер") и "Pasternak", сборников рассказов "Ногти" (шорт-лист премии Андрея Белого), "Мы вышли покурить на 17 лет" (приз читательского голосования премии "НОС"). "“Мультики” — самая впечатляющая метафора перестройки из тех, что я знаю. Роман-комикс по сути являет собой классическую для русской литературы модель “романа воспитания”. Только наоборот". (Алексей Колобродов) "— Герман! — Рот Ольги Викторовны искривился, точно она разжевала какую-то горькую дрянь. — Ты одержим ложным представлением о дружбе и взаимовыручке. Зачем же ты ценой своего будущего выгораживаешь тех ребят, что подучили тебя делать гадости? Ты же хороший парень из интеллигентной семьи. Сам бы ты не додумался до такого! — До чего такого?! — До “мультиков” ваших бесстыдных! О них рассказывать надо было!"
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке В. Лебедевой.
Переиздание в другой серии романа "Мультики" (2010)
Издательство: М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2020 год, 7000 экз. Формат: 70x100/16, интегральная обложка, 176 стр. ISBN: 978-5-389-17856-4 Серия: Яркая ленточка
Аннотация: Юмористическая повесть о приключениях незадачливого мореплавателя капитана Христофора Бонифатьевича Врунгеля — одна из самых любимых детских книг. В ней рассказывается о том, как капитан Врунгель, чье имя стало уже нарицательным, со своей немногочисленной командой отправился в кругосветное путешествие на яхте "Беда". А каким может быть плавание на судне с таким названием? Но благодаря смекалке капитана Врунгеля и находчивости его помощника Лома они вышли победителями из самых невероятных ситуаций.
Комментарий: Внецикловая повесть. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации В. Челака.
По сложившейся традиции в конце лета свет увидит новое произведение самого загадочного российского писателя современности — Виктора Пелевина. И вновь публикация очередного романа окутана тайной: содержание будущего бестселлера держится в строжайшем секрете.
Известно, однако, что официальный релиз книги запланирован на 27 августа. В электронном и аудиоформате текст эксклюзивно будет доступен на сайте и в приложениях «ЛитРес».
Премия присуждается авторам (или коллективам авторов) за произведения и творческие проекты, способствующие военно-патриотическому воспитанию граждан России, а также за значительный вклад в развитие культуры в Вооружённых Силах Российской Федерации.
Премия состоит из денежного вознаграждения, диплома, нагрудного знака и удостоверения. Вручение премий приурочено ко Дню работников культуры (отмечается 25 марта).