В этой рубрике публикуются материалы о литературе, которая не относится к фантастической: исторические романы и исторически исследования, научно-популярные книги, детективы и приключения, и другое.
«Но красота обманчива. Чтобы ее поддерживать, требуется немало усилий. Две недели без ухода – и белые корни лютика опутывают кусты шиповника, как удавчики; иногда ей кажется, что если хорошенько присмотреться, можно заметить их неуклонное движение. А сладко-горький паслен будто дожидается удобного случая, чтобы задушить сирень. Иногда опускались руки. Почему бы не остановиться? Природа сама знает, кому суждено распорядиться эволюцией в свою пользу, а кому нет. Почему бы не оставить все как есть? Но есть и другая точка зрения: да, все верно, природа самодостаточна, но беда в том, что ты уже вмешался в естественный цикл. А уж если вмешался, надо продолжать, экологический баланс нарушен, ты уже пошел против воли природы...».
Оса Эриксдоттер. Фаза 3
Возможно, у всего есть свои издержки. Но хуже всего, что эти самые издержки могут проявиться не сразу и неожиданно. И порой – скандальным и даже кровожадным образом. Однако и с ходу отказаться, запретив использование – тоже не самый лучший выход. Особенно, если связано с эмоциями множества людей. Вот такая нерадостная антиутопия.
Среди самых востребованных в мире товаров — лекарства. Их, как болезней, множество разновидностей. Главная героиня, исследователь Селия Йенсен, вместе с коллегами тщательно создаёт одно из потенциально важных и нужных лекарств — от болезни Альцгеймера.
Результаты уже есть, но до массового выпуска этого нового лекарства и появления его во всех аптеках ещё далеко — идёт та самая «Фаза 3». То есть третья, заключительная часть клинических испытаний, в случае успешного завершения которых лекарство получает сертификат и начинается само промышленное производство.
Но эта книга — не простой производственный роман, а как и предыдущая книга того же автора, «Бойня», моделирование вариантов на тему, что будет если... Иначе говоря — почти всё неоднозначно. В данном случае — добровольцы, на которых с их согласия испытывался новый препарат, действительно стали здоровее (память и далее, вроде остановлена мозговая деградация).
Но вылезло некое страшное «но» — случается несколько скандальных происшествий (самоубийство, убийства, нападения). И всё принимали тот самый препарат! Вот такая людская драма, причём описанная в деталях. К счастью, без излишнего нагнетания негативных эмоций. Но с перечислением проблем общества и разбором альтернативных гипотез произошедшего. Вот такой получился альтернативный прогноз и остается только пожелать, чтобы подобное не сбылось. И что делать с этим почти чудо-лекарством делать дальше? Где и с кем ждать светлого будущего?
«Не снимая ноутбук с колен, Селия уставилась на экран. А ведь у них в одной из групп были пациенты из Уинтропа, и как раз в этом возрасте. Один из стариков постоянно твердил о грядущих наводнениях библейского масштаба. Через пару десятилетий все уйдет под воду. Даже казино, даже старинный ипподром, на восстановление которого коммуна потратила много миллионов долларов. И особую ненависть он испытывал к серфингистам: те-то выживут. Этим негодяям никакие цунами не страшны...»
«Если прочесть достаточно сказок, расплетая их корни, встряхивая их ветви, то обнаружишь, что все они заражены обетами. Обеты – штука хрупкая, совсем как яйцо. И хотя они носят разные названия, в зависимости от мифологии, — клятвы, гейсы, обещания, тингеды, — в одном они схожи: чтобы сложилась история, они должны быть нарушены. Только нарушенное обещание содержит золотой, сияющий желток сказки.
Я чувствовал, что обещание, которое я сдерживал так долго, покачивалось туда-сюда на ниточке мое уверенности…».
Рошани Чокши. Последняя сказка цветочной невесты
Чтобы верить в чудеса, нужно уметь их творить. Или быть историком, который читал трактаты древних времен, в которых случалось всякое, в том числе – и чудеса. Бедный ученый с богатым опытом ищет гримуар тринадцатого века. Упоминается, что он находится в частной коллекции некой важной семьи. Ученый (в книге его называют просто и четко – Жених) отправляет факсы, с просьбой взглянуть на сей манускрипт.
Ему приходит приглашение встретиться вечером в отеле. А на следующей неделе ему предстоит выступить с докладом о Мелюзине, той самой, то ли русалке, то ли сирене. Она вышла замуж за человека, но потребовала, что он никогда не станет подглядывать за ней, когда она купается. Наверное, рядом с чудесами и завораживающими людей персонажами всегда есть тайны. Роковые или вроде того. Манускрипт с заклинанием, позволяющий путешествовать через время и пространство.
Простой ученый, разбирающийся в древних загадках и пришедшая к нему на встречу наследница огромной гостиничной империи, которая его очаровала. Их брак и ее требование не ворошить ее прошлое. Его интерес к нему. Его знание, что если он нарушит условие, то ее волшебство исчезнет. Но возможно ли не нарушить? И что увидишь после этого?
Главный вопрос – что же происходит с нашим миром, в котором прежние классические сюжеты сказок постепенно обретают новые ипостаси?
«В сказках всегда есть своеобразная дистанция. Они очищены от срочности, омыты от истинного ужаса, даже когда слова окутаны в кровь. Любовь представляется перед нами шире, чем горизонт, и настолько же недосягаемой. Но пока я считал свои вздохи, прячась под кроватью, граница страницы поднялась, и я в полной мере ощутил, как себя чувствовала дева в логове жениха-разбойника. Как она прикусывала язык, чтобы не закричать, когда поняла, что может уже не сбежать из дома живой.
Босые ступни Индиго были уже в десяти шагах от меня, по-прежнему направленные к зеркалу. Она всегда двигалась грациозно, но сейчас, когда она покидала комнату, её ноги издавали сосущие, шлёпающие звуки морского чудовища. Я подумал, что такие звуки производила Мелюзина, когда сворачивала свой чешуйчатый хвост в ванной».
«В древнерусских записях сказания “Чудо Георгия о змие греческому dpaxcov соответствует “змий”. Описанный там змий, по выражению одной из рукописей XVI в., вышел из озера, “пущая грозный яд с пламенем огненным». Это вполне привычный фольклорный образ огнедышащего «змея» («дракона»).
В источниках XVIII в. тоже встречаются переводы иноязычного «дракона» русским «змий». Так, в описании государственного герба, сделанного Ф. Санти в 1722 г. на французском языке, стоит dragon. В переводе же, сделанном, видимо, вскоре после сочинения Санти, это слово передано как “змий”. В книге профессора Ф.Г. Дильтея, напечатанной параллельно на французском и русском языках, в описании московского герба стоят слова dracon и “змея». Для обозначения все той же фигуры слово “змий» употреблялось и независимо от переводческих нужд».
Татьяна Копычева. Мифологическое драконоведение
В этой книге тема драконов рассматривается так, как если их реальность, если не сейчас, то в обозримом прошлом, не надо было доказывать. Одна из тем – драконы и христианство. Уделяется внимание драконам Вавилона и Древнего Египта, Древней Европы и даже старинной Африки, скифо-сарматским драконам.
В издании описаны – с использование материалов сказок и легенд – драконы на Руси. Упоминается популярная сказка о Еруслане Лазаревиче, основой которой была одноимённая повесть. Ее ранние списки которой датированы 1640-ми годами.
Один из разделов книги посвящен восточным драконам. И не только китайским (приводится легенда о драконьей жемчужине), но и тибетским, вьетнамским, корейским и монгольским, индийским и японским. В главе "Монгольские драконы" говорится о книге И. Ефремова "Дорогой ветров", посвящённой палеонтологическим экспедициям отечественной Академии наук в Монголию в полупустыню Гоби в 1946-1949 годах. Помимо этого, отдельные главки посвящены драконам в Лаосе и Бутане, а также – островным драконам, и драконам в Новом Свете. Следующая глава – драконоборчество.
«Стоит отметить, что существует множество останков динозавров, но драконы сохранились только в памяти человечества. И тем не менее на Земле практически нет этносов, не сохранивших в литературе, фольклоре или изобразительном творчестве воспоминаний о гигантских драконах, монстрах и чудовищах. Причем точность изображения зачастую свидетельствует о том, что художник лично видел изображаемых существ, а не знает о них лишь понаслышке. Почему же не сохранилось никаких ископаемых останков драконов?
Поскольку никакие окаменелости найдены, вероятно, не будут, любая реконструкция структуры тела реального дракона строится на предположениях.
И в этом смысле здесь самое время предоставить слово Дж. P.P. Толкину, не только автору культового фантазийного эпоса «Властелин Колец», но и авторитетному ученому, исследователю древнеанглийской литературы: «Каким представлялся дракон средневековому человеку? Наиболее полный ответ на этот вопрос можно найти в сочинении “О природе вещей" Фомы из Кантимпрэ (первая половина XIII в.). Согласно сведениям, собранным Фомой из книг Плиния Старшего (I в.), св. Августина (IV в.), кардинала Якова де Витри (ум. в 1241 г.), а также из “Книги о зверях и чудовищах” (VIII—IX вв.), дракон — существо весьма свирепое, которое, однако, не так сложно уничтожить.
В дальнейшем представления о природе дракона становились все разнообразнее. Оказывается, дракон (и эта точка зрения отражена в предании о змее Фафнире, которого убивает Сигурд) — это оборотень, приобретающий звериный облик ввиду определенных качеств характера. Драконы могут иногда превращаться в людей и наоборот, люди становиться драконами. О подобных превращениях говорится в двух книгах: “Императорских досугах Гервазия Тильсберийского, написанных как развлекательное чтение для коронованных особ, и “Путешествии сэра Ажона Мандевилля”, романе первой половины XIV в., в котором нашли отражение легенды, привезенные крестоносцами с острова Кипр».
«Когда глаза совы сверкают сквозь листья, глядя на пробуждающуюся птичку, маленькое сердечко птахи переходит на галоп. Как же, как же, ведь ее самый страшный кошмар сбывается, побег невозможен, настал последний час – когти совы хватают ее за горло, и короткая безобидная жизнь прерывается. Так могло быть и с красавицей Элис.
В этот ужасный миг все предметы, что видели ее глаза, выглядели странно, словно в новой реальности: комната сжалась, знакомые вещи стали незнакомыми, и ей показалось, что вся ее жизнь была лишь сном…».
Джозеф Шеридан Ле Фаню. Тайна поместья Уиверн
Этот готический роман, впервые переведенный на русский язык, представляет собой сочетание как чисто семейно-бытовых проблем (хотя тут нужно иметь в виду, что роман был создан более чем полтора века назад и специфика проблем поменялась), так сверхъявственного, можно сказать – классического европейского мистического. В этом – как сила, так и слабость текста.
Сирота, на которой изъявляет желание взять в жены пожилой владелец поместья, заявляющий, что она будет «моей маленькой богиней, моей дамой бубен». Она сбегает и, казалось бы, обретает счастье, выйдя замуж за его сына. Отец-старик проклинает его. И, как обычно бывает в подобных обстоятельствах, вмешивается рок или нечто странное. Впрочем, классический семейный готический роман как раз состоит из несопоставимых граней и роковых происшествий.
«В витрине отражалось бесчувственное лицо старшины. Мальчик будто прирос к земле, его большие глаза были прикованы к этой ужасной тени. Старшина почти коснулся его плеча, когда наклонился. Но, к счастью, погруженный в свои мысли, он не рассмотрел отражения, которое непременно бы узнал. Птичка, загипнотизированная холодным взглядом змеи, но оставшаяся цело. Должно быть, чувствует тоже самое, что почувствовал беглец, когда, снимая заклятие, этот ужасный человек пошел, чеканя шаг, дальше по улице…»
«Игральные карты были изобретены на Востоке, скорее всего в Китае, а в Европе они получили распространение во времена Крестовых походов. Известно, что французский король Карл VI Безумный (1368-1422), страдавший душевной болезнью, играл в карты, чтобы отвлечься и успокоиться: цветные картонки были полны фигур, казавшихся ему родственными и живыми. На картинках французской колоды, популярной во времена Средневековья и дошедшей до наших дней, были запечатлены исторические и легендарные персонажи: Юлий Цезарь, Александр Македонский, библейский царь Давид, древнегреческая богиня мудрости Афина, рыцарь Круглого стола Ланселот Озерный и другие (список прототипов иногда варьировался). Фигура червового короля, изображенного в красной мантии, с мечом и символом королевской власти в руке, обычно соответствовала образу Карла Великого…».
Рыцарство. Автор текста А. Голованова
В полноцветном издании рассказывается о прославленных рыцарях, чьи подвиги были запечатлены в мировой истории, в поэмах и балладах, исторических романах и летописях, приводятся описания как рыцарского вооружения, так и быта, отношений с королями, прекрасными и не очень дамами. В тексте рассказывается о подвигах Роланда, Жерара II, Ожье Датчанина, Бертрана де Борна, Вольфрама фон Эшенбаха, Роберта II Благородного, Джона Хоквуда, Бертрана Дюгеклена, Томаса Мэлори, Рене I Анжуйского Доброго, Гастона де Фуа, Серло Отвиля, Гармана фон Ауэ, Гильома IX Трубадура и многих других.
В тексте приводится анализ многих популярных мифов, связанных с прославленными рыцарями. Так о франкском рыцаре Гильоме Оранжском, сподвижнике и родственнике Карла Великого, были сочинены поэмы «Песнь о Гильоме», «Взятие Оранжа» и другие. Но реальный Гильом никогда не штурмовал Оранж и маловероятно, что это место было его резиденцией.
Одним из героев книги является нормандский рыцарь Вильям Фиц-Осберн, друг и сподвижник Вильгельма Завоевателя. Фиц-Осберн одним из первых подал свой голос за вторжение в Англию и сумел убедить Вильгельма отправиться в тот поход. Далее в тексте рассказывается об использовании нормандцами в боях кавалерии и после победы – строительству замков, поначалу деревянных, а потом каменных, в которых и располагались гарнизоны. Фиц-Осберн, получивший во владение остров Уайт, в 1067 году построил замок Карибрук, а затем возвел замки Монмут, Вигмор и Чепстоу. В завершение приводятся основные даты войн, сражений, мятежей и подписанием договоров, походов и осад с участием рыцарей с 613 по 1572 года.
«На одной из знаменитых иллюстраций художника Густава Доре к «Божественной комедии» Данте запечатлен французский рыцарь и трубадур Бертран де Борн, предстающий перед зрителями в весьма странном виде. Он бредет по аду, держа в руке, наподобие фонаря, свою отрубленную голову. За какие злые деяния великий флорентийский поэт поместил своего талантливого окситанского собрата по перу, чье творчество высоко ценил, в восьмой круг ада?
Данте Алигьери опирался на составленное в XIII столетии «Жизнеописание трубадуров», где рыцарь изображен чуть ли не самым главным виновником междоусобицы, разыгравшейся во французских владениях Плантагенетов. Роковая роль Бертрана де Борна как поджигателя войны в борьбе английских принцев против своего отца, короля Генриха II, там несколько преувеличена, но трубадур навсегда приобрел репутацию «сеятеля вражды» и «злосоветчика».
«Через день она действительно пришла с Четвертой сестрой. Лет этой девушке было только-только достаточно, чтобы сделать прическу. Она была прекрасна, как лотос, что розовеет в свисающих каплях росы…».
Пу Сунлин. Лисьи чары. Легендарные новеллы китайского писателя XVII-XVIII вв.
В этих новеллах – самые разнообразные сюжеты китайского фольклора, причудливые и необычные, в классическом переводе, и дается обстоятельное предисловие переводчика, объясняющее волшебную фантастику, связанную с лисами и их чарами, созданными химерами и всевозможными событиями, неудержимо меняющих жизнь людей.
В новелле «Лис выдает дочь замуж» рассказывается о происшествии, случившимся в молодости с министром Инь из Личэна, который тогда был бедным, но находчивым. В одном обширном доме, принадлежащем знатной семье, происходили странные вещи, которые люди связывали с нечистой силой и поэтому дом был заброшен.
Однажды Инь сказал своим товарищам, что он сможет провести там ночь, и взяв циновку, отправился в тот дом, лег спать. Услышав шум шагов, притворился спящим. Появилась служанка и старик. Когда Инь чихнул, старик подошел к нему и вежливо сказал, что сегодня его дочь выходит замуж и пригласил Иня на свадебную церемонию.
На ней угощали гостей вином в чудесных золотых чашах и Инь решил тайком взять одну из них, засунув в рукав, чтобы потом продемонстрировать приятелям и убедить их в правдивости его рассказа о необычных приключениях. Он притворился спящим, после отъезда жениха все стали собираться, и одну из золотых чаш так и не нашли.
«Впоследствии, когда Инь уже выдержал последние государственные экзамены, он был назначен в Фэйцю. Однажды его угощали у местных богачей Чжу. Хозяин велел вынуть большие чаши. Слуги долго не приходили. Наконец подошел мальчик-слуга и, прикрыв рот, о чем-то шепнул хозяину, и тот выразил гневное раздражение. Затем гостю принесли золотую чашу с вином, приглашая выпить. Инь посмотрел и заметил, что по форме и по отделке эта золотая чаша не отличается от той лисьей, что у него дома и, крайнем смущении, спросил, откуда она и кто ее делал. Хозяин отвечал, что этих чаш всего восемь.
Они были заказаны у искусного мастера его дедом, когда тот жил в столице. Как родовая драгоценность, он хранились за десятью замками, и очень долгое время их не выносили, но теперь, когда их вынули из сундука, их оказалось только семь. С другой стороны, пыль и печати не тронуты… И стало ясно, что лисица может, правда временно, достать редкостную вещь, но не смеет оставить ее у себя навсегда».
«Осады крепостей были порой основным методом ведения войны на Европейском континенте и происходили намного чаще, чем открытые полевые сражения. Выигранная кампания обычно была результатом успешной осады, которая могла последовать за полевым сражением и преследованием отступающего в укрепленный город или замок противника. Методы осады в каждом конкретном случае могли быть разными — все зависело от условий. Они включали в себя полную блокаду дорог и источников продовольствия, отравление источников воды, подрыв стен и, конечно же, штурмы.
Ученик Фиоре ди Либери капитан кондотьеров Галеаццо де Мантуя, лично возглавив штурм стен Болоньи, прорубился через защитников города и открыл своим войскам ворота. Не менее показательно и то, что наемник, преследующий в первую очередь экономическую выгоду, мог, взяв город, продать его обратно его же жителям. Так поступил Браччио да Монтоне, в 1416 году продавший гражданам Болоньи их собственный город за 180 000 золотых дукатов. Немаловажным фактором, повлиявшим на развитие института наемничества за пределы чисто воинской службы, было и то, что наемник, проявив себя в кампании на стороне того или иного хозяина, мог получить гражданство и титулы, а следовательно, права, позволяющие ему участвовать в политической жизни. Имея под рукой войско и денежные ресурсы, многие наемники становились владыками городов и земель, при этом не оставляя своей военной профессии».
Фиоре делли Либери. Цветок битвы
Изысканное иллюстрированное издание состоит из как из современного текста, посвященного как исторической обстановке той далекой эпохи (Италии рубежа XIV—XV веков), так и используемым в те средневековые времена видам оружия и защиты, и подробного рассказа о самом авторе произведения, мастере боя, сыне рыцаря. Созданный им манускрипт стал одним из первых европейских трактатов, посвященных использования холодного оружия и технике схваток.
По словам самого Фиоре, он с детства хотел освоить мастерство боя на различном оружии и для этого путешествовал по миру, учился у германских, венгерских, итальянских и иных мастеров, а потом стал давать уроки дворянам, многим из которых предстоял поединки и поэтому они не хотели, чтобы об их обучении искусным приемам пользования оружия и защите стало известно другим. Да и сам Фиоре не желал, чтобы предаваемое им искусство поединка стало доступно многим, так как ему за подготовку щедро платили. Он пять раз бился на поединках на заточенных мечах «в одних лишь военных куртках и перчатках из замши» и все пять раз стал победителем. Но через годы его патрон и покровитель маркиз д’Эсте, решил, что о своих боевых навыках Фиоре должен создать трактат, который сохранить эти знания.
Отдельная глава посвящена кондотьерам — властителям средневековой Италии, в которой каждый из крупных городов сам обеспечивал свою безопасность. В тексте описаны и ловкая практика смены нанимателя, породившая, как подчеркивается в книге, кондотьеров -наполовину рыцарей, наполовину хитроумных бандитов, в руках которых оказывались инструменты управления целыми государствами.
Отдельные главы посвящены воинской подготовке в Средневековье, щитам и отказу от них, копью и кинжалу (их конструкции и пропорциям), топору, мечу.
«Я добрая защита против меча, топора и кинжала, если ношу доспех. Я держу меч посередине левой рукой и делаю это специально, чтобы защититься от кинжала, который может повредить мне сильнее иного оружия.
Я зовусь позицией королевы, потому что держу меч по-особому, не как те четыре, что были до меня. Тот, кто стоит напротив меня, тоже использует мою позицию, но я не колю своим мечом и не держу меч перевернутым, подобно топору.
В моих руках меч, который я могу использовать как топор.
Он тяжел и оттого грозен для легкого оружия. Моя позиция зовется высокой позицией королевы. И своим искусством она обманет другие позиции, которые думают, что я буду рубить, но я нанесу укол противнику, просто подняв руки над головой. И я сделаю это быстро».
«Наврузу предшествует ряд подготовительных мероприятий, включающих в себя действия по подготовке к празднествам вроде покупки одежды, приготовления сладостей и сухофруктов, риса, масла и прочих подобных вещей, которые являются обычными в каждом доме и занимают умы всех членов семьи, будь то старики, молодежь, младшие или старшие, или же уборка дома, чистка ковров, покраска фасада дома, приготовление пророщенных семян (сабзе), которые в любом случае занимают время и силы людей. Обычно в народе месяц Эсфанд считается временем подготовки к этим празднествам, так что уже с начала месяца люди начинают тем или иным образом проводить свое время в предпраздничных заботах и хлопотах».
Издание рассказывает о традициях, связанных с древним весенним праздником Навруз, который с незапамятных времен отмечается в Иране и сопредельных странах. Изначально Навруз знаменовал начало земледельческих работ, а потому идеи плодородия и надежды на богатый грядущий урожай являлись главными.
Сейчас в аспекты праздника входит множество составляющих – тут и прием гостей, и посещение с поздравительными визитами друзей и близких, обмен подарками, приобретение новой одежды. Обязательным блюдом на праздничном столе является сваренная с растительным маслом каша из толченых проростков пшеницы и муки. Также на праздничный стол ставят яблоки, халву и печенье, особый сладкий хлеб и непременный графин или стеклянную чашу, в которой плавает золотая рыбка.
И, конечно, весна – время пробуждения земли, о чем в традициях праздника напоминает многое, будь то свежая зелень проростков или бутоны цветов.
«Одним из обычаев, который существовал с древних пор и по-прежнему распространен среди иранцев, является проращивание к празднику зерен. По поводу происхождения этого обычая отсутствует единое мнение. Одни верят в легенду о том, что Ахриман низвел на землю засуху и неурожай, но иранский царь Джамшид стал воевать с ним и, в конце концов, нанес ему поражение. Когда он вернулся, деревья, саженцы и прочие растения зазеленели. Таким образом, люди стали называть этот день «новым днем», и каждый из них посадил в ознаменование этого счастливого дня в горшке ячмень, от чего и произошел обычай выращивать в дни Навруза проростки молодого ячменя или пшеницы».
«Жили-были куманёк да кумушка, волк да лисица. Вздумали они построить себе из снегу избушку и жить добром. Вздумано, взгадано и сделано. Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается. Вот они и построили избушку возле деревушки. Куманёк кормил свою кумушку тюлениною да бараниною, а кума его курочками да цыплятами.
Однажды кумушка говорит куманьку:
— Куманёк, пойдем вместе в деревню и полакомимся. Я буду сторожить, а ты будешь носить».
Вологодские сказки. Художник Ольга Лукина
Красочное издание начинается с предисловия. С древнейших времен славяне населяли эти земли, через Белоозеро и реку Сухону новгородские дружины шли на северо-восток. А первое упоминание о самой Вологде относиться к 1147 году. Среди здешних городов – Великий Устюг, который считается родиной отечественного Деда Мороза. Следующий разворот – красочная карта Вологодского края. Только там можно увидеть ажурные, как морозные узоры, кружева и наличники на окнах, полюбоваться тончайшей резьбой по бересте, в живую услышать старинные напевы свадебных песен и даже отыскать избушку на курьих ножках.
В сказке «Иванушка-дурачок» рассказывается, как у одного старика со старухой было три сына: два умных, а третий — Иванушка-дурачок, на которого братья часто злились.
Однажды крепко осерчали братья на Иванушку, зашили в куль и поволокли к реке.
«Положили куль на берегу, а сами пошли прорубь осматривать. На ту пору ехал какой-то барин мимо на тройке бурых; Иванушка ну и кричать:
— Садят меня на воеводство судить да рядить, а я ни судить, ни рядить не умею!
— Постой, дурак, — сказал барин, — я умею и судить, и рядить; вылезай из куля!
Иванушка вылез из куля, зашил туда барина, а сам сел в его повозку и уехал из виду».
На общедоступных площадках (ну, на большинстве площадок) зарелизился юбилейный выпуск «ФантКаста», посвященный творчеству Шамиля Идиатуллина. Встречайте! И не забывайте, что текстовая версия сценария доступна эксклюзивно для наших подписчиков на Boosty.
цитата
Тридцатый, юбилейный выпуск «ФантКаста» в некотором роде экспериментальный. На этот раз мы рискнули поговорить о крупном современном писателе – и не просто о том, почему он близок к «горячему» фантастическому цеху, как в случае с Виктором Пелевиным, а конкретно и предметно о главных сквозных темах и любимых сюжетных ходах, повторяющихся из книги в книгу. Выбор нашего бессменного ведущего пал на Шамиля Идиатуллина, автора романов «Татарский удар», «Убыр», «Последнее время», «Возвращение “Пионера”» и других фантастических и реалистических книг, первого лауреата премии «Новые Горизонты». Книжный обозреватель Василий Владимирский пытается разобраться, почему Идиатуллин неравнодушен к конспирологии, откуда в его произведениях ностальгия по СССР, что дало писателю углубленное изучение тюркского фольклора и в других характерных нюансах прозы «живого классика».
Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах:
Вышли в свет №№9 и 10 сборника «Эдита.Перезагрузка» — литературно-публицистического альманаха, продолжающего традиции журнала «Эдита».
Напоминаем, что эти номера можно приобрести по себестоимости, написав в секретариат издательства по адресу: westfalia-books@mail.ru. А также то, что это последние номера, выпускаемые совместно с клубом «Астра Нова» (СПб).
Обложка и содержание №9:
Сергей Игнатьев Платина, Парни в алых кафтанах (рассказы)
Игорь Безрук Закрывая дверь, Возмездие, «Нормальный», Несостоявшаяся тусовка (рассказы)
Евгений Константинов Вериги родства, Вложения в мысли с невероятными последствиями, Моя любимая Йордань, Правильное будущее (рассказы)
Владимир Вещунов Остров крошки Цахеса, Сказание о Кудеяре (рассказы)
Алексей Зайцев СТИХИ
Сергей Филиппов СТИХИ
Дмитрий Учитель СТИХИ
Валентина Карпушина СТИХИ
Сергей Калабухин Мой Лермонтов (эссе)
Андрей Саломатов В будущем году я стану лучше (повесть)
Обложка и содержание №10:
Игорь Книга Небо не для всех (рассказ)
Андрей Мансуров Когда секс превращается в… Оружие! (рассказ)
Валентина Карпушина Роковая ночь (рассказ)
Евгения Широкая Пески времени, Метод жонглёра, Вселенский секреет, Счастливое злоключение, Перезагрузка (рассказы)
Издательство: М.: Эксмо, Inspiria, 2024 год, 5000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 352 стр. ISBN: 978-5-04-198955-2 Серия: Tok. Внутри убийцы. Триллеры о психологах-профайлерах
Аннотация: Роман-столкновение двух типов криминального профайлинга — старой психологической школы и нового цифрового подхода, основанного на обработке больших данных и обучаемых нейросетях. …Тяжелая цепь держала тело и вела вниз к глубоко врытому в песок якорю… Она выходила изо рта мертвеца и шла вверх к прямоугольному белому бую, застывшему у поверхности воды. Неровные красные буквы на нем складывались в одно слово: «FREE*»… Цепь не удерживала руки жертвы. Она не обвивалась вокруг тела. Несчастный проглотил ее… Нет, не для этого Манос Ману оказался на Миконосе — этом райском греческом острове, известном своими кутежами… Он приехал на свадьбу к другу. Но местные полицейские сразу привлекли его к расследованию невообразимо странного и жестокого убийства. Как-никак теперь он сотрудник Интерпола, эксперт международной полиции по цифровым технологиям. Он сразу понял: этот убийца — серийный, и в ближайшее время убьет снова. Впрочем, здесь же, на Миконосе, проходит конференция криминологов-профайлеров. Вот пусть и займутся своим делом — составят профиль маньяка. А Манос тем временем натаскает на вычисление его личности собственную нейросеть. Он уверен — машинный анализ цифровых следов способен быстрее вывести на убийцу. Однако эти следы куда запутаннее, а мотивы маньяка куда сложнее, чем ему кажется… * Англ. «Свободен (свободна)» либо «свободный (свободная)».
Издательство: М.: Строки, 2023 год, 4017 экз. Формат: 60x90/16, мягкая обложка, 544 стр. ISBN: 978-5-00-216009-9 Серия: Строки. Top-Fiction
Аннотация: Даже рёв и грохот бурных двадцатых не могли заглушить их имена. Он — легендарный магнат с Уолл-стрит, она — дочь эксцентричных аристократов. Вместе они поднялись на вершину мира, полного иллюзии безграничного богатства. Но какую цену они заплатили за столь огромное состояние? Мы узнаем об этом из нескольких источников. Из книги о жизни миллионера. Из его собственных мемуаров. От машинистки, которая записывает их и замечает, что история и реальность начинают расходиться. И — из дневников его жены. Чей голос честнее, а кто самый ненадёжный рассказчик? Как вообще представления о реальности сосуществуют с самой реальностью? «Доверие» — одновременно захватывающая история и блестящая литературная головоломка.
Аннотация: Панаит Истрати, румынский писатель греческого происхождения, чье образование ограничилось четырьмя классами начальной школы, в 1922 году в возрасте 38 лет начал свою литературную карьеру на французском языке и за несколько лет стал одним из наиболее популярных писателей межвоенной Европы. Пламенный сторонник идей социальной справедливости, он прибыл в Москву в 1927 году на празднование десятилетнего юбилея революции, намереваясь остаться в СССР и посвятить свою жизнь работе на «отечество всех трудящихся». В начале 1929 года он покинул СССР, полностью разочарованным в советском эксперименте. В изданную Истрати трилогию «К другому пламени: после шестнадцати месяцев в СССР» (Vers l’autre flamme: après seize mois dans l’U.R.S.S) вошли: Т. 1. Исповедь для побежденных (Панаит Истрати); Т. 2. Советы в 1929 (Виктор Серж); Т. 3. Нагая Россия (Борис Суварин). В предлагаемой вниманию читателя «Исповеди...» Истрати, написанной с высоким эмоциональным накалом, тщательно задокументирован трагический процесс разрушения сокровенной мечты автора при соприкосновении с коммунистической реальностью.
Издательство: М.: Эксмо: Fanzon, 2024 год, 15000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 432 стр. ISBN: 978-5-04-190009-0 Серия: Fanzon. Ребекка Куанг
Аннотация: Писательницы Джун Хэйворд и Афина Лю должны были одновременно стать восходящими звездами. Но Афина — литературная сенсация, а роман Джун не продается. Ведь, кажется, никого в современном мире не интересуют истории о простых белых девушках. Поэтому, когда Джун становится свидетелем гибели Афины в результате несчастного случая, она действует импульсивно: крадет неоконченный роман коллеги о неизвестном подвиге китайских рабочих на фронтах Первой мировой войны. Что с того, что Джун отредактирует черновик Афины и отправит его литагенту как собственный труд? Что с того, что она позволит своему новому издателю опубликовать его под псевдонимом Джунипер Сонг и поставить на обложку этнически неоднозначную фотографию автора? Когда история заслуживает того, чтобы ее рассказали, совсем не важно, кто будет рассказчиком, не так ли?. По крайней мере, сама Джун считает именно так, а список бестселлеров New York Times это подтверждает. Но девушка не может выйти из тени Афины, а появляющиеся улики и негативная реакция сторонников социальной справедливости грозят ей ОТМЕНОЙ. И теперь Джун предстоит узнать, как далеко она готова зайти, чтобы сохранить тайну и не лишиться всего того, чего она заслуживает по праву.
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке Н. Дело.
Издательство: М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2024 год, 5000 экз. Формат: 60x88/16, твёрдая обложка, 800 стр. ISBN: 978-5-389-24484-9 Серия: Большой роман
Аннотация: Среди холмов Сассекса и на берегах Средиземного моря Д. Г. Лоуренс (для одних — современный классик, для других — записной нарушитель спокойствия и апологет непристойности) набирается впечатлений для своего последнего романа под рабочим названием «Нежность», который станет скандально знаменит как «Любовник леди Чаттерли». В 1928 году официальная публикация этой книги невозможна — и смертельно больной Лоуренс, отчаявшись, частным порядком печатает ее в Италии, тиражом 1000 экземпляров. Через тридцать лет общественный климат меняется, начинают дуть новые ветры — и вот сперва «Гроув-пресс» в США, а затем «Пингвин букс» в Англии решаются опубликовать полную, без цензурных сокращений, версию, прекрасно понимая, что рискуют быть привлеченными к суду; и предчувствия их не обманули. С журналистской дотошностью Элисон Маклауд излагает хронику обоих судебных процессов, имевших историческое значение для свободы слова, и с любовным тщанием выписывает портреты борцов за эту свободу.
Издательство: М.: Эксмо, Inspiria, 2024 год, 2000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 192 стр. ISBN: 978-5-04-190827-0 Серия: Loft. Сиеста
Аннотация: Роман вошел в шортлист Дублинской литературной премии 2023 года. Роман-вызов, роман-крик от одного из самых многообещающих латиноамериканских авторов. "Парадайс" — элитный жилой комплекс, который связал двух друзей-неудачников, толстяка Франко Андраде, порнозависимого, пускающего слюни на красивую соседку, и долговязого Поло, уставшего от наставлений матери садовника этого райского местечка. Недовольство героев перерастает в напряжение, стремящееся к пугающей кульминации — в хмельном угаре парни спланировали кое-что очень плохое… Старое доброе ультранасилие по-мексикански. Взрывоопасная смесь гнева, липкого эротизма, одинокого отчаяния и умирающего мачизма заставляет переосмыслить реальность и понятие социальной справедливости.
Издательство: М.: Дом историй, 2024 год, 2000 экз. Формат: 84x90/32, твёрдая обложка, 224 стр. ISBN: 978-5-00-580052-7 Серия: Своя комната
Аннотация: Риту нашли повешенной на церковной колокольне. Полиция уверена — это самоубийство, и не занимается расследованием. Но мать Риты, Элена, знает, что её дочь не могла покончить с собой. Элене нужно выйти из дома и проехать через весь город, чтобы поговорить с одним-единственным человеком, который поможет ей понять, что именно случилось с её дочерыо. Но у Элены — болезнь Паркинсона. Её поездка превращается в огромное и сложное путешествие, и под силу оно только матери, которая знает, что она права во всём, что касается её дочери. "Элена знает" — это и детективная история, и семейная драма, и роман о болезни и телесности, но ещё это роман о материнской любви, которая иногда оказывается сильнее болезни, а иногда — и смертельнее.
Издательство: СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2024 год, 5000 экз. Формат: другой, интегральная обложка, 480 стр. ISBN: 978-5-389-24455-9 Серия: Азбука-бестселлер
Аннотация: Накануне своего сорокалетия Джо Сорсби переезжает в Лондон, чтобы присмотреть за канцелярским магазином любимого дяди. Но это не просто смена работы и обстановки — это разрыв с прошлым. Это попытка начать жизнь с чистого листа. И все же вдали от родного дома Джо чувствует себя брошенной на произвол судьбы — до тех пор, пока не знакомится с Беглянкой-викарием и семидесятилетним стариком, пишущим свой первый роман. А Рождество уже близко! Волшебные дни, когда происходят чудеса и сбываются мечты. Может быть, именно в этот праздник Джо найдет то, что так долго искала, — новое начало, любовь, семью. От автора феноменального бестселлера «Хранительница историй» — новая волнующая история о том, как самые неожиданные отношения завязываются в самых неожиданных местах. Впервые на русском!
Издательство: М.: Эксмо, 2024 год, 1500 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 288 стр. ISBN: 978-5-04-178036-4 Серия: Книги-маяки. Лучшее фэнтези для подростков
Аннотация: Ларкин – дочь Ведьмы Топей, и ей уже исполнилось одиннадцать лет, но она до сих пор не может зажечь магией свечу, изменить цвет волос или хотя бы заставить перо левитировать. Вот её подруга Корделия уже открыла свой дар, и чем Ларкин хуже? Но скоро та сама ночь Зимнего Солнцестояния и полнолуния. Та ночь, когда Ларкин обретёт свою магию. В кармане у неё чешуйка дракодила – талисман на удачу. Только, похоже кое-кто не хочет, чтобы девочка обрела силу...
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке Я. Соловьёвой.
Издательство: М.: АСТ, CORPUS, 2024 год, 2000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 160 стр. ISBN: 978-5-17-161390-7 Серия: Corpus.(drama)
Аннотация: В семье Германа Мерца отмечают и католическое Рождество, и еврейскую Пасху. Крещеный еврей, женатый на католичке, гражданин Австрии и успешный коммерсант, он душа шумного, дружного и счастливого семейства. Мы знакомимся с ним в сочельник 1899 года, когда все полны сил и планов, а Вена — центр бурной интеллектуальной и светской жизни Европы. Вместе с жизнелюбивыми, искренне любящими, думающими и иногда невероятно наивными героями нам предстоит пройти вехи недавней истории — Первую и Вторую мировую войну, аншлюс, Холокост и горькое отрезвление первых послевоенных лет. Еще недавно семейная сага, виртуозно вписанная в драматическую форму, читалась в прошедшем времени, как законченный портрет короткого двадцатого века. Сегодня эта пьеса Тома Стоппарда, вероятно одного из самых значимых современных драматургов, говорит с каждым из нас о нашем будущем и будущем привычного нам мира.
Издательство: М.: Эксмо, Inspiria, 2024 год, 4000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 384 стр. ISBN: 978-5-04-189954-7 Серия: Tok. Мировой бестселлер
Аннотация: Все начиналось с прекрасного медового месяца... Эрин и Марк — молодожены. Она — амбициозный режиссер, он — не менее амбициозный специалист по инвестициям. Их ждало блестящее будущее, пока Марк внезапно не потерял работу. Отношения пары дали трещину, но они были уверены, что свадебное путешествие в тропический коралловый рай, на остров Бора-Бора, все исправит. А потом, занимаясь дайвингом, они обнаружили нечто в кристально чистой воде Тихого океана… Нечто, поставившее их перед ужасным выбором. Эрин и Марк думают, что это останется между ними. О, как они ошибаются... Их решение запустит цепную реакцию шокирующих событий. Их выбор перевернет жизнь новоиспеченных супругов с ног на голову. И он не будет ни последним, ни самым жутким…
Издательство: М.: Эксмо, Inspiria, 2024 год, 5000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 416 стр. ISBN: 978-5-04-184196-6 Серия: Novel. Мировые хиты
Аннотация: Победитель премии Goodreads Choice Awards 2023 в номинациях «Лучший исторический роман» и «Лучший дебютный роман» Мгновенный бестселлер New York Times Выбор Amazon в номинации «Лучшие книги 2023 года» 2019 год. Кейт бросает все и бежит из Лондона в ветхий коттедж Вейворд, унаследованный ею от двоюродной бабушки. После заселения она начинает подозревать, что дом хранит в себе тайну, скрытую со времен охоты на ведьм в XVII веке. 1942 год. Вайолет мечтает получить образование, но не может вырваться из семейного поместья. Очень давно она потеряла мать, и единственное, что ей осталось на память — медальон с инициалом W и слово «Вейворд», нацарапанное на полу. 1619 год. Альту с детства учили магии, основанной не на заклинаниях, а на глубокой связи с миром природы. Когда ее обвиняют в колдовстве и судят за убийство местного фермера, Альта знает, что ей понадобятся все ее силы, чтобы спастись.
Издательство: СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2023 год, 2000 экз. твёрдая обложка, 304 стр. ISBN: 978-5-89059-498-3
Аннотация: Злоключения 18-летнего парня без образования и убеждений, лжеца, фальсификатора и манипулятора, который прошел войну, играя. За четыре года он надел пять мундиров. Четырежды дезертировал из четырёх разных армий. Сегодня он носил повязку со свастикой, а завтра был патриотом. В декабре 1944 года, разыскиваемый обеими сторонами, он продолжал обманывать. Не только бывших врагов, но и собственного сына, ставшего журналистом. Долгое время отец убаюкивал сына рассказами о подвигах в составе Сопротивления, пока однажды дед не обронил своему внуку: "Твой отец носил немецкую форму. Ты сын негодяя!" В мае 1987 года, когда в Лионе начался судебный процесс над нацистским преступником Клаусом Барби, сын узнал, что судебное дело отца хранится в архиве на севере Франции, и получил доступ к полицейским протоколам и судебным документам. Начинается не один, а сразу два судебных процесса. Барби придётся ответить за свои преступления, отцу — за свою ложь. Писатель ставит под сомнение историю режима Виши, а также природу того непостижимого зла, которое во время войны заставляло бесстрастно отправлять людей в лагеря смерти. Особую остроту повествованию придаёт то, что это автобиографический роман, затрагивающий и коллективную память. Сорж Шаландон (р.1952) — современный французский писатель и журналист, автор 10 романов. "Сын негодяя" вошёл в шорт-лист Гонкуровской премии 2021 года.
Издательство: М.: Эксмо, Inspiria, 2024 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 256 стр. ISBN: 978-5-04-198245-4 Серия: Tok. Национальный бестселлер. Швеция
Аннотация: В маленьком шведском городке живет Йоран Сандаль. Когда-то он работал в крупном издательстве в Стокгольме, но однажды, в погоне за сенсацией, допустил роковую ошибку. Спасаясь от позора, Йоран уехал в провинцию и устроился в местную газетенку, где самая большая новость – репортаж со сбора свеклы. Однако, когда единственная таксистка города, Инга-Бритт Экман, найдена застреленной из пистолета, он хватается за шанс обелить свое профессиональное имя. Расследование приводит к мужу убитой: бывшему боксеру и полицейскому Альфу Экману. Но скоро Экмана находят убитым, а Йоран получает угрозы… напечатанные на машинке из кабинета его лучшего друга и коллеги, Бенгта Хоканссона, чье сердце было жестоко разбито Ингой-Бритт…
Издательство: М.: Эксмо, 2024 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 224 стр. ISBN: 978-5-04-196353-8 Серия: Яркие страницы. Коллекционные издания
Аннотация: В 1898 году русский инженер Николай Гарин-Михайловский отправился в Порт-Артур. По пути он посетил Корею и Манчжурию. Именно там он собрал эти сказки — сокровищницу корейского фольклора, дошедшую до наших дней. Сказки познакомят вас с царем зверей, мудрым тигром, с хитрыми монахами и смекалистыми героями, которые всегда выйдут сухими из воды. Уникальный сборник познакомит нас с культурой Древнего Востока, его верованиями, обрядами и обычаями.
Комментарий: Сборник сказок в пересказе Николая Гарина-Михайловского.
Переиздание в другой серии сборника корейских сказок
Аннотация: Жизнь семилетнего Седрика ничем не отличалась от жизни обычного мальчика, пока однажды он не узнал, что унаследовал огромное состояние и знатный титул. Однако ужиться вместе с суровым и надменным дедушкой-графом, к которому Седрику пришлось переехать, оказалось совсем непросто. Роман «Маленький лорд Фаунтлерой», увидевший свет в 1886 году, моментально стал бестселлером и полюбился читателям. Этой книгой тогда ещё не очень известная писательница Фрэнсис Бёрнетт заявила о себе. А повести «Таинственный сад» и «Маленькая принцесса», в которых главные героини, несмотря на свой юный возраст, смело преодолевают жизненные трудности, вписали имя Бёрнетт в историю литературы. Проникновенные произведения о детях, на чью долю выпало немало испытаний, трогают до глубины души, а простые, но изящные иллюстрации таких художников, как Чарльз Робинсон, Реджинальд Бёрч и Чарльз Эдмунд Брок, прекрасно передают дух того времени.
Издательство: М.: АСТ, Neoclassic, 2024 год, 1500 экз. Формат: 84x108/32, 416 стр. ISBN: 978-5-17-162581-8 Серия: Зарубежная классика
Аннотация: Жестокое преступление потрясло тихий маленький городок Буживаль. Вдова Леруж зверски убита в своем доме. На место преступления направлены следователь Дабюрон, шеф полиции Жевроль и его помощник Лекок, который подключает к делу своего мудрого наставника папашу Табаре по прозвищу Загоню-в-угол. Все улики указывают на молодого человека из хорошей семьи. Кажется, что убийца найден и дело можно закрывать, но некоторые факты заставляют папашу Табаре сомневаться и взглянуть на убийство под другим углом…
Издательство: М.: АСТ, Neoclassic, 2024 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 416 стр. ISBN: 978-5-17-163296-0 Серия: Neoclassic проза
Аннотация: Одна из величайших книг ХХ века. Странная, поэтичная, причудливая история города Макондо, затерянного где-то в джунглях, — от сотворения до упадка. История рода Буэндиа — семьи, в которой чудеса столь повседневны, что на них даже не обращают внимания. Клан Буэндиа порождает святых и грешников, революционеров, героев и предателей, лихих авантюристов — и женщин, слишком прекрасных для обычной жизни. В нем кипят необычайные страсти — и происходят невероятные события. Однако эти невероятные события снова и снова становятся своеобразным "волшебным зеркалом", сквозь которое читателю является подлинная история Латинской Америки…
Издательство: М.: АСТ, Времена 2, 2024 год, 1500 экз. Формат: другой, твёрдая обложка, 448 стр. ISBN: 978-5-17-154451-5 Серия: Коллекционная книга
Аннотация: "Собор Парижской богоматери" — известный исторический роман Виктора Гюго, опубликованный в марте 1831 года. Успех книги привлёк внимание публики к собору Парижской Богоматери, который в то время собирались снести либо перестроить, и позволил сохранить его в неприкосновенности. В. Гюго и не скрывал, что главный герой его романа — сам собор. Под его готическими сводами разворачивается одна из величайших драм в мировой литературе — любовный треугольник, отягощенный влиянием неумолимого рока на человеческую судьбу. Гордая цыганка Эсмеральда, добрый уродливый звонарь Квазимодо, красивый жестокосердный Феб и злой, терзаемый ревностью священник Фролло надломленные герои трагедии, известной всему миру. В настоящем издании текст сопровождается иллюстрациями Эда Шильдерс Хемеля и Аарде Библиоманти.
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Эда Шильдерс Хемеля и Аарде Библиоманти.
Издательство: М.: АСТ, Neoclassic, 2024 год, 2000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка + супер, 544 стр. ISBN: 978-5-17-162576-4 Серия: Библиотека классики
Аннотация: Роман "Сотворение Святого", основанный на "Истории Флоренции" Никколо Макиавелли, погружает читателя в эпоху средневекового города — время политических и финансовых интриг влиятельных семей, скандальных любовных связей и удивительного расцвета науки и искусства. Филиппо Брандолини, впоследствии ставший почитаемым католическим святым, проживает бурную жизнь, наполненную политическими интригами, дуэлями, чувственными наслаждениями и соблазнами... Но однажды молодой мужчина оставляет мирские радости и страсти ради рубища и молитвы. Джеймс Парсонс, раненный на войне и отмеченный наградами, возвращается в родной городок. Кто он — герой? Или человек, уже не способный вписаться в мирную жизнь? Родные, любимая женщина перестали его понимать. Да и сам Джеймс словно говорит на другом языке — языке войны, столь сильно изменившей его. Что ему делать? Попытаться переломить себя и стать прежним? Или есть другой выход?
Комментарий: Внецикловые романы. Иллюстрация на обложке — фрагмент картины Р. ван дер Вейдена.
Аннотация: Весной 2024 года в мировой и российский кинопрокат выходит фильм Адама Купера «Спящие псы» — долгожданная экранизация романа Эуджена Овидиу Чировици «Книга зеркал» (переведенного на 39 языков «самого яркого литературного дебюта 2017 года») с Расселом Кроу и Карен Гиллан в главных ролях. Нью-йоркский литературный агент Питер Кац получает заявку на издание автобиографии под названием «Книга зеркал». К заявке приложено начало рукописи — некто Ричард Флинн вспоминает годы учебы в Принстоне, первую любовь, работу на знаменитого профессора психологии Джозефа Видера. Эти события 25-летней давности имели трагическую развязку, однако преступник остался не пойман и не разоблачен; теперь же Ричард вдруг увидел все происшедшее в ином свете, по-новому оценил роль своей бывшей возлюбленной Лоры Бейнс… но рукопись заканчивается на полуслове. Заинтригованный, Питер пытается заполучить остаток «Книги зеркал», однако рукопись оказывается такой же неуловимой, как правда о случившемся четверть века назад… «Спящие псы» («Книга зеркал») — это роман-загадка в духе «Ночного кино» Мариши Пессл. Это книга о том, как воображение безотчетно подменяет реальность. Это книга о секретной власти историй — тех, которые мы рассказываем, тех, которые мы скрываем, и тех, ради сохранения которых в тайне мы готовы на все.
Издательство: М.: Эксмо, 2024 год, 3500 экз. Формат: 70x90/32, мягкая обложка, 320 стр. ISBN: 978-5-04-197853-2 Серия: Великолепные детективные истории
Аннотация: Перед вами удивительно добрая и теплая книга, ведь она посвящена нашим любимым песикам! Именно они стали главными героями увлекательных остросюжетных рассказов Татьяны Устиновой, Евгении Михайловой, Галины Романовой и других известных писателей. Похищения, таинственные исчезновения, вечная борьба добра и зла, а также любовь, верность, преданность, чувство долга, смелость, подвиги людей и братьев наших меньших — все это и многое другое вы найдете на страницах этого сборника! Сборник детективных рассказов, написанных мастерами остросюжетной прозы, составлен для истинных ценителей жанра. Замечательные истории порадуют вас оригинальными сюжетами, очаруют описанием романтических сцен и захватывающих приключений и удивят неожиданной развязкой. Легкий слог, прекрасный стиль, море позитива доставят читателям ни с чем не сравнимое удовольствие!
Комментарий: Сборник детективных рассказов о собаках.
Издательство: М.: Редакция Елены Шубиной, АСТ, 2024 год, 5000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 352 стр. ISBN: 978-5-17-162942-7 Серия: Продолжение следует: Букмейт & РЕШ
Аннотация: Ася Володина (1991) — прозаик, филолог, преподаватель эстонского языка, автор романов "Протагонист" и "Часть картины". Финалист премии "Лицей", лауреат премии Художественного театра и "Московской Арт-премии". Новый роман "Цикады" написан по мотивам одноименного сериала, вышедшего на платформе "Кинопоиск". Вечеринка в честь окончания школы заканчивается убийством. Следователь, директриса, родители и сами школьники пытаются понять, что привело к этой трагедии. Но чем больше следователь погружается в историю, тем четче осознаёт: учителя далеки от школьной жизни, родители ничего не знают о своих детях, а дети бывают жестокими… Почему вчерашние друзья с такой легкостью травят тебя сегодня?
Издательство: М.: Ноократия, 2024 год, 744 стр. ISBN: 978-5-7164-1373-3
Аннотация: Книга посвящена истории становления и развития отечественной и зарубежной космонавтики и ракетно-космической техники. Издание содержит обширный информационный раздел, в котором вы найдете хронологию запусков искусственных спутников и автоматических станций, полетов космонавтов и астронавтов, характеристики Солнца и планет Солнечной системы. Книга снабжена подробным глоссарием, где в научно-популярной форме раскрыты основные термины ракетостроения и космонавтики.
Издательство: М.: Альпина Паблишер, 2024 год, Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 318 стр. ISBN: 978-5-9614-8142-6
Аннотация: Как бы ни сложились дела в мире, Соединенные Штаты Америки остаются одним из ключевых игроков на мировой арене. Их действия, нравится это кому-то или нет, вызывают живой отклик у других стран мира. Кто-то хочет перенять модель США, кто-то — сделать все наоборот, кто-то — просто учесть их опыт. Что же такое «американская модель», раз она вызывает такой интерес уже не первое столетие? Какие факторы внутренней и внешней политики привели к тому, что Америка сформировалась именно такой, как есть? Известный историк-американист Иван Курилла разбирается, как сформировались ключевые элементы американской модели — демократия, исключительность, мессианизм и многое другое, как на смену изоляционизму пришел экспансионизм, как сочетаются идеализм и рационализм. Одним из главных факторов формирования американской модели автор видит вечный поиск и противопоставление себя Другим — английским колонизаторам, индейцам, сторонникам сохранения рабства, политике царской России и СССР, а в последние годы — возвышению Китая и возврату России на международную арену. Мы живем в очередную эпоху перемен, и можно, не боясь ошибиться, утверждать, что нынешнее поколение россиян будет присутствовать при строительстве нового мироустройства (а кто-то и участвовать в нем). Пока рано предсказывать, какую роль в этом новом мире будут играть Соединенные Штаты Америки, самая влиятельная страна последних десятилетий, но кажется очевидным, что переустройство будет в большой степени направляться либо самими США, либо попытками других стран противостоять американской воле. Объявив свое поселение «градом на холме», пуританские проповедники поставили свое будущее общество выше, чем брошенное ими в Старом Свете. Книга дополнена архивными и современными фотографиями, литографиями, гравюрами и постерами.
Издательство: М.: Эксмо, 2024 год, 2500 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 320 стр. ISBN: 978-5-04-198894-4 Серия: Тень Логова. Детективные романы Ю. Лавряшиной
Аннотация: Ограбление банка… Сюжет весьма популярный у авторов детективного жанра! Но в романе «Рикошет», пятой книге серии «Тень Логова», преступление отягощается случайным убийством. Или не случайным? Разобраться в этом предстоит следователю Артуру Логову, а его помощница Саша Каверина, конечно, не останется в стороне. За кого ей придется выдать себя на этот раз?
Издательство: М.: НЛО, 2024 год, твёрдая обложка, 424 стр. ISBN: 978-5-4448-2247-0 Серия: Культура повседневности
Аннотация: Согласно официальной советской статистике, в 1950–1960 х годах в СССР построили 1205,2 миллиона квадратных метров жилья: за этот период в стране образовался новый территориально-социальный организм. Книга Н. Лебиной посвящена построенным в эти годы домам — знаменитым «хрущевкам», существующим и поныне. Рассматривая это жилье как особое культурно-бытовое пространство эпохи оттепели, автор изучает внешний облик этих зданий, формы их внутреннего устройства, предметное насыщение нового жилого пространства и показывает, как изменилась жизнь советского человека в контексте общемировых тенденций модернизации повседневности. В этом разрезе «хрущевка» предстает как уникальный оттепельный феномен, в котором смешиваются нелепое с созидательным, смешное с оптимистичным и «советское» с «несоветским». Наталия Лебина — доктор исторических наук, исследовательница советской повседневности, автор вышедших в «НЛО» книг «Пассажиры колбасного поезда», «Советская повседневность: нормы и аномалии», «Мужчина и женщина» и др.
Издательство: М.: Вече, 2024 год, 800 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 544 стр. ISBN: 978-5-4484-4654-2 Серия: У истоков Руси
Аннотация: XI век. После смерти Ярослава Мудрого власть на Руси переходит в руки его старших сыновей: Изяслава, Святослава и Всеволода. Поначалу братья стараются действовать сообща, отражая набеги степняков, однако в этом союзе подспудно зреет раскол. Изяслав, занимая киевский престол, больше прислушивается не к братьям, а к своей хитрой и властолюбивой жене. Святослав сам мечтает сесть на княжение в Киеве, а когда выясняется, что Изяслав — плохой полководец, мечта обретает зримые очертания. Теперь всё зависит от того, кого из двух братьев поддержит Всеволод. Таков сюжет романа, созданного писателем-историком Виктором Поротниковым на основе древнерусских летописей.
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке Н.А. Васильева.
Аннотация: Преследуя по улочкам послевоенной Казани подозрительного типа, старший оперуполномоченный отдела по борьбе с бандитизмом капитан Валентин Рожнов и подумать не мог, чем завершится эта погоня. Убегавший случайно попал под машину и скончался на месте. Обнаруженная при нем крупная сумма ставила под сомнение, что погибший был простым законопослушным гражданином. Оперативники обыскали квартиру этого типа и обнаружили тенниску со следами чужой крови. Находка заставила капитана Рожнова подробнее изучить биографию неприметного, на первый взгляд, советского служащего… Уникальная возможность вернуться в один из самых ярких периодов советской истории — в послевоенное время. Реальные люди, настоящие криминальные дела, захватывающие повороты сюжета. Персонажи, похожие на культовые образы фильма "Место встречи изменить нельзя". Дух времени, трепетно хранящийся во многих семьях. Необычно и реалистично показанная "кухня" повседневной работы советской милиции.
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке А. Дурасова.
Издательство: М.: АСТ, СПб.: Астрель-СПб, 2024 год, 2500 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 288 стр. ISBN: 978-5-17-162145-2 Серия: Волшебная палочка
Аннотация: Варя – самая обыкновенная девочка. Учится в третьем классе, не представляет жизни без Интернета и мобильной связи. Но в деревне у бабушки, где Варя вынуждена проводить лето, ничего этого нет. Чтобы скоротать время, Варя играет в детектива. Но реальность оказывается куда более захватывающей, чем игра. Варю ожидают невероятные приключения в Заречье — мире сказок и легенд, населенном богатырями, волшебниками, кентаврами и драконами. А где приключения, там и опасности. И чтобы победить, Варе потребуются отвага, мужество и смекалка.
Комментарий: Внецикловая повесть. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации А. Перкмини.
Издательство: М.: АСТ, СПб.: Астрель-СПб, 2024 год, 3000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 368 стр. ISBN: 978-5-17-163562-6 Серия: Шедевры мировой литературы
Аннотация: "Евгений Онегин" написан без малого два века назад. Но за это время он не устарел и совсем не состарился. "Энциклопедией русской жизни" назвал роман Пушкина Виссарион Белинский. Критик был совершенно прав. Этот текст замечательным образом заключает в себе подробности частного существования людей ушедшего времени. Более того — книга до сих пор не утратила своего литературного очарования. Сегодняшний читатель может и должен прочитать "Евгения Онегина" как "роман воспитания". Давайте забудем о школьных уроках литературы и внимательно разберем рассказ о молодых людях, которые только-только вступают в жизнь. Пушкину удалось создать персонажей, которые сделались архетипами поведения многих и многих, явившихся на свет значительно позже. Онегин, Татьяна, Ленский, Ольга — стали именами нарицательными. А их истории — основами многочисленных оперных либретто, пьес и киносценариев. Роман в стихах "Евгений Онегин" — величайшее произведение, закрепившее славу А. С. Пушкина как "гения русской словесности" и оказавшее влияние на всю русскую литературу. Настоящее издание подготовлено к 225-летию со дня рождения великого поэта и снабжено иллюстрациями и познавательными комментариями, составленными литератором Владимиром Соболем.
Родилась в городе Каунасе, хотя настоящей родиной сама писательница называла Вильнюс. Витауте была третьим из четырёх детей в семье, кроме старших брата и сестры у неё есть ещё младший брат. В 1955 году окончила историко-филологический факультет Вильнюсского университета по специальности журналистика. Увлекалась спортом, с 1948 по 1958 годы была членом женской молодёжной волейбольной команды. Получив диплом, сразу же находит работу по специальности: 1955-1966 годы — сначала в редакции журнала «Jaunimo gretos», потом — «Dienovidyje». Печатается с 1950 года и традиционно начинает с поэзии. В 1961 году выпустила сборник стихотворений «Nesustok, valandėle» («Спеши, мгновение»), затем обратилась к прозе. В 1963 году становится членом Союза писателей Литвы. С 1966 года оставляет работу в журнале, всецело отдавшись ремеслу писателя.
Витауте Жилинскайте пробовала себя в различных жанрах, однако подлинное призвание нашла в сатире. Сотрудничала с республиканскими и общесоюзными изданиями, включая журнал «Крокодил». Опубликовала более 20 сборников фельетонов и юморесок.
Произведения писательницы, обращённые к читателю-ребёнку, отличает некоторая недетская взрослость поднимаемых вопросов и часто — лёгкая грусть создаваемой атмосферы. Философская повесть-сказка с глубоким подтекстом «Путешествие на Тандадрику» повествует о группе выброшенных на свалку игрушек, отправившихся в долгое путешествие на загадочную планету игрушек и игр — Тандадрику. Мальчик Динас, герой другой сатирической истории, попадает в сказочный замок лгунов за то, что сам постоянно врал. В 1983 году по мотивам этой сказки Геннадий Сокольский снял мультфильм «Замок лгунов».
Также Жилинскайте написала интермедии для спектакля-концерта «Любит — не любит» (поставлен в Каунасском театре музыкальной драмы, 1964) и три пьесы для кукольного театра. Её перу принадлежат сценарии кинодрамы "Эта проклятая покорность" (1970) и мультфильма "Отчаянный кот Васька" (1985).
Пробовала себя автор и в качестве переводчика (с русского). Книги Витауте Жилинскайте переведены на немецкий, польский, словацкий, украинский, болгарский, португальский, молдавский, венгерский, латышский и др. языки. Не меньше дюжины сборников вышло на русском.