Другая литература


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Рубрика «Другая литература» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Другая литература


Обратите внимание: Список открытых библиографий авторов-нефантастов (FictionLab).

Модераторы рубрики: suhan_ilich, WiNchiK, Kons, Календула, sham, volga

Авторы рубрики: Papyrus, Petro Gulak, suhan_ilich, sham, Kons, ula_allen, WiNchiK, baroni, votrin, PetrOFF, Jacquemard, Кечуа, Vladimir Puziy, voroncovamaria, LadyKara, Sfumato, Apiarist, k2007, Мэлькор, Календула, primorec, Славич, DeMorte, Pirx, Вася Пупкин, saga23, e-Pluto, glupec, ziza, Берендеев, volga, Evil Writer, evridik, atgrin, Edred, isaev, Тиань, vvladimirsky, Алекс Громов, odyssey, sibkron, ЭльНора, Вертер де Гёте, SeverNord, Арлекин, NataBold, borch, монтажник 21



Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7  8  9 ... 162  163  164

Статья написана 8 октября 15:44
Размещена также в авторской колонке Алекс Громов

Каждый месяц Алекс Громов рассказывает о 9 книгах non-fiction.


«Чем дальше продвигались арии по Индии, тем меньше они встречали сопротивления, натыкаясь на более слабые и не столь воинственные племена; военное дело и кшатрии теряли свое значение. Но с другой стороны, нарождалась потребность в дирижерах, которые могли бы навести порядок во вновь завоеванных странах, наметить законы, упрочить религиозный культ и т.д. Этими новыми руководителями и явились жрецы брахманы, которые уже давно имели дело и с правом, и с науками, и с обычаями, не говоря уже про культ. Мог ли кто теперь посягать, как в старину царь или воины, на их жреческие обязанности? Теперь — нет. Священный язык омертвел и требовал специального изучения; ритуал сделался объемистым и сложным и тоже требовал предварительной подготовки; наконец, устная передача всех нужных формул и молитв, с одной стороны, и аристократизм жреческого состояния — с другой, нашли себе лучший исход в наследственной передаче знания. Словом, образовалась группа семейств, неуязвимая и незаменимая в своей жреческой специальности какими-либо другими группами.

В результате аристократия со всем своим мужеством, самопожертвованием на полях сражений и физической силой была отодвинута на второй план, а жрецы со своим знанием жизни и народа, со своей таинственной волшебной силой жертвы овладели духовной жизнью народа. Они не замедлили прочно утвердить за собою эту власть, регулируя по строго выработанному плану всю общественную и частную жизнь, втискивая ум, чувства и волю индуса в предписанные рамки».

Андрей Снесарев. Невероятная Индия: религии, касты, обычаи

Андрей Евгеньевич Снесарев — известный русский и советский военачальник, ученый-востоковед, действительный член Русского географического общества, автор ряда изданий (в том числе — А.Е. Снесарев. Индия как главный фактор в среднеазиатском вопросе. Избранные статьи. Я писал о ней — https://fantlab.ru/blogarticle48702)

А.Е. Снесарев был на военной службе с 1888 года, а в 1899 окончил Академию Генерального штаба. Потом служил в штабе ТуркВО, участвовал в изучении и описании Среднего Востока. В Первую мировую войну командовал полком, бригадой, дивизией. С 1926 года был военным руководителем вневойсковой подготовки Института востоковедения.

Это издание включает в себя три раздела, в первом из которых — «Религии Индии» — рассказывается обо всех религиозных традициях, существующих на индийской земле. Помимо основных – индуизма, ислама, сикхизма и христианства, уделено внимание буддизму, анимизму, христианству, сикхизму, джайнизму, парсизму. При этом, несмотря на то, что число парсов невелико, но благодаря своим богатствам и занимаемому положению, они занимают в Индии заметное место. После расцвета парсизма в Персии, относящегося к правлению династии Сасанидов, эта религия была вытеснена мусульманами и парсы отправились в другие страны, в том числе – в Индию (через Ормуз). Прибыв в 717 году в Санджана (находящийся неподалеку от современного Мумбая), парсы здесь восстановили священный огонь, «семена» которого они привезли с собой из ставшей мусульманской Персии. Неслучайно одним из памятных мест Санджана является место высадки самых первых парсов на индийский берег… Установив отношения с местным махараджей, парсы обрели новую родину на полуострове Гуджарат и  далее двинулись соседнюю Махараштру, затем — на юг Индии, занялись торговлей и разбогатели.

Большинство парсов обитало в Бомбее. Их представители бывали в Дели и при дворе Великих Моголов, и, как отмечено в исторических источниках, посещали диспуты, организованные императором Акбаром, сделавшим попытку создать новую религию.

Второй раздел книги — «Касты Индии» — посвящен истории кастового деления и описанию основных типах каст. Завершающий раздел — «Бытовые пейзажи» — демонстрирует этнографическую картину еще колониальной Индии, уделяя внимание деревенским традициям, песням и пословицам.

«Наиболее частый объект пословиц — брахман, «существо с веревкой вокруг шеи» (намек на брахманский шнур). Рифмованная пословица насчитывает трех кровопийц: клопа, блоху и брахмана. «Раньше, чем умрет брахман, царские сундуки опустеют». «Дай ему хлеба, а собственные дети пусть лижут жернов». «Он просит милостыню, хотя в его кармане лакх (100 000. — А. С.) рупий, а подаяния он собирает в серебряный горшок». «Он стирает свой шнур, но не очищает своей совести». «Брахман надувает самих богов». «Вишну достаются одни пустые молитвы, а все получает брахман». Таким рисует брахмана народная мудрость. Видной фигурой в галерее народных портретов является банья — ростовщик, торговец зерном и лавочник, который так же заправляет материальным миром, как брахман духовным. «Его сердце, — говорит народ, — не больше семени кунжута».


«В середине 1950-х германский публицист граф Пауль фон Рорбах заявил, что никакого Ледового побоища не было. Русские-де сами не имеют доказательств победы над немецким оружием, а фильм Эйзенштейна – творческая фантазия режиссера. Пожалуй, именно германский граф подтолкнул к желанию разобраться, наконец, в мифах и легендах об Александре Невском. В 1958 г. к берегам Чудского озера отправилась экспедиция Академии наук СССР под руководством военного историка, генерала Георгия Караваева. В ее состав вошли не только ученые, добровольцами записались студенты и даже школьники.

Казалось бы, открытия не заставят себя ждать. И правда, что такого: нырнуть поглубже, и сразу на дне можно будет найти и щиты, и мечи, и рыцарские шлемы с отрубленными рогами – все, как наглядно показано в фильме Эйзенштейна.

Но экспедиция не только копала и погружалась в воду. Основной задачей стало восстановить эпоху, понять, что происходило на этих землях много веков назад, как жили люди, куда вели дороги, где располагалась линия берега

Древние тексты дали немало подсказок. Еще  раз процитируем летопись: битва состоялась на «озере Чюдском на Узмени…»

Анатолий Аграфенин. 12 путешествий по Псковской земле. Путеводитель

Псковщина, одна из самых старинных русских земель, веками была форпостом Руси, и поэтому в тексте достаточно описаний местных крепостей и прочих достопримечательностей старины глубокой. Рассказывается о преданиях, связанных с княгиней Ольгой, даны версии названия Пскова, который впервые упоминается в «Повести временных лет». Описана и героическая оборона города от захватчиков в годы Ливонской войны, ставшая стала примером мужества российских воинов.

В главе, посвященная Пушкинским горам, приводится биография того самого Абрама Петровича Ганнибала, «арапа Петра Великого», и перипетии его бурной семейной жизни – женитьбы на гречанке, заподозренной в измене (пытавшейся вдобавок отравить Ганнибала) и отправленной после тяжбы в монастырь. А Абрам Петрович женился на немке, и у них родилось 11 детей.

В тексте подробно описаны Печоры и Псковско-Печерский монастырь, Михайловское и Тригорское, в котором любил бывать А.С. Пушкин, достопримечательности – «Дом-музей Довлатова» (прожившего в Пушкиногорье несколько месяцев), усадьба в Любенске, где Римский-Корсаков написал свою последнюю оперу «Золотой петушок», в которую тогдашняя цензура вносила многочисленные правки, а поставлена опера была спустя год после смерти композитора – в оперном театре Сергея Зимина…

Одна из глав посвящена старинному городу Опочка, расположенному неподалеку от Михайловского. Опочка – именно как крепость – была основана в октябре 1414 года. В сентябре 1441 года крепость сгорела, но была вскоре восстановлена. Опочку несколько раз враги пытались взять штурмом, в том числе – литовский полководец Константин Острожский, но был разбит и бежал, бросив под стенами крепости артиллерию и обоз. Настали другие времена на всю Российскую империю стали известны опочинские ярмарки. В 1772 году произошел первый раздел Польши, в России создавались новые губернии.

«Одна из новых губерний – Псковская – обустраивалась на белорусских землях и примыкала к русскому городу Опочка. Именно приграничная Опочка, а не Псков стала столицей губернии.

Генерал-губернатором был назначен Захар Григорьевич Чернышев, который рьяно взялся за выполнение своих обязанностей. Начал с того, что дал указание прислать планы всех городов «как они ныне есть» и сформулировать предложения по их благоустройству.

Опочка представляла собой патриархальный городок с деревянными зданиями и узкими петляющими улочками. В 1774 г. случился пожар, в результате которого выгорела крепость и практически весь город. И этим случаем Захар Григорьевич воспользовался. Для создания генерального лана он пригласил тогда еще молодого, но талантливого архитектора Ивана Старова. В будущем Иван Егорьевич создаст такие шедевры, как Таврический дворец и Троицкий собор в Александро-Невской лавре в Петербурге. А в Опочке он начал с разделения города на 69 кварталов с прямыми и широкими проспектами, параллельными друг другу и четко ориентированными по сторонам света».


«10 октября 1923 года. В Москве открылась 1-я Международная крестьянская конференция, в которой приняли участие представители 40 национальностей. Учрежден Международный крестьянский совет, или Крестьянский интернационал (Крестинтерн)… 27 ноября 1923 года. В СССР создана комиссия по борьбе с самогоном, кокаином и азартными играми».

Николай Коняев, Марина Коняева. 100 лет российской истории. 1917-2017. Хронология день за днем

Что самое важное, день за днем, происходило в нашей стране за последние сто лет? Полистав этот огромный более чем 1100 страничный том, и поймем, что же уже стало достоянием истории. В книге приводятся сведения о наиболее значимых событиях, которые происходили в политической, военной, культурной, повседневной и научно-технической истории страны.

Из текста официальных документов, законов, указов, постановлений становится видно, как менялся не только официальное положение разных социальных групп населения (особенно – в период перемен и провозглашения очередных новых лозунгов), но того, как проводилась идеологическая обработка населения. 28 марта 1922 года в газете «Известия» был опубликован «список врагов народа», где на первом месте значился патриарх Тихон «со всем своим церковным собором». За 9 дней до этого председатель Совета Народных Комисаров В. И Ленин в секретном письме Политбюро написал о необходимости судов и расстрелов «реакционного духовенства», но при этом подчеркнул, что «самого патриарха Тихона, я думаю, целесообразно нам не трогать, хотя он, несомненно, стоит во главе всего этого мятежа рабовладельцев». 19 апреля 1925 года на проходившем в Москве съезде корреспондентов и друзей газеты «Безбожник» было принято решение о создании Союза безбожников СССР, поставившего своей целью идейную борьбу с религией во всех её проявлениях.

Антирелигиозная комиссия при ЦК ВКП(б)) стала ненужной для сталинского руководства страны в период перехода к тотальным репрессиям против священнослужителей, ставших одними из врагов народа. На заседание Политбюро ЦК 8 августа 1929 г., на котором присутствовали руководители Антирелигиозной комиссии, было принято решение: «Религии со своими догмами, этикой, праздниками, обрядами, являясь сами по себе контрреволюционной идеологической силой, — тем легче обращаются антисоветскими элементами в орудие срыва коллективизации сельского хозяйства, социалистического соревнования, перехода на непрерывную производственную неделю… все это ведет к ослаблению обороноспособности страны и является, по существу, подготовкой тыла в интересах мирового империализма». Далее следовала спецдиректива, подписанная Молотовым и Кагановичем, объявившая религиозные организации легально действующей контрреволюционной силой, оказывающей влияние на массы населения.

6 февраля 1930 года в профсоюзах (ВЦСПС) был разработан проект реформы календаря, согласно которому новое летоисчисление надо было начать с момента Октябрьской революции — 7 ноября 1917 года.

7 сентября 1930 года по решению Президиума АН СССР и Секретариата ЦИК СССР был создан Музей религии, основой экспозиции которого стали антирелигиозная выставка, открытая в залах Зимнего дворца в Ленинграде. А 29 сентября 1930 года было принято постановление секретариата Объединения пролетарских писателей о привлечении рабочих-ударников к литературному труду.

«10 мая 1936 года. Началось Всесоюзное совещание жен инженерно-технических работников тяжелой промышленности. Многие за хорошую работу удостоены правительственных наград прямо на совещании. Женщины приняли обращение ко всем женам хозяйственников и инженерно-технических работников СССР: «Товарищи, мы видели Сталина! Наши сердца полны невыразимой радости, великого счастья. Мы клянемся быть преданными помощниками партии и правительства в их заботах о живом человеке. Дорогие сестры! Примите и вы эту клятву!»


«Иногда при дворе устраивали маскарады и целые представления с переодеваниями. Самым известным таким праздником стала Царскосельская карусель. Праздник, устроенный 23 мая 1842 года по случаю серебряной свадьбы императора Николая Павловича и императрицы Александры Федоровны, представлял подобие средневекового рыцарского турнира. Помимо парадной картины О. Верне и описаний в камер- фурьерских журналах, подробности об этом событии, зачастую весьма колоритные, можно почерпнуть из дневников членов семьи Николая I и близких к ней лиц. Репетиции карусели начались еще в Петербурге в начале апреля и затем проводились регулярно: участникам предстояло освоить конные упражнения и при этом правильно держаться в седле. Все это, по свидетельству Ф.П. Литке, стоило немалых усилий, особенно участникам в возрасте. Даже государь, славившийся своей выносливостью на парадах, после одной из репетиций сказал: «Нет, такие проделки нашим старым костям не под силу; десять часов на маневрах меньше меня утомляют». Трудность усугублялась тем, что мужчины должны были надеть для участия в процессии настоящие средневековые латы, взятые из Царскосельского арсенала… Государь, примеряя шлем свой, чуть не задохнулся».

Александровский дворец в Царском Селе и Романовы

Александровский дворец, являвшийся одним из крупнейших отечественных сооружений конца XVIII века, предназначался для внука Екатерины II – великого князя Александра Павловича, который и перебрался туда с супругой и сопровождающими 12 июня 1796 года. После прихода к власти Павла I дворец пустовал, и всю его огромную территорию обслуживали всего 17 человек. После женитьбы своего младшего брата Николая в июне 1817 года, император принял решение передать ему дворец, в котором молодожены провели большую часть медового месяца.

В сентябре 1835 года на крыше Белой башни был установлен телескоп для наблюдений за звездами. На протяжении 1841-1845 годов в парке Александровского дворца великие князья Николай и Михаил Николаевичи возводили свою крепость – для практических военных занятий они сами по составленным чертежам рыли рвы, строили укрепления и учились стрелять из пушек.

В альбоме, содержащем множество иллюстраций, в том числе – картин, портретов и старинных фотографий, подробно рассказывается о дворце, неразрывно связанном на протяжении нескольких поколений с императорской династией. Последний российский император родился в Александровском дворце и провел там все свое детство, и после революционного 1905 года часто бывал в Царском Селе.

Рассказывается и о судьбе предметов и произведений искусства из царскосельских дворцов, пополнивших новые музеи Советской республики. Так открытый в 1924 году в Омске краеведческий музей получил в первые четыре года работы составившую основу его коллекции ряд экспонатов из Государственного музейного фонта. Среди них было уникальное кресло из Александровского дворца. Кресло в 1908 году депутаты от калмыцкого народа Донской области преподнесли в дар императрице Александре Федоровне (с дарственной табличкой), В 1930-е годы это кресло служило реквизитом в одном из омских театров, и несмотря на свой почтенный возраст, дошло и до наших дней.

«В 1920-х годах штат научных сотрудников Управления Царскосельским дворцами-музеями, насчитывал восемь человек, которые в Александрийском дворце занимались не только экскурсионной работой, но составлением и проверкой описей, расстановкой вещей – не только возвращенных, но и прибывающих из других мест. Так, осенью1920 года во дворец вернулись эвакуированные в Москву ценности; прибывали предметы из Зимнего дворца, Московской оружейной палаты. Начался длительный и губительный для целостности коллекций процесс перераспределения и передачи экспонатов между национализированными собраниями. В ГМЗ «Царское Село» не сохранилось документов, в которых были бы зафиксированы изъятия, —  в отличие от Петергофа, где в описях 1926 года снятые с учета музейные экспонаты отмечались штампом «Передано в Госфонд», что позволяет достоверно установить судьбу каждого предмета».


«Яков Исаакович Серебрянский родился 9 сентября 1892 года в Минске. Его отец был часовщиком. Юный Серебрянский присоединился к эсерам-максималистам. В 1909 году его арестовали за участие в убийстве начальника минской тюрьмы. Серебрянскому было 16 лет. Отделался он высылкой…

Революцию он встретил в Баку. Женился на сестре товарища по партии. После падения Бакинской коммуны уехал в соседнюю Персию – вместе с родителями жены. Семья там искала спасения от хаоса Гражданской войны. Так он оказался в городе Реште, столице образованной с помощью Красной армии Персидской Советской Республики, где познакомился с молодым чекистом Яковом Григорьевичем Блюмкиным. Тот взял Серебрянского в особый отдел персидской Красной армии».

Леонид Млечин. Плевицкая

Биография певицы стала частью отечественной истории не только благодаря ее несомненному таланту (император Николай Второй называл её «курским соловьём»), но и тому окружению, в котором она оказалась во время и после Гражданской войны, оказавшись со своим последним мужем, Николаем Скоблиным, в эмиграции. Прославленный офицер Белой армии, участник двух Кубанских походов, по приказу главнокомандующего Врангеля произведенный в генералы, Скоблин, один из самых молодых георгиевских кавалеров за всю историю Русской Императорской армии, был одним из лидеров Белого движения в эмиграции.

Скоблин и Плевицкая обвенчались в июне 1921 года в Галлиполи. Но бывшим офицерам (большинство из которых ничего не умело, как воевать) покинувшей Россию Белой армии, пришлось нелегко в эмиграции. Среди них были и те, кто верил, что рано или поздно вернется в Россию, и все будет так, как было до марта 1917 года. Но время шло, Советская власть не собиралась исчезать, а наоборот, крепла, а тысячи белых офицеров вели в Европе полуголодное существование. Между тем их вожди продолжали между собой бороться за власть. А к деятельности руководителей бывших белогвардейских частей интерес проявляли советские спецслужбы. Не избежал пристального интереса и Скоблин, который в начале 30-х годов был завербован своим бывшим однополчанином, агентом ГПУ НКВД РСФСР Петром Ковальским и получил кличку «Фермер».

В тексте приводятся и данные о тех, кто возглавлял борьбу с белогвардейскими организациями за рубежом. Яков Серебрянский в 1929 году возглавил в ОГПУ Особую группу, занимавшуюся ликвидацией врагов за границей и проведения диверсионных и террористических операций. Среди успешных операций – похищение генерала Кутепова.

После создания Наркомата внутренних дел, Серебрянский 13 июля 1934 года был утвержден руководителем Спецгруппы особого назначения (СГОН) при НКВД СССР, и в ноябре следующего года Серебрянскому было присвоено звание старшего майора госбезопасности. Во время Большого террора, осенью 1938 года Серебрянский был отозван из французской командировки, и сразу после возвращения в СССР, 10 ноября 1938 года, вместе с женой арестован в Москве у трапа самолета на основании ордера, подписанного Лаврентием Берия, который через шесть дней его лично допросил. До февраля 1939 года Серебрянский содержался под стражей без санкции прокурора. 7 июля 1941 года Военная коллегия Верховного суда СССР был приговорен приговорила по обвинению в шпионаже в пользу Великобритании и Франции, связях с «заговорщиками» из НКВД во главе с Г. Г. Ягодой и подготовке терактов против советских руководителей, к расстрелу, а  жена  Серебрянского, Полина Натановна Беленькая — к 10 годам лагерей «за недоносительство о враждебной деятельности мужа». Но Серебрянскому и жене повезло – органам были нужны специалисты, способные организовать и вести диверсионную работу в тылу фашистов.

Чем же сотрудничество с советской разведкой закончилось для Скоблина? Доблестный офицер, начальник Корниловской дивизии, произведенный Врангелем в генерал-майоры, 22 сентября 1937 года исчез в Париже вместе с председателем РОВСа (Русского Общевоинского Союза) генералом Евгением Карловичем Миллером (который позже оказался в тюрьме на Лубянке, где и был казнен). Жена Скоблина, Надежда Плевицкая, была позже отдана под суд, приговорена за соучастие по приказу советской разведки в похищении Миллера французским судом к двадцатилетнему тюремному заключению и скончалась в тюрьме.

«На помощь советской дипломатии она не могла рассчитывать. В те времена не только завербованным агентам, но и штатным сотрудникам органов безопасности запрещалось признавать свою принадлежность к разведке. От них публично отрекались…»


«Сердце Коминтерна — это малоизвестный и никогда на афишируемый Отдел международных связей, который сокращенно называют ОМС. До начала репрессий ОМС возглавлял Пятницкий — ветеран большевистского движения, прошедший во время царского режима практическую школу распространения нелегальной революционной пропаганды. В начале столетия именно Пятницкий отвечал за доставку ленинской газеты «Искра» из Швейцарии в Россию. Не удивительно, что когда был создан Коминтерн, выбор Ленина пал на Пятницкого, который стал главой самого важного отдела — Отдела международных связей. Являясь начальником ОМС, он стал в действительности министром финансов и начальником отдела кадров Коминтерна.

По всему миру он создал широкую сесть постоянных агентов, подчиняющихся лично ему, которые и помогали осуществлению связей между Москвой и номинально независимыми коммунистическими партиями Европы, Азии, Латинской Америки и Соединенных Штатов. Будучи местными агентами Коминтерна, эти представители ОМС держали коммунистических лидеров страны, в которой они находились, в ежовых рукавицах. Никакой высокий пост или самое полное досье не дают доступа к сведениям о настоящих именах представителей ОМС. Большинство лидеров коммунистических партий тоже не знают их. Они не знают, кто их представитель, кто докладывает обо всем Москве. А те, в свою очередь, не принимают непосредственного участия в партийных дискуссиях.

В последние годы ОГПУ постепенно взяло на себя многие функции ОМС, особенно в отношении того, чтобы рыскать повсюду и докладывать в Москву обо всех высказываниях против Сталина. Однако в невероятно сложной подрывной работе и в координировании действий коммунистических партий ОМС все еще остается главным инструментом.

Наиболее деликатной работой, которую доверяют агентам-резидентам из ОМС, является распределение денег для финансирования коммунистических партий, их дорогостоящая пропаганда и их фальшивые фронты — такие, как, например, Лига за мир и демократию, Международная организация защиты труда, Помощь международным трудящимся, Друзья Советского Союза и множество якобы непартийных организаций, которые становились важными зацепками, когда Москва создавала народный фронт».

Вальтер Кривицкий. На службе в сталинской разведке. Тайны русских спецслужб от бывшего шефа советской разведки в Западной Европе

Вальтер Германович Кривицкий до того, как стал невозвращенцем, автором ряда статей, разоблачающих происки советских органов и опубликованных в западной прессе, а также этой книги, был высокопоставленным высокопрофессиональным сотрудником ИНО НКВД, посвященным по многие сталинские секреты. Среди них – подделка американских стодолларовых банкнот. Во время первой пятилетки нужно было покупать за границей станки и другое оборудование, но иностранной валюты в СССР для этого не хватало, и в ОГПУ был учрежден валютный отдел, который должен ее достать.

Кривицкий рассказывает о применении так называемой «долларовой парилки», или «золотой камеры», которая заключалась систематическом вымогательстве у советских граждан различного рода денежных переводов, которые поступали им от родственников из Америки. Кроме этого, с заграничных родственников требовали «выкуп» за живущих здесь и попавших по тому или иному обвинению в советские тюрьмы. Позже, когда этих полученных средств стало не хватать, мир наводнили фальшивые доллары, хлынувшие через Шанхай и Сан-Франциско, Хьюстон и Нью-Йорк, через Монреаль и Гавану, через Варшаву, Женеву, Бухарест, Берлин, Вену, Софию и Белград. Кривицкий называет сумму — около десяти миллионов фальшивых денег в американской валюте.

О характере «интенсивной, или великой, чистки», начавшейся в марте 1937 года, Кривицкий пишет, сравнивая всё советское правительство с огромным сумасшедшим домом. Впрочем, на всех уровнях и повсюду — в отделах ОГПУ, партийных ячейках, воинских частях, на фабриках, заводах и в колхозах – развернулся поиск «предателей». Потенциально таковым был каждый, и многие выбирали самый простой способ обелить себя – обвинить в предательстве кого-то другого. Некоторые старались прибавить себе незаметности, уходя на более низкую должность или даже, если была возможность, уезжая из столиц и крупных городов в далекие заштатные регионы.

Кривицкий отмечает, что прежние заслуги помогали так же слабо, как и заявления о своей преданности Сталину. «Нас приучили к мысли о том, что все старое должно уйти. Но нынешняя чистка не щадила и нового. Как-то раз той весной, вечером, мы со Слуцким беседовали о количестве арестов, проведенных с марта, — их было 350 000, а возможно, и 400 000. Слуцкий говорил с горечью: — … Сталин говорил, что все дореволюционное и военное поколение должно быть уничтожено как камень, висящий на шее революции. Но ведь сейчас они расстреливают молодых — семнадцати- и восемнадцатилетних девчонок и мальчишек, которые родились уже в Советском государстве и никогда ничего другого не видели…». По его словам, в разговорах и настроении часто ощущалось ожидание неминуемого ареста и нескрываемая обреченность.

«Беспокоясь о сохранении связи с массами, Сталин держал специальный штат, состоящий из сотни человек и отобранный из высшего советского руководства и их жен. В один день они ездили по Москве на трамваях и слушали разговоры людей. В другой — стояли в длинных очередях и примечали, довольны ли домохозяйки или ворчат. Они ездили на поездах в Киев, в Одессу, на Урал. Вот так высокопоставленные шпионы и соглядатаи пытались сохранять связи со своей матерью — с массами. Сталин же хотел, чтобы они «присматривали за русским народом».

Сталинская связь с массами также держалась на большой настоящей армии шпионов и осведомителей ОГПУ, которые специализировались на арестах простых людей за случайные высказывания против власти. Такой тип полицейского правления, отлично прижившийся в России, был принят и нацистами в Германии. Гитлер в своей речи в рейхстаге 1 сентября 1939 года сказал своим подчиненным по партии, что во время войны они должны отвечать за настроения масс во всех уголках страны, в каждом здании или доме в Германии. Разница заключалась лишь в том, что к 1937 году Сталин перестал доверять своей армии шпионов. Как мы видим, он учредил организацию шпионов, шпионящих за шпионами. Он дошел до того (как он сам говорил высшим руководителям), что не доверял никому и сам хотел бы быть своим собственным чекистом. Как-то раз у него возникли подозрения по поводу одного из его служащих, и он начал следить за ним. Он увидел, что этот человек совершает какие-то странные действия в стене своей библиотеки. И, как нам известно, он пришел к выводу, что этот служащий связан с кремлевской охраной, которая якобы задумала убить не только Сталина, но и все политбюро.

Один работник ОГПУ, занимавший высокую должность, разговаривая со мной, заметил, что его организация оказалась в крайне неприятной ситуации, поскольку не знала об этом заговоре. Тогда и появился знаменитый афоризм: «лучший чекист — это сам Сталин»».


«Величайшие трагедии переживали в нашем веке именно те общества, которые отвергали этический путь жизни. Одни – провозглашая, казалось бы, высокую цель построения общества социального равенства и материального изобилия и оправдывая этой целью жестокости на пути ее «достижения». Другие – принимая в качестве ориентира цель явно безнравственную: например утверждение права высшей расы на мировое господство. Для достижения этой цели применялись самые чудовищные средства, вплоть до уничтожения целых народов… Подобные «учения» современности в корне противоречат полученному свыше учению Моисея о том, что каждый человек, как и все общество, обязан ставить перед собой высоконравственные цели и достигать их исключительно нравственными средствами:

…Правды, правды ищи, дабы ты был жив… (Втор. 16, 20)

В этих словах показана зависимость жизни человека и народа – как духовной, так и физической – от поисков правды («цэдек» — справедливость, праведность) и следования ей во всем».

Дмитрий Щедровицкий. И сказал Господь Моисею…

Книга известного ученого-библеиста посвящена времени становления и распространения монотеизма, то есть веры в единого Бога, и подробному исследованию текстов Ветхого Завета. Показана история египетского рабства иудейского народа и события, предшествовавшие Исходу, прежде всего, появление на свет пророка Моисея и обстоятельства его жизни вплоть до осознания им своей миссии и исполнения ее. Также приведены фрагменты текстов, относящихся к предшествующим временам, им сопутствуют развернутые комментарии, в которых логические построения органично сочетаются с эмоциональной составляющей. В таком многообразии восприятия представлены темы первородного греха, судьбы Каина и Авеля, спасения Ноя с семьей от всемирного потопа…

Уделено внимание и печальной судьбе грешного города Содома, уничтоженного, согласно каноническому толкованию, за многочисленные и тяжкие пороки его жителей. Автор особо указывает, что предшествующий каре момент описывается именно как суд, в котором праотцу Аврааму отведена роль адвоката. Причем, вступается он не только за, возможно, обитающих в порочном городе праведников, число которых в известном фрагменте Библии снижается от пятидесяти до хотя бы десяти, но из за остальных жителей Содома, прося пощадить и их ради праведников, если таковые найдутся.

То есть, человек чистой жизни не должен кичиться своим благонравием, намного достойнее будет проявлять милосердие, нежели самочинно возноситься над окружающими и тем более, требовать для них кары. Автор постоянно подчеркивает значимость нравственных принципов, приверженность которым является проявлением свободной воли человека и оказывает влияние на всю его или ее жизнь.

«Странник Авраам получает обещание, что отношение к нему, проявленное тем или иным человеком, отразится на судьбе этого человека. Видимо, это можно обобщить: благословение или проклятие, проявляющееся в нашей жизни, зачастую является «зеркальным отражением» нашего отношения к людям»


«Проект модернизма, целью которого было создание рая на земле, потерпел поражение. Многомиллионные жертвы войн ХХ в. в Европе, затем война во Вьетнаме, а в начале XXI в. сотни тысяч жертв в Ираке и Афганистане — это дикое вторжение в жизненное пространство, вызванное тягой к обогащению и грандиозным социальным разрывом между Западом и Востоком, результат несправедливых экономических отношений эпохи неоколониализма. В этом состоят некоторые проявления банкротства эпохи модернизма. Действительность такова, что мир столкнулся лицом к лицу с нравственным упадком и духовным кризисом».

Саййид Салман Сафави. Практический мистицизм

Издание, выпущенное под эгидой Российской академии наук, адресовано широкому кругу читателей, интересующихся восточной культурой, философией и поэзией. Для полноценного постижения этого великого наследия необходимо понимание мировоззренческих основ, на которые опирались прославленные поэты и великие мудрецы Востока. На фоне современной вакханалии потребления классические образцы поэзии приобретают особое очарование. При этом многие поэты испытывали значительное влияние мистицизма или даже сами были видными представителями этого направления.

Основная задача мистицизма сосредоточена в возвышении человеческой души и приближении ее к миру горнему, разумеется, не в прямом физическом, а в философском смысле слова. Постоянное обращение к мыслям о божественном совершенстве помогает придерживаться достойных ориентиров, внося в повседневную жизнь благодатный отсвет добродетели. Стремление к познанию закаляет и очищает душу от суетных соблазнов, способствуя проявлению лучших качеств – доброты, щедрости, любви и милосердия.

«Между современностью и эпохой модернизма есть существенное различие. Этика и культура эпохи модернизма — это земная этика, а этика современного человека не только земная или только небесная. Современный человек свободен в праве выбора земной или небесной этики. Одним из заблуждений, распространенных в секулярном обществе, является мнение о предпочтительности земной этики в современную эпоху. Как современники эпохи модернизма мы — с новой цивилизацией. По словам Рене Генона, сталкиваясь с «царством количества», мы можем бороться с собой и мы должны верить в то, что можно жить по небесным канонам. У нас есть выбор, и мы можем жить по небесным канонам в эпоху модернизма. Кроме того, мы можем вырваться из когтей модернизма, ибо мы — люди, а главное отличие человека от животного есть свобода воли, основанная на осознанности».


«Реконсолидация памяти – процесс, при котором воспоминания извлекаются из долговременного хранилища для дальнейшего укрепления. Вскоре после извлечения, однако, след памяти делается неустойчивым, и из-за этого может быть нечаянно видоизменен или намеренно искажен. Ренсолидацию впервые описали в 2000 году; тогда же предложили механизм, лежащий в основе реконструктивной природы памяти, поскольку в процессе ренконсолидации в уже существующие следы памяти может быть интегрирована новая информация. Тем не менее, представление о ренкосолидации по-прежнему противоречиво, поскольку исследователи издавна считали, что воспоминания после их консолидации остаются относительно устойчивыми.

Процесс ренконсолидации можно применить с целью «стирания» воспоминаний. Если точнее, таким способом можно уменьшить эмоциональный отклик на травматические воспоминания, сделав их менее болезненными».

Мохеб Костанди. Мозг человека. 50 идей, о которых нужно знать

За последнее столетие возникло множество теорий, пытающихся с большим или меньшим успехом объяснить работу мозга и того, как он порождает мысли и поступки. Мозг человека содержит от 80 до 120 миллиардов нейронов, которые образуют прихотливо переплетенные схемы, в которых обрабатывается информация. В книге рассказывается о нервной системе человека, топографии мозга, обучении и памяти, роли стресса и старению мозга.

В тексте рассказывается о ритмах мозга, нейрокомпьютерных интерфейсах, при помощи которых люди с травмами позвоночника могут управлять протезами и даже вернуть себе власть над парализованными конечностями, сканировании и возможностях расшифровки мозга. Отдельные главы посвящены нейробиологии и закону (так как исследования мозга могут изменить систему правосудия) и нейроэтике – в том числе применению стимуляторов умственной деятельности и потенциальной возможности разработки препаратов, способных стирать память.

В книге рассказывается о первой работе по восстановительной природе памяти, проведенной экспериментальным психологом Фредериком Бартлеттом, приспособившем игру в «испорченный телефон» для своих исследований. Люди, которых он попросил прочесть индейскую сказку «Война призраков», а потом вспомнить ее, всегда изменяли повествование, переделывая прочитанную историю так, чтобы она ложилась в сложившееся у них представление об окружающем мире.

«На протяжении всей жизни мозг сохраняет способность меняться – это явление называется нейпропластичностью, однако имеются все свидетельства того, что эта способность с возрастом ослабевает. Тем не менее, недавние исследования позволяют полагать, что мозг претерпевает функциональные изменения, компенсирующие возрастающие ухудшения. Многочисленные томографические изыскания показывают, что некоторые участки мозга у пожилых во многих процессах активнее, чем у людей моложе, — например, в двигательном контроле, а также в задачах, задействующих автобиографическую, эпизодическую и рабочую память».


Статья написана 6 октября 21:07
Размещена также в авторской колонке Edred

В октябре 2017 года издательство "Азбука" в серии "Мир приключений" выпускает второй том нашего собрания лучших произведений известного французского писателя, одного из классиков авантюрно-приключенческого жанра Гюстава Эмара. Жизнь этого писателя, незаконнорожденного сына наполеоновского генерала, сама по себе превзошла сюжеты самых головокружительных романов, он объездил почти всю планету, воевал, пиратствовал, плавал на невольничьих суднах, участвовал почти во всех войнах того периода как в Америке, так и в Старом Свете, жил с индейцами сначала как пленник, а затем как равноправный член племени, успел обзавестить и индейской женой, и добропорядочной французской из приличного рода... И многое из того, что ему довелось пережить, попало на страницы его романов.  Именно поэтому его книгами зачитывались как современники, так и многие следующие поколения читателей, романы Эмара издавались и продолжают издаваться в том числе и в России.




672 страницы. Составитель книги Александр Лютиков. Ответственный редактор Галина Соловьева. Иллюстрации Е. Гийо, Д. Вьежа и других французских художников. Оформление обложки Валерия Гореликова. Тираж 3000 экз.




Статья написана 5 октября 14:20

Нобелевская премия по литературе / (Nobelpriset i litteratur) 2017

5 октября 2017 г.
Кадзуо Исигуро
Kazuo Ishiguro


Статья написана 5 октября 11:55
Размещена также в авторской колонке Вертер де Гёте

64-е местоСтаринные эстонские народные сказки в обработке Фридриха Рейнхольда Крейцвальда (1803-1882)

В истории мировой литературы эстонский врач Фридрих Крейцвальд остался как создатель эпоса «Калевипоэг» ("Сын Калева"), краеугольного камня эстонской культуры. Вдохновлённый работой создателя карело-финского эпоса "Калевала"  Элиаса Лённрота, Крейцвальд, со студенческой скамьи собиравший народные легенды, продолжил дело другого эстонского врача и фольклориста Фридриха Роберта Фельмана, подготовившего первые наброски эстонского эпоса. Крейцвальд проделал огромную работу: собрал разрозненные сказания в единое целое, обработал их, облачил в стихотворную форму. Интересно, что и сам писатель оценивал свой труд очень высоко: в книге Рейна Вейдеманна "Коллоквиум по эстонской литературе" (издательство КПД, Таллин, 2007) я наткнулся на фрагмент письма Кревальда Эстонскому учёному обществу от 16 ноября 1853 года ("Калевипоэг" ещё не был даже опубликован). В письме есть такие строки: "Поскольку это главный труд моей жизни, который и 1000 лет спустя, как в наши дни труды Гомера, можно будет обнаружить в библиотеках людей и таких,и эдаких, которые даже языка толком не знают, — то должен я при жизни своей сделать такие распоряжения, чтобы будущие поколения моего рода могли без ограничений пользоваться делом рук своего великого предка". Вот такая уверенность в своих силах. Но это просто штрихи к портрету автора. А "Калевипоэг", несомненно, вошёл в золотой фонд мировой литературы. Я, признаюсь честно, читал только фрагменты из "Сына Калева" и прозаический пересказ Эно Рауда. Но первые строки из "Калевипоэга" помню:

"Дай мне каннеле, Ванемуйне!

Песнь в уме моём созрела.

О старинных поколеньях

Повесть дать хочу я миру".


Ф. Р. Крейцвальд читает рукопись "Калевипоэга". Портрет работы основоположника эстонской живописи Йохана Кёлера

В 1860 году Петербургская Академия наук присудила Ф. Р. Крейцвальду престижную Демидовскую премию.

На фоне "Калевипоэга" другие произведения автора отошли на второй план, хотя у Крейцвальда есть и другие  книги по эстонскому фольклору, а подборка народных сказок регулярно издаётся в Эстонии, наиболее известные ("Чудище с севера", "Чурбан и береста", "Сироткин жернов", "Громовая волынка", "Златопряхи", "Сказка о быстроногом, ловкоруком и зоркоглазом", "Храбрый гуменщик", "Мудрый советчик")  издавались отдельными книгами и  выходили в составе антологий.  Крейцвальд сёрьёзно обработал народные сказки, кое-что написал сам. Книга сказок Крецвальда попала мне в руки в детстве. Это было таллинское издание 1980 года с иллюстрациями известного эстонского графика, уроженца Петербурга Гюнтера-Фридриха Рейндорфа (1889-1974), народного художника СССР, лауреата ордена Ленина, одного из авторов почтовых марок РСФСР первых стандартных  выпусков 20-х годов и банкнот "буржуазной Эстонии". Его иллюстрации 40-х годов к эстонским сказкам считаются самыми расклассическими. Опыт работы с марками и банкнотами помог сделать рисунки детализированными, с чёткими, уверенными линиями, а влияние модерна сделало стиль художника утончённым. Сами сказки отличаются "непричёсанностью" (положительные герои порой ведут себя "не по правилам"), очень яркой атмосферой древности и язычества, — здесь и бог грозу Кыу,  и  мифическая страна благополучия и счастья Кунгла, в "Земляничке" при крещении главной героини пастора вынуждают дать ей языческое имя Маазекас (земляника), а сказка "Златопряхи" начинается со слов «Я хочу рассказать вам хорошую сказку о тех далеких временах, когда на земле еще понимали язык четвероногих и пернатых и прислушивались к их мудрому слову". И, конечно, сказки наполнены сонмом инфернальных существ — разнообразные черти (чёрт порой аккуратно именуется "старым хозяином") Дева ада, король змей, злые колдуны и колдуньи, неупокоившиеся мертвецы и, как вишенка на торте, абсолютная машина разрушения Põhja konn —  оригинальный эстонский лягушкодракон с гипновзглядом. Нечистую силу вызывают при помощи чёрной кошки или чёрного зайца и она постоянно хочет заполучить три капли крови в залог живой души. Добрые существа тоже выглядят необычно, пугающей внешностью обладает помощник героя сказки "Неразменный рубль" — "старик с длинной белой бородой и с одним глазом. Этот единственный глаз сверкал у него посередине лба, над носом, а там, где у людей находятся глаза, у старика торчали две большие бородавки, похожие на рожки барана". Книга здорово пугала в детстве, если бы в те времена я знал о Стивене Кинге, то назвал бы Крейцвальда эстонским Кингом. Иллюстрации (с ужасным драконом или с  растягивающимся чёртом) только усиливали тревогу и притягательность страшных сказок. В целом, впечатления были такими же, как у пользователя Фантлаба Dunkeltruth, оставившего отзыв на антологию эстонских сказок "Заклинатель змей":

цитата

В детстве, когда нашёл на полке книгу с эстонскими сказками, несказанно обрадовался чему то новому. Ведь уже вдоль и поперёк были прочитаны все классические сказания известных авторов. Но каково было удивление неокрепшего разума ребёнка, когда в книге описывались абсолютно жуткие фольклорные истории. Смерть, обман и какая-то хтоническая тревога сквозила на страницах этих историй.Черти, смерть, оборотни и лесные жители, представлялись не забавными персонажами, но духами той эпохи, когда люди реально верили в домовых и кикимор.И исходящие от них беды, а не весёлые приключения.

Написано просто, ибо много именно деревенского фольклора, но заставить пробежать по спине мурашки может вполне легко.

.

Dunkeltruth©

В "Заклинателе змей" только две сказки Крейцвальда, но сказки других авторов чем-то схожи и близки по тональности сказкам эстонского классика.

Не надо  думать, что в книге Крейцвальда собраны только страшные сказки, есть здесь поучительные сказки о жадности и глупости а-ля "Сказка о рыбаке и рыбке". Например, "Лопи и Лапи", "Добрый дровосек". Есть эстонский вариант знаменитой "Золушки", в целом не слишком отличающийся от классического, такой же поспешный побег с бала, примерка золотого башмачка...

цитата

В ту пору далеко в Алутага жил знаменитый мудрец и хозяин решил сходить к нему за советом. Принес он ему в подарок мешок денег и другое добро и спросил — нельзя ли где сыскать таких батрака и батрачку, которые бы хорошо работали, а хозяина своего не объедали.

— Сыскать, конечно, можно, — ответил мудрец. — Только мне это не под силу. Придется тебе пойти к старому хозяину — он один может тебе помочь.

Затем мудрец стал поучать скрягу: пусть три четверга подряд, незадолго до полуночи, выходит на перекресток, взяв с собой черного зайца в мешке, и там свистит, вызывая старого хозяина.

— А уж сторговаться с ним ты и сам сумеешь, — добавил мудрец. — Больше я тебе ничем помочь не могу. Только смотри, не давай себя обмануть.

Знаменитые иллюстрации Рейндорфа©:




Статья написана 3 октября 15:36
Размещена также в авторской колонке SeverNord

Записал небольшое спонтанное видео о том, что можно найти в книгах. Надеюсь, вам будет интересно.

Может быть, позже сниму ролик, какие книги мне встречаются в Буккроссинге.

05/10/2017


А вот и гербарий))


Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7  8  9 ... 162  163  164




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку


Количество подписчиков: 285