Тематическая колонка, как это следует из названия, посвящена польской фантастике. Здесь будут появляться обзоры новинок, выходящих в Польше -- и переводов этих книг на русский и украинский; интервью, рецензии, новости, репортажи с польских конвентов. Будем рады авторам, которым есть что сказать о Леме и Сапковском, Зайделе и Дукае... Присоединяйтесь -- и сделаем мир чуточку разноцветнее. ;)
Майский номер 1992 года (23-й «Новой Фантастыки» и 116-й, если считать ab ovo), делает изрядно поредевшая команда. Во-первых, она лишилась своего лидера – Леха Енчмыка. Кресло главного редактора (сохранив за собой должность руководителя отдела польской фантастики) занял Мацей Паровский. Во-вторых, список постоянных сотрудников журнала (наравне с Лехом Енчмыком) пополнил теперь уже бывший заместитель секретаря редакции Анджей Качоровский. В списке постоянных сотрудников теперь числятся: Адам Холлянек/Adam Hollanek, Яцек Инглëт/Jacek Inglot, Лех Енчмык/Lech Jęczmyk, Анджей Качоровский/Andrzej W. Kaczorowski, Славомир Кендзерский/Sławomir Kędzierski, Аркадиуш Наконечник/Arkadiusz Nakoniecznik, Анджей Невядовский/Andrzej Niewiadowski, Яцек Родек/Jacek Rodek, а также Denuncjator, Karburator, Kunktator, Negocjator, Predator, Sekator и Wibrator. Тираж – 100 тысяч экземпляров. В оформлении внешней стороны передней обложки использована работа испанского художника МАРЕНА/Maren (Mariano Perez Clemente). Внутреннюю сторону передней обложки занимает реклама магазина видеокассет «VIDEO Comfort». «Галерея» этого номера предоставлена в распоряжение английскому художнику БРЮСУ ПЕННИНГТОНУ/Bruce Pennington (стр. 17 -- 23). Внутренняя сторона задней обложки занята рекламой cопотского видеоцентра «Neptun Video Center», на внешней стороне задней обложки напечатана реклама готовящегося к изданию в издательстве “Phantom Press” романа Филипа Дика.
Апрельский номер 1992 года (22-й «Новой Фантастыки» и 115-й, если считать ab ovo), делают те же (см. № 1/1992 журнала) люди. В списке постоянных сотрудников перечислены Адам Холлянек/Adam Hollanek, Яцек Инглëт/Jacek Inglot, Славомир Кендзерский/Sławomir Kędzierski, Аркадиуш Наконечник/Arkadiusz Nakoniecznik, Анджей Невядовский/Andrzej Niewiadowski, Яцек Родек/Jacek Rodek, а также Denuncjator, Karburator, Kunktator, Negocjator, Predator, Sekator и Wibrator. Тираж – 100 тысяч экземпляров. В оформлении внешней стороны передней обложки использована работа испанского художника ЛУИСА РОЙО/Luis Royo. Внутреннюю сторону передней обложки занимает реклама фильма «Firestarter» (по роману Стивена Кинга), распространяемого на кассетах предприятия «Neptun Video Center». В «Галерее» этого номера (стр. 17 -- 23) выставляется американский художник (живущий в Испании) МАЙКЛ ПАРКИС/Michael Parkes. Внутренняя сторона задней обложки занята рекламой замечательного ежемесячника «Kino», на внешней стороне задней обложки напечатана реклама готовящегося к изданию в издательстве “Phantom Press” романа Урсулы Ле Гуин.
Содержание номера следующее.
Czytelnicy i “Fantastyka”
Listy 2
Opowiadaniе
George R.R. Martin Repeta 3
Powieść
Robert A. Heinlein Obcy w obcym kraju (1) 25
Z polskiej fantastyki
Zbigniew Rybarczyk Spotkanie przy wielkim czasie 41
Grzegorz Janusz Dziewięciu Zmartwychwstałych i inne shorty 48
Мартовский номер 1992 года (21-й «Новой Фантастыки» и 114-й, если считать ab ovo), делают те же (см. № 1/1992 журнала) люди. В списке постоянных сотрудников перечислены Адам Холлянек/Adam Hollanek, Яцек Инглëт/Jacek Inglot, Славомир Кендзерский/Sławomir Kędzierski, Аркадиуш Наконечник/Arkadiusz Nakoniecznik, Анджей Невядовский/Andrzej Niewiadowski, Яцек Родек/Jacek Rodek, а также Denuncjator, Karburator, Kunktator, Negocjator, Predator, Sekator и Wibrator. Тираж – 100 тысяч экземпляров. В оформлении передней обложки использована работа польского художника ПЕТРА ЛУКАШЕВСКОГО/Piotr Łukaszewski. «Галерея» этого номера (стр. 17 -- 23, а также внутренняя сторона задней обложки) посвящена демонстрации творчества швейцарского художника ГАНСА РУДИ ГИГЕРА/Hans Ruedi Giger, для чего использован биографический альбом «HR GIGER ARh+», изданный западногерманским издательством «Benedikt Taschen Verlag» в 1991 году. На внешней стороне задней обложки напечатана реклама готовившейся к изданию в издательстве “Phantom Press” трилогии «Эдем» Гарри Гаррисона.
Содержание номера следующее.
Czytelnicy i “Fantastyka”
Listy 2
Opowiadania i nowele
Orson Scott Card Gdy Bóg gra fair o jeden raz za wiele 3
James K. Morrow Abe Lincoln u McDonalda 7
Alexander Jablokov Strażnik śmierci 12
Powieść
Lucius Shepard Ojciec Kamieni (2) 27
Z polskiej fantastyki
Marek S. Huberat Absolutny powiernik Alfreda Dyjaka 45
Много лет назад народ Фургонщиков покинул родные земли под натиском жестоких кочевников. Погибли тысячи людей, десятки тысяч лишись родины. Но молодое поколение, рожденное уже в Меекханской империи, воспитано на героических сказаниях предков и жаждет вернуть свою родину, которую никогда не видело. Генерал Ласкольник и его отряд участвуют в небывалом по масштабности плане: помочь Фургонщикам отвоевать у кочевников свой дом. Вот только для этого огромному каравану необходимо преодолеть высокие заснеженные горы, где на перевалах и тропах поселилась смерть. Тут раз за разом исчезают люди, и никто не в силах выйти на след таинственных преступников. Но именно здесь встретятся герои Севера и Востока: Кайлеан, всадница из отряда Ласкольника, и Кеннет, лейтенант Красных Шестерок, знаменитого подразделения Горной Стражи. Встретятся, чтобы понять: в мире, где давно отгремели войны богов, возникла новая странная сила – безжалостная и нечеловеческая, и битва с ней неизбежна.
Вот-вот по горным долинам и перевалам суровых Олекад потянутся живой гигантской нитью обозы Фургонщиков, вольного степного народа верданно, решивших вернуться на родину, даже если придется бросить вызов безжалостным кочевникам. Но загадочные и жуткие убийства, исчезновения людей, чудовищные расправы охватили зловещей сетью горную местность. И генерал Кавер Монель, командир Восточного Соединения Горной Стражи, обоснованно опасается, что путешествие верданно может превратиться в кровавую бойню в тесных долинах, на узких мостах или на крутых перевалах. Тревожится и глава местной Крысиной Норы, Эккенхард, который не имеет значительного опыта руководства и впервые попадает в столь запутанное и опасное положение. Поэтому уже знакомый читателям лейтенант Кеннет со своей ротой получает приказ проверить весь маршрут вместе с головным отрядом верданно и удостовериться, что фургоны смогут пройти на всех отрезках пути, что нигде не встретятся засады или ловушки. А Кайлеан и Дагена под чужими именами отправятся в замок Кехлорен, вокруг которого неумолимо сужается спираль убийств, и попытаются исподволь выяснить, кто или что ответственны за происходящее. Главное, самим не стать очередными жертвами или казненными лазутчиками.
Сплетая сюжетные линии Севера и Востока в "Небе цвета стали", Роберт Вегнер также окончательно уходит от сборников новелл, поворачивая историю в романное русло. Помимо лейтенанта Горной Стражи и бывших членов чаардана Ласкольника автор добавляет еще одну героиню, от лица которой мы будем далее наблюдать за событиями — юную фургонщицу Кей-Лу, младшую дочку Анд’эверса, ставшего Оком Змеи в первом караване, что спустится на возвышенность. Вместо камерных историй на сцену вступает масштабное столкновение народов и цивилизаций, где судьбы отдельных героев не стоят и ломаной монеты.
Пожалуй, можно поставить в укор автору, что выстраивая темпоритм романа, он оттянул кульминационные моменты всех сюжетных линий до финала. Из-за этого оказались немного пригашены яркие эпизоды, связанные с убийствами и магией. Поэтому плавный и последовательный рост напряжения на протяжении длительных боев между верданно и се-кохландийцами оставляет равнодушными тех читателей, чье сердце не вздрагивает от военных сцен.
Однако в остальном роман являет собой образчик эпического военно-приключенческого жанра. Особого внимания заслуживают бои между верданно и кочевниками. Каждая из сторон извлекла уроки из сражений многолетней давности. Усовершенствовала оружие, изобретала тактические приемы и хитрости. Но враг тоже не стоит на месте. В результате бой между Фургонщиками и кочевниками превращается в сложную интеллектуальную игру, в которой ставки с каждым ходом и часом повышаются, пока на кону не окажутся жизни всех бойцов. Только в этой игре льется кровь, в ней по-настоящему убивают и пощады не будет никому. Побежденных вырежут до последнего, в том числе женщин и детей. Вырежут ради самозащиты, ради алчности и процветания, ради застарелой ненависти и мести. Справедливость? Боги не знают такого слова. Зато оно известно родовым духам, духам двух разобщенных и ненавидящих друг друга племен, которые встретятся возле умирающей пленницы, которую палачи заставили следить за бойней. И к этому моменту разрешится тайна загадочных убийств, жестокая участь настигнет замок Кехлорен, а черные равнины и небо цвета стали увидят незваных и суровых гостей.
Вегнер сперва иронично, с присущим ему цинизмом, а затем эмоционально и красочно рассказывает жесткую историю, в которой воспевается верность и мужество, в которой романтику и легкомыслие смывает кровью, втаптывает в грязь. Но герои умудряются сохранить веру в чудо и свет, вопреки сгущающемуся мраку. Вопреки таинственным игрокам, готовящимся к глобальной политической и магической игре. Первые ходы сделаны. Возвышенности усеяны трупами. И нечто грядет.
Итог:качественное военное фэнтези со множеством интриг.
Февральский 1992 года (20-й «Новой Фантастыки» и 113-й, если считать ab ovo), делают те же (см. № 1/1992 журнала) люди. В списке постоянных сотрудников перечислены Адам Холлянек/Adam Hollanek, Яцек Инглëт/Jacek Inglot, Славомир Кендзерский/Sławomir Kędzierski, Аркадиуш Наконечник/Arkadiusz Nakoniecznik, Анджей Невядовский/Andrzej Niewiadowski, Яцек Родек/Jacek Rodek, а также Karburator, Kunktator, Negocjator, Predator, Sekator и Wibrator. Тираж – 100 тысяч экземпляров. В оформлении передней обложки использована работа белорусских художников ОЛЬГИ и АЛЕКСАНДРА ДОМАНОВЫХ/Olga i Aleksander Domanowie. На внутренней стороне передней обложки расположена иллюстрация к роману А. Азимова «The Robots of Dawns/Роботы рассвета», почерпнутая из альбома американского художника МАЙКЛА УЭЛАНА/Michael Whelan «Michael Whelan’s Works of Wonder». Другие работы художника из этого альбома и сопровождающая их небольшая статья Анджея Бжезицкого размещены в «Галерее» на страницах 17-23, а также на внутренней стороне задней обложки. На внешней стороне задней обложки напечатана реклама готовящегося к изданию в издательстве “Phantom Press” шеститомного цикла «Дюна» Франка Херберта.
Содержание номера следующее.
Czytelnicy i “Fantastyka”
Listy 2
Opowiadania i nowele
Robert Silverberg Podróż do wnętrza 3
Brian Aldiss Lepsza przemiana 11
Margaret Atwood Opowieść podręcznej 14
Powieść
Lucius Shepard Ojciec Kamieni (1) 27
Z polskiej fantastyki
Marek Baraniecki i S-ka Głowa Kasandry 43
Film I fantastyka
Dorota MalinowskaNowy Jork leży w środku Europy 57