Польская фантастика


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Польская фантастика» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Польская фантастика


Тематическая колонка, как это следует из названия, посвящена польской фантастике. Здесь будут появляться обзоры новинок, выходящих в Польше -- и переводов этих книг на русский и украинский; интервью, рецензии, новости, репортажи с польских конвентов. Будем рады авторам, которым есть что сказать о Леме и Сапковском, Зайделе и Дукае... Присоединяйтесь -- и сделаем мир чуточку разноцветнее. ;)

Модераторы рубрики: Vladimir Puziy, Ny

Авторы рубрики: ergostasio, Vladimir Puziy, Pouce, lekud, milgunv, Странник Ыых, Green_Bear, Славич, Wladdimir, Siroga, bvi, sham, ovawiss, Aleks_MacLeod, Phelan, Zangezi, creator



Статья написана 9 ноября 2021 г. 13:17

В январе в серии "Польская фантастика" мы планируем выпустить омнибус Томаша Колодзейчака "Черный горизонт. Красный туман". В него войдет первый роман из цикла "Последняя Речь Посполитая", а также входящий в него сборник малой прозы.

События цикла разворачиваются на Земле будущего, после того, как в наш мир после столкновения с другой вселенной проникли магия и сверхъестественные существа. Большая часть планеты оказалась во власти злобных балрогов, но остаются очаги людского сопротивления захватчикам — один из них находится на территории современной Польши, куда перебрались в том числе и беженцы из России, Белоруссии и Украины. Впрочем, не все "пришельцы" оказались враждебны людям — бороться за независимость людям помогают эльфы, один из которых стал королем Польши. Главным героем цикла выступает Каетан Клобуцкий — один из картографов, выполняющих особо важные миссии на территориях, оккупированных врагами рода человеческого.

Подробнее прочесть об авторе и цикле можно в авторской колонке Владимира Пузия.

Аннотация:

Великая Война нарушила законы физики, и мир людей пересекли чужие измерения — Планы, из которых пришли эльфы. Но не только они. Пришло зло. Балроги, питающиеся страданиями, несущие смерть и чудовищные мутации всему живому.

Каетан Клобуцкий — королевский географ, воин-маг, владеющий мощными артефактами. Он способен ориентироваться в постоянно текущем, измененном магией мире.

Очередное задание короля-эльфа — билет в один конец, поход за Горизонт событий. Но когда это останавливало того, кто выжил в аду?

Содержание:

I. Черный горизонт (роман)

II. Красный туман (сборник):

1. Красавица и Граф (повесть)

2. Не одолеть доцента (рассказ)

3. Красный туман (повесть)

4. Ключ перехода (рассказ)

Об авторе:

Томаш Колодзейчак (1967) — один из интереснейших деятелей польской фантастики: писатель, редактор, поэт, фэн, издатель книг и комиксов. Родился в Варшаве, закончил Политехнический университет. Как писатель дебютировал в 1985 году и с тех пор опубликовал шесть романов и несколько десятков рассказов. Семь раз номинировался на премию им. Януша Зайделя (в том числе за повести из сборника «Красный туман») и получил ее в 1996 году за роман «Цвета штандартов». Лауреат премии им. Папцио Хмиэля за заслуги в развитии искусства комиксов в Польше. Дважды номинировался на премию им. Ежи Жулавского за романы «Черный горизонт» и «Белый редут». Член легендарного литературного Клуба Творцов. В начале 90-х годов Колодзейчак организует конвенты, ведет передачи о поп-культуре и фантастике, редактирует журналы и издает собственный фэнзин «Voyager». С 1995 года он работает в крупнейшем издательстве Egmont и занимается графическими романами и комиксами. С 1998 года руководит собственным издательство комиксов. За вклад в культуру награжден правительственными наградами и орденами.

Интересуется политикой, историей, астрономией и настольными играми. Живет в Варшаве, женат, у него две дочери. Любит слушать хард рок и фолк.


Статья написана 27 октября 2021 г. 22:29

        

         

   Станислав Лем "Следствие"

Трудно определить жанр (или субжанр) этого романа. Научно-фантастический детектив? Или мистический детектив? Или триллер с элементами ужастика? Зависит от взглядов читателя и, похоже, Лем на это и расчитывал. Для начала приведу аннотацию:

цитата
      В округе стали пропадать трупы. Первые пропажи не вызвали подозрения, но потом это стало настораживать. К делу подключилась полиция и Скотлэнд Ярд.

      Кому понадобились тела мёртвых людей? Для чего? А может они сами ушли… как Лазарь?

      Подключены специалисты, выдвигаются самые невероятные теории. Что имеет здесь место быть и может ли человек выходить за грань разумного? Какова цена этого и есть ли объяснение пропажам?

Следует уточнить, что пропадают трупы свежие, не успевшие разложиться и не подвергавшиеся вскрытию. А обстоятельства пропаж таковы, что и гипотеза Лазаря вполне с ними согласуется. Но современной полиции, в отличие от стражников двухтысячелетней давности, она не подходит категорически, как и научные, но фантастические гипотезы, предложенные консультирующим полицию учёным статистиком. Полиции нужны мотив, средства и преступник из плоти и крови, на которого можно надеть наручники, а не это вот всё. Старший инспектор Шепард поручает расследование молодому неопытному детективу лейтенанту Грегори. Грегори отнюдь не лучший сыщик и не обладает сверхспособностями. Но он очень сильно увлёкся этим делом и Шепард, похоже, надеется, что это поможет ему найти настоящую причину исчезновений...

Любители детективов явно останутся неудовлетворены концовкой, хотя преступник, вроде бы, будет найден (или назначен?). Но само повествование сплетено весьма ловко — автор постоянно подбрасывает детали, или делает намёки за которые радостно хватается читатель, которому всё стало ясно, но другие детали и намёки делают эту ясность иллюзорной. Собственно, Лем, как я понимаю, и не стремился сочинить и эффектно раскрыть преступление. Он скорее хотел показать, что наши знания о мире хоть и велики, но ограниченны и даже непосредственно вокруг нас всё ещё остаётся множество непознанного и необъяснимого.

Можно рекомендовать любителям Лема и философских детективов с неясным концом.

P.S. Вторая приведенная обложка это обложка греческого издания, найденная Владимиром Борисовым. Она, хоть и сделана на основе картины американского художника, не имеющей никакого отношения к роману Лема, но явно отражает ощущения создательницы обложки, если она прочитала роман.

P.P.S. Пара цитат:

цитата
      Вы, кажется, не разыскиваете ещё виновных в эпидемиях азиатского гриппа?

цитата
      — Нет, это только начало. Понимаете, гонка, уж коль она началась, не может прекратиться Она должна продолжаться. Одна сторона создаёт большую пушку, вторая отвечает ещё большим танком. Процесс этот может закончить только столкновение, война. А поскольку в подобной ситуации она означает finis mundi, гонку приходится продолжать. И люди становятся её пленниками. Оружие всё улучшается и совершенствуется. Но вот оно усовершенствовано до предела. Что остаётся? Мозги. Мозги командующих. А поскольку человеческий мозг усовершенствованию не поддаётся, то и здесь придётся перейти на автоматы. Итак, следующая стадия — это автоматический генштаб, то есть электронные стратегические машины. И тут возникает интереснейшая проблема, вернее, две проблемы. На это обратил моё внимание Мак Катт. Во-первых, существует ли предел для развития таких мозгов? Они похожи на устройства, способные играть в шахматы. Машина, предвидящая намерения противника на десять ходов вперёд, всегда выиграет у машины, которая предвидит только на восемь или девять. Чем дальше предвидение, тем машина должна быть больше. Это раз.

      Сисс явно оживился. Грегори показалось, что он обо всём забыл, забыл даже, кто его собеседник. Грегори разлил вино. Сисс играл бокалом, двигал его по скатерти взад и вперёд. Вдруг бокал накренился. Но Сисс подхватил его и выпил — опять залпом. Внизу зажглись жёлтые прожекторы, мандолины выводили гавайскую мелодию.

      — Создание всё более крупных машин для стратегических задач ведёт, хотите вы того или не хотите, к увеличению объёма информации, которую закладывают в них. А это в свою очередь означает, что электронный мозг станет определять жизнь государства. Мозг может счесть, что пресловутую кнопку надо перенести в другое место. Или что следует изменить покрой пехотных мундиров. Или же что необходимо увеличить производство такого-то сорта стали и потребует на это средств. Ну а раз такой мозг построен, его надо слушаться. Если парламент начнёт дебатировать — выделять или не выделять кредиты, решение затянется, а тем временем противник может вырваться вперёд. И через некоторое время ликвидация парламентской системы станет неизбежной. Контроль людей над мозгом будет уменьшаться по мере увеличения количества информации, сконцентрированной в нём. Вам понятно? По обеим сторонам океана возникают два разрастающихся мозга. Каково будет первое требование такого мозга, когда наступит очередь следующего шага в продолжающейся гонке?

       — Увеличить его компетенцию, — вполголоса произнёс Грегори, наблюдая из-под опущенных век за Сиссом. У того на щеках выступили красные пятна.       Внизу стало вдруг тихо, потом раздались аплодисменты, и запела певица. Юноша в смокинге подкатил к ним столик на колёсах, следом официанты принесли подносы с кастрюльками, накрытыми серебряными колпаками. Расставили подогретые тарелки, разложили салфетки, приборы.

      — Нет, — заявил Сисс. — Первым делом он потребует, чтобы увеличили его самого, то есть пристроили ещё блок и ещё! А компетенция — это придёт само собой.

       — Короче, вы предсказываете, что земля превратится в шахматную доску, а люди станут пешками, которыми два механических игрока будут разыгрывать бесконечную партию?

      Сисс надменно глянул на Грегори.

      — Именно. Только я не предсказываю. Я делаю выводы. Первый этап подготовительного процесса близится к концу, а ускорение всё нарастает. Я понимаю, это кажется невероятным, неправдоподобным. Но от этого никуда не деться. Никуда не деться!


Статья написана 18 октября 2021 г. 21:40

Отсмотрел телевизионный детективный фильм "Śledztwo", Польша, 1973 г.

По случаю столетия Лема перечитываю/читаю впервые некоторые его произведения. Прочитал повесть "Следствие" (в другом переводе "Расследование") и узнал, что по ней польским телевидением был снят фильм, который выложен на ютубе. Естественно, не преминул посмотреть.

О сюжете. В окрестностях Лондона из моргов сельских кладбищ периодически исчезают трупы. Следствие по этому делу ведёт молодой инспектор Скотланд-Ярда Грегори. Он как и положено настоящему полицейскому ищет конкретного преступника, но обстоятельства похищений настолько странны и необъяснимы, что Грегори не удаётся построить версию событий не требующую в качестве объяснения чуда...

Фильм даёт сокращённый, но достаточно близкий к тексту пересказ повести. Но из-за недостатка времени отрезано, на мой взгляд, слишком много — нет того постоянного напряжения, которое возникает при чтении повести. Так что в данном случае, по моему мнению, лучше читать, чем смотреть.

Можно рекомендовать лемофилам для коллекции.


Статья написана 16 октября 2021 г. 20:30

Сегодня в Зелёной Гуре объявлены лауреаты премии им. Януша Зайделя за 2020 год.

Рассказ: Krzysztof Matkowski, Krzysztof Rewiuk "Święci z Vukovaru" (мой отзыв)

Роман: Agnieszka Hałas "Czerń nie zapomina" (мой отзыв)

Поздравляю победителей!


Статья написана 10 октября 2021 г. 19:53

      

   Антология "Рассказы, номинированные на премию им. Януша А. Зайделя за 2020 год (Opowiadania nominowane do Nagrody im. Janusza A. Zajdla za rok 2020)"

Магдалена Кубасевич (Magdalena Kubasiewicz) "Сон в городскую ночь (Sen nocy miejskiej)"

Вариация на тему сказки о Спящей Красавице. Только теперь заклятие с неё приходится приходится снимать не прекрасному принцу, а неприметной ведьме, специализирующейся на сглазе и порче.

Кшиштоф Матковский, Кшиштоф Ревюк (Krzysztof Matkowski, Krzysztof Rewiuk) Святые из Вуковара (Święci z Vukovaru)

Рассказчик, которого зовут так же, как обоих соавторов, Кшиштофом, снимает комнату в хорватском приморском городке. Однажды выясняется, что на хозяине дома Петаре, скульпторе, похоже, лежит проклятие: ему не подчиняется материал — мрамор трескается, гранит прогибается, как резина, дерево не позволяет отщепить от себя даже мелкой щепочки. Хозяин просит постояльца помочь ему почистить статуи святых, которые он вырезал и вытесал в своё время в различных труднодоступных местах, искупая некую вину. Кшиштоф соглашается и обнаруживает, что на нём тоже лежит некое проклятие, ведь и сам он покинул дом, из-за чувства вины...

Для полного понимания рассказа желательно знать легенду о святом Христофоре.

Катажина Береника Мищук (Katarzyna Berenika Miszczuk) Где Николай не сможет... там чёрта пошлёт! (Gdzie Mikołaj nie może... tam diabła pośle!)

Рождественская история о демоне Азазеле, заменившем на одно Рождество святого Николая. В одном из домов Азазель встречает мальчика, с которым беседует о святом Николае и происхождении рождественских обычаев.

Кшиштоф Ревюк (Krzysztof Rewiuk) Эл (Al)

Рассказ об исследовании свободы воли и пределах ответственности за свои поступки. Назван в честь известного всем Элджернона.

Кшиштоф Ревюк (Krzysztof Rewiuk) Дочь ловца асцидий (Córka poławiacza żachw)

Мистический рассказ. Представитель туристической компании застряёт в глуши на одном из Зондских островов. Однако это его не расстраивает: во-первых капают сверхурочные, а во-вторых он надеется договорится с вождём о разрешении на открытие турцентра. Однако вождь его явно избегает, и он через приставленную к нему в качестве переводчицы аборигенку договаривается об участии в местном празднике поедания большой асцидии, надеясь там поговорить с вождём...





  Подписка

Количество подписчиков: 232

⇑ Наверх