Парень, ставший Человеком, или Что наша жизнь – игра (компьютерная)
Живет на свете один Парень. Просыпается, завтракает, кормит золотую рыбку, ходит за кофе и на работу в банк.
Вот только он не человек, а персонаж игры с отрытым миром, другими словами — NPC.
Каждый его день его похож на другой, и, кажется, иначе и быть не может.
До одной случайной встречи. После которой Парень понял, что ему хочется большего.
Недавно мы уже наблюдали за приключениями людей в виртуальном мире. Однако постановщики Free Guy (прямой перевод названия – «свободный парень») решили взглянуть на этот самый мир с нестандартной точки зрения, глазами «неигрового персонажа».
Получилось легко, незатейливо, ми-мишно. И с недурным морально-этическим багажом.
Первым в глаза бросается картинка. Виртуальный город, наполненный веселым безумием и запахом комикса. Гости, сочащиеся тестостероном, агрессией, жаждой крови. Постоянная стрельба на улицах. Самое разнообразное оружие и техника, применяемые игроками: от реального вооружения до фантастических образцов. Несколько качественных экшен-сцен. Катаклизмы, взрывы, ограбления. Да, местами картинка выглядит естественно, местами, напротив, изрядно, прям нарочито компьютерно. Но возможно так и задумывалось – герои в компьютерной игре все-таки.
Все это богатство сдабривается порцией вменяемого юмора. Причем чаще всего содержащегося не в шутках, а в абсурдности ситуации. Обреченный фатализм жителей города, воспринимающих творящееся на улицах, как единственно возможную реальность (как и полагается «данную нам в ощущениях»). Сознающих себя обычными людьми в поселении, где постоянно резвятся не то боги, не то что-то на них похожее. Создавших определенную философию, систему отношений друг с другом, технику безопасности при встрече с игроками. Живущих пускай повторяющейся, но дорогой им жизнью.
Концепция мыслящих, мечтающих, чувствующих, наслаждающихся существованием NPC – хороша, пускай, не нова (по крайней мере, в отношении детских игрушек мультипликаторы нам уже многое рассказали). Но настолько обаятельные образцы искусственного интеллекта нам показывают нечасто.
А как вам идея сдерживать агрессию и стремление к убийствам в игре? Причем в самом натуральном шутере? И то верно: как-то неловко без причины лишать мыслящее, безопасное и доброе существо не то чтобы жизни, по крайней мере, изрядного куска дня.
Не обошлось без пасхалок для завзятых геймеров хотя их, конечно, поменьше чем в том же «Игроке».
Пошутили создатели ленты и над самими геймерами. В варианте Free Guy виртуальный мир привлекает либо детей/подростков, либо законченных лузеров. Несколько ограниченный взгляд, не находите?
Порадовали парочкой камео. И если у Эванса тут буквально пара секунд и одна реплика, то тот же Татум постарался выдать забавную комедийную сцену. Местами даже получилось.
Парень в исполнении Райана Рейнольдса мил, забавен и неотразим из-за своей неловкой очаровательности. При этом весьма целеустремлен и настойчив. Рейнольдсу комедийные образы нравятся, похоже, больше трагических (в которых он частенько выглядит эдаким огорченным бассет-хаундом), и оттягивается он в них по полной программе. Парень (и не только он) не исключение.
Главный женский персонаж Милли (Комер) показывает нам грань крутой девахи и не менее крутой интеллектуалки-ученой. Не наказуемо.
А вот Уолтер (Кири ) не впечатлил. Аморфный получился юноша.
Как и главгад (Вайтити), который не такой уж и гад (киллеров к парочке, по крайней мере, не подослал). Ну слишком уж он аляповато-буффонадно-фарсовый. Аж зубы сводит.
Теперь пару слов о моральной основе ленты. Несмотря на общую комиксоидность и балаганность фильма она касается моментов, над которыми раздумывало большинство живущих.
-Что такое реальность? А если то, что мы видим вокруг, не имеет к ней никакого отношения? Существует ли она вообще? А главное – имеет ли это хоть какое-нибудь значение, если ты живешь и вокруг хорошие люди?
-Как насчет свободы воли? Фикция, или все-таки могем?
-Права ли была пресловутая Старуха, или добрые дела дают-таки шанс на кусочек славы?
-Стоит ли удовлетворяться привычным бытом, или имеет смысл отринуть привычки, оторвать зад от дивана ради той, кто вызывает у тебя всплеск эмоций? Совершить сложный выбор и сорвать банк, спасти тех, кто тебе дорог? (или исчезнуть в облаке пикселей). Нужно ли поддаваться стремлению вперед, рано или поздно настигающему любого человека, или ну его?
-А как насчет мечты? Того, что тревожит тебя по ночам звоном несбывшегося, или тревожной магией новых имен, идей и вызовов?
Разве что концепция нестяжательства вызывает некоторые сомнения. Мол, откажитесь от стремления к наживе и славе – они сами вас настигнут. Может для гениев оно и так (да и то не всегда, мягко говоря), а вот в отношении обычных гомо сапиенсов имеются сомнения.
Эрго. Приятная «игровая» комедия с качественным идейным багажом, вменяемой картинкой и не отвращающим от себя юмором.
Многообразие путей для человечества, или Убийственное обретение Рая
Середина 4 тысячелетия. Со времен конфликта с праймами прошло тысяча двести лет. Человечество серьезно изменилось с тех древних пор. Остались в прошлом поезда, курсирующие через червоточины, зональное деление, да и сама структура Содружества не сохранилась.
Одним из немаловажных особенностей новых времен стало движение Воплощенного Сна. Миллионы людей, поклоняющихся загадочной Бездне, бесстыже раскинувшейся в самом сердце Галактики. Казалось бы, очередной религиозный культ, сколько их было, сколько будет. Так да не так. Ведь многие люди уверены, что Бездна таит в себе ужасную опасность. И паломничество к Ней, которое собираются предпринять члены Воплощенного Сна, запустит механизм гибели Галактики.
А ведь есть еще чужаки, обладающие той же информацией и не склонные дожидаться уничтожения всего, что они знают. Чужаки, грозящие Содружеству неведомыми могущественными союзниками и обещающие любыми способами не допустить паломников к вожделенной цели.
А значит, над человечеством, да и над всей галактикой, вновь сгущаются черные грозовые тучи.
Питер Гамильтон – создатель почти двух десятков романов, в частности цикла «Вселенная Содружества» — «Звезда Пандоры», «Иуда освобожденный», был известен как автор эпических, антуражных и хорошо проработанных космоопер. Но «Бездной» Питер, пожалуй, сделал заявку на следующую, более высокую лигу писательского цеха. По крайней мере, по уровню фантазии.
Гамильтон в отличие от подавляющего большинства фантастов, начинающих действие следующей книги цикла на завтрашний день после окончания предыдущей, мелочиться не стал. «Перепрыгнув» аж на 1200 лет. Это действительно, редкость. Из столетних и более временных промежутков между книгами с ходу вспоминается Симмонс с «Эндимионом», да Азимов с «Основанием». Зачем Питер совершил такой скачок, становится понятно сразу. В «Бездне» писатель решил поговорить с нами о путях развития человечества, да и прочих разумных существ тоже. Ведь «за время пути» гомо сапиенс успели слегка подрасти. А точнее видоизмениться. «Натуралов» — людей без генетических и прочих усовершенствований осталось немного. После того как ученые с Дальней открыли свои генетические наработки Содружеству, модификация ДНК стала доступна для 80 процентов людей. Соответственно, почти у каждого что-то да подправлено. Появились Прогрессоры, «апгрейдящие» себя и потомство для жизни на Внешних планетах. Высшие – жители Внутренних планет (среди которых и Земля), существа, внедрившие себе в организм бионические органоиды – биононики. Средства для поддерживания здоровья, сохранения формы, улучшения метаболизма, поправки хромосом, защита от радиации. Они даже тело могут формировать по своему желанию. А уж сколько «плюшек» получает обладатель специализированных бионоников в бою! Не в сказке сказать, ни пером описать. Но даже Высшие еще не финал. Дальше следует АНС — Активная Нейронная Сеть. Совокупность сознаний и разумов людей, уставших от «тварной» жизни. Неограниченное время существования. Телепатия и прочие обширные возможности. Думаете это, наконец-то вершина? Предел мечтаний? Как-бы не так! Ведь есть еще постфизические существа. Человеки такого уровня еще не достигали, но для многих чужих рас это нормальный этап развития.
Вот и думайте/выбирайте вместе с жителями вселенной Гамильтона. К какой бы из групп присоединились вы лично? Гордо отринули большинство новшеств, и защищали свои убеждения с оружием в руках, как Протекторат? Безоглядно кинулись в объятия Высших, фактически перестав быть человеком? Стремились бы в АНС, устав от земных тягот? Или мирно возились бы в огороде на солнышке, выращивая лучшую в империи капусту? Есть над чем задуматься, и хорошенько помыслить какую именно участь «нажелать» нашим далеким-далеким потомкам.
Да, все помнят, чтобы умереть во вселенной Гамильтона — нужно хорошо постараться? Ведь еще с 2050 года в Содружестве в полный рост работают технологии омоложения и оживления (а вы говорите – Углерод. Ну ладно, не говорите – думаете). Даже кое-кого из пропавших во время войны с праймами находят и возрождают. А с нынешними забавами с ДНК мало кто может себе отказать в удовольствии при очередном оживлении или омоложении, чуток подправить рост, размер бицепса, груди, или убрать склонность к ожирению.
Свеженьких фантдопущений у автора хватает. Таких как ультрадвигатели, делающие по пятьдесят пять (!) световых лет в час. Телепорт-сфера, окутывающая всю Землю. Крайне интересные и предельно смертоносные виды боеприпасов и вооружений. Мультиличности, делящие одно сознание на десяток тел, спасибо гея-частицам. Гея-сфера, созданная Оззи с целью дать людям возможность больше сопереживать и меньше враждовать. Кстати, за периодическое упоминание («Во имя Оззи!», «Всемогущий Оззи!»), или даже появление некоторых старых героев, автору отдельное спасибо.
Как и подробностей, создающих на наших глазах непротиворечивое, хорошо проработанное и дышащее полной грудью полотно мира.
Но главным достоинством новой трилогии Гамильтона стали не новые «фишки» мира Содружества, не отточенные детали и даже не размышление о будущем гомо сапиенс. А совмещение всех этих моментов с отдельной линией в слегка фентезийном стиле (помните шикарное «Пламя над бездной» Винджа с его несколькими пластами? Где-то в этом ключе). Линией, за которую отвечает Бездна. Место, где мысль напрямую управляет материей. Где все поголовно владеют телекинезом, взглядом, проникающим сквозь стены и ментальным наречием. Некоторые способны создавать гено-реформированных животных для конкретных хозяйственных и военных нужд. В общем, весьма близки по своим возможностям к богам. И не удивительно, что возникла целая религия всем телом стремящаяся в эту Вселенную Обетованную. Но что если все не так. Ведь Бездна по словам райелей несет жуткую угрозу всей Галактике. Или нет? Или это высшая степень нематериального мира? Или там «не бысть ничего», кроме энтропии и хаоса? Или… Тайну Бездны, несмотря на все главы, рассказывающие об этом месте, автор выдерживает на пять баллов.
Все вместе смотрится шикарно. Граждане Содружества, часть из которых стремится в Бездну, в надежде обрести там рай земной и получить те же возможности, что и ее жители. Другие, наоборот, выбирают какой-то свой путь и начинают отстаивать его ценность. Члены АНС, у которых мало того что имеется огромное количество фракций, каждая из которых тянет одеяло на себя, так еще и некое «соборное» Правление – эдакий коллективный разум. Сны Иниго – рассказы о Бездне и талантливом Эдеарде. Изрядное количество различных чужих рас, во главе с агрессивной Окайзенской империей, большинство из которых служит лишь фоном. Детективная линия поиска пропавшего Иниго. Политические разборки разных фракций АНС и их физических представителей. Напряженный триллер, переходящий в боевик, в исполнении Аарона. И главное – ожидание разгадки, или по крайней мере прояснения тайны Бездны. Которое нас ждет в последующих двух томах.
Да, как всегда имеются нюансы. В объемах текста Гамильтон никогда не стеснялся, не стал и на этот раз. Буков в романе хватает.
Особого идейного разнообразия от книги ожидать не стоит. У Питера привычка взять одну, максимум пару мыслей и усердно их думать на протяжении сотен страниц. Тоже метод, причем очень популярный на Западе, но все же хотелось чуть более проработанного идейного многообразия. Потенциал то у автора хорош.
Но главное, что вызывает вопросы – это реакции на жизнь членов АНС. Им всем не по одной сотне лет, а некоторым и по тысяче. Несмотря на это непредставимый возраст и неограниченные возможности в виртуальности, они продолжают самозабвенно возиться в политической песочнице Содружества. При этом в большинстве своем, считая обычных людей животными и стремясь управлять их жизнью. Где логика? Где разум? Это же неинтересно! Ну, день ты муравьями покомандуешь, ну два. Ну, неделю мартышками поуправляешь. Ну, две. Потом со скуки сдохнешь! Ах, вы оказывается о судьбах человечества печетесь? Считая их опять же тупыми животными. Слабовато верится. Да, остроты в блюдо добавляют внутренние конфликты в АНС. Но опять же, ну сколько можно подкалывать соседа Петю? Сколько можно ему доказывать, что ты более альфа-самец, чем он? Что труба у тебя повыше, а дым погуще? Ну, год. Ну, два. Потом… Товарищи из АНС занимаются этим благородным делом столетиями (!) Саморазвитие? Создание чего-то нового? Творчество? Наставничество? Научные изыскания? Нет, не слыхали.
Эрго. Мощное начало эпичной, хорошо прописанной космооперы с несколькими линиями событий и раздумьями о пути развития гомо сапиенс. Идейного бы разнообразия побольше, да нелогичную человечность некоторых не совсем уже человечьих личностей убрать, стало бы еще лучше.
Хоррорный винегрет, или Червивое проклятие под крики козодоев / История, тянущаяся поколениями
Капитан китобойного судна Чарльз Бун не собирался менять профессию. До момента смерти жены от туберкулеза, а также известия о наследстве от кузена, оставившего Буну фамильное поместье и лесопилку.
Чарльз берет детей в охапку и перебирается на сушу.
Однако все не так благостно, как может показаться. Жители соседнего городка люто ненавидят всех членов семейства Бун. Да и сам особняк, где произошла не одна смерть, таит в себе зловещие секреты.
Экранизаций Кинга, будем честными, немеряно. Не позабыли постановщики и короткую форму Мастера Ужасов. Chapelwaite снят по мотивам рассказа «Иерусалимов удел» 1978 года (вдохновленного, в частности, лавкрафтовскими «Крысами в стенах»).
Чепелуэйт/Чапелвэйт переводится с английского как Часовня Ожидания.
Проект вышел атмосферным, но медленным и затянутым (неудивительно – рассказ расплющить на 10 серий) и намешавшим внутри себя слишком много всякого — эдакий хоррор-винегрет.
Тут вам и обрывки историй о таинственных мистических особняках, и родовые проклятия, и древние культы в духе Лавкрафта, и магические книги, и закрытые общины с жуткими устоями, и маниакальные состояния, и постаповские зарисовки, и банальные кровососы. Да еще и социальные напевы!
К сожалению, не всем из них из них удается раскрыться в полной мере, и ни в одном из поджанров сериал не показывает ничего нового. Взамен пытаясь соорудить из этого многообразия вменяемое блюдо. Выходит не всегда.
Только начинаешь настраиваться на одну из тем, как постановщики подбрасывают новый элемент, который порой неуместно смотрится рядом со старым. Временами начинает раздражать. Иногда вызывает здоровый детский смех, особенно в случае стандартного до тошноты позера-Иакова, совершающего сюжетообразующие детские ошибки.
В плюсы Chapelwaite можно занести общий колоритный антураж маленького, удаленного американского города начала 19 века, живущего под леденящие крики козодоев в нежно «любимом» Кингом штате Мэн. Дома и улицы которого по ночам освещаются неверным огнем масляных ламп, а за пределами небольших кругов света царит темнота. Где все всех знают, власть олицетворяет один единственный констебль, а из щелей активно лезут пуританские привычки и предрассудки.
Мимо социальных аспектов того нетолерантного времени постановщики, конечно же, пройти не могли.
К неграм тут, как полагается, пренебрежительно-расистское отношение, а за поцелуй с белокожей дамой сына Африки и вздернуть могут. Сами дамы тоже не в особом шоколаде. Угнетают, мужики-паразиты. Приветствуются чинные матери семейства в чепчиках, а на молодых бунтарок, сражающихся с навязанными обществом устоями, смотрят откровенно косо. Таких, правда, в Углу проповедников ровно одна штука.
Приятно выглядит интрига о том, что собственно происходит в мрачном особняке Чепелуэйт, выжившая половину сезона. Впрочем, даже в ней полно предсказуемых моментов. Ну, конечно, думаем мы, вот сейчас вылезут твари, а вот сейчас найдут слабое место среди героев, и мы даже знаем какое. Или как не догадаться о том, кто именно поднимается нынче по лестнице. А вон и сборная команда добра намечается. И что характерно, в предположениях не ошибемся. Ай, какие мы умные!
Побалуют нас создатели сериала редкими флеш-беками из времен, давших старт проклятию Бунов. Тут как раз можно было бы и попространнее.
Погонят зрителю даже бестолкового экшена, в процессе которого персонажи не прекратят терзаться рефлексиями и страдать по своим тяжким судьбам.
Еще одной составляющей проекта стала картина зарождающегося безумия с галлюцинациями, видением невидимого, опасностью для окружающих, активным эмоционированием, странными речами. За нее отвечает Эдриан Броуди.
Суров, но как на меня недостаточно для капитана-китобоя, вынужденного держать в море железной хваткой сотню бескрышных мореходов. Хотя с местными бузотерами капитан разобрался знатно. Задумавший продвинуть прогресс и срубить чуток денжат для себя, а не для осточертевших владельцев кораблей. Эдакий строгий, но справедливый отец, искренне любящий своих чад. Переживший в детстве мощную психотравму, во многом сформировавшую его личность. Человек, потихоньку погружающийся в пучину галлюцинаций, сомневающийся в собственном разуме. Переживающий на тему своей безопасности для близких. Хватающийся за любую соломинку, обещающую вытянуть его из этой напасти. Упрямый (порой даже слишком), не привыкший легко сдаваться. Упорно не желающий видеть опасность и свалить из ловушки к чертовой бабушке. Приятный образ, хотя не без нюансов.
А вот и та самая белая ворона Угла проповедников. Ребекка Морган (Хэмпшир). Девица стремящаяся стать репортером и писателем. Олицетворяющая женскую борьбу за свои права. Закончившая колледж, боевитая, передовая, активно ищущая историю для книги и жаждущая зарабатывать писательством. Привязывающаяся к семейству Бунов, по уши влезающая в их историю.
А теперь пару слов о рассказе, ставшем искаженной и дополненной основой для сериала. Описываются события двух временных линий – современности, то бишь1850 года и дневниковые записи деда Чарльза Роберта из 1789-го.
Создан рассказ в эпистолярном жанре, от первого лица, представляя собой письма Чарльза Буна, прибывшего в поместье после смерти жены. Никаких спиногрызов и Ребекки при нем нет и в помине, взамен в наличии верный секретарь и помощник Келвин (некоторые записи принадлежат его перу). О роде занятий Чарльза не говорится (похоже, праздный аристократ), но явно не китобой. Все происходит без побочных линий, социальных этюдов, лесопилок, особого описания быта жителей соседней деревни и прочих рассусоливаний. Есть тайна особняка, покинутый город, загадки предков: «цели ясны, задачи определены, за роботу товарищи!». Сильна линия рока, осознание героем власти над ним этого самого рока. Имеется книга, особняк, немертвые (изрядно отличающиеся от сериальных), но в формате рассказа смотрятся эти элементы достаточно гармонично.
Эрго. Жутко растянутая, предсказуемая, но все же атмосферная «вампирская» история с густым домесом из разных хоррор-подтем.
Режиссер: Бёрр Стирс, Рэйчел Лайтермен, Майкл Нанкин
«Ты Художник, мы толпа», или Человек, который никогда не врет
18 век. Имя Карла Фридриха Иеронима барона фон Мюнхгаузена (Янковский) слышал в Ганновере каждый. Ведь это именно тот смешной человек, который летал на Луну, вытаскивал сам себя за волосы, и посодействовал появлению на голове у оленя вишневого дерева.
Ну или как минимум уверенно рассказывал о том, что все это (и многое другое) делал.
Барон тем временем был занят делами матримониальными. А точнее стремился развестись со своей супругой и обвенчаться с прекрасной и нежной Мартой.
Но это невинное и понятное желание дало старт событиям, изменившим жизни всех участвующих в этой истории.
«Тот самый Мюнхгаузен» является, наверное, самой известной работой из знаменитой пенталогии Марка Захарова: «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона». И может служить великолепным примером полифонии, разнообразия мыслей, идей в одной картине. Того, чего критично не хватает подавляющему большинству современной кинопродукции, упорно и тяжело два часа обсасывающего одну единственную концепцию («у меня есть мысль и я ее думаю»).
В «Мюнхгаузене» Захаров поговорит со зрителем о:
-Творце/неординарной личности и толпе. Барон вроде как ничего не создает. Он не художник, не композитор, не ученый. Местная достопримечательность. Обычный экстравагантный городской сумасшедший – фрондирующий, читающий, размышляющий, занимающийся астрономией. Беседующий с Ньютоном и Шекспиром, хвастающий автографами Софокла, бьющий уток через дымоход. Формирующий реальность вокруг себя (Захаров прямым текстом говорит о том, что как минимум некоторые необычные свойства у барона имеются).
Меж тем, это единственный человек в Ганновере, которого не устраивает устоявшийся порядок вещей. Причем пока Карл пишет «фантастику», рассказывает о своих приключениях, встает в 6 часов утра, планирует подвиги по расписанию — окружающие снисходительно относятся к выходкам барона. Да, такие люди всегда вызывают пристальное, неодобрительное внимание обычных сограждан. Как любой, кто выделяется из серой массы обывателей. Однако до поры до времени Мюнхгаузена терпят.
Но затем он покусился на основы. Институт семьи. Многих не радуют те, с кем они живут. Нелюбимая жена. Опостылевший муж. А что делать? Все так живут, и ты живи. Двойную мораль не зря придумали. Заводи толпы любовников, води любовниц, но не трогай святое. А если уж тронул – получи по полной.
Вдобавок «32 мая» — а это уже прямое нарушение сложившегося миропорядка. Причем объявленное в крайне неудачный момент. Ведь у Карла была одна неудобная черта – уникальное правдолюбие. Неуместное, чрезмерное. Не позволяющее промолчать, когда надо, приносящее кучу проблем ему и близким (даже гении бывают ограниченными). Ведь Мюнхгаузен никогда не врет. Даже тогда, когда стоило.
-Отношениях мужчины и женщины.
Мужчины умного, блистательного, гениального, горделивого, фонтанирующего идеями. Позера, гордеца и выпендрежника (шикарная работа Янковского, человека, жить с которым постоянно — еще тот подвиг. И его музы Марты (Коренева). Наивной, трепетной, нежной, женственной, не семи пядей во лбу, но с удовольствием принимающей правила игры, восхищающейся и всецело поддерживающей любимого. Идеал, которого ищут большинство мужчин. Идеал, у которого был лишь один серьезный «баг». Она не мыслит жизни без отношений, узаконенных церковью (или просто жаждет стать баронессой?) – тяжелое наследие детства. И чтобы добиться этого самого законного брака, готова была пойти практически на все. Манипуляцию (осознанную или нет, кто знает), предательство. Правда, достигнутая мечта оказалась не столь сладкой, как виделось (законная жена Мюллера не то же самое, что законная жена Мюнхгаузена).
В контексте этих самых отношений главный герой допускает свою самую серьезную ошибку, решившись ради любимой поступиться основополагающими для его личности вещами, став таким, как все. Естественно, ничем хорошим это закончиться не может. Именно образы барона и Марты (пожалуй, еще Бургомистра) претерпевают по ходу фильма самые разительные изменения.
-Проблеме отцов и детей.
Вино и уксус. Карл и Феофил. Дети, соперничающие с отцами, теряющие время в тщетных попытках повторить их достижения (хотя, возможно их сильные стороны лежат в абсолютно других сферах людской деятельности), ненавидящие родителя. Остается, правда вопрос: как такой умнейший человек, как барон допустил, чтобы из его крови вырос столь слабый и невнятный истерик, как Феофил (или все-таки не из его?). Да, я в курсе, что ребенка воспитывала мать (которая, кстати, аж никак не является истеричкой, а скорее бабой-кремень), а барон был увлечен другими делами. Не хотите, чтобы вино превращалось в уксус? Занимайтесь своими детьми. Плотно и постоянно.
-Друзьях.
Бургомистр (Кваша). Единственный друг Карла, вынужденный предать его. Человек, оказавшийся на распутье между долгом, ожиданиями социума и дружбой. Не нашедший в себе сил пойти против общества. Бросивший товарища на растерзание толпе. Обычная ситуация, с которой так или иначе сталкивались многие в своей жизни.
-Власти и религии.
Фигура герцога – ограниченного, глупого, самоуверенного, перед которым лебезят толпы холуев, ловящих каждое его слово. Ничтожество, решающее судьбы гениев, властвующее над жизнями и смертями тысяч людей. Исключение? Нет, к сожалению, правило, именно такие люди чаще всего добираются до власти.
Церковь также получила в работе Захарова на орехи. Пастор (Долинский) – умный человек (как говорят), все равно находящийся в плену всех социальных и общественных заблуждений и ограничений великого города Ганновера. А это духовный пастырь, должный направлять мещан.
-Лицемерии толпы касабельно ушедших гениев.
Превращение живых, полнокровных, выстраданных мыслей, идей в застывшие, причесанные, выхолощенные и кастрированные монументы для среднего школьного возраста. Спекуляция на наследии великих. Изменение отношения к неудобным, раздражающим неординарным личностям после их смерти. Когда с этим бесящим всех человеком, можно делать все, что угодно социуму.
Второстепенные образы в картине также шикарны.
Герцог-портной в исполнении Броневого.
Шикарная, беспринципная, по-житейски умная стерва-баронесса (Чурикова), чувствующая себя среди интриг высшего общества, как рыба в воде. Ах, какая могла бы выйти пара, сложись отношения барона с баронессой иначе!
То пронырливый, то скрупулезный, то демонический адвокат (Абдулов).
Истеричный Феофил (Ярмольник).
Цитат, остающихся в истории, как всегда в сценариях Горина, вагон и маленькая тележка.
Лента сделана с юмором, сатирой и сарказмом, чуть утрировано, но при этом аж никак не являясь чистой комедией. Это классическая трагикомедия, ведь настолько утонченно-печального, но все же оптимистичного фильма еще поискать.
Эрго. Одна из лучших картин советского (и мирового) кинематографа, с шикарными актерскими работами, тщательным трудом постановщика, великолепным сценарием, полным запоминающихся фраз и монологов, раздольем мыслей и идей.
Режиссер: Марк Захаров
В ролях: Олег Янковский, Инна Чурикова, Елена Коренева, Игорь Кваша, Александр Абдулов, Леонид Ярмольник, Юрий Катин-Ярцев, Владимир Долинский, Леонид Броневой, Семён Фарада
От Катерины:
Отрывок из моей переписки с бароном фон Мюнхгаузеном. Публикую с его разрешения.
Барон ответил: «Публикуйте. Вам же хуже».
Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен, разве прилично так орать? Вы все врете, лишь я правдив.
Говорить заумными притчами? Вы хоть так, хоть эдак ничего не поймете, страдайте, зато мне с вами не так скучно будет.
Охотно вступать в игру? Только игра, всенепременно, должна быть Ваша и по Вашим же правилам.
Не удивительно, что поддерживают Вас лишь, по щенячьи влюбленный слуга и слабая, глупая Марта.
Да, да я безропотно верю в Вашу любовь, к существующему в Вашем же воображении образу. Только причем тут настоящая, живая женщина из крови и плоти? Которая из ума вон лезет, дабы соответствовать? Даже до того, что предает, додумалась, правда не до того, что уже дважды отреклась: стань как все, не будь как все, сама не знает, чего хочет…. Бог с ней с любовью, она, как и голова, предмет темный и исследованию не подлежит.
Остальным, разумным, обстоятельным людям, не до этих глупостей: у них жизнь идет. Нормальная человеческая жизнь, все друг друга режут, травят, если не физически, то морально. А вы этим бедным злым людям их же лицемерием, двойной моралью, меленькими, мерзенькими тайночками, в рожу в рожу. Да вы, батенька, социопат.
Бедняги бледнеют, краснеют, зеленеют, от натуги мозги скрипят. Пытаются обыграть Вас Карл на Вашем поле, душевная немочь косит их ряды. Ну-ка, новые фокусы со старыми кунштюками. Присоединяйтесь господин барон, присоединяйтесь…
Одно не понятно, отчего Вы не сказали, — «Я понял, в чем наша беда, мы слишком серьезны» Ну да ладно, как сказали, так сказали.
Только оленя жалко до слез, больно, знаете ли, когда в мозг прорастают корни вишневого дерева или несвойственные ему идеи. От этого сдохнуть можно. Так что радуйтесь, что доктор тронулся, хотя, все относительно. Но это уже совсем другая история.
Надеюсь, барон, вы приняли приглашение Свифта? Волшебник и Дракон обещали быть. Жозефа Бальзамо, насколько мне известно, не приглашали. Ибо зарвавшийся профанатор.
Засим, прощаюсь с Вами, Карл Фридерих Иероним барон фон Мюнхаузен.
Теологические беседы под чаячий галдеж, или Церковный хоррор на маленьком острове/ Благое зло в сутане
Обитателей острова Крокет-Айленд не назовешь довольными жизнью людьми. Крушение танкера и разлив нефти, нанесший огромный вред морской живности – главному источнику дохода аборигенов. Последующие квоты на вылов рыбы и крабов. Молодежь, стремящаяся безвозвратно сбежать с острова. Напряженные отношения между некоторыми жителями.
А тут еще болезнь пастора, и приезд нового священника!
Приезд, после которого начались когда таинственные, когда жуткие, а когда воистину сверхъестественные события.
Достаточно неординарный проект, который понравится далеко не каждому зрителю. Созданный постановщиком, одно имя которого обещает нам любопытный хоррор. Майк Флэнеган в Midnight Mass порадует нас интересным антуражем и массой морально-нравственных этюдов. Огорчив общей предсказуемостью истории (впрочем, в частностях сюрпризы имеются) и массой шаблонов (или архетипов?).
«Месса» в основном состоит из диалогов и монологов, полна размышлений на религиозные темы. Проповедей, теософских бесед, псалмов и священных песен, что добавляет антуража (музыкальное сопровождение в сериале на редкость уместно). Затрагивает немало аспектов Веры. Погружает в мир проповедей, притч, пространных библейских цитат, причастия: превращения хлеба и вина в тело и кровь Христа. От души поразмыслит о Боге, его восприятии, христианстве и человеке. Предначертании, людских страхах, грехе, покаянии, страданиях, Вечной жизни, любви, чудесах, обиде, ненависти, неисповедимых путях, вторых шансах, и конечно, том, что ждет после смерти.
Отчего Господь допускает несправедливость? Исцеляет одних, но дает умереть другим? Почему позволяет свершаться ужасам, которыми наполнена наша жизнь? Да есть ли Он вообще!
Да, проект из-за обилия разговоров теряет в динамике, но дает немало пищи для размышления. Становясь натуральным исследованием духовных поисков католиков, достоинств, нюансов и недостатков этого ответвления христианства. Которых, будем честными, хватает. С одной стороны – попытки следовать Новому Завету, любить друг друга, прощать слабости. С другой — узколобость, жуткая самоуверенность, непререкаемая убежденность в собственной правоте, неприятие чужих точек зрения, финансовая нечистоплотность, использование проблем паствы для решения мелких церковных задач. Люди они везде люди.
Одной из главных, пожалуй, линий «Мессы» становится демонстрация тлетворного влияния фанатизма, густо перемешанного со слепой верой, на умы, побуждения и поступки. Подгонка ответов под условия задачи ничем хорошим не заканчивается, тонко намекают постановщики. Нужно трезво смотреть на вещи, видеть их в истинном свете, а не формировать действия на базе ложной предпосылки. Несмотря на то, что до жути хочется, чтобы все вокруг выглядело как в твоем воображении! Фигня в результате выходит.
Наочным примером этого тезиса являются два персонажа.
Отец Пол Хилл (Линклэйтер). Отличный священник, харизматичный, всепонимающий пастырь. Готовый помочь преодолеть черную полосу, поддержать оступившихся, рассказать о Боге, сразиться со Смертью.
Одновременно – человек, не испытывающий вины, с искренним убеждением в доброте своих поступков совершающий вещи, повергающие в ужас и недоумение. Ну как «стремящийся к разуму» гомо сапиенс может быть столь слепым? А прозрение столь поздним?
Бен Кив (Слоян / Слойан). Самая влиятельная прихожанка церкви святого Патрика. Натуральная подколодная змея, доскональный знаток Библии. Истово верующая, со всеми «косяками» безоглядной веры, причем, в духе не Нового, а Старого Завета. Ух какой сладко-отвратный вышел персонаж!
Остальные жители острова – схематичны, набожны, наивны, легко поддаются чужому влиянию, особенно если это влияние исходит от уважаемых людей, служителей Господа, служащих «благой цели». Отличным образцом такой наивности выступает Энни Флинн (Лемэн).
За исключением разве что нескольких.
Райли Флинн (Гилфорд). Основной оппонент христианской общины. Мужчина, утративший веру, искавший Бога во всех возможных религиях и духовных течениях. Ставший в результате этих поисков натуральным атеистом. Неглупый, многое переживший, утративший цель, плывущий по течению. С этой личностью связан один из главных нежданчиков сериала.
Эрин Грин (Сигел). Экс-подружка Райли, также как он, в юности сбежавшая с острова и поклявшаяся никогда сюда не возвращаться. Клятву она не сдержала. Сильная женщина, допустившая немало ошибок, ставшая еще одним символом материнской любви и финальных откровений.
Сара Ганнинг (Гиш). Местная докторша, верящая собственным глазам, да еще матери, оказавшейся настоящей христианкой, не приемлющей воинственную, агрессивную риторику даже из уст тех самых уважаемых людей.
Любопытно на всем этом фоне смотрится сравнение христианства с мусульманством. Для простоты проведения параллелей нам даже подогнали представителей этой религии. Отца и сына. Папаня, правда, лучший из лучших, что несколько снижает ценность такого сопоставления. Шериф Хасан (Коли). Избравший путь служителя закона. Любящий свою американскую родину. Со всем пылом защищающий ее от любых угроз. Столкнувшийся с притеснениями полицейских-мусульман. Жутко расстроенный этими несправедливыми действиями властей. Ускользнувший от безнадежной борьбы с системой на отдаленный остров. Умный, почти мудрый, обстоятельный человек, уважающий чужую религию, но не собирающийся изменять своей. Прям идеальный мусульманин, способный критически мыслить, пользоваться разумом. На фоне большинства христианских сограждан выглядит светлым пятном. Жаль, из своих любимых жарких стран на чужбину едут не только такие арабы. Или не столько?
Скримеров и прочих навязших на зубах элементов ужастика в «Мессе» минимум. Как и хоррора в первой половине (с котиками, правда, нехорошо получилось). В наличии психология, теология, беседы о Боге и человеке. Нагнетание обстановки происходит постепенно, редкими всплесками, проносящейся в небе тенью, неясными силуэтами в ночи, людскими действиями. С точки зрения атмосферы проект на высоте.
Не в последнюю очередь благодаря колориту Крокет-Айленда. Не очень большой клочок суши, со всех сторон на мили окруженный водой. Постоянный ветер и галдеж сотен и сотен чаек, не затыкающихся ни на секунду. Восхитительные закаты и рассветы, сами по себе уже оправдывающие потраченное зрителем время. Угасающее, «сломленное», депрессивное по полной программе поселение, молодежь, стремящаяся отсюда «свит за очи». Семейные тайны и сложные отношения соседей. Пустынные улицы, вездесущие лодки и флюгеры, хлипкие деревянные домишки. Редкие праздники. Показное благочестие аборигенов, цепляющихся за свой храм как за последний скрепляющий общину элемент. Шторма, прокатывающиеся через остров, заставляющие заколачивать окна и не высовывать носа на улицу. Последствия игр стихии. Молодежь, мало пьющая, зато с удовольствием бегающая на отдаленные «торфяники» курнуть травки.
Перекликается сериал с британским («Третий день») и исландской («Катла») коллегами. С первым — островной завязкой и непростой общиной. Со вторым – угасающим, едва живым поселением.
Можно также отметить операторские игры: геометрические кадры, частая смена высоты и положения камеры.
Да парочку неожиданных поворотов, в ходе которых некоторым персонажам не поздоровится. Жаль, общую картину неожиданной не назовешь. Почти все глобальные ходы просчитываются быстро. И безошибочно.
Эрго. До шикарных Призраков, особенно первых, «Месса» не дотягивает, но репутацию Флэнегана отнюдь не портит. Перед нами умный (хотя и предсказуемый) психологический хоррор, полный моментов «на подумать», пугающий тем, до чего может докатиться человек, фанатично уверенный в собственной правоте. Действительно жутковато. Человеки могут. Куда там нечисти.
Режиссер: Майк Флэнеган
В ролях: Зак Гилфорд, Рахул Аббури, Кристал Балинт, Мэтт Бидел, Аннара Саймон, Александра Эссоу, Аннабет Гиш, Рахул Коли, Кристин Лемэн, Хэмиш Линклэйтер, Роберт Лонгстрит, Кэйт Сигел, Саманта Слоян, Генри Томас, Майкл Тракко, Игби Ригни