Не приплетай духов!, или Медиум, переступивший черту
Стэн Карлайл искренне хотел найти дело, в котором он силен, и оставить след на этой планете. Поскольку судьба свела его с бродячими циркачами, его усилия оказались устремлены в сферу шоу и обмана. Оказалось, у парня неплохо повешен язык, хватает наблюдательности и желания учиться психологии простаков. Стэн становится иллюзионистом и менталистом, человеком способным «читать» мысли, «видеть» невидимое и даже «общаться» с духами. Но сможет ли Карлайл остановиться в погоне за славой и опасных играх с людской надеждой? Тем более, когда появится человек, подталкивающий его к черте, которую не стоит пересекать.
Гильермо Дель Торо («Тихоокеанский рубеж», "Штамм", «Багровый пик», «Форма воды») в большинстве своих работ не обходится без фантастического элемента. Однако Nightmare стал редким полностью реалистичным исключением.
Впрочем, с другой стороны, мало мест, в восприятии обывателя теснее связанных с волшебством, чем цирк, фокусники и прочие чревовещатели-менталисты. Курц и Нолан не дадут соврать. Особенно это касается передвижных цирковых трупп и бродячих ярмарок, чертовски популярных в Штатах в начале, середине 20 века.
Именно сюда помещает Гильермо место действия своей новой работы. Атмосфера передвижного цирка получилась у постановщиков «на ура».
Толпы восторженного и возбужденного зрелищами народа. Карусели, колеса обозрения, прочие аттракционы, фургончики актеров. Непременная комната страха. «Эротические» танцы. И максимальное количество уродств и нестандартностей всех калибров. Пипл это хавает. Карлик, владеющий тайной борьбой. Гигант-Силач со слабыми коленями. Гуттаперчевый человек-змея. Паучиха, учащая детей послушанию. Электрическая девица. Заросший мужик с синдромом Амбракса (еще один привет от Курца). И, конечно, ключевое для сюжета чудище — то ли человек, то ли зверь, неласково обращающийся с курами.
Перед нами экранизация одноимённого романа Уильяма Линзи Грэшема, который уже гостил на экранах в фильме 1947 года.
Но для нашего героя самым главным стало шоу «Читаем мысли». Построенное на ловкости рук, обмане, чтении публики (в терминологии артистов – простаков), психологии и наборе приемов «холодного чтения» (даже такое есть!), подсказках-намеках ведущему со стороны ассистентки.
Шоу которое вели стареющая, но еще вполне привлекательная дива Зина (Коллетт) и ее партнер Пит (Стратэйрн ), все больше отдающийся во власть бутылки.
Артистов, в самом начале предупреждавших Стэна, что не нужно всерьез приплетать к шоу духов или призраков умерших («Призраки не нужны они ложь, а не надежда»). Что такого рода «медиум» имеет все шансы «заиграться», почувствовать себя всемогущим, решить, что его слова – правда. Поверить в свой собственный обман, начать думать, что действительно имеет силы. А тогда начинают страдать люди.
Именно в духе «Чтения мыслей» Стэн Карлайл (Купер) решил развивать свои таланты и ловить удачу за хвост. Благо предпосылки у парня имелись. Красавчик-щеголь без особых моральных норм. Никогда не прикасающийся к алкоголю. Хороший художник. Готовый учиться и оттачивать мастерство. Скрывающий тяжелое детство, скотину-отца и «огненную» тайну. Купер демонстрирует отличное развитие образа, тлетворное влияние шальных денег, самоуверенности, «комплекса бога». Из открытого, чуток наивного, впитывающего все новое молодого мужчины, во второй половине превращаясь в излишне самоуверенного, не держащего язык за зубами, причесывающего всех под одну гребенку, позабывшего элементарную психологию, холеного, противного типа.
Брэдли хорош. В первой половине картины – милый, нескладный, потрепанный, впитывающий знания как губка. Допускающий ужасную ошибку или осознанное злодеяние? Во второй – самоуверенный, наглый, считающий что ухватил черта за бороду, сохранивший лишь наблюдательность. Меняющийся во время работы с клиентами и «общения» с духами, превращаясь во взаправдашнего медиума.
Жаль, после экватора дель Торо лишает нас прелестей бродячего цирка, перемещая действие в Нью-Йорк 1941 года.
Тут, правда, постановщик добавляет побольше нуара, ставшего еще одной приятной стороной картины. Обязательные шляпы, изящные женские наряды, стильные костюмы, не вынимаемые изо рта сигареты, вечный дождь, сменяемый не менее настырным снегом, темные тона, роковая красотка. Все, как полагается.
А вот и Она. Таинственно-змеиная доктор психологии Риттер (Бланшетт ). Утонченная, с просчитанными движениями, умная, производящая впечатление. Изрядно пожившая, знавшая от судьбы не только поцелуи. Привыкшая держать все в своих руках, манипулировать, читать людей.
Да, Стэн как-то уж очень легко и просто раскрылся перед этой впечатляющей феминой, поведя себя в отношении Лилит слишком глупо с самого начала. После усугубив дело доверчивостью. Создатели ленты объясняют такую тупость ГГ свежей влюбленностью, но выглядит обоснование изрядно притянутым за уши. Разве что Карлайл действительно изрядно зажрался, почувствовав себя кумом королю, сватом министру, готовым хамить направо и налево, причем не один раз, не задумываясь о последствиях.
Плюс на фоне лощеной и дорогой Риттер возлюбленная Стэна Молли (Мара) смотрится слишком уж незатейливо. Простая, солнечная девушка, радующаяся каждому дню, знающая, когда нужно остановиться в опасных играх с судьбой. Любящая этого обалдуя Стэна.
Актерские работы хороши даже на уровне второстепенных образов.
Вспомним хотя бы въедливого и сребролюбивого управляющего ярмарки Клема (Дефо).
Или могущественного отшельника Эзру (Дженкинс ).
Теперь, Маша о грустном.
Лента вышла чересчур нарочитой в морально-этическом плане. На уровне паучихи и детишек. Эдакое дидактичное моралитэ для младших классов. Не смейте обормоты, играться с людской надеждой! — грозит пальчиком дель Торо. А то вона как бывает! Священником, себя значит почувствовал, товарищ Стэн? Налаживающим браки самаритянином? Дающим целеполагания, примиряющим с потерями? На тебе жену судьи! Не смей заигрываться! На тебе Эзру. Не приплетай духов!
Или это Гильермо решил поиздеваться – мол, даже в реалистичной картине мои любимые призраки могут так подгадить, костей не соберете.
А еще дети, знайте свое место и вовремя придерживайте коней на переправе. Не загонятесь!
Все вроде верно, но зачем же так в лоб?
Лента получилась изрядно предсказуемой. Фактически все поворотные ходы сюжета отлично читаются. Начиная от спирта, заканчивая доктором и финальным твистом. Что изрядно снижает прелесть восприятия.
Эрго. Нуарная история возвышения и падения, с хорошими актерскими работами, атмосферой бродячего цирка. Подпорченная предсказуемостью и грубым морализаторством.
Режиссер: Гильермо дель Торо
В ролях: Брэдли Купер, Тони Коллетт, Руни Мара, Кейт Бланшетт, Уиллем Дефо, Рон Перлман, Холт МакКаллани, Дэвид Стратэйрн, Джим Бивер, Мэри Стинберген, Марк Повинелли, Пол Андерсон, Тим Блэйк Нельсон, Ромина Пауэр, Клифтон Коллинз-мл., Дэвид Хьюлетт, Лара Джин Хоростецки, Линден Порко, Дрю Нельсон, Питер МакНилл, Сара Меннелл, Ричард Дженкинс
Средневековая фентезийная Англия. Сэр Боуэн (Куэйд) – наставник принца Айнона (Тьюлис), всеми силами пытался воспитать из своего подопечного достойного правителя, чтущего древний рыцарский кодекс. Получалось слабо.
А уж когда ему досталась часть сердца дракона, врученная принцу в дар от древнего ящера, все стало совсем худо.
12 лет спустя Боуэн, разочаровавшийся в своем ученике, и отчасти в кодексе, порвал с Айноном и увлекся охотой на драконов.
Встреча с последним из них, могучим Драко, окажет судьбоносное вляние не только на самого рыцаря и короля Айнона, но и на судьбы жителей всего королевства.
Фентези нашей юности, в свое время получившее премию «Сатурн» (англ. Saturn Award) как «Лучший фильм-фэнтези» и номинацию на Оскар за лучшие визуальные эффекты (статуэтку взял «День независимости»). Попробуем пересмотреть?
История перед нами простенькая, несколько наивная, осмотрительно относящаяся к бюджету, но все равно привлекательная.
Хитом картины, вне всякого сомнения, стал дракон, озвученный Шоном Коннери. Драко шикарен и способен потягаться с любым крылатым змеем мирового кинематографа, что из «Игры престолов», что из «Хоббита», что из «Эрагона». Шикарная мимика, завораживающая красота, бездонная пасть, любовь к спецэффектам (его о-у!! при ловле стрелы это пять!), тонкая печальная ирония, хитрость и разум, философские нотки. И с моральной точки зрения Драко заткнет за пояс любого из героев.
Дэннис Куэйдпо мере сил старается не уступать своему длиннозубому партнеру. Полный сил, юмора и уверенности рыцарь, твердо следующий кодексу и пытающийся вдолбить его в своего непутевого ученика. Разочарованный, постаревший и опустившийся убийца драконов. Человек, получивший осознание истинности своих юношеских воззрений. Познавший невозможную дружбу и сделавший болезненный выбор. Куэйд тут хорош.
Поразительно мерзенький персонаж получился у Дэвида Тьюлиса. Его Айнон – с одной стороны натуральный самодур и садист, тип, вызывающий натуральное омерзение. С другой – опасный тиран, способный и самолично мечом орудовать, и своих приближенных держать в ежовых рукавицах.
Что забавно, Тьюлис не единственный актер, засветившийся позднее в эпопее о Гарри Поттере.
В наличии также Джейсон Айзекс и его скользкий лорд Фелтон.
Пит Постлетуэйт отвечает за юморную сторону ленты, хотя смешных моментов тут хватает и помимо монаха Гилберта. Вспомним хотя бы проделки нашей парочки шалопаев-аферистов.
Отдельное спасибо постановщикам за сложный выбор, предстоящий героям. Выбор, с ходу выделяющий «Сердце» из ряда бравурно-пафосных фентезийных лент. Выбор, что называется, из двух зол. Что хуже, оставить в живых злодея-деспота, или потерять друга?
Хватает в ленте поединков на мечах, пускай не поражающих мастерством исполнения, имеется даже полтора сражения с аккуратным использованием массовки и б-м задоспешенных конников (что, называется «скромненько, но со вкусом). О «стратегическом гении» Айнона, бросившего свою полусотню всадников в лесную чащу, мы сейчас говорить не будем.
В достатке антуражных съемок природы, пасторальных пейзажей, замков, пейзан, занимающихся своим нелегким крестьянским трудом. Атмосфера фентезийного средневековья получилась у постановщиков на все сто.
Не позабудут постановщики о морали, напомнив об ответственности сильного, развращающем влиянии власти, и наочно показав, каким королем/боссом/начальником точно не стоит быть.
А главное, им удалось передать дух сказки: ироничной, юморной, нарочитой, волшебной и жизненной, завораживающей, оптимистичной, несмотря на потери и смерти.
Эрго. Приятное фентези с шикарным драконом, парой хороших актерских работ, сказочной атмосферой и сложным выбором для героев.
P. S. Заодно поглядел первый из трех сиквелов, выпущенных сразу на видео — Dragon Heart: A New Beginning. Очень слабая картинка, на порядки хуже нарисованный дракон, как бельмо на глазу выделяющийся на натурном фоне. Смена акцента со взрослого на подростковый, кунг-фу, откровенно неуместно смотрящееся в «как бы средневековой» Англии. При этом чертовски импозантный злодей, милый (несмотря на откровенную кукольность и деревянность) дракончик, юный эгоистичный протагонист, сумевший все же разобраться в приоритетах. На фоне первой части смотрится на порядки слабее, но доля здоровой «ми-мишности» позволяет плеваться не очень сильно.
Режиссер: Роб Коэн
В ролях: Дэннис Куэйд, Дэвид Тьюлис, Пит Постлетуэйт, Дина Мейер, Джейсон Айзекс, Брайан Томпсон, Ли Оакес, Вульф Кристиан, Терри О`Нейлл, Ева Веймелкова, Милан Бахул, Кайл Коэн, Том Бэйкер, Джули Кристи, Шон Коннери, Джон Гилгуд, Бадди Куэйд
Автостражей – андроидов, предназначенных для охраны исследовательских экспедиций под крылышком Компании, никому не пришло бы в голову называть мыслящими существами, равными людям. Роботы, что с них возьмешь.
Но с этим конкретным Автостражем, именующим себя Киллерботом, ситуация обстояла иначе. Сперва он умудрился отключить собственный модуль контроля, а затем увлечься сериалами, музыкой и литературой.
Ему даже удавалось некоторое время оставлять это в тайне. До той поры пока его подопечных, ученых собирающих образцы на отдаленной планете, не попытались убить.
Антрополог, археолог и программист Марта Уэллс занимается написанием фантастики с 1993 года. За рубежом она достаточно известна, на русском выходил лишь один фентезийный роман. До 2019 года, когда Fanzon решил познакомить читателей с началом приключений Киллербота, принесшего автору разом Небюлу, Хьюго и Локус.
Перед нами камерная и ненапряжная приключенческая фантастика, радующая качественным, ироничным протагонистом.
Человечество покорило звезды, исследует планеты, а большинство власти в руках компаний и корпораций, активно зарабатывающих деньги.
А еще тут огромное количество самых разнообразных роботов (ботов), ИИ, конструктов (киборгов), и дополненных людей. Причем что боты, что конструкты в большинстве мест вселенной считаются аж никак не свободными личностями, а просто напросто дорогим оборудованием. Капитализм, что б он был здоров. Прибыль наше все.
Главный герой принадлежит к конструктам – андроидам, совмещающим органические и неорганические части тела. А конкретно автостражей. Они сильнее человека, быстрее, в рукопашной легко одолеют большое количество гомо сапиенсов. Обладают встроенным оружием, могут в бою без особых проблем терять до 90 процентов тела. Восстановятся. А вот половых признаков не имеют. За этим делом к сексботам. Автостражи разумны, в пределах своей компетенции – неглупы, могут подгружать образовательные модули и получать любые знания. Искренне заботятся о своих подопечных.
При этом перевозятся в грузовых отсеках, находятся под постоянным контролем, выключаются на время перерыва между заданиями, обычно не интересуются ничем, кроме работы.
Но наш Киллербот исключение. Причем, виновата во всем похоже, маскультура. По большей части бесконечные сериалы, буквально заворожившие нашего героя. Ну и одно кровавое происшествие. Бесконечные сериалы используются героем не только для знакомства с людским социумом, но и как средство успокоения и фактически медитации.
Киллербот вышел у автора на «пять», особенно учитывая, что используется изложение от первого лица, что позволяет еще глубже погрузиться во внутренний мир персонажа. Жаждущий одиночества и спокойствия. Стеснительный мизантроп-интроверт безразлично относящийся к людям, но «по условиям задачи» вынужденный заботиться о подопечных. Сперва с неохотой, скучая, постепенно обнаружив в этом определенную прелесть. А уж когда его стали воспринимать не оборудованием, а живым существом — и вовсе. Не понимающий многих нюансов людского поведения, пытающийся разобраться в нем.
Ищущий свое место в мире. Активно рефлексирующий по поводу своего прошлого и трагедии, которая в нем скрывается. Успешно взаимодействующий с попадающимися на пути ботами, отлично работающий с Сетью. Комментирующий происходящее, периодически иронизирующий и удивляющийся людским привычкам. ГГ потихоньку развивается, учится общаться с людьми, делает выбор, познает мир.
Также охота отметить искусственный интеллект корабля (еще одного любителя сериалов), заслужившего у Киллербота имя Гнусный Исследовательский Корабль, и отдаленно напоминающего суда Энн Леки. Это наш герой со зла. Со временем ГИК становится для него настоящим партнером и почти другом.
Жаль, с людскими персонажами ситуация гораздо хуже. Практически никто не запоминается.
Немало времени в книгах Уэллс уделяется работе с Сетями, как глобальными, так и локальными, взлому паролей, защите от проникновения, наблюдению за происходящим с помощью камер, общению различных ботов через сеть. По классике – без интернета в будущем жизни нету.
Если первая повесть совмещает приключение с фронтиром и борьбой за выживание, то во второй в дело вводятся элементы детектива. Плюс нюансы нелегкой работы телохранителя. Протагонист пытается восстановить обстоятельства давно минувших дней и главное разобраться в том, что ему нужно от жизни. Хотя интрига посильнее как раз в дебютной части.
Не позабудет автор поразмышлять о человечности и Человеке, о том кто достоин называться этим громким именем. Искусственном интеллекте, будущем гомо сапиенсов, в котором могут появиться как дополненные люди, идущие на более тесный контакт с сетью, так и обладающие сознанием киборги. Но особо мощной и сверхооргинальной идейной основы от книги ожидать не стоит. Как и проработанного мира, с этим в книге пока откровенные нелады. Акцент на герое и его приключениях.
Эрго. Приключалка без претензий, радующая качественным героем-андроидом и еще одним ботом. А вот с людскими персонажами и проработкой мира все не так благостно. С премиями ребята также откровенно погорячились.
Без защиты Божественного ветра, или Кто настоящий злодей?
Жуткая угроза сгустилась над благословенным богамии Ниппоном. Коварные мангуты – варвары, коих не счесть.
Ценой неимоверных жертв и огромного мужества натиск захватчиков приостановили. Ненадолго. Тем временем в клане Секай достигла расцвета дочь главы клана — Красный Лотос, последняя из Бессмертных – знак милости богов и символ надежды.
Вот только у лидера клана Нобунага – молодого и амбициозного Хироши, на нее свои планы.
Давненько, аж после шикарной «Войны самураев» и Олдевского «Карпа» не попадалось свежего фантастического худлита по Стране Восходящего солнца.
А тут мало того что Япония, так еще и рукой поляка. Польской фантастики в последнее время нам подогнали с избытком (Дукай, Вегнер, Гжендович, Пискорский, Збешховский, Майка, Гузек , Пшехта, Комуда), и за редким исключением, книги хороши.
Czerwony Lotos любопытен и антуражен, но не без слабых мест. Автор погружает нас в атмосферу древней Японии, сохраняя практически все особенности Страны Восходящего солнца. Имена, термины, наименования предметов, оружия, сословий. Самураи и катаны, гейшы и шинобу, дайме и асигару. Для человека мало-мальски знакомого с историей Японии хотя бы на уровне «Сегуна», вхождение в мир романа произойдет легко и быстро. Вместе с этим Саульский подключает к делу два (точнее можно сказать и три, но о третьем позднее) фантастических допущения (не считая всяких мелочей типа огров). Бессмертных – людей, родившихся с божественным благословением и не способных умереть. Они могут погибнуть лишь от легендарных демонических Алых клинков. И монголы, пардон мангуты, мало того что по слухам завоевавшие весь Западный континент. Вдобавок не остановленные в плавании к островам Ниппона «Божественным ветром». А спокойно переправившие сюда огромное войско. И продолжающие подпитывать его подкреплениями.
Божественная кровь Бессмертных дает Аркадию возможность построить основную сюжетообразующую линию, заодно озадачив читателя непростыми моральными вопросами.
Мангуты, которых мы почти не видим, становятся мощнейшим мобилизующим фактором.
Третьим условным фантадопущением в романе Саульского становятся Духи. Супербойцы, которых боится сам Флинт, пардон синоби. Идеальный сплав самурая и ниндзя. Шикарные мечники, отменные убийцы, взявшие от Ведьмаков обостренные чувства и реакцию, причем безо всяких эликсиров. Способные заменять сон недолгой медитацией, скрываться в тенях и выходить на честный бой одному против многих. Есть для ребят и ограничители. Их воспитывают с детства как инструмент служения конкретному человеку. Прям Стражи Айз Седай. И даже отказывают в собственных чувствах.
Однако, как мы увидим – это не так. Кентаро – Страж Красного Лотоса. Человек размышляющий над вкусом идеального чая. Невозмутимый, неглупый, столкнувшийся с возможностью перемен, но не ожидавший их в столь глобальном виде. Пытающийся разобраться в себе. Поставленный перед серьезным выбором. Сделавший его и неостановимо идущий к цели.
Ему противостоит Хироши Нобунага. До чертиков амбициозный, уверенный в своей избранности, не жалеющий людей. Непреклонный, жесткий, настоящий самурай (ос! Хай! По понятиям!). Чуть ли ни единственный серьезный противник Кентаро в фехтовальном искусстве. Наследник выдающегося отца, мужчина, раскрывающийся лишь в «детской» главе.
На первый взгляд у нас в наличии положительный и отрицательный герои. Однако стоит присмотреться – все не так просто. Протагонист, если судить по результату, действительно несет несчастье на головы практически всем, кто оказывается рядом (исключений ровно две штуки). В результате его действий не поздоровилось не просто сотням окружающих людей, которых пролегло просто немеряно (да и с городом нехорошо получилось).
Ради мести он на несколько порядков уменьшил шансы противостоять захватчикам всего Ниппона. Вот такой у нас клевый положительный герой. Или все же злодей?
Антагонист, напротив, по полной программе использует предательство, обман, манипулирует, убивает невинных (Дух этим тоже не чурается). Но идет к цели, способной спасти страну и сотни тысяч жизней.
Впрочем, можно посмотреть на вопрос и с третьей точки зрения. Зачастую смена власти и вторжение чужаков не было таким уж однозначно негативным фактором для всех слоев общества. Да, во время войны выгребают все и вдосталь. Но после победы и воцарения захватчиков жизнь обычных людей: крестьян, ремесленников и торговцев не сильно изменится. А вот высшему классу потерпевшему поражение приходится несладко (и то есть варианты). Так что действия антагониста можно объяснить банальным эгоизмом и нежеланием терять власть.
В общем, выбирайте сами, какое объяснение кому по нутру.
Автор скуп на описания, изрядную часть времени «Лотос» — краток, строг, лаконичен, мимикрируя под исторические хроники. Развитие сюжета идет предельно быстро, скорее в духе повести, чем романа. Все по делу, порой Аркадий оставляет читателя даже без того, что пригодилось бы. Маловато работы с характерами, кроме разве что Духа. Социалка пунктиром («Самурай может убить крестьянина за неправильное выражение лица» — спасибо, мы в курсе), природа за кадром, второстепенных героев в обрез. Львиная доля внимания посвящена кроваво-боевым приключениям ГГ. Благо хоть жизнь большого города зацепил.
Зато самые известные черты ниппонцев Саульский передает адекватно – честь, бесстрастность, верность долгу и господину, Путь самурая, самосовершенствование, готовность к смерти. Те, кому по душе японская культура — оценят.
Покажет нам чуток криминального общества Японии (вариации на тему «Нефритового города») вышедшего в его описании на диво мирным и этичным.
Подивит нежданчиком почти в самом начале, перевернувшим уже сложившиеся ожидания от книги. Да и эксперименты Сатобени не слишком часто использующийся ход, хотя Курумо явно имеет на этот счет свое мнение.
Пропишет немало боевки, не ставшей, к сожалению, особым козырем романа. Большая битва ровно одно в прологе, а локальные сражения описаны пресновато. Несмотря (или благодаря) на поразительно часто и надоедливо «фонтанирующую» или «забившую гейзером кровь» из ран. Разве что ниндзевские эскапады Духа смотрятся приятно.
То, что Аркадий смешивает времена, объединив монгольское нашествие 13 века с активным использованием огнестрела, появившегося в Японии лишь в 16-м, дело десятое. Он автор — он так видит.
Эрго. Японское фентези с минимумом фентези. Антуражно, кроваво, не без морали. Но вопросов хватает.
«Быть человеком сложно», или Высокоморальные кровопийцы
Кровососы не миф. А грубая реальность. Правда, они, охотясь, не выпивают людей досуха, отбирая лишь необходимое для утоления голода.
Не просто так. Ведь в случае смерти человека по их головы придут Хранители.
Новообращенный смоленский вампир сделал все как учили – никакого душегубства. Однако наутро в березовой роще прохожие обнаружили полностью обескровленные тела его невольных доноров.
И теперь у смоленской упыриной семьи всего неделя, чтобы отыскать убийцу. Иначе их долгое и счастливое существование может прерваться.
Любопытный вышел проект — комедийно-детективный, с приятными актерскими работами, целым рядом юморных и сатирических моментов.
Тенденция однако – примерно в то же время на экраны вышел еще один упырячий проект – «Пищеблок».
Хоррора минимум, как такового саспенса тоже немного, но смотрится сериал с интересом. В первую очередь перед нами классическое расследование в вампирском антураже.
Роют землю следаки. Всплывают и отсеиваются подозреваемые. Отыскиваются улики. Появляются новые обстоятельства. Вычисляются закономерности. Через найденное свидетельство выходят на следующий вещдок. Детектив не выдающийся, но вполне на уровне.
Понятно, что не будь тут вампиров, сериал вряд ли выбился бы из неисчислимого ряда телевизионных расследований. Но они есть.
Здешние кровососы не боятся креста и чеснока, без проблем ходят под солнцем и считают себя санитарами современного человечества. Только голову поберечь стоит, она их слабое место – Маклауды понимающе кивают. А еще они не убивают свою еду. Ведь есть Договор и те, кто следит за его исполнением. Добавляет в блюдо остроты то, что вампиры исполняют Договор не из-за страха перед наказанием. А потому, что так правильно, ведь он помогает им оставаться людьми. Не самое частое в фантастике качество кровопийц, хотя и не уникальное. А вот то, что каждый из них получает после инициации свою особенную сверхспособность – если и встречалось где-то раньше, с ходу не припомню. Полет (точнее парение), чтение мыслей, управление разумом, телекинез (все это благолепие, правда, требует немалого расхода энергии и потребления крови). Плюс увеличившиеся сила и скорость, способность укусом лишать жертву памяти, регенерация — нехилый набор качеств, без моральных удил переводящий семейку в ранг суперхищников. Благо для человеков, что эти самые удила в наличии (почти).
Тем паче, в остальном перед нами обычные, полные страстей и эмоций люди.
Дед Слава (Стоянов ). Лидер общины, первородный вампир с выдающимися ногтями, инициировавший всю остальную братию. Язычник, живущий уже целую вечность. Способный своим «внутренним миром» огорошить целую толпу Хранителей. Искренне переживающий за свою семью.
Пенсионер, ностальгирующий по временам Грозного. Неиссякаемый источник поговорок-прибауток, порой достаточно злых. Почитатель традиций, хранящий в своей комнате любовно украшенный гроб, читающий «Правду» и носящий ватник десятками лет. Не приемлющий новые, бестолковые времена и беспутную молодежь. Ностальгирующий о ранешних временах, когда все делали руками и с любовью. Хозяин квартиры, полной антиквариата и советской мебели.
Жан (Ткаченко). Интеллигентный маркиз-лекарь из Великой армии Наполеона. Красавчик, уже две сотни лет проводящий эксперименты по выведению новой расы, скрещиваясь со всеми мало-мальски подходящими девицами. Девицы отнюдь не против. Имеющий на работе целый ящик, заполненный забытыми трусиками любовниц. Невозмутимо-идейный и неотразимый ловелас.
Анна (Кузнецова). Доблестный полицейский капитан уже не первое десятилетие. Обладает способностью считывать мысли во время прикосновения. Что изрядно усложняет отношения с мужчинами, полными гадких мыслишек. В целом неприступна и закрыта, активно «строжится», порой не может устоять перед желанием любви. Привыкшая ничего не ожидать от мужиков, отвыкшая от того, чтобы за нее заступались.
Женек (Калюжный). Самый юный член семейства. Обращенный буквально вчера. Типичный представитель современной молодежи, не мыслящей себя без сленга, гаджетов и ютуба. Ведущий блога, где с удовольствием делится правдой о вампирах. Забавен, глуповат, недалек, но парнишка в целом неплохой.
Хорошо переданы отношения в семье, где вынуждены уживаться несколько поколений. Общение, подколки, порой за гранью фола, забота, совместное бытье. Дед-патриарх, давлеющий над юным внуком. Среднее поколение, пропадающее на работе. При этом все члены по-своему любят друг друга и готовы ради своих на многое.
Иван (Гаврилов) – следак из Москвы. Сперва высокомерный и презрительно-снисходительный мусор, потихоньку оказывается нормальным парнем. Инициатор романтической линии с Анной.
Стоит упомянуть также жутко постаревшую Догилеву в образе главы Хранителей. И аристократическую Ольгу (Медынич) – экс-супругу Жана.
Героям частенько подкидывают свеженькие перипетии, почти в каждой серии обеспечивая какой-никакой клиффхэнгер или нежданчик по ходу дела. Некоторые всерьез меняют течение сюжета. Есть даже промежуточный финал, когда кажется, что расследование в целом закончено, но за ним открываются новые серьезные проблемы.
В наличии флеш-беки, показывающие обстоятельства инициации и некоторые интересные моменты из прошлого вампирской семейки.
Еще одной приятной стороной, обеспечивающей «Вампирам» немало вистов, стал юмор. Жесткие подколки младшего поколения старшим. Мягкая ирония с фразами достойными занесения в анналы. «Это не кровь это химия одна, что люди нынче едят». «Белорусы на шопинг приедут, попьете крови без ГМО. белорусы это хорошо, только крахмала многовато», «Бабам и Гидрометцентру верить нельзя», «Порядок уважаю, при советской власти пожил», «Прошу прощения за мой русский» — от маркиза-француза. В наличии забавные ситуации, как то полицейская операция на вампирской костюмированной вечеринке. Или современная российская романтика с пакетом на ветру. Прям «Красота по-американски», до того момента как выясняется, что пакет из распотрошенной мусорки и там таких еще вагон.
В наличии также злая сатира, связанная с властями, кортежами губернатора, останавливающими движение на много часов. «Упырями» из городской администрации, напрочь не замечающими социальных проблем обитателей Смоленска.
Моральный пласт сериала на уровне. Размышления о власти над толпой и тех, кто достоин этой власти по праву сильного. Или все же в 21 веке другие критерии? О не таких, как все. О важности семьи, ведь «других у нас нет!», семьи, главное в которой отнюдь не кровное родство. Об обычной жизни, которая так быстро заканчивается и буквально упрашивает насладиться каждым ее моментом. О том, кто больше человеки: укуренные гопники, зажравшиеся чиновники или «монстры», всеми силами старающиеся не растерять хорошие людские качества. Готовые ради ближнего на немалые жертвы. Способные поступить по справедливости, исправить ошибки, не глядя на ожидающие их из-за этого проблемы. И всплывает из глубины главный вопрос: если монстры себя ведут добрее и человечнее, чем мы с вами, может нам стоит что-то в себе изменить?
Изюминкой на кулебяке различные виды и панорамы Смоленска. Дневные, ночные, с высоты птичьего полета и с уровня людских глаз. Монастыри, кремль, старинные здания и новострои. Красиво.
Да не обошлось в проекте без косяков. Как то потерянные линии, типа арки с лекарством для Ирины Витальевны, сошедшей на нет. Или позабытые всеми убийства Ольги в прошлом (а как же Хранители?). Слабая графика. ТТХ кровососов периодически «гуляют». Предыстория мира: как и откуда появились вампиры, не раскрыта. Ну и вечные проблемы со звуком – как они его пишут, что многие диалоги приходиться разбирать на максимальной громкости и то не всегда выходит? Но на эти недоработки можно не обращать внимания.
Эрго. Ироничный детектив в вампирском антураже с хорошими актерскими работами, большую часть времени уместным юмором и моральным базисом.
Режиссер: Антон Маслов
В ролях: Юрий Стоянов, Татьяна Догилева, Екатерина Кузнецова (II), Артём Ткаченко, Ольга Медынич, Михаил Гаврилов (II), Дмитрий Чеботарёв, Глеб Калюжный, Дмитрий Лысенков, Александр Устюгов, Александр Никольский, Маргарита Шилова, Виталия Корниенко, Вероника Лысакова, Алёна Фалалеева, Дмитрий Архангельский, Владислав Миллер
P. S. Неужто Муммий Троль до сих пор слушают? Экие они непотопляемые.