Дэн Тернер считался одним из лучших специалистов Америки по восстановлению старых видеозаписей. Неудивительно, что меценат и богатей Верджил Давенпорт, желающий привести в порядок коллекцию видеокассет, обратился именно к нему.
На кассетах не утраченные шедевры кинематографа и не дорогие сердцу магната детские воспоминания. А записи, сделанные женщиной-аспиранткой, собирающей материал для своей диссертации. В одном из исторических зданий Нью-Йорка, сгоревшем десяток лет назад в странном пожаре. Пожаре, с которым, похоже, связана и гибель семьи Дэна.
Смешавший «найденные пленки» с параноидальным триллером и элементами различных поджанров хоррора. Намешали постановщики преизрядно.
Духи, призраки, демоны, колдовство, межвременные путешествия (что, в физическом теле?) и прочие забавы Хроноса, медиумы, мистические книги, культы и религиозные секты, психоделики, проклятые записи, ритуальные убийства, зловещие здания, коварные корпорации, сумасшедшие дома, психические заболевания, иные миры, параллельные измерения. Все эти компоненты мелькают в самых причудливых сочетаниях. Что из этого реально, что нет — долгое время непонятно. Постановщики активно вводят главного героя и зрителей в состояние измененного сознания.
Интрига становится одной из интереснейших черт проекта. Что мы видим? Сны? Путешествие в эфирном теле? Галлюцинации? Колдовство? Сродство душ? Дело в человеке? Или здании? Неплохо завернули.
Сериал похож на матрешку или луковицу, в каждой серии раскрывающую несколько слоев тайны. Подвязывающую, казалось, не относящиеся друг к другу линии, людей и события. Частенько меняющую точку зрительскую зрения не только на происходящее в 90-е, но в настоящем.
Главной фишкой проекта становится две временные линии (нас даже перенесут в начало 20 века – правда, арка 24-го получилась слабенькой) и взаимодействие героев из разных хронопотоков.
Дэн (Ати ). Знаток старого кино, фанат пленки, вдохновленный увлечениями отца. Мастер восстановления погубленных кассет, относящийся к пленке как к потерянному, занехаянному ребенку с трудной судьбой. Трепетно с огромным старанием и любовью приводящий записи в чувство. Парень не верящий «в потустороннюю хрень», одновременно подверженный параноидальным страхам. В свое время «гостивший» у психиатров после нервного срыва. Переживший в детстве жуткую трагедию. Замкнутый, ценящий приватность и одиночество, сложно сходящийся с людьми. Имеющий одного единственного друга – и даже в этих отношениях есть нюансы. Затаивший обиду на отца. Расставшийся с девушкой. Чересчур любопытный (и знающий об этом).
Мелоди (Шихаби). Аспирантка кафедры социальной антропологии Нью-Йоркского универа. Решившая создать оригинальную диссертацию в виде документального фильма. На самом деле ведомая иной целью. Брошенная матерью, выросшая в католическом приюте. В детстве подверженная видениям, лечившаяся у психотерапевта. Трогательная, милая, ранимая. Способная на резкие действия и нетривиальные поступки.
Восстанавливая записи и просматривая их, Дэн все глубже погружается в жизнь Мелоди. Узнает эту женщину, становится свидетелем ее переселения в Виссер (камеру девушка почти не выключает), новых знакомств, странных событий, загадочных звуков. Воспринимает привет из прошлого слишком лично. Практически влюбляется в образ на экране.
Остроты этому блюду добавляют «переключения тумблера», когда линия 1994 года из картинки на экране Дэна становится полноценным фильмом, затем обратно кадром на экране. Буквально сплетая 90-е и современность в один запутанный клубок. Красиво.
Archive 81 основан на одноимённом художественном хоррор-подкасте, авторы которого Дэн Пауэлл и Марк Соллингер.
Из остальных актерских работ можно отметить объемного друга Дэна Марка (МакГорри) ведущего мистического подкаста, но реалиста «по жизни».
Да таинственного богача Давенпорта (Донован) способного неоднократно нас удивить.
Перед нами не банально-физический ужастик с «бу!» из-за угла, а скорее психологический триллеро-хоррор. Герои видят то, чего быть не может, и не сильно уверены в своем психическом здоровье. Хотя воспринимают почти любые мистические нежданчики на диво стоически. Окружающие не особо верят в видения протагонистов (благо в прошлом у тех психические срывы уже бывали), которым остается надеяться лишь на самих себя. А некоторые из знакомцев оказываются и вовсе не теми, кем казались на первый взгляд.
Тем «на подумать» постановщики подбрасывают немало. Они поразмышляют о возникновении и действиях мистических культов и сект. О религиозном и эзотерическом фанатизме. О прошлом (и настоящем) респектабельных американских городов, жители которых, оказывается, не чужды оккультизму, мистике и колдовству. Об истоках творчества. Наличии иных миров (и речь не о других планетах). Вариантах посмертия. О действенности веры против психических расстройств. О тех книгах, которые могут встретиться в шкафах священников – ведь «мы должны знать своего врага».
Отношениях отцов и детей. Здесь постановщики, к сожалению, в очередной раз вознесли на щит изрядно надуманную детскую психотравму бросивших тебя родителей. Как на меня эта проблема слишком уж раздута, тем паче для взрослых, самостоятельных людей. «Хочу понять кто я»? — а причем тут родители к ответу на это вопрос?
Напряжение в сериале на уровне, а когда времена соприкасаются — становится изрядно не по себе. Без скримеров не обошлось, но их совсем немного.
Любопытно отслеживать цепочки слежки/наблюдения. Героиня следит за соседями в окуляре камеры. За ней спустя 25 лет на экране телевизора наблюдает Дэн. Но и это не последнее звено цепи.
Отсылок к классическим хорорам и триллеров, от Радиоволны и Зеркал до Звонка, в проекте выше крыши. Как прямых, так и опосредованных. Воспринимать это как баг или как фичу – решать вам.
Да, к мотивации героев и логике сюжета имеется немало вопросов, порой действия противоречат заявленным законам сеттинга, некоторые персонажи действуют откровенно глупо, а часть линий можно было бы без проблем убрать. Но в целом вышло приятно.
Эрго. Качественный «психологический» триллер-хоррор с изящным переплетением времен, не скрываясь стоящий на плечах гигантов.
Две крупные державы: Киссия и Чилтей, завязшие в вялотекущем противостоянии. Степные кланы, откуда изгоняют неугодных воинов, используемых в качестве наемников одним из государств. Разгорающиеся внутренние неурядицы в другом.
Отличное поле для большой войны.
Накрывшей своим крылом и принцессу Киссии. И степного капитана. И шлюху-убийцу из Чилтея, чей очередной заказ оказался крайне непростым типом.
Казалось, эта троица никак не связана друг с другом, и у них немного шансов оказать серьезное влияние на происходящее. Но что если так только казалось?
Вменяемого свежего эпического фентези появляется немного. С ходу в положительном ключе вспоминаются Вегнер да Аберкромби (с Куанг и Кен Лю ситуация посложнее). Отзывы о дебютной работе австралийки Мэдсон, начинавшей с самиздата, бродили разные. Нам обещали модный нынче восточный антураж, «серую мораль», много динамики и неоднозначных персонажей. В результате, роман оказался читабельным, но далеко не идеальным.
С 2013 по 2016 года автор создала The Vengeance Trilogy, действие которой происходит в том же мире, но на 17 лет раньше. Главным героем трилогии выступает Кин Ц‘ай – нынешний император Киссии.
С восточным антуражем получилось средне. Часть непременных атрибутов на месте. Алые флаги с драконами, названия, одежда, дворцовый церемониал, бумажные стены в домах. Однако ощущения «тонкого дела» почти не появляется. Перед внутренним взором встает не Китай или Япония, а два абстрактных фентезийных государства вкупе с не менее стандартными благородными варварами.
Действие разворачивается чересчур неторопливо и плавно. Явно видно, что у автора в планах минимум трилогия, куда торопиться, я вас спрашиваю? Динамика начинается ближе к середине книги, до этого порой откровенно скучновато. Да и после этого с крупными сражениями дела обстоят неважно, а те, что есть, описаны вскользь, парой слов. Жалеет нам баталий миледи Мэдсон. Хотя после экватора читать становится интереснее, нерв сюжета звучит напряженнее.
Касабельно серой морали. Общее впечатление – «Буря» ближе к «темному фентези», но в эдаком лайтовом варианте. Хватает убийств, обезглавливаний, второстепенные персонажи долго не живут. В отличие от основных.
А вот и они.
Лидирующая роль у принцессы Киссии Мико Ц‘ай – «дылды с нескладной фигурой». Дочь и внучка «предателей». По крови прямой потомок старой династии, вместе с братом-близнецом признанная императором Кином своими детьми, но не допускаемая к государственным делам. Обучавшаяся в компании с братом боевым искусствам, стрельбе из лука и различным наукам. Успешно. Умная девочка, недавно вступившая в пору юности. Неопытная, разрывающаяся между желанием вернуть власть своему роду и пониманием того, что раздор внутри Киссии будет лишь на руку врагам. Мико вышла самым живым персонажем из основной троицы. Она сомневается, боится, впадает в гнев, отчаяние, активно включается в борьбу за престол. Ошибаясь, оступаясь, гнет свою, непростую линию. Порой даже задаешься вопросом – это у нее глобальное стратегическое мышление, проницательность (из матушкиных затей кина не будет), или юношеский апломб вкупе с авторским произволом? Ведь логичнее и проще забыть о проблемах державы, поступиться собственными планами и поддаться течению. Ан нет. Не в ее характере. Упрямая девица, отвечающая в романе за интриги и стремление к власти.
Рах э‘Торин капитан вторых клинков Торинов. Что на уме, то на языке. Порядочный, прямолинейный, истово чтящий обычаи кланов, они же «гурты». Представитель тех самых благородных варваров – рослых парней на крупных конях. А точнее степных жителей, но не в варианте диких монголов Чингиза, а в версии вменяемых коневодов (чем-то отдаленно Рохан напоминают). У них культ лошадей и воинского мастерства. Живут кланами. Достаточно развитая религия и социальные отношения. Все хорошо. Если бы не смыкающееся вокруг степи кольцо городов-государств. Оставим на совести автора активное преимущество горожан, обычно война Леса и Степи шла долго и с переменным успехом, не приносящим однозначной победы ни одной из сторон. Тем паче, что здесь преимущество удалось достигнуть благодаря миссионерам, принесшим в степь веру в Единственного истинного бога. Также на совести Девин активное принятие новой веры степняками. Однако она автор, она так видит. В результате, все чаще несогласных с новой верой или новыми веяниями просто изгоняют из кланов. К соседям изгнанникам отчего-то хода нет, вот и приходится уходить в далекие края.
Здешние степняки благородны, блюдут честь, уважают врагов и готовы после битвы долгое время отрезать головы всем поверженным. Ведь лишь принеся голову мертвеца в нужный храм, можно отпустить его душу на волю. Возни немало.
Рах, попав в цивилизованные земли, находится в изрядном раздрае и полон сомнений, как ему стоит поступить. Ввязаться в здешние разборки, или попробовать сбежать обратно в левантийские степи.
Позабавило несбалансированное описание воинского искусства левантийцев, автор, похоже, сама не определилась как такое богатство использовать. Позиционируются как суперкрутая легкая кавалерия. Метательным оружие пользуются редко и неохотно, классика: «по степи с саблей за сайгаком». Отчего попадают впросак, в дебюте уступая меньшему количеству противников, вооруженных луками. Затем отправляются в пешую засаду. Теряют кучу бойцов, убегая от копейщиков, и почти сразу решают исход битвы подобно задоспешенным рыцарям. Странноватые кочевники, одним словом.
Кассандра Мариус из Чилтея. Шлюха-убийца. Веселая девица, не только услаждающая мужичков, но и отправляющая клиентов на тот свет. Не из-за врожденной кровожадности – ничего личного, контракты. Она показана мощным ножевым бойцом, для которого не проблема нашинковать с полдесятка профессиональных вояк. Причем как именно она достигла такого мастерства, мы так и не узнаем. Смотрится, честно говоря, неестественно. Мариус может себе позволить ни с того ни с сего вместо выполнения заказа заняться спасением потенциальной жертвы, оправдывая действия необходимостью во всем разобраться.
Но и это не самая главная ее фишка. Кассандра слышит мертвых, а также таскает внутри себя некую непонятную личность, как потом выясняется, обладающую нехилыми умениями. Таскает, но страстно жаждет от нее избавиться.
Через героев нам показывают все три основные государственных образования этого мира, а также разные сословия, что можно занести Мэдсон в плюс. Стоит учитывать, что львиная доля авторского внимания все равно достанется Киссии, которая подается как жертва агрессии. Вдобавок общее ощущение от главной троицы противоречивое. И действуют вроде жизненно – тупят по страшному, ошибаются, идут на сделки с совестью, но как те фальшивые елочные игрушки – радуют далеко не всегда. Плюс постоянное переключение между протагонистами, каждому из которых достается по полноценной главе, местами раздражает.
К слову, мир романа пока прописан крайне слабо. Почти нет истории (чуток династии Отако), географии, природы, религии. Да почти ничего нет.
Разве что политике да интригами автор отдала должное. За них отвечают три второстепенных персонажа, двое из Киссии и один из Чилтея. Имеется также поразительно умный степняк, уже готовый к переходу в ранг полноценных политиков.
Основное противостояние — император с императрицей. Юг против Севера. Предыдущий повелитель Киссии конкретно накосячил (подробности долгое время неясны) вот и пришлось нынешнему солдату-императору поработать узурпатором. Однако волчицу с волчатами Кин Ц‘ай оставил в живых и даже возле трона. Для преемственности, наверное. Понятное дело, императрица ничего не забыла и не простила.
Иеромонах Чилтея лишь пользуется плодами этой подковерной вражды.
Магии в романе практически нет. Разве что «соседка» Кассандры, да странные умения Лео Виллиуса. Даже голоса мертвых не оказывают никакого влияния на сюжет.
Эрго. Не самый убедительный эпик в условно восточном стиле. Первая половина и вовсе скучновато, во второй поживее, но шедевром роман не становится.
На изломе эпох узурпатор сверг династию Раканов. На престоле Талига воцарились Оллары. Однако далеко не всем великим домам оказался по нутру новые короли.
Прошло четыре сотни лет. Ричард Окделл – сын покойного Повелителя скал, поднявшего недавно неудавшийся мятеж против Олларов, отправляется в школу для юных дворян.
На другом конце света последний из свергнутой династии Альдо Ракан получает предложение, которое может помочь ему вернуть трон предков.
В свое время романы Камши о Этерне произвели недурное впечатление, расстроив, пожалуй лишь излишней крутостью Альвы да незаконченностью цикла.
С тех пор прошло немало годочков, большинство перипетий позабылось, но экранизацию Этерны пропускать не хотелось. В этом году нам показали фактически пилотную полуторачасовую серию будущего сериала, который планируется снять в формате 3-х 10 серийных сезонов.
В общем, первое впечатление о будущем проекте сложить можно.
С ходу бросается в глаза жесткий перегруз информацией в начале. Постановщики голосом под статичную картинку вываливают на зрителя не только историю мира, что еще можно было бы переварить в таком режиме. Но и события недавнего восстания, что является откровенным перебором. Человеку, незнакомому с книгой, обработать и понять эдакий поток будет непросто. Или это осознанный ход: мол, кого заинтересует поточнее разобраться, что к чему — сами прочтут? За погружение в мир создателям сериала ставим жирный минус.
В этом же ознакомительном ролике нам четко расставляют акценты: Оллары плохие, Раканы хорошие. Люди чести – «бусечки», «навозники» — козлы. Удивляемся, обращаем внимание на то, что уже четыре столетия на троне как раз Оллары, и все интриги Людей Чести, присягавших этим самым Олларам, являются натуральным предательством (в первую очередь собственной чести, ты определись, болезный – или не присягай, или блюди клятву, честный ты наш). Напрягаемся, помня, что книги Камши не в последнюю очередь были интересны неоднозначностью персонажей, откровенно хороших или плохих среди которых надо было поискать. Затем напрягаем извилины посильнее и вспоминаем, что как минимум первая книга большей частью подается от лица Ричарда, картина мира которого выглядела именно так, как подается в ролике. Утешаемся.
Линия гоганов тоже сперва повергает в некоторое недоумение. Кто эти люди и чего они хотят? Почему барышня говорит о себе в третьем лице? Ко второй их сцене становится понятно, что арка богоизбранного народа не дающего в долг будет отвечать за мистическую составляющую проекта. По мнению Катерины Альдо следовало бы поподробнее расспросить неожиданно щедрых товарищей о том, что именно он отдает. А тем честно ответить на такие вопросы. Все избежали бы больших проблем в будущем.
К боевке постановщики подошли основательно. Камша описывает мир, находящийся на уровне примерно наших 16-17 веков ("мушкетерский" вариант, если коротко: "пора-пора-порадуемся", широкополые шляпы, дуэли на шпагах и рапирах). На поле боя царят пикинеры, мушкетеры, драгуны, кирасы и однозарядные пистолеты. Все начинается с флешбека Битвы при Ренквахе, сражения произошедшего на пяток лет ранее и подведшего итог восстанию Окделла. Атака тяжелой конницы на пикинерский строй. Пистолетные и мушкетные залпы. Наклоненные головы пикинеров, подставляющие пулям шлемы. Кровь, брызжущая в камеру. Отчаянная рубка людей, прикрывающих отход своих, и знающих, что живыми из них отсюда никто не уйдет. Впечатляет. Жаль, массовки маловато.
Помимо сражения нам покажут дуэль и несколько поединков, как тренировочных, так и боевых. К доспехам, оружию, костюмам и прочему реквизиту, по слухам, создатели сериала подошли внимательно, постаравшись максимально передать дух сражений и быта времен Возрождения.
За боевую часть постановщикам законный плюс.
По персонажам.
Во-первых, юные персонажи Камшы – питомцы Жеребячьего загона, которым по книге в районе 16 годочков, выглядят в сериале минимум лет на пять постарше. Аж никак не недоросли, а сформировавшиеся мужики, на которых пахать можно (Нурулину-Ричарду «по жизни», к примеру 24). Кроме разве что Альдо, выглядящего на диво юным. Но это такое, где нынче адекватных молодых лицедеев отыщешь.
Лаик – еще одна «замануха» для народа, выросшего на Поттере и остальных магических школах. Ведь это и есть как раз та самая Школа (пускай и не волшебная) со строгими, придирчивыми преподавателями, состязаниями, борьбой за первенство, шутками, проказами и прочими непременными атрибутами этого поджанра. Как на меня, Лаику можно было бы посвятить побольше времени. Выглядит полугодичное обучение как то слишком уж легковесно-быстрым («Джонни, сделай монтаж!»).
Ремарка от Катерины: А не стоило ли линию Агариса придержать на вторую серию, уделив побольше времени развитию арки Ричарда и прочего Талига?
Ричард (Нурулин). Один из троицы основных персонажей первых книг, от лица которого мы будем знакомиться с миром Этерны. Лопоух, наивен, болезненно честен, загружен по уши материнскими заветами о мести, и том, что должно. Выглядит адекватным, хорошим парнем, преданным друзьям, ненавидящим врагов. Тем сильнее будет впечатление от трансформации персонажа в последующем. Ух, как мы в былые годы по поводу развития этого образа спорили!
Основной оппонент Ричарда в Лаик — Эстебан Колиньяр (Горошко). Из «новых» дворян, искренне поддерживающий Олларов. Наглый, самодовольный, агрессивный.
А вот и одна из опор трона узурпатора, персонаж, откровенно напоминающий человека другого времени, эдакого «прогрессора» — Альва (Чурсин). Умен, силен, искусен, способен незашорено мыслить, не подвержен глупостям, ограничивающим других персонажей. Лучший фехтовальщик и полководец всего мира. «Читерский», суперкрутой типаж, частенько встречающийся у того же Панова (Сантьяга, Помпилио), порой выступающий откровенным роялем в кустах. Любопытно, отчего его предок принял сторону узурпатора?
В этой части его откровенно мало, но в дальнейшем Альва становится одним из важнейших факторов, влияющих на сюжет. Порой слишком уж сильно.
За линию изгнанников отвечают Альдо (Халилов). Порывистый, ветренный красавчик, полный энергии и жизни.
И Эпине (Крайнов ). Один из тех, кто потерпел поражение около болот Ренквахи. Уставший, разочарованный, совестливый, терявший близких и друзей. Молодой ветеран оппозиции.
Подвигов актеры не демонстрируют, но каши в целом не портят.
Понравился образ созданный Сергем Гилевым. Его отец Герман внушает.
Отдельное спасибо за старых добрых лицедеев типа Смехова или Смолякова. Их всегда видеть приятно.
Эрго. Несмотря на некоторые нюансы, зашкаливающий пафос, в целом получилось приятно, охота поглядеть, как будут снимать книжные перипетии дальше. Жаль, ждать долгонько, это все, Дюна окаянная!!!
Режиссер: Евгений Невский
В ролях: Анар Халилов, Павел Крайнов, Юрий Чурсин, Денис Нурулин, Валентина Ляпина, Сергей Горошко, Сергей Гилев, Вениамин Смехов, Юлия Хлынина, Кирилл Зайцев
Необходимые вещи на минималках, или Чада цирка и кино
Начало 40-х годов. Америка.
В маленьком городке Литчфилд только и развлечений было что кинотеатр. Одни жители с удовольствием следили за перипетиями фантастики и мелодрам. Другие – активно выступали против непристойностей, показываемых на экране.
Так длилось до той поры, пока с фильмом, посвященным преждевременному материнству, в город не наведалась передвижное шоу. А вскоре в отеле, где поселились его участники, произошло жестокое, таинственное убийство.
И, похоже, это было только начало.
Не особо оригинальный хоррор, стоящий «на плечах гигантов», способный, тем не менее, порадовать атмосферой 40-х и одним любопытным финтом.
Перед нами классическая история о Зле, пришедшем в провинциальный городок. Поначалу она вообще выглядит Нужными вещами-лайт. Неведомая сила, играющая на потаенных, забытых моментах из прошлого, цепляющая на крючок любопытства. Вот только Маккаммон строил такие саги гораздо интереснее. А Кинг еще и на порядок психологичнее. Тем паче разворачивается сюжет «Ребра» слишком уж неторопливо. Фактически треть романа представляет собой затянутую экспозицию.
Однако есть у книги один несомненный плюс.
Атмосфера начала 40-х. В мире бушует Вторая Великая бойня, и она уже докатилась до тихой американской гавани. Изрядное количество мужчин отправились за океан, а у молодняка появилась еще одна возможность порвать с опостылевшим провинциальным бытом. О том, что велик шанс не вернуться – задумывается немного народу.
А в благословенной Господом Цитадели демократии, царят самые что ни на есть неполиткорректные времена. Никакого тебе уважения к другому цвету кожи или сексуальной ориентации (о таких извращениях автор даже не упоминает). Изменил супруге/(гу)? Будь готов к немалому штрафу. Спутался с цветной дамой? О! Тут вообще все весело. ГГ хватило косвенных улик (судья прямых доказательств связи не увидел), чтобы потерять жену, работу, уважение общества. Его жизнь фактически уничтожена. Что уж говорить о пресловутой сегрегации – чернокожие люди второго сорта, как повелось испокон веков.
Мораль социума и простые семейные ценности нерушимы – любой намек на неприличное поведение как в быту, так и на экране вызывает волну гнева и осуждения столпов общества. В приличном отеле для поселения пары необходимо свидетельство о браке. Роль женщины сводится к заботе о муже и хозяйстве. Благо хоть сухой закон уже десяток лет как отменили – не нужно выпивку по подвалам прятать.
Пасторальные времена, одним словом.
Стоит отметить — автор не любит циркачей. Особенно в их передвижном, уже почти исчезнувшем варианте. В этом Эд не одинок. А вот к кинематографу испытывает теплые чувства.
Главные герои романа неплохи, жаль их тут всего двое.
Джордж Уокер, он же Джоджо. Некогда помощник шерифа, ныне «гостиничный коп», частный детектив, вышибала приглядывающий за порядком в отеле. Типаж с налетом нуара. Не снимает костюм, курит как паровоз, играет на скачках. Не чужд женских прелестей. До определенного момента. Ведь именно Джоджо тот самый глупец, спутавшийся «с чернокожей бабой». Вдобавок он болен редким синдромом Амбракса, либо синдром оборотня. Волосатость, если попросту, у парня повышена. Очень. Чтобы не выглядеть как йетти, Джорджу приходится бриться 2-3 раза в день. А еще он не помнит своего раннего детства. Совсем. Зато знаком с классическими трудами философов. Отнюдь не тупой дуболом.
Как и вторая протагонистка. Теодора Кевинью. Супруга владельца кинотеатра. Не особо общительная, довольная ролью домохозяйки, не особо нуждающаяся в сексе. Начитанная, думающая, способная к неожиданным решениям.
Вместе с основной парой Курц дарит некоторое количество второстепенных персонажей, создающих городскую массовку. Есть несколько пронзительных удач, но, в целом, они гораздо слабее главных героев.
Общая атмосфера романа гнетущая. Липкая жара, обволакивающая тело, лишающая сил. Безнадега в жизни главного героя. Презрение и холодность со стороны окружающих. Нагнетание обстановки. Загадочное убийство. Неаппетитные подробности происходящего.
Мрачненько.
И фантасмагоричненько. После экватора автор огорошит читателя целым букетом мистических, сюрреалистичных сцен с погружением в прошлое, магическими этюдами, альтернативными реальностями и неожиданными открытиями. Все не так, как кажется.
Ход с местом действия неплох. Как и с происхождением антагониста. И хотя, в конце концов, все опять же сводится к классике, то, как появился главгад, и чего он натворил, придает книге чуток остро необходимой ей оригинальности.
Эрго. Необязательный мистический хоррор с хорошей атмосферой 40-х, приятной парочкой героев, любопытными фантасмагорическими нюансами. Созданный в духе классики Кинга. О! Пожалуй, стоит перечесть.
Бесплатный тур в Средневековье, или Рукопись, говорящая с потомками
14 век, Италия. Известный ученый-францисканец Вильгельм Баскервильский и его юный спутник – послушник Адсон Мелькский приезжают в бенедиктинское аббатство на границе с Францией. Сюда вскоре должны прибыть люди папы Иоанна XXII, чтобы обговорить с посланцами императора Людовика IV вопросы поездки Михаила Цезенского, генерала ордена францисканцев, к папе в Авиньйон.
Однако еще до прибытия представителей курии, в аббатстве, избранном местом встречи, начинают гибнуть монахи.
Благо в монастыре уже находится бывший инквизитор и один из умнейших людей своего времени Вильгельм Баскервильский.
Теперь ему за считанные дни нужно отыскать убийцу, или во время предстоящей встречи могут возникнуть немалые затруднения.
Итальянец Умберто Эко очень рано стал заниматься средневековьем. Еще с Туринского университета, когда вместо юриспруденции, за которую активно агитировал юношу отец, Эко стал изучать именно средневековую философию.
После окончания вуза Умберто становится старшим редактором миланского издательства, и начинает свою жутко активную литературную жизнь. Колонка в журнале, научные работы, статьи и сборники.
Параллельно Умберто работает преподавателем, читая лекции по всему миру. Не забывая при этом о научных трудах, принесших ему широкую известность в ученых кругах.
После 1980-го его узнают не только высоколобые интеллектуалы, но и почти все население земли, хоть чуточку интересующееся литературой.
В мир выходит первая художественная книга Эко — «Имя розы». Средневековый детектив с серьезным интеллектуальным смыслом, «который должен развлекать и своим сюжетом. Или даже в первую очередь сюжетом» — как говорил о своем произведении сам автор.
Книга, которую одни называли сложнейшим для восприятия философским трудом (как и все остальное у Эко), другие – «попсовым» дебютом в дальнейшем хорошего автора.
На самом деле Il nome della rosa – очаровательное подражание средневековым трудам, написанное стилем и языком, максимально приближенным к работам того времени. Несущее массу информации о европейских буднях образованной части народонаселения 13-14 века, и поднимающее кучу этических, философских и религиозных вопросов. Ах да! Еще и исторический детектив.
Что действительно поражает и вызывает уйму восхищения — это стилизация текста (не зря синьорэ Умберто прослыл специалистом по семиотике, науке, плотно изучающей синтаксис, семантику и прагматику). Сколько труда вложил Умберто Эко в этот роман, я даже боюсь представить.
Словесные конструкции, обширные цитаты и сноски, речевые обороты, использование архаизмов настолько удачное, что они перестают восприниматься таковыми, размышления протагониста, распахивающие душевный мир средневекового монаха, нюансы отношений и восприятия реальности. Вы как будто действительно читаете ту самую настоящую средневековую рукопись XIV в. «разысканную в библиотеке Мелькского монастыря».
Просто шикарно!
Но одновременно читателю надо быть готовым к особенностям текста, стилизованного под средневековый. Попервой книга воспринимается весьма нелегко. Через некоторые куски приходится буквально продираться, очень уж не привычно звучат древние словосочетания для современного уха. А предложение длящееся страницу с лишком, вызывает одновременно и восторг и зубовный скрежет (и это у меня – искреннего любителя сложносочиненных конструкций). К концу первой трети дело налаживается, и нам остается с искренним восхищением внимать работе автора.
Перед вашими глазами развернутся религиозные распри и борьба с ересью. Промелькнут высокоинтеллектуальные, высококультурные и высококорректные богословские диспуты. Духовные терзания и попытки вернуть христианство к истокам. Столкновения императоров и Пап Римских. Людские пороки, образ мыслей и особенности душевного склада средневековых гомо сапиенс. Зарождающиеся конфликты меж наукой и верой. Мельчайшие подробности монастырской жизни. Все те вопросы, которые мучили и терзали образованных людей того времени. Любовь, вера, греховность, восприятие женщины, доверие авторитетам и лидерам, праведность и искушение, ошибки или правота местных бунтарей-пассионариев, козни Врага рода человеческого и божественная благодать, столкновение знания и духовности.
Все то, что с некоторыми нюансами занимало людей на протяжении многих веков. Все то, что за редким исключением, занимает нас и сейчас.
Не забывайте также о загадках, ребусах и символах, до которых Умберто Эко большой мастак. А также когда тонкой, когда весьма «толстой», до стеба, иронии, пронизывающей некоторые главы.
Книга о любовной болезни и сон Адсона это просто праздник какой-то!
Большинство времени мы проведем с Адсоном из Мелька, работающим тем зеркалом, в котором отразиться целая эпоха и нюансы средневекового мышления. Юный послушник Бенедектинского ордена станет нашим проводником в бушующем океане 13 века, кровавого, в грош не ставящего людскую жизнь, помешанного на религии, спасении и греховности. Века, когда, тем не менее, таких людей как Вильгельм Баскервильский (людей практически вне времени) становится гораздо больше.
Адсон, как качественный чистый лист пергамента, уже вылощенный, подготовленный для письма, на наших глазах будет покрываться знаками, из которых возникнет настоящий человек. Понятно, что своего времени, но Человек. Он откроет людскую низость и благородство, осмыслит массу идей и учений, задумается над возникновением и распространением еретиков, отношением к «простецам», различиями божественной и плотской любви, переживет любовное томление, благодать и грехопадение, научится думать своими мозгами.
А вместе с ним и читатель.
Понятное дело, что роман автора, шикарно знакомого с мировой философией и литературой, просто не может обойтись для кучи отсылок, скрытых цитат, литературных игр и аллюзий.
От прямолинейных, понятных практически всем, как-то логик-интеллектуал Вильгельм Баскервильский и его спутник, дорогой Адсон. До перекличек, разговоров и дискуссий с Библией, а также средневековыми и современными писателями, типа Бэкона, Оккама, Фома Аквинского, Абеляра, Борхеса, местами понятных лишь продвинутому читателю, а то и вовсе специалисту. Но это те самые третьи-четвертые пласты текста, приятные глазу знатоков, но отнюдь не портящие впечатление от чтения человеку, не знакомому с оригиналами, с которыми перекликается автор. Можно сказать — вишенка на торте. Или целое лукошко ягод на изысканном кондитерском изделии.
Что касается детектива.
Будем честными, это не самая сильная часть Il nome della rosa, невзирая на слова Умберто, что изначально он хотел написать именно детективную историю. Видно, что как таковое «расследование» интересует автора не то чтобы по вторичному принципу (скорее как прием одной из литературных игр с читателем), но все же находится далеко не на лидирующих позициях.
Хотя простор для предположений, кто именно in culpa esse, перед читателем «Имени розы» открывается немалый. И без своеобразного финального твиста Эко также не обошелся.
Эрго. Волшебная стилизация под средневековые труды, как на ладони раскрывающая перед нами события, происходящие в Италии 14 века. Работа, полностью погружающая нас в реалии и мышление образованных людей того времени, переполненная аллюзиями, философскими, религиозными идеями, мыслями и отсылками. Плюс детективная интрига.
Как на меня, всерьез назвать Il nome della rosa — попсой – одна из высших форм снобизма. Либо признак тяжелой умственной недостаточности. Ваше мнение, господа?