Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 31 января 2022 г. 12:23

Первопроходцы воображения, или Оккультная Америка

arxiv81

Дэн Тернер считался одним из лучших специалистов Америки по восстановлению старых видеозаписей. Неудивительно, что меценат и богатей Верджил Давенпорт, желающий привести в порядок коллекцию видеокассет, обратился именно к нему.

На кассетах не утраченные шедевры кинематографа и не дорогие сердцу магната детские воспоминания. А записи, сделанные женщиной-аспиранткой, собирающей материал для своей диссертации. В одном из исторических зданий Нью-Йорка, сгоревшем десяток лет назад в странном пожаре. Пожаре, с которым, похоже, связана и гибель семьи Дэна.

Любопытный проект, по ощущениям похожий одновременно на «Тьму»,«Призраков дома»,«Грозу», «Третий день» и «Дом у озера».

Смешавший «найденные пленки» с параноидальным триллером и элементами различных поджанров хоррора. Намешали постановщики преизрядно.  

Духи, призраки, демоны, колдовство, межвременные путешествия (что, в физическом теле?) и прочие забавы Хроноса, медиумы, мистические книги, культы и религиозные секты, психоделики, проклятые записи, ритуальные убийства, зловещие здания, коварные корпорации, сумасшедшие дома, психические заболевания, иные миры, параллельные измерения. Все эти компоненты мелькают в самых причудливых сочетаниях. Что из этого реально, что нет — долгое время непонятно. Постановщики активно вводят главного героя и зрителей в состояние измененного сознания.

Интрига становится одной из интереснейших черт проекта. Что мы видим? Сны? Путешествие в эфирном теле? Галлюцинации? Колдовство? Сродство душ? Дело в человеке? Или здании? Неплохо завернули.

Сериал похож на матрешку или луковицу, в каждой серии раскрывающую несколько слоев тайны. Подвязывающую, казалось, не относящиеся друг к другу линии, людей и события. Частенько меняющую точку зрительскую зрения не только на происходящее в 90-е, но в настоящем.

Главной фишкой проекта становится две временные линии (нас даже перенесут в начало 20 века – правда, арка 24-го получилась слабенькой) и взаимодействие героев из разных хронопотоков.




Статья написана 28 января 2022 г. 10:54

Трое на фоне войны, или Псевдовосточный эпик

my_osedlaem_burju

Две крупные державы: Киссия и Чилтей, завязшие в вялотекущем противостоянии. Степные кланы, откуда изгоняют неугодных воинов, используемых в качестве наемников одним из государств. Разгорающиеся внутренние неурядицы в другом.

Отличное поле для большой войны.

Накрывшей своим крылом и принцессу Киссии. И степного капитана. И шлюху-убийцу из Чилтея, чей очередной заказ оказался крайне непростым типом.

Казалось, эта троица никак не связана друг с другом, и у них немного шансов оказать серьезное влияние на происходящее. Но что если так только казалось?


Вменяемого свежего эпического фентези появляется немного. С ходу в положительном ключе вспоминаются Вегнер да Аберкромби (с Куанг и Кен Лю ситуация посложнее). Отзывы о дебютной работе австралийки Мэдсон, начинавшей с самиздата, бродили разные. Нам обещали модный нынче восточный антураж, «серую мораль», много динамики и неоднозначных персонажей. В результате, роман оказался читабельным, но далеко не идеальным.

С 2013 по 2016 года автор создала The Vengeance Trilogy, действие которой происходит в том же мире, но на 17 лет раньше. Главным героем трилогии выступает Кин Ц‘ай – нынешний император Киссии.

С восточным антуражем получилось средне. Часть непременных атрибутов на месте. Алые флаги с драконами, названия, одежда, дворцовый церемониал, бумажные стены в домах. Однако ощущения «тонкого дела» почти не появляется. Перед внутренним взором встает не Китай или Япония, а два абстрактных фентезийных государства вкупе с не менее стандартными благородными варварами.

Действие разворачивается чересчур неторопливо и плавно. Явно видно, что у автора в планах минимум трилогия, куда торопиться, я вас спрашиваю? Динамика начинается ближе к середине книги, до этого порой откровенно скучновато. Да и после этого с крупными сражениями дела обстоят неважно, а те, что есть, описаны вскользь, парой слов. Жалеет нам баталий миледи Мэдсон. Хотя после экватора читать становится интереснее, нерв сюжета звучит напряженнее.

Касабельно серой морали. Общее впечатление – «Буря» ближе к «темному фентези», но в эдаком лайтовом варианте. Хватает убийств, обезглавливаний, второстепенные персонажи долго не живут. В отличие от основных.

А вот и они.




Статья написана 24 января 2022 г. 10:57

Первые отблески, или Мушкетерское фентези

eterna_film

На изломе эпох узурпатор сверг династию Раканов. На престоле Талига воцарились Оллары. Однако далеко не всем великим домам оказался по нутру новые короли.

Прошло четыре сотни лет. Ричард Окделл – сын покойного Повелителя скал, поднявшего недавно неудавшийся мятеж против Олларов, отправляется в школу для юных дворян.

На другом конце света последний из свергнутой династии Альдо Ракан получает предложение, которое может помочь ему вернуть трон предков.

В свое время романы Камши о Этерне произвели недурное впечатление, расстроив, пожалуй лишь излишней крутостью Альвы да незаконченностью цикла.

С тех пор прошло немало годочков, большинство перипетий позабылось, но экранизацию Этерны пропускать не хотелось. В этом году нам показали фактически пилотную полуторачасовую серию будущего сериала, который планируется снять в формате 3-х 10 серийных сезонов.

В общем, первое впечатление о будущем проекте сложить можно.

С ходу бросается в глаза жесткий перегруз информацией в начале. Постановщики голосом под статичную картинку вываливают на зрителя не только историю мира, что еще можно было бы переварить в таком режиме. Но и события недавнего восстания, что является откровенным перебором. Человеку, незнакомому с книгой, обработать и понять эдакий поток будет непросто. Или это осознанный ход: мол, кого заинтересует поточнее разобраться, что к чему — сами прочтут? За погружение в мир создателям сериала ставим жирный минус.

В этом же ознакомительном ролике нам четко расставляют акценты: Оллары плохие, Раканы хорошие. Люди чести – «бусечки», «навозники» — козлы. Удивляемся, обращаем внимание на то, что уже четыре столетия на троне как раз Оллары, и все интриги Людей Чести, присягавших этим самым Олларам, являются натуральным предательством (в первую очередь собственной чести, ты определись, болезный – или не присягай, или блюди клятву, честный ты наш). Напрягаемся, помня, что книги Камши не в последнюю очередь были интересны неоднозначностью персонажей, откровенно хороших или плохих среди которых надо было поискать. Затем напрягаем извилины посильнее и вспоминаем, что как минимум первая книга большей частью подается от лица Ричарда, картина мира которого выглядела именно так, как подается в ролике. Утешаемся.




Статья написана 14 января 2022 г. 10:51

Необходимые вещи на минималках, или Чада цирка и кино

i-sozdal_iz_rebra

Начало 40-х годов. Америка.

В маленьком городке Литчфилд только и развлечений было что кинотеатр. Одни жители с удовольствием следили за перипетиями фантастики и мелодрам. Другие – активно выступали против непристойностей, показываемых на экране.

Так длилось до той поры, пока с фильмом, посвященным преждевременному материнству, в город не наведалась передвижное шоу. А вскоре в отеле, где поселились его участники, произошло жестокое, таинственное убийство.

И, похоже, это было только начало.


Не особо оригинальный хоррор, стоящий «на плечах гигантов», способный, тем не менее, порадовать атмосферой 40-х и одним любопытным финтом.

Перед нами классическая история о Зле, пришедшем в провинциальный городок. Поначалу она вообще выглядит Нужными вещами-лайт. Неведомая сила, играющая на потаенных, забытых моментах из прошлого, цепляющая на крючок любопытства. Вот только Маккаммон строил такие саги гораздо интереснее. А Кинг еще и на порядок психологичнее. Тем паче разворачивается сюжет «Ребра» слишком уж неторопливо. Фактически треть романа представляет собой затянутую экспозицию.

Однако есть у книги один несомненный плюс.

Атмосфера начала 40-х. В мире бушует Вторая Великая бойня, и она уже докатилась до тихой американской гавани. Изрядное количество мужчин отправились за океан, а у молодняка появилась еще одна возможность порвать с опостылевшим провинциальным бытом. О том, что велик шанс не вернуться – задумывается немного народу.

А в благословенной Господом Цитадели демократии, царят самые что ни на есть неполиткорректные времена. Никакого тебе уважения к другому цвету кожи или сексуальной ориентации (о таких извращениях автор даже не упоминает). Изменил супруге/(гу)? Будь готов к немалому штрафу. Спутался с цветной дамой? О! Тут вообще все весело. ГГ хватило косвенных улик (судья прямых доказательств связи не увидел), чтобы потерять жену, работу, уважение общества. Его жизнь фактически уничтожена. Что уж говорить о пресловутой сегрегации – чернокожие люди второго сорта, как повелось испокон веков.

Мораль социума и простые семейные ценности нерушимы – любой намек на неприличное поведение как в быту, так и на экране вызывает волну гнева и осуждения столпов общества. В приличном отеле для поселения пары необходимо свидетельство о браке. Роль женщины сводится к заботе о муже и хозяйстве. Благо хоть сухой закон уже десяток лет как отменили – не нужно выпивку по подвалам прятать.




Статья написана 5 января 2022 г. 12:08

Бесплатный тур в Средневековье, или Рукопись, говорящая с потомками

imja_rozy

14 век, Италия. Известный ученый-францисканец Вильгельм Баскервильский и его юный спутник – послушник Адсон Мелькский приезжают в бенедиктинское аббатство на границе с Францией. Сюда вскоре должны прибыть люди папы Иоанна XXII, чтобы обговорить с посланцами императора Людовика IV вопросы поездки Михаила Цезенского, генерала ордена францисканцев, к папе в Авиньйон.

Однако еще до прибытия представителей курии, в аббатстве, избранном местом встречи, начинают гибнуть монахи.

Благо в монастыре уже находится бывший инквизитор и один из умнейших людей своего времени Вильгельм Баскервильский.

Теперь ему за считанные дни нужно отыскать убийцу, или во время предстоящей встречи могут возникнуть немалые затруднения.


Итальянец Умберто Эко очень рано стал заниматься средневековьем. Еще с Туринского университета, когда вместо юриспруденции, за которую активно агитировал юношу отец, Эко стал изучать именно средневековую философию.

После окончания вуза Умберто становится старшим редактором миланского издательства, и начинает свою жутко активную литературную жизнь. Колонка в журнале, научные работы, статьи и сборники.

Параллельно Умберто работает преподавателем, читая лекции по всему миру. Не забывая при этом о научных трудах, принесших ему широкую известность в ученых кругах.

После 1980-го его узнают не только высоколобые интеллектуалы, но и почти все население земли, хоть чуточку интересующееся литературой.

В мир выходит первая художественная книга Эко — «Имя розы». Средневековый детектив с серьезным интеллектуальным смыслом, «который должен развлекать и своим сюжетом. Или даже в первую очередь сюжетом» — как говорил о своем произведении сам автор.

Книга, которую одни называли сложнейшим для восприятия философским трудом (как и все остальное у Эко), другие – «попсовым» дебютом в дальнейшем хорошего автора.


На самом деле Il nome della rosa – очаровательное подражание средневековым трудам, написанное стилем и языком, максимально приближенным к работам того времени. Несущее массу информации о европейских буднях образованной части народонаселения 13-14 века, и поднимающее кучу этических, философских и религиозных вопросов. Ах да! Еще и исторический детектив.

Что действительно поражает и вызывает уйму восхищения — это стилизация текста (не зря синьорэ Умберто прослыл специалистом по семиотике, науке, плотно изучающей синтаксис, семантику и прагматику). Сколько труда вложил Умберто Эко в этот роман, я даже боюсь представить.

Словесные конструкции, обширные цитаты и сноски, речевые обороты, использование архаизмов настолько удачное, что они перестают восприниматься таковыми, размышления протагониста, распахивающие душевный мир средневекового монаха, нюансы отношений и восприятия реальности. Вы как будто действительно читаете ту самую настоящую средневековую рукопись XIV в. «разысканную в библиотеке Мелькского монастыря».

Просто шикарно!







  Подписка

Количество подписчиков: 136

⇑ Наверх