Ходячие аристократы, или Есть у революции начало/Голубая кровь — не метафора
1787 год. Франция. В графстве Монтаржи находят изувеченный и обглоданный труп молодой крестьянки. Виновным объявляют негра-бродягу, которого задерживают и собираются казнить.
Тюремный врач Жозеф Гильотен, после знакомства с обвиняемым понимает, что тот невиновен, а убийца, совершивший уже не одно такое преступление, гуляет на свободе.
Причем он не просто банальный душегуб, а носитель невозможной, загадочной и заразной болезни.
Но почти никто из свидетелей ужасного злодеяния не догадывается, что это убийство станет началом поистине судьбоносных событий, перевернувших судьбы всех жителей страны.
Великая французская революция одно из судьбоносных событий Нового времени. Неудивительно, что она привлекает внимание людей до сих пор. Французские постановщики решили взглянуть на причины возникновения революции под неожиданным углом. Совместив социальные потрясения в la Belle France конца 18 века с мистикой и вариациями на тему вампиризма и зомби-апокалипсиса (нет, не «Королевство», скорее его дальний родственник).
Проект атмосферный и мрачновато-пессимистичный. Впрочем, о том периоде весело, наверное, рассказывать не получится.
Жизнь во Франции 18 века – не сахар (неужто все было настолько плохо? до этого англичане самокритично вещали о своей истории в том же «Франкенштейне», теперь и лягушатники подтянулись), и передана она колоритно до дрожи и антуражно до отвращения.
Оборванные, голодные, замурзанные горожане в грязной одежде. Повальная нищета. Дети, отбирающие гнилые фрукты у крыс. Беспризорники, сбивающиеся в стаи и ворующие у прохожих. Юные сироты, хватающие яблоки, как изысканное лакомство. Заброшенные дома и заколоченные окна. Темнота на улицах в душах и зданиях, разгоняемая неверным светом фонарей, факелов и свечей. Узкие, кривые улочки, болото и пьянь, валяющаяся под ногами. Океан утлых, полупроваленных крыш. Морги с трупами. Зашивание ран наживо, без любого наркоза. Ужас тюремных коридоров, теснота камер, издевательство стражи. Одежда, оружие сбруя того времени. Женщины с оригинальными корзинами. Непременные шляпы-треуголки и плащи – тяжелые «пыльники» у служивых, изысканные невесомые полотнища с капюшонами у аристократов. Холодная торжественность церквей. Мрачный серый замок, нависающий над городом. Ленивые подаяния из рук знати после церковной службы.
И на контрасте — яркая и привольная жизнь аристократии. Балы до упаду, Воздушные фонарики. Парики и жутковатые белила на лицах. Шикарные столы, ломящиеся от яств. Безоглядное веселье. Ржущие, бухающие, курящие представители высшего света. Оргии в римском стиле. Шарман!
Загородная графская усадьба-поместье, парящая, изысканная, освещенная то рассветом, то массой факелов. Озеро, пруды, деревья – пастораль.
Начинается повествование в 1789 году, с первых кадров задавая атмосферу всего сериала. Холод, мрачняк, снег, выстрелы, конь залитый кровью. Тревожный, аутентичный эпохе саунд, где используются классические инструменты, такие как скрипка, клавесин, виолончель. Музыкальное сопровождение на пять — оно добавляет действию саспенса, формирует настроение, нагнетает обстановку, правда местами несколько напоминает основную тему Мира Дикого Запада.
Почти сразу нас переносят на два года назад, к истокам происходящего.
У создателей сериала получилась довольно интересная смесь. Исторических и социальных зарисовок из жизни 18 века с детективом и готично-вампирским хоррором. Детектив легонький и довольно быстро сходит на нет. А вот два остальных компонента с нами до самого конца.
За историю отвечает вся атмосфера сериала, а также яркая демонстрация противоречий сложившихся к тому времени между слоями французского общества. Знать сибаритствует, понятное дело, и вяло доит соки из народа («зачем скрываться, народ всегда кормил нас, так или иначе», «предназначение народа — смиренно повиноваться и кормить нас»). Имеются, правда, редкие исключения. Народ, мало-помалу свирепеет и все больше жаждет подержаться за глотку своих господ. В Монтаржи даже завелось некое Братство, объединяющее изгоев, разыскиваемых идейных преступников и прочих маргиналов, не желающих идти в обычные разбойники с большой дороги. Перед нами эдакий аналог Робин Гудовской шайки в Шервудском лесу – у Братства даже имеется свой лагерь в лесной пещере, немало оружия и еще больше патетичных речей: «Вы стоите прямо лишь потому, что народ на коленях».
За хоррор — фантдопущение сериала, та самая голубая кровь. Вещество, при попадании в организм человека, превращающее его в аналог вампира. С обостренными реакциями, слухом и нюхом, увеличившейся силой и ловкостью, нечувствительностью к боли. Способностью к регенерации смертельных ран – разве что метод Дункана Маклауда «решает вопрос». А заодно повышенной агрессивностью и Голодом, заставляющим жаждать плоти/крови ближнего своего. Правда, как мы увидим, этот Голод можно некоторое, довольно продолжительное время контролировать.
Неплохо поддерживается интрига – откуда взялась эпидемия, кто стал первым пациентом, что за таинственная Наис — мы долгое время не имеем ни малейшего понятия. Плюс подключается концепт «теории заговора», доходящий до таких вершин, что ух!, и переводящий ситуацию из местечковой проблемы на уровень государства.
Имеются примеры неплохо поставленного экшена, особенно в исполнении «зараженных». Да и в других случаях посмотреть на специфику использования однозарядного оружия в совмещении с «холодняком» — небезынтересно. К сожалению, боевки и активного действия в сериале немного.
Героев нам подгонят приличное число, но запоминаются далеко не все.
Не рассказчица – слишком уж юная и бессловесная Мадлен со своей оригинальной «масочной» подругой (хотя как именно персонаж станет тем, кем станет – глянуть любопытно). Не старый граф. Не бойкая Катель, преданная и полная сюрпризов служанка Офелия или разбойно-загадочная девица в полумаске.
И даже не Элиза с Альбером. Дочка графа леди Элиза (которую упорно обзываю графиней при живом папане) – конечно, мила и демонстрирует нам, чуть ли не единственную вменяемую представительницу дворянства. А суровый Альбер так и остается вещью в себе (могли бы парочкой флеш-беков очертить его американские похождения). Неплохо созданы антагонисты – дядя с Донатьеном: один долгое время кажется натуральной сволочью, неожиданно раскрываясь почти в финале во время бесед с сыном. Второй – из жертвы перекидывается в безумного хищника, при этом изрядно переигрывая. И начальник полиции Перуз – который благодаря паре сцен, в частности рассказу о детстве в кабаке, и особенно визиту в дом графа после «общения» Донатьена с отцом, превращается из обычного садиста в неоднозначную личность.
Но вне конкуренции, понятное дело — Жозеф Гильотен. Молодой доктор, создавший себя сам. Сирота, воспитанный в приюте, ставший отличный медиком и неплохим ученым. Свято придерживающийся клятвы Гиппократа, и уверенный, что: «больных не убивают их лечат». Благодаря таким людям мир не скатывается в совсем уж эпохальное зверство. Трогательный, разумный, живой персонаж, волнующийся за людей и готовый сполна исполнить свой долг врача.
Эрго. Любопытный микс одной из версий французской истории с хоррорным подходом в стиле вампиро-зомби. Достаточно антуражный, хотя далеко небезгрешный. Стоит учитывать – первый сезон, по большому счету вступление, события почти не выходят за рамки столицы графства Монтаржи. Такими темпами постановщики до 1789 года и Бастилии доберутся лишь через пару-тройку сезонов. Вот только когда мы их увидим и увидим ли вообще – неясно.
Режиссер: Жереми Розан, Эдуард Салье, Жюльен Трусселье
Волк против волчицы, «А в германском лагере сумерки коптя»/ «Вар, верни мои легионы!»
9 год нашей эры. Германия.
Железная пята Римской империи шагнула за Рейн. Разрозненные местные племена, не в силах позабыть мелочные дрязги, и вместе дать отпор захватчикам, скрипя зубами, идут на выплату дани.
Но римляне во главе с новым наместником Публием Квинтилием Варом, не утешаются. Завинчивая гайки, заставляя гордых вождей унижаться перед победоносными римскими орлами.
И в один прекрасный момент чаша терпения переполняется.
Благо находится тот, кто, вырастя у самых сосков римской волчицы, вспомнит, наконец, о дружбе и любви к родине.
Тевтобургский лес стал одной из чернейших страниц в истории Рима, сравнимой, пожалуй, лишь с деяниями Ганннибала, Спартака и парфян. Для немцев, решивших вспомнить эту страницу своей древней истории, наоборот. Пропускать сериал на такую тему было бы нелогично, хотя и ожидать от него нового «Рима» не стоило.
Так и вышло, проект не лишен приятных моментов, хотя «косяков» и неточностей тут выше крыши.
История, рассказанная постановщиками, в основном крутится вокруг троицы из племени херусков. Персонажи получились на уровне.
Арминий (Рупп) – сын вождя херусков, в детстве отданный отцом в заложники Риму (пардон, как знак мира). Паренек, воспитанный Варом практически как сын, воевавший, дослужившийся до префекта вспомогательной конницы. Вернувшийся в родные леса, но не как херуск, а как римлянин: пришелец, чужак, завоеватель. Человек, разрывающийся меж двух миров. Долгое время искренне преданный своей новой родине. Вляпавшийся в детские воспоминания и дружбу, как в вязкое болото. И в нем неудобно, и вырваться не получается. Сделавший сложный выбор, столкнувшийся с римским снобизмом и отношением к нему, как к человеку второго сорта. Ставший волком, изрядно покусавшим римскую волчицу.
Образ качественный, развивающийся, мятущийся, сомневающийся, неоднозначный, поддержанный флеш-беками, рассказывающими о детстве Арминия/Ари. При этом дающий первый (далеко не последний) повод поговорить о вольностях и недоработках постановщиков. С какого перепугу герою говорят, что «такие люди как ты» (читай варвары) максимум чего могут достичь, это должность префекта вспомогательной конницы??? Арминий получил римское гражданство (мы это знаем не только благодаря историкам, но и потому, что в префекты вспомогательной коннице назначались именно римляне, чтобы держать варварскую вольницу в узде). А римский гражданин мог достичь многого, и место его рождения играло при этом далеко не главенствующую роль.
Туснельда (Гурсо) – резкая девица, несогласная с ролью обычной жены, даже вождя. Неглупая, амбициозная, способная на нестандартные ходы и сильные идеи. Временами выступающая эдаким мотиватором мужиков. Также демонстрирующая хорошую эволюцию образа.
Фольквин Волчье Копье. Третья часть давней детской компании, выросшая в безбашенного парня, влюбленного в Туснельду. Ироничный, порывистый, далеко не всегда думающий о последствия своих действий, и даже не верящий в богов.
Костюмерная часть сериала вместе с декорациями каши не портит. Горделивые кроваво-красные плащи и лорики сынов Ромула. Ровные ряды палаток в лагере. Непременные браслеты на руках. Напыщенные командиры в блестящих доспехах. Ровные ряды манипул. Римляне в сериале показаны мало того, что жуткими снобами, так еще и неумными снобами, ни капельки не задумывающимися о последствиях своих действий. Дипломатия? Разделяй и властвуй? Нет, не слыхали.
Варварская сторона, понятное дело, выглядит более непритязательно. Простота и непосредственность древних германцев, их скромная одежда (не считая роскошных шкур, понятное дело). Жилища первобытнообщинного вида. Пафосный зал вождя. Маленькие чашечки для питья по 2-3 литра. Колоритная жрица. Пиетет перед богами. Смотрины невесты (пять кобыл – цена немалая!). Празднества, погребения, свадьбы, меч ушедшего вождя, забавные ворота из кое-как связанных кольев, и прочие моменты быта племен — понятно, что большинство отсебятина, но антуражная.
По итогу: картинка быта древней Германии (если не считать сверкающих улыбок варваров, будто по пять раз на дню посещающих дантиста и отбеливающих зубы) в порядке, а вот диалоги подводят. Мягко говоря. Как вам вождь на тинге заявляющий коллеге: «Твое представление о мире сводится к полной фигне». И таких перлов тут полно.
К сожалению, накосячили ребята, изображая те события, изрядно.
Император дарующий Арминию звание римского рыцаря!!! (может все-таки «всадника»?)
Целовашки легионного орла, которого упорно суют в грязные варварские уста. Орел легиона полностью соответствовал нынешнему главному знамени воинской части. Представляете некоего лейтенанта (а тут и генерал таким отличался) бегающего с таким знаменем и тычущего им в немытую рожу абстрактного басурманина: целуй мол, покажи уважение к державе!
Римский лагерь без ворот!!! Которые изображают два полусонных легионера.
Гладиусы (в основном колющее оружие, для работы в плотном строю, в котором особо мечом не помашешь) с одного удара без опоры срубающие человеку голову.
Странноватые штуки, воткнутые в лагерный вал. Колья, Карл! Для устройства частокола на валу в легионах использовались колья — обычные толстые заостренные палки, а не фигурное произведение столярного искусства, эстеты хреновы.
Срывающая башню тема с сексуальной рабыней, послужившей пропуском в лагерь. В римский лагерь, славный своей дисциплиной, особенно у тех, кто на часах. Завершающаяся предложением часовым, стоящим в карауле замутить оргию?!!! По-видимому, прям тут не сходя с поста.
Гордый варвар, заявляющий о себе «я дворянин (класс, образовавшийся годков эдак через 600 после описываемых событий) херусков!».
И, конечно же, стремена. Что странно, о маске всадника, найденной на месте битвы, постановщики вспомнили, а о том, что стремена появились в Европе лишь в 6 веке — нет (с седлами в Риме, кстати, тоже были «негаразды», вместо них использовали попону-подушку из сукна, меха, кожи – седла в нашем понимании появились в Риме около 4 столетия н.е.).
Список багов выходит немаленький (хотя, сколько из них вылезло в результате корявого перевода, а сколько имеется в оригинале, с ходу не скажешь). Еще одна интересная особенность, теряющаяся в переводе – каждая сторона разговаривает на своем языке, без толмача в упор не понимая друг друга: варвары на немецком, римляне на латыни/итальянском.
Развивается действие достаточно неторопливо, местами откровенно подбуксовывая. Сама битва займет лишь минут 20 последней серии. Маловато будет. Особенно если учесть что реальное сражение длилось три дня, и проходило несколько по-другому, чем показано.
Зато природа не подкачала. Тут вам и густые леса, и огромные валуны, и цепи гор на горизонте, покрытых густым и болота с реками. Красиво, ничего не попишешь.
Эрго. Немецкий проект, посвященный победе их далеких предков. Не шедевр, до «Рима» далеко, и ошибок полный вагон, но любителям истории глянуть можно. По крайней мере, будет повод поржать.
Демоническая родня, или Брат и сестра — одна Сатана
Дэймона и Ану Хелстромов вряд ли кто-то мог бы назвать обычными людьми. Брат преподает этику в ВУЗе, параллельно помогая избавиться от одержимости демонами. Или определить, что никакой одержимости нет.
Сестра – продает на аукционах предметы древности за огромные деньги. Заодно при прикосновении «считывая» память человека. Или предмета. И восстанавливая справедливость, как она ее понимает.
А уж детство у них было… не приведи господь. А родители…
Нет, определенно, людьми эти двое были странными. И друг с другом не общались уже много лет. С того самого детства.
Но когда из психбольницы, где содержится мать Хелстромов, сбегают двое заключенных, а Ана выясняет, что из древнего захоронения освободилось что-то злое и могущественное, брату с сестрой придется встретиться.
Потому что над миром нависла страшная угроза.
Последнее детище Marvel Television оказалось настолько нетипичным для могучего комиксного монстра, что из названия сериала даже исчезло слово Marvel. Не нужно, мол, чтобы зритель ассоциировал нашу киновселенную с жанром ужасов.
Мы, слава богу, зрители не пугливые, посему проассоциируем.
Сериал основан на комиксе о брате и сестре Hellstorm (впервые Хелстромы, а конкретнее Дэймон, появились в комиксе 1973-го года про Адского гонщика), известных своим нетривиальным папаней, а также последующей борьбой с демонами (и много чем еще).
Первая ассоциация, возникающая при просмотре – ба! Старым-добрыми Суперами запахло! Не дешевыми клонами типа «Суеверия», а самым что ни на есть оригиналом, причем в его лучшие начальные годы.
Перед нами, правда, не бомжи, маргиналы и гопники Винчестеры, а солидные люди, профессура, деятели религии, искусства. Ворочающие миллионами, владеющие престижной недвижимостью, на короткой ноге с самим Ватиканом.
Также постановщики Helstrom из всего сверхъестественного бестиария, созданного за историю человечества, сконцентрировались исключительно на демонах. Никаких тебе вампиров, гулей, верфольфов или ругару. Лишь исчадия ада. Вполне в духе последних сезонов Супернатурала.
Мифология проекта оригинальностью не блещет: есть злобные демоны, вселяющиеся в людей. И есть те, кто по мере сил противостоят нашествию зла. Все по классике – создания преисподней могут «тусить» на земле лишь в человеческой оболочке. Вместо черноты одержимость выдает подергивание глаза. Есть нюансы, например – тема с отметками, которые ставят на людском теле могущественные старые демоны, тем открывая дорогу своим более слабым товарищам. Вопрос о курице и яйце, то бишь: кто поставил первую отметку, остается открытым. Имеются демоны, восставшие против своего вида. Объяснение, отчего черным не сидится в преисподней, тоже стандартное: демоны хотят ощущать жизнь, образы, звуки, запахи, отведать худших людских качеств, предусмотрительно их перед едой пробудив.
Силы добра состоят из двух группировок.
Некая секта с милым прозвищем «Кровь», члены которой уже многие поколения отлавливают одержимых, вводя их в искусственную кому. Соответственно, до смерти оболочки демон оказывается заточен в спящем людском теле.
На кой так сложно? Потому, что даже если пришельца удается изгнать из человека без физического вреда для последнего – он тут же ринется на поиски следующего носителя. В результате Кровь избрала путь меньшего зла. Эдакий размен пешек на фигуры: людей на нелюдей. Наших все равно больше, их не жалко. Хотя с таким подходом не согласны многие из героев.
Стоит заметить, моральной стороне одержимости, Helstrom уделяет немало времени. Они даже показывают последемонскую судьбу некоторых несчастных, говорят о ПТСР таких людей, даже организовывают для них терапию. Собрание анонимных экс-демонов? Красиво звучит!
Эх, Сэма с Дином на вас нету – вот уже кто фаталисточно-пофигистски относился к вместилищам демонов. Какая там терапия! Какая кома! На войне, как на войне. Получил в себя демона, считай — поймал смертельный вирус – значит не свезло – ты уже покойник.
Кстати – своим хозяевам демоны крутят кино. Но Оскара за это им вряд ли дадут. Ведь черти показывают людям худший день их жизни. Один и тот же. Раз за разом. Месяц за месяцем. Год за годом.
Вторая – собственно католическая церковь, в своеобразном союзе с которой работает один из протагонистов. Впрочем, священников нам покажут минимум, разве что сексапильную послушницу. Зато мы, вместе с героями, прилично времени проведем в психбольнице, находящейся под покровительством церкви. Эта лечебница на долгое время станет центром притяжения для множества героев сериала.
Тут работает воспитательница Дэймона. Тут коротает дни его мать (или не совсем мать). Сюда приедет Ана и будет стремиться абсолютно неожиданный гость. Сюда будет регулярно возвращаться приличную часть экранного времени. М-да разнообразием локации не страдают, и редкие выезды в дом жертвы или Дэймона, на заправку, на место аварии, в Сан-Франциско, ситуацию спасают слабо.
Что любопытно, хотя разговоры о том, что священники изгоняют бесов, периодически ведутся, в деле мы никого из святых отцов не увидим. Магия в сериале вся от нечистого. Ей владеют либо демоны, либо парочка Хелстромов. Причем любимым их приемом явно является телекинез. Шваркнуть вражину шкафом или книжной полкой не откажется никто из персонажей-колдунов. Также Дэймон показывает неплохие навыки обращения с огнем (похоже, питая его своей жизненной силой), и регенерации. Ана – чтения памяти.
Главные персонажи получились колоритными и запоминающимися.
Дэймон (Остин) – пижон, стиляга, скептик, иронично-саркастичный циник с богатым внутренним миром, юноша, трудящийся преподавателем этики в университете. А в свободное время изгоняющий демонов из людей. Известный среди исчадий ада как «Предатель». Не верит в силу креста и молитвы, периодически отпускает едкие шуточки («Перестаньте бухать, а интернет дерьмовый родитель», «Херня какая-то а не одержимость»), чем травмирует нежные души окружающих.
Ана (Леммон) – высоченная и худая каланча, владеющая аукционным домом, где продают древности ценой в миллионы долларов. Эгоистка-лесбиянка в туфлях за 3 тысячи баксов, искренне заботящаяся о своем маникюре. Женщина, пережившая жуткую детскую психотравму, и не подпускающая с тех пор никого близко. По своему восстанавливающая справедливость, встающая на дороге тех, кто причиняет другим большую боль (Гэндальф бы ее не одобрил. В отличие от Декстера). Еще одна моральная зарисовка насчет опережения бога в его праве карать. И не приводят ли такие действия к еще худшему злу. Может взглядом ломать кости, а также, похоже, забирать чужую энергию прикосновением. В остальном душка. Если не нарушать ее зону комфорта.
Наши родственнички не виделись много лет, и отношения после встречи складываются далеко не сразу. Слишком много детских обид, «косяков», недоговоренностей, гадостей. Мнимых и настоящих. Аж амберской братской любовью повеяло. Ненадолго. Марвел, все-таки.
Также стоит отметить их матинку ридну Викторию (Марвел). Женщина, некогда вышедшая замуж за хорошего парня, оказавшегося совсем не хорошим. Скорее наоборот. Не ушедшая вовремя от мужа. Не сумевшая спасти своих чад от действий супруга. Это все в лыко абьюзивным отношениям, как вы уже догадались. Двинувшаяся умом от осознания своих ошибок. Ставшая вместилищем для зла. Элизабет Марвел, одна из немногих б-м известных актрис в этом проекте, трудится, закатав рукава. Смена пластики, голоса, повадок в разных ипостасях. Активное эмоционирование, любовь к детям, признание вины. Хороший образ.
Смотрителя от Крови (Уиздом). Фактурный, колоритный такой мужик. Фуражка еще такая, с околышком. Ой! Это из другой сказки.
И нежную трепетную послушницу Габриэллу (Гуерра). Разрывающуюся между вколоченными в римском Регина Апостолорум истинами, и реальной жизнью. Моральный якорь (и не только) для Дэймона. Женщина, попавшая во второй половине сезона как кур в ощип.
Несмотря на то, что сериал бросается с места в карьер, не особо занимаясь введением зрителя в мир, в целом проект получился стильным, напряженным и пессимистичным. Поначалу герои вроде неплохо справляются с промежуточными угрозами, с самого начала ожидая глобальную неприятность. Потихоньку атмосфера пропитывается пессимизмом на грани безнадеги, чему сильно способствуют демоны, меняющие тела как перчатки. Моральные терзания протагонистов. Люди, гибнущие пачками от происков и одержимостей демонами, причем удается ли спасти их бессмертные души – непонятно. Вечные дожди в Портленде, там будто родились все с зонтами. К середине сезона следует серьезнейший всплеск саспенса, приход той самой угрозы, с которой никак не получается справиться поодиночке. И откровенное непонимание зрителя, а чем они собираются заниматься еще полсезона, когда финальная битва вот-вот грядет?
Оказывается, все не так просто как нам представлялось. Все гораздо хуже. Перипетий постановщики подготовили героям с избытком.
Хватает в сериале флеш-беков, вспышками ведающих о прошлом семьи Хелстром. Правда, достаются они в основном девочкам, Дэймон в этом плане откровенно обделен.
Эрго. Стильный мистический проект в духе Супернатуралов. Радует неплохими образами, мрачной атмосферой, проблемами, регулярно высыпаемыми на головы героев. Чуток подзатянуто, локации разнообразием не блещут, но в целом смотрибельно.
Режиссер: Андерс Энгстрем
В ролях: Том Остин, Сидни Леммон, Элизабет Марвел, Ариана Гуерра, Тарун Керам, Кайл Уоррен, Лео Чианг, Ксавье де Салаберри, Фиона Дуриф, Йорки Хоакин, Арки Кандола, Дэвид Мюнье
P. S. Несмотря на то, что сериал ограничится одним сезоном — продолжения не будет, без мощного клиффхэнгера постановщики не обошлись. Похоже, миру Хелстромов не сдобровать.
Война закончилась, и солдаты возвращаются домой. Только там им не светит ничего хорошего. Разруха, голод, нищета, чума.
Капеллан Томас Благ точно знает, что его ждет в родном городе Эллинбурге. Семейное дело. Насквозь незаконное, но чертовски прибыльное. До войны Благ с братом были криминальными авторитетами Эллинбурга. Одними из влиятельнейших в городе.
Однако время утекло, как песок сквозь пальцы, и в городе завелись новые авторитеты. А значит, Благу и его Благочестивым предстоит новая война.
За место на вершине криминального дна своего родного города.
«Крестный отец» или «Острые козырьки» с мечами. Так уже обозвали ретивые критики цикл британца Маклина, начатый им в 2018 году (планируется четыре романа, написаны два). Сам автор нарек его «нуарным городским фентези с мечами и лошадьми».
Будем честными, у «попередников» Питер взял взаймы немало. Завязка прямиком из Козырьков: вернувшийся домой ветеран войны, банда, брат, тетя, столичные штучки. Дальше автор смешивает будни «Черного отряда» с заботами мафиози из «Отца», не забывая про посттравматический синдром.
Свежих идей у Маклина «не сады», но позаимствованные концепты британец миксует вполне удачно.
Перед нами вроде как темное фентези, прям всем даркам дарк. Уже на первых страницах ГГ убивает сподвижника, в первый раз проявляя свою «Карающую справедливость». Персонажи не стесняются совершать естественные оправления на глазах читателя, с удовольствием матерятся и выпускают друг другу кишки. Описание окружающих «красот» также довольно натуралистичное, с яркими описаниями ароматов и особенностей местной жизни. Однако ведут себя герои, как для ветеранов войны с ПТСР, убийц и криминальных авторитетов, временами чересчур мягко и жалостливо. Чуть ли не высокоморально.
Местом действия служит город Эллинбург, он же Старый Смердюк. Как нетрудно догадаться, вдохновленный шотландским Эдинбургом, который в 17 веке называли Старым Вонючкой.
Город колоритный, с районами и улицами, такими как Вонище или Рыбачьи ворота, Великим храмом и ипподромом. Со здоровенными водяными колесами, двигающими вперед местную промышленность. С продажным губернатором, городской гвардией и хорошо развитым преступным миром.
Изложение событий идет от первого лица Томаса Блага – «делового человека», до войны «державшего» изрядную часть города и по возвращении вознамеривавшегося вернуть все как было. Нас погрузят в суровые будни крестного отца: поддержание шаткого равновесия в банде. Работа с общественным «бандитским» мнением. Поиск подходящих людей для подходящих дел. Разработка планов. Самоличное участие в драках. Переговоры с конкурентами, сражения за таверны, бордели и постоялые дворы («это наша корова и мы ее доим!»). Ни минуты покоя! Протагонист вышел у Маклина на уровне. Криминальный «делец», прошедший кровавую войну, сохранивший, тем не менее, некоторую долю патриотизма и моральности. Вспомним о «Карающей справедливости». Заботливо доящий тех, кто находится под его рэкетирским покровительством. Стремящийся дать народу работу, накормить голодных, вылечить недужных, чтобы потом было с кого (и чего) взымать поборы. Действительно заботящийся о своих людях. Гордящийся тем, что на его улицах не бывает ограблений, а женщина может гулять в одиночку в сумерках. При этом без особых моральных терзаний идущий на убийство невинных в «чужих» районах. Капеллан Госпожи Вековечных Горестей — солдатской богини, не требующей знания священных книг, которой молятся лишь об одном – прожить еще один день. Человек, попавшийся на крючок крайне влиятельным силам.
Жаль, второстепенные персонажи уступают в проработанности главному.
Запоминается разве что сержант Анна Кровавая – женщина, изуродованная внешне и внутренне, искренне ненавидящая колдунов. Вот только постоянное обращение к ней по имени-прозвищу, безо всяких сокращений, несколько удивляет. Как представлю себе это патетичное зрелище – становится смешно.
Не преминет Питер напомнить читателю о влияние войны на психологию людей. Практически все персонажи «Капеллана» принесли с поля боя изрядный груз, не позволяющий нормально жить (ПТСРом кличут). А осада Абингона и вовсе стала для Благочестивых настоящим кошмаром, навечно засевшим в памяти.
Все это, конечно хорошо, а истории становления и воскрешения мафиозных семей вообще здорово. Но если нашему взору была б предъявлена только возня на вершинах эллинбургского дна – читать такое было бы скучновато.
К счастью, автор не забыл о том, что Эллинбург не висит в вакууме, а размещен в государстве, в свою очередь находящемся в большом мире. Где имеется немало различных сил. И кроме противника, поверженного в недавней войне, есть еще изрядное количество внешних угроз. Которые не прочь воспользоваться тяжелым послевоенным состоянием страны.
За нейтрализацию таких угроз отвечают Слуги королевы — полусекретный рыцарский орден, подчиненный напрямую короне, действующий с помощью грима, золота, интриг и лишь в последнюю очередь – кинжала. Наблюдать за манипуляциями этих тактиков, стратегов, дипломатов, шикарных актеров (точнее конкретной, весьма привлекательной и опасной Слуги) весьма приятно. Эта линия добавляет миру — размаха, интриге — объема, а действию — интереса, веса и убедительности. Дополнительную изюминку придает тот факт, что изначально протагонист аж никак не горит желанием помогать этим самым Слугам, постепенно меняя свою точку зрения (и то весьма относительно) лишь после экватора романа.
Имеются в этом мире порох и осадные орудия. Причем взрывчатка, под именем «огненный камень», считается исключительно военной технологией и для использования мирными жителями запрещена (впрочем, какого бандюка это когда останавливало). Пушки и вовсе будут грохотать лишь в кошмарах героев.
Боевки в романе вообще немного, в основном сражения сводятся к резне в замкнутых помещениях, с числом участвующих в пару десятков человек с каждой из сторон.
Магии автор нам также пожалеет. Почти вся она в воспоминаниях и в суеверных представлениях солдат (за исключением пары небольших эпизодов). Хотя линия, связанная с Отмеченным Богиней парнишкой, довольно перспективна.
Приятно смотрится список действующих лиц в начале романа – поданный со здоровой иронией опять же от лица Томаса.
Отдельное спасибо за напоминание о том, что криминальный элемент живет, конечно, красиво, но очень часто недолго. Юному романтическому поколению о таком услышать лишний раз не повредит.
Изрядно раздражает склонность Питера к повторам. О разных подходах к командованию, своих правых и левых руках, персонаж говорит слишком уж часто. А если герой упомянет какого-то персонажа, еще не вернувшегося с войны, через пару страниц он обязательно скажет об этом еще раз. Или два. Или… А уж о подходящих людях мы услышим и вовсе раз эдак с полсотни.
Впрочем, к такому подходу можно привыкнуть.
Эрго. Темное криминальное фентези, миксующее в себе массу наработок предшественников. По колориту, сюжету и фантдопущению не дотягивающее ни до Отца, ни до Козырьков с Отрядом, ни до Линча, ни до того же «Нефритового Города», (разве что Салливан оставил схожее впечатление), но способное помочь любителям поджанра не без удовольствия скоротать вечерок.
Антология социальных ужасов, или Человек — самый страшный монстр
Неладно что-то в Цитадели демократии. То нищая девица своего ребенка благополучной бабе подкинет. То старшеклассник, не вынесший бессилия, безденежья и ответственности, начнет искать виновных не там, где надо. То благополучный на вид дядечка новую волну MeToo поднимет, на этот раз вполне обоснованную. То корпорация экологическую катастрофу учинит.
Не Соединенные Штаты, а натуральный Monsterland выходит.
А что до мистических чудовищ, нелюдских сущностей и прочих монстров, им только и остается нервно курить в углу. Сходя с ума от зависти.
Ведь никто из них не способен сравниться с самым главным монстром.
Человеком.
Давно бытует мнение, что самое опасное существо на земле – человек. Создатели Monsterland полностью и всецело согласны с этим утверждением. Соответственно главным источником хоррора в сериале выступают не вампиры, демоны или оборотни. А представители гомо сапиенсов.
Если верить тырнету в основу антологии лёг сборник хоррор-рассказов Нэйтана Бэллингруда «Озёрные чудовища Северной Америки». Кто бы объяснил, при чем к этому сериалу озерные чудовища?
Перед нами эдакая социальная антология, бичующая пороки, особенности западного общества и психологии его обитателей.
Сериал пройдется по экологическим катастрофам и корпорациям, допускающим кошмарные аварии, уродующие планету. Тлетворному влиянию бедности, толкающему нищебродов на ужасные вещи (обратите внимание на американскую особенность нищеты по Monsterland — каждый бедняк имеет, тем не менее, отдельный дом и машину). Замалчиванию развратных действий богачей. Стремлению перекладывать вину на кого угодно, кроме себя (да хоть на тень на стене!) – лень, невезение, случайность? — нет происки врагов! Теория заговора в лучшем виде («я ее никогда ее не видел — но она управляет моей жизнью»). Самообману ради достижения сиюминутной (или стратегической) выгоды. Тяжести ответственности. Проблеме психических заболеваний. Безоглядном любовном эгоизме. Смертельно-животворным иллюзиям, которые дарит это великое чувство. Тлетворной зависти. Разрушающей скорби.
Превалируют несколько тем, проходящих эдаким стержнем через несколько серий – проблемы бедности и то, на что они толкают, самообман, экологическая катастрофа, ее последствия. Имеется также одна сквозная философствующая героиня, возникающая в паре-тройке эпизодов.
Актеры в основном сериальные и не сильно известные (мягко говоря), но встречаются некоторые вызывающие смутное узнавание.
Взять хотя бы того же Чарли Тахэна. Парнишка, кстати, порадовал, создав довольно интересный образ. Джонатана Такера. Или Кейтлин Девер.
Добавление мистики в это не особо аппетитное блюдо лишь позволяет показать описанные язвы социума, более выпукло и гипертрофировано. Зомби, оборотни, вампиры, демоны, русалки, колдуньи, прочие зловредные сущности. Даже падшие ангелы. Набор чудищ разнообразный и на любой вкус. Вот только что из этого набора реально, а что плод воображения героев — бабка надвое сказала. А вот человеки еще те монстры. Тут не поспоришь.
Поразмыслит сериал о религии, вине и воздаянии. Беспощадном давлении быта и безденежья. Жажде выбраться с социального дна. Мечтах юности, столкнувшихся с суровой реальностью. Интернет-общении, заменяющем реальную жизнь (а кто ближе онлайн-друзей в наше сетевое время?), интернет-истерии, диванных воинах. Несовершенной и дорогущей медицине («больница? вы выиграли в лотерею?»). Кризисе среднего возраста. Сексуальных домогательствах и борьбе с ними.
Проведет нас чуть ли не по всей Америке от мегаполисов до городков глубинки.
Постарается сделать некоторые серии непохожими на другие. Порой даже удачно. К примеру, стоит обратит внимание на находку с интернет-общением. Когда участники чата во время разговора будто реально перемещаются друг к другу, возникая как черт из табакерки рядом при включении интернета. Или игры с резкостью, расфокусом и подрагивающей камерой в серии про экологию.
Да, порой постановщики откровенно передергивают, например, рассуждая о детских психотравмах, связанных с насилием. Когда уже вполне взрослый мужик, не моргнув глазом ссылается на детские воспоминания, мешающие ему нормально учиться в ВУЗе. И порицая создавшуюся ситуацию, позволившую ему попасть в этот самый дорогущий универ. Забывая о том, что если бы мать не пошла тогда на сделку с совестью, у него были бы все шансы закончить жизнь под забором или в тюряге. У бедняков, как показывают нам постановщики в других сериях, жизнь не сахар.
Да и тяжелая жизнь матерей-одиночек вызывает вопросы. Оставим за кадром логический вывод о том, что предохраняться надо тщательней. Вспомним лишь о неплохо вроде как работающих в Штатах социальных службах.