Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 20 ноября 2020 г. 15:00

Повелительница фигур, или «Шахматы бывают прекрасными»/Пешка, ставшая ферзем

korolevskij_gambit

Бет Хармон была сиротой. Восьмилетней девочкой, после смерти матери в катастрофе, попавшей в приют. Именно там она познакомилась с шахматами. Влюбившись в эту игру с первого взгляда. Там же она попробовала наркоту — транквилизаторы, растормаживающие мозг, дающие волю воображению.

Через некоторое время она была удочерена, и начала свой путь к вершинам шахматной славы, побеждая на турнирах и чемпионатах.

Но все это время Бет знала, что есть один шахматист, стоящий на несколько голов выше коллег. Василий Боргов из СССР. И чтобы стать лучшей в мире, рано или поздно ей придется потягаться с этим не знающим промахов и сомнений спортсменом.


Шахматы одна из самых известных логических игр, появившаяся на свет на чуть ли не полторы тысячи лет назад. Была она чертовски популярна и в «тюрьме народов», когда множество мальчишек и девчонок Союза если не играли в нее в многочисленных кружках и секциях, то, как минимум, знали правила, время от времени сражаясь с родителями в домашних условиях. В кино она тоже гостила не раз, хотя передать на экране напряжение и красоту этой игры дело непростое.

Посему когда Netflix взялся за экранизацию одноимённого романа Уолтера Тевиса, изданного в 1983 году, больших ожиданий новый проект не вызывал.

Однако у постановщиков The Queen's Gambit карта легла как надо.

Вариантов перевода сериала с ходу называют минимум три штуки — «Ферзевый гамбит», «Ход королевы», «Королевский гамбит».

В первую очередь хочется отметить актерскую работу Ани Тейлор-Джой, ставшую настоящим украшением ленты. Ее Бет хороша. Причем Ане подготовили неплохую площадку для дальнейшей работы еще с первой серии. Айла Джонстон, изображающая маленькую Бет, сделал все, чтобы влюбить зрителей в героиню. Хмурая девчонка, очарованная шахматной магией с первого взгляда и навсегда. Обстоятельная малышка, готовая играть, играть и еще раз играть. С минимумом теории бросающаяся в бурные воды «Смерти шаха». Гениальный ребенок, подсевший на транквилизаторы и перерабатывающий плюшки, дающиеся наркотой в визуализацию и прорывы в своем любимом увлечении. Также стоит отметить случайного учителя мистера Шайбла (Кэмп). Продемонстрировавшего правильное обучение неожиданного самородка. Зацепить на недоговоренностb, заинтересовать, дать втянуться, затем по возможности поделиться литературой. Шоб нам всем такие уборщики попадались – сколько бы талантов не пропало зря.

А затем в дело вступает Тейлор. Да, актриса, которой 24 года, изображающая 13-летнюю девочку смотрится несколько «пидстаркувато». Хотя постановщики бросают парочку намеков, что на самом деле Бет несколько больше лет, чем все думают. Да и Аня из всех сил старается. Бет — довольно сдержанная, вся в себе, временами ведет себя как настоящий ребенок. То пробежится, наплевав на взгляды окружающих, то засмущается, встретив незнакомую еще грань жизни, то на кровать в обуви запрыгнет, переполненная восторгом. Но главное – Тейлор хорошо показывает нам взросление человека. Причем человека, абсолютно несоциализированного, открывающего для себя то, с чем обычные дети сталкиваются каждый день. Школа с ее тупенькими одноклассницами. Интерес к мальчикам. Отсутствие друзей. Жажда общения. Первое пиво и глоток коктейля. С каждой серией Элизабет обретает опыт, развивается, что актриса добросовестно демонстрирует зрителю с помощью своих огромных глаз, меняющей походки и повадок. Познает заботу и нежность, учится ценить поддержку и прикосновения.




Статья написана 16 ноября 2020 г. 12:14

Меч и магия? Нет, рапира и плащ!, или Магистраты — идеалисты

klinok_predatel

Некогда любимое детище короля – легендарные защитники справедливости и странствующие магистраты. Законники, способные вынудить к послушанию высших аристократов. Лучшие фехтовальщики королевства.

Теперь – изгои, мишень для презрения и нападок. Люди без чести, оставившие своего повелителя на произвол армии герцогов.

Плащеносцы.

Первый кантор ордена Фалькио валь Монд умом понимал, что все потеряно. Но сердцем не хотел мириться с тем, что смерть его сюзерена и друга короля Пэлиса была напрасной. Посему не оставлял попыток исполнить последнюю волю монарха, отыскав загадочные королевские драгоценности.

Заодно стараясь выжить в недружелюбном мире, не растерять остатки чести, убеждений, веры в справедливость.

Упорно не обращая внимания на то, что над головой его и двух ближайших соратников сгущаются такие тучи, каких Фалькио еще не видывал.


Канадское фентези — нередкий гость на наших просторах. Вспомним хотя бы Эриксона, Кея, Бэккера или Имса. Первая книга де Кастелла (собственно наш сегодняшний герой Traitor's Blade) увидела свет в 2014 году. На сегодня в цикле четыре романа, последний выпущен в 2017-м. В планах автора еще минимум четыре книги.

Что же перед нами: «мушкетерское фентези»? До некоторой степени. Автор от души отсыплет нам приключений и поединков, верных друзей и зловредных противников, норовящих поковыряться в твоей тушке чем-нибудь острым, коварных аристократов, которые думают лишь о себе. Разбавив дело щепоткой магии. Любители поджанра будут довольны.

Тем более что Себастьян старается не забывать о том, что играет на территории «Страны фантазии». Радуя читателя собственным изобретением – орденом Плащеносцев.

Прототипом плащеносцев стали Justices itinerant – судьи, странствовавшие по дорогам средневековой Англии.

Ребята и девчата знатные. 144 мастера клинка, полные идеалов и королевских законов. Пока был жив Пэлис — выполнявшие роль скорой правовой помощи, к которой мог обратиться кто угодно, начиная с самого забитого крестьянина. Разрешающие споры и конфликты. Вступающие в поединки, эдакий вариант божественного суда, доказывая правоту закона. Понятно, что перед ним, родимым, как бы все равны, но некоторые равнее. И герцог имеет на порядки больше возможностей повлиять на ситуацию, чем смерд. Но все равно для условного Позднего Средневековья наличие такого ордена однозначный правовой прорыв.




Статья написана 13 ноября 2020 г. 13:55

Ходячие аристократы, или Есть у революции начало/Голубая кровь — не метафора

francuzskaya-revolyuciya

1787 год. Франция. В графстве Монтаржи находят изувеченный и обглоданный труп молодой крестьянки. Виновным объявляют негра-бродягу, которого задерживают и собираются казнить.

Тюремный врач Жозеф Гильотен, после знакомства с обвиняемым понимает, что тот невиновен, а убийца, совершивший уже не одно такое преступление, гуляет на свободе.

Причем он не просто банальный душегуб, а носитель невозможной, загадочной и заразной болезни.

Но почти никто из свидетелей ужасного злодеяния не догадывается, что это убийство станет началом поистине судьбоносных событий, перевернувших судьбы всех жителей страны.


Великая французская революция одно из судьбоносных событий Нового времени. Неудивительно, что она привлекает внимание людей до сих пор. Французские постановщики решили взглянуть на причины возникновения революции под неожиданным углом. Совместив социальные потрясения в la Belle France конца 18 века с мистикой и вариациями на тему вампиризма и зомби-апокалипсиса (нет, не «Королевство», скорее его дальний родственник).

Проект атмосферный и мрачновато-пессимистичный. Впрочем, о том периоде весело, наверное, рассказывать не получится.

Жизнь во Франции 18 века – не сахар (неужто все было настолько плохо? до этого англичане самокритично вещали о своей истории в том же «Франкенштейне», теперь и лягушатники подтянулись), и передана она колоритно до дрожи и антуражно до отвращения.

Оборванные, голодные, замурзанные горожане в грязной одежде. Повальная нищета. Дети, отбирающие гнилые фрукты у крыс. Беспризорники, сбивающиеся в стаи и ворующие у прохожих. Юные сироты, хватающие яблоки, как изысканное лакомство. Заброшенные дома и заколоченные окна. Темнота на улицах в душах и зданиях, разгоняемая неверным светом фонарей, факелов и свечей. Узкие, кривые улочки, болото и пьянь, валяющаяся под ногами. Океан утлых, полупроваленных крыш. Морги с трупами. Зашивание ран наживо, без любого наркоза. Ужас тюремных коридоров, теснота камер, издевательство стражи. Одежда, оружие сбруя того времени. Женщины с оригинальными корзинами. Непременные шляпы-треуголки и плащи – тяжелые «пыльники» у служивых, изысканные невесомые полотнища с капюшонами у аристократов. Холодная торжественность церквей. Мрачный серый замок, нависающий над городом. Ленивые подаяния из рук знати после церковной службы.

И на контрасте — яркая и привольная жизнь аристократии. Балы до упаду, Воздушные фонарики. Парики и жутковатые белила на лицах. Шикарные столы, ломящиеся от яств. Безоглядное веселье. Ржущие, бухающие, курящие представители высшего света. Оргии в римском стиле. Шарман!

Загородная графская усадьба-поместье, парящая, изысканная, освещенная то рассветом, то массой факелов. Озеро, пруды, деревья – пастораль.




Статья написана 6 ноября 2020 г. 12:30

Волк против волчицы, «А в германском лагере сумерки коптя»/ «Вар, верни мои легионы!»

Varvary2020

9 год нашей эры. Германия.

Железная пята Римской империи шагнула за Рейн. Разрозненные местные племена, не в силах позабыть мелочные дрязги, и вместе дать отпор захватчикам, скрипя зубами, идут на выплату дани.

Но римляне во главе с новым наместником Публием Квинтилием Варом, не утешаются. Завинчивая гайки, заставляя гордых вождей унижаться перед победоносными римскими орлами.

И в один прекрасный момент чаша терпения переполняется.

Благо находится тот, кто, вырастя у самых сосков римской волчицы, вспомнит, наконец, о дружбе и любви к родине.


Тевтобургский лес стал одной из чернейших страниц в истории Рима, сравнимой, пожалуй, лишь с деяниями Ганннибала, Спартака и парфян. Для немцев, решивших вспомнить эту страницу своей древней истории, наоборот. Пропускать сериал на такую тему было бы нелогично, хотя и ожидать от него нового «Рима» не стоило.

Так и вышло, проект не лишен приятных моментов, хотя «косяков» и неточностей тут выше крыши.

История, рассказанная постановщиками, в основном крутится вокруг троицы из племени херусков. Персонажи получились на уровне.

Арминий (Рупп) – сын вождя херусков, в детстве отданный отцом в заложники Риму (пардон, как знак мира). Паренек, воспитанный Варом практически как сын, воевавший, дослужившийся до префекта вспомогательной конницы. Вернувшийся в родные леса, но не как херуск, а как римлянин: пришелец, чужак, завоеватель. Человек, разрывающийся меж двух миров. Долгое время искренне преданный своей новой родине. Вляпавшийся в детские воспоминания и дружбу, как в вязкое болото. И в нем неудобно, и вырваться не получается. Сделавший сложный выбор, столкнувшийся с римским снобизмом и отношением к нему, как к человеку второго сорта. Ставший волком, изрядно покусавшим римскую волчицу.

Образ качественный, развивающийся, мятущийся, сомневающийся, неоднозначный, поддержанный флеш-беками, рассказывающими о детстве Арминия/Ари. При этом дающий первый (далеко не последний) повод поговорить о вольностях и недоработках постановщиков. С какого перепугу герою говорят, что «такие люди как ты» (читай варвары) максимум чего могут достичь, это должность префекта вспомогательной конницы??? Арминий получил римское гражданство (мы это знаем не только благодаря историкам, но и потому, что в префекты вспомогательной коннице назначались именно римляне, чтобы держать варварскую вольницу в узде). А римский гражданин мог достичь многого, и место его рождения играло при этом далеко не главенствующую роль.




Статья написана 2 ноября 2020 г. 13:31

Демоническая родня, или Брат и сестра — одна Сатана

Xelstrom

Дэймона и Ану Хелстромов вряд ли кто-то мог бы назвать обычными людьми. Брат преподает этику в ВУЗе, параллельно помогая избавиться от одержимости демонами. Или определить, что никакой одержимости нет.

Сестра – продает на аукционах предметы древности за огромные деньги. Заодно при прикосновении «считывая» память человека. Или предмета. И восстанавливая справедливость, как она ее понимает.

А уж детство у них было… не приведи господь. А родители…

Нет, определенно, людьми эти двое были странными. И друг с другом не общались уже много лет. С того самого детства.

Но когда из психбольницы, где содержится мать Хелстромов, сбегают двое заключенных, а Ана выясняет, что из древнего захоронения освободилось что-то злое и могущественное, брату с сестрой придется встретиться.

Потому что над миром нависла страшная угроза.

Последнее детище Marvel Television оказалось настолько нетипичным для могучего комиксного монстра, что из названия сериала даже исчезло слово Marvel. Не нужно, мол, чтобы зритель ассоциировал нашу киновселенную с жанром ужасов.

Мы, слава богу, зрители не пугливые, посему проассоциируем.

Сериал основан на комиксе о брате и сестре Hellstorm (впервые Хелстромы, а конкретнее Дэймон, появились в комиксе 1973-го года про Адского гонщика), известных своим нетривиальным папаней, а также последующей борьбой с демонами (и много чем еще).

Первая ассоциация, возникающая при просмотре – ба! Старым-добрыми Суперами запахло! Не дешевыми клонами типа «Суеверия», а самым что ни на есть оригиналом, причем в его лучшие начальные годы.

Перед нами, правда, не бомжи, маргиналы и гопники Винчестеры, а солидные люди, профессура, деятели религии, искусства. Ворочающие миллионами, владеющие престижной недвижимостью, на короткой ноге с самим Ватиканом.

Также постановщики Helstrom из всего сверхъестественного бестиария, созданного за историю человечества, сконцентрировались исключительно на демонах. Никаких тебе вампиров, гулей, верфольфов или ругару. Лишь исчадия ада. Вполне в духе последних сезонов Супернатурала.







  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх