Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Nexus» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 10 августа 2021 г. 12:05

25-го октября в издательстве "Ritual Limited" ожидается выход нового романа Адама Нэвилла "Cunning Folk" (Хитрый Народ).

Официальная аннотация гласит:


Денег не густо, а их новый дом требует ремонта...

В глубине сельской местности Юго-Западной Англии, с древним лесом у подножия сада, Том и его семья находятся за много миль от цивилизации и всех своих знакомых. Его жена Фиона никогда не была убеждена, что покупка "денежной ямы" на аукционе была хорошей идеей. Не в последнюю очередь потому, что ее предыдущий владелец покончил с собой. Хотя никто не может объяснить почему он сделал это.

Через несколько дней после того как семья переступает порог дома, когда вспыхивает вражда с пожилой парой, живущей по соседству, мечтам Тома о будущем благополучии начинает угрожать обострение наметившейся ситуации "око за око", связанной с мелким ущербом и расстройством по поводу него.

Все более изолированный и измученный, Том рискует потерять свой дом, всех дорогих ему людей и свой разум. Потому что, конечно же, только сумасшедший мог бы заподозрить, что чудаки по ту сторону живой изгороди обладают неземными силами. Зловещей магией, еще более древней, чем жуткий лес и странный курган посреди него. Священное место, откуда, как полагает Том, его соседи черпают свою ужасающую силу...





Статья написана 30 июля 2021 г. 13:25

Совсем недавно на стриминговом сервисе "Netflix" завершился показ кинотрилогии "Улица Страха", снятой по мотивам произведений известного хоррор-писателя Р. Л. Стайна, рассказывающих о событиях в провинциальном городке Шейдисайд, где чуть ли не каждый день происходят загадочные происшествия и жестокие убийства, причиной которых является некое древнее проклятье.

Ваш покорный слуга поспешил ознакомиться с данным проектом и высказаться по каждой из его частей.

Итак, первый фильм с подзаголовком "1994" повествует о группе подростков, которые совершенно случайно умудряются потревожить бренные останки местной ведьмы, жившей в 17-м веке, после чего она начинает охоту за ними, привлекая для этого различных маньяков-мертвецов.

Звучит неплохо, верно? Но на самом деле, итоговый продукт получился весьма убогим. И вот почему.

Прежде всего потому, что сюжет картины вышел крайне сумбурным, наивным и поверхностным. Такое ощущение, что изначально у сценаристов был скрипт, рассчитанный на несколько эпизодов, но им пришлось ужимать его до хронометража обычного полнометражного фильма. Герои постоянно перемещаются между разнообразными локациями, сражаются с вурдалаками и бегло выясняют отношения друг с другом. Однако следить за всем этим ужасно скучно.

Проблема в том, что персонажи, рожденные в соответствии с современной американской социальной повесткой, не вызывают абсолютно никакой симпатии. У нас есть две лесбиянки (одна из которых, естественно, "сильная и независимая"); отличница, в свободное время торгующая таблетками в школе; ее парень — придурковатый оболтус; и толстый чернокожий мальчик (конечно же "отличающийся умом и сообразительностью"). В общем, компашка подобралась та еще! Но, повторюсь, сопереживать им не получается от слова совсем. Даже наоборот, хочется, чтобы воскресшие маньяки поскорее пустили им кровь.

Походу авторы картины и сами разделяли подобные чувства, потому как "завезли" в нее довольно много насилия и пощадили далеко не всех главных героев. Что, безусловно, является маленьким, но приятным плюсом фильма.

Но вернемся к нашим баранам. А именно к наивной и поверхностной истории "1994-го". Я понимаю, что лента скорее всего была рассчитана на подростков (как и легшие в ее основу работы Стайна), но, блин, неужели нельзя было сделать ее чуточку серьезнее? Ну не реально в 21-м веке адекватно и без смеха воспринимать сюжет об адском городке Шейдисайд и его соседе Саннивейле, который, наоборот, представляет собой филиал рая на Земле. Почему все настолько черно-белое? Где хоть какие-то полутона?




Статья написана 23 июля 2021 г. 11:00

Многие читатели, бравшие в руки книги Роберта Маккаммона, опубликованные в 1980-х, отмечали их явную схожесть с романами Стивена Кинга. Конечно, речи о полном плагиате не шло, но не заметить общие мотивы в творчестве обоих писателей было крайне тяжело. Пожалуй, самый яркий пример — это "Лебединая песнь", которая слишком сильно смахивала на "Противостояние" Короля Ужасов.

С началом 1990-х Маккаммон стал все больше отдалятся в сюжетах от своего коллеги, выдавая по-настоящему оригинальные тексты. Но как говорится, от старых привычек избавиться сложно и Роберт в этом плане не стал исключением. Его роман "Слышащий" вполне можно назвать братом (но не близнецом) таких произведений как "Сияние" и "Доктор Сон".

Действие книги разворачивается в Новом Орлеане в 1934-м году. Молодой чернокожий парень по имени Кертис Мэйхью трудится носильщиком багажа на железнодорожном вокзале. В свободное от работы время он заботится о тяжелобольной матери и помогает друзьям улаживать их личные проблемы. Делает он это благодаря своему особому умению слушать людей (иными словами, улавливая их сокровенные мысли). Но иногда Кертису удается не только узнать, что у человека на уме, но и телепатически пообщаться с такими же как он необычными личностями.

И вот однажды парень улавливает немой крик о помощи от своей знакомой — десятилетней девочки Ниллы — дочери преуспевающего магната, которую неизвестные вместе с ее младшим братом похитили средь бела дня. Мэйхью, не раздумывая, бросается на выручку подруге, не ведая в какой жестокий переплет ему суждено угодить в итоге.

Так вот, возвращаясь к нашим баранам, нельзя не заметить похожесть двух сверхъестественных способностей героев: "сияния" и "умения слышать". Читая книгу Маккаммона, я постоянно думал о том, что злоключения Кертиса вполне могли бы стать предысторией Дика Холлорана — шеф-повара из романа Кинга о жутком отеле "Оверлук". Ну а ментальная связь между взрослым и ребенком, которая двигает повествование вперед, не раз и не два заставляет вспомнить об отношениях Дэна Торранса и юной Абры Стоун из книги "Доктор Сон".

Однако, принимая во внимание все вышеперечисленные параллели, я не могу сказать, что "Слышащий" получился плохим или скучным. Совсем наоборот! Автор создал действительно живых и запоминающихся персонажей; поместил их в лихо закрученный сюжет, развивающийся в декорациях погруженной в финансовый кризис Америки начала 20-го века; ну и конечно же не забыл добавить фирменного кинематографичного экшена.

Поэтому роман цепляет тебя и удерживает твое внимание до самого финала, даже не смотря на легкую предсказуемость изображенных в нем событий. Полагаю, так происходит еще и потому, что ты прямо-таки кожей чувствуешь, что перед тобой текст настоящего мастера пера. Проза Роберта настолько ладно скроена, что оторваться от нее просто физически невозможно (хотя тут стоит похвалить и переводчика Андрея Третьякова, на мой взгляд, проделавшего пускай и не идеальную, но все равно весьма качественную работу).

Так что, если вам по душе исторические триллеры с обаятельными героями и нон-стоп действием, то "Слышащий" абсолютно точно должен вам понравиться. А вот поклонники хоррора останутся слегка разочарованны, ибо в книге Маккаммона никаких ужасов нет (есть лишь слабый налет мистики). Роман ближе по духу к реалистичным произведениям писателя — "Моё!" и "На пути к югу".

Оценка: 8/10.


Статья написана 22 июля 2021 г. 14:25

Каждый раз я говорю себе, что не стоит вестись на громкую рекламу, но это так или иначе происходит.


"Один из лучших хорроров за последние годы" (The Independent)

"Визуально ошеломляющий дебют" (The Playlist)

"Галлюциногенный ночной кошмар" (Bloody Disgusting)

"Сверхвеликолепно!" (Time Out)


Все это хвалебные отзывы, которыми различные критики наградили фильм Прано Бэйли-Бонд "Цензор", стартовавший сегодня в российском прокате. Давайте же разберемся, насколько они правдивы.

Итак, сюжет картины разворачивается в 1980-х годах в Англии и рассказывает о скромной девушке по имени Энид Бейнс, которая трудится в "Британской комиссии по классификации фильмов", где вынуждена каждый день просматривать новые киноленты и присуждать им соответствующий возрастной рейтинг. Картины, как правило, являются дешевыми жестокими хоррорами, не стесняющимися изображать насилие во всей его неприглядной красе.

Как раз при просмотре очередного низкопробного ужастика Энид замечает, что актриса, играющая главную героиню, очень похожа на ее сестру, без вести пропавшую в местном лесу много лет назад. Одержимая своей догадкой девушка принимается за поиски режиссера фильма, дабы наконец узнать правду о судьбе родного человека и обрести долгожданный покой.

Что ж, начну с самого важного: "Цензор" — вполне добротный и качественный триллер, но с целой кучей нюансов, которые не позволяют мне назвать его шедевром или каким-то прорывом в жанре. Во-первых, у картины слишком долгая завязка. Почти 50 минут хронометража из 84-х уходит на то, что я описал выше. То есть, нам показывают серые будни Энид и момент с посетившим ее откровением, попутно обрисовывая напряженную криминальную обстановку в стране, которую социологи связывают с появлением в видеопрокатах огромного количества хорроров, дурно влияющих на умы людей.

Ну а дальше следует унылый и крайне примитивный детектив, в финале которого девушка, можно сказать, докопается до правды (причем, весьма предсказуемой). Хотя нельзя не отметить, что концовка была снята в довольно необычной манере, что не позволило мне окончательно уснуть до наступления титров.

Да-да, "Цензор" страдает болезнью многих современных триллеров/ужасов, а именно о-о-очень размеренным повествованием. До сих пор не понимаю зачем режиссеры прибегают к такому творческому методу, ведь давно уже ясно, что любые длинноты не делают историю умнее или атмосфернее. А вот скуку нагоняют исправно.

Самое печальное, что в распоряжении Прано Бэйли-Бонд и Энтони Флетчера (второго сценариста) была реально крутая тема о буме хоррор-продукции в 1980-х, но они почему-то затронули ее лишь вскользь, потратив львиную долю времени на рефлексию Энид, которую, к слову, отлично сыграла актриса Нив Алгар.

Также нельзя забывать, что у создателей картины была возможность взбодрить монотонный сюжет каким-нибудь кровавым экшеном. Однако и этого не случилось. В фильме всего два острых эпизода, один из которых, честно говоря, вышел каким-то чересчур уж ироничным. Поэтому если вы — поклонник "мяса", то точно останетесь без "сладкого".

Но если вам по нраву ужасы а-ля "Реинкарнация" (Hereditary, 2018), то творение Бэйли-Бонд тоже скорее всего понравится. Хотя, пожалуй, сильнее всего "Цензор" похож на хоррор "Спасительница" (Saint Maud, 2019). У этих картин действительно не мало общих черт: и там и там главные героини — эдакие "серые мышки" без личной жизни, которые в одночасье попадают под влияние некой навязчивой идеи, приводящей к кошмарным последствиям. И самое интересное, что последние не воспринимаются девушками как нечто страшное, а наоборот, видятся ими исключительно с позитивной стороны.

В общем, повторюсь, "Цензор" — весьма качественное и местами любопытное кино, но уж никак не великолепное или ошеломительное. Поэтому лучше лишний раз подумать прежде чем отправляться знакомиться с ним на большом экране. Фильм вполне можно заценить и в домашней обстановке, не забыв предварительно выпить пару чашек крепкого кофе.

Оценка: 6/10.


Статья написана 2 июля 2021 г. 18:00

Буквально вчера состоялась российская премьера картины "Судная ночь навсегда", являющейся пятой частью франшизы, начало которой восемь лет назад положил скромный герметичный триллер Джеймса ДеМонако.

Если вы знакомы с предыдущими фильмами цикла, то наверняка помните, что в финале "Года выборов" чудом избежавшая гибели от рук психопатов сенатор Шарлин Роан победила в президентской гонке и первым делом инициировала процесс отмены Судной ночи — так называемой двенадцатичасовой Чистки, когда все совершаемые преступления становятся законными.

Помните?... А теперь забудьте об этом. Новая картина начинается с неприлично краткого сообщения о том, что партия Отцов-основателей внезапно вернулась к власти и без проблем возродила жуткую ежегодную традицию. Вот так легко и незатейливо! Но это не единственная условность, которая смущает при просмотре.

Ключевой вопрос фильма, который, впрочем, можно адресовать и всей франшизе, звучит следующим образом: а почему, собственно, Судная ночь длится только несколько часов, а не несколько дней или недель? Иными словами, что сдерживает распоясавшийся народ и не дает ему продолжать выплескивать свою агрессию на окружающих и после окончания Чистки?

Ведь именно это и происходит в картине Эверардо Валерио Гоута, что вынуждает главных героев отправиться к мексиканской границе, дабы спастись от армии маньяков, которые плевать хотели на любые правила.

Но если вы ждете от сюжета чего-то принципиально нового, то мне придется вас огорчить. "Судная ночь навсегда" — это стандартный фильм цикла, который ничем не лучше и не хуже остальных. Нам опять представят группу разношерстных персонажей, поместят их в самое пекло охваченной насилием страны и заставят наблюдать за их выживанием, не забыв добавить ко всему этому нотки актуальной социальной повестки.

Как раз последняя получилась довольно интересной. Если раньше авторы франшизы выдвигали на передний план проблемы афроамериканцев, как самых бедных и незащищенных членов общества, то теперь в центре внимания оказались притесняемые белыми расистами мексиканские мигранты и индейцы. Видимо после реальных протестных акций и погромов под лозунгом "Black Lives Matter" (Жизни Черных Важны), прокатившихся по США в прошлом году, продюсеры не захотели раскачивать более-менее успокоившуюся лодку и решили пока не трогать чернокожих братьев. И в целом, это было грамотное решение с их стороны.

Однако этот момент сильнее прочих доказывает тот факт, что серия действительно достигла своего потолка. Ну серьезно, кто может стать основной мишенью националистов-убийц в следующий раз? Угнетаемые азиаты? Арабы? Или, например, тысячи афганцев, которых правительство самой демократичной страны в мире в скором будущем собирается приютить у себя?

По-моему, подобный контент уже порядком приелся. Точно так же как и однообразные зверства участников Чистки, от которых должны убегать очередные "плоские" герои. На мой взгляд, киношная пенталогия и два сезона сериала уже достаточно раскрыли идеи ДеМонако. И похоже Джеймс думал точно так же, ведь "Судная ночь навсегда" позиционировалась им как заключительная часть цикла.

До недавнего времени, пока все тот же ДеМонако не заявил, что у него есть отличная задумка для шестой полнометражной картины!

Боже, некоторые люди просто не умеют останавливаться...

Оценка: 7/10.





  Подписка

Количество подписчиков: 146

⇑ Наверх