Г. Ф. Лавкрафт «Он»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Когда современный город кажется лишь огромным каменным мешком, населенным равнодушными прагматиками, судьба может послать вам загадочного незнакомца, способного показать совсем другие картины здешних мест...
Входит в:
— журнал «Weird Tales, September 1926», 1926 г.
— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.
— антологию «Terror in the Modern Vein», 1955 г.
— сборник «Dagon and Other Macabre Tales», 1965 г.
— антологию «Weird Tales: The Magazine That Never Dies», 1988 г.
— антологию «Реаниматор», 1992 г.
— антологию «Чёрный нимб и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса», 1992 г.
— антологию «Фата-Моргана 6», 1993 г.
— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.
— журнал «Полнолуние, 2014 №2», 2014 г.
— журнал «Чудеса и приключения № 8, 2014», 2014 г.
— антологию «Если свет твой — тьма...», 2016 г.
— антологию «Сакральная связь. Антология мистики», 2016 г.
- /языки:
- русский (34), английский (13), французский (1), украинский (2)
- /тип:
- книги (45), периодика (3), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- А. Боргардт (1), Л. Володарская (17), В. Дорогокупля (6), Е. Дудка (1), Г. Кот (1), А. Мороз (1), Е. Пучкова (1), Ю.Р. Соколов (5), А. Сырова (1), О. Українець (1), В. Черных (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 3 апреля 2022 г.
Итак, автор снова приглашает нас в полное мистического ужаса путшествие в сопредельный мир. Правда, на этот раз оно больше напоминает машину времени: герою предоставляется возможность заглянуть в давно ушедшее Прошлое. Из-за этого рассказ становится более похожим на произведения Уэллса, нежели самого Лавкрафта. Написан он ради одной идеи: соединить мистический культ североамериканских индейцев с европейским миром духов и демонов. Чтобы придать им немного реализма и правдоподобия. Мол, в ОЧЕНЬ далекие времена люди могли непосредственно общаться с обитателями иного измерения, которое тогда еще никто не называл «темным». Все наши сказки о привидениях и демонах — это генетическая память о культах прошлого, передавшаяся нам от непосредственных участников. Не ищите в повествовании какой-то логики изложения — это банальный «рояль» на избранную тему. Один из проводников подходит к герою рассказа и предлагает ему «пройти» с ним. Почему? А потому! Зачем вам обоснование, если нужен простой эффект? Посмотрели — и причастились. Связь времен установлена, хотя большого смысла в ней всё же нет. Только вот советую присмотреться к проводнику: у него явно имеются кое-какие секреты...
----------
РЕЗЮМЕ: очередной рассказ Лавкрафта о потустороннем мире и его проводниках. На это раз в качестве проводников выбраны настоящие аборигены Америки — индейцы.
korsrok, 30 июня 2018 г.
«…весь мир – суть не что иное, как порождение воображения, это, да будет позволено сказать, дым нашего интеллекта, …лишь мудрецам дано затягиваться и выпускать клубы такого дыма»
Молодой поэт приехавший в Нью-Йорк в поисках вдохновения увидел каменный город с мрачными улицами совершенно не привлекательным. Не таким он запечатлелся в его памяти. Однако встреча с некромантом из подземелья круто изменила ход событий. Безумный старик показывает поэту прошлое и тех, кто обитал на Земле до появления человека.
Стронций 88, 16 марта 2019 г.
Когда читал, в голову постоянно лезла мысль: а не городское фэнтези ли это? Ведь тут не просто призраки – тут призрак самого города, какой-то невидимый мир, существующий одновременно с настоящим; недаром ведь значительная часть истории – это путь нашего героя по незнакомым улицам, несущим печать старины, улицам, что, возможно, и не существовали в реальности. А вообще, я тут чувствую влияние По, ведь в нём очень много готичного, мрачного, но не без возвышенности; полно в нём густого мягкого мха слов, дающих ту атмосферу, в которую приятно погружаться вечером. Да и герой-романтик, поэт, в котором чувствуется некое декадентство, тяга к прекрасному, удивительным образом выражающаяся в стремлении видеть что-то старинное и диковинное, даже жуткое (и как это вообще близко к жизни – едет вот такой поэт в город, чтоб наслаждаться его красотой, воспеваемой другими поэтами, но в итоге только тухнет и впадает в разочарование) – в этом тоже что-то от героев рождённых великим По. И этим, да и самой историей, особенно с человеком, вознёсшимся над тайной смерти, рассказ напомнил мне едва ли не самый первый из опытов Лавкрафта, столь же пропитанный атмосферой По рассказ «Алхимик», тоже довольно занятный, кстати. Хотя здесь, пожалуй, концовка была хоть и зловещей и визуально жуткой, но всё-таки с лёгким сумбуром. Да и порыв этого незнакомца вот так вот взять и выложить всю страшную (и ведь не совсем законную!) историю свой родни, да ещё и показать такие вещи, что показывать особо не след, выглядит наигранностью, нелепицей, хоть и вполне художественной. Однако этот рассказ, он ведь не прост – он ведь о городе. О городе, а не только о колдовстве, чудесах и сверхъестественной каре за давнишнее преступление – и не зря же мы видим тот контраст между этим местом до того, как его захватил город, и ТЕМ местом (адом?), тем ужасным городом, что грядёт, но уже неуловимо похож на иссушающий волю Нью-Йорк нашего героя. Ведь так?
Orion-Seregil, 19 сентября 2019 г.
«Никогда не разговаривайте с незнакомцами» — идеально подходящая к произведению фраза. Это как с детьми и чужими, когда в погоне за конфеткой несмышленыши могут встретить кого-то по истине страшного. А желание главного героя узнать прошлое города, познать его историю любой ценой у столь вовремя встретившегося таинственного господина может для него вылиться большими проблемами... Но концовка как всегда у Лавкрафта непредсказуема.
wertuoz, 10 сентября 2013 г.
Перед нами еще одна частичка души автора. Он открывает ее неохотно, но все же мы видим его душу за тенью отступлений и иносказаний. Именно таким — любителем старины и был сам Лавкрафт.
Сюжет завязывается не спеша, начинаясь, как обыкновенная новелла, не предвещающая о чем-то зловещем или таинственном. Тут нет этакого нагнетания саспенса. Это скорее можно назвать эффектом «холодный душ». Герой абсолютно не подозревает, что с ним случится на самом деле, и какой ужас предстоит испытать в конце. Герой встречается с незнакомцем, который по сути оказывается обычным стариком, любителем такой же старины, но обладающий некими способностями, демонстрируя которые, навлекает в последующем на себя и главного героя огромную беду.
Так же порадовали и захватили описания этих способностей, объяснения почему и как этот персонаж научился обладать ими, и что стоит за всем этим. По сути смысл рассказа как раз и сводится к этому. Открывая что-то, к чему не готов, обязательно нагонишь на себя беду. Старик умел многое, сумел открыть и показать главному герою совершенно другой мир, но и у этого мира был свой защитник, который не терпит непрошеных гостей.
То, что произошло в конце, являет собой нескончаемый экшн, который стихает лишь в тот момент, когда герой лишается чувств, но все эти описания самой угрозы, кажущейся в виде образа индейца с томагавком, да и то, в кого в итоге превратился старик, мешают в голове читателя такой винегрет, что от одного ощущения только кружится голова. К такому повороту событий я, честно, не был готов. И этот эффект сработал как нельзя лучше.
Это отличное произведение концепцией и намеками скорее напоминающее идею Цикла Снов, но я могу и ошибаться..9 из 10
Yarowind, 25 июня 2015 г.
Любитель старины гуляет по задворкам Нью-Йорка, пока не натыкается на таинственного гида. Ничем хорошим это не заканчивается. Для гида:).
Greyzi, 5 июля 2010 г.
Читаю Лавкрафта и погружаюсь в огромное недоумение. Как этого автора можно считать мастером? Страшно пишет? Нет, на мой взгляд очень нудно. Интересные сюжеты? Как бы ни так, ведь однообразие на литературном поприще ещё никогда к хорошему не приводило. Пишет хорошо? Есть отдельные отрывки, которые хочется перечитывать, но в целом очень тяжёлое чтиво.
Этот рассказ не стал исключением. Скудный, непонятный, унылый.
У Лавкрафта есть исключения из своего пресного творчества, это такие вещи как «Жизнь Черльза Декстера Варда» «Зов Ктулху» «Дагон» «Тень над Инсмутом» Погребённый с фараонами» и мой любимый, просто выносящий сознание рассказ «За гранью времён».
Будем читать дальше в надежде на мощные произведения.
alex1970, 31 июля 2011 г.
Лавкрафт очередной раз использует свой любимый мотив — чрезмерное увлечение прошлым до добра не доводит.
Герой рассказа, страстно любящий улицы старинного Нью-Йорка, встретил очень необычного гида и услышал очень необычную историю.
Неплохая атмосфера тайны и крадущегося страха
Yazewa, 19 февраля 2009 г.
Очень неплохо сделанная атмосферная вещь. Интересный собеседник попался главному герою... и описан он выразительно, равно как и его жилище. Показываемые им картины тоже вполне натуральны, поэтому рассказ воспринимается эмоционально и запоминается, пожалуй, надолго.
teamat_7, 14 октября 2010 г.
В данном рассказе герой приезжает в Нью-Йорк, для получения вдохновения и осмотра достопремичательностей, но вместо этого он получает несколько другие эмоции которые ему предоставил в полной мере таинственный Он.