Г. Ф. Лавкрафт «Скиталец тьмы»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Согласно общепринятому мнению, причиной смерти Роберта Блейка, писателя и живописца, посвятившего себя области мифов, сновидений, кошмаров и суеверий, послужил разряд молнии или вызванное им нервное потрясение. Но так ли это было на самом деле? Ведь известно, что Блейк интересовался старой зловещего вида церковью в Федерал-Хилл, пользующейся дурной славой...
Посвящается Р. Блоху.
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху» > цикл «Мифы Лавкрафта»
— цикл «Роберт Блейк»
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Tales of the Cthulhu Mythos», 1969 г.
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Мифы Ктулху», 1990 г.
— журнал «Weird Tales, December 1936», 1936 г.
— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.
— сборник «Best Supernatural Stories of H. P. Lovecraft», 1945 г.
— антологию «Terror at Night», 1947 г.
— сборник «The Dunwich Horror and Others», 1963 г.
— антологию «The Boris Karloff Horror Anthology», 1965 г.
— антологию «Dark Imaginings», 1978 г.
— антологию «A Treasury of American Horror Stories», 1985 г.
— антологию «The Best New England Stories», 1990 г.
— антологию «The Nyarlathotep Cycle», 1997 г.
— антологию «Безумие и его бог», 2007 г.
— «Тёмные аллеи», 2007 г.
— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.
— сборник «The Call of Cthulhu and Other Weird Tales», 2011 г.
— сборник «The New Annotated H. P. Lovecraft», 2014 г.
— антологию «Если свет твой — тьма...», 2016 г.
— антологию «Horror Short Stories», 2018 г.
Экранизации:
— «Муза Пикмана» / «Pickman's Muse» 2010, США, реж. Роберт Каппеллетто
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ann.Mcart, 22 сентября 2024 г.
Неплохой рассказ о таинственной церкви, бывшей местом поклонения культа, жертвоприношениях, пропаже людей и таинственном зле, прячущемся на колокольне и боящемся света.
Но всё же главное, что меня заводит в тупик — если все знали, что тварь изгоняется светом, так почему не выгнали? Не организовали людей с фонариками или свечами? Да и концовка вяленькая, хотя и пытается не быто таковой.
Ravina, 24 ноября 2021 г.
Очень атмосферно и волнующе, изображение буквально оживает перед глазами: город с заброшенной церковью встаëт перед глазами, как настоящий. Это дорогого стоит, наслаждаешься каждой строчкой.
Но мне не совсем понятны две вещи.
1. Как сектанты могли уехать (не погибнуть, а просто уехать, «опасаясь возмущения горожан»), оставив без просмотра своё главное сокровище – шкатулку с камнем? Почему они не забрали еë с собой? Ну, допустим, они умерли, ведь ГГ получил информацию от полицейского, который сам слышал историю в пересказе, то есть, как именно разворачивались события – доподлинно неизвестно. Но, пардон, как-то с трудом верится, что за столько лет никто не забрал шкатулку себе. Местные боятся, да, но неужели за все годы не было ни одного любопытного туриста или залëтного вора, мечтающего поживиться старинными иконами, редкими фолиантами?
2. Главный герой – творческий человек с болезненным воображением, эмоциональный, слабохарактерный, трусливый. Да, такое бывает. Но почему у него напрочь отсутствует инстинкт самосохранения? Почему он заламывает руки, бьëтся в истерике и... ничего не предпринимает, чтобы спастись? Это вызывает искреннее недоумение. Тем более, что решалось-то всë достаточно просто...
В итоге, рассказ производит неоднозначное впечатление. Очень интересно, увлекательно, о потраченном времени не жалею. Но как будто не до конца проработано, концовка неожиданная – быстрая и беспощадная, словно автору надоело и он захотел побыстрее закончить)
BroonCard, 6 августа 2017 г.
«Скиталец Тьмы» Говарда Лавкрафта — это стандартный для данного автора рассказ. Но что такое «стандартный рассказ» в рамках личности Говарда Лавкрафта? Это — неизмеримо атмосферный, бескрайне стилистически выверенный, как в плане работы с текстом, который по стилю напоминает документальную литературу, так и с архитектурой мира, в котором существует герой произведения. Но самое главное — это беспрекословно вызывающая истинно инфернальный ужас цепь событий, которая разворачивается в творении, формируя сюжет, что всегда развивается в несколько таинственном антураже привычного окружающего мира. И вот это «несколько» с каждой страницей перерастаете в нечто большее, в то, что поглазеет привычный мир и являет себя, как неисчислимо древнее и единственно истинное. Единственно истинное Зло, которое именно в данном рассказе способнее существовать лишь в извечном атрибуте творчества Лавкрафта: во тьме. Но если она у него обычно выполняет не полноценно беспросветную структуру, то здесь она именно такова. Таким образом читатель следит за сюжетом, что рассказывает о зловещих тайнах и демонических существах, притом взывая непостижимый страх, однако совершенно не демонстрируя то, что является сутью этого страха...
По стандарту: прекрасно.
Maxeroz, 31 июля 2019 г.
Откровенный образец позднего Лавкрафта. Очередное высококлассное произведение, которое хоть и не отличается весомым объемом, позволяет проникнуться им с требуемой силой, для понимания мелочей.
Но сожалению, как раз таки этот рассказ подвержен казалось бы главному стереотипу о творчестве Лавкрафта — в самом начале рассказа уже было понятно чем все закончится. Но на мой взгляд, финал это не самое главное, самое главное это то, как автор будет подводить к нему своего почитателя. Мрачные локации, бесконечное напряжение, цепь событий, к которым хочешь не хочешь примкнешь, и будешь сопереживать главному герою. Все это и есть то что мы так любим, это и есть Говард Лавкрафт.
В целом, это лишь мое субъективное мнение, которое не претендует на истинное положение дел, это-то и вся суть литературы, суть гениальных авторов, объединивших целые поколения. Если в каком-либо отдельно взятом произведении каждый человек может найти что-то свое, то произведение по праву имеет место на существование.
Стронций 88, 28 января 2019 г.
Всё-таки дружеские споры и шутки в литературе иногда дают очень любопытные результаты – как тут не вспомнить «Франкенштейна» Шелли, возникшего после подобного спора и заметно обогатившего мировую литературу? Вот и тут у нас рассказ, возникший после дружеской шутки. В своём «Пришельце со звёзд» Роберт Блох взял и укокошил мэтра и старшего товарища Говарда Лавкрафта. Вот теперь пришла очереди и Роберту Блоху скончаться ужасной смерть. А как итог – вот он, очень хороший рассказ, написанный с узнаваемым мастерством. Я его читал в сборнике «Мифы Ктулху» и там очень наглядно видно, что он более атмосферен, чем представленные рассказы Эштона Смита, Говарда, Белкнапа Лонга и уж тем более Дарлета (и, что интересно, только Блох наиболее близок пока к атмосферному нагнетанию тревоги, коей славится его учитель). Он даже, в каком-то смысле, более красочен, живописен. И этот переход от волшебного, сказочного в начале (описание города, что видит наш герой из окна своего дома) к пугающему в момент посещения заброшенной церкви – он просто чудесен! Да и дальше… Умеет автор быть завораживающим! Да и чудовище вышло своеобразным и в чём-то даже нетипичным для Лавкрафта, но вместе с тем очень ярким своими особенностями (тройной глаз, боязнь света, чёрные молнии, огненные следы). И, кстати сказать, тут удивлялись, почему главный герой не обезопасил себя всякими фонарями, но в тексте есть этому объяснение – он же был под влиянием существа после «общения» с камнем, и какая-то часть его разума даже хотела слиться с ним, если вспомнить финал; так что всё логично. В общем, всё вышло очень ярким и своеобразным – даже секта «Звёздная мудрость» (отличная от культов других монстров из пантеона Ктулху) и этот странный многогранный камень-артефакт. Запомнилось всё очень-очень сильно. Прекрасное и самобытное вкрапление в авторский миф, который, увы, бывает иногда однообразным. И написано прекрасно – то, что и душа требовала от такого мастера.
Orion-Seregil, 9 октября 2019 г.
Рассказ на удивление очень понравился! Как всегда любопытство до добра не доводит, а в этом конкретном случае доводит и до смерти. А ещё это будто некий наказ любопытствующим не будить лихо. Гаснущий свет, гроза, горожане со свечками произвели неизгладимое впечатление.
Кропус, 15 января 2019 г.
В такой ситуации герой должен держать у себя на квартире кучу автомных источников света, включая керосиновые лампы, на случай перебоев с электричеством. Непонятно почему тварь так вцепилась именно в него. Народу в городе понятно хватало. Кстати, зачем обитающему в вечном мраке глаз. У него должны быть совершенно иные чувства. Да и в чём выражается его зловредность тоже не очень ясно. Судя по воспоминанием твари, которые ощутил Г.Г. Она больше похожа на исследователя который решил изучить чуждую ему вселенную. Лично прониктуть сложно. Поэтому он послал камешек, что-то среднее между зондом и порталом.
avsergeev71, 13 сентября 2016 г.
— Славный был человек Хома! Знатный был человек! А пропал ни за что.
---
Не знаю уж почему, во время чтения в голове то и дело возникал Гоголевский «Вий». То ли описание осквернённой церкви тому виной, то ли образ главного героя, то ли поведение монстра, стремящегося во что бы то ни стало до главного героя добраться. Панночки только не хватало — её заменил скелет.
Стильная Лавкрафтовская вещица, но лично мне чего-то не хватило. На первое место вылезли недостатки: искусственность поведения главного героя, наводящая на мысли о компьютерных играх-бродилках (попёрся ни пойми куда, да еще на ночь глядя, хватает сомнительные предметы, которые нормальный человек обходит за три квартала), невнятность образа монстра, провисания сюжета, вялая концовка. Даже знаменитая Лавкрафтовская атмосфера не помогла. Окончательно добил факт, что монстр боится света. Сразу вспомнился Шекли и «Призрак 5». Вот только пистолета водяного у главного героя не было — наверно бы помог. Не предусмотрительно. Да.
8 баллов поставлю.
Илориан, 26 июня 2014 г.
По-моему, в рассказе множество неувязок. Если это существо, так боялось света, а Блейк так изнывал от укоров совести, то почему бы не организовать массовую экспедицию с фонариками в храм, осветить ими каждый уголок и изгнать его.? Да и концовочка несколько хиленькая.
wertuoz, 25 марта 2013 г.
Находясь под впечатлением прочитанных мною «Ужас в Данвиче» и «Сияние из вне», я прочитал этот рассказ довольно быстро и невзрачно. В данном случае для меня не было здесь каких-то определенных находок и новых трюков, которыми автор меня удивлял на протяжении вот уже нескольких недель, как я зачитываюсь его творчеством. Но данное произведение в моем рейтинге на уровень ниже того же «Ужаса в Данвиче» и «Сияние из вне».
Почему так получилось, сложно сказать. Тут присутствует все тот же стиль автора, интерес, который приковывает к этой таинственной церкви, стены которой хранят древний страх и ужас, воздухом которых дышал сам Азатот и Ньярлатотетп, если им вообще он нужен. И естетсвенно, это придает нужной атмосферы, интригует и создает иллюзию живого ужаса, который прячется внутри этого зловещего здания и боится выйти на белый свет.
Но лично для меня как раз и не хватило выхода на первый план, «на арену», если так можно сказать, этого самого чудища, его образа, его лика, то как он выглядит и как себя ведет. В рассказе есть только смутные на это намеки и никакой откровенности. С другой стороны все это может домыслить за автора сам читатель, но опять же повторюсь, при прочтении я находился под впечатлением более откровенных рассказов Лавкрафта, где более полно раскрываются и описываются образы этих ужасных и пугающих существ.
В любом случае это достойное произведение, которое найдет своего преданного впечатлительного «зрителя», и это, несомненно, хорошо.
felixkriventzov, 14 января 2016 г.
Интересный и жуткий рассказ с весьма пугающей концовкой, но написан всё тем же тяжеловесным языком Лавкрафта — с длинными предложениями, множеством прилагательных и излишне запутанными описаниями. Порой читать приходилось через силу, потому что такой язык делает рассказ скучноватым, но задумка и концовка вполне компенсируют эту особенность.
vam-1970, 20 марта 2016 г.
Вообще-то занятие религиозных храмов нечистой силой -это нонсенс. Так как божественная сила всегда сильнее нечисти. И данный художественнный приём, часто повторяющийся многими авторами, это уже ненаучная фантастика. Здесь же Лавкрафт, видно это понял и храм захватывает инопланетная нечистая тварь, которую и выкуривает или выманивает Блейк ценой своей жизни.
Caspian, 19 сентября 2011 г.
Шедевр в чистом виде, именно с этим у меня ассоциируется рассказ «Скиталец тьмы». Лавкрафту в своём произведении удалось непросто заинтриговать читателя, а буквально заставить хотеть проследовать за Робертом Блейком до самого конца и увидеть, с чем же тому предстоит столкнуться. Право слово, мэтр жанра постарался на совесть, написав хоть и небольшой, но запоминающийся рассказ. Скажу больше, я никогда бы не подумал, что слово церковь может вызвать другое слово — страх. Слишком уж диаметрально противоположны эти два понятия. Однако во всех красках и подробностях описывая роковое увлечение загадочной старой церковью на Федерал-Хилл Робертом Блейком, Лавкрафт заставил вселиться в сердце читателя чувство страха и некоей неотвратимости развязки. Чувствовалось, что до добра не доводят попытки проникнуть в тайну, которая хочет оставаться таковой и не потерпит чужого вмешательства. Однако искушение было слишком велико, чтобы ему воспротивиться и Блейк не устоял. Как и многие другие, кто мог бы оказаться на его месте. То, как Лавкрафт умело описывал поиск загадочной церкви главным героем, может служить наглядным пособием для всех молодых и начинающих писателей.
«Скиталец тьмы» — это действительно жуткая и меж тем, невероятно притягательная история, которой нельзя не проникнуться. Лавкрафт, как мне кажется, выложился целиком и полностью в данной новелле. Всё в ней присутствовало на своих местах. Не возникало чувства, что автор включил в своё творение что-то лишнее или же наоборот о чём-то забыл. Мистика, ужас и страх, эти три слова перемешались воедино в данном произведении, подарив читателям невероятно аппетитный литературный коктейль, которым хочется наслаждаться снова и снова.
Jag, 10 мая 2013 г.
Короткий рассказ, но столько всего в него вместилось. И скажу честно, мне даже было страшно, когда я его читала. Причем никакой крови и всяких прочих ужасов, чистое искусство автора.
alex_kr, 16 марта 2008 г.
Единственный рассказ среди всех художественных произведений Лавкрафта, который был кому-то посвещен... А посвещялся этот рассказ ни кому иному, как Роберту Блоху, культовому писателю 20 века, работавшему в жанре хоррора, маньячных триллеров и фантастики. Хотя Блох и Лавкрафт лично никогда не встречались, они состояли в длительной переписке, и, по признанию самого Блоха, именно Лавкрафт стал его учителем.
Ну и естественно, что под Робертом Блейком в данном рассказе Лавкрафта подразумевал Роберта Блоха, которого он на страницах повести и убил. Блох тоже не остался в долгу и написал рассказ «Звездный бродяга», в котором убил Лавкрафта. Вот такая вот дружественная игра двух мастеров ужаса...