Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 2 ноября 2022 г. 12:53

Ватсон и Холмс на борту галеона, или Демоническое расследование

djavol_i_voda

1634 год. Из Батавии в Амстердам отправляются семь судов Ост-Индской компании. На борту галеона Саардам генерал-губернатор Ян Хаан с женой, дочерью и любовницей и еще три сотни человек. Среди которых известный детектив Сэмюэл Пипс с другом и телохранителем Арентом Хейсом.

Плавание предстоит не из легких. Живыми доплывут не все.

Тем более, когда путешествие начинается с пророчества прокаженного о том, что Саардам не достигнет Амстердама, и дьявольского знака на парусе.

Чей-то злой глаз явно прикипел к злосчастному Саардаму. Вот только чей? Демона или человека?

Казалось бы, когда на борту великий детектив, ему и карты в руки. Но что делать, если сыщик в положении узника, не смеющего казать нос из зловонной каморки под бушпритом? Кто возьмет на себя спасение трех сотен невинных душ?


Перед нами антуражный детектив, разворачивающийся посреди моря-окияна.

Своей морской стороной роман напоминает одновременно Хорнблауэра, Террор и Хозяина. С той лишь разницей, что действие Дьявола происходит на несколько столетий раньше, чем в наиболее известных морских повествованиях. Что накладывает некислый отпечаток на сюжет.

Мы видим если не самую зарю серьезного мореплавания, то его раннюю юность. Карт минимум, корабли не фонтан, навигация не внушает особых надежд. Капитан, который может четко проложить курс из Амстердама в Батавию – на вес золота. Вот и держатся галеоны на плаву «в равной степени благодаря суевериям ветру и волнам». В команде сплошное отребье, которое на берегу ждет встреча с «конопляной тетушкой». Все разногласия решаются официально назначенными драками между спорщиками. Галеон четко поделен на две половины: офицерскую/пассажирскую и матросскую. Доступ на «чужую» часть судна – только по работе. За здоровье тех, кто сунется туда из любопытства, никто не даст и ломаного гроша. Члены команды увешаны амулетами, как новогодняя елка игрушками. Любая неурядица, в которой можно усмотреть хоть долю мистики (а можно почти во всех) – вызывает истерию, озлобленность, нуждается в срочном купировании, ибо может привести к бунту. Плюс особенности жизни на борту, расположения, быта команды и пассажиров. Что в матросском, что в пассажирском кубриках аж никак не пятизвездочный отель. Дополняет картину схема галеона Саардам с обозначением его частей и расположением кают. Прям Майн Ридом с «Потерпевшими» повеяло.

Нелегко, в общем, мореходам просвещенного 17 века.

А уж когда дело дойдет до шторма! Тогда вообще ух! Выживание начинает зависеть не только от умения команды, талантов капитана, но и от мастерства далеких строителей корабля и банальной удачи. Атмосфера плавания на борту галеона – хороша.

Детективная линия старается не уступать своей морской товарке.

Главное оружие истины – великий сыщик Пипс — наполовину выведено из строя, вот и приходится отдуваться эдакому коллективному детективу галеона Саардам.

Каждый из участвующих в расследовании (а таковых набралось с полдесятка), пользуется своими главными талантами и умениями. Наблюдать, думать и сопоставлять, задавать вопросы, изобретать, соблазнять, драться. Они собирают информацию, сопоставляют, ищут «кому выгодно», делают выводы о возможных причинах действий, слабых местах, разбираются в потаенных желаниях потенциальных кандидатов в злодеи.

Причем если некоторые аспекты интриги читаются, то некоторые становятся настоящим сюрпризом.




Статья написана 28 октября 2022 г. 12:27

Живите глубоко! или Дети, уходящие с поля боя/«Смерть – дерьмовый повод, чтобы не жить»

klub_polunoch

17 летняя Илонка была полна планов на будущее. Но человек предполагает…

И вот она уже в частном хосписе для смертельно больных подростков. В старинном особняке Брайдклиф, непростом доме с богатой историей, в компании семи парней и девушек, доживающих тут свои дни.

Будоражащих друг другу нервы страшными историями, рассказываемыми возле очага. Договорившихся, что первый из них, покинувший сию скорбную юдоль, свяжется с остальными, дабы поведать о загробном мире.

И, возможно, в Брайдклифе – полном загадок, видений и теней, этот договор может быть исполненным.

А возможно, страшные истории оживут не только в буйном воображении ребят.


Новая работа талантливого создателя хорроров Майка Флэнегана («Призраки дома на холме», «Доктор Сон», «Призраки усадьбы Блай», «Полуночная месса») ожидалась с нетерпением.

В Клубе Флэнеган мастерит натуральный альманах фантастических, страшных и странных историй, давая каждому из персонажей не минуту, а несколько часов славы, позволяя раскрыться перед зрителем до донышка.

Во время полуночных сборов Клуба каждый из восьми обитателей хосписа по очереди «создает призрака», рассказывая сагу о своем альтер-эго. Классический прием ненадежного рассказчика, поскольку вместе с элементами правды, ребята прилетают немало вымысла. Либо напротив, вкладывают в фантастические новеллы свои истинные порывы, стремления, мечтания.

Есть среди них более или менее удачные. Некоторые рассказы кидают аллюзии на известные фильмы: то на Терминатора и Игру Эндера, то на Пункт назначения. Нам поведают о призраках, роботах и маньяках. О дьяволе (точнее дьяволице), который никогда не делает людям больно (сами справляются), положительных ведьмах, суициде, странных попутчиках, важных решениях и конце света.

Каждая история не только рассказана, но и показана. Причем персонажи историй воплощаются в исполнении собратьев по Клубу. Подростки активно обсуждаю новеллы прямо по ходу, критикуют неудачные и поддерживают удачные ходы. Действие резко переключается между рассказываемой сагой и хосписом. Слом четвертой стены в действии.

Герои сериала, как я уже сказал, хорошо, пускай схематично, проработаны и недурно сыграны.




Статья написана 25 октября 2022 г. 09:59

Легенды Прованса, или Дуновение кельтского прошлого/Сердца трех

izabel

15-летний Нед Марринер, отправляясь в Прованс вместе со своим отцом – известным фотографом и его съемочной группой, не ожидал от поездки ничего сверхъестественного. Обычные моменты: раннее прощание со школой, красивая природа, вилла с бассейном в распоряжении группы, куча старинных монастырей и прочих памятников истории. Вдобавок отец будет «снимать, как сумасшедший», домашнее задание все равно придется выполнить, да и мать, уехавшая врачом в «горячую» африканскую точку, оставила сердца родных не на месте.

Однако действительность оказалась очень даже мистической. Роковая случайность, неожиданная встреча в монастыре, невозможные ощущения, появление потерянного родственника и сущностей, которых просто не может быть в нашем урбанизированном мире.

И все ближе ночь Белтейна – время, когда призраки и души умерших оказываются совсем рядом с живыми.


Канадец Гай Гэвриел Кей ("Блеск минувших дней") начинал свою карьеру романиста с написания фентези в духе Толкиена («Древо Жизни»). Неудивительно, ведь за десяток лет до дебюта именно Кей помогал Кристоферу Толкиену редактировать Сильмариллион. Однако затем Гай отошел от традиций классического фентези, двинувшись своим путем. Совмещающим волшебство с различными чуток закамуфлированными историческими эпохами нашей Земли.

«Изабель», написанную в 2007 году, обычно ставят второй в условном цикле Миры Фьонавара, сразу после «Гобеленов» (вполне логично, ведь некоторые герои Гобеленов встретятся нам в Изабели). Роман весьма атмосферный, вызвавающий в памяти книги де Линта.

С первых строк перед нами бесплатная экскурсия по чарующим и колоритным землям Прованса. Леса, поля и дубравы, бродящие в них кабаны-«санглиеры». Непременный ветер-мистраль. Платаны для защиты полей и виноградников от ветра. Виллы и кипарисы. Волшебные рассветы. Бездонное небо и звон колоколов. Царящая над равнинами гора Сент-Виктуар, дух Сезанна витающий над ней. Древние города, монастыри, соборы и римские арены.

Земной рай, ни отнять, ни прибавить.




Статья написана 21 октября 2022 г. 12:39

Семейная сага, или Долгое предчувствие гражданской войны

dom_drakonov

Король Визерис Таргариен не имел сына. Наследником Железного трона был его брат Деймон –брутальный и жестокий мужчина.

Далеко не всем была по нутру эта кандидатура. И однажды король решил назначить престолонаследником свою дочь Рейниру. Дело неслыханное в Вестеросе, лорды которого не могут даже помыслить о женщине на Железном троне.

Вдобавок Деймон не собирается отказываться от своих амбиций. А со временем возникает все больше потенциальных претендентов на верховную власть.

А значит, королевство может заполыхать в огне гражданской войны.


HBO, после завершения в 2019 году Игры престолов, снятых по романам Мартина и ставших одним из популярнейших сериалов в истории телевидения, не собиралось забрасывать золотую жилу Вестероса. Было несколько вариантов того, какую историю расскажут зрителю следующей. В результате остановились на экранизации романа «Пламя и кровь», ведающей о династических разборках Таргариенов.

Выбор, мягко говоря, небесспорный.

Проект концентрируется на похождениях полудесятка персонажей из одной семьи, оставляя провинциально-местечковое впечатление.

После размаха «Игры» с ее десятками важных персонажей, прыжками по карте от Стены до Вольных городов, House происходит в основном в столице, лишь изредка выбираясь на другие локации.

Я не читал первоисточник Мартина о Таргариенах (явно не я один, популярность этого романа-хроники гораздо ниже Льда и пламени), соответственно смотрел с чистого листа, не побуждаемый соблазном сравнивать книгу и фильм. Однако сравнения с ИП избежать не удастся.

Ведущих героев минимум-миниморум.

Визерис Таргариен – мирный король, не ведущий захватнический войн. Слабый правитель, зависимый от мнения совета. Знающий свой долг, хотя способный им порой пренебречь. Приличный человек (редкость для облеченных властью), увлекающийся историей и раскрашиванием макетов древних городов. Мечущийся между двух наследников – дочерью от первого брака и долгожданным сыном от новой жены. Терпящий жестокие лишения от собственного Железного трона, явно решившего извести негодного сидельца.

Консидайн выдает несколько неплохих сцен, адекватно передавая характер человека, не особо наслаждающегося властью, вынужденного вместо своих любимых исторических штудий тратить время на государственные дела.

Его дочь Рейнира (Олкок), затем Д'Арси.

Поскольку сезон четко делится на две половины по 5 серий, между которыми проходит около 10 лет, некоторых героев играют разные лицедеи, что должно демонстрировать бег времени. Детишки и вовсе перевоплощаются не один, а порой и не два раза. Странноватый ход. Первая половина в результате напоминает затянувшуюся экспозицию, а привыкнуть к изменившимся лицам и обострившимся отношениям, выходит далеко не сразу.

Юная (потом уже не очень) принцесса, всей душой стремящаяся избегнуть судьбы женщин того времени, воспринимающихся в первую очередь как утробы, должные принести отцу наследника. Детская, точнее подростковая психотравма – пример матери, погибшей во время родов, серьезно ударил по психике Рейниры. Не прочь заслужить славы и послужить королевству как рыцарь.

Не желает ни замужества, ни любовных отношений, напротив, склоняется к одиночеству. Хотя открытие чувственной стороны жизни многое изменит.

Постепенно проникается идеей стать первой женщиной на Железном троне, изменить патриархальный мир, и начинает прилагать массу усилий, дабы достичь этой цели.




Статья написана 19 октября 2022 г. 11:02

Угроза из облаков, или Не смотри наверх/Эксплуатируй вдумчиво

Net

У О. Джея Хейвуда после смерти отца хватало хлопот. Уныние, накрывающее юношу подобно кучевым облакам над калифорнийскими просторами. Попытки свести концы с концами на семейном ранчо, где Хейвуды уже несколько поколений тренировали лошадей для Голливуда. Взбалмошная сестрица Эмеральд.

А тут еще исчезновение лошадей прямиком из конюшен. В котором виновны, похоже, абсолютно невозможные на первый взгляд сущности.


Джордан Пил («Прочь», «Мы») темным болидом ворвался в снулое болото хоррора, в 2018 получив Оскар за лучший оригинальный сценарий.

С той поры каждая его работа ожидается с интересом, вызывая целую бурю споров.

В Nope (переводом служит не классическое Нет! А скорее издевательское Не-а!) режиссер решил поговорить со зрителями о человеке. Точнее о некоторых его характеристиках.

Стремлении гомо сапиенсов приручить все, что под руку подвернется. Доказать, кто на Земле (и не только) самая большая жаба. Желании, вроде как естественном, поддерживаемом с детства тезисами типа «человек – царь зверей». В варианте «рачительного хозяина», заботящегося о братьях меньших, даже оправданном. Вот только чаще перед нами другие варианты. Эксплуатация подопечных в хвост и в гриву, высасывание всех соков, несоблюдение техники безопасности. Жестокость, пренебрежение или равнодушие.

Вот и случается «день рождения Горди». Самый, пожалуй, берущий за душу момент всего фильма.

Или призывание на свою голову того, с чем справиться будет крайне сложно. Скромнее надо быть, товарищи.

Жажде славы и признания, причем не только в денежном эквиваленте, но и в ключе «остаться в памяти потомков» спасателями жизней. Жажде, толкающей на самоубийственные поступки, заставляющей позабыть о разуме и логике. Лелеющей в вас эгоизм, стремление опередить других, вышвырнуть их на обочину, отобрать лавры себе любимому.

Ну и о непременном расизме, куда ж без него. Но здесь этой темы на удивление негусто, видно, что о тяжелой судьбе чернокожих, непризнании их заслуг, Пил говорит на автомате, без искорки. Не о том речь, не о том.

Разговор важный, не спорю. Но вот с формой, в которой этот самый разговор подается, в этот раз все не слава богу.







  Подписка

Количество подписчиков: 136

⇑ Наверх