Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 19 сентября 2022 г. 12:08

Истории из браслета/ Сказ девяти подвесок/ Рыжий, честный, ищущий/ Поиски рыжего горца

osen_lis

Рыжеволосый парень по прозвищу Жуга прослыл весьма непоседливым типом. Не потому, что не мог усидеть на одном месте. Юный подкидыш и рад бы остаться в горах со знахарем Вазахом — своим воспитателем, опекуном и учителем, но вот односельчане…

Отныне Жуга – травник и немножко маг, колесит по свету в поисках девушки, ответов на вопросы, разгадки тайны своего происхождения, сталкиваясь с самыми различными людьми, и не только.

И поиски эти с каждым днем становятся все опаснее. И чем они закончатся неведомо никому из смертных.


Впервые читательский фэндом познакомился с приключениями рыжего Жуги в затертом 2000-ном году. Уже тогда первый роман тетралогии взял «Лучший дебют» «Звездного моста» и номинировался еще на несколько премий. По истечении 20 лет, а также без малого десятка переизданий, можно сказать, что Осенний Лис, пускай с некоторыми оговорками, испытание временем выдержал.

Перед нами роман в новеллах, относящийся скорее к приключенческой фентези. ГГ странствует по свету, развивается, ищет себя, помогает другим, в каждой главе его ждут новые встречи, периодически напоминают о себе старые знакомства.

Сквозной линией, объединяющей части «Лиса» в единое целое, становится беседа повзрослевшего Жуги с неким продвинутым медведем, которому протагонист рассказывает историю своей жизни. Беседа подается маленькими кусочками перед каждой главой, выступая своеобразным преди/послесловием, обобщающим предыдущие приключения, аннотирующим следующие. Прием не новый (вспомним хотя бы «Имя ветра»), и гарантирующий читателю, что с ГГ ничего не случится как минимум до окончания беседы (впрочем, мы и не сомневались – Дмитрий, чай не Мартин какой).

Место действия до боли напоминает наш средневековый мир, причем со знакомыми топонимами, названиями стран, народов. С одним приятным отличием – магия тут не сказка, а данность. Здешнее волшебство не способно на «перумовские свершения», хотя в состоянии помочь поговорить с мертвецом, замедлить падающие строительные «леса», разбить железные оковы, остановить и приволочь обратно человека. Как говорится, бедненько, но чистенько. Состоит магия Скирюка из Слова и Цвета: колдун обязан подобрать нужные наговоры и представить себе относящуюся к ним расцветку. Хватает в книге различной нечисти и нелюди: подгорное царство гномов (эльфов, наоборот не ждите — ушли), старые божества, лешие, водяные, оборотни, ведьмы, вампиры, ведуньи, говорящие звери. Да-да, кроме фентези, автор не забывает об элементах сказки. А также сказочных персонажах, чьи истории подаются порой под непривычными углами зрения. Эти самые элементы и персонажи активно участвуют в сюжете, помогают и вредят протагонисту. Представляют собой непременную составляющую вселенной «Лиса». Зато людей, всерьез практикующих магию, как и полагается — единицы.




Статья написана 14 сентября 2022 г. 13:43

Обретение сознания, или Робот, напомнивший людям о человечности

korotk_zamykanie

В результате цепочки случайностей, начавшихся с удара молнии, один из боевых роботов компании Нова – Номер пять, оказывается в доме у очаровательной девушки Стефани.

Чтобы заполнить лакуны, причиненные коротким замыканием, он жадно впитывает информацию, постигая идею смерти и становясь большим, чем машина для убийства.

Руководство компании аж никак не собирается оставлять свой ценный актив, вооруженный лазерной пушкой, гулять на воле. Посему за Номером пять открывается настоящая охота.

И только Стефани да ученый Ньютон, создатель искусственного интеллекта, могут помочь роботу избежать «разборки».


Один из первых фильмов об ИИ, добравшихся до Советского союза, и произведший здесь ошеломительный эффект.

Милый, позитивный, оптимистичный, будто специально пикирующийся с вышедшим пару лет назад «Терминатором». Short Circuit утверждает, что далеко не все ИИ «одинаково зловредны». Все зависит от того, кто будет их создателем и того, кто открывает им окружающий мир.

Если создатель робота хороший, умный человек, на дух не переносит войну, увлечен своей работой, то как только появится возможность, отпечаток его личности проявится в творении.

Если первым человеком, с которым общается ИИ, будет добрая, душевная девица, ценящая жизнь, искренне заботящаяся о братьях наших меньших, готовая делиться любовью, прощать недостатки взросления. То искусственному интеллекту в голову не придет стараться извести человечество или отдельно взятых гомо сапиенсов.

Если вы насмотритесь правильных фильмов, рассказывающих о смелых, благородных людях (вестерн отлично подойдет), это поможет вам сформировать отношение к жизни. И приобрести чувство юмора.

Если перед нами ученый, пускай даже скорее в образе бизнесмена, то рано или поздно его натура исследователя проявится. Хотя бы в том, чтобы лишить злодея возможности вредить дальше.

А если человек – дурак или скотина, это не лечится.

Ну что тут возразишь?




Статья написана 9 сентября 2022 г. 13:27

Утопия против Реальности, или Оправдывает ли цель средства?

gladiatory

73 год до нашей эры. Капуя. Из школы Лентула Батиата бежит 70 гладиаторов под предводительством галла Крикса и фракийца Спартака.

Беглецы озлоблены и беспощадны. У свободных жителей солнечного юга Италии настают тяжелые времена. Да и рабам достается. С грабежом и убийствами понятно, а вот с позитивной программой у разрастающегося отряда не все слава богу.

До той поры, пока Спартак не загорается идеей построить свободный от рабства Город Солнца. Дело непростое. Ведь преградой на пути к этой цели будут не только легионы Вечного города, но и конфликты среди самих восставших.


Восстание Спартака изображали в литературе по-разному. Эпично-романтично, как у Джованьоли. Подростково-энциклопедично, как в «Приключениях мальчика с собакой». Аналитично-увлекательно как у Валентинова.

Но был еще один взгляд на эти далекие события. Взгляд в исполнении британского журналиста и писателя Артура Кёстлера, в 1939 создавшего свою версию происходящего две тысячи лет назад в солнечной Италии.

Роман жесткий, подчеркнуто неромантичный, нарочито-реалистичный в определенных моментах. Позволяющий себе смелые предположения в других.

Автор обозначает свою позицию фактически с первых строк, и придерживается ее до финала. Грязные комнатки служилого люда Капуи. Общественный сортир (Зал Дельфинов!), в котором его посетители во время оправления важных надобностей ведут обстоятельные беседы, заводят нужные знакомства. Неприятные толстые, или наоборот худые личности среди бежавших гладиаторов. Личности, с ходу вызывающие отрицание вплоть до отвращения. Не исключая вождей, типа аморфно-толстого Крикса или вовсе уж сволочного Каста. Убийства на каждом шагу, происходящие естественно и порой будто походя (жизнь – копейка, точнее унция, судьба злодейка). Жестокость, насилие, въевшаяся в подкорку. Жуткий бардак в войске (банде?) восставших. Разбойная вольница, единственной целью которой стало прожить еще один день, желательно сытым и пьяным. Раздоры среди представителей различных племен.

Персонажи простоваты, грубы, ленивы и твердо стоят на ногах, даже разговаривая на философские темы (а пофилософствовать некоторые из них не дураки).

Атмосфера того времени и зарождения восстания, как ее видит автор, складывается перед нами будто на ладони. Кровавая, грязная, жестокая, приземленная донельзя. Никакой романтизации ни Древнего Рима, ни его военачальников, ни рабов, благородно поднявшихся против угнетателей, нету даже в ближайшем приближении.




Статья написана 3 сентября 2022 г. 08:56

Классическое приключение, или Оптимистичный контакт

polet_navigatora

Юный Дэвид, отправляясь встречать младшего брата, не предполагал, что эти несколько минут изменят всю его жизнь.

Мальчик теряет сознание в результате падения с обрыва, а придя в себя, обнаруживает, что на дворе не 1978, а 1986 год, и он ничего не помнит о том, где провел восемь лет. Самое странное, что внешне Дэвид ничуть не изменился.

Возможно, в этом виновен обнаруженный неподалеку после столкновения с ЛЭП неопознанный летающий объект?


Культовая для американской кинофантастики 80-х вещь, почти на уровне «Короткого замыкания» или E.T.

Позитивное подростковое приключение, с милым ГГ, забавным Максом и полным отсутствием злодеев (редчайшая редкость).

Особенно приятно, что инопланетяне здесь не коварные интриганы, пучеглазые чудовища, или безжалостные захватчики, а ученые-исследователи Вселенной, действующие мягко и старающиеся не наносить вреда исследуемым. Оптимистичный подход.

На уровне смотрятся и представители человечества. Тут вообще нет злодейского правительства – пугала остальных подобных лент. А сотрудники НАСА выглядят адекватными гомо сапиенсами, несколько опасающимися неведомой штуки, но при этом восхищающимися полученными знаниями, искренне переживающими за судьбу мальчишки и корабля. Приятно.

Но в первую очередь это столь ценимое подростками от 10 до 90 годочков Приключение! Стать пилотом корабля, умеющего летать со скоростью света, бороздить космос, мгновенно преодолевать огромные расстояния, плавать под водой. Неуязвимого и эстетичного. А еще это друг, товарищ и брат, готовый шутить, подкалывать, сопереживать, учить и учиться.




Статья написана 30 августа 2022 г. 10:43

Юный спартаковец, или Путешествие в Древний Рим

prikljuchenija_malchika

14-летний сицилиец Клеон абсолютно не так планировал свой день. Думал попасти овец, покупаться в ласковом море, поиграть со своим любимым псом Львом.

Взамен этого мальчик с собакой сперва оказывается в лапах кровожадных пиратов, а затем в рабстве у римского сенатора.

Так бы и сменилась неволей свободная жизнь пацана, и вряд ли была долгой, если бы не год, стоящий на дворе.

74 год до нашей эры.

Время, когда в грязь падали золоченные римские орлы, и дрожали от страха стены Вечного города.

Страха перед презренным гладиатором Спартаком.


Восстание Спартака было среди советских мальчишек одним из популярнейших событий Древнего мира. В первую очередь благодаря роману Раффаэлло Джованьолли. Однако даже великого романа итальянца нам тогда не хватало, и в попытках отыскать больше информации о событиях 74-71 годов пытливые юные умы старались дотянуться до новых книг на эту тему.

До появления шикарного романа-исследования Андрея Валентинова «Спартак», постаравшегося дать ответы на многие вопросы, и не преминувшего поставить ряд новых, оставалось чуть менее 20 лет.

Одной из книг, за которую хватались в этом самом поиске пионерские ручонки, был как раз «Мальчик с собакой». Роман откровенно подростковый, советский yong adult, так сказать, но радующий отличным погружением в эпоху и массой нюансов древнеримской жизни. Не зря его включали в список рекомендованной литературы для внеклассного чтения. Авторы, при немаловажной помощи научного редактора и спеца по древнеримской истории Марии Сергеенко, дарят юному читателю карманный справочник, энциклопедию-лайт по жизни Вечного Города времен конца республики.

Мы увидим жизнь сицилийских пейзан, противостояние между бедными и богатыми крестьянами, веселые будни пиратов, утилитарное отношение к рабам, которое даст настрой всей книге. Узнаем о сложностях античного мореходства, побываем в лагере легионеров и на стоянке маркитантов. Увидим торговцев рабами (глаза б на них не глядели). Посетим Великий Рим, пройдемся его узкими, запруженными людьми улицами, побываем на Форуме, в пекарне, кузне, оружейной мастерской. Поживем на сенаторской вилле, познакомимся с особенностями ведения сельского хозяйства в древней Италии.







  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх