Истории из браслета/ Сказ девяти подвесок/ Рыжий, честный, ищущий/ Поиски рыжего горца
Рыжеволосый парень по прозвищу Жуга прослыл весьма непоседливым типом. Не потому, что не мог усидеть на одном месте. Юный подкидыш и рад бы остаться в горах со знахарем Вазахом — своим воспитателем, опекуном и учителем, но вот односельчане…
Отныне Жуга – травник и немножко маг, колесит по свету в поисках девушки, ответов на вопросы, разгадки тайны своего происхождения, сталкиваясь с самыми различными людьми, и не только.
И поиски эти с каждым днем становятся все опаснее. И чем они закончатся неведомо никому из смертных.
Впервые читательский фэндом познакомился с приключениями рыжего Жуги в затертом 2000-ном году. Уже тогда первый роман тетралогии взял «Лучший дебют» «Звездного моста» и номинировался еще на несколько премий. По истечении 20 лет, а также без малого десятка переизданий, можно сказать, что Осенний Лис, пускай с некоторыми оговорками, испытание временем выдержал.
Перед нами роман в новеллах, относящийся скорее к приключенческой фентези. ГГ странствует по свету, развивается, ищет себя, помогает другим, в каждой главе его ждут новые встречи, периодически напоминают о себе старые знакомства.
Сквозной линией, объединяющей части «Лиса» в единое целое, становится беседа повзрослевшего Жуги с неким продвинутым медведем, которому протагонист рассказывает историю своей жизни. Беседа подается маленькими кусочками перед каждой главой, выступая своеобразным преди/послесловием, обобщающим предыдущие приключения, аннотирующим следующие. Прием не новый (вспомним хотя бы «Имя ветра»), и гарантирующий читателю, что с ГГ ничего не случится как минимум до окончания беседы (впрочем, мы и не сомневались – Дмитрий, чай не Мартин какой).
Место действия до боли напоминает наш средневековый мир, причем со знакомыми топонимами, названиями стран, народов. С одним приятным отличием – магия тут не сказка, а данность. Здешнее волшебство не способно на «перумовские свершения», хотя в состоянии помочь поговорить с мертвецом, замедлить падающие строительные «леса», разбить железные оковы, остановить и приволочь обратно человека. Как говорится, бедненько, но чистенько. Состоит магия Скирюка из Слова и Цвета: колдун обязан подобрать нужные наговоры и представить себе относящуюся к ним расцветку. Хватает в книге различной нечисти и нелюди: подгорное царство гномов (эльфов, наоборот не ждите — ушли), старые божества, лешие, водяные, оборотни, ведьмы, вампиры, ведуньи, говорящие звери. Да-да, кроме фентези, автор не забывает об элементах сказки. А также сказочных персонажах, чьи истории подаются порой под непривычными углами зрения. Эти самые элементы и персонажи активно участвуют в сюжете, помогают и вредят протагонисту. Представляют собой непременную составляющую вселенной «Лиса». Зато людей, всерьез практикующих магию, как и полагается — единицы.
А в остальном перед нами все тоже знакомое по учебникам Средневековье. Ганза, викинги, ляхи, немецкие города, турки, славяне.
Эпичность в романе отсутствует напрочь, «Лис» берет не этим. Домашностью, фольклорностью, сказочностью, отличной речевой стилизацией, сказочно-мифлогической атмосферой, запоминающимися моментами того времени, как-то погружением в базарную жизнь, посиделками в тавернах, молодецкими забавами, типа ползанья по бревну.
И, конечно, главным героем. Жуга вышел у Скирюка на славу. Парнишка, имеющий массу оснований ненавидеть людей, тем не менее, старающийся относиться к ним адекватно. Человек, тело и душа которого покрыты шрамами. Не лишенный физических недостатков, как то хромота, не позволяющая ему бегать. Знатно играющий на свирели. Горец, ни разу не бывавший в городе, не пробовавший диковинного кофия. Отличный травник, способный излечить дарами природы массу болячек. Способный на сострадание, идущий на помощь нуждающимся людям. Маг, не различающий красный и зеленый цвета, что при здешней системе волшбы чревато как конфузами, так и большими проблемами. Шагнувший в смерть и вернувшийся из-за черты. Находящий и оставляющий друзей, обретающий и теряющий любовь. Совершающий и исправляющий ошибки. Готовый отказаться от Силы. Обладатель сюжетообразующего таинственного браслета. Хороший человек, которого любой не отказался бы иметь среди своих друзей. Жуга развивается, растет, преодолевает кучу перипетий, любит и ненавидит, заботится о слабых мира сего, влазит не в свое дело, взваливает на свои плечи тяжкие ноши, останавливает войну, спасает людей и целые поселения.
Да, нюансы имеются. Периодически автор напрочь забывает о хромоте героя (а после и вовсе объявляет ее исчезнувшей, как роса поутру), то сталкивая его в драках с десятком моряков-ганзейцев (да, мы уже поняли, что Жуга «знает кунг-фу», куда там тому Нео), то устраивая испытания, которые не под силу и полностью здоровому индивидууму. А уж внезапная крутость персонажа в конце первой главы (крутость, которая потом куда-то девается) и вовсе оставила в жесточайшем недоумении. Приятно, что в дальнейшем Дмитрий взялся за голову и таких «колдовских прорывов» себе не позволял (почти). Зато мечом-кладенцом героя одарил, не пожадничал.
Не гнушается Скирюк воскрешений, в одной из глав пользуясь этим спорным приемом дважды (пускай отчасти обоснованно, но все же).
Общего антагониста в романе нет. В каждом разделе Жуга сталкивается с новой задачей и свежим противником (далеко не всегда осознанно злонамеренным).
Отдельно стоит сказать об аллюзиях и отсылках, которыми переполнен роман. Перед нами появятся Гамельнский крысолов, Летучий голландец (пардон, ганзеец), граф Дракула, дом Эшеров, Алые паруса. Самолично пройдутся по страницам некий Геральт со своей Плотвой, Бертольд Шварц, прозвучат имена героев Великого Барда.
Дмитрий активно (порой чересчур) использует в тексте цитаты из Высоцкого, Бутусова, Летова и прочих знаковых товарищей. Его герой увлекается стихами (что оправдано для волшебника, строящего свою волшбу на слове).
Время от времени роман навевает воспоминания о Ведьмаке, Слядеке, Квоуте, Людвиге ван Нормайенне. Вторично? Или уютно, узнаваемо, тепло? Решать вам.
Жестких моментов в книге хватает. Это и пейзане, способные всем миром измочалить не пришедшего ко двору чужака, тем более обладающего магическими способностями. Или принести в жертву собственных соседей. И знать, не считающая людьми тех, кто ниже себя по положению. На фоне человечьей грязи и сволочизма сверхъестественные существа смотрятся пускай не ангелами, но вполне адекватными товарищами. К счастью, хватает в романе и приличных гомо сапиенсов. Особенно, если учесть, что в каждой главе Жугу ожидают новые второстепенные персонажи.
Эрго. Приятное, уютное приключенческое фентези в антураже земного средневековья, изрядно разбавленного магией и сверхъестественными существами.
Обретение сознания, или Робот, напомнивший людям о человечности
В результате цепочки случайностей, начавшихся с удара молнии, один из боевых роботов компании Нова – Номер пять, оказывается в доме у очаровательной девушки Стефани.
Чтобы заполнить лакуны, причиненные коротким замыканием, он жадно впитывает информацию, постигая идею смерти и становясь большим, чем машина для убийства.
Руководство компании аж никак не собирается оставлять свой ценный актив, вооруженный лазерной пушкой, гулять на воле. Посему за Номером пять открывается настоящая охота.
И только Стефани да ученый Ньютон, создатель искусственного интеллекта, могут помочь роботу избежать «разборки».
Один из первых фильмов об ИИ, добравшихся до Советского союза, и произведший здесь ошеломительный эффект.
Милый, позитивный, оптимистичный, будто специально пикирующийся с вышедшим пару лет назад «Терминатором». Short Circuit утверждает, что далеко не все ИИ «одинаково зловредны». Все зависит от того, кто будет их создателем и того, кто открывает им окружающий мир.
Если создатель робота хороший, умный человек, на дух не переносит войну, увлечен своей работой, то как только появится возможность, отпечаток его личности проявится в творении.
Если первым человеком, с которым общается ИИ, будет добрая, душевная девица, ценящая жизнь, искренне заботящаяся о братьях наших меньших, готовая делиться любовью, прощать недостатки взросления. То искусственному интеллекту в голову не придет стараться извести человечество или отдельно взятых гомо сапиенсов.
Если вы насмотритесь правильных фильмов, рассказывающих о смелых, благородных людях (вестерн отлично подойдет), это поможет вам сформировать отношение к жизни. И приобрести чувство юмора.
Если перед нами ученый, пускай даже скорее в образе бизнесмена, то рано или поздно его натура исследователя проявится. Хотя бы в том, чтобы лишить злодея возможности вредить дальше.
А если человек – дурак или скотина, это не лечится.
Ну что тут возразишь?
Фильм наивный, добрый и наполненный верой в будущее. Верой в то, что рядом с человеческим, вполне может встать искусственный интеллект. Осознавший себя, ставший личностью, помощником, другом. Показавший людям ценность жизни, любви, настоящую человечность, напомнивший о позитивном отношении к бытию.
Фильм антивоенный, дающий понять, что даже бездушная железка, «придя в сознание» способна «допетрить», что убивать – это плохо. А «ястребы», рвущиеся сокрушать врагов, просто «несповна розуму».
Фильм юморной, некоторые фразы из которого надолго «ушли в народ».
Фильм с наивными, милыми, несовершенными, но приятными актерскими работами.
Ньютон (Стив Гуттенберг) – «фрик», погруженный в науку. Ученый, не верящий в возможность оживления своего создания, но способный принять факты, и стать для Номера пять натуральным папочкой.
Стефани (Элли Шиди). Очаровательная простушка, увлеченная заботой о братьях наших меньших. Ставшая для робота матерью и сестрой одновременно.
Фильм, подаривший нам одного из лучших роботов в истории кино, легко затмевающего живых актеров. Номер пять – это «пять»! Машина — бровками, расширяющимися визуальными сенсорами и языком тела передающая огромный спектр эмоций. А еще звуковой ряд (классическое «о-о-у!»), танец, цитаты из фильмов, характерные жесты. Браво!
Эрго. Добрый, милый, оптимистичный, классический фильм об искусственном интеллекте, задавший настрой для целого ряда позитивной фантастики.
Режиссер: Джон Бэдэм
В ролях: Элли Шиди, Стив Гуттенберг, Фишер Стивенс, Остин Пендлтон, Брайан МакНамара, Тим Блэйни, Марвин Дж. МакИнтайр, Джон Гарбер, Пенни Сантон, Вернон Уиддл, Барбара Тарбак, Том Лоуренс, Билли Рэй Шарки, Роберт Крантц, Джен Спэк, Маргарит Хэппи, Марджори Кард Хьюз, Херб Смит, Джек Томпсон, Лиза МакЛин
Утопия против Реальности, или Оправдывает ли цель средства?
73 год до нашей эры. Капуя. Из школы Лентула Батиата бежит 70 гладиаторов под предводительством галла Крикса и фракийца Спартака.
Беглецы озлоблены и беспощадны. У свободных жителей солнечного юга Италии настают тяжелые времена. Да и рабам достается. С грабежом и убийствами понятно, а вот с позитивной программой у разрастающегося отряда не все слава богу.
До той поры, пока Спартак не загорается идеей построить свободный от рабства Город Солнца. Дело непростое. Ведь преградой на пути к этой цели будут не только легионы Вечного города, но и конфликты среди самих восставших.
Восстание Спартака изображали в литературе по-разному. Эпично-романтично, как у Джованьоли. Подростково-энциклопедично, как в «Приключениях мальчика с собакой». Аналитично-увлекательно как у Валентинова.
Но был еще один взгляд на эти далекие события. Взгляд в исполнении британского журналиста и писателя Артура Кёстлера, в 1939 создавшего свою версию происходящего две тысячи лет назад в солнечной Италии.
Роман жесткий, подчеркнуто неромантичный, нарочито-реалистичный в определенных моментах. Позволяющий себе смелые предположения в других.
Автор обозначает свою позицию фактически с первых строк, и придерживается ее до финала. Грязные комнатки служилого люда Капуи. Общественный сортир (Зал Дельфинов!), в котором его посетители во время оправления важных надобностей ведут обстоятельные беседы, заводят нужные знакомства. Неприятные толстые, или наоборот худые личности среди бежавших гладиаторов. Личности, с ходу вызывающие отрицание вплоть до отвращения. Не исключая вождей, типа аморфно-толстого Крикса или вовсе уж сволочного Каста. Убийства на каждом шагу, происходящие естественно и порой будто походя (жизнь – копейка, точнее унция, судьба злодейка). Жестокость, насилие, въевшаяся в подкорку. Жуткий бардак в войске (банде?) восставших. Разбойная вольница, единственной целью которой стало прожить еще один день, желательно сытым и пьяным. Раздоры среди представителей различных племен.
Персонажи простоваты, грубы, ленивы и твердо стоят на ногах, даже разговаривая на философские темы (а пофилософствовать некоторые из них не дураки).
Атмосфера того времени и зарождения восстания, как ее видит автор, складывается перед нами будто на ладони. Кровавая, грязная, жестокая, приземленная донельзя. Никакой романтизации ни Древнего Рима, ни его военачальников, ни рабов, благородно поднявшихся против угнетателей, нету даже в ближайшем приближении.
Есть, правда, одно позитивное исключение. По имени, как вы уже наверняка догадались – Спартак. Да, перед нами не великий вождь из романа Джованьоли, не гениальный стратег Валентинова. В версии Кёстлера Спартак изначально плывет по течению, не строя никаких планов, отличаясь лишь добродушием, звериной шкурой вместо одежды, да харизмой. Однако довольно скоро вождь (точнее один из вождей) находит для себя цель всего происходящего. Начиная плавное движение к этой цели. Городу Солнца. Возвращению в Золотой Век. Восстановлению справедливости.
Но даже Спартак, после крушения его мечты, практически впадает в отчаяние, опускает руки, отдаваясь на волю судьбе. Стараясь лишь «пройти дорогу до конца».
Битвы Кёстлера почти не интересуют, он подарит нам краткое описание аж двух сражений. Изучать историю восстания по этому роману вообще не стоит. События 73-71 годов для Артура лишь фон для его собственных мыслей и выводов.
Зато антуража, людских судеб и внутренних терзаний автор отсыплет нам с лихвой. Это касается не только Спартака, но и качественных второстепенных персонажей. Писец — фанат каллиграфии. Таинственный круглоголовый эссен, подкинувший вождю идею Города Солнца. Оратор и летописец восстания Фульвий. И еще масса обычных людей того времени, причем как рабов, так и свободных.
Любопытны также «приметы эпохи», когда автор парой абзацев описывает истории некоторых новобранцев армии Спартака. Прошлые разборки меж италиками и Римом. Отношения внутри Вечного города или в армии рабов.
По слухам Артур долго работал над материалом, изучая историю Древнего Рима, что очевидно в различных мелочах эпохи, описании отношений, обстановки в Риме и Капуе, упоминаемых известных личностях. Тем непонятнее периодически проскальзывающие анахронизмы, типа «брезента» или «батальона».
Книга полна размышлений о справедливости, воздаянии, хороших целях и дурных средствах, революции, ее этике, экономических законах, путях зла, тирании, благих намерениях, предопределенности, косности мышления и людской природе, попытках изменить натуру гомо сапиенса. Да о чем только Кёстлер не размышляет устами своих героев! Вдобавок перед нами своеобразная попытка показать строительство утопии в рабовладельческом обществе, и демонстрация столкновения этой самой утопии с реальностью.
Да, допущений в романе выше крыши. Спартак строит утопический город, становится эдаким передовым человечищем, предтечей Мессии, опередившим время годочков на полторы тысячи, выдвигающим идеи против угнетения человека человеком, ратующим за крушение рабства. Однако, учитывайте, что фактаж тех событий (не говоря о мотивах и целях восставших) приходится восстанавливать по кусочкам. Причем из порой противоречивых работ историков, большинство из которых жили позднее Спартака. Так что каждый волен допускать то, что ему по душе.
Впрочем, мне видение автора по душе пришлось не слишком.
Эрго. Натуралистичное и жесткое, с казнями, убийствами, насилием, путешествие в эпоху Древнего Рима. Путешествие, ориентированное больше на внутреннее, чем на внешнее действие. Радующее второстепенными персонажами и показывающее столкновение утопии с реальностью. Использующее восстание Спартака, как повод к размышлению над вечными вопросами.
Классическое приключение, или Оптимистичный контакт
Юный Дэвид, отправляясь встречать младшего брата, не предполагал, что эти несколько минут изменят всю его жизнь.
Мальчик теряет сознание в результате падения с обрыва, а придя в себя, обнаруживает, что на дворе не 1978, а 1986 год, и он ничего не помнит о том, где провел восемь лет. Самое странное, что внешне Дэвид ничуть не изменился.
Возможно, в этом виновен обнаруженный неподалеку после столкновения с ЛЭП неопознанный летающий объект?
Культовая для американской кинофантастики 80-х вещь, почти на уровне «Короткого замыкания» или E.T.
Позитивное подростковое приключение, с милым ГГ, забавным Максом и полным отсутствием злодеев (редчайшая редкость).
Особенно приятно, что инопланетяне здесь не коварные интриганы, пучеглазые чудовища, или безжалостные захватчики, а ученые-исследователи Вселенной, действующие мягко и старающиеся не наносить вреда исследуемым. Оптимистичный подход.
На уровне смотрятся и представители человечества. Тут вообще нет злодейского правительства – пугала остальных подобных лент. А сотрудники НАСА выглядят адекватными гомо сапиенсами, несколько опасающимися неведомой штуки, но при этом восхищающимися полученными знаниями, искренне переживающими за судьбу мальчишки и корабля. Приятно.
Но в первую очередь это столь ценимое подростками от 10 до 90 годочков Приключение! Стать пилотом корабля, умеющего летать со скоростью света, бороздить космос, мгновенно преодолевать огромные расстояния, плавать под водой. Неуязвимого и эстетичного. А еще это друг, товарищ и брат, готовый шутить, подкалывать, сопереживать, учить и учиться.
Макс стал главным героем ленты наравне с Дэвидом, продемонстрировав ИИ, с которым хочется общаться и работать.
Спецэффекты, понятное дело, для нашего времени выглядят простовато. Стоит учитывать, что это один из первых экспериментов Диснея по использованию компьютерных спецэффектов вообще.
Еще одной стержневой линией картины стала семья – стоящая за тебя горой, готовая принять тебя в любом виде. А также концепция «всему свое время» и того, что развитие человека должно происходить без хроноскачков, опережения событий и отставания, гармонично и своевременно.
Джои Крамер не демонстрирует актерских подвигов, хотя получил номинацию на премию «Сатурн» как лучший молодой актёр. Милый юноша, искренне восхищающийся полетом, наслаждающийся приключением, тоскующий о семье, сомневающийся, забавно пикирующийся с Максом. К сожалению, дальнейшая актерская карьера Джои не сложилась как класс. Проблемы с законом.
Опасение ГГ стать подопытным зверьком для ученых, описывает еще один страх члена социума, попавшего в невообразимые обстоятельства.
Правда, как метко заметила Катерина, Дэвид провтыкал аж две шикарные возможности. Первая – заключить сделку с НАСА, обеспечив себе безбедное будущее. Договориться взамен на скрытые в мозгу знания об обучении и последующей работе в НАСА.
Вторая – вместо того, чтобы терять все время полета на восторг и подколки, потратить пяток минут, попросив Макса перевести информацию о космосе из подсознания в сознательные отделы мозга.
Что поделать – мало кто из подростков задумывается о будущем.
Эрго. Классическое подростковое НЛО-шное приключение. Оптимистичное, наивное, с хорошими инопланетянами и адекватными землянами.
Режиссер: Рэндал Клайзер
В ролях: Джои Крамер, Пол Рубенс, Вероника Картрайт, Клифф Де Янг, Сара Джессика Паркер, Мэтт Адлер, Ховард Хессеман, Роберт Смолл, Элби Уайтакер, Джонатан Сэнгер
14-летний сицилиец Клеон абсолютно не так планировал свой день. Думал попасти овец, покупаться в ласковом море, поиграть со своим любимым псом Львом.
Взамен этого мальчик с собакой сперва оказывается в лапах кровожадных пиратов, а затем в рабстве у римского сенатора.
Так бы и сменилась неволей свободная жизнь пацана, и вряд ли была долгой, если бы не год, стоящий на дворе.
74 год до нашей эры.
Время, когда в грязь падали золоченные римские орлы, и дрожали от страха стены Вечного города.
Страха перед презренным гладиатором Спартаком.
Восстание Спартака было среди советских мальчишек одним из популярнейших событий Древнего мира. В первую очередь благодаря роману Раффаэлло Джованьолли. Однако даже великого романа итальянца нам тогда не хватало, и в попытках отыскать больше информации о событиях 74-71 годов пытливые юные умы старались дотянуться до новых книг на эту тему.
До появления шикарного романа-исследования Андрея Валентинова «Спартак», постаравшегося дать ответы на многие вопросы, и не преминувшего поставить ряд новых, оставалось чуть менее 20 лет.
Одной из книг, за которую хватались в этом самом поиске пионерские ручонки, был как раз «Мальчик с собакой». Роман откровенно подростковый, советский yong adult, так сказать, но радующий отличным погружением в эпоху и массой нюансов древнеримской жизни. Не зря его включали в список рекомендованной литературы для внеклассного чтения. Авторы, при немаловажной помощи научного редактора и спеца по древнеримской истории Марии Сергеенко, дарят юному читателю карманный справочник, энциклопедию-лайт по жизни Вечного Города времен конца республики.
Мы увидим жизнь сицилийских пейзан, противостояние между бедными и богатыми крестьянами, веселые будни пиратов, утилитарное отношение к рабам, которое даст настрой всей книге. Узнаем о сложностях античного мореходства, побываем в лагере легионеров и на стоянке маркитантов. Увидим торговцев рабами (глаза б на них не глядели). Посетим Великий Рим, пройдемся его узкими, запруженными людьми улицами, побываем на Форуме, в пекарне, кузне, оружейной мастерской. Поживем на сенаторской вилле, познакомимся с особенностями ведения сельского хозяйства в древней Италии.
Конечно, акцент в романе сделан на быт рабов (1959 год, и страна написания вполне определенная). Но и без будней свободных (и весьма влиятельных) граждан Рима нас не оставят. Архитектура республики, обычаи, похоронные церемонии, ритуал-договор обращения в рабство, философские изыскания отдельных римлян, прочие особенности жизни рабов и господ. Плюс куча терминов, некоторые из которых я даже успел подзабыть.
Да, при всех сильных сторонах романа, недоговоренностей в нем также хватает.
Полностью за кадром осталась политика, составлявшая плоть от плоти и кровь от крови практически всех жителей города на семи холмах. Ну ладно, простим — yong adult, все-таки.
Спартаковцы и лично Спартак в книге выглядят белыми и пушистыми защитниками обездоленных (тонкий намек – это, мягко говоря, не совсем так, подробности у Валентинова).
Битв в романе нет как класса, да и с внешним действием как таковым, здесь не все «слава богу». Особенно обидно, когда книга, по внутренним ощущениям требующая объема, сравнимого с тем же «Спартаком» Джованьолли, обрывается на полуслове, «делая монтаж» и завершая повествование так, будто авторам несколько надоел их персонаж.
Юный Клеон, с одной стороны является для читателя протагонистом истории, с другой – наблюдателем, зрачком, окуляром, через который мы знакомимся с Древним Римом. Пацан ни на что не влияет, никого не спасает, он не герой в привычном (особенно для юного поколения) смысле слова. Он просто живет, теряет, находит, мечтает, позволяя нам проникнуться духом эпохи.
А вот прием показывать буреносные события не через призму главных фигур, а наоборот обычных людей, наших с вами соседей, вполне интересен и имеет право на жизнь. Этот же прием отлично сыграл в сериале «Рим».
Эрго. Подростковая энциклопедия жизни Древнего Рима времен поздней республики. Отличное погружение в эпоху, возможность проникнуться временем двухтысячелетней давности. А вот малое количество действия, некоторые недомолвки, а особенно финальный «монтаж» к достоинствам романа отнести не выйдет. Если бы авторы не поленились провести Клеона по всем тем кровавым годам, не перескакивая, был бы и вовсе шик. Но и так вещь вышла достойная.