Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 22 июля 2022 г. 10:32

Революция под посвист гильотины, или Ни за понюшку пороха

krovav_zavet

Когда фельдмаршал Тамас решил свергнуть монарха, облегчить участь народа и отомстить за жену, он не предполагал, насколько все будет непросто. Пустая казна, надвигающаяся война с соседями, толпа, попробовавшая крови, смерть верных соратников-магов, мятежи роялистов и предательство, грозящее из-за каждого куста.

А вдобавок непонятное пророчество, грозящее гневом богов. Пророчество, в котором по силам разобраться лишь сыну фельдмаршала — пороховому магу Таниэлю, да отставному сыщику Адамату. И то, если не пропустят очередной коварный удар.


Смешение псевдоисторических мотивов, магии и огнестрельного оружия прием далеко не новый (из свежих книг можно вспомнить того же Векслера), но все равно вызывающий определенный интерес. Американец Брайан Макклеллан, в свое время, кстати, посещавший литературные курсы небезызвестного Брайана Сандерсона (чей «Пепел и сталь» явно произвел серьезное впечатление на молодого автора) занырнул в воды этого смешанного поджанра с головой.

Исторические аллюзии его книга вызывает с первых страниц. Перед нами классическая картина французской революции c гильотиной, казнями дворян и монарха с супругой, аналогом Наполеона, кровавыми народными «гуляниями», гражданскими столкновениями меж роялистами и взявшими власть. Разве что о предпосылках говорится немного, и последующий террор автор не счел нужным вводить. Да и время тут плюс-минус конец 18 – начало 19 века. Мушкеты, штуцеры, пушки, книгопечатание, университет, профсоюзы (анахронизмов, правда хватает даже для условного 18 века). В общем, один в один. За одним существенным исключением.

Магия.

Волшебства в мире Макклеллана хватает. Его колдуны делятся на три категории: Одаренные (обладающие одним даром, к примеру, способностью не спать) и Отмеченные с Избранными (все, понятно, с Большой Буквы).

Избранные — классические волшебники, не мыслящие себя без перчаток, использующие «распальцовку», работающие с первоэлементами, творящие файерболы, молнии и прочие разрушительные спецэффекты (с созиданием у здешних магов вообще нелады, за одним толстым исключением). Дальность их заклинаний обычно ограничена, но в принципе очень мощные хлопцы.




Статья написана 15 июля 2022 г. 12:15

Лондонские тайны, или Подземно-киношные приключения Веры и Дика

zadverje

Ричард Мейхью был доволен своей нынешней жизнью. Работа в Лондоне, дающая возможность снимать приличную квартиру. Любовные отношения с очаровательной и практичной Джессикой. Планы на будущее.

Все это осталось в прошлом, когда Ричард помог раненой девушке со странным именем д'Верь. Последней представительнице семьи, обладавшей поистине чудесными способностями. Девушке, по следу которой идут двое самых ужасных наемных убийц в мире. Девушке, открывшей Ричарду новый, неведомый, и очень опасный мир.

Под-Лондон.

Отныне старая жизнь Мейхью закончилась. Вместо работы в офисе и прогулок по галереям его ждут магия, опасности и беспощадные мистер Круп с мистером Вандермаром.

А также другие события, обычные для Под-Лондона, но абсолютно непредставимые для бывшего жителя верхнего Лондона.

Обычные события, тем не менее грозящие перевернуть мироздание.


Нил Гейман, ставшим известным благодаря «Американским богам», всегда взаимодействовал не только с писательским, но и с киношным миром. Самой известной картиной, снятой по его книге стала волшебная «Звездная пыль», одна из лучших фентези-сказок 20 века. Однако первым примером сотрудничества с важнейшим в мире искусством, стало Neverwhere, сериал, снятый по сценарию Геймана.

Однако результат, появившийся на голубых экранах, Нила не вдохновил, и он решил новелизировать собственный сценарий, чтобы поделиться с читателем историей, неотредактированной постановщиками.

Так на свет появилось «Задверье», ставшее первой крупной индивидуальной писательской работой Геймана.

Роман, сохранивший как достоинства, так и недостатки своего киношного прародителя. Краткие диалоги, щедрой рукой отсыпанное действие. Суховатое описание, да и мало его как для позднего Геймана времени тех же «Богов».

С дугой стороны минимум воды, чем грешат большинство толстенных романов, и высокий уровень саспенса на протяжении всей книги.

Но хорош Neverwhere не этим. А в первую очередь удачным совмещением обычного с абсолютно необычным.

Ричарда с его скучной работой, обреченной помолвкой, его изумленными реакциями на подземный мир.

И жителей Под-Лондона, с одной стороны напоминающего безумное Зазеркалье. С другой средневековую баронскую вольницу. С третьей – буйные джунгли в исполнении Киплинга (какой-никакой порядок есть, но все равно – зверье-зверьем).

Казалось бы гармонично смешать настолько противоположные ингредиенты – задача сложновыполнимая. Но Гейман справился, за что ему однозначный респект.




Статья написана 10 июля 2022 г. 11:16

Спор о путях развития, или Телепали, телепаем, и телепать будем!

[PHOTO1RIGHT:darvinija
]

Регина ван Фрассен долгое время была нормальным ребенком. Целых шесть лет. А потом выяснилось, что она – телепат. Счастье? Или проклятие? Для кого как.

Ясно одно – обычная жизнь для Регины закончилась навсегда. Специнтернат, обучение работе с даром. Дальше — взросление и практика на Ларгитасе, где любого телепата считают подарком судьбы, живым куском золота. Или нет?

Ведь не зря говорят, что талант – тоже патология. Отклонение от нормы. А у тех, кто от нее отклоняется, и жизнь выходит ненормальная.


Вторая часть «Ойкумены» (первая – Кукольник, третья — Волк, четвертая — Побег на рывок, пятая — Блудный сын) — крупнейшего на сегодня цикла Олдей, посвящена в основном техноложцам. При этом заявляет один из главных конфликтов Ойкумены – противостояние между теми, кто пошел по «физиологическому-животному» пути развития, и теми, кто остался в объятьях старой-доброй науки. Подавляющее большинство людей в мире будущего Олди, невзирая на тысячелетнюю эволюцию, психологически мало отличаются от нас с вами. Всегда есть свои и чужие. Нормальные и выродки. Те, с кем нужно поступать как с людьми, и те, с кем можно обходиться как с неразумным животным. Причем, как вы понимаете, такое отношение абсолютно идентично с обеих сторон конфликта. Разве что мантры, которыми его участники убаюкивают собственные мозги, отличаются.

«Город и мир», оставляя пока за скобками энергетов (кроме одного случая), знакомит нас с обществом техноложцев. На примере самого технологически продвинутого мира Ойкумены – Ларгитаса.

Это своеобразная утопия для пытливого разума. Рай для науки и ученых. Первое что привлекает внимание – способ управления государством, носящий название «наукратия». Собственно правление ученых мужей и дам. Тут в ходу титулы из седой древности, которыми награждают людей науки, достигших определенного уровня. Кавалер, барон, виконт, граф, герцог. А не банальные доцент или профессор. На самом верху удобно расположились самые натуральные короли науки, составляющие совет, обладающий изрядной властью, вплоть до вето на парламентские законы. Не говоря о том, что титул дает право на гражданство Ларгитаса для инопланетников. А гражданство Ларгитаса это вам не фунт изюму.

Как вы понимаете, при таком внимании местная наука не зря занимает первое место во всей Ойкумене. Сотни тысяч патентов на все мыслимые и немыслимые изобретения, заполонившие Галактику. Невообразимого уровня медицина, приборостроение, звездолеты, бытовая техника. Да что не возьми – Ларгитас круче всех.

Кроме одного. Источники энергии. Лишь в этой сфере ларгитаские технологии уступают физиологическим особенностям энергетов. И лишь в будущем (как говорят: в скором времени) обещают поспорить с гематрицами или аккумуляторами вехденов. Но «скорое время» еще когда придет, а живем-то сейчас!

Вот и смотрят жители нашего научного рая на энергетов, мягко говоря, косо. Их не берут в местные университеты. Точнее официально берут, а на самом деле… ну вы понимаете, недостаточный уровень знаний для поступления, что поделать. Им крайне сложно даже просто получить визу для посещения Ларгитаса. С визами тут вообще интересная история, ларгитасцы, которые цены себе не сложат, просто-напросто не дают туристических виз. Вообще. Попасть на планету можно лишь по служебной надобности или по приглашению местных, у которых на это дело существует не слишком обширный лимит.

Но основная проблема не в доступе на Ларгитас. Ойкумена, слава РПТ-маневру, велика, есть что посетить и кроме научной утопии.

А в отношении к чужакам. Вот к примеру, «Братство Людей» — группа радикально настроенная против любых энергетов. Есть настоящие люди – говорят его апологеты, а есть эники-беники — ходячие батарейки. Существа, идущие животной дорогой, нарушившие единственно верный человеческий путь развития разума и научного прогресса. Насекомые. Быдло. Компьютеры. Симбионты. Не люди – животные.




Статья написана 1 июля 2022 г. 13:08

Гибель Европы, или Затерянный мир на полшарика/Война за будущее разума

darvinija

В 1912 мир необратимо и бесповоротно изменился. Полоса территорий по всей планете (больше всех пострадала старушка Европа) канула в небытие, а на ее месте возник новый, неведомый мир, со своей флорой и фауной. Весьма недружелюбной к человеку.

Прошло 8 лет. Американец Гилфорд Лоу чертовски хотел побывать в новых землях, прозванных Дарвинией. Посему, когда ему предложили поработать фотографом экспедиции, отправляющейся в глубину континента, парень раздумывал недолго.

Ах, если бы он только знал, насколько все сложнее, чем кажется!


Роман канадца Роберта Чарльза Уилсона, автора усыпанного наградами «Спина», добирался до нас долгонько. Аж с 1998-года, когда Darwinia впервые увидела свет.

Роман, в первой половине покоряющий приключенческим антуражем, смешанным с политическими играми сильных мира сего и, безусловно, самой Дарвинией.

Во второй, после судьбоносной интерлюдии, оказывается, что ситуация гораздо интереснее, чем виделось попервой (намеки на это встречаются в дебюте). А книга медленно, но уверенно из аналога Плутонии превращается в крепкий сайнс.

Сперва поговорим о Дарвинии. Перед нами натуральный Затерянный мир на полкарты. Причем не просто банальные динозавры, а жизнь, кардинально отличающаяся от земной. Деревья другие, принципы размножения растений – другие, живность – другая. Не кремнеорганика, конечно же, но чужеродность облаком окутывает здешнюю флору и фауну. Большинство растений и животных ядовиты для человека, хотя некоторые можно схарчить без летальных последствий. Принципы и методы охоты здешних обитателей непонятны, что делает их еще опасней.

Уилсон знакомит нас с Дарвинией не торопясь, постепенно, сперва показывая общую картину, затем подбрасывая мелочи и детали. Первое знакомство человечества с неведомым. Первые смерти и открытия. Берроуз, пишущий не только о Марсе но и о Дарвинии. Англичане, возрождающие Лондон, сражающиеся с лесом и насекомыми за каждую пядь земли. И наконец — экспедиция Финча при участии нашего ГГ, погружающая читателя прямиком в дебри нового континента.

Поначалу особого экшена от странствия ждать не стоит. Перед нами поход, показанный близко к реальности. Подвиги в нем редкость. А обыденность – рабочие будни. Болезни, жуткая усталость, выматывающие перетаскивание лодок волоком, редкие открытия, сбор образцов, ведение дневника. Обыденность путешественников, прерываемая редкой критической ситуацией, и снова экспедиционная повседневность.

До определенного момента.




Статья написана 29 июня 2022 г. 10:32

Я же мать!, или Больше Бенек хороших и разных/Наш доктор лучше прочих

Doktor-Strange2

Доктора Стрэнджа преследуют сны. В которых он и некая юная леди сражаются с огненным демоном за жутко важную книгу.

А следом за снами в его жизни появляется и сама юная леди.

Оказывается, она способна путешествовать по Мультивселенной в физическом теле. Правда, не особо контролирует это умение. Способности леди уникальны и привлекли внимание самого, пожалуй, опасного существа на Земле. А значит в беде не только наша планета, но и сама Мультивселенная.


Марвел не дает позабыть о своем существовании, не снижая оборотов, как на большом, так и на малом экранах.

И вот долгожданная вторая часть приключений социопата, сноба и мизантропа… (кто сказал Шерлок?) Стивена Стрэнджа.

Новый «Доктор» демонстрирует почти непрерывную движуху и шикарную работу компьютерщиков.

Экшен начинается с первых кадров и не прекращается до последних. Драка с огненным демоном, гигантским осьминогом, битва за Камар-Тадж, разборки в иной вселенной, плавно соединенные со сражением в горах. Нам даже подарят столкновение двух Докторов, построенное как оригинальный нотный поединок. Времени перевести дух немного.

Постановщики начали активную подвязку Мстителей к другим линейкам супергеройских комиксов. Пока в виде персонажей, встреченных в параллельной Вселенной.

Пеги Картер со щитом Капитана Америка. Капитан Марвел, коей стала Мария Рамбо. Мистер Фантастик из фантастической Четверки. Некий Черный гром (первый раз слышу). И даже Чарльз Ксавьер. Да-да, подогнали давно обещанных Людей Икс. Причем все они не просто гуляют по экрану, а вступают в яростную конфронтацию с угрозой. Конфронтацию, которая дает ясный ответ на вопрос о сильнейшем супергерое Марвел (по крайней мере, на первую половину 2022 года))) Спойлер: это не Капитан Марвел, которая по Мстителям выглядела эдаким чит-кодом в любых разборках. Не совсем, правда, понятно — если возможно ТАКОЕ воздействие на реальность, как в случае с Громом, к чему вообще вся остальная магия?

А еще ленту сделали обалденно красивой. Путешествия по Мультивселенной. Миры, где протагонисты становятся рисунками или краской. Цветочный, прям эльфийский город, и безлюдная вселенная подвергшаяся Опустошению. Пиршество красок и фантасмагория путешествий сквозь вселенные и других миров. Всполохи боевой магии, плетение заклятий, цветение деревьев, мрачные багрово-алые оттенки Зла. Хотя, если взглянуть пристальнее, Мультивселенной покажут преступно мало. Подробно показанных Земель с отличиями от нашей раз, два и обчелся. Серьезная недоработка.

Зато, впервые, если не считать Хелстромов, Марвел активно вводит в свое кино жирные элементы хоррора (ну дык! Личность постановщика обязывает). Давая возможность порадоваться поклонникам Звонка, любителям демонов, живых мертвецов и призраков. Скажем честно, до лучших ужастиков, заставляющих вздрагивать от любого шороха, Марвелу далеко, но за попытку спасибо.







  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх