Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 17 января 2020 г. 11:46

Знамя готэмского бунта, или Человек, который смеется

Dzhoker

Артур Флек (Феникс) был клоуном. Но не любимым детворой милым потешником. И не удачливым юмористом, над шутками которого смеялись сотни людей. А обычным сотрудником агентства, представляющего услуги аниматоров и живых реклам.

А еще Артур был психически нездоров, подвержен неконтролируемым приступам смеха и обладал талантом влипать в неприятности.

В другое время в другом месте это вряд ли привело бы к серьезным последствиям. Разве что для самого Флека.

Однако Артур жил в Готэме, в эпоху перемен. Когда верхи, конечно, были бы не против жить по старому. Но низам это существование откровенно стало поперек глотки.

И, похоже, Готэм просто жаждет получить своего безумно-кровавого Джокера.


Фильмы по комиксам всегда считались кинематографом не самого высокого пошиба, ориентированным на подростков и разнообразных фриков. И хотя в последнее время благодаря Марвелу они стали весьма прибыльным и чертовски популярным делом, отношение большинства публики к ним осталось скептически-снисходительным.

Однако кроме «Мстителей», есть кино-комиксы, поднимающие весьма острые и болезненные для общества темы. В первую очередь, это работы снятые по комиксам Алана Мура, те же «Хранители», «V – значит вендетта» и отдельные элементы работ Нолана. В 2019 году мы получили еще одну ленту из того же ряда.

Фильм не основан на конкретных комиксах. Создатели ленты взяли из рисованных историй, по большому счету, лишь образ Джокера – главного врага некоего Бэтмена, показав нам свою версию появления этого «веселого» персонажа, тесно завязанную на кризисы, социальные противоречия современного общества.

Версию вполне реалистичную и чертовски депрессивную.

Впрочем, чего еще ожидать от Готэма, далеко не самого приятного места на нашей фантастической Земле. Вдобавок Готэма, переживающего не лучшие времена.

Спасибо забастовке мусорщиков, оставившей улицы города утопать в грязи и смраде, и предсказуемому нашествию суперкрыс. Мрачная атмосфера, сопровождаемая депрессивной музыкой, окутывает зрителя с первых кадров. Серые дома, серые грязные улицы, серые трущобы, серые ползущие по стенам тени, серые пустынные станции метро, серые злые люди.

Так как перед нами классический «театр одного актера», огромная ноша легла на плечи исполнителя главной роли Хоакина Феникса. Хоакин, похудевший ради этого образа на 24 кило, справился на «отлично», демонстрируя зрителю шикарное развитие образа. Артур – фрик, откровенный лузер, больной на голову, долгое время «гостивший» в психушке, сидящий на таблетках. Ребенок, переживший жуткую психотравму. Мечтательный, незлой, не очень умный, погруженный в свою реальность, живущий с матерью, мечтающий радовать людей, «нести радость и смех в этот холодный темный мир». А тут еще и проблема с неконтролируемым смехом, настигающим парня в самый неподходящий момент.




Статья написана 15 января 2020 г. 11:20

Безумие под крики чаек, или Эстетское исследование мужской натуры

majak

Конец 19 века. На пустынный островок у берегов США прибывают на смену двое смотрителей местного маяка. Начальник Томас Уэйк (Дефо) – бывший морской волк, сменивший за долгие годы работы здесь уже немало сотрудников. Ифраим Уинслоу (Паттинсон) – молодой неразговорчивый парень, подрядившийся в помощь Томасу на четыре долгих недели.

Отношения у пары не заладились. Уэйк с ходу повел себя нагло, нагружая Ифраима работой выше крыши, помыкая им как угодно, угрожая урезать жалование и не пуская на вершину маяка. Уинслоу терпел, в надежде все же получить обещанные деньги. Невзирая на хамство, пьянство Уэйка и посещающие Ифраима галлюцинации.

Так продолжалось до той поры, пока парень не понял, что Томас прячет на верхушке маяка что-то поистине таинственное и прекрасное.


Психологические исследования, сыгранные парой-тройкой актеров в камерных декорациях, частенько бывают поинтереснее многомиллионных блокбастеров, под завязку забитых спецэффектами. Однако The Lighthouse» оказался слишком претенциозно-стилизированным (или эстетстко-артхаусным). А главное, с ходу обманывающим зрительские ожидания. Ведь ленту заявляют как «фильм ужасов/фентези», настраивая нас на какую-нибудь «Атлантиду-2017».

На самом деле, перед нами классическая производственная драма-трагедия, к жанру ужасов имеющая крайне слабое отношение, напоминающая телеспектакль в несколько расширенном антураже. Мистика тут абсолютно ни к чему, ее элементы только мешают, символизируя некий «свет в окошке». Такая история могла произойти на буровой крайнего севера, золотых приисках, в арктической экспедиции, тайге, снегах или пустыне. В месте, где собирается некоторое количество не особо интеллигентных прекрасных мужчин, не скованных условностями цивилизованного общества, а также опасностью непосредственного наказания за содеянное.

Без малого два часа мы наблюдаем двух мужиков в условиях неблагоприятного замкнутого пространства (причем, что важно, прямой угрозы их жизни нет как класс. Просто неудобно). А чем займутся двое мужиков, абсолютно неважно, в каком году от (или до) Рождества Христова происходит действие? Правильно!

Тлетворному влиянию алкоголя посвящена изрядная часть ленты. Ведь придерживайся Уинслоу изначальной банальной трезвости, ничего бы не произошло (по крайней мере, до обнаружения содержимого журнала Уэйка).

Однако водка/виски/керосин, как известно, творят чудеса, помогая зрителю увидеть подноготную героев, понуждая их к действиям, посему у бедного парня не было ни малейшего шанса сохранить трезвую голову (злодей-постановщик не позволил бы).




Статья написана 10 января 2020 г. 11:23

Волшебство среди городских джунглей, или Мы в ответе за тех, кого изобразили

lezvie_sna

Художница Изабель получает предложение проиллюстрировать книгу своей лучшей подруги, Кэти, умершей пять лет назад.

Да, Изабель после смерти Катарины покинула Ньюфорд, перебравшись на отдаленный островок, и разорвав почти все контакты с прошлым.

Да, она уже давно рисует исключительно в абстрактной технике.

Но уж для нового издания книги Кэти она сможет сделать исключение, вернувшись к своей старой реалистичной манере письма?

Почему бы обычной, пускай и весьма талантливой художнице не почтить память подруги?

Но что если она вовсе не обычная художница?

И сама идея возвращения к работе над реалистичными картинами уже несет в себе огромную опасность.

Опасность и угрозу не только для жизни Изабель, но и ее друзей.


Чарльз де Линт, которого нынче называют ярчайшим представителем «магического реализма», создающим волшебные городские сказки, далеко не сразу выбрал себе писательскую стезю. Хотя читал в детстве много. Чем еще заниматься, если твоя семья постоянно переезжает и друзей завести попросту не успеваешь?

Когда Чарльз подрос, почти всем его вниманием завладела музыка. Особенно кельтские мотивы. Юноша начинает работать в звукозаписывающей компании, собирает единомышленников, играет с ними по кабакам и клубам.

Но при этом парню еще хватало времени на писательство. Исключительно для самовыражения.

Но затем оставшийся неизвестным для истории приятель, советует показать рассказы одному журналу. Работы взяли, и Чарльз загорелся. Оказывается, тем, что интересует тебя, можно поделиться не только с близкими, но и еще с тысячами читателей.

Все оказалось не так просто. Восемь лет де Линт писал в стол. Уже не рассказы, а большие полноценные романы.

Лишь в 1984-м первый из них, «Лунное сердце», увидит свет. С тех пор на счету писателя более четырех десятков романов, полтора десятка повестей и бесчисленное количество рассказов.

А самым известным его циклом, безусловно, является Ньюфордский.


Итак, «магический реализм». Иначе говоря, необычное в антураже обыденности. Вот уж чего-чего, а этого де Линт отсыплет нам с лихвой. Причем не того упадочного колдовства, которые воплощают в себе нежно любимые в последнее время вампиры. Или животного начала, присущего оборотням. И даже не потустороннего ужаса, несомого призраками.

Волшебство де Линта на порядок позитивнее.




Статья написана 5 января 2020 г. 16:22

Сага о волшебной мафии, или Гэмпэй по-Киконски

nefrit_gorod

Остров Кикон. Страна могущественных повелителей нефрита. Для остального мира далекое место на краю земли, о котором ходят вызывающие недоверие рассказы и анекдоты. Место, где правят Зеленые кости – кланы, в чьих руках находится добыча того самого волшебного нефрита. Они невообразимо Сильны, об их Легкости, Броне и Чутье слагают легенды. Есть лишь один нюанс – они разделены. На Равнинный и Горный клан, не считая группировок поменьше. И отношения между двумя ведущими кланами все больше портятся.

На пороге стоит война. Война, в которой схлестнутся те, чьи способности намного превосходят возможности обычных людей. Война, грозящая изменить судьбы Зеленых Костей и всего Кикона.


Восточная фантастика и фентези вызывая все больший интерес на Западе, потихоньку добирается и до наших палестин. «Королевские милости», «Гамбит девятихвостого лиса» — эти и другие книги восточных авторов и авторов восточного происхождения номинируются на различные премии, занимают призовые места и активно обсуждаются читателями.

Фонда Ли, нынче живущая в США, родилась в Канаде и явно имеет восточные корни, как можно понять по фамилии. «Нефритовый город» стал ее первенцем в литературе для взрослых (ранее она писала для подростков) и был довольно тепло встречен критикой, получив заодно в 2018 году номинации на Небьюлу и Локус, и даже завоевав Всемирную премию фэнтези и «Аврору».

Роман интересный, но со своими нюансами. Книга Ли, напоминая одновременно «Крестного отца», работы Сандерсона «Рожденный туманом» и Йена Макдональда «Новая Луна», пронизана японско-гонконгским колоритом и смешением технологии с волшебством.

С одной стороны перед нами классическая мафиозная история в японо-китайском антураже: все эти триадо-якудзы с кодексами чести, восточными единоборствами, поединками, иерархиями, мечами и саблями, боевиками и разборками. Старый (прости, господи) оябун, отходящий от дел. Молодые наследники, не слишком крепко держащие в руках вожжи «семьи». Нелады в отношениях этих самых наследников между собой. Коварный и безжалостный враг. Все, как полагается.

Если проводить аналогию с нашим миром, Кикон очень напоминает Гонконг, или Японию после второй мировой. Телефоны, автомобили, пистолеты, межконтинентальная авиация, промышленность, торговля. Попытки продолжения изоляции, загадочная восточная душа, пренебрежительное отношение к иностранцам-гайдзинам-каменноглазым, средневековые пережитки, слабые контакты с окружающим миром.




Статья написана 27 декабря 2019 г. 11:52

«Все чудесатее и чудесатее», или Божественное завершение

gorod_chudes

Сигруд йе Харквальдссон, скрываясь от сайпурских властей, выпал из «активной общественной жизни». Частая смена мест обитания в глуши Континента. Ерундовые работы, требующие тяжелого физического труда и дающие возможность хоть немного позабыть о скорби.

Так продолжалось год за годом, пока до места, где скрывался Сигруд, не докатилась весть о гибели от рук убийц бывшего премьер-министра Шары Комайд.

Сигруд берется за расследование обстоятельств дела, готовясь к мести за единственного человека, которого он искренне уважал и ценил. Казалось, он был готов ко всему. Но не ко встрече с существом, рядом с которым самые опасные противника старого дрейлинга покажутся детишками, играющими в песочнице.

И, похоже, на кону не только месть за старую подругу. Но и судьбы всего мира.


Мир «Божественных городов» не возведен нерукотворным памятником себе, а активно развивается, причем как по пути научно-технического прогресса, так и в политическом, психологическом планах. Этот мало распространенный прием с ходу припоминается, пожалуй, лишь у Аберкромби в поздних томах «Земного круга».

Мира Беннетта также оказался живым и не стоящим на месте. Если в первом томе в качестве ручного стрелкового оружия использовались исключительно арбалеты, то уже во втором «огнестрел» перестает быть диковинкой, а в третьем становится повсеместным явлением. Если в начале цикла, автомобили, телефоны, железные дороги на разрушенном после Мига Континенте, лишь начинали входить в практику, а вокзал в Мирграде напоминал скорее полустанок, то сейчас главные вокзалы похожи на произведение искусства, а помимо поездов пассажиров перевозят даже экзотические аэротрамваи. Та же картина с бытом континентцев, развитием городов, промышленностью, торговлей, техническими новинками, повсеместно заменяющими уходящее божественное влияние. Мы можем наглядно увидеть результаты прошедших десятилетий, почувствовать время на вкус.

Причем это касается не только места действия, но и персонажей. Главная протагонистка второго тома превратилась в опытного политика, заслужив прозвище «Матушка Мулагеш». Ветреная юная красотка Ивонна Стройкова стала мрачной, подозрительной, битой жизнью женщиной.

Приемный ребенок Шары достиг подросткового возраста, со всеми положенными пубертатными бурями и «взрослоборчеством». Ашара Комайд, лишившаяся поста премьер-министра, и вовсе отправилась на небеса. City of Miracles во многом становится прощальной песнью, панихидой, «Плачем по Бором…», пардон Комайд. Р. Беннет во всех книгах широко использовал наследие «ушедших на покой» героев в виде дневников, писем, последствий поступков. В третьем томе он сделал еще один шаг. Шара с нами еще и благодаря незаконченным делам. Ведь именно она, выступив своеобразным катализатором, принимала активное участие в событиях, нынче грозящих перевернуть мир.

Делам, а также дочери – чертовски напоминающей молодую Комайд. С одной стороны Татьяна обычный недоросль – неуравновешенный, эмоциональный, взрывной, яростной. С другой – кое в чем, она настоящая дочь своей матери. Увлекающаяся экономикой, способная на озарения, проявляющая твердость характера. Плюс девочка хранит внутри немало секретов.







  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх