Под крылом Предназначения, или Геральт и его женщины
Геральт из Ривии служил ведьмаком. Ну знаете, чудовищ к ногтю прижать, деньжат срубить, по дорогам поколесить, в историю неприятную влипнуть. И не в одну.
Цирилла из Цинтры трудилась принцессой. Тоже работа не сахар. На балах поплясать, лицом поторговать, с родственниками попикироваться, бабушкины уроки выслушать, ухажеру руку подать.
Они не знали, или не обращали внимания, что предназначение уже простерло над ними свою руку. До той самой поры, пока войска Нильфгаарда не взяли Цинтру, а Геральт не вспомнил о своем Ребенке-неожиданности.
А значит день, когда предназначение возьмет свое, все ближе.
Анджей Сапковский стал вторым после Лема представителем польской фантастики, несущим знамя демиургов Ржечи Посполитой по всему миру. После появления игры по Ведьмаку, имя Геральта из Ривии и вовсе оказалось в умах миллионов людей. В частности Генри Кавилла, актера, полюбившего Белого волка. Посему когда стало известно о намерении во второй раз перенести Ведьмака на телеэкраны, Генри активно (по слухам даже слишком) предложил свои услуги в качестве выпускника Каэр-Морхена.
Ожидания фанатов, особенно после спорных трейлеров, были неоднозначными, но, сериал, за исключением пары-тройки нюансов, оказался вполне приемлемой экранизацией отличной книги.
В первом сезоне мы увидим несколько историй из первых двух ведьмачих томов — «Последнее желание» и «Меч Предназначения», смешанных с плодами богатой и нездоровой фантазии сценаристов (Вильгефорц, что с тобой?).
Твердого следования хронологии не ждите. Постановщики покажут нам несколько временных линий, переключаемых и переплетаемых самых причудливым образом. Резня в Блавикене соседствует с разрушением Цинтры. Юность Йеннифэр с бегством Цири. Знакомство Геральта и Лютика с разборками со стрыгой. Драконий поход с историей Йожа и Паветты. Джинн с Брокилоном. Причем когда именно происходит действие, порой понятно не сразу. Нелинейный подход к повествованию может стать проблемой для людей, незнакомых с миром. Хотя у создателей сериала получилось окунуть зрителя в его атмосферу. В первую очередь благодаря отличным съемкам природы. Суровые заснеженные леса. Величественная громада то северного, то тропического Брокилона. Циклопические горы с головокружительными обрывами. Холмистые равнины, беспощадные пустыни и ласковые морские берега. Почему-то Польша (что было бы чертовски логичным) не удостоилась стать местом съемок, зато по Центральной Европе, в частности по Венгрии съемочная группа поколесила изрядно. Также в «Ведьмаке» мы увидим некоторые из Канарских островов.
Есть тут на что посмотреть и помимо природных красот. Разнообразные чудища (а вот дракон откровенно не дотянул, что ж ему не везет-то так), изничтожаемые Геральтом. Рыцари и балы при королевских дворах. Кружащиеся под руку с венценосцами в танцах чародейки. Беспощадная к девичьим слабостям островная Аретуза. Наполненные жизнью, чумазые средневековые города и пасторальные селения с парой реверансов в сторону Восточной Европы в виде «кметей», или «кажи».
Акцента на стратегическую обстановку постановщики пока не делают, картину мира поясняя слабовато. Есть злые фанатики-захватчики, есть свободолюбивые северные королевства. Пока хватит.
Нильфгаард, кроме армии вторжения в Цинтру и Кагыра, за кадром. Больших сражений, за одним показанным вскользь исключением, и, пожалуй, битвы при Соддене, снятой с исключительным акцентом на чародеях, нам не подарят. Впрочем, об этом создатели Witcher предупреждали заранее, тем более у них в планах целых семь (!) сезонов и все может измениться.
Персонажам меж тем в старании не откажешь.
Геральт в исполнении Кавилла действительно чересчур шкафообразно-амбалист, пафосно-серьезен и демонстрирует весьма ограниченный актерский диапазон, собственно как всегда. Каменная физиономия, периодически сменяемая редчайшими всплесками эмоций, гневным взглядом и сжатыми суперменскими челюстями. Его невозмутимости могут позавидовать лучшие из самураев «видящих Фудзи и сакуру в цвету». Как и непробиваемому фатализму, отстраненности, уверенности в себе. Да, время от времени он рефлексирует по поводу своей мутантской природы, но делает это не очень убедительно. В принципе, такой вариант Геральта, будучи изрядно упрощенным и выхолощенным, тем не менее, довольно близок к оригиналу, и имеет право на жизнь. Как и прилипчивая «зараза» (жаль не «холера», интересно как в оригинале) — атмосферна, уместна и хороша. Жаль, юмором и самоиронией эта версия ведьмака похвастать не может. А вот технику боя Генри поставили впечатляющую и эффективную. Боевые сцены с его участием заставляют следить за собой, затаив дыхание.
Забавно наблюдать за внешностью ведьмака. Продуманные, небольшие гламурные шрамики, придающие его лицу дополнительную мужественность. С одной стороны, он почти не бывает чистым и ухоженным, волосы часто спутаны, лицо в грязи. Вроде как натуралистично. Однако с реальной грязюкой, невозможностью следить за собой в дороге, колтунами от сна в лесу около костра, то, что изображено на Геральте, спутать сложновато. За всем этим видна четкая работа десятков стилистов и гримеров.
Линия Йеннифэр (Чалотра) изрядно расширена и стала одним из самых спорных моментов проекта. Нам покажут будущую возлюбленную Геральта еще в бытность ее молодой горбуньей, активно шпыняемой односельчанами. Мы увидим ее первые шаги в Аретузе, поглядим на ее обучение. Узнаем о наличии у нее эльфийской (!) крови. Подробно и неаппетитно понаблюдаем за обретением красоты. Столкновениями с Капитулом, ее первыми шагами в качестве королевской и практикующей чародейки. Будем честными, настолько подробный показ прошлого Йен откровенно излишен. Очередной визит в столь любимую нынче магическую школу, очередное тяжелое обучение, любовная связь с Истреддом. Это экранное время, как на меня, можно было бы потратить с большим толком. Линия взрослой Йеннифэр адекватна. Властолюбие, жесткость, желание заиметь ребенка, сложные отношения с Ведьмаком – все как полагается.
Цирилла (Аллан) хороша и вполне на своем месте, разве что выглядит чуток менее «эльфявой», чем представлялось по книге. Юная княжна под крылом Львицы из Цинтры. Сорванец, способный сбежать из дворца для игры с уличными мальчишками. Девочка, искренне наслаждающаяся танцем на балу и дружескими перепалками с Эйстом. Ребенок, чей мир рушится у нее на глазах. Беглянка, упорно преследуемая и переполненная ужасом. Человек, попавший в сложнейшую ситуацию и лишенный всего, что имел ранее.
Лютик (Бэти) – «раздолбаист», уместно нагловат, незатыкаем, абсолютно некорректен, приятен, выдавая нам баллады в стиле рок. А его «Ведьмаку заплатите чеканной монетой» цепляется не хуже наших популярных шлягеров.
А вот к Калантэ (Мэй) вопросов хватает. Вместо умнейшей, хитрой, коварной властительницы, перед нами простая как двери воительница, ведущая себя порой как базарная баба. Обидно за Львицу из Цинтры.
Без обожаемой нынче политкорректности постановщики, естественно не обошлись. То, что у Сапковского постулировалось умно, уместно, натурально, через картину мира и населяющих его существ, у создателей сериала подается в лоб, в излюбленной американцами манере. Если тяжелая судьба женщин – то в банальном монологе Йеннифэр (а как же чародейки, фактически управляющие многими королями?). Если расовые конфликты – то через темнокожего (!) эльфа (и это не дроу), семью которого вырезала злая Львица (что-то я не припомню в оригинале репрессий Калантэ по отношению к эльфам, ошибаюсь?). К обилию негров в местах, где их быть не может в принципе, мы уже как-то привыкли. Да и карликов многовато (причем появившихся на экране до того времени, когда прозвучало слово «краснолюды»).
Допплеров постановщики, похоже, особо не любят, сделав одного из них натуральным Декстером без твердых папиных моральных принципов.
С доспехами нильфгаардцев, действительно вышло неловко. Вместо «пугающих и странных» воинство Эмгыра выглядят как чопорные выпускники протестантских вузов, по нелепой случайности, напялившие дизайнерские костюмы в рюшах.
С дриадами тоже нехорошо получилось. Население Брокилона в Witcher оказалось натуральным первобытным африканским племенем, без луков, зато с копьями и арбалетами (!).
Грязи, кровищи, выпущенных кишок в сериале хватает (ну это вполне в духе пана Анджея). Как и гламура в исполнении чародеек, которого можно было бы и поменьше (хотя ожидалось еще хуже).
Имеются приятные хорроровые моменты и красивейшие кадры, связанные с Ведьмаком в различных природных, городских и подземельных локациях. Запоминается перекличка между «общением» Геральта со стрыгой и «перерождением» Йен.
Музыкальные темы изредка навязчивы, но по большей части уместны и заметны.
Практически с первых кадров чуть ли не каждый персонаж, включая встреченную на улице собаку, считает своим долгом упомянуть предназначение и его влияние на происходящее. Перебор.
Эрго. Невзирая на обязательные толерантные американизмы, когда неуместную, когда ненужную отсебятину (такие сцены гораздо слабее снятых «по Сапковскому»), на диво приятная экранизация «Ведьмака» — особенно после заниженных ожиданий.
Далекая-далекая Галактика. Империя осталась в прошлом, а о Первом Ордене еще никто не слышал. Жители сотен планет, наконец, получили возможность зажить своей жизнью.
Один из них, Охотник за головами из племени мандалорцев, получает очередное задание. Все как обычно – найти, доставить живым или мертвым.
Вот только объект, который нужно найти и доставить, оказался далеко не обычным.
И теперь у нашего Охотника есть все шансы оказаться жертвой в столкновении могучих сил.
Близится к концу основная линия Звездных войн, связанная с семейством Скайвокер. С большим или меньшим успехом прозвучали с экранов Истории.
И вот новый визит в жутко далекую Галактику. В формате сериала. Визит небезынтересный, но не лишенный нюансов.
Что чертовски радует с самого начала – так это атмосфера той самой Галактики, смешанная с приключениями и старыми-добрыми пустынными (и лесными) вестернами.
В первую очередь завораживает антураж отдаленных планет с самыми разными климатическими и народонаселенческими особенностями. Вот морозный ад, с секущими лицо вьюгами, где неосторожных поджидает смертельная опасность из-подо льда. Вот выжженная солнцем пустыня с холмами и барханами, пересохший, растрескавшийся казалось, сроду не видевший дождя (ан нет, показалось). Вот лесные угодья, граничащие с прудами, полными ярко голубой рыбы (криля). Вот пустыни Татуина над которыми так привольно носиться на спид-байках… Вот…
Население планет тоже радует разнообразием, пускай в основе все равно лежат классические гуманоиды (две руки, две ноги, голова, о! а вот и исключение). Щупальца, огромные выпуклые глаза, клешни, гребни, чешуя, антенны, рога, собачьи морды, железные части тел, киберимпланты, неведомые существа в скафандрах, дроиды самых разнообразных форм и размеров. Паноптикум знатный. О! Воры-назгулы, болевшие в детстве. Да это ж привет с Татуина! Далеко не последний. Вдобавок у каждого свой язык, прям как в реальности.
Обитают все эти товарищи в условиях откровенной провинции, что в полной мере доказывается «юзаным» состоянием всего, что мы видим. Новых предметов, только с конвейера, нам практически не показывают. Перед зрителем бывшие в употреблении космические корабли, скутеры, оружие, наряды, дома, люди. Особо порадовали покрытые царапинами и вмятинами доспехи имперских штурмовиков. Vae victis. Тяжела ты доля побежденных. А вот и еще одно «татуинское» подтверждение этого бесспорного тезиса.
Дополняется картина забавными мелочами, типа жарящихся на вертелах тушек откровенных гоблинов, жутко удобных антигравов (коляска на основе хороша), камеры-глаза, шляп-шлемов, опасных дверей-мембран.
К антуражу никаких вопросов – зачет.
Не полнились постановщики уделить чуток внимания культуре мандалорцев. По версии создателей сериала – это племя, легко принимающее найденышей и считающее оружием своим религиозным атрибутом. Они пережили имперскую чистку, и сейчас «скрываются как крысы» в подземных убежищах (хотя империя уже с пяток лет как в прошлом), почти не выходя наружу. Перед нами народ воинов-фаталистов (Таков путь!), никогда не снимающий шлемов прилюдно, включая детей-мандалорцев (навевающий ассоциации с Вегнеровскими иссарам с их вечно закрытыми лицами, правда иссарам хотя бы среди своих повязки убирали). Смесь самураев с викингами, почитающими кузнеца (-чиху), презирающими трусость и смерть. Микс из технологий и древних традиций. Ковка доспехов из жутко прочного металла-бескара соседствует здесь с реактивными ранцами, позволяющими подниматься чуть ли не до стратосферы и многоствольными бластерными пулеметами (тьфу ты лучеметами) типа минигана. Коктейль странноватый, но привлекательный.
Безымянный главный герой вызывает противоречивые чувства. Перед нами классический невозмутимый персонаж из тех самых вестернов. Ковбой-самурай в шляпе (пардон в шлеме), с одинаковым лицом способный изничтожить десяток-другой врагов, одолеть природные катаклизмы, защитить невинных (если хорошо заплатят), сделать «ата-та» виновным. Причем перед нами не рыцарь без страха и упрека, а собственно наемник – субъект, зарабатывающий на жизнь отловом отчаявшихся беглецов и возвращением их в кабалу или на эшафот. Это не взирая на его тяжелое детство, о котором нам поведают повторяющиеся флеш-беки. Из них же становится понятно его отношение к роботам (никаких дроидов!). Наш протагонист легенда, его ненавидят в гильдии Охотников за головами, да и среди соплеменников у него близких друзей, похоже, нет. Он молчалив, цедит слова как драгоценность в час по чайной ложке, разговор из него собеседники вытягивают клещами. В одной серии Мандо вспыльчив, порывист, импульсивен. А в другой перед нами выдержанный профи, способный на ожидание, хитрость, качественные тактические решения, помогающие одолеть любого противника. При этом в начале его чуть не пришибли обыкновенные, пускай и крупные животины (что явно должно показать зрителю — Мандо не мифический персонаж, а обычный человек, но говорит в первую очередь о том что с концентрацией у протагониста порой откровенные проблемы). Эдакий безжалостный убийца с поразительно добрым сердцем, искренне переживающий за слабого. Вот такой он у нас многогранный.
Загадочность героя долгое время работает ему на пользу, но потихоньку начинает доставать и превращаться в недосказанность. Да сними ж ты, наконец, эту консервную банку! Тем более что лицедейскую и боевую задачу закрытый шлем на башке отнюдь не облегчает (ну хоть полезные «приблуды» типа инфракрасного сканера имеются, и то хлеб). Актеру, лишенному возможности использовать мимику, и ограниченному в употреблении слов, приходится пытаться показать свои эмоции всем телом. Что любопытно пару раз ему это даже удается (вспомним хотя бы встречу со штурмовиками, или поведение на «раздетом» корабле). Но, безусловно, всего спектра, которого может продемонстрировать артист в открытым лицом, откровенно не хватает.
Второстепенные персонажи также получаются в сериале знатными. У постановщиков выходит парой реплик, интересной особенностью поведения создать вполне запоминающийся образ. Сбегающий от погони хитрый жаболюд. Фермер «Я все сказал». Неоднозначный глава гильдии. Сибаритствующий заказчик. Вертящийся робот из гильдии охотников за головами — наутральная стрелковая машина для убийства. Ударная повстанческая десантница. Ремонтница с трусливыми дроидами. Амбициозный юнец-охотник.
Почти у каждого имеются речевые и поведенческие мелочи, не дающие героям долго выветриваться из головы.
Но гвоздем сериала стал не Мандо и не персы «второго эшелона». С первого своего появления максимум зрительского внимания и восхищения отбирает себе «Йода-джуниор». Настоящий ми-мишный хит сезона. Еще и шкодливый. Такой выразительностью, эмоциональностью, привлекательностью могут похвастать немногие живые актеры. Что уж говорить о аниматронных куклах. Огромные глазищи, уши-локаторы великолепно передают внутренний мир персонажа, позволяют с легкостью судить о его эмоциях и реакциях. Бравушки! (разве что с лягушкой нехорошо получилось). Да и прочий зоопарк не подвел.
Экшеном нас также не обделят. Рукопашные потасовки, драки ГГ с более слабыми и равными противниками. Многочисленные бластерные перестрелки с использованием самого разнообразного по калибру оружия, включая ностальгический имперский шагоход. Напряженные и продолжительные разборки наемников в духе космохоррора. Аж до дуэлей космических кораблей включительно.
Встречаются порой и на диво приятные юморные моменты, типа: «супа хочешь?», «что за выражение лица?».
А вот сюжетная линия сериала достаточно шаблонна, постоянно балансируя на грани плагиата и уважительного оммажа классике. Вестерны (особенно в их спагетти-версии), пронизывают всю структуру сериала (впрочем, как и оригинальных ЗВ). Вот перед нами брутальный, мрачный воитель с богатым внутренним миром и огромным сердцем. Никогда, такое впечатление, не видевший младенцев и не встречавший беззащитных детишек в трудных обстоятельствах (или постановщики намекают на убойный сплав сплав ми-мишности и неожиданной помощи в трудную минуту?). А вот мы погружаемся в откровенные «Семь самураев» (растерявшие пять штук в космосе). А тут юным Соло повеяло, друзьями/врагами Оушена с каким-то, прости господи, «Напроломом».
Аллюзии, отсылки и архетипы, это, конечно, мило, но чуток свежего воздуха не помешало самому любимому архетипу.
«Кастрированный» формат серий штука двоякая. С одной стороны 30-37 минут откровенно негусто. С другой – «на воду», растекание мыслею по древу и прочие лишние элементы, времени остается минимум.
Любопытно: «Лезвием бритвы» постановщики делают Ивану Ефремову вольный, или невольный комплимент?
Эрго. Эдакий официальный апокриф «Звездных войн», знакомящий нас с мандалорцами и умильным Йодой-младшим. Приятная атмосфера далекой галактики, в ее провинциальном варианте, приключений и вестерна. Масса отсылок и заимствований, прилично экшена и куча шаблонов. А вот к протагонисту остались вопросы.
Режиссер: Дебора Чоу, Рик Фамуйива, Дэйв Филони
В ролях: Педро Паскаль, Кайл Пацек, Брендан Уэйн, Бернард Баллен, Александра Гилман, Луис Ричард Гомес, Джамал Антар, Тейт Флетчер, Тони Табоада, Омид Абтахи
Юная сирота Лира Белаква (Кин), воспитывающаяся в оксфордском Иордан колледже, была полностью равнодушна к куклам, нарядам и прочим девичьим забавам. Зато она грезила далекими землями, крайним Севером с его бронированными медведями, странствиями и приключениями. Кто знает, что тому виной – характер, или личность дяди – лорда Азриэла (МакЭвой) – известного исследователя и путешественника.
Как бы то ни было, когда на пороге колледжа объявляется изысканная миссис Колтер (Уилсон), обещая Лире воплощение ее мечтаний о Севере, девочка не колеблется ни минуты. Тем более что ее новая учительница обещает отыскать друга Лиры Роджера, возможно похищенного таинственными Жрецами.
Приключения начинаются, но Лира даже не догадывается, что сама может стать движущей силой, способной перевернуть мир.
Трилогия «Тёмные начала» (точнее ее первая часть) британского писателя Филипа Пулмана уже гостила на киноэкранах в 2007 году, под названием «Золотой компас». Успехов лента не снискала, при приятной картинке отличаясь детско-беззубым подходом к тексту и чрезмерной загадочностью, внедренной в расчете на продолжение.
О второй попытке, уже в формате сериала, телеканал BBC One задумался почти через 10 лет, объявив о начале работы над проектом в 2015 году. Тянулись они ни шатко не валко, завершившись в декабре 2018-го. Параллельно, еще до их окончания, было объявлено о продлении сериала еще на один сезон.
Шедевра мы не увидим — проект оказался слишком уж специфическим, но некоторые ошибки предшественника создатели сериала все же учли. К сожалению, только некоторые.
В первую очередь речь о главной героине.
Дафни Кин («Логан») стала откровенным украшением проекта. Девчонка, восхитившая публику в «Логане», и в «Началах» зажигает не по-детски. Ершистая упрямица, сорванец, не признающий авторитетов. Метеор, носящийся по коридорам и крышам почтенного Иордан колледжа. Ребенок, буквально млеющий от Дальнего Севера, его неординарных обитателей, опасных путешествий, исследований неведомых земель. Учиться мы не любим, а вот ввязаться в опасную авантюру — самое то. Добрая, задорная, эмоциональная, естественная. Не чужды ей обычные детские устремления, типа желания родительской любви, которой она была лишена. Создания кумиров: сперва из лорда Азриэла, затем из миссис Колтер. Сражений со старшими за свою детскую независимость. И прочих благоглупостей.
Также из актерских работ охота отметить ту самую миссис Колтер (Уилсон), появляющуюся на экране под мелодию до боли напоминающую тему Вейдера из «ЗВ». В отличие от холодно-идеального персонажа Кидман в «Компасе», здешняя миссис вышла на порядок более человечной и неоднозначной. Она не столь прекрасна, скорее ухожена и знает себе цену. Испытывает серьезные душевные метания и борения между своим делом, которому отдается со всем пылом. И отношениями с Лирой. Персонаж вышел человечным, противоречивым, эмоциональным, заставляет следить за своими похождениями, затаив дыхание.
Макэвой и его лорд Азриэл тоже неплох – брутален, мужественен, порывист, неостановим. Но его тут немного.
Также к плюсам сериала можно отнести деймонов, воплощение изначального
раздвоения личности у населения целого мира. Эдакий овеществленный голос совести и подсознания. По задумке Пулмана, душа человека, его спутница и защитница принимает физическую форму животного. Причем до совершеннолетия, деймон может в любой момент произвольно сменить форму: ему подвластны как крылья чайки, так и лапы кошки. И лишь после окончательного взросления хозяина, деймон определяется со своим обличьем: это показывает, каков человек на самом деле. Недовольство окончательной формой говорит о разочаровании человека в себе. Что характерно, люди, не могут далеко отходить от своих деймонов, воздействие на зверюгу напрямую ощущает его хозяин («нам больно»). Вплоть до смерти гомо сапиенса при уничтожении деймона. Наблюдать за разными вариантами фауны, крутящейся вокруг людей, сменами их форм (эти смены должны напрямую зависеть от состояния ребенка), общением людей и деймонов, а также зверюг между собой, действительно интересно. Жаль, постановщики не посвятили этим линиям больше времени, могли бы компенсировать недостатки сюжета.
И, понятное дело, бронированных медведей, которые появляются лишь после экватора сериала. Могучие хищники, одетые в броню из метеоритного металла, имеющие собственное королевство, повелителя, аристократию. Эдакий закос под благородных северных воителей-викингов.
Больше у «Начал» преимуществ, к сожалению, не отыскать. Проект детский по своей сути, его целевая аудитория — недоросли от 8 до 14 годков.
Опять обыгрывается завязшая в зубах тема ребенка-избранного, (о, второй пошел!) с которой все либо нянчатся, либо стараются похитить, использовав в своих целях. Нет, детка, чаще всего миру на тебя просто плевать.
На первом плане классические детские вопросы и милые детские «страдашки». Ребенок впервые сталкивается с коварством взрослого мира, гадает, кто родители, поражается обману, ужасается, что те лгали, тот лгал, та лгала. Бинго, деточка, все вокруг постоянно лгут! «Я совсем не понимаю взрослых» — точняк!
Большая драка, как и у предшественника, с явным детским рейтингом — вскользь, не акцентировано, без крови.
Скучновато.
Мир, кроме деймонов и панцербьорнов, похвастать больше ничем не может (северные картины хороши, но более впечатляющи они в исполнении старого доброго NGO). И даже порхающие над городами металлические дирижабли не спасают.
Линия нашей земли тоже особой живости в сюжет не добавляет. Вяловатый Уилл, двинутая матушка. Скучно.
Да, в лице Магистериума (кстати, его здание – прямая аллюзия на Пентагон) нам обеспечат «жуткую» классическую религиозную диктатуру, изрядно зажимающую гайки. Мантры о жертвах ради общего блага. Борьба с еретиками, богохульством, патрули с собаками, преследование вольнодумцев, инакомыслящих, исследователей, стремящихся к запретным знаниям (при этом колледж является официальным убежищем для ученых). Даже деймоны у его членов сплошь гады, типа змей, ящерок и насекомых. Наглядно.
Кстати, а где народонаселение мира, страдающее под гнетом религиозных сволочей? Кроме маргинальных цыган, инфантильных ученых и членов Магистериума нам никого не покажут. Но главная проблема в другом. Антирелигиозный пафос это, конечно, прекрасно, а тоталитаризм, наоборот, ужасно. Но есть еще одна штука, калечащая душу и тело человека не хуже тирании. Любой фанатизм, неважно рядится он в религиозные или атеистические одежды. А Пулман, судя даже по кратким статьям в википедии, опасно приблизился к черте (если не перешагнул ее), отделяющей увлеченность, уверенность в своей правоте от фанатизма. Да, и порекомендуйте, наконец, дядечке Филипу не смешивать в одной целое веру и религию/ церковь. Это абсолютно разные вещи.
О логических дырах, типа поведения камикдзе-Бенджамина (у тебя ж ножик за поясом!), цыганах, не выставляющих часовых, и прочем, говорить как то даже неловко.
Эрго. Скучноватый детский фентези-проект об избранной, способный порадовать главной героиней, деймонами и панцербьорнами. Больше заинтересовать зрителя, вышедшего из подросткового возраста, ему нечем.
Не торопись, пьятешественник, или Звездная одиссея майора М.
Жизнь майора Роя Макбрайда (Питт) всегда была связана с космосом. Не удивительно, ведь он был сыном легенды – астронавта Клиффорда Макбрайда (Ли Джонс), первого человека побывавшего на Юпитере, Сатурне, первого отправившегося к границам Солнечной системы в поисках внеземной жизни. Отправившегося – и пропавшего в глубинах космоса.
Однако, спустя 30 лет, когда на Землю один за одним обрушиваются разрушительные Импульсы антиматерии, их связывают их с исчезнувшей экспедицией и самим Клиффордом, слухи о смерти которого, похоже, сильно преувеличены.
И теперь, по мнению начальства, лишь у Роя, отправившегося на Марс, есть шанс достучаться до отца и остановить убийственные Импульсы.
Брэд Питт интересный и разноплановый актер. Крайняя на сегодня его работа стала своеобразным моноспектаклем (по типу «Коллектора» Хабенского), снятым в голливудовском антураже со спецэффектами и космическими картинками (эдакий наш ответ одновременно «Марсианину», “Интерстеллару» и «Человеку на Луне».
Лента вышла чертовски спорной с технической точки зрения и некоторых сюжетных ходов, очень неторопливой, медитативно-философской, со вполне вменяемой идейной основой.
Основная нагрузка картины лежит на плечах Питта и его невозмутимого майора. Сын легендарного астронавта, вынужденный всю жизнь соответствовать репутации отца. С головой погрузившийся в работу, потерявший из-за этого жену и теряющий связь с Землей. Испытывающий (и даже научивший наслаждаться им) глубочайшее одиночество. Воспитавший в себе поистине самурайское хладнокровное отношение к жизни, не принимающее ничего, что могло бы вывести его из равновесия. Человек, переживающий все внутри и не выпускающий своих эмоций наружу. Брошенный ребенок, до сих пор не простивший папане предательства. На протяжении всей картины с нами его закадровый голос, передающий мысли и ощущения Роя – эдакий внутренний монолог майора. Прием, считающийся в кинематографе моветоном, тут вполне на месте, создавая вместе с игрой Бреда достоверный образ протагониста. Астронавта, отправившегося в долгую психологическую Одиссею по поиску себя и нахождению гармонии с окружающими. Еще раз о проблемах «отцов и детей» и необходимости отпускать непутевых родителей (порой, буквально). Ad Astra – одна из «нутряных» работ Пита, где он крайне редко демонстрирует внешние эмоции, создавая образ, скорее всего, при помощи внутреннего монолога.
Больше интересных актерских работ в фильме нет (как я уже говорил, Ad Astra это скорее моноспектакль), за одним исключением.
Томми Ли Джонс и его Клиффорд. Времени старому лицедею досталось с гулькин нос, но Томми справился. Особенно если учесть, что старший Макбрайд с нами не только в финале, но и на протяжении всей картины. Благодаря фотографиям, рассказам о нем, а главное – из-за пары-тройки видеосообщений разных лет. Перед нами настоящий фанатик своего дела, человек которому нечего делать на Земле. Тот, кто сломя голову, стремится в великий Вакуум в надежде отыскать чужой разум, полностью позабыв о своих сородичах.
Ведь, несмотря на то, что в будущем картины человечество уже активно летает на Луну, имеет базу на Марсе и может позволить себе отправить экспедицию к границам Солнечной системы (почему одну?), наша цивилизация притащила в Космос свои худшие черты. Манеру мусорить, где ни попадя, засоряя вакуум железками и трупами в скафандрах. Конфликты из-за ресурсов и разделение Луны на национальные квартиры. Пиратство (!) на Селене (вопрос, где базируются веселые роджеры на луноходах, зачем им конвой Пита, идущий без грузов, и почему военные столь небрежно относятся к сопровождению караванов, оставим на совести постановщиков). Понятно, что пираты отвечают за одну из немногих экшен-сцен в ленте, но к чему выставлять идиетами местных служивых, непонятно. Смотрится сцена нелепо и изрядно непродуманно. Как мы увидим, дальше сценарная проблема никуда не денется. А эстету–майору футболки, видите ли, не понравились.
Не рановато ли устремляться в неведомые дали? – сомневается режиссер ленты. Может сперва стоит порешать домашние вопросы? Изменить менталитет человечества, попробовать устранить людские недостатки, заняться развитием достоинств. Не «загоняться», фанатично бросаясь в объятья холодного вакуума, а опираться на свои корни. Не торопиться за пределы Солнечной системы, помня о том, что база человечества, то, что дает ему силы, все равно останется на родной планете. Не торопитесь бежать из дома! – умоляют постановщики, на Земле еще масса дел. На самом деле, всегда будут такие как Клиффорд, те, кто сломя голову сбегают от быта и обычной ответственности к «черту на рога». Однако всем поголовно стремиться походить на таких пассионариев действительно не стоит.
Стоит отметить, что при всем «земном», домашнем идейном посыле ленты, картинки космоса хороши, вызывая в памяти «Гравитацию» и «Пространство». Лунные, марсианские пейзажи, дальние планеты Солнечной системы. Бескрайние просторы космоса с мириадами звезд, яркими точками кораблей, теряющимися в этой невообразимой бесконечности. Циклопическая Международная космическая антенна, крохотный шарик Земли, взлетающие и стыкующиеся корабли. Приятно.
Теперь о том, что чертовски сильно портит впечатление от картины – небрежной работе сценаристов.
Ход событий абсолютно предсказуем, и несется к финалу с неотвратимостью электрички, десятилетиями следующей из Киева в Жмеринку. Никаких «нежданчиков» и финтов постановщики нам не обеспечат.
Некоторые сюжетные ходы повергают в откровенно недоумение. Что это за бибизяны-Халки, без проблем бьющие стекла космических скафандров? А использование лент скотча (который не виски) в качестве изолирующего материала?! Кто прописывал судьбу экипажа «Цефея»? какой сценарный гений? Что это за коллективное харакири?! Опять же, та же ситуация что с пиратами: понятно, чего хотели достичь создатели ленты (одиночества), но почему таким нелепым образом?!
На этом фоне уменьшение расстояний, сокращение времени, необходимого для попадания из точки «а» в точку «б» (Билли, сделай монтаж!), используемые в будущем ретро-ракеты, луноходы и скафандры «родом из 70-х», отсутствие последствии неподчинения Роя приказам и прочие киношные условности, смотрятся еще ничего.
А вот за странноватое отношение постановщиков к законам физики (вне конкуренции «щит», помогающий преодолеть кольца Нептуна – это «пять»!, и такие «шыдевры» там на каждом шагу) им стоит попенять построже.
Места в списке «самых достоверных научно-фантастических фильмов» Ad Astra однозначо не удостоится, за этим к «Контакту». С «предельно реалистичной картиной о космических путешествиях» у Джеймса Грэя откровенно не сложилось.
Эрго. Неторопливый, медитативный моноспектакль в антураже, размышляющий о проблеме отцов и детей, необходимости не торопиться при освоении Космоса и помнить о земных корнях. А вот сценаристам – двойка и в угол на горох. Нельзя же так спустя рукава относиться к реальным физическим, космическим, да, наконец, логическим законам.
Режиссер: Джеймс Грэй
В ролях: Брэд Питт, Томми Ли Джонс, Рут Негга, Дональд Сазерленд, Кимберли Элиз, Лорен Дин, Донни Кешаварц, Шон Блейкмор, Бобби Ниш, Лиза Гэй Хэмилтон, Джон Финн, Джон Ортис, Фреда Фо Шен, Кайла Адамс, Рави Капур
2019 год. Америка. Но не наша. Тут Вьетнам является штатом США. Мобильных телефонов с интернетом нет в помине. Табак под запретом. С небес идет дождь из мальков кальмаров, выпадающих из другого измерения. В президентском кресле актер Роберт Редфорт, сменивший Никсона. На Марсе обитает самый настоящий сверхчеловек.
А в штате Оклахома полиция скрывает лица под масками и всеми силами пытается остановить «Седьмую кавалерию» — организацию, борющуюся за превосходство белой расы.
Для Анджелы Абар (Кинг) – детектива полиции Талсы, это дело становится личным. Ведь от рук «кавалеристов» погиб ее хороший друг. Но с головой погружаясь в расследование убийства, Абар еще не догадывается, что перед ней лишь кусочек чего-то гораздо большего.
Альтернативная Земля, созданная в комиксах Аланом Муром и Дэйвом Гиббонсом, уже гостила на большом экране. В «Хранителях» Зака Снайдера, считающихся одним из наиболее взрослых и мрачных кинокомиксов.
События нового телепроекта происходят через три десятилетия после перипетий экранизации, концентрируясь на расовой заварухе в Талсе, штат Оклахома (городе, печально известном Резней 1921 года). Однако масштабы истории гораздо шире, чем кажется на первый взгляд.
Проект получился специфическим, но небезынтересным. В первую очередь привлекает внимание мир. Наблюдать за его отличиями от нашего — одно удовольствие.
История общения с мстителями у этого мира долгая и богатая. Тут в свое время крайне популярными стали парни в масках – вигиланты, вершащие справедливость. Сперва они пользовались поддержкой копов и общественности, однако позднее ситуация изменилась. Власти прозвали их линчевателями и объявили вне закона. Очень уж радикальными методами пользовались эти прекрасные мужчины и женщины в плащах. Общественность была настроена не столь однозначно, изрядное количество народу по прежнему считало их героями. Затем произошли события оригинальных «Хранителей» и практически все мстители исчезли с радаров. Доктор Манхэттен уже 30 лет безвылазно сидит на Марсе. Роршах погиб. Озимандия исчез.
Однако мода на закрытые лица не исчезла вместе со знаменитыми линчевателями. Периодически появляются новые народные мстители, а в славном городе Талса в маски обрядились все поголовно сотрудники правоохранительных органов (при этом огнестрельное оружие выдается на руки по большим праздникам, в обычное время полицейским приходится обходиться электрошокерами). Какой, однако, простор для злоупотреблений властью – «кто сторожит сторожей?» (впрочем, нашим родимым правоохранителям и маски для этого не нужны). Эта свежая идея, пришла силовикам в голову после кровавого нападения на копов со стороны местной расистской организации. Идея оказалась богатейшей, привела к падению уровня преступности на 80 процентов и заинтересовала американских копов из других регионов.
Тема ответственности, безнаказанности, психологических изменений и травм мстителей, ощущения защищенности под маской, безликих силовиков со значками и без, безоглядной жажды справедливости, занимает меньше места, чем в оригинальных Хранителях или работе Снайдера, но все равно является одной из движущих сил сериала. Доказано «эволюцией» Вершителя правосудия. Сильная история.
Но краеугольным камнем Watchmen стала тема расизма. Причем расизма нутряного, так сказать народного, ведь на официальном уровне в этой Америке все тип-топ. У власти Редфорд (тот самый, попрошу отметить вполне себе белый господин), который проводит политику выплату компенсаций жертвам Резни в Талсе. Среди чиновников, полицейских и прочих силовиков огромное количество черных. Причем копы не покрывают расистов, не противодействуют им для галочки, а действительно борются с неадекватными белыми мужиками. Имеется даже «детектор расистов», выявляющий негативные предубеждения против наших черных братьев. Но, что интересно, расистов меньше не становится. Не удивительно. Ведь Америка – что реальная, что альтернативная, слишком увлеклась чувством вины перед угнетаемыми неграми. Что не есть правильно. Одно дело – признать ошибки, компенсировать потери, приложить все усилия, чтобы так больше не делать, воспитывать детей в правильном русле. Другое – лелеять чувство вины, долбить этой тяжестью белое народонаселение, десятилетиями посыпать голову пеплом, а чернокожих извинениями. Заменять белый расизм – черным. Доводить политкорретность до абсурда. «Чаша весов слишком склонилась». Тут кому угодно захочется выскользнуть из-под этого пресса. Из чувства противоречия взлелеять гордость за белую расу. Тем более у далеко не самых интеллектуальных жителей провинциальной Америки.
Вменяемых белых персонажей в сериале единицы. А расистская тема начинает к середине проекта изрядно напрягать.
Слава богу, в сериале есть, на что посмотреть помимо столь тревожащего умы жителей США расового вопроса. Мы увидим мир, где в 2019 году нет ни мобилок, ни интернета. Где до сих пор пользуются пейджерами (!). Где имеется два бога: один в церквях, другой на Марсе. Где Роберт Редфорд занимает Белый дом, а Никсон считается одни из важнейших президентов страны, наряду с Линкольном или Вашингтоном. Где можно обратиться в банк данных ДНК, узнав историю своей семьи на многие поколения назад. Где 30 лет назад за один миг погибли три миллиона нью-йоркцев. Где соседние измерения – данность, люди активно спорят о природе межпространственного нападения, а компании по экстрапространственной безопасности и кружки для пострадавших от пси-удара пользуются немалым спросом. Где человечество позабыло о холодной войне, едва не ставшей горячей, объединившись против угрозы из-за грани. Где можно записать голосовое сообщение на Марс и отправить его прямиком Доктору Манхэттену (которого постановщики предусмотрительно вывели за скобки – надолго, но не волнуйтесь, отнюдь не навсегда), эдакий вариант молитвы синекожему богу. Где в небе плавают летающие батискафы с огнеметами, дирижабли и прочие непривычные нашему глазу аппараты. Где клонирование домашних питомцев (и не только) обычное дело. Где воспоминания могут складироваться в таблетки. И даже помидоры растут на деревьях! Наблюдение за деталями и нюансами альтернативной Америки составляет одну из самых приятных фишек проекта.
Еще одной такой фишкой стало качественное нагнетание интриги. Долгое время зрителю не понятно, что собственно происходит, и как эта местечковая история о расовых разборках может перерасти во что-то глобальное? Однако напряжение висит недетское с самых первых минут. Постепенно проявляется все больше движущих сил и действующих лиц. Возникают старые знакомые, изрядно изменившиеся за прошедшие десятилетия. Тот же Озимандия кажется тронувшимся умом и растерявшим последние остатки человечности. Шелковый призрак круто поменяла свою жизнь, занявшись борьбой с народными мстителями. А погибший Роршах и до сих пор живее всех живых, став знаменем организации, сражающейся за белое превосходство и подарив им свою знаменитую маску.
Призрак в исполнении Джин Смарт стала чуть ли не интереснейшим образом сериала. Некогда одна из линчевателей нынче круто сменила сторону и не покладая рук трудится на ФБР, выявляя и сажая своих последователей. Циничная, жесткая тетка, не боящаяся спустить курок и сломать жизнь хорошему человеку. Сильная, умная, убежденная в своей правоте. Гремучая смесь.
Озимандия (Айронс) сделавший пластическую операцию, обитает в огромном замке в окружении верных слуг, и явно уверен в том, что не сказал последнего слова в этой истории. К сожалению, Айронс сделал своего персонажа карикатурно-нарочито-злодейским и поверить в высоты его интеллекта гораздо сложнее, чем в версии Снайдера.
Однако первая скрипка в сериале у новой героини. Детектива Анджелы Абар (Кинг). Бой-баба, из тех что в горящую избу и коня на скаку. Коп, являющийся эдаким народным мстителем со значком. Женщина, благодаря расистам побывавшая на пороге смерти. Человек, разбирающийся в хитросплетениях ветвей родового древа и оказавшийся в самом эпицентре событий.
Также интересен ее дед Уилл Ривз (Госсетт-мл.), один из первых персонажей с которым знакомится зритель. Загадочный калека, возникающий и пропадающий как чертик из табакерки.
Госпожа Чьеу (Чау). Таинственный триллионер, преследующий свои таинственные цели.
Уэйд Тиллман, он же Зеркало (Нельсон), еще один детектив, получивший целую серию, ведающую о его прошлом и настоящем. Тот, кто оказался одним из выживших во время пси-удара 30-летней давности. Человек, так и не оправившийся после той трагедии. Именно благодаря этому персонажу мы перенесемся на 3 десятилетия назад, и увидим, как происходила атака на Нью-Йорк.
На протяжении сериала зритель окажется не только в ближайшем прошлом: о флеш-беках постановщики не забывают с начала до конца. Взглянем хотя бы на историю с «Ностальгией» — наркотиком, возвращающим воспоминания. Черно-белая серия, показавшая появление первого народного «мстителя», совместившая настоящее с нуарным прошлым, получилась знатной и порадовала интересными переключениями, вставками, совмещением времен и пространств. К сожалению, без второго главного фетиша эпохи толерантности и политкорректности, постановщики обойтись не смогли.
Но, в общем-то, запомнившихся актерских работ в сериале на удивление немного.
Зато музыки в достатке. Классические композиции, популярные мелодии разных лет создают приятное, антуражное дополнение к истории.
За «Американскую историю героев» отдельное спасибо. Жестко, «иронично-саркастично» по полной программе. Жаль – маловато.
А вот развитие выходит слишком уж неторопливым, первая половина напоминает длинное вступление, фактически настоящая движуха начинается ближе к экватору проекта. Местечковость событий на долгое время становится изрядным «багом», мешающим воспринять работу всерьез. Многие линии кажутся несвязанными (так лишь кажется). И к манере постановщиков, вовсе не стремящихся что-либо дополнительно объяснять зрителю, давая им минимум информации, предоставляя возможность во всем разбираться самим, надо привыкнуть. Но все эти недостатки завязки стоит перетерпеть, чтобы добраться до самого вкусного. А оно там имеется.
Эрго. Еще один любопытный взгляд на «героев в масках», с интересным миром альтернативной Америки, размышлениями о психологии линчевателей, подпорченный чрезмерным расовым акцентом и долгим вступлением.
Режиссер: Стеф Грин, Николь Кэссел, Андрий Парекх
В ролях: Реджина Кинг, Дон Джонсон, Тим Блэйк Нельсон, Джин Смарт, Луис Госсетт мл., Эндрю Ховард, Джереми Айронс, Яхья Абдул-Матин II, Фрэнсис Фишер, Джейкоб Минг-Трент, Том Мисон