Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 8 ноября 2019 г. 11:28

«Понаехавшие» во времени, или Смешение эпох на норвежской земле

prishelcy_proshloe

Норвегия. Наше время. Как-то ночью посреди залива из ниоткуда начинают появляться люди из прошлого.

Конкретнее из каменного века, раннего средневековья и 19 века. Как оказалось, такое невиданное явление происходит по всему миру. Каждую ночь.

Их назвали иммигрантами.

Проходит несколько лет. На берегу того самого залива находят труп женщины-иммигрантки. Бывало, они тонули и раньше. Но, похоже, этот случай отличается от предыдущих: власти имеют дело с первым случаем убийства новоприбывшего в Норвегии.

Расследовать дело поручают полицейскому Ларсу Холланду (Клеве Брок) и выпускнице академии Алфхилдре (Косонен) — переселенке из времен викингов. Парочка активно принимается за дело, вскоре выясняя, что в этом преступлении масса странных моментов.


О путешествиях во времени написано немало книг и снято изрядно фильмов. Но совместить идею переселенцев из других эпох с современными тенденциями развития европейского общества пришло в голову немногим. В частности создателям Fremvandrerne.

Проекта интересного в первую очередь мелочами. Мелочами мира, образовавшегося в результате появления мигрантов. А также иронией над нашей с вами (точнее европейской) сегодняшней реальностью.

Начнем с мелочей. Настолько фантасмагоричной, безумно-спокойной, при этом гармоничной реальности я не видел давно. За несколько лет постоянного наплыва иммигрантов они проникли во все щели современного мира. На улицы, в парки, кабаки, ночные клубы, бордели, службу доставки и даже полицию.

Разработана стандартная процедура по приему незваных гостей. Сперва ошарашенные путешественники во времени попадают в карантинный центр, где большинство из них удерживают под наркотой для смягчения цивилизационного шока. Затем через пару-тройку недель их выпускают на улицы. При этом жилье не предоставляют, но минимальным пособием обеспечивают. Вот и бродят городами Земли потерянные древние люди. Кто потерянно бродит, а кто начинает ощущать себя полностью в своей тарелке, празднуя вместо дня рождения – день прибытия. Вот и выхватывает камера мужика в шкурах, удобно расположившегося на дереве и жующего наохоченный где-то хот дог. Или другого дикаря деловито несущего под мышкой упаковку туалетной бумаги. Или каменного человека бьющего рыбу острогой в одном из заливов Осло. А вон целое семейство, уютно расположившееся на лужайке парка прямо со всеми своими пожитками, кострами и шалашами. Вон коза, живущая прямо в лифте. А вон могучий старик-викинг с карманной собачкой, целиком умещающейся у него на ладони. Мигранты активно осваивают новейшие технологии, обзаводясь мобилами, электронной почтой, аккаунтами в соцсетях и прочими кредитками. Переселенцы-викинги открывают бары для своих, где нередки состязания скальдов, а хмельной мед подносят в рогах, установленных на специальных переносных подставках. По квартирам ходят религиозные проповедники несущие согражданам веру в Одина («хотите поговорить о боге нашем Одине, и о том, что он может принести в вашу жизнь»). Вон проехал возница на телеге из 19 века, слушающий музыку через наушники. А вон куча народу в нарядах того времени. Джентльмены из 19 века вообще неплохо входят в современный мир. Годик-другой, и все уже говорят о движении неолуддитов, сражающихся с технологиями и заявляющих, что это бог послал мигрантов в 21 век, чтобы спасти современное человечество от уничтожения. Вон пышная дама, владелица бренда «Жена дикаря». А вон тот самый дикарь – брутальный и опасный, принципиально гуляющий по особняку и прилегающему парку нагишом.

Полное смешение времен, обычаев, реакций и подходов.




Статья написана 1 ноября 2019 г. 11:56

Убийственный контроль разума, или «Если однажды шагнешь за порог»

porog

Будущее. У человечества все в ажуре. Гомо сапиенсы вышли в космос, полетели к звездам, и даже присоединились к Соглашению цивилизаций 5-го уровня. Оказывается, разум во Вселенной не редкость. Вот только цивилизационных высот и межзвездных перелетов достигают немногие. В основном по собственной вине.

Зато те, кто достиг, чувствуют себя в шоколаде. До тех пор, пока какое-то время назад несколько цивилизаций, стоящих на пороге качественного скачка, не настигли серьезные неприятности.

Возможно ли, что это не случайность, и следующими в списке таинственной силы находятся участники Соглашения?


Сергей Лукьяненко в последние годы чересчур увлекся копанием в политической грязи, и «писательством» в соавторстве. Кроме зомби-дилогии (очередной (последний?) Дозор вынесем за скобки) вспомнить особо нечего.

Посему возвращение Сергея в космос: место, где происходило действие многих его удачных книг, ожидалось с интересом.

Вышло оно небезгрешным, но в целом зачетным.

Предваряет роман список действующих лиц (популярный прием среди западных писателей объемных фентезийных романов, типа того же Эриксона) и небольшой глоссарий. С самого начала видно, что автор соскучился по миротворчеству. Он дарит нам пять (четыре?) продвинутых чужих рас, из которых близко мы познакомимся с двумя.

Таинственными, древнейшими Ракс, первейшими интеллектуалами, главной загадкой изведанного космоса. Существами, населяющими лишь одну планету, покидающими ее в количестве не больше двух (в исключительных случаях — трех) за раз, причем в искусственных телах. Придумавшими самый опасный способ путешествий меж звезд – перемещение. То, что способно полностью изменить вселенную.

Представители Халл-3. Ироничные кроты, ценящие юмор и генетические изменения, возвращающие им зрение.

Плюс две цивилизации ранней степени развития (все разумные в «Пороге» делятся на пять уровней, первый – до-технический, пятый – межзвездные перелеты).

Одна – копытные прямоходящие травоядные с интересными структурами семей и забавной верой в хищников, которые не должны воевать меж собой.

Вторая – уникальная дуальная цивилизация Невара. Звездной системы, где одновременно развилась гуманоидная и фелиноидная (псевдокошачья) цивилизации. Отличаются непостижимым миролюбием по отношению к соседям по системе, и еще рядом любопытных особенностей.




Статья написана 25 октября 2019 г. 11:14

Циничный ответ Поттеру, или Sex, drugs, magic

volshebniki

Юный Квентин Колдуотер (Ральф) никак не мог найти себя. Казалось бы: на носу выпускной, а там и колледж, все впереди, живи и радуйся! Но нет. Парню хотелось странного. Карточные фокусы, слава «ботана», увлечение фентези.

Не зря. Оказалось у Квентина есть магические способности, открывающие дорогу в школу волшебства Брейкбилс. Ну теперь то все в ажуре?

Но снова здорово! В первые же недели Квентин узнает, что им интересуется жуткое зло из иного мира. Тот, кого называют Зверем. Тот, кого боятся даже преподаватели Брейкбилса. И похоже Зверю нужен не только Квентин. Под ударом оказывается гораздо больше, чем один перспективный волшебник. И это далеко не все проблемы, ожидающие Кэва со товарищи в будущем.


Магические академии после творения Роулинг стали настоящим трендом в юношеской фантастике. Американец Лев Гроссман за свою версию волшебного обучения даже получил

награду Alex Award (10 лучших книг в жанре янг-эдалт). Книга в свое время меня не заинтересовала, а вот сериалу спустя несколько лет, я решил дать шанс. Тем более в период отсутствия интересных фантастических новинок.

Проект оказался далеко небезгрешным, но потратить на него время, в принципе, можно.

Перед нами две линии, экранное время между которыми разделяется где-то 70 на 30 %. Первая – приключения в Брейкбилс. Эдакий Поттер для старшего школьного возраста/первых курсов института, с вечеринками, сексом (показанным весьма целомудренно), пьянками, травкой. Реалистично. Внимания обучению уделено гораздо меньше, чем у Роулинг, аудитории местного Хогвартса мы будем посещать не часто. Больше времени посвящено взаимоотношениям главных героев, и погружению в атмосферу волшебного мира.

Основных протагонистов из Брейкбилс у нас ровным счетом четыре штуки, не считая забавной пары старшекурсников Марго и Элиота, которые получат свои минуты славы. Чудес актерской игры нам не покажут, типажи достаточно стандартные, да и с эмоциями чаще всего беда. Хотя постановщики с большим или меньшим успехом пытаются раскрыть перед зрителем всю четверку.

Квентин Колдуотер (Ральф, местами до одури похожий на Александра Петрова) – основной сюжетообразующий персонаж. Несоциализированный, скромный, застенчивый, «зашуганый ботан», фанатеющий от детского фентези, увлекающийся фокусами, жаждущий отыскать настоящую магию. Похоже, очередной вариант «избранного» (хотя есть нюансы), слишком уж много намеков на такую возможность отпускают преподаватели, да и интерес «Зверя» не случаен. Персонаж потихоньку развивается, порой показывая не самые приглядные качества (снобистское отношение к Джулии).

Брутальный юноша Пенни (Гупта) – обладающий редчайшим даром путешественника, способный телепортироваться не только в пределах Земли, но и в другие миры. Да и в астральном теле прогуляться при случае не прочь.

Элис Куин (Тейлор Дадли («Превосходство»). Эдакий синий чулок-очкарик со внушительным бюстом. Романическое увлечение Кевина. Потомственная волшебница с огромным потенциалом. Своеобразный аналог Гермионы.




Статья написана 18 октября 2019 г. 09:55

Земля без памяти, Memento для человечества

vchera

Воспоминания. Наша радость и боль. Мы помним приятные моменты жизни, мгновения быстротечного счастья. Поражения и ошибки. Свершения и неудачи.

Но что если память ускользает. Если в голове остаются лишь события одного дня? Или, в лучшем случае двух? И это не исключение, не болезнь, не свойства отдельных людей, а повсеместная данность?

Каково расследовать преступление, когда злодей через два дня напрочь забывает о содеянном?

Итак, мир без памяти. В реке Восточной Англии обнаружено тело молодой женщины. Детектив, расследующий трагедию, находит дневник погибшей Софии Эйлинг, где рассказывается о ее отношениях с писателем Марком Эвансом. Тот отрицает свою связь с девушкой, однако текст дневника и собственные наблюдения полицейского, говорят об обратном.

Постепенно мы узнаем все больше подробностей о девице, утверждающей, что она является единственным человеком на планете, помнящим всю свою жизнь. А также подробностей тщательно приготовленной мести, призванной уничтожить человека, некогда причинившего Софии сильнейшую боль.


Мир Yesterday привлекает внимание в первую очередь любопытным фантдопущением, на котором основана вся структура романа. Наблюдать за обществом, члены которого практически лишены кратковременной памяти, интересно. Здешние гомо сапиенсы утрачивают КВП в юности, и всю оставшуюся жизнь, каждый божий день, пока воспоминания не улетучились, как дым, старательно заучивают факты, в остальном полагаясь на свой дневник.

С одной стороны они гораздо счастливее нас. Если хочешь уничтожить травмирующий опыт, стоит лишь раз солгать себе в письменной форме. «В забвении есть покой». Пара росчерков пера в собственном дневнике, и вуаля! На следующий день ничего как не бывало. Есть, правда, сограждане. Да и сама природа, по мнению автора, сопротивляется такому подходу. Но идея, действительно, богатейшая. Заодно развивает полезный навык превращения массивов информации в четкие факты. И дарит читателю приятные перлы из серии «я ее люблю, если верить моему дневнику», или «я искренне и по дружески отношусь к этому человеку, так говорит мой дневник». Фактически они строят свою жизнь, поведение, отношение к людям и событиям, основываясь лишь на записях.

С другой – возня с дневниками, и то, что мозги у всего населения Земли стали настолько дырявыми, делает здешнее бытие не очень удобным. Особенно нелегко представителям отдельных профессий, как, к примеру, тем же полицейским. Но и у обывателей хватает проблем.

Тем более что здешний социум четко разграничен на две неравные группы: моно и дуо. Первые теряют воспоминания в 18 годков и помнят лишь один вчерашний день. Вторые – элита этого общества, лишаются памяти в 23, сохраняя в памяти целых двое (!) суток. Кто бы сомневался, эта градация дает повод к самой натуральной дискриминации «по памятному» признаку. Дуо называют себя солью земли и высшим классом. Моно считаются тупыми и даже не допускаются на важные посты, типа той же работы в полиции. Человеки всегда человеки, и если становится неактуальным разделение по цвету кожи, половым предпочтениям, они тут же отыщут другой способ почувствовать себя круче, чем другие.




Статья написана 4 октября 2019 г. 14:01

Энциклопедия джиннов, или Арабские сказки

latun_gorod

Начало 19 века. Каир.

У сироты, воровки и целительницы Нари была мечта. Добраться до Стамбула и выучиться на настоящего доктора. Она прекрасно понимала, что денег на обучение не хватает, да и никто из врачей не возьмет женщину в ученицы. Но мечта есть мечта.

А вот ко встрече с настоящей магией Нари никогда не стремилась. Да и не верила в нее, несмотря на собственные неординарные таланты. Посему когда узнала о том, что джинны, ифриты, гули, летающие ковры — не сказки, а реальность, девушка не особо обрадовалась. Тем более, когда некоторые из волшебных существ вознамерились ее убить.

И теперь ее путь лежит в легендарный Дэвабад, город джиннов и полукровок. Город, полный коварства, интриг, конфликтов и опасностей. Город, где Нари, наконец, узнает правду о том, кто она такая. Правду, способную перевернуть мир джиннов.


Экзотическое восточное фентези в последнее время становится доступно русскоязычному читателю все в большем количестве. Вспомним хотя бы «Королевские милости» Кена Лю, или «Нефритовый город» Фонды Ли. Новый представитель этого направления Шеннон Чакраборти окунает нас в атмосферу арабских сказок, сделав путешествие в духе Тысячи и одной ночи магическим и антуражным. Хотя и не без ухабов.

В здешнем мире кроме людей, имеются также различные волшебные существа. Пери – создания воздуха, водные мариды, любители обуви ишты, ифриты, симурги, птицы рух, шеду, заххак. И главное — джинны, сотворенные Аллахом не из земли, а из огня.

Именно с ними читатель «Города» проведет подавляющую часть времени. Прочитав этот роман, джиннов мы будем знать как родных. Давным-давно, говорит Шеннон, джинны вели себя крайне неподобающе по отношению к людям. А затем появился посланец Небес Соломон (пардон, пророк Сулейман). Он разделил джиннов на 6 племен, разбросал по всем уголкам мира, и огненные создания с тех пор всерьез увлеклись межнациональными ссорами. Вдобавок пророк запер джиннов в получеловеческих телах, живущих пару веков, и изрядно поубавил их волшебную мощь. Вот и вышло, что перед нами как бы духи, сотворенные из пламени, ненавидящие воду, вот только действуют и думают они как самые обычные люди.

Социальные конфликты, межплеменные дрязги, религиозные споры (есть правоверные джинны, а есть огнепоклонники), обман, воровство, интриги, снобизм и гордыня, сословные ограничения, тирания короля, казни и народные возмущения.

Социалка в Дэвабаде стандартная, а вот физиология джинов, их болезни (как вам «старческое выгорание»!) и способы лечения показывают, что фантазия у Чакраборти в порядке.

Будто этого мало, автор вводит в повествование шафитов – полукровок, плодов союза джинна и человека. Существ, угнетаемых чистокровными джиннами (эх, Поттером повеяло), слабо защищенных законом, лишенных множества прав и возможностей. Существ откровенно второго сорта. Представляете этот кипящий от различных страстей котел, плотно прикрытый крышкой самоуверенности? А тут в него добавляют парочку ингредиентов, способных буквально разорвать посудину изнутри.

Первая и главная из этих приправ – юная целительница Нари. Девица, добывающая себе на хлеб не самыми законопослушными способами. Не чурающаяся обмана, воровства. Жаждущая помогать людям, лечить их. Хороший, добрый человек. Ну, точнее не совсем человек. Открывающая загадку своего происхождения и огромный новый, волшебный мир. Полный не только чудес, но и жутких опасностей.







  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх