Не торопись, пьятешественник, или Звездная одиссея майора М.
Жизнь майора Роя Макбрайда (Питт) всегда была связана с космосом. Не удивительно, ведь он был сыном легенды – астронавта Клиффорда Макбрайда (Ли Джонс), первого человека побывавшего на Юпитере, Сатурне, первого отправившегося к границам Солнечной системы в поисках внеземной жизни. Отправившегося – и пропавшего в глубинах космоса.
Однако, спустя 30 лет, когда на Землю один за одним обрушиваются разрушительные Импульсы антиматерии, их связывают их с исчезнувшей экспедицией и самим Клиффордом, слухи о смерти которого, похоже, сильно преувеличены.
И теперь, по мнению начальства, лишь у Роя, отправившегося на Марс, есть шанс достучаться до отца и остановить убийственные Импульсы.
Брэд Питт интересный и разноплановый актер. Крайняя на сегодня его работа стала своеобразным моноспектаклем (по типу «Коллектора» Хабенского), снятым в голливудовском антураже со спецэффектами и космическими картинками (эдакий наш ответ одновременно «Марсианину», “Интерстеллару» и «Человеку на Луне».
Лента вышла чертовски спорной с технической точки зрения и некоторых сюжетных ходов, очень неторопливой, медитативно-философской, со вполне вменяемой идейной основой.
Основная нагрузка картины лежит на плечах Питта и его невозмутимого майора. Сын легендарного астронавта, вынужденный всю жизнь соответствовать репутации отца. С головой погрузившийся в работу, потерявший из-за этого жену и теряющий связь с Землей. Испытывающий (и даже научивший наслаждаться им) глубочайшее одиночество. Воспитавший в себе поистине самурайское хладнокровное отношение к жизни, не принимающее ничего, что могло бы вывести его из равновесия. Человек, переживающий все внутри и не выпускающий своих эмоций наружу. Брошенный ребенок, до сих пор не простивший папане предательства. На протяжении всей картины с нами его закадровый голос, передающий мысли и ощущения Роя – эдакий внутренний монолог майора. Прием, считающийся в кинематографе моветоном, тут вполне на месте, создавая вместе с игрой Бреда достоверный образ протагониста. Астронавта, отправившегося в долгую психологическую Одиссею по поиску себя и нахождению гармонии с окружающими. Еще раз о проблемах «отцов и детей» и необходимости отпускать непутевых родителей (порой, буквально). Ad Astra – одна из «нутряных» работ Пита, где он крайне редко демонстрирует внешние эмоции, создавая образ, скорее всего, при помощи внутреннего монолога.
Больше интересных актерских работ в фильме нет (как я уже говорил, Ad Astra это скорее моноспектакль), за одним исключением.
Томми Ли Джонс и его Клиффорд. Времени старому лицедею досталось с гулькин нос, но Томми справился. Особенно если учесть, что старший Макбрайд с нами не только в финале, но и на протяжении всей картины. Благодаря фотографиям, рассказам о нем, а главное – из-за пары-тройки видеосообщений разных лет. Перед нами настоящий фанатик своего дела, человек которому нечего делать на Земле. Тот, кто сломя голову, стремится в великий Вакуум в надежде отыскать чужой разум, полностью позабыв о своих сородичах.
Ведь, несмотря на то, что в будущем картины человечество уже активно летает на Луну, имеет базу на Марсе и может позволить себе отправить экспедицию к границам Солнечной системы (почему одну?), наша цивилизация притащила в Космос свои худшие черты. Манеру мусорить, где ни попадя, засоряя вакуум железками и трупами в скафандрах. Конфликты из-за ресурсов и разделение Луны на национальные квартиры. Пиратство (!) на Селене (вопрос, где базируются веселые роджеры на луноходах, зачем им конвой Пита, идущий без грузов, и почему военные столь небрежно относятся к сопровождению караванов, оставим на совести постановщиков). Понятно, что пираты отвечают за одну из немногих экшен-сцен в ленте, но к чему выставлять идиетами местных служивых, непонятно. Смотрится сцена нелепо и изрядно непродуманно. Как мы увидим, дальше сценарная проблема никуда не денется. А эстету–майору футболки, видите ли, не понравились.
Не рановато ли устремляться в неведомые дали? – сомневается режиссер ленты. Может сперва стоит порешать домашние вопросы? Изменить менталитет человечества, попробовать устранить людские недостатки, заняться развитием достоинств. Не «загоняться», фанатично бросаясь в объятья холодного вакуума, а опираться на свои корни. Не торопиться за пределы Солнечной системы, помня о том, что база человечества, то, что дает ему силы, все равно останется на родной планете. Не торопитесь бежать из дома! – умоляют постановщики, на Земле еще масса дел. На самом деле, всегда будут такие как Клиффорд, те, кто сломя голову сбегают от быта и обычной ответственности к «черту на рога». Однако всем поголовно стремиться походить на таких пассионариев действительно не стоит.
Стоит отметить, что при всем «земном», домашнем идейном посыле ленты, картинки космоса хороши, вызывая в памяти «Гравитацию» и «Пространство». Лунные, марсианские пейзажи, дальние планеты Солнечной системы. Бескрайние просторы космоса с мириадами звезд, яркими точками кораблей, теряющимися в этой невообразимой бесконечности. Циклопическая Международная космическая антенна, крохотный шарик Земли, взлетающие и стыкующиеся корабли. Приятно.
Теперь о том, что чертовски сильно портит впечатление от картины – небрежной работе сценаристов.
Ход событий абсолютно предсказуем, и несется к финалу с неотвратимостью электрички, десятилетиями следующей из Киева в Жмеринку. Никаких «нежданчиков» и финтов постановщики нам не обеспечат.
Некоторые сюжетные ходы повергают в откровенно недоумение. Что это за бибизяны-Халки, без проблем бьющие стекла космических скафандров? А использование лент скотча (который не виски) в качестве изолирующего материала?! Кто прописывал судьбу экипажа «Цефея»? какой сценарный гений? Что это за коллективное харакири?! Опять же, та же ситуация что с пиратами: понятно, чего хотели достичь создатели ленты (одиночества), но почему таким нелепым образом?!
На этом фоне уменьшение расстояний, сокращение времени, необходимого для попадания из точки «а» в точку «б» (Билли, сделай монтаж!), используемые в будущем ретро-ракеты, луноходы и скафандры «родом из 70-х», отсутствие последствии неподчинения Роя приказам и прочие киношные условности, смотрятся еще ничего.
А вот за странноватое отношение постановщиков к законам физики (вне конкуренции «щит», помогающий преодолеть кольца Нептуна – это «пять»!, и такие «шыдевры» там на каждом шагу) им стоит попенять построже.
Места в списке «самых достоверных научно-фантастических фильмов» Ad Astra однозначо не удостоится, за этим к «Контакту». С «предельно реалистичной картиной о космических путешествиях» у Джеймса Грэя откровенно не сложилось.
Эрго. Неторопливый, медитативный моноспектакль в антураже, размышляющий о проблеме отцов и детей, необходимости не торопиться при освоении Космоса и помнить о земных корнях. А вот сценаристам – двойка и в угол на горох. Нельзя же так спустя рукава относиться к реальным физическим, космическим, да, наконец, логическим законам.
Режиссер: Джеймс Грэй
В ролях: Брэд Питт, Томми Ли Джонс, Рут Негга, Дональд Сазерленд, Кимберли Элиз, Лорен Дин, Донни Кешаварц, Шон Блейкмор, Бобби Ниш, Лиза Гэй Хэмилтон, Джон Финн, Джон Ортис, Фреда Фо Шен, Кайла Адамс, Рави Капур
2019 год. Америка. Но не наша. Тут Вьетнам является штатом США. Мобильных телефонов с интернетом нет в помине. Табак под запретом. С небес идет дождь из мальков кальмаров, выпадающих из другого измерения. В президентском кресле актер Роберт Редфорт, сменивший Никсона. На Марсе обитает самый настоящий сверхчеловек.
А в штате Оклахома полиция скрывает лица под масками и всеми силами пытается остановить «Седьмую кавалерию» — организацию, борющуюся за превосходство белой расы.
Для Анджелы Абар (Кинг) – детектива полиции Талсы, это дело становится личным. Ведь от рук «кавалеристов» погиб ее хороший друг. Но с головой погружаясь в расследование убийства, Абар еще не догадывается, что перед ней лишь кусочек чего-то гораздо большего.
Альтернативная Земля, созданная в комиксах Аланом Муром и Дэйвом Гиббонсом, уже гостила на большом экране. В «Хранителях» Зака Снайдера, считающихся одним из наиболее взрослых и мрачных кинокомиксов.
События нового телепроекта происходят через три десятилетия после перипетий экранизации, концентрируясь на расовой заварухе в Талсе, штат Оклахома (городе, печально известном Резней 1921 года). Однако масштабы истории гораздо шире, чем кажется на первый взгляд.
Проект получился специфическим, но небезынтересным. В первую очередь привлекает внимание мир. Наблюдать за его отличиями от нашего — одно удовольствие.
История общения с мстителями у этого мира долгая и богатая. Тут в свое время крайне популярными стали парни в масках – вигиланты, вершащие справедливость. Сперва они пользовались поддержкой копов и общественности, однако позднее ситуация изменилась. Власти прозвали их линчевателями и объявили вне закона. Очень уж радикальными методами пользовались эти прекрасные мужчины и женщины в плащах. Общественность была настроена не столь однозначно, изрядное количество народу по прежнему считало их героями. Затем произошли события оригинальных «Хранителей» и практически все мстители исчезли с радаров. Доктор Манхэттен уже 30 лет безвылазно сидит на Марсе. Роршах погиб. Озимандия исчез.
Однако мода на закрытые лица не исчезла вместе со знаменитыми линчевателями. Периодически появляются новые народные мстители, а в славном городе Талса в маски обрядились все поголовно сотрудники правоохранительных органов (при этом огнестрельное оружие выдается на руки по большим праздникам, в обычное время полицейским приходится обходиться электрошокерами). Какой, однако, простор для злоупотреблений властью – «кто сторожит сторожей?» (впрочем, нашим родимым правоохранителям и маски для этого не нужны). Эта свежая идея, пришла силовикам в голову после кровавого нападения на копов со стороны местной расистской организации. Идея оказалась богатейшей, привела к падению уровня преступности на 80 процентов и заинтересовала американских копов из других регионов.
Тема ответственности, безнаказанности, психологических изменений и травм мстителей, ощущения защищенности под маской, безликих силовиков со значками и без, безоглядной жажды справедливости, занимает меньше места, чем в оригинальных Хранителях или работе Снайдера, но все равно является одной из движущих сил сериала. Доказано «эволюцией» Вершителя правосудия. Сильная история.
Но краеугольным камнем Watchmen стала тема расизма. Причем расизма нутряного, так сказать народного, ведь на официальном уровне в этой Америке все тип-топ. У власти Редфорд (тот самый, попрошу отметить вполне себе белый господин), который проводит политику выплату компенсаций жертвам Резни в Талсе. Среди чиновников, полицейских и прочих силовиков огромное количество черных. Причем копы не покрывают расистов, не противодействуют им для галочки, а действительно борются с неадекватными белыми мужиками. Имеется даже «детектор расистов», выявляющий негативные предубеждения против наших черных братьев. Но, что интересно, расистов меньше не становится. Не удивительно. Ведь Америка – что реальная, что альтернативная, слишком увлеклась чувством вины перед угнетаемыми неграми. Что не есть правильно. Одно дело – признать ошибки, компенсировать потери, приложить все усилия, чтобы так больше не делать, воспитывать детей в правильном русле. Другое – лелеять чувство вины, долбить этой тяжестью белое народонаселение, десятилетиями посыпать голову пеплом, а чернокожих извинениями. Заменять белый расизм – черным. Доводить политкорретность до абсурда. «Чаша весов слишком склонилась». Тут кому угодно захочется выскользнуть из-под этого пресса. Из чувства противоречия взлелеять гордость за белую расу. Тем более у далеко не самых интеллектуальных жителей провинциальной Америки.
Вменяемых белых персонажей в сериале единицы. А расистская тема начинает к середине проекта изрядно напрягать.
Слава богу, в сериале есть, на что посмотреть помимо столь тревожащего умы жителей США расового вопроса. Мы увидим мир, где в 2019 году нет ни мобилок, ни интернета. Где до сих пор пользуются пейджерами (!). Где имеется два бога: один в церквях, другой на Марсе. Где Роберт Редфорд занимает Белый дом, а Никсон считается одни из важнейших президентов страны, наряду с Линкольном или Вашингтоном. Где можно обратиться в банк данных ДНК, узнав историю своей семьи на многие поколения назад. Где 30 лет назад за один миг погибли три миллиона нью-йоркцев. Где соседние измерения – данность, люди активно спорят о природе межпространственного нападения, а компании по экстрапространственной безопасности и кружки для пострадавших от пси-удара пользуются немалым спросом. Где человечество позабыло о холодной войне, едва не ставшей горячей, объединившись против угрозы из-за грани. Где можно записать голосовое сообщение на Марс и отправить его прямиком Доктору Манхэттену (которого постановщики предусмотрительно вывели за скобки – надолго, но не волнуйтесь, отнюдь не навсегда), эдакий вариант молитвы синекожему богу. Где в небе плавают летающие батискафы с огнеметами, дирижабли и прочие непривычные нашему глазу аппараты. Где клонирование домашних питомцев (и не только) обычное дело. Где воспоминания могут складироваться в таблетки. И даже помидоры растут на деревьях! Наблюдение за деталями и нюансами альтернативной Америки составляет одну из самых приятных фишек проекта.
Еще одной такой фишкой стало качественное нагнетание интриги. Долгое время зрителю не понятно, что собственно происходит, и как эта местечковая история о расовых разборках может перерасти во что-то глобальное? Однако напряжение висит недетское с самых первых минут. Постепенно проявляется все больше движущих сил и действующих лиц. Возникают старые знакомые, изрядно изменившиеся за прошедшие десятилетия. Тот же Озимандия кажется тронувшимся умом и растерявшим последние остатки человечности. Шелковый призрак круто поменяла свою жизнь, занявшись борьбой с народными мстителями. А погибший Роршах и до сих пор живее всех живых, став знаменем организации, сражающейся за белое превосходство и подарив им свою знаменитую маску.
Призрак в исполнении Джин Смарт стала чуть ли не интереснейшим образом сериала. Некогда одна из линчевателей нынче круто сменила сторону и не покладая рук трудится на ФБР, выявляя и сажая своих последователей. Циничная, жесткая тетка, не боящаяся спустить курок и сломать жизнь хорошему человеку. Сильная, умная, убежденная в своей правоте. Гремучая смесь.
Озимандия (Айронс) сделавший пластическую операцию, обитает в огромном замке в окружении верных слуг, и явно уверен в том, что не сказал последнего слова в этой истории. К сожалению, Айронс сделал своего персонажа карикатурно-нарочито-злодейским и поверить в высоты его интеллекта гораздо сложнее, чем в версии Снайдера.
Однако первая скрипка в сериале у новой героини. Детектива Анджелы Абар (Кинг). Бой-баба, из тех что в горящую избу и коня на скаку. Коп, являющийся эдаким народным мстителем со значком. Женщина, благодаря расистам побывавшая на пороге смерти. Человек, разбирающийся в хитросплетениях ветвей родового древа и оказавшийся в самом эпицентре событий.
Также интересен ее дед Уилл Ривз (Госсетт-мл.), один из первых персонажей с которым знакомится зритель. Загадочный калека, возникающий и пропадающий как чертик из табакерки.
Госпожа Чьеу (Чау). Таинственный триллионер, преследующий свои таинственные цели.
Уэйд Тиллман, он же Зеркало (Нельсон), еще один детектив, получивший целую серию, ведающую о его прошлом и настоящем. Тот, кто оказался одним из выживших во время пси-удара 30-летней давности. Человек, так и не оправившийся после той трагедии. Именно благодаря этому персонажу мы перенесемся на 3 десятилетия назад, и увидим, как происходила атака на Нью-Йорк.
На протяжении сериала зритель окажется не только в ближайшем прошлом: о флеш-беках постановщики не забывают с начала до конца. Взглянем хотя бы на историю с «Ностальгией» — наркотиком, возвращающим воспоминания. Черно-белая серия, показавшая появление первого народного «мстителя», совместившая настоящее с нуарным прошлым, получилась знатной и порадовала интересными переключениями, вставками, совмещением времен и пространств. К сожалению, без второго главного фетиша эпохи толерантности и политкорректности, постановщики обойтись не смогли.
Но, в общем-то, запомнившихся актерских работ в сериале на удивление немного.
Зато музыки в достатке. Классические композиции, популярные мелодии разных лет создают приятное, антуражное дополнение к истории.
За «Американскую историю героев» отдельное спасибо. Жестко, «иронично-саркастично» по полной программе. Жаль – маловато.
А вот развитие выходит слишком уж неторопливым, первая половина напоминает длинное вступление, фактически настоящая движуха начинается ближе к экватору проекта. Местечковость событий на долгое время становится изрядным «багом», мешающим воспринять работу всерьез. Многие линии кажутся несвязанными (так лишь кажется). И к манере постановщиков, вовсе не стремящихся что-либо дополнительно объяснять зрителю, давая им минимум информации, предоставляя возможность во всем разбираться самим, надо привыкнуть. Но все эти недостатки завязки стоит перетерпеть, чтобы добраться до самого вкусного. А оно там имеется.
Эрго. Еще один любопытный взгляд на «героев в масках», с интересным миром альтернативной Америки, размышлениями о психологии линчевателей, подпорченный чрезмерным расовым акцентом и долгим вступлением.
Режиссер: Стеф Грин, Николь Кэссел, Андрий Парекх
В ролях: Реджина Кинг, Дон Джонсон, Тим Блэйк Нельсон, Джин Смарт, Луис Госсетт мл., Эндрю Ховард, Джереми Айронс, Яхья Абдул-Матин II, Фрэнсис Фишер, Джейкоб Минг-Трент, Том Мисон
Спартак на Дальнем Юге, или Путешествие и приключения капитана Кеннета/Кровавое «чудо» рождения
Отгремело сражение на Литеранской возвышенности, изменившее расклад сил на Востоке. Бурлит восстание рабов на Дальнем Юге. В Понкее-Лаа получили щелчок по носу верные Реагвира, стремящиеся развязать религиозную войну. А в Меекхане пробуждаются Урочища, и продолжается изощренное соперничество разведок.
Но все это, сдается, лишь очередные ходы в великой игре, направленной против Меекханской Империи. А возможно, и против Той, кто считается ее главной покровительницей.
Но что если все еще сложнее?
Меекхан Вегнера стал одной из первых ласточек, заново открывших для нас польскую фантастику, и показавших, что список гордых шляхтичей-миротворцев не ограничивается панами Лемом и Сапковским.
Пятую часть этого приятного эпического фентези ждали с нетерпением. Завязка завершилась, фигуры расставлены, герои встретились, пора было переходить к сути.
В целом ожидание оправдалось, хотя без нюансов дело не обошлось.
В пятом томе Вегнер развивает заявленные раньше темы. Еще больше расширяет свой мир, показывая новые страны, продолжая путешествия по уже виденным, выводя на авансцену новых интересных игроков. Не забывая о старых. В общем, идет подведение итогов первых четырех томов, объяснения части раскладов, приоткрытие некоторых загадок и разоблачение отдельных тайн. А главное – серьезное развитие мифологии и космогонии его вселенной.
Действие прыгает с пылающих зноем улиц городов Дальнего Юга на промерзшие насквозь берега крайнего Севера. Из великих градов Империи в небольшие деревеньки. С безжизненных равнин Мрака на плодородные равнины степей и в дождливые джунгли.
В общем, покидает нас с вами по миру «Сказаний» преизрядно. Читатель узнает о тяжелых судьбах рабов Белого Коноверина. Постучит зубами в северных льдах. Погреет косточки под солнцем Дальнего Юга. Наконец-то побывает в Граде Городов, Сердце Империи – ее столице. Плотно познакомится с Императором и главами разведок. Поучаствует в стратегических беседах об экономике империи, интригах и политических ходах властей одного из мощнейших государств этого мира.
Впрочем, долгих, тщательных рассказов о каждой линии ожидать не стоит, слишком уж многие места надо посетить. Перед нами скорее газетные заметки, эдакая телеграфная лента, дайджест событий, конференц-зал с мониторами.
От любимого географического деления в пятой книге Вегнер не отказывается. Основная ноша оказывается на плечах героев Севера и Востока. Запад появляется лишь в интерлюдиях. А изначального Юга нету вовсе.
Любопытна структура романа. Изрядное время мы посидим за одним столом вместе с императором Креган-бер-Арленсом (даже узнаем некоторые его интимные секреты) и главами разведок империи, участвующих в совещании с повелителем Меекхана. Эти подглавки перебиваются «репортерскими включениями» с мест событий, о которых идет речь в разговоре могущественнейших людей империи. Смотрится неординарно.
Да, то что императору приходится на пальцах объяснять самым циничным людям Меекхана некоторые элементарные вещи о психологии, экономике, Великом Кодексе, выглядит нелепо. Но мы же прекрасно понимаем, кому именно Креган-бер-Арленс растолковывает определенные аспекты действий смертных и бессмертных.
При том, что ни Йатеха, ни малышки Каны с нами нет, без южной линии читатель не останется. Скорее наоборот. Времени на Дальнем Юге, где в разгаре восстание Спар…, пардон, обездоленных меекханских пленников, проданных сюда еще во времена Великой войны, мы проведем как бы ни больше всего.
Как вы уже догадались, рабская армия навевает четкие ассоциации с войском незабвенного Спартака (который не футбольный клуб). Правда, у Кровавого Кахелле есть то, чего не было у неистового фракийца: масса ветеранов (а также их наследников) профессиональной армии, у которых вдобавок одна цель (хотя без небольшого раскола в войске восставших не обошлось). Армии империи, списанной Вегнером как раз с гордых квиритов. Это как если бы у Спартака процентов 50-70 наличного состава составляли римские легионеры и их дети, обученные папанями. Причем такие, что несколько месяцев готовились к отработке и слаживанию новых подразделений. Также автор подыграл «спартаковцам», устроив смену династии и общую замятню в Коноверине. Дальний Юг и без этого не мог похвастать особой сплоченностью. А после событий «Памяти всех слов» в провинциях Коноверина и вовсе полный бардак. Что изрядно облегчает задачу Кахелле.
Х-м, тенденция Вегнера периодически «подыгрывать» хорошим героям (вспомним хотя бы один-единственный лагерь верданно, разбивший самого Йавенира, до этого не только разносившего фургонщиков в хвост и гриву, но и чуть не уничтожившего империю) начинает настораживать. Роберт явно любит подсобить малым силам (даже превосходящим численно), встающим против больших.
Бессмертные тоже ведут свою игру. Хотя акцент на ней поменьше, чем в «Памяти всех слов». Вместо откровенных божественных шахмат из четвертой книги мы слышим лишь отголоски возни за горизонтом. Ведь: «порядок, на страже которого стоят Бессмертные — ломается». Вдобавок на доске появляются навсегда, казалось, убранные с нее фигуры. Фигуры, способные крепко-накрепко озадачить вседержителей этого мира.
Некоторое время посвящено Мраку, а также его обитателям — четырехруким великанам-вайхирам. Созданным для служения и убийства людей, как оружие и инструменты, наделенные речью, но случайно получившим душу. Узнаем мы побольше о Добрых Господах и их Матери.
Обеспечит нас автор глобальной битвой, оказавшей влияние на весь мир. Причем в отличие от «Неба цвета стали», фаворита зрительских симпатий в этом сражении отыскать сложнее. С одной стороны — стремящиеся к свободе невольники. С другой – один из интереснейших персонажей южной части цикла.
Без полюбившихся героев Вегнер, понятное дело, читателей не оставит.
Основная нагрузка в пятом томе ляжет на плечи Кайлеан, и прочих из чаардана Ласкольника, включая самого генерала. Их заносит в самую гущу восстания, где они, конечно же, окажут немало влияния на происходящие события.
Не позабыт лейтенант Кеннет с его Шестой ротой Горной Стражи, по-прежнему дергающий Крыс за усы. А также первым познакомившийся с теми самыми новыми фигурами, точнее фигурой, появившейся на доске.
Как и Деанна д'Кллеан, прозванная Пламенем Агара, попавшая в интересное положение. Как в прямом, так и в переносном смысле. Ведь именно на ней лежат надежды тысяч жителей Белого Коноверина.
А вот изначальным протагонистам Юга и Запада внимания досталось гораздо меньше.
Альтсин достиг определенной гармонии со своим «соседом», получив взамен магические способности, позволяющие сокращать путь и всячески облегчать жизнь. Экс-вор в основном занят выполнением поручения энтоподобного Оума, совершая длинное путешествие-паломничество в неизвестность.
Йатеху, как я уже сказал, в этом томе посвящено 2 с половиной страницы. Зато прилично времени отведено Кей'ле Калевенх – «Избранной Лааль», которая, по мнению некоторых коронованных особ, может оказаться важнейшей персоной столетия.
Сверхоригинальными свежих персонажей и сюжетные хода не назовешь, но Вегнер и не претендовал, по-моему, на новое слово в эпическом фентези, не стесняясь использовать и компилировать различные исторические и фантастические элементы.
Зато создать увлекательную историю, с каждым томом захватывающую все больше, у поляка получается «на ура». Жаль магистральный сюжет в пятом томе не сильно продвинулся. Нет, мы в принципе не против, чтобы в «Сказаниях Меекханского пограничья» было хоть 20 томов, и время по идее, у Роберта есть: Вегнер помоложе, что Мартина, что Джордана. Но все равно как-то волнительно.
Эрго. Пятая часть Меекхана прилично раскрывает мифологическо-космогоническое строение мира, дарит нам одну важнейшую битву, возвращает некоторых старых героев и знакомит с новыми, погружает в перипетии рабского восстания и арктического путешествия. А вот магистральный сюжет двигает слабо, заставляя с еще большим нетерпением ожидать следующие тома.
Вневременной полицейский, или Новое слово в расследовании терактов
Агент Бюро алкоголя, табака, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ Даг Карлин (Вашингтон), расследуя взрыв на пароме, унесший жизни 500 человек, никак не думал, куда приведет его это дело.
А привело оно его к телу Клэр Кучевер (Пэттон ), как-то связанной с терактом, и возможности, благодаря секретной правительственной технологии, наблюдать за ее прошлым. Даг погружается в жизнь погибшей девушки, принимаясь за поиски виновного. Возмездие за смерти людей кажется неминуемым. Но что если всех этих смертей можно избежать?
Тема времени и возврата в прошлое всегда тревожила гомо сапиенсов. Вот бы прыгнуть на годик-другой-десять назад, поступить правильно, показать себя во всей красе, фигни не напороть. Это при том, что время в искусстве зачастую имеет не прикладное, а философское значение. Существует ли оно само по себе, или лишь демонстрирует природные циклы? И если возможно вернутся в былое – какое это окажет воздействие на настоящее? Эффект бабочки нас ждет, или наоборот параллельные вселенные, возникающие в результате неосторожных действий. В общем, спорить не переспорить. Тони Скотт меж тем использовал tempora исключительно в своих утилитарных триллерных целях, особенно не заморачиваясь философскими изысканиями. Не до них.
Получилось волнительно и напряженно. А чего еще нужно от качественного, дорогого триллера?
Первая половина напоминает скорее идеальный детектив, когда умный коп сперва занимается обычной полицейской работой: собирает улики, делает выводы, выстраивает картину преступления. Затем, получив в свое распоряжение небывалый инструмент, на основании своих полевых наработок постепенно вычисляет злодея.
Но даже здесь Скотт не лишает нас динамики. Когда Дагу приходится сломя голову и, подвергая опасности жизни законопослушных налогоплательщиков, нестись в голубую даль на пафосном Хаммере, дабы не упустить гада из сферы зрения прибора.
А уж после промежуточного финала, начинается самая жесть, когда зритель сидит как на иголках и сжимает ручки кресла, наблюдая за эскападами нашего героического агента АТО.
Что такое «Напряжение» и «Саспенс» Тони Скотт знал отлично. И умел по полной программе делиться этим знанием с нами.
Также я не зря упомянул «дорогой» триллер. Все 75 лимонов бюджета видны как на ладони. Жирные массовки, вертолеты и корабли. Беспощадное отношение к технике, крышесносящие взрывы, перестрелки, погони и аварии прямо в ключевых точках Нового Орлеана. Вложились от души.
Плюс интересные эффекты и съемки специальными камерами при показе картинок из прошлого. Смотрится отлично.
Актеры также отработали на твердую четверку. Что для триллера вполне достаточно.
Дензел Вашингтон не показывает особой глубины игры, но успешно блистает харизмой и иронией. А также, что не менее важно — интеллектом и уверенностью. Демонстрируя новые высоты того, на что может пойти влюбленный мужчина.
Агента ФБР Призварра (Вэл Килмер) тут немного, но глянуть на изрядно располневшего актера было любопытно.
Главгад в исполнении невозмутимого Джеймса Кэвизела вполне достоверно изображает изрядно двинутого психованного патриота, у которого полностью нарушены логические цепочки.
Клэр – очаровательна, беззащитно-уязвима, при этом способна на самоотверженный поступок. Прям муза для главгероя, влюбиться – раз плюнуть.
Объяснений на тему того «как это все возможно?» Скотт почти не дает. По условиям задачи, ну чего вам непонятно (хоть эти самые условия постановщики периодически меняют на ходу, что не есть хорошо)? Да и его версия природы времени выглядит слабовато. Как и изрядное количество несуразностей, связанных с секретным агрегатом. Но это такое. Тут у нас боевой напряженный триллер, а вы с глупостями лезете. В принципе постановщик имеет полное право на такую позицию. Жанр позволяет.
Но при всем обилии действия режиссер все же подбросил чуток материала «на поразмышлять». Правда, эта самая пища обнаруживается лишь в самом-самом финале. Весьма интересно, чем в результате стало настоящее Клэр? Параллельной линией? Или той же самой версией событий (откуда тут агент АТО, если ничего не было) лишь с отсутствием одного ключевого события?
Да, и, кстати, еще одна тема для раздумий: является ли потеря четырех дней воспоминаний смертью? Или ДежаВю выручит?
Эрго. Эффектный триллер с фантастическими элементами, качественным напряжением, интересными эффектами и не портящими кашу актерскими работами. Сценарных и логических дыр хватает, но они на удивление почти не поганят впечатления.
Режиссер: Тони Скотт
В ролях: Дензел Вашингтон, Пола Пэттон, Вэл Килмер, Джеймс Кэвизел, Адам Голдберг, Элден Хенсон, Эрика Александр, Брюс Гринвуд, Рич Хатчмэн, Мэтт Крэвен, Донна В. Скотт, Элль Фэннинг, Брайан Хау, Энрике Кастильо, Марк Финни, Шондрелла Эйвери, Джон МакКоннелл, Дэйн Родс, Клэй Стикли, Лорри Хьюстон, Полли Крэйг, Тед Мэнсон, Ивонн Ландри, Брайан Ф. Даркин, Кеннет Ли, Рон Флагг
«Армагеддон был вчера», или Теологический киберпанк
Конец света наступил.
И даже Господь покинул сию скорбную юдоль.
Но мир до сих пор сопротивляется.
Францишек Элиас III, один из управленцев семейной гигакорпорации «Элиас Электроникс», перед новой атакой Саранчи возвращается в родовой Замок. В поместье, укрепленное не хуже самых защищенных мест на Земле.
Но даже оно может не устоять. Все плохо, надежда остается лишь на вернувшийся корабль Heart of Darkness, отправленный в космос в поиск новых мест для колонизации. И не только.
Мир рушится. Люди гибнут миллионами. Что может быть хуже? Однако вскоре Францишек получает информацию, согласно которой конец света может оказаться не самой большой его проблемой.
В последние годы на нас обрушился натуральный девятый вал качественной польской фантастики. Вегнер с Меекаханом. Гжендович с «Владыкой ледяного сада». Пискорский с «Тенеграфом».
Однако роман Збешховского в первую очередь заставляет вспомнить работы Яцека Дукая, которого Цезарий называет в качестве одного из писателей, повлиявших на его творчество (в том же списке Уоттс , Лем, Гибсон, Дик).
Список внушающий уважение, меж тем Holocaust F. (оригинальное название «Всесожжения») оставил двойственное впечатление.
Сперва о приятном. Фантазия у Збешховского богатая и нездоровая. Здешний мир является эдакой вершиной антиутопического киберпанка с одним изрядным нюансом, о котором позднее. Совершенные андроиды, синтетические мозги, невиданные системы вооружения, замена частей тел, нанотехнологии, глобальная Сеть, к которой напрямую через вживленные слоты подключены миллиарды людей. Передача мыслей, которые записывают в специальные файлы. Ментальное общение. Виртуальные Вересковые пустоши, где можно пропадать сутками. Продвинутые Искусственные интеллекты. Некоторые индивидуумы даже смерть умудряются попрать с помощью специальной колыбели для мозгов. Правда удовольствие это жутко дорогое и обладает рядом недостатков. Концепция «колыбельщиков», будем честными, перекликается с идеями из Моргана, но развита у Цезария по-другому.
В общем, жить можно, если б не безделица. Повсеместное увлечение Сетью, избрание легких путей, уход от реальности добром не кончились (кто бы сомневался!). Не зря еще в эпоху допотопных троек и прочих «пентиумов» человечество начало бояться компьютерных вирусов. Они его и погубили. Сотворив из подключенных к Сети людей безжалостную Саранчу. Вампиров-телепатов, с неослабевающей яростью сражающихся с цивилизацией гомо сапиенсов. Сражающихся и побеждающих.
Казалось бы, что-то подобное уже неоднократно встречалось. То зомби-вирус выползет по душу беззащитного человечества. То еще какая напасть.
Но вот мы, наконец, добрались до обещанного нюанса «Всесожжения». Жители этого мира знают, что Господь – не абстрактная философская категория. Что Бог есть. Точнее был. А потом ушел. Збешховский вводит в повествование такую штуку как плазмат. Эдакое концентрированное средоточие Божественного Духа, в котором пытаются разобраться отдельные ученые. То, что и делает человека человеком. Дарит ему творческую энергию. Дарит ему душу. Вдобавок в наличии прямо тут, рядом с нами «Указательные пальцы плазмата» — горо. Ангелы и демоны, преследующие свои цели. Своеобразная теологическая физика выходит.
А потом этот самый плазмат покидает Землю. Вместе с душами человеков. Душами, кстати обладают далеко не все люди. Что абсолютно не мешает остальным согражданам существовать в вечном колесе: дом-работа-дом. Ну к чему тут душа?
Повествование идет от первого лица одного из «колыбельщиков» и фактически составляет его дневник. Францишека Элиаса III особо приятным человеком не назовешь. Сноб, мизантроп, высокомерный тип со слабыми нервами и неприятной болячкой психики, считающий себя и прочих богатеев лучше других. Видящий себя настоящим человеком, сохраняющим свою идентичность, в отличие от прочего людского быдла со слотами в башках. С одной стороны в условиях конца света, когда кругом вампиров больше чем людей, в чем-то он, пожалуй, прав. С другой – ты жив, в числе праведников не оказался, а значит ничем не лучше тех, кто попал под влияние Синергии.
Францишек не прочь порефлексировать, посему начало книги особо активным не назовешь. Информация о мире перемежается философскими отступлениями. Матерок главного героя сопровождает его презрительные рассуждения. Лишь полыхнет яркой вспышкой сцена в ущелье, и вновь нас накроет размышлениями и воспоминаниями протагониста. Хотя, будем, честными, нужную атмосферу неизбежного конца света автор отлично создает с самого начала. А затем структура текста несколько меняется, и вечер окончательно перестает быть томным. Мы не расстаемся с Францишеком, зато обстановка вокруг резко усложняется.
Читателей ждет участие в паре стычек и настоящем большом сражении, эмоциональное наблюдение за отдельно взятым участком армагеддона, пребывание вне тела и даже возможность ощутить себя одной из самых совершенных машин для убийства. Вторая часть романа с лихвой искупает вяловатый дебют. И все это на фоне предельного повышения ставок.
К сожалению, кроме Францишека проработанных героев нам не достанется. Либо функции, либо персонажи так и остающиеся для нас загадками.
Ну и конечно автор не преминет проехаться по деструктивным свойствам человечества.
Вот мы и дошли время до спорных моментов романа.
Текст местами изрядно недружелюбен (в этом пеняли и раннему Дукаю), рван, хаотичен и требует внимательно следить за собой любимым. В переполненном транспорте или наискось для расслабухи почитать «Всесожжение» вряд ли выйдет.
Вдобавок рассказчик оставляет многое за кадром, не стремясь до конца объяснить механизмы мира.
Да, пускай перед нами мемуары, дневник героя, личностный, фантасмагорический, местами безумный и неполный, но способов донести информацию до читателя в литературе хватает. Та же Сюзанна Кларк вышла из ситуации с помощью обширных комментариев, читаемых с не меньшим интересом чем основной текст.
Те из читателей, кому не обязательно получить максимум информации о мире, те, кому по душе недоговоренности, недосказанность, скорее всего, смогут не обращать внимания на этот момент. Остальные имеют все шансы пару-тройку раз помянуть автором «незлим тихим словом», когда он (а точнее ГГ) в очередной раз вместо объяснений выдаст пару-тройку философских отступлений или воспоминаний (к примеру нормального описания технологии колыбели мы так и не получим, как и рассказа о том, на кой они ее с собой постоянно таскают?).
В книге хватает неаппетитных, натуралистичных и попросту жестоких сцен. Людям с тонкой душевной организацией роман имеет все шансы не зайти, даже не глядя на относительный хеппи-энд.
Да, как видите сильных мест у Всесожжения побольше, чем слабых, но учитывать нюансы все равно стоит.
А вот рассказы, расположенные после романа — хороши. Причем в них мы узнаем, как произошел исход плазмата. Встретимся с уже знакомыми личностями, такими как Харви Ронштайн, Карл Масный, Вивьен Элдрич. Удачное дополнение к миру, причем написанное раньше романа.
Эрго. Интересная, хотя и далеко небезгрешная теолого-киберпанковская антиутопия о конце света, в духе Уоттса и Дукая. Если быть готовым к определенному недружелюбию текста и неполному раскрытию мира, можно прочесть с интересом.