Эдди Брок (Харди) был хорошим журналистом. Цепким, наглым, настоящим бультерьером, цепляющимся в горло своим жертвам – различным нечистым на руку дельцам и чиновникам. Но вот с Карлтоном Дрейком (Ахмед), богатеем и исследователем космоса, Эрик все же связался зря.
Тем более что недавно Карлтон получил, наконец, отдачу от полетов своих ракет. На землю привезли несколько загадочных симбиотических организмов с неведомыми способностями. Один из которых вскоре случайно оказывается соединен с Эдди.
Теперь за Броком гоняются десятки наемников Дрейка, желающие вернуть симбионта. Но и это не самое страшное, оказывается, жуткая опасность нависла над всем человечеством.
Веном, персонаж из комиксов, частенько идущий нога об ногу с Человеком-пауком — один из известнейших противников Дружелюбного соседа. Именно Веном стал первой ласточкой новой кинематографической вселенной Marvel и Sony.
Будем честными, блин получился не самым вкусным, несмотря на вменяемые спецэффекты, экшен, Тома Харди и 840 лимонов сборов.
В первую очередь отвратило «стебовое», откровенно комедийное настроение картины. Комиксоиды по Паучку всегда отличались юморным подходом, порой даже излишним, но юмор там был позитивно-подростковым, что-ли. Venom пытается иронизировать устами взрослых мужиков, точнее конкретных пацанов из неблагополучных районов. Приблатненный сленг, слабые шуточки, квинтэссенцией которых становится настойчиво повторяющаяся хохма про паразита и «подхватил что-то». Все это на фоне отгрызенных голов (нет, сам процесс нам не показывают, рейтинг все-таки) и разлетающихся как поломанные куклы спецназовцев. Картинка не складывается, хоть тресни.
Вторая проблема связана с работой главного героя.
Том Харди – мощный, талантливый и харизматичный лицедей, практически из каждого своего персонажа делающий конфетку. Веном не исключение. Нагловатый (порой до безумия) репортер, сражающийся с сильными мира сего. Растерявшийся, потерянный неудачник (а нечего борзеть сверх меры, тоньше надо работать). Испуганный беглец, не понимающий что с ним происходит. Мужчина, осваивающийся в роли шизофреника, когда у тебя в голове постоянно звучит чужой голос. Человек сражающийся (ну, на самом деле это как в популярном приколе насчет «мы пахали – я и трактор») за судьбы человечества. Живо, качественно, с удовольствием.
Все бы хорошо, но Харди в этом образе просто переполнен стебом, фарсовым настроением, иронией, самоиронией. Он буквально сочится ими, брызгая юморком на каждом шагу. Его персонаж, когда дело доходит до встречи с Веномом, не терзается, не занимается психологическими этюдами, а после пары минут замешательства пофигистично воспринимает все будто так и надо, при этом постоянно прикалываясь. Что несколько нивелирует общее хорошее впечатление от образа.
По некоторым параметрам 100-миллионный Venom напрочь проигрывает 3-5-миллионному «Апгрейду», фильму с очень схожей историей о симбиозе человека и чего-то внутри человека. В «Веноме» нет ничего похожего на апгрейдовскую крышесрывную хореографию. Заметим, Стем справлялся с проблемами без помощи инопланетного пластилина, а лишь используя ресурсы тела носителя. Да и мимика с пластикой Маршалла-Грина дорогого стоит, Харди вполне мог бы позаимствовать кое-что у своего менее известного коллеги.
Сценарно Веном также не блещет. «Доставьте его ко мне» – вопит главгад. «Есть!» — бодро отвечают клевреты и начинают активно взрывать объект дронами-камикадзе. А о том, как тупят герои, что плохие, что хорошие (включая инопланетян), даже говорить неловко. Конечно же, нужно болтать о своих слабых сторонах первой встречной, кто бы сомневался. Ну, никак по другому нельзя было преподнести зрителю и героине эту информацию, кроме как в лоб. Мотивация на нуле, причем практически у всех персонажей, как и обоснование смены полярности Венома. Да и нежданчик тут аж один, и то притянутый за уши, что для нынешнего кино непростительно мало. В общем, зрители будто перенеслись на пару десятилетий назад, когда так снимали большинство комиксов.
Огорчает долгая раскачка сюжета. Веном впервые проявляет себя почти на экваторе ленты, которая и длится-то всего полтора часа. Первые полчаса и вовсе идет вялый закос под психологическую трагедию. Со страданиями Эдди, бедными бездомными и коварным злодеем, нежно заботящемся обо всем человечестве. Затем создатели фильма ходят со своего неубиенного козыря — Венома. Но и тогда честно придерживаются детского рейтинга, наивно полагая, что шваркнутые об стену с чудовищной силой полицейские аж никак не испортят нервы юных зрителей.
В том, что касается спецэффектов, особенно во время движухи, Веном, конечно, кроет Upgrade как бык овцу, что логично: в Апгрейде их родимых практически нет.
Хороши зубастенькие, мускулистые и прожорливые симбионты (откуда они берут массу для наращивания тела, мы спрашивать не будем). Особенно они выделяются во время сражений и беготни. Боевая часть стала откровенным козырем «Венома». Драк хватает, Веном с людьми Дрейка, Веном со спецназом, Веном еще кое с кем. Плюс отличная погоня, вот за нее постановщикам откровенный респект. Но одних спецэффектов и движа в наши избалованные времена маловато, даже для откровенного комиксоида.
Да, идея внутреннего конфликта между внутренним зверем и человеком, в формате комикса как минимум забавна. Но решается в исполнении постановщиков слишком уж легко.
Эрго. Слабенький комедийный комикс с приятной, хотя и неоднозначной ролью Харди. Комикс, способный во второй половине порадовать экшеном, и некоторыми спецэффектами. А вот сценарий, долгую завязку и переизбыток среднего юмора к сильным сторонам Венома не отнесешь никак.
Режиссер: Рубен Фляйшер
В ролях: Том Харди, Мишель Уильямс, Риз Ахмед, Рейд Скотт, Марчелла Браджио, Вуди Харрельсон, Дженни Слейт, Пегги Лу, Мак Брандт, Рон Сефас Джонс, Мишель Ли (II), Мелора Уолтерс, Сопе Алуко
Первые 40 лет самые сложные в жизни мальчика, или «Отнимать игрушки у мужчин непозволительно!»
Кристофер Робин (МакГрегор) все-таки вырос. Закончил интернат, женился, завел дочь. Прошел войну. Устроился на работу менеджером по эффективности в компании, производящей чемоданы. Взвалил на свои плечи кучу ответственности, все глубже увязая в болоте рутины и обыденности.
До той поры пока во дворике лондонского дома Кристофера не объявился его старый знакомый Винни – медвежонок небольшого ума, но с золотым сердцем.
Истории о Винни-Пухе были чертовски популярны в нашем короткоштанном детстве. Правда, будем честными, мультфильмы Хитрука по известности оставляли далеко за спиной пересказы-переводы Заходера. А основным отличием мультов от книги было полное и окончательное отсутствие в мире мультипликационного Винни хоть какого-нибудь Кристофера Робина. Да, большинство из нас позднее познакомились с этим персонажем, но до конца своим для миллионов советских детишек он так и не стал. В отличие от Винни, Пятачка или Иа.
А так как все они, правда порой под непривычными именами, появляются в новой работе Марка Форстера, его фильму было решено дать шанс.
Перед нами классическое диснеевское кино, семейное, очень милое и порой перебирающее с патокой. Причем с первой же сцены в лесу. К счастью, постановщики дают после нее попить водички и отдышаться, почти на полчаса перебрасывая нас в послевоенную английскую реальность. А потом появляется самый любимый в литературе медведь, и реальность перестает быть особо реальной. Точнее превращается. Из унылой и постной взрослой в задорную и яркую детскую. Фактически у нас перед глазами сталкивают два мира. Скучные, уставшие, поглощенные работой взрослые и верящие в сказку, умеющие получать удовольствие от простых вещей дети. Первые «работают, работают, ни фига не зарабатывают», а если и зарабатывают, то ценой жуткой усталости, нервных срывов, сумасшествия, потери связи с близкими. А когда перед ними встает сложная проблема, решают ее исключительно традиционными арифметическими методами. Тут вычесть, тут упростить, тут испортить. Вторые – постоянно находятся в состоянии игры, восхищаются каждой мелочью, любят окружающий мир и способны порой трансформировать реальность, взглянув на задачу с неожиданной стороны, или создав ситуацию, когда этот взгляд возможен у других. Да, Christopher Robin изрядно идеализирует пору детства и отрочества. В картине касаются лишь одной проблемы этого возраста – полной зависимости от взрослых, но на самом деле их гораздо больше – психологические бури, ментальная уязвимость, формирующееся тело. И некоторые детишки вполне способны впасть в депрессию не хуже родителей. Но и позитивных недорослей хватает (по крайней мере, так принято считать).
Снята природная часть картины полностью в Великобритании, в частности в том самом Сассексе.
Довольно быстро по ходу просмотра всплывает вопрос ответственности. Но и она выглядит абсолютно по-разному у представителей этих двух миров (или реальностей). Угрюмой, сковывающей по рукам и ногам, лишающей последних сил, как натуральный чемодан без ручки, у первых. Веселой, заводной, чуть снисходительной игрой у вторых. Зверюги для юного Кристофера Робина откровенные подопечные. Но он для них не только хозяин и старший товарищ, но друг и герой. Да, детская ответственность дело чаще всего добровольное, потому и воспринимается проще. Но некая сермяжная правда в легком отношении к этой нелегкой ноше имеется.
А вот о такой банальности как «Все мы родом из детства» ставшей одной из идейных основ фильма, даже говорить особо не хочется. А как же, родом, кто б спорил, я не буду. Как и о непременных семейных ценностях. А чего вы хотели, это ж Дисней.
Также любопытен способ расторможения мозгов, предлагаемый постановщиками. Оказывается, можно обойтись без ЛСД, водки и прочих психотропных средств. Достаточно хорошенько отдохнуть на природе, прильнуть к истокам, осознать, что в жизни самое главное, вспомнить юного себя и его отношение к миру. Кристоферу помогло. Пожалуй, стоит попробовать.
По персонажам.
Эван МакГрегор в целом с задачей справился. Уставший, растерянный, близкий к нервному срыву мужик в начале. Недоумевающий и не способный поверить в визит старого друга. Решившийся вернуться, и буквально оттаивающий в родном лесу на наших глазах. Переосмысливающий ценности и многое понимающий в финале. Эвану явно «по кайфу» окунаться в детство, устраивать сражения со слонотопами и бродить по полям Суссекса. Лишь разок в его игре четко ощутилась фальшь, в одной из последних эмоциональных сцен с медведем. Ну и на солнце не без пятен.
Но не менее чем главный живой герой, порадовал главный плюшево-игрушечный герой картины.
Винни, хотя выглядит абсолютно непривычно и слегка невзрачно, покоряет зрителя буквально с первых лондонских сцен. Простые, наивные решения глупенького мишки сопровождаются мудрыми, откровенно даосскими словами и подходами к делу. Полнейший инфантилизм и глуповатые действия сменяются гениальными перлами, дарующими озарение и эмоциональными проявлениями, способными расчувствовать скалу.
Также нельзя не упомянуть восхитительно-пессимистичного осла. Его убийственно-меткие сентенции заставляют одновременно хохотать и чесать затылок. Эдакий циничный и очень умный мизантроп получился.
Жаль Пятачку (или как там его обозвали добрые сценаристы) досталось меньше внимания постановщиков.
Фильм легкий, юморной, теплый, эмоциональный, как я уже сказал, чертовски «ми-ми-ми-шный». Для семейного и детского просмотра в самый раз, несмотря на то главный герой выглядит как здоровый дядька. В конце концов, он ведь вспоминает, каково это быть маленьким, не так ли? Да и взрослым отдохнуть душой и пообщаться со «внутренним ребенком» будет не лишним.
Эрго. Семейный (подчас чересчур сладковатый) фильм о том, что всем нам стоит полегче относится к суровой реальности, и вспомнить, каково это получать детское удовольствие от простых вещей. Тогда и со взрослыми проблемами разобраться будет проще.
Режиссер: Марк Форстер
В ролях: Эван МакГрегор, Хейли Этвелл, Бронте Кармайкл, Марк Гейтисс, Оливер Форд Дейвис, Ронки Адеколуэхо, Эдриан Скарборо, Роджер Эштон-Гриффитс, Кен Нвосу, Джон Даглиш
Голодный мегаполис – вершина эволюции, или По заветам муниципального дарвинизма
Будущее. После сокрушительной Шестидесятиминутной войны пейзажи нашей родной земли кардинально изменились. Уже тысячу лет по ее необозримым просторам носятся не дикие животные или стремительные автомобили, а целые города. От маленьких дачных поселков до гигантских мегаполисов. Причем носятся не просто так, а охотясь и пожирая один другого. Пуская в дело все части поверженного конкурента. От населения до последнего кирпичика. Нет, города не стали разумными, просто спасаясь от землетрясений, их жители решили поставить свои дома на колеса и гусеницы. С той поры понеслось.
Том Нэтсуорти, младший ученик гильдии историков из Лондона на колесах, никогда не стремился покинуть свой родной город. Но человек предполагает, а Клио располагает. Погоня Лондона за небольшим шахтерским городом закончилась знакомством Тома с Эстер Шоу и низвержением на Поверхность.
Отныне вместо спокойной жизни Том со своей новой знакомой влипают в приключение за приключением. Оказываясь тесно впутанными в события, способные изменить мир.
Британец Филипп Рив не сразу стал писателем. Сперва он занимался продажей книг, подрабатывал сценаристом и режиссером. Позднее плотно занялся рисованием иллюстраций для различной литературы. Параллельно работая над своим первым романом. Им стали «Смертные машины», первая книга одноименного цикла, увидевшая свет в 2001 году. С той поры в цикле появилось уже семь романов, а в 2010-м на дебютную книгу Рива обратил внимание сам Питер Джексон, ставший продюсером экранизации. «Хроники хищных городов» выйдут на экраны в декабре 2018, а мы пока взглянем на сам роман.
В первую и главную очередь «Машины» интересны локацией. Место действия получилось у Рива весьма неординарным. Тут не существует никаких государств, Евросоюзов или империй (Америка вообще практически заброшенный континент). По пустынной земле колесят лишь разнообразные города да бродят искатели древностей. Вон тихонько прокрался шахтерский поселок, стараясь не попасться на глаза кому-то покрупнее. «Эх, — вздыхают его жители. Раньше было время, когда на большие города можно было внимания не обращать – ну кто погонится за нашей мелюзгой. Теперь все по-другому. Добычи мало. Любой большой город – наш враг. А что вы хотите, вздыхают те, кто пообразованее. Все в рамках муниципального дарвинизма. Город городу волк. Кто большой, того и тапки. Ничего, и на крупный город найдется мегаполис, у которого рожа пошире». А издали уже накатывает многоуровневое чудовище, раззевая циклопические челюсти.
В океанах то же самое. Плавучие поселения и города-амфибии. И даже воздушный город имеет место быть. Кстати, для летательных аппаратов легче воздуха нынче рай земной. Разнообразные дирижабли и воздушные шары бороздят небо над хищными городами. Работая разведчиками, купцами, бомбардировщиками. Авиаторы нынче в почете. Как и археологи. А как иначе. Только благодаря олд-теку — высоким технологиям древности, найденным археологами, идет какая-никакая инженерная работа. И то восстановить удалось лишь малую часть наследия безумных предков. Компьютеры, например, остались в прошлом, как и аппараты тяжелее воздуха.
А ведь есть еще и Лига противников движения. С которой у представителей колесных городов давняя и плотная вражда. «Варвары!» — кричат одни. «Сами такие» – не остаются в долгу другие. И ракетой супостата, ракетой. Прям разные пути развития человечества выходят.
И Сталкеры – механические солдаты, некогда созданный их трупов убитых солдат. Точнее долгое время с нами лишь один Сталкер по имени… Шрайк (Филип Рив то поклонник Симмонса оказывается). Один из самых интересных образов романа, кстати говоря.
Тем более что с остальными персонажами все не так благостно. Том наивен как эльфийский воин, и видит мир исключительно в бело-черном свете. Как же так, мой герой оказался убийцей. Да, мой юный друг, так оно и бывает, взрослые ради своих близких порой готовы убивать.
И если у Эстер, по крайней мере, есть свои фишки — изуродованное лицо (нестандартный ход для подростковой литературы) и несносный характер, то Том будет оставаться наивным недорослем почти всю книгу.
Сверстаны протагонисты вроде «по классике». Подростки, пережившие детскую психотравму, слабо социализированные, потихоньку развивающиеся, подвергаемые эмоциональным бурям и пубертатным проблемам. Но чтобы начать сопереживать им по-настоящему чего-то откровенно не хватает.
Пожалуй, лишь за идею того, что можно любить, невзирая на внешность, автору конкретный респект.
Зато интрига долгое время поддерживаемая вокруг МЕДУЗЫ — местного Wunderwaffe откровенно понравилась. Как и некоторое количество действительно забавных юморных моментов. Боевые фрисби. Рассказ о том, что нынче ценится: наравне с тайной летательных аппаратов тяжелее воздуха Том мечтает раскрыть загадку лапши быстрого приготовления. Или местные яства типа тушеных тарантулов. Или пиратский юморок: «женщины и мэры покидают корабль первыми», «бандиты ведут себя примернее, чем школьники», да и лондонские историки порой выдают отличные перлы. Историки вообще оказались весьма интересными ребятами.
В остальном мы видим стандартную юношескую антиутопию.
Периодически на помощь приходят откровенные и беззастенчивые «боги из машины». Присутствуют непременные социальные мотивы. Нам покажут картину угнетения и неравенства под тонкой вуалью гильдейской власти. Лондонские олигархи, живущие на верхних ярусах в собственных виллах. Роботяги и гильдейские ученики, тяжело вкалывающие с утра до вечера. Заключенные, питающиеся едой из переработанных фекалий. Все как полагается.
Непременная любовная линия, пока находящаяся в зачаточном состоянии.
Подростковые сомнения, столкновение с реальным миром, первые серьезные поступки и приключения. Становление персонажей.
Любители поджанра могут быть довольны. Но к золотому фонду подростковой литературы отнести «Машины» не выйдет при всем желании. Даже несмотря на то, что к завершению книги автору, похоже, надоедают стандартные ходы и он предпринимает несколько кунштюков, которые изрядно выправляют предыдущее впечатление.
Эрго. Подростковая антиутопия интересная местом действия, антуражем движущихся городов, забавными ироничными номерами и мощным финалом. А вот практически все остальные моменты достаточно стандартны.
Нечто живое под руководством чужих кукловодов, или Параноидальный хоррор под психологическим соусом
Колонисты, летящие на далекую планету Тея, рассчитывали на попадание в рай. Приятная для человека окружающая среда, востребованность в новом мире, и главное, возможность начать все с чистого листа.
У большинства так, наверное, и произошло. А вот десяти из них не повезло. Проснувшись посреди рейса, они обнаружили, что корабль покинут, и спасать оставшихся на борту никто не собирается.
Но как вскоре выяснилось, это еще не самое плохое. Ведь на корабле есть кто-то еще. Кто-то неведомый, недобро настроенный, и, похоже, находящийся непосредственно среди этих самых десяти затерянных в космосе.
«Пассажиры», встретившие «Кукловодов», «Чужого», «Нечто», «Живое» и «За пределами»? Да еще под соусом оборотней в наших рядах. Любопытно, тем более всего 10 серий, надоесть не должно.
С романтической и оптимистичной пассажирской мелодрамой сравнивать Origin не приходится. Стиль проекта довольно жесткий, близкий к хоррору и акцентированный на раскрытии персонажей. К развитию образов, правда, есть отдельные вопросы (особенно к Лане), но за попытку однозначное спасибо.
Сценарий сериала создал Мика Уоткинс, творец спорного но небезынтересного "Падения Трои"
Нас ждет масса флешбеков, показывающих зрителю землю будущего и прошлое персонажей. Как и в недавних «Призраках дома на холме» былое с настоящим частенько сменяет один другого, не так конечно красиво, как в работе Майка Флэнегана, но тоже уместно. Интригу постановщики поддерживают весьма умело, за исключением провиса во второй трети, флешбеки удачно дополняют настоящее, создавая неплохую параноидальную атмосферу.
Origin не может похвастаться огромным бюджетом, и это заметно. Спецэффектов немного, и почти все они приходятся на ретроспективную линию. В настоящем можно отметить лишь изменения тел жертв. Зато в прошлом приятных моментов поболе. В большей степени они связаны с Японией. Тут классический киберпанк. Неоновые рекламы, вечно падающий с небес пепел. Мафия, пардон якудза. Телефоны, встроенные в руку. «Жирная» виртуальная реальность. Искусственный интеллект. Повсеместные малые летательные аппараты и всеобщий упадок. Да и прочие города земли выглядят не слишком радостно. А вот сельские местности Штатов и Европы не особо изменились по сравнению с нашим временем. За честь будущего тут могут постоять лишь тюнингованные машинки с панорамными окнами, что как-то негусто.
Корабельные сцены настоящего сняты скромно, но атмосферно. Пустые коридоры мигающий свет, сирены. Частенько используются элементы ужастика, пресловутые скримеры, порой их даже чересчур много.
Изначальная детективная линия помирает довольно быстро. К концу первой трети мы уже знаем, кто оказался волком в овечьей шкуре, начинается банальная беготня, и сериал быстро теряет приобретенные висты. К счастью, создатели проекта вовремя приходят в себя, через пару серий вновь возвращаясь к одной из самых приятных фишек «Происхождения» -- неопределенности и параноидальной атмосфере. После подкидывая робинзонам в космосе еще парочку знатных проблем, помимо «оборотня в погонах». Продолжая при этом активно раскрывать персонажей.
Как я уже сказал, постановщики уделяют своим героям изрядно времени. Их психологическим вывертам, реакциям и поведению в экстремальной обстановке всеобщего недоверия, и, главное их прошлому. Ведь среди колонистов людей, у которых все в порядке – раз, два и обчелся. Все со скелетами в шкафах, все летят начинать новую жизнь и жаждут оставить прошлое за пять световых лет.
Экс-якудза Шун (Мицудзи) – бесстрастный, умелый убийца и палач, потерявший всех близких. Настоящий самурай, хранящий под спудом бурю страстей.
Экс-телохранитель Лана (Тена), знатно «накосячившая» во время последней работы. Самый спорный персонаж, слишком уж долго профессиональный телохран и бывший военный раскачивается, чтобы вспомнить свои боевые навыки. Я понимаю, серьезная психотравма, но как потом заметил один из героев «я просто хочу жить». Лана в начале позабыла эту несложную истину.
Истеричный любитель поварского дела, чувствительный эгоист Логан, в исполнении единственного более-менее известного актера Тома Фелтона (изрядно подросший Драко Малфой).
Генетик и ученый Генри (Джеймс), ввязавшийся в работу на правительство и не разглядевший дорогу, вымощенную благими намерениями.
Нервная хакерша Ли (Эдедайо), заигравшаяся с искусственным интеллектом: куда ж без хакера, способного взломать корабельную компьютерную систему!
Член экипажа Рэй (Арнезедер), оставившая на Земле умирающего отца, нашедшая и потерявшая на корабле свою любовь.
Бисексуал и мошенник, наглый авантюрист, одинокий волк Баум (Кристофер).
Почти каждый из героев показывает нам в прошлом несколько немудреных психологических этюдов. Простеньких, но для недорогого проекта и это весьма неплохо.
И, конечно же, за каждым тянется изрядный шлейф роли, напрямую влияющий на их теперешние действия. Весьма приятный момент, не очень любимый в американском кино, чьи герои частенько живут одним днем. При этом персонажи периодически жестко «дуплят», и допускают массу ошибок. Что любопытно, часть из них довольно скоро расплачиваются за свою тупость и нерешительность. Часть – нет.
В общем, за проработку персонажей постановщикам по любому респект. Всегда бы так.
Безусловно, хватает в сериале шаблонных моментов, ведь по большому счету это компиляция хорроров разных лет. Но надергав из разных ужастиков, создатели не слишком оригинального Origin, сотворили вполне смотрибельный продукт. Особенно сейчас, когда в рядах крупных фантастических телепроектов изрядное затишье.
Эрго. Скромный и явно недорогой хоррор о похитителях тел в космическом антураже, радующий хорошей проработкой персонажей и атмосферой. А вот оригинальности Origin недостает.
Режиссер: Пол У.С Андерсон, Марк Брозел, Хуан Карлос Медина
В ролях: Сэн Мицудзи, Наталия Тена, Филипп Кристофер, Шиван Каллен, Эделайо Эдедайо, Том Фелтон, Нора Арнезендер, Белен Фабра, Мэдалин Хорчер, Фрайзен Джеймс, Йоуханнес Хёйкьюр Йоуханнессон, Уил Кобан
Близкие контакты средневекового вида, или Приоткрытые врата к звездам
Когда клиолог Том Шверин столкнулся с загадкой Эйфельхайма, он и представить не мог, к чему приведут его изыскания. Казалось бы, ну что такого, ну покинули люди средневековую деревню. Покинули и не вернулись. Хотя должны были. Странно, очень странно. Практически нереально.
Было лишь одно объяснение. Там произошло что-то настолько невозможно-дурное, что место на сотни лет стало запретным. Но даже если так, какое влияние это может оказать на современный мир?
А уж его подруге, физику Шерону Нэги, увлеченной исследованиями Джанатпурова пространства, и вовсе было глубоко фиолетово, что там стряслось в чащобах Шварцвальда.
Но так случилось, что именно союз этих двух ученых стал причиной невероятных открытий.
Открытий, начало которым было положено в далеком 1348–м году. В немецкой деревне, расположившейся в глубине Черного Леса. Деревне, еще не называвшейся Эйфельхаймом. Деревне, чьи жители однажды утром испытали чертовски странные ощущения.
Майкл Флинн, автор атмосферного "Танцора Января", один из многих американских писателей, неплохо публикуемых на родине, но до недавнего времени, почти не известных у нас. В 1995-м на русском вышел его дебютный роман «В стране слепых» (написанный в 90-м). И на 15 лет наши издатели позабыли о существовании этого автора (если не считать переиздания In the Country of the Blind в Асте). В 2010-м тот же Аст издает Eifelheim. Роман, выросший из повести 1986-го, и получивший в 2007-м номинацию на Хьюго.
Роман завораживающий и интересный, но в современных главах подчас более усыпляющий, чем урок физики для матерого двоечника.
Хотя, скорее всего, все зависит от склада характера читателя. Мне, сугубому гуманитарию, было сложно оторваться от средневековых частей книги, а вот современные монологи Шерон о физических открытиях навевали зевоту. Вероятно у человека, любящего точные науки, могут возникнуть противоположные ощущения.
Тема контакта привлекает внимание пишущего народа уже не первое десятилетие. Кто-то натравливает на планету злобных агрессивных марсиан, давая возможность погеройствовать своим соотечественникам. Кто-то маниакально придумывает наиболее отличающиеся от нас формы жизни, и натравливает их на землян, ошалевших от увиденного. Кто-то воспользовавшись прибытием чужих, получает возможность вдоволь поговорить о наших, человеческих вопросах.
Флинн как раз из таких.
Причем Майкл не стал облегчать задачу, используя современный мир, с его жителями, подготовленными компьютерными играми, фантастическим кинематографом и ужастиками.
Ареной действия выбрана средневековая Германия конца 14-го века. Время, когда в быт народонаселения лишь начинает потихоньку входить разнообразная машинерия и достижения научно-технического прогресса, типа очков или механических часов. Время, когда творят выдающиеся философы, такие как Буридан или Оккам. Время, когда на дворе царят самые натуральные Темные века, с инквизицией, постоянными войнами и эпидемиями.
Согласитесь, самое время для контакта с внеземным разумом.
Как будет проходить общение с пришельцами священника Дитриха — искренне верующего, твердо убежденного в существовании Господа. При этом человека образованного, умного и хорошо знакомого с современными ему философскими тенденциями? А со стороны фанатичного монаха-францисканца Иоахима? Обычных селян? Манфреда — неглупого властителя Хохвальда?
Как раскроются представители всех этих слоев и социальных групп, демонстрируя свои нутряные качества? Страх. Гнев. Брезгливость. Упрямство. Расчетливость. Веру. Человечность. Милосердие.
Как сольется воедино вера и научный подход Дитриха, доказывая, что это вовсе не противоположности, а наоборот, две части одного великого процесса познания.
Как забавно переплетутся первые ростки европейской научной мысли, еще слабенькие и чахлые, с информацией, получаемой от представителей более развитой цивилизации. Зачастую подтверждая разработки, догадки или озарения, посещающие земных ученых того времени.
Причем и пришельцы у Майкла весьма оригинальные. Не захватчики «в силах тяжких», или всезнающие гуру, а существа с кучей своих проблем (вплоть до смертельных), психологических нюансов и огромных тараканов (кузнечиков?) в головах.
Вистов работе Флинна добавляет очень тщательное, уважительное воссоздание эпохи. Быт и уклад средневековой деревни. Нюансы отношений между жителями. Гвельфы с гибеллинами. Черная смерть. Церковные интриги. Терминология, латынь, масса отсылок к Библии и работам философов. Причем для главного героя, отца Дитриха, это не абстрактные материи, а самое что ни на есть прикладные моменты. Он живет, сообразуясь с Божьими заповедями и работами мыслителей, многих из которых он знает лично.
В общем такого погружения в 14 век я не испытывал уже давно.
Современная линия, как я уже говорил, выглядит послабее (и понуднее), но так как ее здесь не очень много, испортить впечатление она не успевает.
А вот переплетение времен получилось талантливо. Когда Том находит документы или легенды о событиях, которым мы были свидетелями пару страниц назад, это производит отличное впечатление, создавая непрерывную канву романа.
И отдельное спасибо автору за веру в людей. Не во всех, далеко не во всех. В лучших. Майкл уверен, что, невзирая на всю грязь, кровь, подлость и глупость, испокон веков сопровождающие расу гомо сапиенс, даже в самые темные времена найдутся люди, способные не дать закрыться пути к звездам.
Эрго. Интересное размышление о человечности, науке и вере, разыгранное в шикарно воссозданном средневековом антураже.