Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 1 февраля 2019 г. 11:10

И лампа не горит, и врут календари, или Фракционная антиутопия с экзотическим содержимым

lovec_chelovekov

Кел Черис была настоящим офицером гекзархата и типичным представителем Кел. Разве что знатные математические способности выделяли ее из рядов Пепельного Ястреба. Да последняя битва, в которой она позволила себе лишнее.

Кто знает, по этой ли причине, но именно она стала одним из кандидатов на пост главы операции по освобождению захваченной еретиками Крепости Рассыпанных Игл. И человеком, получившим это назначение. Ведь именно Черис предложила вынуть из «черной колыбели» сознание генерала Джедао, гениального тактика, не проигравшего ни одной битвы. Гениального безумца, истребившего во время одной из компаний вместе с противником свои собственные войска.

Но что если Джедао далеко не так безумен, как было принято считать. А все эти события лишь звенья в изощренной цепи, выкованной неведомыми кукловодами, ведущей к судьбоносным изменениям во всем гекзархате.


Юн Ха Ли (Yoon Ha Lee) – представитель мало знакомого на наших просторах племени американцев корейского происхождения, причем закончивший/ая университет как математик-программист, и даже работавший некоторое время по специальности. За без малого 10 лет из-под его пера вышло около 40 рассказов, публиковавшихся в различных журналах, и даже сборник «Заповедник теней» (2013). В 2016 Юн Ха Ли проявил себя в крупной форме. Увидел свет наш сегодняшний герой, к созданию которого автора подтолкнули идеи из этноматематической книги Марсии Ашер «Математика в других местах» и рассказа «Паладин потерянного часа» Харлана Эллисона. А также желание написать космическую оперу, где будет больше места для раскрытия характеров персонажей, чем в рассказах.

Вышло весьма любопытно.

В цикле на сегодня три книги, кроме «Гамбита» это «Стратагема Ворона» и «Призрачное оружие», они на русский не переведены. Скорее всего пока.

Основной и сюжетообразующей идеей «Лиса» стало государство, использующее технологии, работающие лишь при использовании единообразного для всех «высокого» календаря. Календаря включающего в себя не только цифры и меры времени, но и праздники, памятные даты, поминальные дни с… ритуальными пытками еретиков. Собственно целую общественную систему. Как у создателей гекзархата вышло добиться такого эффекта, нам не сообщают, лишь упоминается некий прорыв в математической области, породившей календарную механику, но факт остается фактом. Неординарная фишка, придуманная Ли, задает тон всему циклу. Наблюдать за особенностями применения этой самой механики крайне интересно. В гекзархате работают самые экзотические эффекты и оружие, которые лишь может представить себе воспаленный человеческий мозг. Корабли преодолевающие огромные расстояния. Генераторы направляющих бурь, способных расщепить атомы на составные части. И подавители этих самых бурь. Тысячи пехотных формаций, видов построения боевого подразделения или роя кораблей, дающие солдатам в руки силовые щиты и тепловые копья, возможность скрывать и получать информацию о противнике и еще массу «плюшек». Расширяющие возможности армии до невообразимых пределов. Но лишь в том случае, когда окружающие придерживаются всех требований высокого календаря и календарная стабильность остается на надлежащем уровне. А такое случается далеко не всегда. Ведь в этом благословенном государстве хватает товарищей, имеющих свой взгляд на календарную проблему. Еретиков. Для гекзархата беда в том, что календарная механика это игра, в которую может играть кто угодно. Низкоуровневая календарная деградация, не угрожающая основам, встречается в государстве чуть ли не каждый день. Но это дело легко поправимое. А вот когда календарная ересь накрывает огромные области, тогда наступают большие проблемы. Вплоть до потери связности между звездными системами составляющими гекзархат. В областях, подверженных календарной гнили не работают двигатели космических судов, а в плане инвариантной технологии, которую можно использовать при любом календарном режиме гекзархат не настолько силен. Расслабились, положившись на экзотику.




Статья написана 21 января 2019 г. 11:40

Юный Анискин во глубине Темных веков или Этюд в огненных тонах

lovec_chelovekov

Вторая половина XIV века. 1389 год. Европа. Германия. Точнее Священная Римская империя. Но не наша. Германия некой параллельной реальности.

Реальности, в которой уже лет 30 лет как инквизицию Империи настигла коренная Перестройка. Осталась в прошлом «царица доказательств» — чистосердечное признание, поменьше стало «перегибов на местах», злоупотреблений, недобросовестного исполнения обязанностей. Изменено даже название.

Теперь на страже веры стоит не Inquisitio Haereticae, а вовсе даже Конгрегация. Одной из особенностей перестроившейся Инквизиции становится Академия святого Макария, выпускающая новую поросль пастырей душ человеческих.

Молодых, образованных, обученных как теологии, так и рукопашному бою. А главное – готовых действовать по-новому.

Причем основой для инквизиторов новой формации становится отребье, малолетние преступники, грабители и убийцы.

Курт Гессе — один из этих «птенцов гнезда Макариевого». Именно ему, в качестве первого дела, достаются странные убийства в забытой Богом деревеньке Таннендорф. Убийства, весьма похоже, совершенные не человеком.

Надежда Александровна Попова, автор Конгрегации, уже несколько лет слыла одной из самых читаемых авторов на просторах самиздата. Пока, наконец, весной 2013 первая книга серии (насчитывающей уже семь частей, не считая приквела), не появилась на бумаге. О самой Надежде известно немного. Живет в Подмосковье, замужем, растит двоих детей. Любит фастфуд, колу и боевики. Первое произведение из цикла — написано в 2002 году. Помимо писательства, увлекается историческим фехтованием и походами.

Я наткнулся на рассказ о Курте Гессе сразу после «Слуги Божего» Яцека Пекары. Один из читателей книг о Мордимере, упомянул о существовании схожего по сюжету цикла некой Поповой. Стало любопытственно.

Скажу сразу, сходство с приключениями Маддердина весьма поверхностное. Если точнее, оно исчерпывается тематикой альтернативной Инквизиции, и ощущением присутствия сверхъестественного «в кадре». Причем ни там, ни тут в первых книгах дальше ощущения, дело фактически не идет.

Все остальное сплошные различия. Начиная от главного героя, методов работы Sanctum Officium, и заканчивая подходом автора-демиурга к своему детищу.

Альтернативка Поповой (хотя сама автор считает свое произведение исключительно фэнтези) на несколько порядков мягче мира Пекары. Тут не произошло настолько кардинального изменения образа Христа, и, различий с нашей версией Средних веков гораздо меньше. За исключением собственно Инквизиции, признавшей «головокружение от успехов» уже в середине 14 века.

Причем произошло это благодаря одному человеку.




Статья написана 11 января 2019 г. 11:45

Загадка полета Летящего, или Космохоррор, следующий учению о душе

letjaschie_skvoz_noch

2093 год. Земля умирает. У человечества остается единственный шанс. Инопланетный корабль, появившийся в далеком космосе. Возможно, чужаки смогут помочь хумансам. Хватаясь за соломинку, человечество отправляет навстречу инопланетному свой корабль. С группой ученых, которым поручено установить контакт с алиенами. Имеется на борту и козырная карта в виде телепата – существа могучего, но нестабильного и жутко пугающего всю команду.

Однако полет с самого начала пошел не по плану. Аварии, несчастные случаи, отказы систем. Первым подозреваемым в саботаже становится, конечно же, телепат. Но что если имеется еще одна сила, стремящаяся не допустить успеха миссии?

Не успели отгреметь крики на борту ORIGINА как нас порадовали новым космическим хоррором, на этот раз снятым по повести небезызвестного Дж. Мартина, автора знаменитой и вся никак не доберущейся до финала «Песни Льда и Пламени». Да, к постановке он не имеет никакого отношения (контракт с HBO, знаете ли), но то, что в основе проекта лежит работа мощного фантаста, сказывается. Nightflyers радует нас не только флером «космо-ужастика», нагнетанием саспенса, напряжением, но и долгоиграющей интригой, смешанной с размышлениями на тему пространства/времени и разных путей развития человечества.

Начнем с атмосферы. Этот компонент удается почти всем недавним космопостановкам, вспомним хотя бы «Живое» и «За пределами». «Летящие» исключением не стали. У нас в наличии таинственная сила, вмешивающаяся в ход событий. И хотя мы довольно скоро узнаем, что она собой представляет (как на меня даже слишком скоро), ее мотивы по-прежнему долго остаются загадкой. Растущее напряжение, паранойя и тревога овладевающая экипажем, научной группой, а с ними и зрителем. Инопланетяне, предпринимающие неожиданный ход. Непредвиденные встречи. Хоррор-элементы, ждущие героев в реальности «Летящего», в виртуале и в их собственных головах. Смена жанров от ужаса до антиутопии и обратно. Реакции персонажей, раскрывающие перед нами палитру людской психики. Скука длинных перелетов, заставляющая людей пускаться во все тяжкие. Фанатичная убежденность, подгоняющая ответ под задачу и лишь подтверждающая мысль о том, что любой фанатизм это плохо. Извращенная любовь, подбивающая творить отнюдь не добрые вещи. Горе, способное превратиться в откровенную агрессию.

С точки зрения учения о душе Nightflyers аж никак не открывает Америку, но находится на крепком, профессиональном уровне. Психологии в сериале налито от души. Застарелые психотравмы героев, воспоминания, их ценность и тлетворное влияние, отношения родителей и детей, чувство вины, незавершенные гештальты буквально прописались на борту «Летящего» в качестве полноправных пассажиров.

Но и среди обычных членов рейса имеются любопытные образы.

Профессор Карл Д’Бранин (Маккен). Человек, потерявший дочь во время одной из многочисленных эпидемий и не простивший себе этой смерти. Его брак на грани распада, а червь вины гложет душу не переставая. Кстати, именно он обнаружил инопланетный корабль.

Психолог Агата Мэтисон (Мол) наставница, нянька телепата, объект его сексуальных фантазий, а заодно «бывшая» Карла. Женщина, которая пару раз нас серьезно удивит.

Загадочный капитан Рой Эрис (Аджала). Фанатичный ксенобиолог Роуэн (Сэмпсон). Нервная нейрокомпьютерщик Ломми (Эшет). Идеальная модификант-инженер Меланта (Тёрнер-Смит). Верный помощник капитана (вот только какого?) Огги (О’Бирн).




Статья написана 8 января 2019 г. 11:03

В санях у Санты, или Лучшие помощники Рождественского деда

rozhdestven_xroniki

Рождество всегда было любимейшим праздником семейства Пирс. Аж до той поры, пока отец — пожарный Дуг Пирс, не погиб во время очередного сражения с пламенем. Теперь все не так радостно. Мать Клэр трудится в больнице и частенько пропадает на работе. Старший брат Тедди (Льюис) жутко переживает гибель отца и связался с неблагонадежной компанией. Лишь 10-летняя сестра Кэти (Кэмп) неистово верит в Санту-Клауса (Расселл) и с огромным нетерпением ждет Сочельника.

И надо же такому случиться, что именно Кэти заметила на записи старого Рождества руку, явно принадлежащую самому Санта-Клаусу! И загорелась идеей застать Святого Николая во время исполнение его профессиональных обязанностей – укладывания подарков под елку. Что самое удивительное – у нее получилось. И невинная детская шалость привела к судьбоносным событиям, ставящим под угрозу сам дух Рождества.


Рождественское кино может быть разным – рассчитанным на молодых девиц, пожилых домохозяек, юных хулиганов, усталых отцов семейств или восторженных девочек. Мелодраматичным, сказочным, трагично-оптимистичным или комедийным. Основная его цель – передавать дух праздника и идею о том, что все будет хорошо. The Christmas Chronicles сложно назвать идеальным кино, но со своим праздничным делом оно справляется весьма уверенно.

Лента явно рассчитана на детскую аудиторию, от 7 до 11-ти, легка, комедийна, оптимистична и местами красива. При этом временами напоминает американские горки, когда чересчур затянутые диалоги или любование красотами заставляет позевывать, и в середине откровенно провисает.

Весьма порадовали актерские работы.

Во-первых Курт Расселл. Старина Курт тут оттягивается в полный рост и фактически тащит на себе весь фильм. Он то наивно-величественен, то хулиганисто-оторван, то рокерно-звезден, то печально-всеведущ, то заботливо-рассеян, то радостно-человеколюбив. А уж выступление в каталажке вышло и вовсе на пять с плюсом. Палитра психологических состояний у Рассела в этом фильме обширна и глубока. При этом все подается в легком, юморном ключе, без трагизма и надрывов. В его Санта-Клауса охотно веришь и жалеешь, что тебе в детстве не довелось с таким встретиться.

Любопытна идея о шикарной памяти Рождественского деда, помнящего все подарки всем детям мира за долгие-долгие годы. Можно было б запатентовать мощное средство от склероза. И концепция того, что из хороших мальчиков частенько вырастают посредственные взрослые. Не поспоришь.

Интересно также наблюдать за манипуляцией детьми через подарки на Рождество. Мол, будешь хорошим – получишь «плюшку», нет – «тарашку» в идее зловещего «Черного списка». То же самое, что позднее, во взрослом возрасте, перетекает в боязнь посмертного воздаяния. Будь добрым не потому, что это частенько правильно и логично, а потому что «бо-бо». Но если у взрослых это работает по полной программе, детишки, вырастая, напрочь забывают из-под палки внушенное «хорошее поведение». По крайней мере, осознанно, ведь подсознательно стремление «быть хорошим» всю последующую жизнь является причиной серьезных комплексов, психотравм и неблаговидных поступков.




Статья написана 4 января 2019 г. 11:42

Волшебное приключение для детворы, или Юный маг без пурпурового хитона

tajna_doma_s_chasami

10-летний Льюис Барнавельт (Ваккаро) после гибели родителей переехавший к своему дяде Джонатану (Блэк), не ожидал от нового места жительства ничего особенного. Однако оказалось, что его встретил таинственный старинный особняк, под завязку забитый часами, и крайне эксцентричный родственник, обитающий там вместе со старой подругой Флоренс (Бланшетт).

Причем как вскоре выяснилось, не просто эксцентричный. А самый натуральный колдун, простите волшебник. Ищущий в стенах особняка магические часы, спрятанные там его злым коллегой Айзеком Изардом (МакЛахлан), строившим планы, несущие опасность для всего человечества. Планы, противостоять которым могут только троица обитателей особняка.


Детско-подростковое и семейное кино бывает разным. Дорогим, серьезным, поднимающим важные проблемы, таким как «Поттер». Спецэффектным, наивным, и спорным, как «Золотой компас». Стильно-инфантильным, как «Дом странных детей Мисс Перегрин». Скромным, местами нелогичным, но идейно привлекательным, как «Альфа». Или забавным, смешным, несерьезным, неоригинальным, но вполне отвечающим запросам юной аудитории, как наш сегодняшний герой.

The House позиционируется и ведет себя как кино исключительно для среднего школьного возраста, которое со своими отпрысками вполне могут посмотреть и родители, не считающие себя откровенными снобами.

Фильм получился простеньким, но приятным, картинка бюджетная, без особых претензий, но и дешевизной по глазам не бьет. Аккуратные магические эффекты, летающие книги, живые зеленые изгороди, тыквы и кресла, картинка вселенной, вращающейся вокруг героев.

Но главным в фильме стала атмосфера жутковатого, таинственного, но притягательного волшебного приключения в духе Тома Сойера. Чуть хулиганистого, поначалу невинного, с каждым шагом все более сложного и к финалу судьбоносного. При всем антураже старинного таинственного дома, ночных прогулок на кладбище, неожиданных шумах и скримерах, хоррором ленту назвать сложновато. Это классическое юмористическое фентезийное приключение с выдержанным детским рейтингом.

Приятно поданы психологические проблемы детворы этого возраста (да и не только этого, будем честными). Желание признания, поиск друзей, ошибки в процессе этого самого поиска, зачатки гордыни, попытки произвести впечатление на голом месте. Общение с одногодками, среди которых хватает придурков, хулиганов и карьеристов.







  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх