Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 19 ноября 2018 г. 11:18

Близкие контакты средневекового вида, или Приоткрытые врата к звездам

ejfelxajm

Когда клиолог Том Шверин столкнулся с загадкой Эйфельхайма, он и представить не мог, к чему приведут его изыскания. Казалось бы, ну что такого, ну покинули люди средневековую деревню. Покинули и не вернулись. Хотя должны были. Странно, очень странно. Практически нереально.

Было лишь одно объяснение. Там произошло что-то настолько невозможно-дурное, что место на сотни лет стало запретным. Но даже если так, какое влияние это может оказать на современный мир?

А уж его подруге, физику Шерону Нэги, увлеченной исследованиями Джанатпурова пространства, и вовсе было глубоко фиолетово, что там стряслось в чащобах Шварцвальда.

Но так случилось, что именно союз этих двух ученых стал причиной невероятных открытий.

Открытий, начало которым было положено в далеком 1348–м году. В немецкой деревне, расположившейся в глубине Черного Леса. Деревне, еще не называвшейся Эйфельхаймом. Деревне, чьи жители однажды утром испытали чертовски странные ощущения.


Майкл Флинн, автор атмосферного "Танцора Января", один из многих американских писателей, неплохо публикуемых на родине, но до недавнего времени, почти не известных у нас. В 1995-м на русском вышел его дебютный роман «В стране слепых» (написанный в 90-м). И на 15 лет наши издатели позабыли о существовании этого автора (если не считать переиздания In the Country of the Blind в Асте). В 2010-м тот же Аст издает Eifelheim. Роман, выросший из повести 1986-го, и получивший в 2007-м номинацию на Хьюго.

Роман завораживающий и интересный, но в современных главах подчас более усыпляющий, чем урок физики для матерого двоечника.

Хотя, скорее всего, все зависит от склада характера читателя. Мне, сугубому гуманитарию, было сложно оторваться от средневековых частей книги, а вот современные монологи Шерон о физических открытиях навевали зевоту. Вероятно у человека, любящего точные науки, могут возникнуть противоположные ощущения.

Тема контакта привлекает внимание пишущего народа уже не первое десятилетие. Кто-то натравливает на планету злобных агрессивных марсиан, давая возможность погеройствовать своим соотечественникам. Кто-то маниакально придумывает наиболее отличающиеся от нас формы жизни, и натравливает их на землян, ошалевших от увиденного. Кто-то воспользовавшись прибытием чужих, получает возможность вдоволь поговорить о наших, человеческих вопросах.

Флинн как раз из таких.




Статья написана 16 ноября 2018 г. 11:27

Семейный хоррор под старинной крышей, или Психологические ужасы меж двух времен

prizraki_doma

90-е годы. Чета Крейн: Хью и Оливия зарабатывали на жизнь довольно необычным способом. Покупая старые дома, приводя их в порядок и продавая за хорошие деньги. Все было в порядке, и их мечта — идеальный «дом на века» для всей семьи, становилась все ближе.

До той поры, пока они не занялись обустройством старинного особняка на холме. Поначалу все шло как обычно, но затем младшие дети Хью и Оливии: двойняшки Нелл и Люк стали рассказывать о привидениях, являющихся им по ночам. Родители и старшие чада: Ширли, Стив, Тео отнеслись к фантазиям малышни несерьезно. Однако, как вскоре выяснилось, близнецы не лгали.

Проходит больше двух десятилетий. И семейство Крейн, давно разъехавшееся по стране, вновь сталкивается с похороненными тайнами прошлого. Тайнами, становящимися для них смертельно опасными.


Первым в новом проекте Netflix, вновь раскапывающем богатую тему привидений, привлекает внимание способ подачи материала. Постановщики, будто колоду, тасуют времена действия, перебрасывая нас из 90-х в 2000-ные подобно заправскому шулеру, легкими движениями пальцев перебирающему карты. Но и внутри каждого из времен линейного повествования мы не дождемся. Частенько в одной серии событие показывается с одной точки зрения глазами определенного персонажа, в следующей – нас познакомят с той де сценой, увиденной другим героем абсолютно по-другому. Хорошо и хорошо весьма – очень богатый и завораживающий способ съемки, дарящий нам массу отличных переходов, когда герои, открывая дверь или выключая свет, в следующую секунду могут оказаться на два десятка лет старше. Или младше. Ожить. Оказаться на грани. Переступить эту грань.

Сериал снят по роману Ширли Джексон (1959 год), прослывшему одним из лучших образцов литературной готики. Правда, новая постановка стала не прямой экранизацией книги, а, как сказал режиссер, ремиксом классического романа, взявшим из произведения лишь некоторые моменты.

Второй радующий момент сериала – качественная проработка персонажей, а также их отношений. Практически каждому из семейства Крейн уделяется прилично времени (без малого серия на лицо), причем мы видим героев и в детском возрасте, и во взрослом, наблюдая за персонажами будто через призму времени, мгновенно переносящую нас через два десятилетия. Наочно созерцая результаты детских психотравм. Ослепительное развитие характеров. Незавершенные гештальты. Результаты родительских, братских ошибок и эгоизма. По факту перед нами вполне взрослая семейная трагедия/драма. Папа с мамой, увлеченные своей работой. Дети, каждый из которых (кроме двойняшек) предоставлен сам себе. Их психологические нюансы и проблемы.




Статья написана 12 ноября 2018 г. 12:21

Битва суперхищников, или Небритый спаситель пляжников снова в деле

Meg

Джонас Тейлор (Стэйтем) был настоящим профессионалом-спасателем. Самые жуткие глубины, самые сложные случаи. Так было до той ситуации с подводной лодкой, когда Джонас спасая одних людей, оставил умирать других. Спекся? Испугался? Сам Тейлор утверждал, что ничего подобного. Всему виной неведомое гигантское существо, готовое убить всех остальных на борту батискафа. Вот только кроме Джонаса это самое существо никто и близко не слышал.

Прошло пять лет и экипаж субмарины, исследующей скрытую за термоклином сероводорода глубочайшую части Марианской впадины узнал, что Тейлор таки был прав. И теперь бравому спасателю нужно не только достать с неимоверной глубины экипаж батискафа, но и разобраться с доисторическим монстром, изрядно оголодавшим у себя на дне.


Картины об акулах с каждым годом добавляют в свой полк все новых и новых бойцов. Бывает откровенный бред, типа «Челюстей» 2011 года. Попадаются вполне любопытные по динамике ленты, как то «Отмель”, или «Глубокое синее море», грешащие меж тем кучей ошибок и бредовых предпосылок.

The Meg балансирует на грани бреда, по большей части все же эту грань не переступая.

Основные вопросы, как обычно, к действиям и характеристикам главного антагониста картины, собственно мегалодону. Она упорно гоняется за отдельными пловцами (это как будто вы, с целью насытиться, стали бы неотступно преследовать мышей, не обращая внимания на курей или поросят), тратя драгоценную для постоянно движущихся акул энергию, хотя вокруг уйма дичи покрупнее. Она упорно «тусит» в одном районе бескрайнего океана, причем чаще всего гуляя под поверхностью. Она нормально всплывает с неимоверной глубины и отлично чувствует себя наверху. А хитом сезона стало поведение рыбины около Санья-Бич. Счас, стала бы она вам полчаса плавать кругами, когда вокруг столько вкусного.

И если в Deep blue sea постановщики хотя бы «разогнали» рыбинам мозги, чем придали им хитрости, злобы и почти людской настойчивости,, то тут мы видим аж никак не «дьявола», а обычного зверя, действующего почему-то абсолютно нелогично.

Человеки тоже не отличаются умом и сообразительностью. С такими «бабками», которые были у Джека Морриса, он мог себе позволить любое оружие для охоты, включая крупнокалиберные пулеметы и самые навороченные ракето-торпеды. Меж тем обходились пацаны буквально тем, что под рукою.

Лента поставлена по роману Стива Альтена «Мегалодон: Ужас из тьмы» (1997).




Статья написана 9 ноября 2018 г. 11:27

Повесть о первой собаке, или Доброе сердце, развивающее человечество

Alfa

Европа. 20 тысяч лет назад. Группа мужчин из маленького первобытного племени отправляются на большую охоту. Дело сложное, опасное, и для сына вождя, юного Кеда (Смит-Макфи) заканчивается не лучшим образом. Он остается один, с поврежденной ногой, вдали от дома, до которого много дней пути. Вдобавок начинается зима. Рассчитывать не на кого, кроме себя. Себя и раненного зверя, подобранного по дороге. Человек и волк. Немыслимый союз, способный изменить мир.


Подростковое приключенческое кино бывает разным. Приторным до икоты, глуповатым и слабо логичным. Или эмоциональным, не лишенным ошибок, но вполне способным научить чему-нибудь подрастающее поколение. «Альфа» скорее относится ко второму типу, впрочем, избежать некоторых болячек первого у постановщиков не получилось.

Сперва о приятном.

Потрясающая природа. Будто BBC с NGO долго и упорно консультировали операторов и те прилежно изучали заветы профессионалов. Почти каждый кадр можно смело печатать на цветном принтере и вешать на стену в качестве картины. Или на рабочий стол компьютера как его основной фон. Это при том, что местность не отличается буйством жизни и красок. Тут нет зеленого царства джунглей, весенних степей, пробуждающихся саванн или бушующих морских волн. Серые равнины, холмы, реки, редкие скалы, еще более редкие чахленькие леса. Но смотрится все это просто великолепно.

Снималась картина в основном на острове Ванкувер (Британская Колумбия) и в Канаде, помогала Исландия.

До конца непонятен вопрос с использованием компьютерной графики. Какая часть из природного великолепия Alpha настоящая, а какая создана руками умельцев-айтишников. Понятно цифровые мамонты и шерстистые носороги. Скорее всего большая часть бизонов. А гиены? А волки? А снежные бураны? Весьма было бы любопытно прояснить этот момент, но информации маловато.

Но сколько бы ни было на самом деле в волчаре анимации, а сколько «натуры» (скорее всего одно совмещалось с другим), один из двух главных героев фильма – собака/волк Альфа вышел отличным. Естественные повадки, движения и позы, ум, звериная ярость и щенячья игривость, способность порвать кого угодно и трепетно заботится о друге и вожаке. Интересно были показаны моменты чередования кнута и пряника при налаживании связи между человеком и зверем. Прям по всем законам дрессировки.

Кеда также не подкачал. Живой, любознательный, чувствительный, обстоятельный, умный. Хрупкий, ранимый, неуверенный, пугливый. Постепенно матереющий в дороге, Кеда демонстрирует юному зрителю впечатляющую историю взросления и возмужания мальчика через преодоление трудностей. Причем за весьма короткое время. Заметьте, текста у паренька немного, в основном он играет на внутренних состояниях и эмоциях. И делает это вполне успешно. Да, вызывает вопросы его мнительность и слишком уж тонкая душевная организация в дебюте. Парень, в то первобытное время не умеющий разжечь огонь и прирезать добычу, вряд ли дожил бы до своих 10-13 лет. Но ладно, принимаем эту условность, благо она введена не просто так, а с умыслом. Концепция «доброго сердца» превалирующая в картине, ведет через невзгоды Кеду и заставляет задуматься зрителей, привыкших решать все проблемы с позиции «злого сердца». А ведь только добрые люди, по мнению постановщиков, продвигают человечество вперед и способны совершать качественные скачки в развитии цивилизации. Как видите, идейно «Альфа» весьма хороша, уместна и толкова.




Статья написана 5 ноября 2018 г. 23:36

Волчья Аляска, или Зверь внутри нас

priderzhi_tmu

Писатель и натуралист Расселл Кор (Райт) хорошо разбирался в волках. Причем настолько, что именно к нему обратилась жительница деревеньки в дебрях Аляски Медора Слоун (Кио), у которой волки забрали маленького сына.

Расселл приезжает в крупнейший штат США и вскоре понимает, что все не так просто, как рассказывала ему Медора. И в маленьком поселке посреди безбрежных природных просторов Аляски таится что-то еще.


«Схватка» смешанная с «Ветренной рекой»? Мистика, сплетенная с криминалом и людскими пороками? А почему бы и не посмотреть?

К сожалению, Hold the Dark ожиданий не оправдал. Лента вышла жутко затянутой, отстраненно-снисходительной и чересчур увлекшейся постановкой вопросов, позабыв дать нам хоть парочку ответов.

Несколько туманных «как-бы» объясняющих слов из уст местных жителей и открытый конец также не располагают к нормальному восприятию фильма. Нет, если вам нравится, когда битых два часа по экрану рассыпают высокопарные намеки на демонов-волков, звериную натуру, воскрешение, месть и друга-Горацио, которому многое не снилось, а затем сворачивают повествование, не раскрыв фактически ни одной карты, Hold the Dark для вас. И даже при том, что главные идеи постановщиков стары как мир (человек лишь малая крупинка огромной непостижимой природы; за окнами наших домов до сих пор таится всякое (особенно если дома находятся за пределами больших городов); туземцы гораздо ближе к природе, чем цивилизованные люди (иногда даже слишком близко); человек и зверь зачастую тесно сплетены внутри нас в один клубок), в рамках конкретной истории можно было бы дать зрителю побольше информации. Те же забавы с маской подразумевают угнетение человеческого в персонаже и победу зверя? Тогда отчего маска стремилась к мести, каковая как было сказано ранее, не присуща животному миру?

Но, несмотря на чрезмерную таинственность создателей ленты (они хоть для себя определили в подробностях, о чем именно говорят?) приятные моменты в картине имеются.







  Подписка

Количество подписчиков: 132

⇑ Наверх