Близкие контакты средневекового вида, или Приоткрытые врата к звездам
Когда клиолог Том Шверин столкнулся с загадкой Эйфельхайма, он и представить не мог, к чему приведут его изыскания. Казалось бы, ну что такого, ну покинули люди средневековую деревню. Покинули и не вернулись. Хотя должны были. Странно, очень странно. Практически нереально.
Было лишь одно объяснение. Там произошло что-то настолько невозможно-дурное, что место на сотни лет стало запретным. Но даже если так, какое влияние это может оказать на современный мир?
А уж его подруге, физику Шерону Нэги, увлеченной исследованиями Джанатпурова пространства, и вовсе было глубоко фиолетово, что там стряслось в чащобах Шварцвальда.
Но так случилось, что именно союз этих двух ученых стал причиной невероятных открытий.
Открытий, начало которым было положено в далеком 1348–м году. В немецкой деревне, расположившейся в глубине Черного Леса. Деревне, еще не называвшейся Эйфельхаймом. Деревне, чьи жители однажды утром испытали чертовски странные ощущения.
Майкл Флинн, автор атмосферного "Танцора Января", один из многих американских писателей, неплохо публикуемых на родине, но до недавнего времени, почти не известных у нас. В 1995-м на русском вышел его дебютный роман «В стране слепых» (написанный в 90-м). И на 15 лет наши издатели позабыли о существовании этого автора (если не считать переиздания In the Country of the Blind в Асте). В 2010-м тот же Аст издает Eifelheim. Роман, выросший из повести 1986-го, и получивший в 2007-м номинацию на Хьюго.
Роман завораживающий и интересный, но в современных главах подчас более усыпляющий, чем урок физики для матерого двоечника.
Хотя, скорее всего, все зависит от склада характера читателя. Мне, сугубому гуманитарию, было сложно оторваться от средневековых частей книги, а вот современные монологи Шерон о физических открытиях навевали зевоту. Вероятно у человека, любящего точные науки, могут возникнуть противоположные ощущения.
Тема контакта привлекает внимание пишущего народа уже не первое десятилетие. Кто-то натравливает на планету злобных агрессивных марсиан, давая возможность погеройствовать своим соотечественникам. Кто-то маниакально придумывает наиболее отличающиеся от нас формы жизни, и натравливает их на землян, ошалевших от увиденного. Кто-то воспользовавшись прибытием чужих, получает возможность вдоволь поговорить о наших, человеческих вопросах.
Флинн как раз из таких.
Причем Майкл не стал облегчать задачу, используя современный мир, с его жителями, подготовленными компьютерными играми, фантастическим кинематографом и ужастиками.
Ареной действия выбрана средневековая Германия конца 14-го века. Время, когда в быт народонаселения лишь начинает потихоньку входить разнообразная машинерия и достижения научно-технического прогресса, типа очков или механических часов. Время, когда творят выдающиеся философы, такие как Буридан или Оккам. Время, когда на дворе царят самые натуральные Темные века, с инквизицией, постоянными войнами и эпидемиями.
Согласитесь, самое время для контакта с внеземным разумом.
Как будет проходить общение с пришельцами священника Дитриха — искренне верующего, твердо убежденного в существовании Господа. При этом человека образованного, умного и хорошо знакомого с современными ему философскими тенденциями? А со стороны фанатичного монаха-францисканца Иоахима? Обычных селян? Манфреда — неглупого властителя Хохвальда?
Как раскроются представители всех этих слоев и социальных групп, демонстрируя свои нутряные качества? Страх. Гнев. Брезгливость. Упрямство. Расчетливость. Веру. Человечность. Милосердие.
Как сольется воедино вера и научный подход Дитриха, доказывая, что это вовсе не противоположности, а наоборот, две части одного великого процесса познания.
Как забавно переплетутся первые ростки европейской научной мысли, еще слабенькие и чахлые, с информацией, получаемой от представителей более развитой цивилизации. Зачастую подтверждая разработки, догадки или озарения, посещающие земных ученых того времени.
Причем и пришельцы у Майкла весьма оригинальные. Не захватчики «в силах тяжких», или всезнающие гуру, а существа с кучей своих проблем (вплоть до смертельных), психологических нюансов и огромных тараканов (кузнечиков?) в головах.
Вистов работе Флинна добавляет очень тщательное, уважительное воссоздание эпохи. Быт и уклад средневековой деревни. Нюансы отношений между жителями. Гвельфы с гибеллинами. Черная смерть. Церковные интриги. Терминология, латынь, масса отсылок к Библии и работам философов. Причем для главного героя, отца Дитриха, это не абстрактные материи, а самое что ни на есть прикладные моменты. Он живет, сообразуясь с Божьими заповедями и работами мыслителей, многих из которых он знает лично.
В общем такого погружения в 14 век я не испытывал уже давно.
Современная линия, как я уже говорил, выглядит послабее (и понуднее), но так как ее здесь не очень много, испортить впечатление она не успевает.
А вот переплетение времен получилось талантливо. Когда Том находит документы или легенды о событиях, которым мы были свидетелями пару страниц назад, это производит отличное впечатление, создавая непрерывную канву романа.
И отдельное спасибо автору за веру в людей. Не во всех, далеко не во всех. В лучших. Майкл уверен, что, невзирая на всю грязь, кровь, подлость и глупость, испокон веков сопровождающие расу гомо сапиенс, даже в самые темные времена найдутся люди, способные не дать закрыться пути к звездам.
Эрго. Интересное размышление о человечности, науке и вере, разыгранное в шикарно воссозданном средневековом антураже.
Семейный хоррор под старинной крышей, или Психологические ужасы меж двух времен
90-е годы. Чета Крейн: Хью и Оливия зарабатывали на жизнь довольно необычным способом. Покупая старые дома, приводя их в порядок и продавая за хорошие деньги. Все было в порядке, и их мечта — идеальный «дом на века» для всей семьи, становилась все ближе.
До той поры, пока они не занялись обустройством старинного особняка на холме. Поначалу все шло как обычно, но затем младшие дети Хью и Оливии: двойняшки Нелл и Люк стали рассказывать о привидениях, являющихся им по ночам. Родители и старшие чада: Ширли, Стив, Тео отнеслись к фантазиям малышни несерьезно. Однако, как вскоре выяснилось, близнецы не лгали.
Проходит больше двух десятилетий. И семейство Крейн, давно разъехавшееся по стране, вновь сталкивается с похороненными тайнами прошлого. Тайнами, становящимися для них смертельно опасными.
Первым в новом проекте Netflix, вновь раскапывающем богатую тему привидений, привлекает внимание способ подачи материала. Постановщики, будто колоду, тасуют времена действия, перебрасывая нас из 90-х в 2000-ные подобно заправскому шулеру, легкими движениями пальцев перебирающему карты. Но и внутри каждого из времен линейного повествования мы не дождемся. Частенько в одной серии событие показывается с одной точки зрения глазами определенного персонажа, в следующей – нас познакомят с той де сценой, увиденной другим героем абсолютно по-другому. Хорошо и хорошо весьма – очень богатый и завораживающий способ съемки, дарящий нам массу отличных переходов, когда герои, открывая дверь или выключая свет, в следующую секунду могут оказаться на два десятка лет старше. Или младше. Ожить. Оказаться на грани. Переступить эту грань.
Сериал снят по роману Ширли Джексон (1959 год), прослывшему одним из лучших образцов литературной готики. Правда, новая постановка стала не прямой экранизацией книги, а, как сказал режиссер, ремиксом классического романа, взявшим из произведения лишь некоторые моменты.
Второй радующий момент сериала – качественная проработка персонажей, а также их отношений. Практически каждому из семейства Крейн уделяется прилично времени (без малого серия на лицо), причем мы видим героев и в детском возрасте, и во взрослом, наблюдая за персонажами будто через призму времени, мгновенно переносящую нас через два десятилетия. Наочно созерцая результаты детских психотравм. Ослепительное развитие характеров. Незавершенные гештальты. Результаты родительских, братских ошибок и эгоизма. По факту перед нами вполне взрослая семейная трагедия/драма. Папа с мамой, увлеченные своей работой. Дети, каждый из которых (кроме двойняшек) предоставлен сам себе. Их психологические нюансы и проблемы.
Отношения старших и младших. Все моменты, обусловившие их дальнейшую жизнь.
Люк все время страдающий от недоверия родни. Нежная и чувствительная Нелл. Ширли, рановато столкнувшаяся со смертью и так и не пришедшая в себя после этой встречи. Стив, ощущающий вину за свое неверие и придавленный комплексом старшего брата. Чувствительная к сути вещей Тео. Повзрослев, герои продолжают тянуть за собой детские проблемы и особенности. Люк ищущий убежища в наркоте. Психологически надломленная Нелл. Ширли, помешанная на контроле, посвятившая жизнь ритуальным услугам и приведению в порядок умерших. Ищущий необычное, пишущий книги о призраках, и не видевший ни одного из них (или нет?) Стив. Сбежавшая в розовую любовь, детскую психологию и помощь недорослям Тео. Прописаны, показаны и сыграны все члены семьи Крейнов на «отлично».
Добавляют в блюдо остроты психологические и социальные аспекты проекта. Наркомания, люди, изломанные героином до самого края (куда тем призракам), реабилитационные центры, жизнь отбросов американского дна. Проблемы маленьких пациентов Тео, зачастую плотно связанные со взрослыми родичами и опекунами. Отношение людей к покойникам и смерти. Популярность литературы ужасов и «распространение заблуждений» авторами этой самой литературы. Материнское стремление удержать детей под своим крылом и страдание по временам, когда они были мелкими и полностью зависели от родительницы. Эгоизм и самопожертвование.
Сюжет раскрывается неспешно, по капле, долго поддерживая интригу и напряжение. Практически все Крейны видят нечто необычное, но долгое время никто, кроме младших, не верит в реальность увиденного. Тайны дома остаются скрытыми от нас и от героев, лишь намекая о своей сути (что говорить о «последнем дне» — настоящей «терра инкогнита», с каждой серией лишь разжигающей любопытство зрителя). Затем постановщики смешивают мистику с галлюцинациями, подключая забавы людского мозга и игры со временем. Выводя красивую закольцовку, собравшую воедино все предыдущие аспекты действия. Как история The Haunting of Hill House рассказана весьма талантливо, действительно выделяя картину из огромного количества «пугательных» собратьев.
Да, призраки порой чересчур плотно «работают» с физическим миром (постановщики, вы вообще за кого, за Крейнов или за медведя?). Да, проект весьма мрачен и пронизан темой смерти. Каждый из героев видал Костявую вблизи. Каждому она подрезала крылья. Кому-то больше, кому-то меньше. Каждый из них изломан и несчастлив. Каждый выхаркивает дни проведенные в Доме, всю оставшуюся жизнь. Позитивных эмоций от просмотра сериала вы не получите ни капли. Впрочем, ужастики в основном смотрят не ради них, а чтобы пощекотать нервы. С этим у «Дома» все в порядке. Поначалу концентрация необычного невелика. Постепенно уровень сверхъестественного нарастает. Что особо приятно, постановщики не увлекаются скримерами и прочими «бу» из-за угла (хотя совсем без них не обходятся). Они нагнетают атмосферу не спеша, неостановимо, заставляя зрителя сидеть как на иголках даже тогда, когда в кадре вроде бы не происходит ничего необычного или ужасного.
Кстати, с концептом того, что здешние призраки произрастают исключительно из психологических страхов и тайн семьи Крейн, я не согласен. Постановщики говорят о борьбе человека со стрессом и психологической адаптации, как об одной из основных тем проекта. Но простите, без Хилл-хауза этот самый стресс не мог принять таких форм. Да, «чувствительные» люди это аргумент, такие способны многое перевести на физический уровень. И детвора вообще видит много воображаемых форм. Но лишь единицы из бывших недорослей способны лицезреть эти самые формы во взрослом возрасте. Так что однозначно спасибо Домику, испоганившему жизнь целому семейству. А впрочем нефиг иметь дело с антикварными домами, слишком много у них паршивых воспоминаний.
Эрго. Сильный мистико-психологический сериал, смешавший хоррор с семейной трагедией, психологическую социалку с напряженной атмосферой, хорошие актерские работы с проработанными персонажами. Смотреть можно всем, кроме тех, кого отвращает сама идея «ужастиков» — сериал, напомню, довольно мрачный.
Режиссер: Майк Флэнеган
В ролях: Маккенна Грэйс, Карла Гуджино, Микил Хаусмен, Тимоти Хаттон, Генри Томас, Лулу Уилсон, Оливер Джексон-Коэн, Элизабет Ризер, Кейт Сигел, Саманта Слойан, Роберт Лонгстрит, Джеймс Лэфферти, Катрин Паркер, Элизабет Бечка, Джордана Кристи, Энтони Руйвивар, Кэти Карпентер, Анна Энгер, Джеймс Флэнеган, Эрианн Мартин, Дэвид Моретти
Битва суперхищников, или Небритый спаситель пляжников снова в деле
Джонас Тейлор (Стэйтем) был настоящим профессионалом-спасателем. Самые жуткие глубины, самые сложные случаи. Так было до той ситуации с подводной лодкой, когда Джонас спасая одних людей, оставил умирать других. Спекся? Испугался? Сам Тейлор утверждал, что ничего подобного. Всему виной неведомое гигантское существо, готовое убить всех остальных на борту батискафа. Вот только кроме Джонаса это самое существо никто и близко не слышал.
Прошло пять лет и экипаж субмарины, исследующей скрытую за термоклином сероводорода глубочайшую части Марианской впадины узнал, что Тейлор таки был прав. И теперь бравому спасателю нужно не только достать с неимоверной глубины экипаж батискафа, но и разобраться с доисторическим монстром, изрядно оголодавшим у себя на дне.
Картины об акулах с каждым годом добавляют в свой полк все новых и новых бойцов. Бывает откровенный бред, типа «Челюстей» 2011 года. Попадаются вполне любопытные по динамике ленты, как то «Отмель”, или «Глубокое синее море», грешащие меж тем кучей ошибок и бредовых предпосылок.
The Meg балансирует на грани бреда, по большей части все же эту грань не переступая.
Основные вопросы, как обычно, к действиям и характеристикам главного антагониста картины, собственно мегалодону. Она упорно гоняется за отдельными пловцами (это как будто вы, с целью насытиться, стали бы неотступно преследовать мышей, не обращая внимания на курей или поросят), тратя драгоценную для постоянно движущихся акул энергию, хотя вокруг уйма дичи покрупнее. Она упорно «тусит» в одном районе бескрайнего океана, причем чаще всего гуляя под поверхностью. Она нормально всплывает с неимоверной глубины и отлично чувствует себя наверху. А хитом сезона стало поведение рыбины около Санья-Бич. Счас, стала бы она вам полчаса плавать кругами, когда вокруг столько вкусного.
И если в Deep blue sea постановщики хотя бы «разогнали» рыбинам мозги, чем придали им хитрости, злобы и почти людской настойчивости,, то тут мы видим аж никак не «дьявола», а обычного зверя, действующего почему-то абсолютно нелогично.
Человеки тоже не отличаются умом и сообразительностью. С такими «бабками», которые были у Джека Морриса, он мог себе позволить любое оружие для охоты, включая крупнокалиберные пулеметы и самые навороченные ракето-торпеды. Меж тем обходились пацаны буквально тем, что под рукою.
Лента поставлена по роману Стива Альтена «Мегалодон: Ужас из тьмы» (1997).
Но проблемы картины не только в странноватом поведении персонажей и пренебрежении законами логики (а подчас и физики). Главную злодейку мы впервые видим лишь по истечении получаса картины и то мельком. А до настоящего экшена добираемся и вовсе лишь на экваторе фильма. То бишь целый час идет чертовски затянувшаяся завязка. Но даже когда дело доходит до триариев, выясняется, что акулы в фильме об акуле попросту мало. Казалось бы, при бюджете в 130 лимонов вы можете себе позволить нарисовать сколько угодно самой совершенной машины для убийства, ведь на нее собственно зритель и идет. Ан нет. От души побалуют нас зверюгой лишь в самой последней сцене, а до этого мегалодона в кадре не густо. Причем если Спилберг, страдающий от недостатка финансов, заменял акулу мастерски нагнетаемым саспенсом, то Тёртлтауб пытается выехать на мужественной небритой физиономии Стэйтема, болтовне и периодически всплывающих розовых соплях разного калибра. Замена, мягко говоря, не равноценная.
Да и намеки на разрушительную деятельность человека звучат откровенно бледно. Так, для галочки, что-ли. Разве что концепция сражения суперхищников, которую Стетхэм стеснительно опровергает на словах, а потом доказывает на деле, позабавила.
Актерские работы дела не исправляют.
Джейсон Стэйтем/ Стетхэм лицедей весьма ограниченного и чертовски однообразного диапазона. Тут вдобавок он лишен возможности продемонстрировать свои боевые навыки (джиу-джитсу против 23-метровой рыбы слабо помагает) и остается у него лишь та самая небритая, мужественная физиономия.
Остальные тоже в памяти не откладываются. Персонажи картонные, игра средненькая. А нет, вру! Дочка Сюин хороша, детская непосредственность рулит.
Вы, кстати, отметили, что ориентация на китайскую публику потихоньку становится в Голливуде настоящим (прости, Господи) трендом. «Скала» Джонсон в своем «Небоскребе» уже сходил искупаться в эту реку, теперь пришло время Стетхэма (занырнувшего в целый океан). И, насколько я понимаю, трендом, приносящим нормальные деньги.
При всех недостатках есть у «Мег» и приятные стороны. Когда постановщики, наконец, заканчивают с соплями, экспозициями, трепом и сомнительными шуточками, выпуская на арену акулу, мы получаем парочку хороших сцен, с вменяемой динамикой, бодрым экшеном и напряжением. Пускай многовато вторичных моментов типа «бу» из-под низу, сценарных дыр и попросту глуповатых действий персонажей, местами даже переживаешь за судьбы героев.
Да, и ровно в середине картины нам подготовили волнительный нежданчик.
Жаль, что постановщики явно растягивали хронометраж, причем не за счет красивых картинок подводного мира, а за счет слабых и натянутых человеческих отношений и корявых диалогов. Убрать бы воду, добавить мегалодона, получилось бы гораздо лучше.
Эрго. Средненькая акулья пугалка, с парой неплохих динамичных сцен, которой не повредило бы побольше зверя и поменьше людей.
Повесть о первой собаке, или Доброе сердце, развивающее человечество
Европа. 20 тысяч лет назад. Группа мужчин из маленького первобытного племени отправляются на большую охоту. Дело сложное, опасное, и для сына вождя, юного Кеда (Смит-Макфи) заканчивается не лучшим образом. Он остается один, с поврежденной ногой, вдали от дома, до которого много дней пути. Вдобавок начинается зима. Рассчитывать не на кого, кроме себя. Себя и раненного зверя, подобранного по дороге. Человек и волк. Немыслимый союз, способный изменить мир.
Подростковое приключенческое кино бывает разным. Приторным до икоты, глуповатым и слабо логичным. Или эмоциональным, не лишенным ошибок, но вполне способным научить чему-нибудь подрастающее поколение. «Альфа» скорее относится ко второму типу, впрочем, избежать некоторых болячек первого у постановщиков не получилось.
Сперва о приятном.
Потрясающая природа. Будто BBC с NGO долго и упорно консультировали операторов и те прилежно изучали заветы профессионалов. Почти каждый кадр можно смело печатать на цветном принтере и вешать на стену в качестве картины. Или на рабочий стол компьютера как его основной фон. Это при том, что местность не отличается буйством жизни и красок. Тут нет зеленого царства джунглей, весенних степей, пробуждающихся саванн или бушующих морских волн. Серые равнины, холмы, реки, редкие скалы, еще более редкие чахленькие леса. Но смотрится все это просто великолепно.
Снималась картина в основном на острове Ванкувер (Британская Колумбия) и в Канаде, помогала Исландия.
До конца непонятен вопрос с использованием компьютерной графики. Какая часть из природного великолепия Alpha настоящая, а какая создана руками умельцев-айтишников. Понятно цифровые мамонты и шерстистые носороги. Скорее всего большая часть бизонов. А гиены? А волки? А снежные бураны? Весьма было бы любопытно прояснить этот момент, но информации маловато.
Но сколько бы ни было на самом деле в волчаре анимации, а сколько «натуры» (скорее всего одно совмещалось с другим), один из двух главных героев фильма – собака/волк Альфа вышел отличным. Естественные повадки, движения и позы, ум, звериная ярость и щенячья игривость, способность порвать кого угодно и трепетно заботится о друге и вожаке. Интересно были показаны моменты чередования кнута и пряника при налаживании связи между человеком и зверем. Прям по всем законам дрессировки.
Кеда также не подкачал. Живой, любознательный, чувствительный, обстоятельный, умный. Хрупкий, ранимый, неуверенный, пугливый. Постепенно матереющий в дороге, Кеда демонстрирует юному зрителю впечатляющую историю взросления и возмужания мальчика через преодоление трудностей. Причем за весьма короткое время. Заметьте, текста у паренька немного, в основном он играет на внутренних состояниях и эмоциях. И делает это вполне успешно. Да, вызывает вопросы его мнительность и слишком уж тонкая душевная организация в дебюте. Парень, в то первобытное время не умеющий разжечь огонь и прирезать добычу, вряд ли дожил бы до своих 10-13 лет. Но ладно, принимаем эту условность, благо она введена не просто так, а с умыслом. Концепция «доброго сердца» превалирующая в картине, ведет через невзгоды Кеду и заставляет задуматься зрителей, привыкших решать все проблемы с позиции «злого сердца». А ведь только добрые люди, по мнению постановщиков, продвигают человечество вперед и способны совершать качественные скачки в развитии цивилизации. Как видите, идейно «Альфа» весьма хороша, уместна и толкова.
Как и с точки зрения приключения. Длинный квест-путешествие по просторам той самой прекрасной природы. Преодоление невзгод и собственных слабостей. Взросление и забота о друге. Кровожадные хищники и жуткие погодные условия. Причем постановщики обошлись без людской подлости, этот аспект вынесен за скобки. Лишь природные катаклизмы и борьба с проблемами, обеспечиваемыми собственным организмом. Как физическими, так и психологическими. Зато этих перипетий создатели ленты отсыпали протагонисту от души. Порой даже с избытком.
Да и эмоционально «Альфа» на высоте. Сопереживание персонажу цветет и пахнет. За его судьбу и долю Альфы искренне волнуешься, хотя и понимаешь в глубине души, что все должно быть в порядке (семейное кино все-таки).
Порадовали кривоватые копья – эдакая здоровая доля натурализма. А вот чересчур ухоженный вид первобытных людей с крепкими белыми зубами несколько огорчил.
Теперь о том, что озадачило.
-Идея большой охоты минимум в трех сутках пути от стойбища (а то и больше, нам показали всего три ночевки). Зачем так далеко? В районе стойбища нет дичи? Откочуйте туда куда есть, чем собственно и занимались наши очень далекие предки. Боитесь хищников? Сделайте колья огораживающие лагерь повыше и поддерживайте огонь. Все это выглядит на порядки логичнее, чем отправление 12 мужиков за 100 верст киселя хлебать. Ну наохотили вы бизонов. Много. Ну очень много! Дальше что? Вес бизона от 400 до 800 (а то и до тысячи кг). Допустим, туши разделываем на месте. Соответственно от гипотетического 500-600 килограммового быка остается около 300 кг мяса. Черт с ним, что было бы неплохо его просолить или провялить, может первобытным людям «с душком» кушать приятнее (ничего навроде предварительной обработки добычи нам не показывают). Главное не это. Как вы его к родным осинам тащить собираетесь? Вьючных животных еще не придумали. Лодок тоже, деревьев для плотов нет (даже если вы до реки доберетесь). Остается один выход – волокуши. Сколько один мужик может упереть на волокушах? Вопрос к знатокам, но вряд ли больше одной туши. Не забываем, до дому минимум три дня ходу через места, где водятся хищники. Соответственно в лучшем случае вы притараните 3 с небольшим тонны мяса. И это на год на все (пусть и небольшое) племя? Не кажется вам, что такая овчинка не стоит выделки?
-Гиен трогать не будем, хотя их наличие в Европе вызвало некоторое удивление. Ладно-ладно, помним про вымершую пещерную гиену (хотя жила она все таки в пещерах, а нам показывают их на равнинной местности).
-Момент реальности ухода зверя из стаи оставим для комментариев знатным волковедам.
-Как то слишком уже долго блукал наш герой на обратном пути. Понятно, заблудился, понятно выходили поздней осенью, «зима близко», но такое впечатление, что блуждал парень не одну неделю.
-А вот чем, например, наш герой питался в снежную пургу, дующую с утра до вечера, и где брал дровишки посреди снежной пустыни, вопрос поинтереснее.
-И самый неправдоподобный момент с купанием. На 90 процентов – труп. В реальности меньше часа ходьбы по морозу с промокшими в полынье ногами – обморожение и ампутация пальцев. И это не кинематограф, а суровая реальность — рассказ из жизни северных широт, этого неудачно промочившего ноги человека Катерина знала лично. А теперь представьте купаньки по морозу и жуткому ветру со снегом? И чахлым костерком потом? Да он бы его просто развести не успел.
Как видите, вопросов к биологической, антропологической и выживательной сторонам картины хватает. Но фильм это не сильно портит. Все же он рассчитан на подростковую аудиторию и семейный просмотр. А такая публика к логическим неувязкам цепляется поменьше.
Эрго. Приятное доисторическое приключение-квест о взрослении мужчины, с шикарными картинами природы и качественной идейной подоплекой.
Режиссер: Альберт Хьюз
В ролях: Коди Смит-МакФи, Наташа Мальте, Леонор Варела, Йоуханнес Хёйкьюр Йоуханнессон, Йенс Хультен, Мерседес Де Ла Зерда, Прия Раджаратнам, Спенсер Богерт, Патрик Флэнеган, Майкл Круз Даль
Писатель и натуралист Расселл Кор (Райт) хорошо разбирался в волках. Причем настолько, что именно к нему обратилась жительница деревеньки в дебрях Аляски Медора Слоун (Кио), у которой волки забрали маленького сына.
Расселл приезжает в крупнейший штат США и вскоре понимает, что все не так просто, как рассказывала ему Медора. И в маленьком поселке посреди безбрежных природных просторов Аляски таится что-то еще.
«Схватка» смешанная с «Ветренной рекой»? Мистика, сплетенная с криминалом и людскими пороками? А почему бы и не посмотреть?
К сожалению, Hold the Dark ожиданий не оправдал. Лента вышла жутко затянутой, отстраненно-снисходительной и чересчур увлекшейся постановкой вопросов, позабыв дать нам хоть парочку ответов.
Несколько туманных «как-бы» объясняющих слов из уст местных жителей и открытый конец также не располагают к нормальному восприятию фильма. Нет, если вам нравится, когда битых два часа по экрану рассыпают высокопарные намеки на демонов-волков, звериную натуру, воскрешение, месть и друга-Горацио, которому многое не снилось, а затем сворачивают повествование, не раскрыв фактически ни одной карты, Hold the Dark для вас. И даже при том, что главные идеи постановщиков стары как мир (человек лишь малая крупинка огромной непостижимой природы; за окнами наших домов до сих пор таится всякое (особенно если дома находятся за пределами больших городов); туземцы гораздо ближе к природе, чем цивилизованные люди (иногда даже слишком близко); человек и зверь зачастую тесно сплетены внутри нас в один клубок), в рамках конкретной истории можно было бы дать зрителю побольше информации. Те же забавы с маской подразумевают угнетение человеческого в персонаже и победу зверя? Тогда отчего маска стремилась к мести, каковая как было сказано ранее, не присуща животному миру?
Но, несмотря на чрезмерную таинственность создателей ленты (они хоть для себя определили в подробностях, о чем именно говорят?) приятные моменты в картине имеются.
В первую очередь – ее Величество Природа, которая, даже не смотря на то, что нам съемки проходили не на Аляске, а в Канаде, все равно потрясающа. Бесконечные просторы, пронизанные редкими лентами дорог. Непроницаемая темнота, где теряются тонкие лучики автомобильных фар. Зубры, гуляющие по дорогам. Мистика, окутывающая одинокие людские жилища. Невозмутимые заснеженные леса. Пронзающие небеса вершины гор. Лютая стужа, способная убить за считанные минуты. Проносящиеся под ветвями тени волков. Опасность, таящаяся за порогом. Антураж у фильма хорош, не поспоришь.
Также в актив постановщикам можно занести знатную перестрелку, проходящую под лозунгом «аляскинского УПА и кулемета на горищі». И хотя действия копов на всем ее протяжении выглядят крайне непрофессионально (да обойдите вы его! И прекратите упорно лезть под пули!), по накалу это одна из мощнейших сцен картины.
Актерские работы меж тем ничем выдающимся не отметились.
Джеффри Райт, в том же «Мире Дикого запада» продемонстрировавший свой недюжинный потенциал, здесь выглядит весьма блекло.
Александр Скарсгард довольно деревянный лицедей. Практически везде играющий фактурой, напрочь позабыв об эмоциях. «Придержи тьму» не исключение.
Райли Кио также крайне отморожена (у них это по-видимому семейное) и смотрится до чертиков вялой.
Разве что Джеймс Бэдж Дэйл и его полицейский Дональд несколько выделяется на фоне снулых партнеров.
Чего явно недостаточно.
Социальные мотивы? Их есть у Солнье. Скрытое противостояние с индейцами. Конфликт города и деревни. Полиции и местных реднеков. Ветеранов «ненастоящих войн за демократию», привыкших убивать и властей. Только с мистическими зарисовками «социалка» сочетается паршивенько.
Эрго. Антуражная мистическая зарисовка о социуме, природе и человеке, с хорошей атмосферой, отличными видами Канады и одной мощной перестрелкой. Изрядно испорченная пренебрежительным отсутствием ответов на поставленные вопросы и невыдающимися актерскими работами.
Режиссер: Джереми Солнье
В ролях: Джеффри Райт, Джеймс Бэдж Дэйл, Беккам Кроуфорд, Райли Кио, Майкл Тэйлс, Исаак Берд, Джозеф Уайтберд, Зандус Сноу, Джулиан Шэмп, Александр Скарсгард, Конор Бору