Волшебные мотивы лондонского тумана, или Островная империя повелителей духов
Джинн Бартимеус за долгие тысячелетия жизни повидал столько, что удивить его чем-либо представлялось почти невозможной затеей.
Юный ученик волшебника Натаниэль за свои 12 лет не был знаком ни с чем, кроме дома учителя и пары десятков магических фолиантов.
Однако невозможное стряслось. Сакару аль-Джинни пришлось удивиться. Ведь мало кто в столь юном возрасте способен правильно провести ритуал вызова джинна. Оставшись при этом в живых. И не допустить ни одной ошибки, подчиняя демона своей воле.
Но еще больше удивления испытал бы Бартимеус, если б знал, к чему приведет сложное, но выполнимое задание по краже Амулет Самарканда.
Краже, которая столкнет с места целый девятый вал, в котором смешаются месть и ненависть молодого волшебника. Похищения артефактов, буквально захлестнувшие в последнее время Лондон. Интриги и коварство. Загадочное Сопротивление, ненавидящее магию.
И прочие события способные изменить сам ход истории Великой Британской империи.
Джонатан Энтони Страуд родился в 1970-м в провинциальном британском городке Бедфорде. Писать начал еще в детстве, когда болезненный семилетний мальчик был частым гостем местных больниц.
Со временем Энтони окреп и вырос. Но, даже окончив Йоркский университет по специальности английская литература, не позабыл о своем детском увлечении. Поспособствовала писательскому развитию Джонатана и работа редактором в издательстве Walker Books.
Уже в то время Страуд создал пару игровых книг для детей, и явно задумывался над более серьезной формой. В мае 1999 года в свет выходит дебютный роман Страуда — «Тайный огонь», подростковый ужастик о борьбе с темной магией. Затем еще пара книг для разминки руки.
И, наконец, в 2003-году грянуло. Страуд открывает нам магическую Британию.
Мир, ставший основной «фишкой» трилогии Бартимеуса. Мир, находящийся на довольно высоком уровне технического развития (автомобили, телефоны, пресса), но при этом переполненный волшебными созданиями. И волшебниками.
Волшебниками, способными на весьма ограниченное количество магических действий, основным из которых выступает призыв и подчинение существ из Иного Места. Родины духов.
Духов имя которым – легион.
Тут и мелкие бесы, использующиеся для слежки и курьерской службы. И фолиоты, способные служить подсобными рабочими или охраной. И хорлы с утукку, в основном использующиеся как стража. И джинны, разнообразных уровней, от лица одного из которых мы в основном и будем знакомиться со вселенной Страуда. И тяжелая артиллерия: мариды с афритами. И…
В общем, в Ином Месте этих существ, способных действовать на всех семи планах бытия, при этом ужасно относящихся к серебру и плохо к железу, действительно много.
Итак, волшебник устанавливает имя нужного демона, рисует пентаграмму, собирает нужные снадобья, готовит заклинания и проводит ритуал вызова.
Если все сделано правильно, маг на какое-то время становится хозяином призванного духа, и тот обязан исполнять все его повеления. А вот как раз духам и подвластна настоящая магия, включая аналоги всенародно любимых файерболов, в здешнем мире именуемыми Взрывами.
Ну а если вызывающий допустил ошибку – уже он оказывается во власти вызванного. И чаще всего о неудачливом колдуне больше никто не услышит.
Но отлично проработанная и хорошо описанная система взаимодействия демонов с людьми, а также любовно рассказанные особенности разнообразных духов, далеко не единственные изюминки мира Страуда.
Джонатан расскажет нам его долгую и богатую историю. Войны, свершения и катастрофы. Важный центр по изучению афритов в Баку. Прошлое Лондона. Дуэли, балы и политические дрязги. Величайшая магическая Священная Римская империя со столицей в Праге, не так давно уступившая свои позиции Британии. Борьба за подчинение государству враждующих группировок волшебников. Продолжающаяся «заварушка» на континенте. Рассказы о древних временах. Причем в изложении очевидца Бартимеуса.
Заявит конфликт между правящим сословием — волшебниками и простолюдинами, основной массой населения империи. Приоткроет завесу над Сопротивлением, движением людей, сражающихся с магами. Людей, обладающих крайне интересными способностями.
Побалует описанием шикарного микса из магии и технологии, ежедневно бурлящего на туманных улицах Лондона.
Вплотную познакомит читателей с одним из жителей Иного Места. Ироничным, могущественным, сообразительным, талантливым, способным, и вдобавок скромным джином. Этот образ вышел у писателя особенно ярким. А примечания от Бартимеуса местами выступают отличной приправой к основному блюду текста. Особенно если учитывать, что главы джина пишутся от первого лица, и полны самодовольного сарказма и ехидных комментариев, особенно по отношению к волшебникам.
На фоне блистательного Бартимеуса второй протагонист юный Натаниэль выглядит бледновато, но свою функцию исполняет исправно. Именно отпираясь на этот персонаж, Страуд еще глубже погружает нас в свой мир. Мир, где волшебникам запрещено иметь детей, во избежание кумовства и семейственности. Где одаренных детей, показавших хорошие результаты тестирования, выкупают у родителей в возрасте 5-6 лет и отдают в учебу к волшебникам. И лишь к 12-ти, времени официального именования, с ними начинают хоть капельку считаться.
И, конечно же, обращаясь к однолеткам Натаниэля, акцентирует внимание на моральной стороне своего романа.
На том, что чрезмерное увлечение местью не только не доводит до добра, но и способно оставить вас посреди выжженной пустыни.
Что честолюбие и стремление к карьере имеет смысл делать не целью в жизни, а всего лишь ступеньками к настоящей цели.
Что молодость вовсе не недостаток, а наоборот время, когда можно заложить шикарную базу на будущее.
Что упорство и труд все перетрут.
Что нельзя опускать руки, а нужно биться до последнего.
Нехитрые истины, но напомнить их современным недорослям лишний раз не помешает. Благо делает это Джонатан ненавязчиво, профессионально, и не превращая в нудные моральные уроки.
А взрослым читателям не стоит пугаться главного героя-тинейджера и некоторого крена The Amulet of Samarkand в подростковую струю. Поверьте, Бартимеус лично искупит этот условный недостаток сторицей.
Скорее Страуду стоит попенять за несколько прозрачную интригу, да слишком простенькую детективную линию.
И за непонятную ситуацию с точкой бифуркации. Если этот мир изначально развивался по магическому пути, количество совпадений с нашим в названиях и терминах должно стремится к нулю. А если имеет место альтернатива, интересно в какой момент произошло разделение. Судя по воспоминаниям Бартимеуса, очень давно.
Хотелось бы ясности.
Эрго. Весьма достойный проект магической альтернативы с интересным миром, хорошо проработанной системой демонов и взаимодействия с ними, отличным героем-джином и неплохим заделом на продолжение. Не бойтесь антуража подростковой литературы, у Джонатана получилась книга для всех возрастов.
Трезубец в камне, или «Послал же нам царя Посейдон»
Артур Карри (Момоа) – был сыном двух миров. Человеческого и атланского. Получив от матери в наследство недюжинную силу, крепость организма, способность дышать под водой и плавать с огромной скоростью.
Воспитывался Артур на суше, и с атлантами, народом своей матери, не желал иметь никаких дел.
До того момента, пока Орм, сводный брат Артура — государь одного из подводных царств, не возжелал возглавить все державы атлантов и напасть на жителей суши.
И лишь Артур, известный как Аквамен, может добыть древний Трезубец Атлана, объединить атлантов и остановить своего жаждущего власти братца.
Аквамен в исполнении брутального Джейсона Момоа сполна заслужил сольный фильм.
Вышла картина красочной, но невообразимо компьютерной. Никогда еще, ни в «Черной пантере», ни в «Хрониках хищных городов» , ни в «Фантастических тварях», ни даже в мультяшном «Варкрафте» компьютерная анимация не была столь неприкрыто откровенной, и даже не пытающейся маскироваться под реальность. Особенно печально, когда дело доходит до крупных планов персонажей. Мало того, что все герои изрядно омоложены и «отфотошопленны», особенно ярко это видно на Нуйдисе Вулко, которого играет 63 (!)-летний Уиллем Дефо. Да и 61-летний Дольф Лундгрен скинул в образе царя Нерея минимум 20 годков. Лица помолодевших лицедеев, в окружении футуристических доспехов и позднее дорисованных на месте зеленого экрана задников смотрятся жутко неестественно. Хромакей рулит! И это несмотря на то, что художники честно уделили особенное внимание волосам и плащам, вольно струящимся в водных толщах, а также прочим водным эффектам. Слава Посейдону, когда крупные планы исчезают из кадра и дело доходит до «общаков», наслаждаться показываемым нам мультфильмом становится гораздо проще и приятнее.
Особенно той его стороной, что касается подводного царства Атлантиды. Огромное количество морских обитателей, включая экзотических верховых дракончиков Нерея, или боевых ящеров Орма. Грузовые черепахи и киты, белые акулы под седлом, осьминог-барабанщик, фосфорецирующие медузы, многоуровневые здания, вырезанные прямо в каменных громадах скал, растущих со дна, руины прежних дворцов, огромные статуи богов и героев, сверкающий мост в Атлантиду, сотни и тысячи летательных (тьфу ты!) подводных аппаратов и батискафов всем возможных форм, видов и размеров, кровавый ринг.
Ударная смесь и симбиоз технологий в стиле «Звездных войн» и античных тем. Все вроде хорошо, но чисто морских мотивов, вроде использования рыб и подводных тварей, как на меня, можно было бы дать побольше. Ведь Star Wars у нас и без того в количестве и ассортименте, а вот океанские глубины в кино мы видим гораздо реже.
Да что это мы все о картинке? Да потому, что визуал это основное преимущество Aquaman. Визуал и динамика. Подвиги Аквамена и его борьба с пиратами. Массовое разрушение культурных ценностей Атлантиды и Сицилии. Перестрелки и погони истребителей-батискафов. Любопытная сцена поединка, с оригинальными приемами подводной рукопашной. Драки с наемниками. И, конечно же, эпохальное финальное чукалово (сколько они там атлантского народу положили, мрак!), соединившее использование лучевого оружия, зубов ездовых рыб и рукопашных схваток. Вот только зачем атланты, обладающие подводной суперскоростью, постоянно залазят на всяких ездовых акул, этим лишь тормозя себя любимых, абсолютно непонятно.
Сюжет фильма читается с самого начала и до самого конца. Для оправдания постановщиков можно заметить, что история Аквамена это уже скорее не шаблон, а самый натуральный архетип, особенно с использованием имени Артур и темы оружия в камне, точнее в каменной длани. Воцарение изгнанника, братская любовь, добыча супероружия, обретение и принятие себя, героическое самоопределение. Какие тут могут быть сюрпризы?
Главный герой жутко, прям нарочито неполиткорректен, бугристо накачан, брутален, харизматичен воистину животной, звериной молодой энергией и страдает мачизмом и маскулинностью высшей степени. Как то слишком смело для нынешних времен. Не инвалид, не гей и даже не черный. При этом добр, ответственен и заботлив. Дает массу поводов для иронических сцен и подтрунивания над собой.
С умственными способностями у него напряженка, не зря определение имбецил, данное ему доброй Мерой, долгое время сидит на нем как влитое. И лишь со временем выясняется, что он мальчик с хитринкой, не так прост, как кажется, и книжки все же почитывал, а не только мультики смотрел.
Образ Меры (Эмбер Хёрд), напротив, сверстан исключительно в жутко популярной нынче мейнстримовой струе сильных женщин, боевых единиц самих в себе.
Властолюбивого брательника Орма (Патрик Уилсон), кстати, вполне можно понять. То, какими темпами сухопутники засоряют океан, никакого подводного жителя не может оставить равнодушным.
Вот, кстати, мы даже идейную линию в ленте отыскали. Экология мирового океана весьма болезненный вопрос, пускай вскользь, но все же поднятый в Аквамене. Жаль эту тему создатели ленты дальше решили не развивать.
Кстати, заметим, что бедняге Орму, чтобы развязать войну, пришлось активно подводить под свое желание правовую базу, виляя между законами атлантов. Правовое государство у них там, однако.
Эрго. «Комикс-мультфильм-аттракцион» с красивым, нарочито компьютерным визуалом, брутальным, харизматичным, неполиткорректным протагонистом и архетипичным сюжетом. Откровенное зрелище, пиршество для глаз, не претендующее ни на что большее.
Твари без тварей, или Парни, нас ждет третья серия?! И четвертая тоже/А про финал то вы позабыли…
Прошел год после приключений Ньюта Саламандера (Редмэйн) и его фантастических тварей в Нью-Йорке. Грин-де-Вальд (Депп), что неудивительно, сбежал, и теперь лелеет, противный, зловещие планы по строительству мира, в котором будут править волшебники.
Ньют объявлен в Британии невыездным, и жутко страдает от невозможности рвануть в одно из своих безумных путешествий. Ровно до того момента, пока Альбус Дамблдор (Лоу) не убеждает его отправиться в Париж, отыскать Криденса (Миллер), который позарез нужен Грин-де-Вальду, и убедить парня не переходить на «темную сторону Силы».
Одновременно в столице Франции оказывается Тина Голдштейн, ее сестра Куинни и магл Якоб Ковальски. В том самом месте, где в самые ближайшие дни произойдут события, грозящие изменить весь мир.
Первые Fantastic Beasts, возвращающие зрителя в мир Роулинг, оказались приятным зрелищем, изрядно расширяющим вселенную Гарри Поттера, и радующим абсолютно уматовыми фантастическими тварями. Продолжение героически отказалось (а точнее изрядно преуменьшило их влияние) от обоих своих козырей, попытавшись взять картинкой, редким экшеном и нестандартным Темным волшебником. Вышло не очень.
В The Crimes of Grindelwald мало тварей. Критически мало тварей. Чуток келпи, мало-мало нюхлей, резвый китайский пекинес-переросток с большими глазами и милые сторожевые кошечки. Все! Еще раз. В Фантастических тварях почти нет фантастических тварей.
Второе. Вернувшись из США, герои чуток побыли в Британии, и отправились в Париж. Расширение мира? А вот и нет. Волшебной Франции нам опять же почти не покажут. Министерство магии, выступление цирка, да склеп Лестрейнджей. Еще одна ножка успеха первой части отправилась к праотцам.
Что же осталось? Динамика. Когда начинается движуха, от экрана не оторваться. Побег Грин-де-Вальда под блеск молний. Беготня от кошечек. Тусовка в склепе. Вот только таких сцен в картине всего три штуки. Все остальное время постановщики пытаются крайне не спешно двигать историю вперед (шаг вперед – два назад, и чуток флешбеков: повторить до готовности), явно опасаясь, что если сказать слишком много сейчас, нечего будет говорить потом — сценарного пыла не хватит на еще три фильма. В результате говорят слишком мало. Параллельно создатели ленты пытаются развивать героев, а зритель, позабывший с 2016-го кто там кому кем приходится, пытается успеть за полетом их пытливой мысли. Получается слабо. К тому же мотивация и логика персонажей хромают на обе ноги. Особенно поражает Криденс. Ну, какая тебе к монахам разница, как твоя фамилия? Тебе ж уже не 5 годочков, когда эта тема могла быть затмевающей все на свете. Для взрослого мужчины неважно кем были его родители, важно кто он сам. Или просить от инфантильных волшебников взрослых решений несколько преждевременно? Да и Куинни всеми силами наглядно иллюстрирует худшие истории про блондинок.
Хватает эмоциональных провалов. Когда после милой, довольно искренней сцены идет натянутая и фальшивая. Ну не могут люди так «тупить», не могут!
Зато магия выглядит весьма впечатляюще. Как и те фантастические твари, которых нам все же соблаговолили показать. И ностальгический Хогвартс. К работе художников-компьютерщиков не придерешься.
Эдди Редмэйн по-прежнему играет классического двинутого и несоциализированного «ботана»-юродивого не от мира сего. Хорошего, простого парня, увлеченного своим делом и искренне любящего зверушек. Нормального человека, в отличие от своих соплеменников, жаждущих власти, денег, подчинения, увенчанных комплексами и кожаными плащами.
С Грин-де-Вальдом и играющим его Джонни Деппом ситуация двойственная. Ход мысли постановщиков понятен. Никого не грело повторять Того-Кого-Нельзя-Называть в ухудшенном варианте. Соответственно Грин-де-Вальд изрядно отличается от железобетонного Волан-де-Морта. Гринни классический трепач-задушевник. Он не давит – от убалтывает. Он не заставляет – он создает вероятности. Он не убивает – он интригует (где, кстати, обещанные преступления?). Он дает подоплеку твоим действиям (то чего явно не хватало Пожирателям Смерти, движимых исключительно страхом перед хозяином и жаждой власти). У него имеется идейная база. И весьма крепкая. Ну сами посмотрите на этих маглов. Дикие варвары, разрушающие свой дом, существа, которым надо управлять, чтоб они не разнесли планету на кусочки. И где он не прав, спросите вы? Все сбылось, как предсказывал великий Грини – и вторая Мировая война, и миллионы смертей, и ядерные взрывы. А ведь этого могло не случиться. Стоило глупым волшебникам из Министерства прислушаться к словам пророка. Разве что крики о великой цели изрядно нивелируют идеи Грини – в 99 случаях из 100 те, кто вопят о великой цели – вас банально используют.
Хорошая идея образа, а вот к воплощению есть вопросы. Джонни, карьера которого в последние годы идет на спад, играет неровно. Местами буквально врастая в кожу этого неоднозначного персонажа. А местами все же переигрывая. Руками, разведенными в стороны в ожидании аплодисментов, жутко странной для тех времен прической и патетикой напоминая то рок-звезду на выгуле, то сумасшедшего постаревшего панка-философа.
Джуд Лоу и его Дамблдор практически в открытую манипулирует и играет всеми коллегами до которых дотянется. Тонко намекая, что и с Поттером все было не так благостно, как казалось юным нам.
Кстати, а возопеть «авада кедавра» здешним магам религия не позволяет? Все заклинания творятся молча. «А что так можно было?». А брата Дамблдора по поттеровскому канону звали несколько иначе. Да и с Минервой не все понятно.
Да и потерянные линии, типа непонятно зачем спасенного Грин-де-Вальдом в начале волшебника, удивили. Или они сработают позднее?
Вот вам еще один глобальный недостаток вторых Тварей. У фильма нет конца. Совсем. Условно промежуточный финал, и то с натяжкой. Да, это вечная проблема середины истории, а у нас еще даже не середина (планируется 5 частей). Слишком много линий висит в воздухе. Но при всей «серединности», любая история должна быть закончена. Тут не так. Мы даже не знаем, посадили Ньюта за его эскапады или наградили? Поцелует его Тина или по морде даст?
Перед нами будто часть долгоиграющего сериала (почему «будто»?). А следующей серии ждать через полтора года. Господа постановщики, вы уверены, что у зрителя интерес к тому времени не пропадет?
Эрго. Откровенно промежуточная серия сериала, сама по себе не являющая особой ценности. Тварей мало, магического мира мало, логики мало. Есть пара драйвовых сцен, приятная картинка да идейный, но гипертрофированный Грин-де-Вальд. Подождем, смогут ли постановщики исправиться в дальнейшем. Если, конечно, у нас хватит пороху на столь долгое ожидание.
Рыцари реальностей на страже человечества, или Библия социального менеджмента/Управленческая сага
Обычно Денис с нетерпением и радостью ждал свой день рождения. Но этой встрече, произошедшей в аккурат перед его 13-ю годовщиной, обрадоваться было сложновато. А вы бы сильно порадовались незнакомому мужику, пообещавшему забрать вас ровно через год, на 14-летие? И ведь не соврал, подлец. Забрал.
Теперь Денису, и его трем напарникам, чтобы вернуться домой, нужно хорошенько поработать. Работа, мягко говоря, нестандартная. Им предстоит в течение месяца поддерживать уровень цивилизованности и осмысленности жизни у сотен колонистов, летящих где-то в глубинах космоса на межзвездном корабле «Луч». А со смыслом жизни у второго поколения на «Луче» серьезные проблемы.
Но откуда вообще в 21 веке может взяться космический корабль и программа колонизации других планет? Что это? Бредовая игра? Компьютерная имитация? Альтернативная реальность? Злой эксперимент над подростками?
Но что если все гораздо сложнее?
В конце 90-х и 2000-ных кто бы ни составлял рейтинг лучших современных русскоязычных фантастов, там обязательно оказывались киевляне Марина и Сергей Дяченко. «Ритуал», «Пещера», «Ведьмин век», «Vita Nostra». До середины 200-ных на их счету уже были десятки прекрасных романов. В 2009-м супруги переехали в Москву, а в 2013- м в США. Про большую литературу они вскоре позабыли, увлекшись написанием сценариев. В 2013 появилась новелизация подросткового фильма/сериала «Темный мир», снятого по их же сценарию, и все. До 2018-го. Года, когда Дяченки вернулись.
Возвращение вышло знатным, хотя и не без нюансов.
Дяченки подарили читателю размышление о человечестве, его поведении в критических обстоятельствах, психологии и смысле жизни, в духе классических образцов «взрослой фантастики». Сотни колонистов на борту космолета, которыми исподволь управляют четыре подростка. А кто управляет ими?
Перед нами модель нашего общества в миниатюре. Причем двойная. Первый слой – обитатели космического корабля «Луч». На их примере авторы показывают различные методики управление толпой. Мистика и надежда на лучшую жизнь как-нибудь потом. Непосредственная опасность и совместная работа по ее преодолению. Жертва, придающая смысл дальнейшему существованию социума. Сжигание мостов, причем не в реальности, возможности возвращения все равно нет, а в памяти. Отложенная опасность, угрожающая потомству, и труд по ее нейтрализации. Создание оценочной системы конкуренции, успешности, рейтингов, места в стайной иерархии. Столкновение правды и лжи. Агрессия. Война.
Такое впечатление, что Дяченки перебрали чуть ли не все возможные виды социального воздействия и взаимодействия. Все показано ярко, коротко, наглядно. Прям обидно становится. Вертят нами-пупсами неведомые силы, как хотят. Не аккуратненько.
Не забывают авторы и о сюжетообразующей для человечества проблеме отцов и детей, рассматривая ее опять же с разных сторон. С точки зрения родителей «продающих» своих чад за идею, гордость, одобрение или амбиции. И других родителей, искренне уверенных в том, что знают, как надо. С точки зрения детей, жаждущих родительского одобрения, и одновременно сражающихся с ними за свободу от их контроля, идей, ценностей. Да и кто, в конце концов, является настоящими родителями: биологические отец и мать, или все же те, кто воспитал, вложил в тебя свои усилия, время и внимание?
Но кроме Луча имеется и вторая модель общества – коттедж с четверкой «героев-управленцев», играющих в Бога. Наблюдая за их общением и взаимодействием, можно также почерпнуть много интересного о человечьей психологии и кризисном поведении. Борьба за лидерство. Совместная работа и палки в колеса оппонентам. Конкуренция и поиск союзников. Использование серых клеточек, озарения и упорный труд по поиску смысла жизни для колонистов. Предательство и поиски «крысы». И главное – отношение к своим подопечным-пупсам. Меняющееся от восприятия их как нормальных гомо сапиенсов до отношения как к элементам компьютерной программы. И обратно. И так несколько раз. Чертовски удобно все-таки считать людей не людьми, а функциями, роботами, животными, быдлом, наконец.
Сюда же примыкают весьма популярные в определенных кругах теории заговора. От идеи о том, что нас не просто создали некие непознанные пока, но познаваемые в принципе силы. Но и после этого не оставили людишек в покое, продолжая управлять и направлять человечество в нужном им направлении, играть его судьбами. До схемы «Матрицы», намекающей на то, что все люди чья-то выдумка, программа. И мы живем внутри голограммы, имитации, галлюцинации. В общем, реальность не очень-то реальна.
Знатное психологическое исследование получилось, не находите? В общем, к идейной базе «Луча» претензий минимум. Разве что концепция того, что привнесенный извне смысл жизни – зло, и не способен по-настоящему и надолго увлечь человека, выглядит спорно. Много вы найдете людей, полностью самостоятельно отыскавших себе смысл бытия? Без влияния родителей, друзей, кумиров, общества, воспитания, этических норм? Да и привносить можно по-разному. В лоб, под звуки фанфар и литры пафоса, или аккуратно, собственным примером, прививанием интереса к делу. Да и привнесенный смысл бывает разным. Одно дело – успешность, конкуренция, другое – познание, развитие. Есть нюансы.
Что приятно, при всем описанном буйстве стратегического менеджмента Дяченки оптимистично относятся к будущему нашей расы. По их мнению, найдутся все же люди, способные поступить по-человечески даже в не располагающих для этого обстоятельствах.
По послевкусию «Луч» напоминает «Рыцарей 40 островов» молодого и не закушавшегося Лукьяненко, дополненных глобальными вопросами.
А вот к литературному воплощению имеются вопросы.
Интрига поддерживается на уровне: узнать кто такой «Блестящий от славы» дядя Роберт, что за современный Воланд, зачем ему понадобилась бравая четверка, и чем на самом деле является космолет «Луч», весьма любопытственно. Перипетии сваливаются на головы юных управленцев регулярно, и в количестве. С динамикой проблем нет, в том числе и из-за скромного объема романа.
Героев не назовешь безупречно прописанными, но и каши они не портят. У каждого отыщется скелет в шкафу, психологически действуют ребята вполне достоверно. Плюс на нашу голову свалятся пара-тройка «нежданчиков», связанных с персонажами. А вот второстепенные персонажи, те же колонисты с космолета, не запоминаются абсолютно, за исключением разве что Лизы.
Также несколько удивила подача счастья, цивилизованности и осмысленности социума «Луча» в процентах. Прям серьезный расчет на подростков-геймеров, которым просто необходимо простое цифровое выражение сложных материй.
При этом оригинальных ходов ждать от романа не стоит, искушенный любитель фантастики почти все повороты где-то да встречал.
Текст разбит на короткие главы, и местами слишком схематичен, синопсичен и кинематографичен, не в лучшем смысле этого слова. Работа Дяченко в сценарном бизнесе даром явно не прошла. Моменты, которые стоило бы развернуть и углубить, поданы неакцентировано, вскользь. Описаний очень мало, все кратко, сжато, по сути.
Может это конечно и не плохо, но чтобы привыкнуть к такой стилистике, нужно время.
Эрго. Двухуровневое психологическое исследование людского социума, с обширным идейным наполнением и сценарно-схематичным построением текста. Дяченки вернулись, и, похоже, они пишут по-новому.
Постапокалипсис на колесах, или Запад против Востока: схватка в рамках муниципального дарвинизма
Будущее. После 60-минутной войны привычной людской цивилизации настал конец. Отныне, по безграничным равнинам носятся друг за другом поставленные на колеса города, отлавливая и переплавляя друг друга.
Том Нэтсоурти (Шиэн) – юный подмастерье в Лондонском музее, давным-давно мечтал о карьере авиатора, но позабыл о детских грезах, истово трудясь на благо гильдии историков и всего Лондона.
Ровно до того момента, пока на борту города не очутилась некая Эстер Шоу (Хилмарсдоттир) попытавшаяся убить главу Гильдии историков — Таддеуса Валентайна (Уивинг). Том спасает своего начальника, в результате оказавшись вместе с Эстер за пределами города – в Мертвых землях.
Теперь парочке предстоит не только узнать много нового об окружающем мире и самих себе, но и, возможно, изменить расклад сил на планете.
Фильм поставлен по циклу Филипа Рива «Смертельные машины» – циклу, насчитывающему уже семь книг. Циклу, представляющему собой стандартную подростковую антиутопию, интересную в первую и главную очередь местом действия.
Лента Риверса попыталась в полной мере передать оригинальную картину будущего. У постановщиков и художников это получилось – спецэффекты тут обильны и разнообразны. В остальном перед нами осталась простенькая подростковая история, местами милая, местами тупенькая, местами эмоциональная. Но впрочем, глупо было ожидать от фильма, снятого по подростковой книге, вершин «взрослой» фантастики. Не находите?
Итак – перед нами классический спецэффектный блокбастер, который желательно смотреть на большом экране, наслаждаясь картинкой.
Циклопические города на колесах, несущие на своих спинах тысячи людей и сотни зданий. Тот же Лондон можно рассматривать на стоп-кадрах долгими минутами, отыскивая новые особенности города. Вон промелькнул Биг-Бен. А вот собор святого Павла. Зеленые лужайки парка на верхних ярусах. Огромные статуи львов. Террасы домов, пронзающие небеса. Лондонский музей со статуями американских богов – миньонов. Гигантские траки, несущие эту махину по безжизненным пустошам. Гарпуны, вонзающиеся в добычу. Челюсти, заглатывающие пойманные поселения. Городской транспорт, переносящий героев с яруса на ярус. Недра Лондона, где разрезают на куски «наохоченные» города. Земная твердь с многометровой глубины колеями от колес хищных городов. Футуристические летательные аппараты. Морские города. Механические сороконожки. Зеленоглазый Сталкер по имени Шрайк, между прочим гораздо душевнее чем оригинал у Симмонса. Прекрасная Воздушная гавань. Высоченная стена, защищающая города Лиги противников движения, обросшая жилищами сверху донизу. Плюс богатые декорации, костюмы, механизмы, смешивающие постапокалипсис с дизель и стимпанком. Картинка и визуал в фильме практически безупречны — художникам-компьютерщикам респект и уважуха.
Динамика также на уровне. Погони больших городов за маленькими. Охотников за головами за человеками. Беготня друг за другом в крайне непростых условиях, типа горячего цеха по переработке металла, или разваливающегося на куски летающего поселения. Рукопашные схватки с применением подручных средств в духе «Безумного Макса». Воздушные налеты на наземный объект в стиле «Звездных войн».
Порадовал пацифистический посыл ленты. Мол, хватит жрать друг друга, наслаждаясь бедой других. Достаточно войн, агрессии и убийств. Становитесь на путь гармонии и мира. Как, например, полностью восточная Лига противников движения, осевшая на землю, возрождающая цивилизацию, ценящая жизнь, занимающаяся сельским хозяйством и мирным созидательным трудом.
Герои не шедевральны, но в целом каши не испортили.
Том (Шиэн ) в отличие от книжного прототипа не столь наивен, и восприятие мира у него не полностью черно-белое. Вот только как для подмастерья — младшего ученика — холеный он чересчур, скорее такой типаж на верхних ярусах обитать обязан. К сожалению, его образ нам раскрыли слабовато. Как и предысторию с внутренним миром. Он тут персонаж действия – и мотиватор для главной героини. Ведь по сравнению с книгой гендерные акценты в фильме смещены в сторону феминизма и Эстер.
Эстер Шоу (Хилмарсдоттир). Вот ей внимания уделено предостаточно. Тут вам и шлейф роли, и флешбеки, и мотивация, и раскрытый характер. Шрамик, правда, выглядит далеко не так страшно, как в книге у Риза, да и реакции ей смягчили, но в целом образ понравился.
Таддеус Валентайн (Уивинг ) работает неоднозначным злецом. Правда, опять же, образ прописан слабо, неоднозначности у него тут поменьше, чем в романе, слишком уже власть ценит, но все равно забота о городе просматривается. Ну а как мистер Уивинг умеет делать злодеев, вам рассказывать не нужно.
И, конечно, надо отметить товарища Шрайка, одного из самых трогательных и эмоционально насыщенных персонажей картины.
Да, периодически вылазят затянутые сцены, как та же одиссея нашей парочки по Мертвым землям.
Да, в книге Лондон аж никак не самая большая жаба на этих болотах, что добавляло происходящему дополнительной перчинки.
Да, почему-то очень мало приколов, связанных с артефактами прошлого (кроме Миньонов, разве что еда древних — которая не портится).
Да, герои, кроме Эстер, почти не прописаны.
Да, диалоги, мягко говоря, оставляют желать лучшего.
Да, ничего нового в конфликте и интриге постановщики не придумали, все стандартненько, по шаблонным лекалам средней подростковой фантастики.
Да, постановщики оставили за кадром все негативные аспекты антиутопической лондонской жизни, типа угнетения бедноты, работы с утра до вечера, или зеков, кушающих пишу из переработанных фекалий. По фильму жизнь Лондона довольно благостна и никаких социальных проблем тут нет как класс. Это, пожалуй, основная претензия к создателям ленты.
Да, разделение на Восток и Запад выглядит слишком утрированно. Мудрый Восток, ценящий каждую людскую жизнь, и никогда не выступающий агрессором. И злобный Запад, рукоплещущий смертям, стремящийся отобрать у других все до нитки, нападающий первым, использующий жуткое оружие. Как-то даже обидно за Запад стало. Товарищи постановщики, мягче надо быть. Мелькнула даже мысль: неужто западный зритель из-за этого момента сборы «Машинам» не сделал? Хотя тогда наоборот Китай должен был дать сотню-другую миллиончиков. Но не дал.
Эрго. Подростковая антиутопия с отличными спецэффектами, хорошей динамикой и простенькой шаблонной историей. Вполне ожидаемо и приятно для глаза. Кассовый провал объяснить отказываюсь (80 лимонов сборов при 100 бюджета). Неужели зрители ждали от блокбастерной экранизации средней юношеской книги жуткой оригинальности, а также заоблачных идейных, актерских и драматических высот? А с какого перепугу?
Режиссер: Кристиан Риверс
В ролях: Гера Хилмарсдоттир, Роберт Шиэн, Хьюго Уивинг, Джихе, Ронан Рафтери, Лейла Джордж, Патрик Мэлахайд, Стивен Лэнг, Колин Сэлмон, Марк Митчинсон, Меник Гунератне, Реге Пейдж, Фрэнки Адамс, Лейфур Сигурдарсон, Кан Уэст, Эндрю Лииз, Ки Чан, Сара Пирс, Марк Хэдлоу, Карен Писториус, Поппи Маклеод, Джоэл Тобек, Йосон Ан