Все отзывы посетителя Чичеро
Отзывы
Рейтинг отзыва
Чичеро, 28 октября 2020 г. 13:34
Не только фантастика: Брэдбери как обычно, непрост.
Поэтическое и философское произведение о бытии человека, о судьбах человека и его сообщества.
Пещерножительство объяснено жёсткими температурными условиями планеты. Но у него есть и другой — традиционный исток пришщедший ещё из культуры античности.
Платоновский «миф о пещере» в новых одеждах от нашего времени в брендах от сайенс фикшен.
Вечное движение человеческого познания от рабской скованности и теней на стенах пещеры к статуям, носимым в её просвете, к выходу за пределы и предстоянию солнечному миру. И возвращение бывшего раба к соплеменникам, заранее готовым его задушить собственными цепями.
Что к платоновскому образу добавил уже Брэдбери?
Нарастающую быстротечность. Восьмидневный жизненный цикл — это ведь не античный темп жизни, а наш с вами. Современнику мало добраться из пещеры до солнечного мира. Ему надо ещё успеть! Радиация ли ускорила все обменные и информацмионные процессы, или цивилизация, но цейтнот человеческого развития — наблюдаемый нами факт.
Чичеро, 19 июля 2020 г. 17:48
Язык хорош, история пребывания Виты у демонов и у ангелов интересна, своеобычна — и весьма.
И всё бы хорошо, кабы не все те техногенно-объяснительные подпорки к сюжету, которые героиня вспомнила, выпивая отвар Свята.
История стала конкретнее, но и банальнее. Вывод с натужным морализаторством. А могла замахнуться на большее, мне так кажется, — если бы оставалась в чисто фэнтезийном сеттинге, не пробивалась к берегу фантастики.
Чичеро, 19 июля 2020 г. 17:25
На момент прочтения романа счастливо забыл повесть «У начала времён». Читал её, но давно, вот и растворилась. Точечные припоминания вроде фамилии героя «Карпентер», вездехода-трицератанка — спойлеров не составили, сюжетные загадки все сохранились. Да и вообще получил возможность чтения без сравнений.
Как результат, «Эридан» — это было в моём читательском опыте вполне на уровне. Поставил 10 без сожаления, что что-то не так, как в повести.
Что много деталей — бытовых подробностей обустройства трицератанка — отметил, но меня как-то не нагрузило.
Что показалось слабее — само название «Эридан». Образ этой звёздной реки в приложении к хронопутешествию как-то не раскрылся, на мой взгляд. Эриданом в романе названа местность в верхне-меловом периоде — ну ладно. Это как назвать сам роман словом, которое не пояснять.
Никита Разговоров «Четыре четырки»
Чичеро, 14 декабря 2019 г. 01:02
Как всё гениальное, на первый взгляд просто и незатейливо. Но мне запомнилось ещё с 1970-х годов.
Поднята герменевтическая проблема — как нас поймут представители инопланетного разума.
Да пусть не нас — в космических полётах всегда ведь начинают с простого.
И какие ценности для них окажутся важны.
История о понимании «бусуки» странными марсианами, о целом инопланетном карго-культе.
Гуманная, добрая к живым тварям. Живой — он с большой буквы.
Чичеро, 2 декабря 2019 г. 13:52
За роман —
1) атмосферность. Католическое средневековье прописано живо и для нашего современника достаточно убедительно. Эта атмосфера привлекает подражателей — сколько потом ни встретишь описаний монастырей со скрипториями, узнаёшь в них ИмяРозы.
2) крепкий детективный сюжет, который хорошо держит читательское внимание. Умирают монахи — с чего бы?
3) философический флёр, витающий над детективной историей. Нам намекают, что детектив — не просто так детектив, а с некоей даже религиозной душеполезностью и экзистенциально ценным опытом.
Против романа —
1) развязка. В чисто детективном плане, имхо, не сильна. Слита. Отдана на откуп случайной абстрактной идее, приписанной Аристотелю.
2) опять же развязка, но уже в философическом плане. Эко обесценивает не только свой детективный сюжет, но и весь средневековый мир, столь тщательно прописанный на предыдущих страницах. С такой любовью описывать книгохранилище, чтобы тупо сжечь? Антигерои виноваты — да, но это формальное возложение вины. На самом-то деле порезвился автор. Ему нужно было поджечь книгохранилище. Не из конкурентных ли соображений — чтобы воздвигнуть на пепелище новое Имя розы? Думается, да. Мир средневековой мудрости горит синим пламенем в угоду идеологическим воззрениям Эко, которые выглядят достаточно частно и мелко, чтобы поспорить с мудростью несожжённой.
Алексей Ефимов «Альфред Великий»
Чичеро, 20 октября 2019 г. 00:13
Микрорассказ без спойлера не охарактеризуешь. Но попробую.
Величие Альфреда довольно скромное, фурри-величие.
Финал рассказа довольно ярок. Ради этого финального действия и рассказ-то писался.
Действие связано с личной гигиеной правителя.
Чичеро, 6 октября 2019 г. 15:13
Психологически убедительное описание патологического состояния.
Приятно, что это только рассказ (с Пелевина станется и целый роман такому ухрябу посвятить).
И, как вовремя законченная история, может быть соотнесён с такими шедеврами русской классики, как, например,
гоголевская «Шинель» и «Записки сумасшедшего», достоевский «Двойник», чеховский «Человек в футляре» и «Палата №6»...
Эрнст Т. А. Гофман «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»
Чичеро, 5 октября 2019 г. 00:29
Что стоит добавить?
Глубоко современная история в век толерантности. Когда милосердие становится идеологией, следующий за этим ряд абсурдных событий позволяет заметить, что с милосердием-то не всё так гладко и не всё так чисто. Иной раз — заметить уже глубоко про себя, так как замечания вслух наказуются идеологизированными властными органами. Что характерно, родина Гофмана ныне тоже одна из горячих точек в плане выпестования циноберящих Цахесов.
Ну да где нынче недостаток непогрешимых марионеток с задранными носами?
(Ого! Кто-то настолько обиделся на этот отзыв, что и по давнишним моим отзывом минусомётом прошёлся)))) Поскольку отзыв был об актуальности, по такому поведению делаю вывод, что верно нащупал болевую точку нашего современника).
Чичеро, 24 августа 2019 г. 15:20
Сигом — это и есть киборг?
С технической стороны вопроса — да.
Так что, каждого киборга надо теперь звать только так? Таки нет.
Изобретение слов — это тоже сторона писательского дара. Оно не самоцель, но служит большей точности образов.
Назовёшь героя киборгом — и притащишь в своё творение те коннотации, с которыми, возможно, наотрез не согласен.
Киборги — прежде всего роботы, сильное оружие (вспомним, не случайно именно так себя назвало подразделение укровойск, засевшее в донецком аэропорту).
Киборги — как правило, далеко не гуманисты. Работают как орудия, о целях не сильно задумываются. Что им мораль человеческая?
Сигомы же, в смысловом своём содержании, действительно иные. Позитивные, не лишённые интереса к философским, экзистенциальным исканиям, вопрошающие себя: «Кто я?».
Аркадий и Борис Стругацкие «Белый Ферзь»
Чичеро, 18 августа 2019 г. 00:55
А мне жаль, что не написали.
По-моему, было бы интересно.
Ведь не просто же так к замыслу охладели.
А так — отправили во внутренний стол самоцензуры.
Опасались высказать что-то, что в имидж не уляжется. Станет неудобным.
Так или иначе, замысел оценить можно.
Гай Гэвриел Кей «Сарантийская мозаика»
Чичеро, 15 августа 2019 г. 00:12
Роман на грани фэнтези и исторического романа. И надо быть историком, чтобы чётко определить, где эта грань проходит.
Названия-то в мире новые. Но называемое — как правило, исторически конкретно.
Так-то находишь много узнаваемых соответствий. Сарантийская мозаика — Византийская. Сарантийский огонь — греческий огонь. Иконоборчество, ведущее к навязанному разрушению мозаик. Культ Митры.
Есть и такие элементы мозаичной картины сарантийского мира, которые находят аналоги в нашей современности. Спорт. Фанатеющие болельщики бегов на колесницах агналогичны современным футбольным.
За всем этим не очень-то легко проследить фэнтезийный фантдоп. В чём он? В правдивости исторических верований и мироощущений того времени? Но чем это тогда не реализм?
Впрочем, всё это трудности классификации. Роман же весьма хорош.
Брендон Сандерсон «Душа императора»
Чичеро, 14 августа 2019 г. 23:15
Очень оригинальная идея!
Магические печати, которые превращают вещи в совершенные, меняют сущность всего, даже человеческую душу трансформируют в заданном целью направлении.
Способность сотворить шедевр скупыми средствами характеризует как гкроиню, так и самого Сандерсона.
Героине дают ограничение в днях, отведенных на работу над заданием.
Автор вталкивает богатое содержание в ограниченный объём текста.
Очень остросюжетно! При этом сюжет ловко скручен и логично уложен.
Героиня таки — новая Шехерезада! Та тоже решала две задачи: заданную ей царём Шахрияром и вместе с тем собственну.- выжить.
Кирилл Еськов «Последний кольценосец»
Чичеро, 14 августа 2019 г. 20:55
Наверное, любой фанфик вольно или невольно обесценивает оригинал.
И тот, который бездумно воспроизводит (тиражирует) прежний мир, старую истину — они излишен и не свободен от неосознанных её извращений.
И тот, который вводит мелкие поправочки (как Перумов к Толкиену) якобы для улучшения, уточнения — благие намерения на известно каком пути.
И тот, который с оригиналом спорит — в этом случае (как у Еськова с Толкиеном) обесценивание принадлежит к осознанным целям произведения.
Чтобы избежать такого эффекта, допустимым вариантом было бы, думаю,
- создать собственный мир и от него уже провести параллели к чужому. Если свой мир сильнее, тогда Толкиен на лопатках, а тот, кто его сделал, победил в честном бою. Но если спящего рыцаря втихаря ножичком в спину ткнули — за честную победу, по-моему, не конает.
Обесценивающий подход к Толкиену...
Где-то в чём-то он может показаться правомочным. Если поднять геополитические подтексты — то Толкиен, как бы да, ближе к врагам, а Еськов типа за нас.
Но в художественных произведениях политические подтексты — лишь уровень.
Обесценивая — вместе с тенденционной политической составляющей («тьма с востока» и т.д.) — и саму логику толкиеновского мира, Еськов предлагает нам взамен что-то весьма бедное.
- Еськов материалист. А стоит ли материалисту писать в жанре фэнтези — отдельный вопрос. Даже в отрыве от фанфиковского аспекта, речь о выхолащивании духовных основ жанра. Типа писать и подхихикивать, какие они там были в условном средневековье тёмные.
- Еськов географ. Именно с точки зрения физической географии он сделал логически безупречным мир, созданный филологом Толкиеном.
- Еськов не слишком художественно одарён. Он переусложнил сюжет своего фанфика, превратив его в некий политический детектив современного звучания.
Что осталось от Толкиена? Имена, названия местностей.
Оспорены ли основные взгляды, подходы, идеи Толкиена? Таки нет.
Автор фанфика доказал лишь, что палёная продукция с закосом под известные бренды бывает неадекватной.
Артур Кларк «2010: Одиссея Два»
Чичеро, 14 августа 2019 г. 17:23
В моём отношении к этому произведению есть два уровня:
1) Общий — в котором оно — своего рода лицо общей идеологии творчества автора.
Идеология сциентизма, предполагающая, что наука способна заменить другие формы культуры — вот что на этом уровне важно.
Фантастика от Кларка, какой я её вижу, это как правило, очень научно и очень скучно.
Пожалуй, из всего, что я читал, есть одно исключение из этого правила, но не «Одиссея», а «Свидание с Рамой» (помню своё удивление: тот самый Кларк... оказывается, он и живо писать умеет).
Не то чтобы научность прямо шла в ущерб художественности. Всё сложнее.
Но, кажется, автор, убедившись в оригинальности той или иной научной идеи в основе текста, сюжетом уже не особо заморачивается. Вялотекущий сюжет? Ну и что: я сэр Артур Кларк, мне можно: я ведь зато хорошо образованный.
2) Специальный — именно об этом произведении.
Этот конкретный роман — не просто высокомерная (сциентистская) презентация науки, которая плевала на удобство читателя. Это ещё и политическая агитка — ага, антисоветская. Но частично напечатанная в СССР — по наивной доверчивости к именитому фантасту. Частично — это пока КГБ не вмешалось.
Именно этим произведением Кларк утопил карьеру редактора журнала «Техника молодёжи» — с которым был типа в добрых отношениях, но не постеснялся использовать его «в тёмную».
И здесь вопрос нравственного порядка: ну, не нравится тебе СССР — высказывайся на здоровье у себя в благополучной Британии, людей-то зачем подставлять? Ответ таков, что автором совершена подлость.
И ещё один отсюда вопрос: есть ли в этом произведении какая-то такая глубинная правда, которая бы даже подлый поступок автора могла оправдать? И таки смотрю на эту Одиссею и не вижу в ней такого яркого прорыва. Ничем не блещущее произведение. Легко использованное автором для посторонних литературе целей.
Чичеро, 10 августа 2019 г. 14:32
С чем не согласен в предыдущих отзывах.
- Насчёт бедности языка: таки нет, у Перумова язык не богаче. Для Далина характерно утончённое чувство стиля, возможно, за бедность принимается обратное.
- Что текст толькол для позитивно относящихся к бисексуальности. Тут уж дело вкуса. Оголтелой ЛГБТ-пропаганды в тексте нет. Да, герой бисексуал, но это одна из сторон героя, чудовищного по множеству разных мерок. Он ещё и некромант, со злою силой знается. Автор хотел показать такое воплощение неоднозначности — ну и показал. Не для соблазнения читателя. Для приглашения подумать.
Святослав Логинов «Многорукий бог далайна»
Чичеро, 10 августа 2019 г. 13:34
Согласен, перед нами шедевр. Причём с глубоким философским подтекстом.
Что стоит добавить из несказанного?
О символической глубине созданного Логиновым мира.
Далайн — мир очень специфический. В нём надстраиваются над океаном некие прямоугольные структуры с поребриками.
Как будто происходит компьютерное моделирование на не слишком многопиксельном поле.
Из современных компьютерных игр можно найти аналогию в мирах Майнкрафта. Там тоже прямые линии с прямыми углами.
Да и название «да-лайн». Может, это моя фантазия, но в нём заключена некая линейность.
Итак, в чём главная логика мира?
Ключевой конфликт — между двумя принципами, предстающими в образах:
-океана, где бродит некое многорукое чудище (рискну увидеть в нём человеческое бессознательное; в модели Юнга его можно понять как множественное сознание, отсюда и множественность рук — рука есть орган сознательного действия, ведь так?)
- далайновой постройки, заполняющей океаническое поле равномерными прямоугольными ячейувми, соединёнными через поребрики (это разум, интеллект, пытающийся набросить на океан свои квадратноячеистые сети).
Как-то этак.
Урсула К. Ле Гуин «История «шобиков»
Чичеро, 9 августа 2019 г. 12:54
Непонятна мотивация описанного эксперимента: ну, вот забросим их всех в банку, и что выйдет?
Непонятна и авторская мотивация.
Можно, конечно, рассматривать происходящее, как метафору человеческих отношений вообще. Но тогда и выводов бы хотелось из такого исследования.
А так — недокручено, сыро. Возможно, мотивация написания у Урсулы в процессе иссякла: хотелось развернуть что-то большее, но не стартовало.
Роман Суржиков «Девятая пространства»
Чичеро, 8 августа 2019 г. 04:30
В рассказ собрано очень много всего, много логик:
- английской военной и научной среды:
- мира, откуда появилась Девятая,
- логика самой Девятой,
Потому рассказ очень похож на свою героиню. Ведь как много всего аккумулировал организм, с виду напоминающий большкю синюю кошку — в общем, автор щедр на идеи, которые можно было бы развернуть в эпопеи, вот как раз на девятитомник, .чтобы проследить историю возрастающих поколений с первого по девятое... Но для эпопеи пришлось бы подробно прописывать мир. В этой детализации авторские идеи не так бы сильно выстрелили.
Потому, по-моему, рассказная форма всё же оптимальна.
Чичеро, 8 августа 2019 г. 01:56
Необычное прочтение темы зомби.
Живые мертвецы как маги, чью магию закоротило.
Не назвать эти образы привлекательными, да и внутренне достоверными тоже, но надо признать оригинальность замысла. За неё можно простить и немного неуклюжую прорисовку характеров, и баянистый способ выживания героев в разлагающихся от любой царапины телах, и общую подзатянутость повествования.
Ну а кроме того эта вещь, кажется, дебютная. После неё Санднрсона привлекли Колесо Времени дописывать — и там он уже себя показал...
Александр Бреусенко-Кузнецов «Цивилизация Костя»
Чичеро, 7 августа 2019 г. 19:24
Старая история. Подустаревший слой метафор — с 1992-то года.
Но партия-то ещё не доиграна. Распад — он кое-в каких местах продолжается, к сожалению.
Злая такая актуальность.
Урсула К. Ле Гуин «Земноморье»
Чичеро, 7 августа 2019 г. 19:19
Земноморье самим названием Урсула расположила так, чтобы удобно было сравнивать.
Что в нём нового — в её мире относительно Толкиеновского Средиземья? Ответ на поверхности: в него долили моря.
Но что есть море? Бессознательная, эмоциональная, женская стихия, которой у Толкиена не было.
В Средиземье — бинарная логика. Запад-восток. Божественное-адское. Небесная обитель валаров против Тьмы с востока. Политическая определённость своих и чужих.
Земноморье озабоченно проблематикой миолсердия, морали, которая не реализуется политикой завоеваний, а прорастает ей вопреки.
Джордж Р. Р. Мартин «Межевой рыцарь»
Чичеро, 7 августа 2019 г. 16:12
Яркая повестейка с глубоко эмоционально прожитым боем на рыцарском турнире.
Симпатичные герои, которым сопереживаешь.
Не сводится к развлекалову, т.к. показывает момент столкновения мечты с реальностью (средневеково-фэнтезийной, разумеется).
Рыцарский мир в турнирной его области показан многоликим. Процветают патологические явления — заработок на нечестной игре и пр. Но есть и благородство, которое демонстрирует и сам Дунк, и рыцари, вызвавшиеся участвовать в его бою.
Гибель хороших людей на турнире — резкая встряска для героя. Проверка, точно ли ему надо в рыцари.
Но, видать, надо, раз парень не отступается даже после этого.
Анджей Сапковский «Меч Предназначения»
Чичеро, 6 августа 2019 г. 18:47
Вот этот-то второй сборник ведьмаческих приключений я с трудом домучил...
И казалось мне, сам Сапковский его пишет через силу.
Может, уж больно старался уважаемым дамам понравиться?
Любовные терзания Геральта — может, мне одному они так скучны?
Но главными недостатками видится обрывочность и та невероятность (в смысле Станиславского), с которой описаны возможности магов.
Чичеро, 6 августа 2019 г. 18:39
Культовый рассказ, ага. Надо помнить весь его резонанс. Отсюда пошёл и Сапковский, как фантаст, и множество подражаний — целая линия фэнтезийная, забравшаяся и в компьютерные РПГ-шки. Но сдаётся мне, сам пан Анджей к своему творению не сразу всерьёз отнёсся. Так, написал что-то для заработка.
И не только к своему, но и к использованным в нём фольклорным мотивам.
Сам-то рассказ хорошо прочитался, но его продолжений я много осилить не смог. Впечатление, что автор читателей за лохов держит, усиливалось с каждой последующей вещью.
Роман Суржиков «Ферзь — одинокая фигура»
Чичеро, 6 августа 2019 г. 18:10
Стругацкие своего Белого Ферзя так и не написали. Поэтому Ферзь Суржикова так одинок. (шутка).
Общего между двумя замыслами может и не многго, но есть.
Ферзь — это об иерархическом принципе, обособых возможностях влияния некоторой фигуры в социуме.
О власти и ответственности.
Что ещё надо отметить.
Атмосферность повествования.
Яркая достоверность мира и героев. И это даже при понимании тех натяжек (с чисто научной, не литературной точки зрения), которые лежат в основе пси-тешного фантдопа. Как специалист не веришь, как читатель — веришь всё равно.
Уверенный, крепкий детектив. Хорошо держит читателя.
Патрик Ротфусс «Страхи мудреца»
Чичеро, 6 августа 2019 г. 18:05
Яркме эпизоды, в которых порой раскрываются темы, заболтанные героем в «Имени Ветра».
Автору явно наскучил Университет, вот он и усылает героя то в одну локацию, то в другую.
Насколько безупречно всё это лепится воедино? А вот не уверен.
Логика связи событий в эпизодах намного прочнее логики связи между эпизодами.
Чичеро, 6 августа 2019 г. 17:56
В целом весьма хорошо.
Есть, правда, серьёзный перебор с бытовыми подробностями.
Герой вновь и вновь заходит в одну и ту же забегаловку, вновь и вновь решает вопросы, которые ему, конечно, по-человечески надо решить, но сюжет они не двигают.
Но по сравнению со штамповкой Магических Академий учёба Квоута, конечно, в ярком выигрыше.
Роман Суржиков «Кукла на троне»
Чичеро, 6 августа 2019 г. 17:23
Третья книга цикла опять-таки не позожа на две предыдущие.
В прошлой была война, в этой мир. (Почти по Толстому)
И что, загадок убавилось? Ничуть не бывало.
Главная из них — Кукловодческая — не только сохранилась в неприкосновенности,но обросла другими.
Автор для разнообразия спрятал от нас мысли Эрвина — одного из важнейших героев эпопеи, и этот парень сразу начал выглядеть подозрительно. А при его уме ожидаешь какой-то тонкой игры, стоящей за общей маской «дорвавшегося до власти» любителя праздных развлечений.
Но как оно там будет, покажут уже следующие книги, которых, конечно, ждёшь!
Роман Суржиков «Лишь одна звезда»
Чичеро, 6 августа 2019 г. 17:13
Достойное продолжение первой книги.
Радует, что книги не перепутаешь. В первой шла яркая, красочная затравка, знакомство с миром, вторая — эпицентр масштабного действия.
Динамика войны — без сантиментов и любований. Это удар и для героев (настоящее испытание для Эривина в герцогском титуле), и для читателя, им сопереживающего.
Неоднозначность результата (Война выиграна, но цель так и не достигнута, главный злодей не вычислен) весьма радует.
При ярком финале всё же есть и достаточно загадок на будущие тома — хороший повод двигаться дальше в прочтении эпопеи.
Роман Суржиков «Стрела, монета, искра»
Чичеро, 6 августа 2019 г. 17:00
Роман в своём ритме. Не гонится за космическими скоростями. Не старается удивить читателей с первой ложки.
Но втягивает в свой ритм. Читать интересно, пребывая в нём. Ну, кому надо сильно скорее, тот, наверное, мучается.
Но есть своя правильная скорость у полёта Стрелы, у возгорания Искры и у обращения Монеты.
Если её превысить, пропадёт достоверность.
Почему? Ибо мир глубоко оригинален. В нём фэнтезийная и техническая стороны соподчинены довольно сложно, даны в их увязке с социально-политическим устройством империи Полари. То есть автор не может сказать, искусственно подхлёстывая динамику: «Это смотри у Мартина, а теперь погнали дальше!».
Нет. Бесполезно смотреть у Мартина. Миры всё-таки сильно разные. И у кого лучше продуман — ещё вопрос.
Чичеро, 6 августа 2019 г. 16:29
Ну и заканчивается половинчатая серия закономерным полупровалом.
Новая героиня — аднаногая собачка с телесным недугом, на сей раз спрятанным. С желудком у ней неважно, туда она страхи прячет.
Ярви развернулся во всю свою хитрую... улыбку.
От Аберкромби, в общем-то уже ожидаешь таких и подобных ходов.
Это последнее произведение, мной у него читанное. Ну, чисто под занавес.
Чичеро, 6 августа 2019 г. 16:22
Эта часть трилогии ярче, чем предыдущая.
В основном в связи с обаянием персонажей. Бранд и Колючка — это тема силы. У первого она природная, у второй приобретённая.
А вот принц Ярви из предыдущего романчика что-то уж больно начинает исподтишка подличать. У Аберкромби, кажется, не бывает, чтобы по уму, но с сохранением благородства.
Чичеро, 6 августа 2019 г. 16:14
Весь цикл — осколочен.
И романы покороче, и мир попроще.
Джо его собрал из того, чтобыло.
Нового мало. Гонит прежнюю волну, сколько её там осталось.
ПринцЯрви — аднаногая собачка, над которой все издеваются, но под конец появляется повод её уважать.
И ещё одного короля шпыняют, как могут...
Унижение владык — лейтмотив романа.
И увечность героя — привет от Глокты.
Джо Аберкромби «Лучше подавать холодным»
Чичеро, 6 августа 2019 г. 16:05
Резкое сужение горизонтов после трилогии «Первый закон»,
В мире исследовать что-либо важное герои не планируют. Вся цель сводиться к одному — Месть. Ну, для кого-то — нажива.
Ясно, что фэнтези тёмное, герои со своими тараканами, но любоваться неуловимой мстительницей —
в итоге оказываешься в том же, что и она, эмоциональном опустошении.
Чичеро, 6 августа 2019 г. 15:59
Упадническая вещь.
Обесценивание героизма через якобы признание.
Вместе с тем лучшая вещь у Аберкромби после первой трилогии (Первого закона).
Он, как те гером, нашёл себе хоть какую-то старую стеночку, чтобы у неё выложиться без остатка.
Джо Аберкромби «Последний довод королей»
Чичеро, 6 августа 2019 г. 15:54
Сильное окончание первой трилогии.
Тут и яркие батальные сцены, и герои раскрываются полностью, как есть. Джо выбросил на стол все карты, и из рукавов тоже.
Яркий финал.
Но в этот финал по вине автора прокрадывается ощутимая нота разочарования.
А герои-то, за которыми мы с таким упоением следили, всё-таки слабаки? Их развитие в той или иной степени было блефом?
Логан до конца так и носит зверя в себе, опасного что для чужих, что для своих же товарищей, а его героическое северянское братство чем далее, тем яснее оборачивается предательской стороной. Кто не предатель, тех прикончили раньше, ага... С выводом: всё грязь (кто-то лёг в грязь, кто-то остался с грязью внутри). Такова жизнь, да?
Глокта и Джезаль униженно служат подлому магу. Опять же, что делать, жизнь — боль.(((
И это при том, что Байяз бывает уязвим — когда слишком выложится. Но нет: герои боятся...
Джо Аберкромби «Прежде чем их повесят»
Чичеро, 6 августа 2019 г. 15:43
Сильное продолжение сильной книги.
Высокая персонажецентрированность текста идёт в плюс. Персонажи интересны, они выводят произведение к новым горизонтам.
Трое героев и Байяз с ними. Бацяз неоднозначен, но ещё не смотрится тем прыщом зла, каким становится в конце трилогии.
И да, образы северных варваров удались Аберкромби лучше, чем кому бы то ни было. Очень живые!
Джо Аберкромби «Кровь и железо»
Чичеро, 6 августа 2019 г. 15:32
Самое первое и самое сильное у Аберкромби. То, счем он ворвался в жанр тёмного фэнтези, растолкав Мартина и Муркока.
Герой — северный варвар, герой — марионетка, герой — увечный инквизитор... Как ни странно, звёздный состав.
Варвар был героем у Говарда, но Логан — варвар самобытный. Очень северный.
Инквизитора типа Глокты героями не делали. (Калек — да, напр., у Мартина Тирион Ланнистер и Бран) Но мастер пыток...
И, наконец, марионеточный герой Джезаль, скрытно ведомый магом, обманывающийся сам в себе. Образ человеческих самообольщений, так сказать.
Джо Аберкромби «Красная страна»
Чичеро, 6 августа 2019 г. 15:27
Самое скучное у Аберкромби.
В первой трилогии, где он, по-моему, поднялся выше Мартина, были уже тревожные звоночки, хотя там там Джо был нов и свеж.
Тёмное фэнтези — ну и ладно, тёмное, но самоуничижительное предание героев злу в мире и в себе, финальный отказ трепыхаться — настораживал.
Дальше больше. Герои начинают вести себя неконструктивно. Красная страна — грустный итог. В неё всё глубоко потасканное и не остаётся ни грамма надежды ни для героев, ни для автора, ни для читателя.
Роберт Джордан «Колесо Времени»
Чичеро, 6 августа 2019 г. 14:12
Эпопея довольно яркая.
Несколько снижает впечатление повторяемость из тома в том сходных тем и эпизодов.
Если всю эту воду вычистить — ужмётся на добрую треть.
Джордан, таким образом, больше заботится о читателе отдельного тома, и меньше — о читателе эпопеи в целом.
И лучшие тома — таки посмертные, написанные уже Сандерсоном.