Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Beksultan» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 7 июня 2012 г. 09:46

Умер Рэй Брэдбери.

Когда гаснет один из самых ярких фонарей на ночной улице, то глаз после его сильного света не скоро сумеет разглядеть, что есть еще и другие фонари и тьма не наступила окончательно. Пройдет время, улица покажется такой же светлой, но память о необыкновенно ярком и чудесном фонаре будет еще долго сохраняться в памяти.

Мастер прожил долгую и счастливую жизнь. Когда-то когда книги на полках казалось были отлиты в бронзе, осознание того, что человек, их создавший, все еще жив и находится где-то рядом, было необязательным. Но в наш век быстрого оборота информации когда каждый знает о своих современниках, было очень важно, что замечательный писатель, один из последних Великих авторов классической НФ жив и здоров.

Брэдбери, при всем том, что он сделал для жанра, был вызывающе гуманитарен. Удивительно было, что человек, написавший рассказ "Икар Монгольфье Райт" долгое время боялся летать на самолетах. Так и не научился водить машину и, имея в своем творческом багаже рассказ "Электрическое тело пою!" крайне отрицательно относился к персональным компьютерам и смартфонам.

Он писал о человеке. Техника в его произведениях часто становилась персонификацией Зла, пусть и безликого, как родильные машины в рассказе "И все-таки наш" или Механический Пес из "451 градус по Фаренгейту". Было что-то парадоксальное в его натуре, то что перешло в его книги, что выражалось его словами о том, что он верит в Бога и Дарвина одновременно. Иначе как объяснить его неприязнь к современному технологичному образу жизни и последовательное проповедование желания видеть, как человек вернется в космос, на Луну и полетит дальше?

Одну из своих самых проникновенных книг о былых временах "Вино из одуванчиков" Брэдбери написал в возрасте 29 лет. И прожил после этого еще шестьдесять лет — для иного человека почти вся жизнь уложится в эти годы.

Книги его были такими разными. Мрачная антиутопия и мягкий юмор, хоррор и самые оптимистичные произведения американской НФ.

Ему посчастливилось стать свидетелем рывка человечества в космос. Он провел бессонную ночь в ожидании первых четких фотографий с Марса, переданных на Землю аппаратом "Викинг". Пусть его мечты и не оправдались и на Марсе пока жизни не обнаружили, но он принял это. Он встречался с астронавтами и даже читал им лекции по просьбе НАСА.

Он прожил цельную, достойную его личности и его творчества, жизнь.

Сейчас, когда мы узнали о скорбной вести, мы печалимся и скорбим. Но это светлая печаль, так знакомая нам по его великим произведениям.

цитата
At one time, I had planned to have my ashes put into a Campbell's tomato soup can and then have it planted on Mars. [Laughs] But in recent years, I have come to realize that I have a lot of fans and lovers out there. So I plan to design a big, long, flat gravestone that will be inscribed with the names of my books and lots of dandelions, as a tribute to Dandelion Wine, because so many people love it. At the bottom of the slab there will be a sign saying PLACE DANDELIONS HERE — I hope people will, so a living yellow meadow can bloom in the spring and summertime.

цитата
I have four daughters and eight grandchildren. My soul lives on in them. That's immortality. That's the only immortality I care about.


Статья написана 3 мая 2012 г. 09:48

Дела и заботы не дают времени написать что-то цельнотянутое, поэтому ограничусь небольшими кусочками, дабы клавиатура не заржавела.




Несколько раз натыкался на утверждение, что, дескать, чудовище, порождение Виктора Франкенштейна, из романа Мэри Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей", было вегетарианцем. По крайней мере, в русской википедии, в список известных вегетарианцев его включили, в разделе "Вымышленные вегетарианцы".

Вероятно те, кто так думает, имеют в виду вот этот отрывок из романа, где чудовище говорит своему создателю:

цитата
Если ты согласен, то ни ты, ни какое-либо другое человеческое существо никогда нас больше не увидит: я удалюсь в обширные пустыни Южной Америки. Моя пища отличается от человеческой; я не уничтожу ни ягненка, ни козленка ради насыщения своей утробы; желуди и ягоды — вот все, что мне нужно. Моя подруга, подобно мне, будет довольствоваться той же пищей.

Но вот что странно. В романе чудовище долгое время живет в полярных льдах. Как оно в тамошних условиях умудрилось остаться вегетарианцем — совершенно непонятно.




«Когда мы читаем, за нас думает другой: мы только воспроизводим его умственный процесс... Вследствие этого при чтении мы избавлены в значительной степени от работы мысли... при чтении наша голова служит ареной чужих мыслей. Тот, кто читает очень много и почти целый день, а остальное время проводит, ни о чем не думая, тот постепенно утрачивает способность мыслить самостоятельно... Если все читать и читать без конца, не обдумывая затем прочитанного, оно не пускает корней и по большей части гибнет.»

(Артур Шопенгауэр)

Да уж... Сильно задумался.




Зарубка на память.

В фильме "Хозяин морей" с Расселом Кроу запомнилась сцена, где капитан Джек Обри и судовой врач Стивен Мэтьюрин играют на скрипках интересным образом, без смычков, щипками пальцев за струны. А на днях по каналу "Культура" увидел отличный новогодний концерт Венского филармонического оркестра под дирижерством Мариса Янсонса. И во время очередного номера, когда исполняли польку-пиццикато Иоганна Штрауса, я увидел знакомую манеру исполнения. Музыканты отложили смычки и стали играть на скрипках щипками. Я заинтересовался и после концерта (кстати, он просто великолепен) погуглил. Оказывается такая техника игры на смычковых струнных музыкальных инструментах так и называется — "пиццикато". Довольно известный и популярный прием. Многие музыкальные произведения, в том числе и вышеупомянутая полька Штрауса, писались специально в расчете на такое исполнение.


Статья написана 7 апреля 2012 г. 09:21

Я тут задумался. Что можно такого придумать, чтобы можно было на ФантЛабе определить, что вот эти четыре рассказа объединены одной темой?

Карел Чапек. Ореол (Glorie), 1938 год;

Генри Каттнер. Нимб (The Misguided Halo), 1939 год;

Курт Сиодмак. Целебная сила греха (Variations on a Theme), 1967 год;

Эрик Кросс. Феномен мистера Данфи (Mister Dunphy's Phenomenon), 1978 год;

Классификатор сайта дает слишком расплывчатые определения, которых недостаточно, чтобы уловить эту связь.

Что же может помочь? Какое-нибудь довольно простое, но эффективное средство... Типа, облака тегов... Даже не знаю... Что-то, прикрученное к существующее базе, что помогло бы в сходной ситуации.

Реестр Альтшуллера? Но он тоже небесспорен. Например, не нашел в его классификации раздела, посвященного вере и религии. Видимо, время и место его создания сыграли определенную роль.

А на примере вышеприведенных четырех рассказов, отсутствие такого раздела делает дальнейшие поиски бессмысленными. Но что-то в этом есть... Допилить бы его напильником...

В-общем, вопрос остается открытым.


Статья написана 27 марта 2012 г. 12:56

В разговорах об американской космонавтике не раз уже была затронута тема соперничества и откровенной неприязни американской армии и флота. По крайней мере рассказ Уильяма Тенна "Проект Тсс" вспоминался мной часто.

Нашел еще одно упоминание об этом и как бы даже объяснение.

цитата
Советские спутники и баллистические ракеты, жаловался Дрю Пирсон, не носили опознавательных знаков Красной Армии или Красного флота — на них были «изображены просто Серп и Молот Советской России». В противоположность этому вооружённые силы США никогда не отличались духом единства. Блюстители американских военных традиций считают, что чувство взаимной неприязни между различными родами войск зародилось ещё в те далёкие времена, когда флот позволил себе вздёрнуть на рею брига «Сомерс» сына военного министра за «нарушение субординации и призыв к мятежу». Воздушным силам, когда они появились на свет, не оставалось, естественно, ничего другого, как только образовать третий лагерь.

(Юрий Листвинов "Лунный мираж над Потомаком")

Литография, изображающая бриг "Сомерс" у берегов Африки 1 декабря 1842 года с телами двух повешенных
Литография, изображающая бриг "Сомерс" у берегов Африки 1 декабря 1842 года с телами двух повешенных

Интересное мнение.

Упомянутое событие действительно имело место быть.

В ноябре 1842 года на американском бриге "Сомерс" произошел инцидент, квалифицированный как бунт. На корабле нес службу 19-летний гардемарин Филип Спенсер, сын министра обороны США Джона Спенсера и внук одного из самых известных в стране юристов Эмброуза Спенсера. На пути от Африки Спенсер рассказал одному из моряков, что он задумал убить офицеров, захватить бриг и стать корсаром. Моряк доложил об этом офицерам. Спенсер был арестован 26 ноября, закован в кандалы и посажен под охрану. Затем были арестованы еще два члена команды, и по распоряжению капитана брига Александра Маккензи все трое, крайне поспешно, практически без суда и следствия, были повешены 1 декабря 1842 года по обвинению в попытке «поднять мятеж». Тела их были преданы морю.

По возвращении брига в Америку капитана Маккензи судили, но военно-морской суд, занимавшийся разбирательством этого дела, оправдал его. Но общественное мнение разделилось. Кто-то превозносил "смелый" поступок капитана Маккензи, который, якобы, только способствовал укреплению дисциплины на флоте. Кто-то возмущался такой поспешностью (до возвращения в Америку оставалось 13 дней) и считал все произошедшее хладнокровным убийством. Кое-кого восхитила несгибаемость военных моряков, которых не остановило даже то, что один из преступников был сыном самого военного министра Америки.

Помимо предположительно того влияния, о котором пишет Листвинов, инцидент с повешением на "Сомерсе" привел к тому, что на флоте США перестали отправлять подростков на корабли и основали военно-морскую академию в Аннаполисе. Также случай на бриге "Сомерс" послужил основой для написания последнего произведения Германа Мелвилла, повести «Билли Бадд, фор-марсовый матрос», которая увидела свет уже после смерти писателя.


Тэги: заметки
Статья написана 20 марта 2012 г. 15:27

В замечательном фильме "Улица космонавтов", снятом на "Киргизфильме" в 1963 году, рассказывается о школьниках, до фанатизма увлеченных космонавтикой. Помимо постройки на пустыре "космодрома", тренировок на самодельных тренажерах (во время одной из тренировок, когда нужно было дольше всех продержаться в запечатанном противогазе, один из мальчишек чуть не погиб), обязательная программа подготовки "космонавтов", которой герои фильма следовали 24 часа в сутки, включала в себя питание только космической пищей. И была в фильме такая смешная сцена:

Один из юных энтузиастов космических полетов заходит в продуктовый магазин и покупает там целую авоську селедочного форшмака, расфасованного в алюминиевые тюбики, в которых обычно выпускали зубную пасту. Продавщица, пробивая ему покупку, заинтересованно спрашивает:

— Вкусно хоть? А то кроме тебя никто эту гадость у меня не берет...

На что мальчик презрительно хмыкает и гордо уходит из магазина.







  Подписка

Количество подписчиков: 109

⇑ Наверх