Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «bvelvet» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 17 августа 2018 г. 16:14

Вернулся с очередного Выборгского фестиваля — в этом году было особенно интересно.

В конкурсе преобладало зрительское кино — жанровые фильмы, посвященные самым что ни на есть актуальным проблемам. Возможно, лет через 10 они будут представлять исторический интерес, а еще позднее по ним можно будет изучать историю начала ХХI века.

Как обычно, в конкурсе был фильм про учителя литературы. Учителем в фильме "Звезды" оказался Виктор Сухоруков — и сыграл он эту роль великолепно. Конечно, актер мало похож на привычного преподавателя — но учителя из Таджикистана, ставшего московским гастарбайтером, он сыграл более чем убедительно. В фильме, выстроенном по модели прошлогоднего триумфального "Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов", чередуются комические и драматические эпизоды. Политический подтекст ненавязчив, но читается... Отдельные штрихи Сухоруков явно добавил сам, без оглядки на режиссера. И, конечно, мысль о том, что учитель литературы транслирует ненужные, не соответствующие современному состоянию общества ценности, но просто не может поступить иначе — эта мысль вызывает приступ гордости... Еще в фильме прекрасный актерский состав — и сыграны роли убедительно и грамотно. 8\10

Гораздо хуже обстоит дело с актерами в фильме "Как я стал..." — все-таки Павел Табаков не шекспировского уровня лицедей. Но вряд ли кто-то другой мог сыграть роль в фильме другого "сына великого отца". Режиссер Павел Мирзоев (сын гениального режиссера Владимира Мирзоева) сделал картину о детях успешных родителей и о неизбежности краха таких детей. Сюжет узнаваем — "Мордашка" с Дмитрием Харатьяном почти сразу приходит на ум. Но дело не в сюжете, а в контексте — герою Табакова не надо завоевывать место в жизни, он живет на Кутузовском, как-бы-учится на архитектора, не стесняется в расходах. Дело не в воспитании, не в окружении, не в деньгах — просто у него все есть, и ему плевать на остальных... В общем, примерно через полчаса можно предсказать, чем кончится картина — но смотрится она великолепно и наводит на разные мысли. 7/10

Поклонникам творчества Вадима Шефнера непременно будет интересен фильм Оксаны Карас "У ангела ангина", снятый по мотивам повести "Сестра печали". Фильм очень напоминает прошлогоднюю работу Карас — "Хороший мальчик". В главной роли снова Семен Трескунов (и он очень хорош), в финале будет порция оптимизма, а снята картина лирично и убедительно. Но меня оттолкнула романтизация сталинской эпохи; интонация прозы Шефнера передана только в нескольких эпизодах, в остальном перед нами умилительное ретро про любовь и печаль. Когда я смотрел "Хорошего мальчика", то был уверен: это будущий хит проката. Но массовая аудитория картину не приняла — за простотой сюжета скрыта довольно тонкая игра, заметная и в новом фильме. Но в любом случае "У ангела ангина" куда лучше предшествующей экранизации Шефнера на ТВ. Итог — 7/10

С особыми ожиданиями я шел на фильм Сергея Ливнева "Ван Гоги". Ливнев сделал одну из лучших картин 90-х — жестокую фантастическую ленту "Серп и молот". И вот, 20 лет спустя, он снова объединился с Алексеем Серебряковым. И какой состав — Д. Ольбрыхский, Н. Негода, С. Немоляева... Увы, мои ожидания не оправдались — Ливнев снял очень хорошее европейское кино, Ольбрыхский и Серебряков выше всяческих похвал. Но история отца и сына решена в художественном отношении традиционно, многие сюжетные повороты отдают мексиканской мелодрамой и потому фильм не трогает душу. Но благодаря актерам 7/10

Кошмарные ощущения остались после просмотра фильма А. А. Шейна "ВМаяковский". Да, Ю. Колокольников фактурен и эффектен, но как он читает стихи Маяковского? Ритм ломается, звучит какая-то нелепая проза, поэтическая музыка исчезает напрочь. В "фильме" переплетаются сцены читки сценария, репетиции пьесы (в музее поэта) и постановочные эпизоды. За два с лишним часа режиссер и сценарист создают образ человека, которого окружали зловредные бабы и над которым постоянно висела рука НКВД. Сыграно все это так топорно, что две сцены в финале (Максакова в роли умирающей Лили Брик и чтение "Во весь голос!") на оценку фильма уже не влияют. Зачем для такого убогого сценария нужны выдающиеся актеры вроде Ч. Хаматовой и Е.Миронова? Им нечего играть. Кажется, создатели фильма получили большой грант МинКульта, начали репетировать, поняли, что сценарий гроша ломаного не стоит и отмыли бюджетные средства, смонтировав все, что на ум взбрело. Народ из зала валил толпами 3/10

А потом был фильм, на который денег не потратили вовсе. И это было лучшее кино в конкурсной программе - "Фагот" Бориса Гуца. Фильм снят на смартфон, длится 61 минуту — и еще никогда мобильные технологии не работали в кино так хорошо. Фильм очень смешной — мы с друзьями захохотали, услышав первые фразы — но он посвящен серьезным и грустным вещам, в первую очередь, отчуждению людей, связанному с развитием новых технологий, выработке автоматических реакций и сильнейшему "кризису человечности". Фильм сексистский, хотя на экране появляются только женщины, политически ангажированный (это в зале очень хорошо поняли — шутки про политику и футбол сопровождались громом аплодисментов) и очень напряженный. В картине есть сюжетный ход, характерный для Хичкока -и макгаффином является совсем не заглавный фагот и даже не перфоратор (который поминается к месту и не к месту). Поэтому не буду ничего рассказывать и очень рекомендую посмотреть. 9/10

Фильм В. Ракши "Жизнь раз" оказался исключительно убогим — если человеку хотелось высказаться о положении дел в России, можно было это сделать более внятно. И. Дапкунайте играет главную роль, но снимают актрису в основном со спины... В общем, ушел я с середины — скука смертная. 3/10

Зато была чудесная анимационная программа. Очень рекомендую мультфильм "Теория заката" — блистательный парафраз "Ежика в тумане", пусть и не достигающий уровня давнего шедевра, но очень глубокий и трагический (я по-настоящему плакал...) Главный приз анимационного конкурса получил фильм по рассказу Б. Шергина "Митина любовь". Режиссер — ученица Андрея Юрьевича Хржановского, и она использовала многие приемы мэтра. Сам Андрей Юрьевич представил мультфильм "Стеклянная гармоника", полвека пролежавший на полке, и материалы к фильму "Нос" по опере Д. Шостаковича. И это было настоящее ЧУДО! Может, Хржановский и творит "искусство для искусства", но именно такое искусство — подлинное. Больше слов нет...

А главный приз фестиваля почему-то получил фильм "Папа, сдохни". Я его не смотрел — не люблю имитации Тарантино, пусть даже и смешные. Друзья мои, посмотревшие фильм, сказали, что гэгов много, крови ОЧЕНЬ много, а в целом лента производит впечатление недоработанной.

В документальном конкурсе был мощнейший фильм Ивана Твердовского "Ульянов про Ульянова", интересная лента П. Мирзоева о Татьяне Самойловой и прекрасные "Медведи Камчатки", деньги на которых собирали, по-моему, все пользователи Рунета.

В общем, кино остается самым актуальным искусством, оперативно реагирующим на "вызовы времени".


Статья написана 30 июля 2018 г. 22:09

Книжку "Рассказы антиквариев" в типографию сдал; второй том надеюсь к Новому году доделать (там будет блок не публиковавшихся ранее материалов М.Р. Джеймса и сочинения еще трех авторов)

Еще я сдал Андрею перевод пресловутой биографии Лавкрафта — полагаю, в сентябре-октябре тоже можно ждать. В качестве приложения там будут редкие рассказы Лонга, написанные в начале 1930-х.

И следующая новость. В октябре ожидается большой том одного из ключевых авторов Weird Tales (его библиографии на ФЛ пока нет...). Переводы новые, оформление оригинальное.


Статья написана 9 июля 2018 г. 19:29

Две новинки — один авторский экземпляр и одна моя новая книжка:

Лонг Ф.Б.

Возвращение на Марс: Рассказы, повесть / Пер. с англ. Литера-Т, 2018. — 336 с., илл. (Литера-Т. Коллекция).

В очередной том собрания сочинений классика weird fiction вошли рассказы 1940-1950-х годов, не входившие в авторские сборники, а также повесть «Так плыли мы в кромешной тьме». В сборник включена одна из первых автобиографий Лонга. Иллюстрации из первых журнальных изданий. Все переводы печатаются впервые.

Там есть несколько моих давних переводов — "Возвращение", "Малыш с трубой" и собственно автобиография. Остальные переводы не подписаны(((

Заказать книгу можно у пользователя Космос

Содержание

И, собственно, том Дж.К. Бэнгса. Картинки хороши — я бы с удовольствием их все здесь воспроизвел. Но вот несколько...

И еще вышла одна маленькая книжка с моим предисловием — почти по теме сайта; наверное, завтра вывешу картинки.




Статья написана 6 июля 2018 г. 13:49

Бэнгс Дж. К.

Мои любимые призраки: Избранные произведения / Дж. К. Бэнгс; Пер. с англ. «оПУС М», 2018. — 560 с., илл. (Книга Чудес).

Джон Кендрик Бэнгс — один из самых оригинальных писателей конца XIX века, создатель особого жанра "бэнгсианской фэнтези" и сочинитель необычных историй о привидениях. В серии "Книга Чудес" выходит первый том двухтомного собрания сочинений Бэнгса. Под одной обложкой — сразу пять книг: четыре сборника рассказов и повесть "Роджер Камерден". Все переводы печатаются впервые

Краткую биографию Бэнгса можно прочитать здесь

А здесь можно ознакомиться с одним из самых известных рассказов Бэнгса — "Мои знакомые призраки".

Некоторые произведения Бэнгса печатались в антологиях сверхъестественных историй, но в нашем издании представлены авторские сборники, раскрывающие все особенности таланта писателя. В книге есть и юмористические рассказы, и мрачные истории о Карлтоне Баркере и безумии Роджера Камердена, и "старые сказки на новый лад", в которых знакомые герои занимаются большим бизнесом, и занятные литературные мистификации, предвосхищающие творчество Борхеса, и... В общем, очень много всего.

И, конечно, иллюстрации — их в книге более 100. Да, более 100 — Бэнгс редактировал один из самых влиятельных литературных журналов, и его рассказы иллюстрировали самые известные художники конца века. Так что книга получилась по-настоящему уникальной.

Тираж — небольшой))). Запись — у меня в колонке и в ЛС

Содержание

Во второй том нашего собрания будут включены тексты, принадлежащие к тому самому поджанру, который Бэнгс создал, тексты, без которых не было бы ни "Мира Реки" Ф.Х. Фармера, ни "Слияния" Пола Макоули, ни...много чего еще. Естественно, основу тома составят три повести о Содружестве Теней. Но это не все...




Статья написана 13 июня 2018 г. 20:45

Один на пустынном причале этим утром Лета,

Я смотрю в сторону устья, смотрю в Бесконечность,

Смотрю и радостно различаю

Крошечный черно-белый пароход заходящий...

Сегодня — 130 лет со дня рождения одного из самых таинственных, эзотерических и удивительных поэтов в мире — Фернандо Пессоа. Его лучшее, на мой взгляд, произведение, вдохновленное Стивенсоном и Конрадом — "Морская ода". Перевод Наталии Азаровой доступен здесь

А к юбилею сделана и видеоверсия

https://youtu.be/b4F2-mOep0w





  Подписка

Количество подписчиков: 265

⇑ Наверх