Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Aleks_MacLeod» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 21 мая 2011 г. 00:11

Сегодня я хочу завести в колонке новую рубрику, в которую буду стараться писать каждую неделю. Речь здесь пойдет о фильмах, числящихся в сокровищнице мирового кинофонда, о картинах, считающихся классикой еще во времена молодости наших бабушек и дедушек :-) Первую статью рубрики я хотел бы посвятить одному из моих самых любимых фильмов — "Касабланке".

Касабланка

Режиссер: Майкл Кертиц

В главных ролях: Хамфри Богарт (Рик), Ингрид Бергман (Эльза), Пол Хенрейд (Виктор Лазло), Клод Рейнс (капитан Рено), Конрад Фейдт (майор Штрассер) и другие.

Композитор: Макс Штайнер

Оператор: Артур Идисон

Дата выхода: 26 ноября 1942 года

Декабрь 1941 года. Европа охвачена войной. Из захваченных гитлеровцами стран течет непрерывный поток беженцев. Один из основных маршрутов к свободе ведет через Французское Марокко и Португалию в Соединенные Штаты Америки. Последним перевалочным пунктом на пути в Португалию является Касабланка. Город наводнен теми, кто стремится улететь в Америку, теми, кто старается на этом заработать, теми, кто уже отчаялся и никуда не спешит, неудачниками, несчастными и прочей публикой, а также французскими и немецкими военными. По вечерам вся эта разношерстная публика собирается в кафе "У Рика", которое становится центром местной общественной жизни. Здесь рушатся надежды и спасаются жизни, покупаются выездные визы и проигрываются состояния, продаются последние драгоценности и любые другие ценности, которые могут привести к свободе. Владельцем кафе является таинственный мистер Рик, обаятельный, но жутко циничный американец.

Однажды в кафе Рика появляются известный борец с фашизмом Виктор Ласло и его верная жена Эльза. Виктор изо всех сил стремится покинуть оккупированные территории и сбежать от нацистского режима, но немцам известно о его пребывании в городе, и офицеры гестапо стремятся сделать все возможное, чтобы задержать Ласло в Касабланке. Перепробовав все возможные способы покинуть страну, Виктор приходит к выводу, что единственным человеком, кто может помочь ему, является Рик, в руках которого волей судьбы оказалось два билета на свободу. Положение Виктора осложняется тем, что, как выясняется, у Рика в прошлом был роман с Эльзой, о котором не забыли ни тот, ни другая...

Вся интрига в основном строится вокруг этого образовавшегося любовного треугольника. Что объединяло в прошлом Рика и Эльзу? Почему он реагирует на нее с такой ненавистью? Остались ли у них друг к другу какие-либо чувства? Не являются ли внешняя холодность и циничность Рика попытками защитить разбитое сердце и израненную душу? Не попытается ли Рик устранить соперника, благо у него есть немало способов это устроить?

По мере того, как развиваются события, даются ответы на большую часть вопросов, но самое главное режиссер картины, Майкл Кертиц, умело припасает под самый конец, так что зрители до самых финальных кадров не могут догадаться, чем же все закончится. Во многом это стало возможно благодаря шикарно прописанным характерам персонажей и мастерской игре актеров. Хамфри Богарт, Ингрид Бергман, Пол Хенрейд и Клод Рейнс создают настолько глубокие и неоднозначные образа, что поначалу и не разберешься до конца, что из себя представляет тот или иной герой.

Возьмем, например Рика. По первым кадрам кажется, что это очень холодный, циничный и бессердечный персонаж. Он старается сохранять нейтралитет, ему все равно, кто побеждает в войне и каких политических взглядов придерживается его оппонент. Однако довольно скоро выясняется, что он далеко не всегда был таким, да возможно и сейчас равнодушие является лишь маской или броней, за которой скрывается истинный Рик. Когда сюжет возвращает нас во времена, когда Рик и Эльза были вместе, герой Хамфри Богарта предстает перед нами совсем другим человеком — веселым, улыбчивым, открытым и любящим. Возникает ощущение, что именно расставание с Эльзой сделало его таким, какой он есть и поставило крест на человеке, который в свое время воевал против Франко в Испании и возил оружие в Эфиопию. Впрочем, глубоко внутри Рик все еще любит Эльзу и способен на добрые поступки, за которые его так любит персонал кафе. Но хватит ли у Рика мужества признать свои чувства к женщине и что делать с тем фактом, что она теперь замужем?

Не менее неоднозначными персонами поначалу выглядят и сама Эльза, и капитан Рено. В начале фильма непонятны ни мотивы Эльзы, ни ее чувства к обоим мужчинам, ни причины, по которым в свое время она бросила Рика. Однако когда эта тайна раскрывается, к женщине проникаешься только безграничным уважением, и тем больнее становится ждать конца, ведь понятно, что она сможет остаться только с одним из своих возлюбленных.

По-другому обстоят дела с капитаном Рено. С виду это мягкий и бесхребетный приспособленец, которому очень хорошо живется под каблуком у немцев. Он выполняет все их пожелания и распоряжения, а в свободное от этого время получает выгоды от своего высокого положения и возможности делать людям выездные документы. Но так ли бессердечен Рено на самом деле, или же и он способен на благородные поступки? Время покажет.

Ну и наконец последний главный герой фильма, Виктор Ласло, не скрывает никаких секретов. Это честный, открытый, смелый и благородный человек, который всегда идет до конца, всегда борется, никогда не сдается и никогда не может смириться с несправедливостью. Возможно, порой эти поступки мешают Виктору мыслить здраво и задумываться о последствиях, но его целеустремленность и отважность, опять же, вызывают только уважение. Чего стоит только знаменитый эпизод с "Марсельезой".

Собственно, эпизод с Марсельезой — лучший эпизод фильма — самый трогательный, самый эмоциональный, показывающий характеры сразу нескольких ключевых персонажей. В принципе, этот эпизод можно назвать экстрактом картины — здесь представлены самые сильные стороны ленты. Потрясающая игра актеров, отлично подобранные ракурсы, великолепная работа оператора и полная искренность всех участников сцены.

А ведь только этим список достоинств фильма не ограничивается. Нашлось в картине место и блестящему юмору, и шикарным диалогам, и крылатым фразам, и детективным интригам, да всему, назовите любое составляющее хорошего фильма, и оно наверняка найдется в "Касабланке". Если, конечно, вы не подразумеваете под непременными атрибутами любой отличной картины дорогие спецэффекты и моднейшее 3D. О нет, "Касабланку" снимали в другие времена, когда зрителей в кинотеатры завлекали замечательная игра актеров, мастерски поставленные сцены и увлекательный сюжет.

Резюме: Блестящий фильм, с потрясающим актерским составом, гениальным сюжетом и интригой, держащей в напряжении до последней минуты. Идеальный баланс детектива, драмы и мелодрамы, показывающий развитие человеческих отношений на фоне величайшей трагедии XX века — Второй Мировой войны.


Статья написана 20 мая 2011 г. 10:55

Временами я встречаю в разных ветках форума и комментариях к авторским колонкам вопрос "Что же читать". Вопрос хороший, актуальный, однако зачастую его следует понимать как "Опять пустая неделя, новинок нет, ничего интересного не издают, читать нечего". В моем же исполнении тот же вопрос можно трактовать как "Что же прочесть, столько всего интересного, глаза разбегаются, с чего начать"?

Вот, например, ради интереса я сфотографировал свою стопку книг, которые я планирую в ближайшее время прочитать. Вот она:

Немаленькая, правда? И это здесь еще нет "Меченосца" Кука, которого я вчера купил, но забыл на работе, поэтому групповое фото он пропустил.

Ну и собственно, несколько вопросов к вам, уважаемые читатели. С какой бы книги Вы начали разбор этой немаленькой стопки? Что бы посоветовали прочесть в первую очередь? Или, быть может, на что хотели бы в ближайшее время прочесть рецензию или отзыв? :-) Кто что скажет?




Статья написана 19 мая 2011 г. 17:30

После того, как я познакомился с циклами "Приключения Гаррета" Глена Кука и "Городская Стража" Терри Пратчетта, поджанр фэнтези-детектива совершенно ожидаемо оказался в числе моих любимых. И, хотя, казалось бы, двух вышеупомянутых циклов вполне хватит для того, чтобы полностью исследовать и закрыть тему детектива в фэнтези, всегда приятно находить новые книги, написанные в данном жанре. Особенно когда автор одновременно и вносит новое слово в жанр, и оказывает своеобразную дань уважения к своим предшественникам. Как, например, это делает Алекс Бледсо в своем дебютном романе "The Sword-Edged Blonde".

Главный герой книги — частный детектив и одновременно наемный клинок Эдди лаКросс. Подобно Гаррету, это внешне грубый, циничный парень с хорошим чувством юмора, который, тем не менее, обладает своеобразным кодексом чести и никогда не оставит друга в беде. Как и Гаррет, в прошлом Эдди есть вещи, о которых он хотел бы забыть и никогда не вспоминать, но если герою Кука испортила жизнь непрекращающаяся война с Кантардом, то проблемы лаКросса носят куда более личный характер.

Двадцать лет назад Эдди сбежал из дома и решил никогда туда не возвращаться, но когда к нему за помощью обратился его старый знакомый, да что там, лучший друг Фил (он же король Арентии Филип), наш герой сразу же отправился в родные края. Возвращение далось Эдди тяжело и заставило вспомнить как самые счастливые, так и самые тяжелые моменты жизни героя, однако задание, которое ему поручает король, заставит лаКросса разобраться в другой тайне, серьезно связанной с его прошлым. Но что не сделаешь ради друзей, особенно когда ваш друг — король?

Бледсо в буквальном смысле смешивает в один коктейль составляющие крутого детектива и фэнтези. С одной стороны, в книге есть короли и замки, принцессы и рыцари, стражники и маги, а с другой — частные детективы и мафия, бары и ночные клубы, бейджики у официанток и марки мечей, игры на скачках и типичные для читателя детективов имена — Стэн, Эдди, Кэти, Лиз, Берни и так далее.

При этом элементы детектива и фантастики смешаны настолько мастерски, что не вызывают отторжения. Все дело в том, что Бледсо в каждый конкретный момент использует именно те элементы, которые работают на сюжет и на атмосферу повествования, заменяя декорации при переходе к следующей сцене.

Кроме того, рассказывая о мире, автор всегда озвучивает только необходимый минимум, необходимый для понимания происходящего и определенного уровня ориентации в пространстве. Причем подобный прием — тщательно обдуманный ход автора. Бледсо в своих интервью и записях в блоге признавался, что старается уделять больше времени персонажам и развитию их характеров, а не окружающему миру. "Поэтому мои книги короче собратьев по жанру", — добавляет он со смехом. Тем не менее нужно отметить, что даже такой, в общих чертах представленный мир местами с легкостью уделывает стандартные фэнтезийные миры, особенно когда речь заходит о роли экономики и развитой инфраструктуры в процветании отдельно взятых стран.

Но вот в чем Алекс не кривил душой, так это в том, что он действительно много времени и места уделяет персонажам и их развитию. В "The Sword-Edged Blonde" достаточно много героев, причем каждый из них, включая тех, кто появляется всего на несколько страниц, показан достаточно ярко и красочно. Но основное внимание автора уделено, конечно же, самому Эдди а также femme fatale нашей истории — жене короля Филипа Рианон, вокруг которой, собственно, и крутится главная интрига романа.

Собственно говоря, исходя из авторского названия романа, "Rhiannon", можно сразу догадываться, кому посвящен роман в первую очередь. Именно вокруг королевы выстраивается главная интрига романа, ее прошлое в буквальном смысле окутано мраком (она утверждает, что ничего не помнит из своей жизни до дня своего знакомства с Филом), а факт того, что она (или кто-то как две капли воды на нее похожий) была когда-то тесно связана с Эдди лишь добавляет роману пикантности и остроты.

Сперва тот факт, что Рианон в прошлом была как-то связана с лаКроссом, показался мне своеобразным роялем, использованным автором для того, чтобы просто подогреть интригу. На самом же деле именно это былое знакомство оказалось связующим звеном, объединяющим воедино текущее расследование Эдди, тайну происхождения Рианон а также самые грустные моменты из жизни главного героя. И лишь до конца раскрыв секрет королевы у Эдди получится разобраться в собственной жизни и, возможно, найти новые стимулы жить дальше.

Сам Эдди — персонаж довольно неоднозначный и интересный. На первый взгляд он кажется очередным циничным детективом и наемным фехтовальщиком, то есть обычным банальным героем жанра. Однако на деле все оказывается далеко не так просто — Бледсо заготовил для читателей достаточно сюрпризов (в том числе отсылок к прошлому Эдди) и щедро разместил их в тексте, причем некоторые из них остаются абсолютно незамеченными при первом прочтении и только гораздо позже, когда автор открывает целую картину, становится понятно, что он чуть ли не с самого начала книги намекал на подобное развитие событий. В конечном итоге лаКросс оказывается куда более серьезным, глубоким и в чем-то даже трагичным персонажем, чем это кажется поначалу.

Что особенно в нем привлекает, так это то, что Эдди никоим образом не похож на супермена. Он очень хороший фехтовальщик и способен побороть любого противника, но уже не молод, к тому же даже его можно обмануть, обхитрить или победить, особенно если навалиться толпой. Временами наш герой откровенным образом тормозит и не видит дальше собственного носа, но в защиту его отмечу, что во многом его поведение оправдывается банальным отсутствием веры в чудеса, коими можно было бы объяснить одну из версий произошедших событий.

Отсутствие веры позволяет читателям, не отягощенным грузом предрассудков Эдди, заподозрить главных виновников или даже догадаться до сути происходящего гораздо раньше лаКросса, благо что, как я уже упоминал, Бледсо старательно развешивает по стенам ружья и прячет в кустах рояли. Впрочем, в конечном итоге все сюрпризы автора раскрываются настолько органично, что абсолютно не вызывают претензий.

"The Sword-Edged Blonde" находилась в разработке автора свыше двух десятилетий — изначально Бледсо придумал этот сюжет еще будучи учеником средней школы, стремясь произвести впечатление на новую симпатичную молоденькую учительницу. За это время у Алекса было изрядно времени как для того, чтобы отшлифовать текст и выкинуть из него все лишнее, так и для того, чтобы отточить свое мастерство, грамотно расставить акценты и выбрать правильный темп повествования. Нужно отметить, что в целом со своей работой автор справился на ура — для дебюта роман выглядит на редкость крепко сбитым, выверенным и сбалансированным. Сосредоточившись на развитии характеров персонажей, Бледсо не забыл и о таких важных компонентах, как интрига и динамика. О лихо закрученном сюжете я уже писал, теперь же упомяну о том, что роман — настоящий пейджтернер, Алекс отлично чувствует эпизод, знает, на чем нужно оборвать эпизод и как построить сюжет так, чтобы побуждать читать все дальше и дальше до самого конца. Меня, например, роман заставил отложить на время в сторону "Игру престолов", что, на мой взгляд, говорит о многом.

Еще одной непременной чертой жанра, о которой не забыл Бледсо, является юмор. Эдди шутит достаточно часто. Порой его замечания довольно остры, порой жестоки, иногда касаются секса, но они всегда уместны и, что немаловажно, не переходят определенных границ. Не забыл автор и о дани уважения старшим товарищам — взаимоотношения Эдди с лошадьми выглядят своеобразным поклоном в сторону Кука, но, что немаловажно, именно поклоном, а не повтором, потому что в отличие от Гаррета, у лаКросса с копытными дружба в итоге наладилась.

Резюме: Если вы — большой поклонник похождений Гаррета и командора Ваймса, то "The Sword-Edged Blonde" — как раз то, что вам нужно. Компактный, динамичный роман с акцентом на развитии персонажей и крепко закрученным сюжетом способен не на один вечер привлечь внимание читателей и не отпускать его, пока не прочитана последняя страница. Язык у Бледсо простой, никаких особых сложностей при чтении не вызывает, хотя отдельная специфическая лексика и может потребовать консультаций со словарем современного американского сленга. Твердая восьмерка.

Примечания:

  1. Роман "The Sword-Edged Blonde" вышел в 2007 году и с тех пор выдержал несколько переизданий. Приведенная в самом начале рецензии картинка принадлежит изданию в мягкой обложке, вторая иллюстрация — первому изданию в твердой обложке, ну и наконец третья — аудиокниге.

  2. Эдди лаКросс очень приглянулся читателям, и с тех пор цикл разросся до трех книг — помимо "The Sword-Edged Blonde" еще вышли "Burn me deadly" (2009) и "Dark Jenny" (2011)

  3. К циклу примыкает коротенький рассказик "Things that flit" (2007), который выложен автором в свободный доступ на своем сайте. Если вас заинтересовали похождения Эдди лаКросса, то это маленькое произведение — как раз то, что нужно для того, чтобы составить впечатление о цикле в общем.


Статья написана 19 мая 2011 г. 15:15

Бурная молодость Джека Лондона послужила ему отличным подспорьем в годы плодотворного творчества. Опыт, полученный им во время службы в рыбачьем патруле Сан-Франциско оказал существенную помощь во время работы над вынесенным в заглавие статьи сборником рассказов.

В тяжелые годы начала XX-го века многие иммигранты, приехавшие в Америку, старались зарабатывать на жизнь всеми возможными способами, в том числе и незаконными. В тех случаях, когда приезжие занимались ловлей рыбы, нарушения закона заключались в ловле запрещенными сетями в запрещенное время в запрещенных местах. И в задачу рыбачьего патруля входило как раз пресекать подобные случаи, что, разумеется, делало патрульных естественными врагами рыбаков.

Истории Лондона рассказывают об особо запоминающихся случаях противостояния рыбаков и патрульных, причем упор в историях делается отнюдь не на соревнованиях в грубой силе, потому что оружия у рыбаков подчас бывало побольше, чем у патрульных. Конечно, без погонь и перестрелок также не обошлось, но в основном Лондон акцентируется на борьбе характеров, состязаниях в хитрости, упорстве и смекалке, когда выигрывает тот, кто приложил больше усилий, лучше все обмозговал и кому в итоге помогла удача.

Лондон не рисует патрульных идеальными борцами за справедливость, как и не выставляет рыбаков вселенскими злодеями. Он просто показывает и тех и тех реальными людьми, чье благополучие зависело от успеха в выполняемой работе, будь то нарушение закона или пресечение подобных случаев. И этим-то рассказы и хороши.


Статья написана 18 мая 2011 г. 11:10

Известный американский писатель Джек Лондон прожил короткую, но насыщенную и интересную жизнь. Он искал золото на Клондайке, плавал матросом, бродяжничал по Америке, работал корреспондентом на русско-японской войне и занимался многими другими вещами. Все эти занятия отразились на формировании его характера, увеличили его жизненный опыт, а также были вспоследствие упомянуты в его автобиографических повестях и рассказах.

Цикл рассказов "Дорога" повествует о том периоде жизни Лондона, когда он бродяжничал по Америке. Лондон исходил и изъездил всю Америку с запада на восток, с севера на юг и обратно, и все путешествия, лица, встреченные в пути и испытания, пережитые им получили какое-то отражение в его сознании, а потом и в творчестве.

"Дорогу" нельзя отнести к лучшим произведениям Лондона. Написанные достаточно простым языком короткие рассказы, тем не менее, достаточно автобиографичны и рассказывают множество интересных фактов из прошлого писателя. Лондон без смущения рассказывает о том, чем занимался в период своего бродяжничества. Сознавался в воровстве, лжи, обмане, мошенничестве и многих других вещах, и тут же признавал, что бродяжничество никогда не было для него чем-то большим, чем простым увлечением. Забавой. И в то же время в своих рассказах он показывает, как пережитые им на "Дороге" приключения сказались на его личности, как научили в считанные мгновения понимать психологию людей, придумывать короткие истории и вызывать у людей сочувствие и интерес.

Отдельного внимания заслуживает картина страны, которую из конца в конец пересекают бесчисленные бродяги. Не всегда симпатичная и настраивающая на оптимистический лад, но всегда реалистичная и очень притягательная, дорога Джека Лондона пронизывает читателя духом романтики и дорожных приключений и зовет с собой в путешествие по Америке конца 19 века. Пока на страницах книг, но кто знает, на что может решиться прочитавший эту книгу человек, если в глубине его сердца пока что спит тяга к странствиям и приключениям.





  Подписка

Количество подписчиков: 307

⇑ Наверх