Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 5 декабря 2013 г. 10:26

Аннотация:

Мир, в котором начинается эта история – колдовской. Здесь равейны, дочери Изначальных стихий, живут рядом с людьми; шакаи-ар, потомки Древних, ведут охоту за чужими эмоциями и кровью; бродят в толпе неузнанными драконы, фениксы, единороги... Этот мир – прекрасный. Здесь города носят разноцветные имена – Зеленый, Бирюзовый, Серебряный, спят под землей аллийские дворцы, брошенные тысячелетия тому назад...

Этот мир – жестокий. Здесь юные ищут любовь, древние – бегут от смерти, а судьба сводит их на одной узкой тропе, связывает накрепко и смотрит с насмешливой улыбкой: что будете делать теперь, дорогие?

Этот мир – на грани войны... только он еще не знает об этом.




Впервые с творчеством Софьи Ролдугиной я познакомился больше двух лет назад, когда наткнулся на ее роман "Ключ от всех дверей". Он произвел на меня неизгладимое впечатление, поэтому я немедленно занес Ролдугину в список талантливых авторов. Увы, "Белая тетрадь", первая книга цикла "Ар-Нейт", оказалась намного слабее, что неудивительно, если учесть, что написана она была намного раньше.

Одним из главных достоинств "Ключа" являлись красивые притчи и стихи, искусно подчеркивающие и обрамляющие основную сюжетную линию. Вместо них в "Белой тетради" нас ждут полузабытые легенды, слабые отзвуки ушедших в прошлое войн. Но им не хватает сочности и четкости, чтобы произвести сколько-нибудь сильное впечатление. Ведь этот прием — указать на некую застарелую вражду между расами или племенами, чтобы затем доказать, что жить надо дружно — уже почти превратился в клише, которому в данном случае явно не хватает индивидуальных черт. Впрочем, все это лишь обрамление для главной истории, о которой мы и поговорим подробнее.

Стержнем ее являются два персонажа: юная и неопытная равейна, Найта, и обладатель зловещей славы, шакаи-ар Максимилиан. Красавица и чудовище, девушка и вампир, пусть и эмоционально энергетический. Несмотря на постоянные подтрунивания над вампирскими канонами, сам шакаи-ар полностью соответствует им, вплоть до мелочей. Таким образом автор оказалась перед дилеммой, либо все-таки отойти от полюбившихся некоторым читателям шаблонов, либо подвести под них предельно четкий и логичный фундамент, чтобы не оттолкнуть остальных.

К сожалению или к счастью, Ролдугина выбрала второе, одарив народ шакаи-ар множеством способностей, в том числе к эмпатии, ментальному внушению, мощной регенерации и многому другому. Даже слишком, на мой взгляд, многому. Поэтому нет ничего удивительного, что большая часть романа посвящена постепенному раскручиванию запутанного клубка чувств и страхов Найты перед Максимилианом — Ксилем, если по простому, и ее возвышению. Что общего может быть между юной равейной самого низкого ранга и древним, могущественным князем? Как оказалось, достаточно много, если равейна сумеет заглянуть в душу шакаи-ар и увидеть его подлинные чувства. Вот только сумеет ли?

Ролдугина прекрасно изображает внутренний мир героини со всеми ее сомнениями, легкомысленными решениями и наивными, чистыми размышлениями. Впрочем, иногда легкомысленность оказывается чрезмерна, а от наивности хочется смеяться. Но, что взять с тихой примерной девушки? Другое дело, Ксиль, чья ветреность и таинственность, гротескность и слащавость сводят на нет усилия автора придать истории логичность и правдоподобность.

Что же касается глобального фона истории, затрагивающего будущее целого мира, то здесь история остается незаконченной. Даны лишь отдельные, малозначительные ответы, а раскрытие прочих тайн недвусмысленно отодвигается на последующие книги. Кто же такие загадочные враги? Каковы их цели? И почему именно сейчас в небольшом заурядном городке появилась звезда, пятерка эстаминиэль? Жаль, что мотив переживаний и чувств почти задушил логику, остается надеяться, что в следующих книгах положение изменится в лучшую сторону.

Итог: написанный ярким, живым языком роман о чувствах, взрослении и любви.

Моя оценка: 7/10


Статья написана 28 ноября 2013 г. 15:14

Аннотация:

Вот уже тридцать лет, как пал барьер Спина, — но приключения землян не закончены.

Однажды над Индийским океаном выросла Арка, ведущая в другой — и поразительно похожий на наш — мир. Мир, который называют попросту Новым Светом.

Началась колонизация — точнее, хищнический грабеж ресурсов. Но одновременно Новый Свет стал и последним убежищем для всех, кому, по тем или иным причинам, нет места на 'старой' Земле, где с каждым днем все большую популярность приобретает опасная, объявленная вне закона марсианская биотехнология, продлевающая жизнь тем, кто рискнул использовать ее и выжил, практически до бесконечности...

Казалось бы, Новый Свет — надежное прибежище для своих обитателей.

Но однажды приходит беда, и приветливый еще недавно мир вдруг становится снова чужим, рушится под безжалостным натиском Иного...




Продолжение нашумевшего романа "Спин" Роберта Уилсона отечественные любители научной фантастики ждали долго. Прошло почти три года, прежде чем на русский язык была переведена вторая часть цикла"Ось", повествующая о дальнейших событиях после возникновения громадной Арки посреди Индийского океана. И хотя многие сочли, что продолжение уступает по уровню первой книге, на мой взгляд, Уилсон вполне логично развивает затронутые в "Спине" проблемы, ничуть не понижая планку.

Если в первом романе автор рассматривал реакцию человечества на колоссальный, едва ли познаваемый имеющимися средствами феномен — сферу вокруг Земли — и, что немаловажно, угрожающую нашему существованию, то во втором показал, как люди отнесутся к столь же величественному и загадочному, но не представляющему опасности явлению. Спин был опасен преждевременным угасанием Солнца и гибелью Земли; он ставил перед людьми неимоверно сложную задачу — найти способ выжить, сохранить жизнь хотя бы немногим представителям человечества. Арка же наоборот открывает новые горизонты, дарит цепочку миров, каждый из которых позволяет развиваться и осваивать новые пространства. В теории. На практике же, человечество пошло проторенной дорогой.

На первый взгляд, решения правительств выглядят рационально. Почему бы не использовать полезные ископаемые новых миров, если там они находятся в более доступных местах, чем на истощенной Земле? Уилсон широкими мазками набрасывает картину поселений Экватории, которые беспорядочно разрастаются вдоль теплого побережья и уходят вглубь материка. Так, из нового Горизонта, Новый Свет превратился в Новый Кошелек, который годится лишь, чтобы выкачивать газ и нефть, а также сбрасывать излишки быстрорастущего населения Земли. Рационально? Быть может. Дальновидно? Как показывает третья книга — нет.

Точно также правительства отреагировали и на распространение марсианских технологий. Предельно рационально — запретить для обычных людей, но использовать для собственной выгоды. Лишние десятилетия достаточно ценная добыча, чтобы пустить по следам немногочисленных Четвертых ищеек из управления генетической безопасности, для которых закон — пустой звук. Зато все рационально. Забота о будущем человечества. Защита от риска, связанного с использованием марсианского генетического материала. Ведь и у него есть свои неисследованные свойства. И здесь мы переходим к основной сюжетной линии, посвященной эксперименту одной из общин Четвертых, имя которому Айзек.

В "Оси" Уилсон избрал иной, чем в "Спине" подход, заменив масштаб действия, охватывавший без малого десятки лет и весь мир, на глубину рассуждений. На примере общины Четвертых, пилота Турка, ищущей правду о своем отце Лизе, автор по кирпичику выстраивает модель поведения и образа мышления гипотетиков, одновременно задаваясь вопросами о сути бессмертия, его связи с памятью, о смысле существования и неумолимом беге времени.

Аналогии между раннехристианскими поселениями и общинами Четвертых прекрасно разобрал в своей рецензии Василий Владимирский, поэтому я лишь отмечу, что далеко не все Четвертые, так уж благодушны. Генная инженерия не смогла изменить безжалостную жажду знаний доктора Двали. Впрочем, его судьба становится еще одним доказательством того, что цель далеко не всегда оправдывает средства.

И хотя размышления, посвященные природе и сути гипотетиков, по-своему интересны, далеко не все читатели примут уход от широкого перечня идей, относящихся к разным научным дисциплинам, которые были представлены в первой книге. Тем не менее, то, как автор затрагивает вопросы сознания, бессмертия и существования некоей великой силы, определенно заслуживает внимания. Тем более что делает он это с научных и философских позиций.

Итог: философские рассуждения в поэтичной и метафоричной форме.

Моя оценка: 8/10


Статья написана 18 ноября 2013 г. 10:37

Иногда путь к хорошей книге может оказаться на удивление извилистым и долгим. Однажды я заметил в Интернете забавную аватарку, на которой была изображена задумчивая белобрысая девчонка. Поиск картинок поводил по разным блогам и подборкам обоев, а потом выбросил на страничке романа "Покинутые небеса". Так, по кусочку обложки, я вышел на замечательную книгу Чарльза де Линта, входящую в цикл "Ньюфорд".

Этот роман довольно трудно отнести к какому-то конкретному жанру. Для городского фэнтези в нем слишком много индейских мифов, для реализма — чересчур много фантастики, а для сказки — заурядной человеческой подлости и жестокости. Фантазийный урбанореализм? Возможно. В любом случае, книга заметно выделяется среди всех прочитанных мною.

Дело в том, что де Линту одинаково удались и зарисовки повседневной жизни самых обычных людей, и описания запутанных отношений загадочных зверолюдей, и тонкое переплетение двух миров — человеческого и иного, первозданного мира, где живут Ворон, Коди и другие странные создания. Этим тонким балансом между чудом и обыденностью "Покинутые небеса" похожи на "Алену и Аспирина" Дяченко, где точно так же герой оказывается перед выбором: признать существование чудес или закрыться набором версий и совпадений.

В отличие от Дяченко, де Линт населил свою книгу десятками героев, каждого наделив уникальными чертами и живыми характерами. А еще за спиной у каждого скрывается его история, нередко грустная или колючая, но неизменно с крупинкой света и надежды. Девочка, которая большую часть жизни провела в стенах клиники. Хэнк, таксист, умеющий верить людям и приходить на помощь даже, если его не просят. Старина Джек, рассказчик странных притч, любящий прятать истину в тени недомолвок и вопросов. Фотограф Лили, решившая побольше разузнать о легендарных зверолюдях, но не ожидавшая, что правда окажется невероятной.

Что касается самих зверолюдей, то с ними автор придерживается вышеупомянутых индейских мифов, наделяя кланы и племена качествами соответствующего им тотема. И на страницах книги оживают безжалостные и неумолимые Кукушки, жадные до всего блестящего Сороки, неутомимые собиратели историй Галки, а главное, вечно любопытные и непоседливые Вороны. Именно девчонки-вороны стали для меня одними из самых любимых героев — веселые непоседы и щебетуньи, умеющие в нужный момент защитить и себя, и близких.

На первый взгляд события, с которых начинается роман, никак не связаны с друг с другом. Мы неспешно следим за героями: слушаем истории Джека, вместе Хэнком разбираемся в своих чувствах, как и Керри знакомимся с Вороньим гнездом — старым особняком в центральной части Ньюфорда. В начале действие течет крайне неторопливо, позволяя привыкнуть к городу, пройтись по темным улочкам Катакомб — заброшенному району города, разобраться в чувствах и привычках героев. Подробные описания выгодно отличаются плавностью обзора и вниманием к деталям, смысл которых прояснится потом, когда сюжетные линии совьются в узел, связав воедино судьбы героев и всего мира.

Если вас не пугает скольжение между сном и явью, утонченный классический стиль, легкая доля английского абсурда в духе Кэролла и отрешенность индейских мифов, вплетенных в западную повседневность, то "Покинутые небеса" поведают вам о многом. Роман можно смаковать по глотку, обдумывая каждую фразу, можно читать залпом и, затаив дыхание, следить за приключениями героев. Выбор за читателем, главное не пройти мимо замечательной книги. Ведь в ее пронзительному финале ясно говорится, что если бы люди чаще делились доверием и любовью, то наш мир стал бы гораздо чище и светлее.

Итог: драматичный реализм и проникновенная светлая фантазия в антураже американских восьмидесятых.

Моя оценка: 9/10


Статья написана 11 ноября 2013 г. 11:47

Такое ощущение, что с каждым годом лето все быстрее подходит к концу. Раз, и окрасилась в яркие цвета листва. Два, и пошли прохладные дожди, волей-неволей напоминая о стопках непрочитанных книг. А значит, пришло время очередного обзора.

Ночной цирк
Ночной цирк
На то они и выродки
На то они и выродки
Дети Силаны. Паук из Башни
Дети Силаны. Паук из Башни

Цирк загадок, цирк иллюзий. Цирк, в котором явь плавно перетекает в сон, обретают плоть затаенные мечты, а повседневные заботы отступают на второй план, вот каков "Ночной цирк" Эрин Моргенштерн. История соревнования двух волшебников практически лишена остроты экшена. Эта игра во многом сродни жизни, столь же неторопливая, размеренная. Иногда жестокая, иногда сказочная. Несмотря на медленный темп, интерес к сюжету поддерживается живо прописанными героями и психологическими этюдами, раскрывающими характеры персонажей. Тем не менее, из-за излишней ровности и плавности повествования кто-то может заскучать задолго до середины романа.

В романе "На то они и выродки", из межавторского проекта "Обитаемый остров", действие вращается вокруг Неизвестных Отцов, анонимных диктаторов, захвативших власть в стране. Основной упор делается на том, как из идеалистов и правдолюбцев получились беспринципные политики и борьбе между Отцами за доступ к центру управления башнями. Наталья Резанова отлично создала атмосферу криминальных кругов, напряжение военного времени, предчувствие краха. Но выбрав сквозным героем Волдыря, она попыталась проследить и за другими героями, излишне разбросав внимание и не доведя конфликта до высшей точки.

Очередной стимпанк, да еще и фэнтезийный детектив. Казалось бы, какой простор для воображения, но не тут-то было. Итак, "Дети Силаны. Паук из Башни", мир с множеством рас и культур, с пестрой смесью технологий и магии. Вот только даже если забыть о сходстве с "Пересмешником" Пехова, картина получается печальной. Недостоверный главный герой, который постоянно плачется об обидах, а на деле просто самовлюбленный хам. Заявлен он, как первый сыщик и глава контрразведки, но ведет себя, словно заурядный дилетант. Крымова бы могла еще спасти сильная идея, но проповеди фашизму окончательно перечеркивают все незначительные плюсы.

Покинутые небеса
Покинутые небеса
Гравилет "Цесаревич"
Гравилет "Цесаревич"
За императора!
За императора!

Роман "Покинутые небеса" Чарльза де Линта трудно отнести к строго определенному жанру. Для городского фэнтези в нем слишком много индейских мифов, для реализма — чересчур много фантастики, а для сказки — заурядной человеческой подлости и жестокости. Фантазийный урбанореализм? Возможно. Ведь автору одинаково удались и зарисовки совершенно обычных будней простых людей, и описания загадочных зверолюдей, и тонкое переплетение двух миров — людского и иного, первозданного мира, где живут Ворон, Коди и другие странные создания. Роман можно смаковать по глотку, обдумывая каждую фразу, можно читать залпом и, затаив дыхание, следить за приключениями героев. Выбор за читателем, главное не пройти мимо замечательной книги.

Из-за ретро-голосования, что идет сейчас на Фантлабе, мне в руки попал "Гравилет «Цесаревич»" Вячеслава Рыбакова. С первых же строк меня заворожил слог — чувственный и метафоричный. Немного переизысканый, впрочем, на любителя. Далее одновременно развернулись две линии — мировая, детективная и личная, психологическая. Каждая по-своему увлекательная, хотя избыточная любвеобильность и мягкость героя ощутимо бьет в глаза. Философский же подтекст, проявившийся к финалу, окончательно зафиксировал плюсы и минусы книги. Необычность концепции, попытку показать свет и чистоту. И также слабую достоверность, детскость и даже утрированность характеров.

Межавторский цикл "WarHammer 40000" — это Пафос и Война, возведенные в заоблачную степень. Казалось бы, как это может сочетаться с иронией? Тем не менее, именно с ее помощью роман Митчелла "За императора!", первый в цикле про комиссара Каина, превратился в оригинальную историю о приключениях параноидально осторожного и фатально невезучего, хотя это еще с какой стороны посмотреть, героя. Конечно, одной иронией сыт не будешь, поэтому автор не забывает о боевке и довольно симпатичных, пусть и не отличающихся особой глубиной второстепенных персонажей.

Главным героем в научной фантастике обычно становится ученый, врач или на худой случай журналист. Тем интереснее встретить книгу, где в центре событий оказывается наивная и простодушная девчонка, привыкшая к вседозволенности и комфорту. При всем при этом "Охота на Улисса" Бориса Георгиева является полноценной научной фантастикой с довольно любопытной моделью устройства общества, в которой некоторые заимствования более чем компенсируются необычной точкой зрения, стремительностью развития сюжета и симпатичными персонажами.

Охота на Улисса
Охота на Улисса
Сантьяго
Сантьяго
Воспоминания о будущем
Воспоминания о будущем

Космический вестерн выглядит сегодня несколько вторично, во многом из-за отсутствия новых приемов и идей. И на первый взгляд, роман "Сантьяго" Майкла Резника тоже не выходит за пределы жанровой ниши. Всю первую половину нам демонстрируют галерею разномастных персонажей, кратко обрисовывая их чудные манеры и яркие характеры. Но во второй половине за простенькими перестрелками обнаруживается социально-философский слой, весьма интересный и хорошо поданный, который искупает затертость жанра.

Одним из наиболее частых гостей с запада в последнее время стали произведения, рассчитанные на подростковую аудиторию, в особенности девичью. Впрочем, "Воспоминания о будущем" Кэт Патрик все же отличаются от сумеречных клонов, причем в лучшую сторону. Стержень романа — его фантдопущение. Девочка, которая знает будущее, но забывает прошлое. Жизнь наоборот, перевернутая вверх тормашками. Мило и со вкусом описанные школьные будни, подростковые проблемы и, конечно же, первая любовь. Увы, сюжет получился довольно рыхлым, а интересная способность не способна вытащить его в отсутствии других удачных ходов, хотя провальной книгу не назовешь.

Розмарин и рута
Розмарин и рута
Дни черного солнца
Дни черного солнца

Городское фэнтези тоже нередко вырождается в любовную драму, но это не относится к "Розмарину и руте" Шеннон Макгвайр. Тоби, фейри-полукровке приходится расследовать смерть подруги наперегонки с действием проклятием и жестокими преследователями. Простота сюжета уравновешивается неплохим слогом и несколькими удачными персонажами. К тому же автору удалось сохранить баланс между чувствами героини и действиями, но к сожалению многие сюжетные линии были лишь намечены и оставлены для следующих частей цикла.

Любителям научной фантастики в советском ретро-стиле может прийтись по вкусу "Принцип суперпозиции" Евгения Белоглазова. Традиционная завязка с загадочным феноменом, научными изысканиями, детективными элементами и непременной шпионской линией. Другое дело, что обилие научно-философских рассуждений осилит далеко не каждый. Продолжение "Ста тысяч королевств" — роман "Дни черного солнца" Джемисин оказался еще более сахарно-романтичным. Избыток чувственности почти не компенсируется сюжетом и героями, но, возможно, для поклонников любовного фэнтези этого будет достаточно.


Статья написана 5 ноября 2013 г. 10:39

Все знают, что получать на Новый год подарки – примета хорошая. А призы получать, наверное, еще лучше. Вот поэтому мы и решили в этот раз начать Новогодний конкурс пораньше, чтобы приурочить раздачу призов-подарков к торжественному бою курантов. Мы подумали, что это должно стать хорошей приметой. А вы как думаете? Что вы вообще думаете о приметах? Верите ли вы в те из них, что стали традиционными, или обзавелись собственными? Ну, если не обзавелись, то придется. Потому что в этот раз мы разыгрываем именно приметы. Но вам самим нужно будет придумать, что они знаменуют.

ПРАВИЛА КОНКУРСА "ЕСТЬ ТАКАЯ ПРИМЕТА"

I. Жеребьевка.

1. Участники прозаического конкурса выбирают один из 100 номеров, отправляют выбранный номер в личные сообщения (ЛС) организаторам и скачивают запароленный архив. По окончании жеребьевки получают пароль и узнают свою примету.

Организаторы конкурса Munen и kagami. Убедительная просьба! Обращайте внимание на то, кто из организаторов присутствует на форуме в тот момент, когда вы отправляете заявку, и пишите в ЛС именно присутствующему модератору. Это позволит избежать накладок с заказом одинаковых номеров.

2. Участники поэтического конкурса выбирают три из 100 примет по своему усмотрению, сообщают их организаторам в ЛС, а организаторы просто убирают номера из общего списка.

3. Если автор собирается участвовать в обеих ветках конкурса, он отдельно выбирает три номера для поэтического турнира и отдельно один номер темы в прозе и все это отправляет в ЛС организаторам.

4. Заявка считается принятой после того, как автор получит ответ от организатора.

II. Конкурсные произведения

1. Объем от 5 000 до 40 000 тысяч знаков с пробелами по счетчику Word для прозы, от одного катрена и до 40 000 знаков по счетчику Word – для поэзии.

2. Произведение должно содержать элементы ФиФ

3. Сюжет произведения должен быть завязан на полученную в жеребьевке примету.

4. На конкурс принимаются только произведения нигде ранее не публиковавшиеся. Если рассказ или стихотворение были ранее опубликованы где-то в сети или на бумаге, это нарушает правило анонимности.

V Сроки

1. Жеребьевка – с 12:00 09.11.2013 до 24:00 12.11.2013 (в это время будет объявлен архив от пароля).

2. Написание – с 00:00 13.11.2013 до 24:00 03.12.2013.

Рассказы будут выложены в течение суток 04.12.2013.

3. Первый тур голосования – с 00:00 05.12.2013 до 24:00 18.12.2013.

Результаты первого тура голосования будут объявлены не позднее 12:00 19.12.2013.

4. Второй тур голосования – с 12:00 19.12.2013 до 24:00 29.12.2013.

5. 30-31.12. 2013 – объявление победителей.

И еще одно правило, добавленное по требованию Самого... (шепотом) Санта Клауса!

В РАССКАЗЕ НИ В КАКОМ КОНТЕКСТЕ НЕ ДОЛЖНЫ УПОМИНАТЬСЯ КАКТУСЫ! ДАЖЕ НАМЕКА НА НИХ НЕ МОЖЕТ ПРИСУТСТВОВАТЬ!

Подробности в теме конкурса.







  Подписка

Количество подписчиков: 284

⇑ Наверх