Роджер Желязны «Остров мёртвых»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Терраформирование | Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Фрэнсис Сандоу — галактический авантюрист, обладающий невиданной способностью силой воображения создавать свои собственные миры. Однако теперь его преследует загадочный враг, способный проникнуть даже в глубины подсознания Сандоу, в его сны. В этих снах Сандоу вновь и вновь возвращается на Остров Мёртвых, одно из самых странных и страшных своих творений. Чтобы избавиться от ночных кошмаров, он решает в действительности посетить Остров Мёртвых...
Название романа отсылает к одноимённой картине швейцарского живописца Арнольда Бёклина.
Входит в:
— цикл «Фрэнк Сэндоу»
— антологию «Остров Мертвых», 1991 г.
— журнал «Фандет экспресс 3'91», 1991 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия "Аполло" / Prix Tour-Apollo, 1972 // Лучший фантастический роман на французском языке |
Номинации на премии:
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1969 // Роман |
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 19 февраля 2025 г.
Удачливый предприниматель Фрэнсис Сэндоу, разбогатевший на заказах по созданию целых планет, получает ряд странных посланий от неизвестного адресата. В них находились фотографии людей, когда-то бывших друзьями героя романа. Но теперь все они мертвы, ибо были простыми людьми, а не небожителями, как Фрэнсис. По своей натуре последний был настоящим трусом, и предпочел бы ничего не делать, но шестое из писем всё же заставило его покинуть свою планету и начать действовать. Ибо касалось одной из его прежних возлюбленных, Рут Ларис. Неизвестный осведомитель сообщал, что все указанные в письмах личности ожидают Фрэнсиса на Острове мертвых, что расположен на планете Иллирия. Всё это было явно не случайным совпадением: загадочный похититель точно знал, что саму планету с островом более шестисот лет назад создал именно Фрэнсис Сэндоу...
Обычно я с большим уважением отношусь к произведениям Желязны, ибо он умеет не только мастерски придумывать увлекательные истории, но и весьма талантливо их рассказывать. Язык писателя настолько цветист и неординарен, что на то, чтобы к нему приспособиться, обычно уходит два-три десятка страниц. Но в этот раз автор явно перемудрил: суть рассказываемой им истории вскрывается только на 65-й странице! А до этого он ведет какой-то невнятный разговор о нечистотах Токийского залива и невысоком рейтинге своего героя (занимающего 87-е место среди самых богатых личностей Галактики). Всё это немного отвлекает от основной линии произведения, поэтому читателю очень легко будет пропустить мимо ушей важную информацию, касающуюся сверхъестественных способностей героя романа. Дело в том, что он является своего рода демиургом — создателем новых миров, искусственных планет — и входит в число 28 Избранных, носящих имена пейанских богов. Именно поэтому он так долго живет и обладает даром творить настоящие чудеса. Но за всё хорошее рано или поздно приходится расплачиваться, пусть даже ты и почти что бог. Потому как и боги зачастую ведут себя, словно простые смертные. Например, Шимбо-громовержец постоянно враждует с богом воды Белионом. Так что неизвестно, кто на самом деле заказывает всю эту музыку.
К сожалению, чувство меры на этот раз писателю явно изменило. Большую часть произведения он посвятил воспоминаниям своего героя и его морально-философским рассуждениям, нежели самому сюжету. Поэтому интрига была сильно занижена, а кульминация не превратилась, как это характерно для Желязны, в самую захватывающую часть произведения. Сама картина столкновения богов не впечатляет ни накалом страстей, ни масштабностью происходящего. Тем более, что сражается герой совсем не с тем, кто отсылал ему письма. Поворот этот, конечно, в стиле самого писателя, только на это раз он не вызывает у читателя ни восторга, ни даже простого удивления. Искренне жаль, что автор загубил такой перспективный сюжет, прельстившись философскими размышлениями о превратностях судьбы. Хоть роман и назван «Остров Мертвых», самому острову в нем уделяется только 46 страниц из 172. Так что правильнее было бы назвать произведение по-иному — к примеру, «На пути к Острову Мертвых». А так я вынужден констатировать, что роман едва набрал необходимый минимум, чтобы быть оцененным на 7 баллов. Что для такого писателя, как Роджер Желязны, несомненно является провалом.
-----------
РЕЗЮМЕ: история одного противостояния между двумя бывшими врагами, получившими могущество пейанских богов. Роман разбит на множество мини-историй, половина из которых приемлема для дотошного читателя, а половина — совершенно непонятна. Если вы не очень любите моралистические размышления на тему добра и зла, лучше не рискуйте своими мозгами и откажитесь от близкого знакомства с произведением.
Reutovsky, 24 августа 2024 г.
Интересное впечатление оставило произведение. Это, к слову, первый роман Желязны, который я прочитал. Идей много, понравился романтизм и то, что автор иногда на минутку отвлекался от повествования, чтобы описать нам красоту миров или бренность бытия на примере Токийского залива. Главный герой — аналог Джеймса Бонда и Илона Маска в одном лице, слишком уж слащавый...
visionshock, 10 марта 2015 г.
Тысячами и тысячами идей и образов, оплетает писателя мир. Хочешь бери, уноси сколько влезет, создавай миры, рисуй их своей кистью. Роджер Желязны для меня уже давно эквивалент настоящей фантастической литературы и обойти мимо «Остров Мертвых» вопреки всему, я не мог. И ого, очередное мое удивление, прямо на глазах автор рисует очередную уникальную идею где все детали подогнаны и расставлены. Читать этот роман было сплошным удовольствием, такое ощущение что я где-то далеко на райских островах купаюсь в теплом океане и пью коктейли забыв про скучную жизнь. Если вам надоели потуги современных фантастов придумать интересный приключенческий НФ роман, то советую обратить вниманию на эту книгу.
После опустошающего «Князя Света», психологичных мазком «Творца снов» и элегантных «Хроник Амбера» ждать от автора можно все что угодно. Только сейчас я убеждаюсь что Желязны гениальный манипулятор литературы, настолько резво менять жанры, перетекать из идеи в идею, эксплуатировать философию и заправлять всей прекрасной динамикой напополам с собственным неповторимым стилем. «Остров Мертвых» не исключение, автор вертит им так и сяк выворачивает образы, аллегорично использует знакомые слова и заправляет толикой оригинальных идей.
Давайте познакомимся, его зовут Фрэнк Сандоу, человек меняющий что и как он захочет, для него реальность — пластилин, но его личное творение угрожает жуткой проблемой для него самого. Странные сны, детективный подход к прошлому Фрэнка лишь мозаики картинки, первая часть только интригует, это мясо нанизанное на костяк. Дальше будет только круче, дальше будет приключение, несколько заунывное и мрачное, но в целом серьезное и увлекательное. Но если откинуть, все злоключения Фрэнка, глянуть девственным взором на костяк. Это роман о человеке, почти о божестве ( сразу лезет на ум Рендер из «Творца снов», всемогущий в царстве Морфея) несколько сломленном, уставшем, но при этом вполне человечным. Это книга о человеческом сознание и как далеко может оно зайти, меняя мир вокруг себя. Пожалуй благодаря своей интеллектуальной составляющей и хорошему динамизму книга выигрывает на ура, ну и потом что радует в очередной раз, у Желязны не бывает затянутых книг по пятистам и более страниц, и наверное это плюс по сравнению с современными эпопеями.
«Остров мертвых» наглядный пример какой должна быть фантастика: живая, интересная, умная, увлекательная. Советую всем тем, кто не прочел в свое время.
Итог: качественная фантастика, которую обычно и ждешь от Желязны.
Deliann, 5 августа 2014 г.
Почему мой выбор пал на «Остров мертвых», точно я объяснить не могу. Наверное, просто хотелось (и хочется) чего-то легкого и позитивного, чтоб отвлечься. Получилось. Жаль, ненадолго: роман довольно короткий и одолевается за несколько ночей (хотя на гражданке я потратил бы на него максимум полдня).
Поговорим о содержании. Перед нами неплохая приключенческая фантастика в фирменном стиле Желязны, а это значит, что в наличии и харизматичный главный герой, и легкий юмор, и рассуждения на философские и теологические темы. То есть и сюжет увлекает, и пищи для ума немало. Главный герой, Фрэнк Сандау, бессмертен. Он богат, умен, не чужд авантюрных настроений и по-своему обаятельный. А еще он способен создавать миры. В «Острове мертвых» у него возникает проблема, и, можете мне поверить, Фрэнк решит ее с шиком-блеском. Самый интересный вопрос — «как?». Именно об этом нам и рассказывает Желязны.
К сожалению, в романе нет неожиданных поворотов сюжета, да и ценители творчества автора вряд ли найдут здесь что-то новое для себя. Однако если вам хочется немного приключений, а времени начинать «Хроники Амбера» нет, то отправиться на «Остров мертвых» – достаточно неплохой вариант.
Manowar76, 30 мая 2023 г.
Неожиданно лиричное, и, при этом, гибсоновское вступление про Токийский Залив. Замусоренный Залив как метафора преходящести всего и вся.
Фрэнк Сандау — мультимиллиардер, Носящий Имя, создатель миров, самый старый человек земной цивилизации. Ему тысяча двести лет, он застал двадцатый век. Попутно он является инкарнацией инопланетного бога, что, собственно, и позволяет ему создавать миры.
Личная планета, все возможные сибаритские удовольствия, куртизанка на контракте, здоровая паранойя и страх за свою жизнь.
Про ультрабогачей надо уметь писать. Перед «Островом Мёртвых» начал читать «Лилиенблюм» Лейбова, про прожигающего жизнь наследника минигарха, и меня не оставляло подспудное раздражение, накапливающееся с каждой страницей. Начав читать Желязны, я даже подумал, что Лейбов чуть ли не списывал у Грандмастера, так всё похоже. Но Сандау не вызывает раздражения, хотя герои обоих романов, кстати, некрасиво относятся к обслуживающему персоналу.
Нам сразу дают пяток причин отправится в путешествие-расследование. Старая подруга, старый друг, ЦРУ будущего, таинственный враг, присылающий фотографии значимых для героя давно умерших (или нет?) людей. Сандау со всеми предосторожностями начинает распутывать клубок.
Желязны не стесняется уделять несколько строк красотам вселенной. Всё таки протагонист — создатель миров.
Кстати, в «Острове Мертвых» мне стали окончательно понятны два основных мотива творчества автора, его фетиши: а) проблематика божественности и, как следствие, б) все подводные камни построения собственных миров. И Амберский цикл, и Божественная трилогия, и другие ранние вещи, включая данную книгу, прекрасно укладываются в эти два лаконичнных тропа.
Надо сказать, детектива из романа не получилось — ответ, кто же главный злодей, герою на блюдечке преподнес умирающий друг-инопланетянин. Более того, с некоторым разочарованием понимаешь, что полтома и большинство сюжетных зацепок — это всего лишь громоздкие подводки к основному сюжету противостояния.
Сюжет делает ровно один неожиданный поворот, когда главным врагом оказывается не тот, кого мы ожидали увидеть.
Противостояние неприятных людей и вселившихся в них Богов.
Да, Сандау в итоге вышел неприятным. Человеком, организовавшим не одно заказное убийство своих соперников.
Хороший фантастический роман. Классический Желязны, но не вершина его творчества.
Умилила идея электронного секретаря. Привет, Сири, Алиса, Маруся и иже с ними.
7(ХОРОШО)
Вторую часть дилогии, конечно, прочту.
noel, 30 января 2016 г.
Знаю, знаю, это Желязны. Это классика фантастики, нельзя её ругать.
Но, блин! Я сбиваюсь со счёта, когда пытаюсь подсчитать, чем эта книга ужасна:
1. Герой — самый-самый крутой человек в мире. Он самый старый и почти самый богатый. Он делает гимнастику, питается деликатесами, создаёт планеты и вообще является воплощением инопланетного божества. Конечно, он единственный представитель человечества, который смог добиться такой чести. А, ещё он телепат. А ещё его любят зверушки! А ещё он красиво пьёт виски и курит сигары! Ах, какой идеальный, пробу ставить негде.
2. Герой заинтересован исключительно собой, поэтому Злодею приходится в течении многих лет его тормошить. Но он всё валяется дома, жрёт, пьёт и курит. (Честное слово! У него ни одного хобби или интереса просто нет!)
3. Чтобы решить убить человека (ну или инопланетянина) герою много не нужно. Например, Злодей ненавидит героя и завидует ему. И этого вполне достаточно. По убитым друзьям герой не тоскует ни секунды и просто проходит мимо.
4. Из второстепенных персонажей характером, пожалуй, наделён только Злодей. Да и его характер — это быть трусом и постоянно пытаться сбежать. Остальные персонажи — просто ходячие карикатуры. И карикатуры какие-то злобные.
Вот у нас Толстый Торговец — он много жрёт и хочет провернуть выгодную сделку (страницы общения с ним вообще не важны для сюжета)
Вот — Карлик — почувствуй себя в цирке 100 лет назад, когда показывать карликов считалось отличным развлечением. Черты характера персонажа? Фи, зачем? Он же Карлик! Это же забавно!
Вот Плейбой Шпион 007. Что он делает? Ну крадёт секреты и соблазняет женщин. Черты характера?... Э, зачем? Он же красавчик, ему не надо!
5. Про женщин вообще отдельный разговор. В книге всего 4 женских персонажа, все дуры, красавицы и со всеми герой спал. Одна не может освоить работу секретарши и теряет письма, другая предаёт мужа за несколько месяцев разлуки, третья просто купленная проститутка, и четвёртая — злобная стерва, с которой герой потом и остаётся.
Я понимаю, что автор родился в такое время, когда для женщины в Америке было доступно две роли — жена и любовница. Но читать это в начале 21ого века — извините — противно.
6. Диванная бытовая философия. Все эти «ненавижу чаевые» или «грязный Токийский залив заставляет меня думать о смерти»... ну это где-то на уровне 10классника, который задумался о своём месте в мире. Но от взрослого писателя ждёшь чего-то более глубокого что-ли....
Прочитано из упрямства. И чтобы запомнить покрепче: этого больше никогда и не открывать даже!
evridik, 13 января 2014 г.
А вы замечали, что события некоторых романов, написанных ещё представителями старой школы в середине прошлого века, происходят в столь отдалённом будущем, что они и сейчас ещё, когда на дворе век 21-ый, не произошли? Часто эти романы повествуют не о Земле, но Земля так или иначе в них упоминается, правда, не в слишком радужных тонах.
«Остров мёртвых» настолько отдаёт ксенофантастикой, что не будь главный герой землянином, он бы ею и являлся. Этот небольшой, но многогранный роман написан в лучших традициях фантастической литературы, в которой рука об руку с приключениями идёт философия. Он затрагивает не только традиционные вопросы, поднимаемые в художественных произведениях, как-то: любовь, страх, жажда наживы, холодный расчёт и сожаление, – но и такие интересные явления, как бессмертие, мироформирование (создание новых миров), толерантность в отношении других рас и принятие чужой веры как своей. Потрясающий симбиоз всех этих понятий – этот вот роман.
Однако даже если вы не являетесь поклонником философии (и морализаторства как следствия), то вы всё равно найдёте роман интересным – ведь в нём вы сможете пойти по пятам героя-мироформиста, героя-дельца, бессмертного землянина, приключения которого захватят ваше воображение. Здесь вы встретите спецслужбы, таинственные исчезновения, людей из прошлого и новых, совершенно неожиданных врагов, а также подивитесь выдумке автора, изменившего Землю до неузнаваемости и населившего космос миллионом разумных рас.
В центре повествования – бывший землянин Фрэнк Сандау. Герой, у которого много имён. Человек, похоронивший своё прошлое под грузом нескончаемых лет. Бессмертный, который сам построил свой остров мёртвых, поселив на нём самые тёмные воспоминания. Я говорила, что это приключенческая литература? Так вот, в данном случае слово «приключенческая» не имеет ничего общего со словом «развлекательная». Будьте готовы поломать голову над тем, прав или не прав этот неоднозначный герой, ибо нет каких гарантий, что автор нарисовал его положительным. Я лично не смогла найти достаточно причин для причисления Фрэнка Сандау к числу героев-любимчиков.
+10
Сноб, 12 февраля 2018 г.
Скупой, четкий, лаконичный, чем-то напоминающий хемингуэевский стиль. «…Так или иначе за все, хоть отчасти хорошее, платишь…Платишь либо знанием, либо опытом, либо риском, либо деньгами. Пользоваться жизнью не что иное, как умение получать нечто равноценное истраченным деньгам и сознавать это. А получать полной ценой за свои деньги можно. Наш мир — солидная фирма».
И даже отголоски этого абзаца из «Фиесты» можно увидеть в философии главного героя и подтексте романа Желязны.
А, учитывая, возраст ГГ в множество столетий, и сам факт, что он входит в сотню самых богатых людей Галактики, можно не сомневаться, что в его жизни были сомнительные моменты.
Личная планета, больше напоминающая Звездную Крепость со всеми мыслимыми и немыслимыми удобствами и защитой. Но брешь найти можно, и Некто ее находит. И решить проблему может Фрэнк только лично сам.
Как и во многих книгах автора, имеется целый пантеон божеств, весьма интересных и вполне оригинальных. Прекрасные зарисовки и описания (одно описание Токийского залива чего стоит, тут я не одинок в своем восприятии).
Мир будущего прописан весьма схематично, в основном социально-бытовые наметки, но больше автору и не требуется, это не главное.
Заключительная часть романа очень динамична, Фрэнк вычисляет место, где находится его «проблема», в чем она состоит и решает ее. По ходу повествования отдельные моменты жизни ГГ становятся понятны, как и причины происходящего.
Прекрасная книга, оставляющая яркое послевкусие.
olvegg, 30 июля 2008 г.
«Я бы предпочел лежать на камнях с переломанными костями, ощущать падающие капли дождя и удивляться им, слегка негодуя, в чем-то раскаиваясь и многого еще желая... Быть может, именно эта жажда жизни и сделала меня мироформистом, чтобы я сам мог творить жизнь, пока у меня есть еще на то силы...»
Эту цитату можно сделать эпиграфом ко всему творчеству Желязны. Удивительно жизнеутверждающая проза — и в то же время постоянно обращающаяся к теме смерти. Но одно, по-видимому, невозможно без другого. Нельзя ощутить всю полноту жизни, не почувстовав прикосновения небытия. Сэндоу бросает вызов Токийскому заливу, создавая новые миры, которые останутся и пребудут после его собственной смерти. Но то же самое можно сказать о любом творчестве.
Роман уступает, на мой взгляд, предыдущим шедеврам автора — «Этому бессмертному», «Князю света», он хорош, но той глубины не чувствуется, Желязны как-то признался в одном интервью, что поторопился с его написанием. И все-таки время от времени тянет перечитать.
drogozin, 12 сентября 2008 г.
Желязны обладает удивительным даром органично сплавлять науку и мистику.
Флегматичный богоподобный творец с замашками аристократа, Фрэнк Сэндоу проживший тысячу лет, остаётся в душе молодым и своим взглядом и добрым цинизмом смахивает на принца Корвина и немного на Махатму-Сэма.
Его власть над стихиями стоит на реальном SF фундаменте, не отходя, однако, от мистического ореола. Чтобы обрести её, он должен десятки лет учиться думать, как бог.
В борьбе рационального и хаотического начал в человеке проходит эта история. Ведь в каждом враче есть немножко от деревенского знахаря, а в каждом учёном живёт алхимик.
Поселяется бог в избранном при обретении Имени или это лишь особое психическое расстройство, позволяющее раскрыть креативный потенциал? Ответа автор так и не даёт.
vam-1970, 17 июля 2023 г.
Номинант Небьюла 1969 года.
Люди как боги, конечно не все, а избранные. Автор описывает жизнь человека, создающего свои миры, преобразуя планеты в удобные места проживания. Терраформирования.
Казалось бы радуйся и пей вино каждое утро, но жизнь богов даже не безоблачна. Автор наложил на божественные успехи страсть некоторых к убийствам и получился захватывающий боевик. Зависть и ненависть -вечные пороки живых разумных?
Игорь СЗ, 22 сентября 2021 г.
С большим удовольствием прочитал «Остров мёртвых» еще в самиздате в 80-е. На мой взгляд, это одно из лучших произведений автора. Разумеется, с этим можно спорить — вкусы у всех разные. Кому-то «и кобыла невеста», и «амбарные» хроники шедевр )). Но с чем вряд ли поспоришь — это самый эстетский его роман.
Философская идея, лежащая в его основе, тоже не нова — вопрос соотношения свободы воли и судьбы в жизни чел. занимает человечество с древнейших времен. Мировые религии отвечали на него по-разному, порой, совершенно противоположным образом — от полной предопределенности в исламе и протестантстве до «моя судьба не в Небе, а во мне самом» в даосизме. Но Желязны не был бы самим собой, если бы не предложил свою, оригинальную, трактовку вопроса, попутно придумав парочку новых религий, а еще кучу миров и инопланетных рас, их населяющих.
В общем, пересказывать содержание не вижу смысла, дабы не портить удовольствие новым читателям. Предупрежу лишь — все тут не таково, каким кажется. Роман пропитан духом зыбкости оригинала — картины символиста Арнольда Бёклина, давшей ему название.
Semenych, 6 октября 2016 г.
Странная, хотя и не самая странная книга Желязны. По большому счету тут нет начала (часть начала можно найти в мелких рассказах и повестях) и конец тут тоже в какой-то мере условен, просто еще одна не самая большая веха пути, но продолжения Желязны не написал.
Эта книга может показаться простоватой из-за достаточно прямолинейного сюжета, суперменства главного героя и может быть несколько небрежной манерой изложения от лица ГГ.
Чем она мне понравилась
- тут показан очень интересный мир и на страницах книги мы видим в лучшем случае половину мира, другая половина останется не рассказанной существуя только в голове автора.
- Главный герой супермен, говорит банальности и вроде бы ничего особенного не представляет, но лично мне очень хочется пойти за ним от планеты к планете
- действие (как впрочем наверное во всех книгах Желязны) имеет много слоев и не раскрывается с первого взгляда.
- ну и просто как-то вот «вкусно» и легко написано.
No pain no gain, 9 августа 2011 г.
Книга ценна больше своей атмосферностью, чем сюжетом, интересной фантастической вселенной или ввсякими мифологическими моментами, на которые Желязны такой мастер. Это скорее не приключенческая фантастика, а рассуждения о жизни, о судьбе, о дружбе и одиночестве, приправленные НФ. Очень хорошая книга. перечитывал много раз и всегда с удовольствием, просто наслаждаясь текстом, погрузившись в мысли Фрэнсиса Сэндоу.
vgjdh, 16 июня 2010 г.
Автор открыто играет с читателем.
Сначала сажает на голодный паёк информации, напуская мистического тумана. Полунамёками и отвлечёнными историями заставляет самим строить мир и создавать философию непонятного острова мёртвых. Затем открывает свои карты (как всё есть на самом деле), и ты видишь, как пропадает мистика, философия, тайна и остаётся история одинокого человека. Его довольно пустые и эгоистические приключения к концу книги резко перетекают в религиозную философию бытия и борьбу мистических сил. Финальные строки — самые загадочные, оставили меня с чувством недоумения и стойким ощущение недосказанности (похоже, автор сам не знал, что делать с тем, что получилось, быстренько закруглив всё повествование)
Р.S. скорее всего, необходимо перечитать роман, вписывая незначительные нюансы в картину мира, образовавшегося после первого прочтения. Вот только одна беда – совсем нет никакого желания делать такой глубокий анализ в принципе поверхностно описанного мира (самокопание и самонадумывание это на любителей).