FantLab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «Мир Полудня»

Мир Полудня

Цикл

Жанровый классификатор:


 Рейтинг
Средняя оценка:9.06
Голосов:1285
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Просто потрясающий, волшебный и такой реальный мир!

Здесь Стругацкие показали себя и потрясающими художниками, и великолепными футурологами: взять хотя бы всем известный БВИ — прародитель нынешнего Интернета или острый, революционный взгляд на педагогику в их Великой теории воспитания.

Критика прогрессорства как инструмента вмешательства в жизнь чужих народов выглядит просто потрясающе актуальной...

© Otto

Содержание цикла:

8.44 (2258)
-
53 отз.
8.23 (2502)
-
68 отз.
8.56 (2796)
-
97 отз.
8.97 (8265)
-
246 отз.
8.72 (6084)
-
152 отз.
8.54 (3496)
-
96 отз.
8.28 (3053)
-
68 отз.
8.70 (4660)
-
94 отз.
8.60 (3887)
-
78 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— условный цикл «История будущего»


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)

Полдень, XXII век
2006 г.
Трудно быть богом
2006 г.
Хищные вещи века
2006 г.
Будущее, XXII век. Прогрессоры
2008 г.
Мир Полудня
2016 г.

Издания на иностранных языках:

MITTAG 22. Jahrhundert
1977 г.
(немецкий)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 апреля 2009 г.

Откровенно говоря, я очень завидую тем, кто еще не дочитал (или только собирается начать) этот великолепный цикл (это относится и к Предполуденному). Я вообще-то не собирался писать отзыв, но только что дочитал «Волны гасят ветер», и теперь меня просто переполняют чувства.

До трилогии о Каммерере Авторы просто показывают нам Мир полудня: Вот «Полдень, XXII век», посмотрите на технологии будущего, на общество будущего, все почти достигло идеала; вот ТББ: нас знакомят с идеей Прогрессорства, показывают задатки великой миссии Человечества, которое взяло на себя роль Богов; а вот ОО, после ЖвМ и ВгВ совсем по-другому его воспринимаешь. В последних повестях у Читателя на глазах рушится все, что создавалось в течении огромного промежутка времени. Непоколебимый ,на первый взгляд, баланс в обществе начинает расшатываться, все идеи отходят на второй план, самое время разобраться с происходящим у себя дома, на Земле. И только закрыв последнюю страницу заключительной повести, ты понимаешь, что хочешь еще, больше и больше, но не продолжения, а переигровки финала. В голове вертится: «ну почему все так закончилось? Неужели не было другого выхода?» Но в тоже время понимаешь: это действительно то единственное логическое завершение, идеальный финал Великой Саги.

Мир Полудня притягателен, он заманивает читателя своей гениальностью, с каждой новой повестью все больше подогревая к себе интерес. И вот, когда ты проглатываешь каждую строчку с самым жарким интересом, все обрывается. Конец идеальному обществу, конец XXII века, Полдень прошел, наступает новая эпоха в жизни Человечества. Какой она будет? Об этом лучше не задумываться...

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 декабря 2008 г.

До мелочей продуманный мир будущего. Братья Стругацкие очень красочно представили общество с развитым коммунизмом, как жаль, что бывший СССР так и не смог развиться до такого прекрасного общества. Но благодаря чему этот мир смог оставить позади все войны, расприи, голод и другие проблемы XX века? Конечно же благодаря своим обитателям — людям будущего, которые, по сравнению с нашим обществом, кардинально изменились. В XXII веке главными приоритетами человека являются дружба, любовь и работа, а не власть и деньги. Они осуществляют прогресс человечества, покоряют космос, ищют другие цивилизации.

Некоторые называют общественный строй Мира Полудня фашистким, из-за контроля над инакомыслием, запрета на свободное развитие науки — всё это есть в XXII веке, но как можно представить себе этот мир без таких ограничений? Творческий потенциал человечества может «переступить черту» и тогда произойдёт катастрофа (вспомнить хотя бы «Массачусетский кошмар»).

Стругацкие, по моему мнению, создали самый правдоподобный мир будущего. Человеческая цивилизация сегодня ещё далека до этого мира, но как хочется надеятся, что нам всё же удасться пожить в таком прекрасном светлом будущем.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 декабря 2007 г.

На мой взгляд это самый интересный, самый продуманный мир будущего, и что самое главное, в котором нам с вами хотелось бы жить.

Да, в нем есть свои проблемы, да, есть нерешенные задачи, но зато у нас и у героев есть желание решать эти проблемы и задачи.

Грустно, что скорее всего это самого будущего у нас уже никогда не будет.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 сентября 2006 г.

Если «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни», то «Мир Полдня» — энциклопедия человеческой души. Огромное количество идей, впоследствии заимствованных другими авторами. Цикл на все времена.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 января 2008 г.

Замечательный цикл. Как, собственно, и все у Стругацких. Лучшие образцы мировой фантастики!

Абсолютно живые герои, отнюдь не сверхчеловеки, не гении, но как же хотелось бы оказаться среди них! Вот только будет ли им интересно с нами?..

И вообще, если будущее именно такое, как у АБС, мы живем не зря...

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 августа 2010 г.

«Весь мир насилья мы разрушим. До основанья» — Есть такая жизнерадостная пенсенка. АБС нам показывают что даже при самом идеальном развитии ситуации («Мы наш, мы новый мир построим») — на улицах будут убивать людей «во имя высших целей».

Мне грусно и легко, печаль моя светла.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 декабря 2006 г.

Читала все эти книги по мере их выхода в свет («Страну багровых туч» и «Стажеры» в 1962 году), зачитывалась и до сих пор впечатление осталось неизменным. После этих книг жить хочется, а не повеситься, как после некоторых современных. Мое мнение — лучшая фантастика своего времени, до сих пор не потерявшая обаяния.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 июня 2006 г.

Мне понравился весь цикл. Начиная с первых расказов «мир полдня» растет и развивается вместе с героями. Очень интересно вновь перечитывать «старые» книги зная о дальнейшем развитии персонажей.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 декабря 2007 г.

Мир будущего, цельный и прекрасный. Живые, очень реальные герои — со своими подвигами и ошибками, любовью и предательством, обыкновенные люди 22 века.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 мая 2006 г.

Ничего подобного в жизни не читала. Особенно ОО понравился. Да и остальные истории на уровне! Очень небанальные идеи. Люблю стиль АБС, их манеру писать: нет натянутости, занудности. ВГВ долго не могла дочитать, но результат превзошел все ожидания!

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 мая 2005 г.

Дальнейшее развитие мира, нарисованного в рассказах серии «Возвращение. Полдень. XXII век» — те же герои, тот же мир, только уже новые, более совершенные технологии, более сложные вопросы бытия. Тема «странников» — чуждой, непонятной негуманоидной сверхцивилизации, развитие идеи стимулирования развития отсталых планет, поднятой ещё в «Трудно быть богом». Очень достойное продолжение темы.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 марта 2006 г.

«Обитаемым островом» я не очень прониклась, но «Жук...», «Волны...», «Малыш» (я его сюда отнесу все же) это восторг научной фантастики. У меня иногда складывалось ощущения, что читаю реальные секретные материалы. Сейчас 2006 год. «Волны гасят ветер» написаны в 1985. А идеи продолжают восхищать, будоражить и быть интересными.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 декабря 2005 г.

У меня в приоритетах «Жук в Муравейнике» — но и Остров весьма силен. «Волны» немного разочаровали, по-моему, сюжет там слегка поскубан («лакуны»). Получился крен в сторону идеи, но, все же, не дать ВГВ 9 баллов — безобразие, вредность и ваще жлобство :wink:

Оценка: 10
–  [  -2  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 февраля 2006 г.

Одного не пойму, почему в список не вошел роман Трудно быть Богом? Может кто пояснит, господа?

*Добавлено позже* Вижу, вошел:shuffle::smile:

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 августа 2014 г.

Я не склонен обожествлять АБС. Высочайшее их писательское мастерство отрицать глупо. Но все же, имхо, есть писатели (именно писатели!) и посильнее, в том числе среди т.н. учеников. Вот хотя бы Рыбаков ранний. А когда под одной обложкой вышли «Парень из преисподней» и «Змеиное молоко» М.Успенского — мне было совершенно очевидно, что из них литературно качественнее на непредвзятый взгляд.

Но Стругацкие ведь и не совсем писатели. Они «больше чем писатели»: они мыслители! Вон, Лев Толстой писал еще хуже по части языка, однако куда ж без него в истории русской словесности? При этом мастерство АБС — весьма отточенное, и его с лихвой хватает для тех целей... нет, не для целей, скорее, для предназначения, ибо чуется мне, что не они выбирали цель творчества своего, а их самих выбрало, «накрыло», наградило, заклеймило откуда-то свыше оным предназначением: стать выразителями идей и мечт целого поколения, замечательнейшего, на самом деле, поколения шестидесятников, а вслед за ним — и целой огромной страты, т.н. советской интеллигенции. Мир Полудня — это ее мир. Мир интеллигентской мечты, мир победившего Этичного Разума: утопичный, наивный, но удивительно привлекательный. Великолепная, глубокая, милая и мудрая Утопия! В этом мире интеллигентно все человечество скопом (и говорит оно, безусловно, в основном, по-русски) и каждый его представитель в отдельности. Конечно, в героях Полудня отражен не сам типичный советский интеллигент как он есть (точнее, был), а лишь его мечтаемый образ, его приукрашенное, облагороженное мнение о себе, которое так комфортно было пестовать на московских и ленинградских кухнях и в курилках столичных НИИ. Но это и правильно! Как в смысле популярности (читать всегда приятнее о том, каким хочется быть, а не о том, какой есть), так и потому, что утопия же! Утопия, основанная на тех же самых посылах, неоднократно опровергнутых историей, но упорно рождавших и рождающих почти все подобные ей красивые сказки: «человек по натуре добр, к тому же звучит гордо», «разум по сути своей этичен». Утопия, в которую хочется верить, ради воплощения которой хочется, черт возьми, жить и бороться! Не припомню, чтобы где-нибудь еще коммунистическая идея нашла столь зримое, объемное, вкусное изображение.

И в этом смысле наиболее цельная вещь цикла, как ни парадоксально — корневая, пусть по структуре она представляет собой сборник новелл. Цельная она — идейно. Искренняя, добрая, даже в каком-то смысле возвышенная. (И, возможно, вечная.) Да, остальные книги Полуденного цикла тоже хороши, каждая по-своему. Но в них Идея мельчает, распадается на какие-то фрагменты, они поднимают более частные вопросы, видимо, вызывавшие у авторов, как бы сейчас сказали, когнитивный диссонанс. И происходит некая деградация, замыливание Идеи. Что, впрочем, неудивительно. АБС столкнулись с глубинным и в каком-то смысле трагичным внутренним противоречием своей модели будущего. Ведь цельностью она обязана как раз таки художественности своего изложения. (Я лично считаю, что именно «Полдень» как таковой в литературном смысле — сильнейшая вещь цикла!) Будучи же критически оцененной тем самым разумом, гимн которому поют Стругацкие, Утопия обнаруживает в себе многочисленные прорехи, которые, увы, не заштопать и не закрыть заплатами. Ведь гимны предназначены для пения, а не для доклада на научных конференциях. «Многия знания — многия печали».

Но при всем этом, надо отдать им должное, АБС остаются искренними до конца. Перед собой и перед читателем, которого рискуют разочаровать. И в итоге цикл обретает еще одно измерение, обнаруживает дополнительную глубину. В нем оказывается отраженным процесс постепенного разочарования того самого Поколения в той самой Идее. В нем еще не высказано, но уже выстрадано мучительное, но честное признание в том, что человека не перевоспитать. Он в глубине своих неизбывных инстинктов зверь, он по социальной своей натуре эгоист, и это вполне нормально, ничего плохого в этом как бы и нет, да вот только разум дискомфортен большинству хомо, так как порождает самоиронию и мешает самовлюбленности. В стабильном социуме не бывает слишком много сапиенсов, к тому ж пассионарных, большинство в нем всегда составляют (и должны составлять) ленивые бюргеры... впрочем, социофилософская дискуссия здесь неуместна. АБС ведь и сами в конце концов поднялись над Полуденной Идеей (напр., «Град обреченный», «Миллиард лет до конца света») с помощью понимания экзистенциальности, а не объективности смысла бытия человеческого.

Но всё это не умаляет красоты и культурной ценности Великой Утопии. Мир Полудня, уверен, займет, если уже не занял достойное место в истории русской словесности.

Оценка: 9


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх