fantlab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Крысы в стенах»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.19
Оценок:
1236
Моя оценка:
-

подробнее

Крысы в стенах

The Rats in the Walls

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 128
Аннотация:

Наследник древнего рода Де ла Пор возвращается в много лет заброшенную семейную усадьбу. В этом месте много лет назад произошло ужасное преступление. Прямой предок главного героя по неизвестной причине убил всю семью. А среди жителей окрестных деревень и по сей день живёт необъяснимая неприязнь к древнему роду.

Входит в:

— журнал «Weird Tales, March 1924», 1924 г.

— журнал «Weird Tales, June 1930», 1930 г.

— антологию «Switch on the Light», 1931 г.

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— антологию «Sleep No More: Twenty Masterpieces of Horror for the Connoisseur», 1944 г.

— сборник «Best Supernatural Stories of H. P. Lovecraft», 1945 г.

— сборник «The Dunwich Horror and Other Weird Tales», 1945 г.

— журнал «Rex Stout Mystery Magazine (No. 3, February 1946)», 1946 г.

— антологию «Cuentos de terror», 1963 г.

— сборник «The Dunwich Horror and Others», 1963 г.

— антологию «The Best Ghost Stories», 1977 г.

— антологию «65 Great Spine Chillers», 1979 г.

— антологию «A Treasury of Modern Fantasy», 1981 г.

— антологию «House Shudders», 1987 г.

— антологию «Родословная тьмы», 1987 г.

— антологию «Граф Магнус», 1991 г.

— антологию «Haunted Houses: The Greatest Stories», 1997 г.

— антологию «Weird Tales: Seven Decades of Terror», 1997 г.

— антологию «My Favorite Horror Story», 2000 г.

— журнал «Weird Tales, Summer 2000», 2000 г.

— антологию «Антология мировой фантастики. Том 8. Замок ужаса», 2003 г.

«Тёмные аллеи», 2007 г.

— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.

— сборник «The Call of Cthulhu and Other Weird Tales», 2011 г.

— антологию «Если свет твой — тьма...», 2016 г.


Экранизации:

«Книга мертвых» / «Necronomicon» 1993, Франция, США, реж: Кристоф Ганс, Сюскэ Канэко, Брайан Юзна



Похожие произведения:

 

 


Граф Магнус
1993 г.
В склепе
1993 г.
По ту сторону сна
2000 г.
Зов Ктулху
2001 г.
Тень из безвременья
2001 г.
Том 1. Притаившийся ужас
2001 г.
Антология мировой фантастики. Том 8. Замок ужаса
2003 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Хребты Безумия
2005 г.
Хребты безумия
2006 г.
Притаившийся ужас
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Хребты Безумия
2010 г.
Зов Ктулху. Рассказы. Повести
2011 г.
Обитающий во мраке
2012 г.
Хребты Безумия
2014 г.
Загадочный дом на туманном утесе
2014 г.
Зов Ктулху
2015 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
Затаившийся страх
2016 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Ктулху
2017 г.
Голова Медузы
2018 г.
Зов Ктулху
2018 г.
Сны Ктулху
2018 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Мифы Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2021 г.
Зов Ктулху
2021 г.
Мифы Ктулху
2022 г.
Крысы в стенах
2023 г.
Тень над Иннсмутом
2023 г.
Шепчущий во тьме
2023 г.
Зов Ктулху. Рассказы. Повести
2024 г.

Периодика:

«Weird Tales» March 1924
1924 г.
(английский)
«Weird Tales» June 1930
1930 г.
(английский)
Rex Stout Mystery Magazine (No. 3, February 1946)
1946 г.
(английский)
Weird Tales» Summer 2000
2000 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Всё, что в тебе есть
2015 г.
«Если свет твой — тьма...»
2016 г.

Аудиокниги:

Сборник рассказов 2. Хребты Безумия
2013 г.
Тёмные аллеи 2.2: Ктулху и аколиты
2017 г.
Крысы в стенах
2019 г.

Электронные издания:

Голоси в темній кімнаті
2021 г.
(украинский)

Издания на иностранных языках:

Switch on the Light
1931 г.
(английский)
The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
Sleep No More
1944 г.
(английский)
Best Supernatural Stories of H. P. Lovecraft
1945 г.
(английский)
Cuentos de terror
1963 г.
(испанский)
The Dunwich Horror and Others
1963 г.
(английский)
The Haunter of the Dark and Other Tales of Terror
1974 г.
(английский)
The Best Ghost Stories
1977 г.
(английский)
A Treasury of Modern Fantasy
1981 г.
(английский)
The Dunwich Horror and Others
1984 г.
(английский)
The Dunwich Horror and Others
1984 г.
(английский)
65 Great Spine Chillers
1985 г.
(английский)
The Best of H. P. Lovecraft: Bloodcurdling Tales of Horror and the Macabre
1987 г.
(английский)
The Dark Descent
1987 г.
(английский)
House Shudders
1987 г.
(английский)
Masters of Fantasy
1992 г.
(английский)
Le case del brivido
1995 г.
(итальянский)
Weird Tales: Seven Decades of Terror
1997 г.
(английский)
L'abomination de Dunwich
1997 г.
(французский)
The Dark Descent
1997 г.
(английский)
The Annotated H. P. Lovecraft
1997 г.
(английский)
Haunted Houses: The Greatest Stories
1997 г.
(английский)
My Favorite Horror Story
2000 г.
(английский)
The Call of Cthulhu and Other Weird Stories
2002 г.
(английский)
Le case del brivido
2002 г.
(итальянский)
H. P. Lovecraft: Tales
2005 г.
(английский)
Le case del brivido
2008 г.
(итальянский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)
The Call of Cthulhu and Other Weird Tales
2011 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том І
2016 г.
(украинский)
Кліч Ктулху
2017 г.
(белорусский)
Повне зібрання прозових творів: Том І
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на то, что в рассказе Лавкрафта используются его известные лейтмотивы, как то: родовое поместье (в данном случае — замок), семейное проклятие и тема человеческого вырождения, которые так или иначе проходят красной нитью через большинство произведений автора, «Крысы в стенах» не стали вторичным его творением. Всё дело в том, что автор постоянно обманывает читателя, порционно давая ему предвкушать развязку, которая постоянно отодвигается и создаёт причудливый узор повествования, совмещённый с нетерпением проверить свои догадки. В конце концов, в рассказе появляется даже бог-демон Ньярлатотоеп и это ещё штрих к авторскому стилю Лавкрафта.

Но все догадки, выстроенные читателем рушатся в кульминационной сцене, которую, как мне кажется, большинство читателей прочитают несколько раз, чтобы насладиться вновь и вновь достигнутым эффектом шока, который Лавкрафт создал своими, на первый взгляд штамповыми приёмами.

Крысы в стенах огромного замка могут стать самыми страшными существами, поскольку сама мрачная атмосфера гигантских пространств сооружения будет превращать малейший шорох в жуткий шум. Оттого, как Лавкрафт умеет описывать готическо-мистическую составляющую своих историй мороз пробирает по коже. Поэтому по прочтении рассказа я стал чётче прислушиваться к звукам в своём доме. Может быть именно этот факт говорит о мастерстве Лавкрафта, умеющего поразительно точно создавать эффект присутствия и веры в происходящее на страницах своих произведений.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Простовато, бредовато (в реальной жизни невозможно сойти с ума за пару минут, как главный герой) и совершенно не страшно. Но это общая беда 99 % образцов готической литературы и раннего хоррора, на которые смотрят с колокольни XXI века. Люди в конце XIX – начале XX вв. в среднем были глупее, наивнее и не такие пресытившиеся массовой культурой, как сейчас, поэтому они, выпучив глаза и раскрыв рот, с замиранием сердца слушали про инопланетян, вампиров, оборотней, призраков и каннибализм. В XXI веке, когда уже большинство произведений Кинга кажутся нелепой наивнятиной, этим напугаешь разве что пятилетнего ребёнка с задержкой психического развития.

Сейчас зажравшимся любителям хоррора подавай что-то из ряда вон выходящее: без смешных клыков-когтей-щупальцев-рогов, без детсадовского рычания, непонятное и сводящее с ума. Ну, какие-нибудь японские городские легенды про Тэк-Тэк (японцы неспроста стали главными производителями кинохорроров; они просекли, что сейчас пугает людей). Ещё начали заходить сюжеты про пробравшуюся в современность языческую древность: с мрачными хеллоуинскими осенними лесами, в которых казавшиеся мифическими твари рвут людей на части (намёк на «Ритуал» Нэвилла).

«Крысы в стенах» можно прочитать из чисто литературоведческих соображений — чтобы знать, что Лавкрафт писал не только про пх'нглуи мглв'нафх Ктулху Р'льех вгах'нагл фхтагн.

Оценка: нет
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

В своих работах Лавкрафт оперирует страхом бездн. Эдгар По открыл миру бездну – чёрную и пугающую – внутри человека. Лавкрафт добавил к этому внешнюю бездну космоса, показав ужас, приходящий из этой бездны, попутно указав и место человека в космосе – ничтожное, бессильное перед бесконечностью космоса. Но кроме всего прочего Лавкрафт использует и ещё одну бездну – бездну прошлого. Прошлое у Лавкрафта столь же бездонно, столь же черно и столь же населено чудовищами. И дело тут не только в пропасти древних времен, о которой у человечества остались лишь смутные искажённые воспоминания. Он ловко смекнул, что даже частное и не такое уж древнее прошлое может пугать, что оно тоже может быть населено монстрами – и что если монстры имеют какое-то отношение к тебе, что если они в буквальном смысле одной с тобой крови? Вот тот ужас, которым автор умело манипулирует. И вот тот ужас, который мы видим и в этом рассказе. Здесь страх тоже не так уж и далёк, хотя корни его уходят глубоко-глубоко в прошлое. И здесь оно тоже имеет лёгкий мертвенный дух разложения, дух мерзости (но к чести сказать, не столь сильный, чтобы полностью превратиться из страшного в мерзкое). Кстати, тема деградации тоже возникает у автора нередко – и в этом я вижу ту оплеуху вселенского человеческого эгоизма, он уже не центр вселенной, созданный богом по образу и подобию своему, он, человек, сам способен вырождаться, терять облик, становясь чудовищем, животным… Даже благороднейшие из рода человеческого способны на такое. Эта мысль и сейчас вызывает холодную дрожь, представляю сколь кощунственной и страшной казалась она в самой заре 20-го века, когда нравы было гораздо более возвышенными… В этом всём я вижу соль рассказа. И это действительно пугает – как и картины, образы, что рисует автор (а он это умеет!).

Из минусов скажу, что рассказ не очень сильно запомнился после давнего первого прочтения (кроме самих, крыс, пожалуй, но тут достаточно увидеть название, чтобы их вспомнить). Как мне кажется, причина в том, что рассказ написан в такой довольно холодной манере, и темп его достаточно неспешный – не хватает его, чтобы захватить полностью. И уже от этого виден (выпирает) и авторский шаблон со старым фамильным домом, жуткой репутацией и неминуемым безумием с уничтожением «улик» в конце. Шаблон, который будто говорит, что нечто уже было – будто этот рассказ, это и «Наследство Пибоди», и «Артур Джермин» и много что ещё – а это не столько правда, сколько ощущение, ведь на самом деле даже в рамках этого шаблона тут много оригинального; но ощущение есть, и оно давит.

Кстати сказать, хоть тут в основном «действует» культ Кибелы (реально существовавший, но в пространстве рассказа тоже в каком-то смысле выродившийся, извращённый), но Ньярлатотеп со своими флейтистами тут упоминается тоже – не есть ли это формальный повод отнести рассказ к Мифам Ктулху?

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трудно мне хорошо относиться к творчеству Лавкрафта. Я читал вещи намного лучше. Пусть какой-никакой талант у автора есть, но я постоянно цепляюсь за какие-то несуразные вещи. И, что характерно, из-за мелочи разваливается, буквально, всё. Так было для меня и с рассказом «Крысы в стенах». Малюсенькая деталь: исследуя подземный спуск, один из ученых замечает, что он выдолблен снизу вверх. То есть, жили себе злобные питекантропы в пещерах, пока самый из них неуемный в злобе своей не догадался, что можно копать еще и вверх и не просто вверх, а сквозь скалу. И только спустя время понимаешь, что для Лавкрафта эти допотопные полулюди — то же самое, что вурдалаки, вылезшие из глубин ада, чтобы затаскивать обычных человеков в бездну деградации. А зачем мне эта информация? Ведь подобные долгие размышления убивают атмосферу. А она в рассказе мало, что исчезающая с каждым нововведением автора, так еще и связана, исключительно, с тараканами в его голове. В общем, рассказ по-своему бесценен.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Особенно та часть, где Лавкрафт всё произошедшее выдает за «записки сумасшедшего», считая это нормальной интригой, а не обесцениванием всего выше сказанного.

Оценка: 3
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма необычный рассказ о страшном родовом проклятии, неком эфемерном наследстве, передаваемом от патриарха семьи своему последователю в виде письма. Однако цепочка тайны пресеклась по воле одного из членов семьи, бежавшем с проклятой фамильной земли и из ненавистного города. И лучше бы последнему потомку почти угасшего рода оставить прошлое прошлому и не стремиться восстановить давно почивший во прахе фамильный особняк. Но злой рок рассудил по другому.

Жутковато было читать о культивировании в проклятой семье богохульных наклонностей, а также выращивании людской массы в качестве животных на убой. Часть про топоток крыс в стенах весьма красочен.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крысы в стенах. Один из самых жутких и захватывающих рассказов Лавкрафта, из тех что я прочел. Развязка непредсказуемая и шокирующая, перечитал концовку раза три, чтобы ничего не упустить из виду. На мой вкус, это эталонный пример хоррор жанра.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Особенно понравилось то, как автор вводит читателя в заблуждение на протяжении всего рассказа, а затем раскрывает весь ужас происходящего в последних строчках. Ведь на самом деле никаких крыс в стенах замка не было — это лишь аллегория, означающая для главного героя многовековой, потаенный в глубинах сознания голод каннибала.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

При таком объеме произведения сложно не сболтнуть лишнего, впечатления под спойлером.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Описание размеренной старости и попыток увековечить свое имя, в ожидании смерти, рационалиста и скептика из древнего рода незаметно переходит к необъяснимой тревоге и беспокойству. А вскоре, сменяется родовым безумием, еще пару страниц назад бывшим легендой местных крестьян. Для меня бесошовность и лаконичность данного произведения является определенно плюсом. Мурашки по коже от сцены, где старик теряет рассудок.

Сюжет: 9/10

Слог: 10/10

Ужас: 7/10

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ откровенно затянут и несколько нудноват, но обладает очень сильной концовкой. Словно Лавкрафт был настолько одержим этой идей замкнутого семейства, разводящего деградировавших людей на убой, что всю остальную подводку ему было писать просто лень. Такие рассказы у меня оставляют обычно кислосладкое послевкусие. С одной стороны очень сильный финал, где нашлось место и ужасу (внезапно для Лавкрафта, не хтоническому), и психоделии, и оборванной, но от того только более сильной концовке. С другой — уже набившее оскомину авторское «я приехал в дом моих дальних родственников...», которое у него в каждом втором рассказе, да и в целом весьма вялое введение и середина.

Пускай рассказ и не самый сильный, но оставляет определённые мысли в голове. Хотя бы за это...

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лавкрафта отличает его перевод ужаса в дискретной пространство. В то время как мастера хоррора пространство размазывали туманами, сумерками, лесами, Лавкрафт даже историю помещает во временные пласты, которые, хоть и находятся на пути одной нисходящей в прошлое лестнице, но расположены на отдельных, четко различимых этажах. Кроме одного.

Переход в неизведанную древность происходит на одном уровне с той древней историей, которая уже известна человеку. Но даже переход в нее и первобытные синкретизм, сливающий историю человечества, историю рода, историю мира и тьму в самой тьме осуществляется столкновением с некоим новым пространством — пространством демонических крыс, пронизывающих нутро всего места и людей в нем.

Некоторые говорят, что крысы существовали только в воображении главного героя, а кошки слышали их как животные, способные ощущать присутствие потусторонних сил. Но тогда как объяснить ту историю, в которой сбежавшие однажды из опустевшего замка крысы пожирали все на своем пути, включая пару людей? Крысы должны быть реальными, иначе как они вселились в наследника рода Поэров? Этот род и стены — одно целое, а крысы — их нутро.

Лавкрафт радует разнообразием возможных вариантов вторжения древних и потусторонних существ в мир, знакомый человеку. Здесь происходит столкновение с нерасчлененные пространством, а в других Лавкрафт добавляет дополнительные измерения — это очень научный ужас, дискретный, ужас излишней человеческой определенности, содержание которой еще не постигнуто и вряд ли будет понято существами вроде людей.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ понравился мне больше. То ли я уже привыкла к стилю автора, то ли здесь не так много эпитетов, но читать мне было гораздо легче. На этот раз они гармонично смотрелись в тексте и не перегружали его.

Сначала я совсем не поняла, зачем Лавкрафт упомянул историю убийства леди Мэри де ла Поэр и не дал понять, почему оправдали убийц. Уже подходя к концовке картинка сложилось в одно целое. Интересная задумка. Не знаю, правильно ли я поняла ее, но если автор имел в виду именно то, что я поняла, то мне понравилось :)

Мне не было ну вот прям очень страшно читать, скорее жутко. Эти метания главного героя. Его паника, страх. Дико пугало, когда я попыталась представить себя на его месте, что я слышу этих крыс, они повсюду, а никто не может понять мой страх. Брр.

Оценка: 6
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кто говорит мол не страшно и не достаточно интересно, прослушайте аудиокнигу ночью, в полной тишине — измените своё мнение. Вот вам ссылка: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=732646 (там не только «Крысы в стенах»)

Произведение это — настоящий шедевр мировой литературы, наравне с «Изгоем». Специально для тех людей, кто не понял концовку:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Замок был построен на месте древнего капища, где люди приносились в жертву, а также пожирали друг друга. Крыс как таковых (материальных) не было, это были призрачные создания, которые довели главного героя до сумасшествия. Люди спустившиеся туда в это склеп, навлекли на себя древнее проклятие рода Де Ля Поеров, отсюда изменение в сознании главного героя и его омерзительный поступок. Кошки чувствуют потусторонние силы и тем самым, Нигерман пытался загрызть своего хозяина, потому что он на самом деле съел Нориса. Сон Де Ля Поера — был вещим...

Конечно каждый будет трактовать по своему (не исключено, что он тоже будет прав), но это самое близкое к правде рассказа.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наследник древнего рода решает возродить замок своих предков, но только при осмотре что-то гнетёт его. Странное место. А потом и странные сны, то звуки когтей за стенами, да и кошки ведут себя возбуждённо. Только погрузившись глубже и физически в подземелье и временно в историю, приходит понимание.

Очень визуально, хотя и крупными резкими, как будто несформированными, мазками, показано сумасшествие. Двусмысленность в причинах для каждого читателя. Были ли крысы и позовут ли главного героя они и дальше познать себя?

Рассказ о призраках, поселившихся глубоко и ждущих нужного момента.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересно, страшного не много, но образ таинственности, средневековой готики и тайны сохраняют интригу до конца.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ великолепен именно своим саспенсом. Очень умелым нагнетанием ужаса, как будто насосом черный-пречерный баллон накачивают в темном душном гараже:) Чуть ли не эталонный образец ужастика. Очень кинематографично к тому же. Все картины ярко возникают в воображении. И этот взрыв неистового безумия на самой последней странице. По-моему, не слабее некоторых страниц раннего Гоголя.

Прозвучали мнения, что рассказ типичен для ГФЛ. Помилуйте, это ведь одно из первых его произведений! Вот такими шедеврами канон и формировался. Все еще было впервые.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

У Лавкрафта все рассказы на одну и ту же тему. Согласитесь: почти в каждой книге Ктулху и его товарищи — Азатот, Ньярлатхотеп и др. Если б это наблюдалось у другого автора — многие бы прочитали 2-3 произведения и «поставили бы крест». Надоело бы. Но Лавкрафт исхитрялся почти каждый рассказ сделать нестандатным.

И вот снова: в «Крысах» старый друг Ньярлатхотеп! И начинается почти как «Наследство Пибоди». Вроде типично... А ведь интересно же! Не оторваться!

Старая тема в незнакомой оправе.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх